И потому, чтобы видеть, почему так плоха была С–Петербургская духовная Академия в данный период, Р. С, находит нужным прежде всего познакомить читателей «с личным характером четырех командиров», под управлением которых в это время она состояла: «это были: Иоанн Доброзраков» (впоследствии времени епископ Пензенский и Нижегородский и архиепископ Донской), «Смарагд Крыжановский» (после епископ, викарий С–Петербургский, епископ и архиепископ Полоцкий, Могилевский, Харьковский, Астраханский, Орловский и Рязанский), «Венедикт Григорович» (после епископ, викарий С–Петербургский и архиепископ Олонецкий) «и Виталий Щепетев» (после епископ Костромской). Уже по такому приступу нужно ожидать, что плохи были эти люди, плохие командиры Академии. Но Р. С. и не заставляет читать свою мысль между строками, объясняясь прямо без дальнейших церемоний, что они обладали капитальными слабостями, из коих главнейшими были отсутствие честности и корыстолюбие. «Не смотря на то», – пишет он, – «что эти четыре ректора различались между собою по характеру и взгляду на свою должность, у них была одна слабость, впрочем общая всем тогдашним ректорам не только Академий, но и семинарий. Каждый из них получал такое жалованье, которое при тогдашних ценах на жизненные припасы, при казенных квартире, отоплении и экипаже, не могло считаться недостаточным даже для семейного человека. Затем, разве редкий из них не был настоятелем монастыря, по большей части богатого. Прибавьте к этому, что все отцы ректоры были люди не семейные, давшие обет нищеты. Кажется, вовсе нельзя предполагать, чтоб они, так хорошо обеспеченные, не могли защитить себя от слабости – усиливать свои финансовые средства. А между тем никто из них, кроме разве ничтожных исключений, не умел победить в себе, эту слабость. Даже ректоры Петербургской духовной Академий, получавшие всего до 10.000 руб. ассигн. жалованья и доходов от редакции журнала «Христианское чтение», были ей наравне, с прочими подвержены; надобно думать, что слабость, или лучше – болезнь эта по своей заразительности была опаснее чумы и холеры «. Далее говорится, что все ректоры злоупотребляли казенными средствами заведуемых ими заведений, – что «и Петербургская духовная Академия не успела освободиться от подчинения этим преданиям старины», – этим злоупотреблениям казною». Обвинение ясное, тяжкое и крайне неблаговидное. Поставив себе такую тему для своей статьи, Р. С. приступает „к специальной характеристике, ректоров, начиная ее в хронологическом порядке, с Доброзракова». Но мы, попросив извинения у Р. С., изменим его хронологический порядок на логический и начнем не с первого, а с последнего из описанных им ректоров, именно с о. Виталия Щепетева. Будем иметь в виду, что по взнесенному Р. С–м обвинению названные четыре ректора С–Петербургской духовной Академии были люди корыстные, зараженные слабостью – усиливать свои и без того великие денежные средства, и для этого злоупотреблявшие казной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

В 1917 г. состоялся последний набор в В. с., 11 нояб. «ввиду тяжелых экономических условий» занятия были прекращены и воспитанники отпущены домой (согласно распоряжению, «по 5 февраля 1918 г.»), занятия в семинарии не возобновились. За все время своего существования В. с. подготовила и выпустила свыше 3500 чел. Среди ее выпускников - новомученики протоиереи Григорий Воинов и Сергий Константинов , свящ. Константин Некрасов , диак. Николай Цветков , а также профессора МДА Алексей И. Введенский , В. П. Виноградов , Д. Ф. Голубинский , П. И. Горский-Платонов , П. С. Казанский , Н. Ф. Каптерев , проф. КазДА А. И. Гренков , археолог К. И. Невоструев и др. Среди ректоров семинарии были буд. архиереи, деятели духовного просвещения, ученые, люди высокой монашеской жизни: Парфений (Чертков , 1814-1817; впосл. архиеп. Владимирский), Никанор (Клементьевский , 1818-1826; впосл. митр. Новгородский и С.-Петербургский), Венедикт (Григорович , 1829-1831; впосл. архиеп. Олонецкий), Евлампий (Пятницкий , 1831-1834; впосл. архиеп. Тобольский), Агапит (Введенский ; 1834-1842), свт. Филофей (Успенский , 1842-1847; впосл. митр. Киевский), Евгений (Сахаров-Платонов , 1847-1849; впосл. еп. Симбирский), Леонид (Краснопевков , 1849-1853; впосл. архиеп. Ярославский), Игнатий (Рождественский , 1857-1861; впосл. еп. Костромской), Никодим (Белокуров , 1862-1866; впосл. еп. Дмитровский), Сергий (Спасский , 1866-1872; впосл. архиеп. Владимирский), прот. Филарет Сергиевский (1874-1883), Александр (Светлаков , 1883-1885; впосл. еп. Калужский), Иаков (Пятницкий , 1886-1891; впосл. митр. Казанский), Антоний (Каржавин, 1891-1895; впосл. архиеп. Тверской), Трифон (Туркестанов , 1897-1899; впосл. митр.), прот. Андрей Беляев (1899-1912) и др. Последним ректором В. с. был сщмч. Герман (Ряшенцев , 1912-1918, впосл. еп. Вязниковский). Семинария владела хорошей б-кой, сформированной благодаря пожертвованиям митр. Платона, свт. Филарета (Дроздова), С.-Петербургского митр. Никанора (Клементьевского), профессоров семинарии и др. лиц. В 1858-1877 гг. Московская консистория передала в В. с. часть рукописей и книг, конфискованных у старообрядцев (наиболее древние относятся к XVI в.). В 20-х гг. XX в. большая часть б-ки В. с. хранилась в помещении б-ки МДА и в 1930-1945 гг. в составе собрания МДА поступила в ГБЛ (в 1966 выделена в отдельный фонд - 556). Значительную часть собрания составляют материалы, связанные с деятельностью митр. Платона, Псковского архиеп. Мефодия (Смирнова) , преподавателей семинарии (Рукописные собрания ОР ГБЛ. Т. 1. Вып. 2. М., 1986. С. 171-177).

http://pravenc.ru/text/158878.html

Митрополит Филарет, имея «доброе мнение о действовании Евсевия и о состоянии академии» Московской при нем, 25 видимо благоволил Евсевию, 26 – и ему скоро открылось более широкое поприще, когда освободилась С.-Петербургская академическая ректура 27 за переводом 13 января 1847 г. епископа Винницкого Афанасия (Дроздова) на Саратовскую кафедру. Из трех кандидатов Евсевий, рекомендованный митр. Филаретом, стоял первым перед ректорами Семинарий С.-Петербургской Феогностом (Лебедевым) и Владимирской – Поликарпом (Сосниным, † 18 января 1868 г.) и был высочайше утвержден 17 января 1847 г. епископом Винницким с настоятельством в Шаргородском Спасском Николаевском первоклассном монастыре Подольской епархии, а по ходатайству С.-Петербургского митрополита Антония (Рафальского, † 16 ноября 1848 г.) Духовно-учебным Управлением определен 21 января в ректоры С.-Петербургской Академии. 28 Расстался он с Alma Mater, напутствуемый от митр. Филарета «благословением и пожеланием преуспеяния служению его везде, куда призовет Божие Провидиние и священная власть», 29 а прибыл в С.-Петербург 24 февраля в 6 часов вечера и вступил в академическую должность 25 числа, 30 подписавшись тогда под «клятвенным обещанием», как «Новоопределенный Ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии Архимандрит Евсевий». 9 марта 1847 г. последовала его хиротония в Казанском соборе митр. Антонием с присутствовавшими (1843 – 1848 гг.) в Синоде преосвященными Венедиктом (Григоровичем) Олонецким († 7 декабря 1850 г.), Илиодором (Чистяковым) Курским († 2 февраля 1861 г.) и Гедеоном (Вишневским) Полтавским († 11 октября 1849 г.) и с викарием С.-Петербургским, епископом Ревельским Наоанаилом (Савченко, † 4 марта 1875 г. в Чернигове). Вместе с сим преосвящ. Евсевием должен был заменить своего предшественника по председательству в комитете для рассмотрения конспектов о преподавании учебных предметов в Семинариях (с 7 апреля 1847 г. согласно предложению графа Н.А. Пратасова), 31 где немало хлопотал, 32 и по главному наблюдению за преподаванием Закона Божия в светских учебных и воспитательных заведениях столицы и её окрестностей (с 15-го марта). 33 Приходилось ему и покидать С.-Петербург, напр., летом 1849 г., когда Евсевий был отправлен для обозрения Семинарии Псковской, Могилевской и Смоленской, но сам потом просил продолжить командировку – частью для поправления здоровья, особенно же для осмотра в родном селе отстроенной им вчерне церкви 34 и для посещения не менее родной Академии Московской; 35 вернулся он обратно 9 августа и представил обстоятельные отчеты о всех ревизованных им Семинариях. 36

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

По завещанию Стеткевича, Б. м. являлся ставропигией К-польского Патриарха, фактически мон-рем управлял Киевский митрополит. После присоединения Поднепровья к Российской империи указом Святейшего Синода от 26 апр. 1773 г. Б. м. перешел в ведение Могилёвского епископа РПЦ, к-рым тогда являлся свт. Георгий (Конисский) . В 1777 г. в Б. м. жили настоятель, 3 иеромонаха, 1 диакон, 1 монах, 3 послушника. В кон. XVIII в. настоятели неоднократно жаловались в епархиальную консисторию на недостаточное число в обители иеромонахов, пьянство, драки, бродяжничество и невежество братии. Указом Синода от 28 окт. 1798 г. Б. м. был приписан к могилёвскому Братскому мон-рю , в к-ром была учреждена архимандрития. К нач. XIX в. в Б. м. жили 145, в 1833 г.- 71 насельник. Настоятелями обители являлись буд. архиереи: Венедикт (Григорович ; 1815-1821), Арсений (Москвин ; 1826-1827), св. Поликарп (Радкевич ; 1829-1835). Во время войны 1812 г. архим. Иоасаф в числе др. настоятелей могилёвских мон-рей был вынужден исполнить указ еп. Варлаама (Шишацкого) о присяге Наполеону и поминании его на богослужениях. По инициативе свт. Гавриила (Городкова) определением Святейшего Синода от 6 июля 1835 г. Б. м. был обращен в жен. с припиской к нему Борколабовского мон-ря, из к-рого в Б. м. перевели игум. Капитолину и большую часть насельниц (11 монахинь и 22 послушницы). К 1835 г. мон-рь владел ок. 1300 дес. земли, в 1842 г. он был лишен всех земельных владений и отнесен ко 2-му классу. В 1-й пол. XIX в. в мон-ре существовали: каменная теплая Никольская ц. и каменный Свято-Духовский собор с приделами во имя Иоанна Предтечи и в честь Успения Богородицы (собор был обновлен в 1810). С 1835 г. в соборе находилась копия Борколабовской иконы Божией Матери . 15 дек. 1895 г. от пожара пострадала Никольская ц., к-рую вскоре перестроили (освящена 4 дек. 1900). До кон. XIX в. монастырская ограда, кельи и др. помещения были деревянными, в 1899 г. были сооружены каменные ограда, колокольня, трапезная. С 1835 г. при Б. м. существовал дом призрения девиц духовного звания, содержавшийся на пособия правительства, пожертвования благотворителей, средства от продажи швейных изделий, изготовленных воспитанницами. В 1846 г. для дома призрения за оградой мон-ря был выстроен дом с больницей, разбит сад. В 1863 г. дом призрения преобразовали в уч-ще для девиц духовного звания, к-рое в 1892 г. было переведено в Могилёв. В освободившемся помещении вновь открыли приют для сирот, затем - первую в епархии жен. 2-классную церковноприходскую школу для всех сословий (в 1902 в ней училась 141 девочка). В нач. XX в. в Б. м. жили 18 монахинь и 55 послушниц. Могилёвский еп. Мисаил (Крылов) высоко отзывался о монашеской жизни насельниц.

http://pravenc.ru/text/153605.html

декабря 13 перемещен в академию бакалавром; в 1826 г. января 7 наименован экстраорд. профессором: преподавал обличительное богословие. Магистр, иером. Исидор Никольский , из воспитанников С.-Петербургской академии, с 28 авг. 1825г., преподавал нравственное богословие, библейскую герменевтику и изъяснял Св. Писание Нового Завета; в 1829 г. авг. 24 определен ректором Орловской семинарии. Ныне митрополит, экзарх Грузии. Магистр, иером. Афанасий Соколов, бакалавр с 1825 года; в 1826 г. янв. 30 переведен инспектором в Псковскую семинарию. Ныне архиепископ Казанский. Иером. Иеремия Соловьев , по окончании курса в здешней академии определен законоучителем во 2-й кадетский корпус; в 1829 г. 7 сент. перемещен в академию бакалавром на класс богословских наук; в 1830 г. сент. 6 определен инспектором Киевской Дух. Академии. Ныне архиепископ Нижегородский. Магистр, иером. Иосиф Позднышев, бакалавр по чтению Св. Писания Ветхого Завета, с 15 сент. 1827 г; в декабря 1828 г. определен инспектором Тверской семинарии. Магистр, игумен Никодим, из инспекторов Костромской семинарии, бакалавр с 26 сент. 1829 г.: преподавал св. герменевтику и изъяснял Св. Писание Ветхого Завета; в августе следующего года определен ректором новоучрежденной Саратовской семинарии. Магистр, архим. Смарагд Крыжановский, с 27 авг. 1830 г. ректор академии и ординарный профессор: объяснял Св. Писание Нового Завета. Иером. Иосиф Позднышев – в другой раз, с 6 сент. 1830 г.: преподавал догматическое богословие. Магистр, иером. Платон Городецкий , бакалавр с 17 мая 1830 г.: преподавал нравственное и обличительное богословие. Магистр, иером. Мартирий, из профессоров Киевской семинарии, бакалавр с 15 февр. 1831 г.: преподавал учение о Церкви и св. герменевтику; в ноябре того же года переведен в Пермь ректором семинарии. Магистр, архим. Венедикт Григорович, орд. профессор, с 4 ноября 1831 г.: преподавал догматическое богословие. Магистр, иером. Климент Мажаров, с 2 окт. 1831 г. бакалавр и потом экстраорд. профессор: преподавал свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

После Григория, выбывшего в Калугу, председателем назначен был преосвященный Никанор, епископ ревельский; после Никанора – Смарагд; после Смарагда, с 1833 г. Венедикт (Григорович). Рассмотрением книг не торопились. В 1830 году 13 мая, обер-прокурор Св. Синода, князь Мещерский, предложил Святейшему Синоду отношение к нему с.-петербургского военного генерал-губернатора о неудобствах дальнейшего хранения книг, отобранных в 1829 году от книгопродавцев, в съезжих домах. Митрополит Серафим заявил, что он находит возможным, до окончания дела, переместить эти книги в здания, ведомству его принадлежащие. В этом смысле и состоялось определение Святейшего Синода 18 июня 1830 г. Дело затихло было само собою, как его снова подняло одно случайное обстоятельство. В 1838 году командированный в Пензу обер-прокурором Св. Синода для освидетельствования тамошнего консисторского архива коллежский советник Кудрявцов донес между прочим, что отобранные по пензенской епархии книги стесняют книгохранилище, и предлагал сжечь их, по описи, при свидетелях. Вследствие этого, указами из Святейшего Синода 24 октября 1838 г., потребованы были от преосвященных сведения о положении этого дела в епархиях 124 , а митрополиту Серафиму поручено было возбудить, кого следует, о немедленном рассмотрении сих книг в комитете. Так как число членов в комитете, за смертью одних и перемещением по службе других, оставалось невелико, то, по распоряжению митрополита Серафима, назначены еще новые члены: экстраординарный профессор академии архимандрит Климент (Можаров), бакалавры: иеромонахи – Евсевий (Ильинский , впоследствии экзарх Грузии) Иоасаф (Покровский); протоиерей А. И. Райковский и священники: И. Д. Колоколов и А. И. Окунев. Поименованные в указе Святейшего Синода книги распределены были между членами, которые и представили свои отзывы о них. Протоиерей И. С. Кочетов рассматривал „Воззвание к человекам“ и „Победную повесть“. Священник А. И. Райковский – „Таинство креста“. Архимандрит Климент – „Путь ко Христу, Бэма“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

К 1718 г., при игум. Мелетии (Чайковском), в мон-ре проживали всего 18 иноков (Там же. С. 222). Надзор за ними Киевские митрополиты Тимофей (Щербацкий) и Арсений (Могилянский) перепоручили ведомству Белорусского епископа. В 1759 г. обитель была передана в подчинение еп. Могилёвскому свт. Георгию (Конисскому) , в 1762 г. переведена в 3-й класс, в 1772 г., после 1-го раздела Речи Посполитой, окончательно вошла в состав Могилёвской епархии. В авг. 1805 г., при настоятеле Феофане (Романовском), мон-рю был дарован статус архимандрии. Во время Отечественной войны 1812 г., при архим. Иустине (Сементовском), мон-рь сильно пострадал. Его наиболее ценное имущество, включая часть серебряной утвари и окладов икон, было расхищено воинами отступающей франц. армии. Нек-рые предметы и реликвии были обнаружены освободившими Оршу казаками атамана М. И. Платова и возвращены в обитель. В 1815-1821 гг. мон-рь возглавлял архим. Венедикт (Григорович ; впосл. архиепископ Олонецкий и Петрозаводский), в 1821-1823 гг.- архим. св. Мелетий (Леонтович ; впосл. архиепископ Харьковский и Ахтырский), в 1823-1824 гг.- архим. Аркадий (Фёдоров ; впосл. архиепископ Олонецкий и Петрозаводский). В 1842 г., при архим. Фавстиане, обитель стала заштатной, приписной к оршанскому Покровскому мон-рю. В нее переселились настоятель и братия, а здание самого Покровского мон-ря было передано ДУ. В 60-х гг. XIX в. архим. Агапит (Сахаров) на свои средства открыл школу, позже - одноклассное ДУ. В 1883 г. воссоздана школа иконописи. Архитектурный комплекс Богоявленский собор. 1623–1635 гг. Фотография. 80-е гг. XIX в. Богоявленский собор. 1623–1635 гг. Фотография. 80-е гг. XIX в. Архитектурный комплекс О. К. Б. м. состоял из Богоявленского собора, Свято-Духовской ц., колокольни, госпиталя, жилых и хозяйственных построек. С 3 сторон территория обители была огорожена кирпичной стеной (высота - 2,5 м). Планировка мон-ря была регулярной, а его двор имел прямоугольную форму. Пятиглавый деревянный на каменном фундаменте Богоявленский собор (1623-1635), возведенный в стиле виленского барокко, стоял на высоком месте и являлся доминантой архитектурного комплекса.

http://pravenc.ru/text/2581587.html

На закладке нового собора (27 авг. 1801) и освящении главного престола (15 сент. 1811), приуроченном к 10-летию коронования имп. Александра I, присутствовал сам император. Оба чина возглавлял митр. Новгородский и С.-Петербургский Амвросий (Подобедов). Боковые приделы собора были освящены во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (северный) и в честь Рождества Пресв. Богородицы (южный). Со дня освящения и до освящения Исаакиевского собора (1858) К. с. по существу исполнял функции кафедрального, хотя формально таковым являлся Петропавловский собор. В К. с. императоры молились перед длительном отъездом и по возвращении в столицу, напр. 25 апр. 1828 г. имп. Николай I присутствовал здесь на напутственном молебне перед отправлением на войну с Турцией, трижды - в период Крымской войны; 8 апр. и 25 апр. 1877 г. перед началом и в период русско-тур. войны в соборе молился имп. Александр II. События, связанные с благодатной помощью царской семье, отмечались в соборе благодарственными молебнами. 4 апр. 1866 г. имп. Александр II пришел в К. с. из Летнего сада, где в тот день было совершено покушение на его жизнь террористом Д. Каракозовым. В соборе был отслужен молебен в присутствии имп. семьи, в память о спасении государя в этот день был учрежден крестный ход на Неву. Благодарственные молебны служили в соборе после покушений на императора (25 мая 1867; 2 апр. 1879); сразу по возвращении в С.-Петербург для совершения благодарственного молебна в собор направились спасшиеся при крушении поезда в Борках имп. Александр III с семьей ( 23 окт. 1888). В К. с. совершились епископские хиротонии архимандритов Амвросия (Орнатского) в 1816 г., свт. Макария (Булгакова) в 1851 г., свт. Игнатия (Брянчанинова) в 1857 г. В 1838 г. здесь был рукоположен во игумена настоятель Валаамского мон-ря Дамаскин (Кононов). В К. с. 25 дек. 1825 г. отпевали убитого на Сенной пл. военного и гос. деятеля гр. М. А. Милорадовича (в присутствии имп. Николая I); 28 окт. 1887 г.- П. И. Чайковского. В 1840 г. по почину Ревельского викарного еп. Венедикта (Григоровича) в соборе было возрождено ночное служение Пасхальной заутрени и литургии. Летом 1840 г. в К. с. неустанно служились молебны об избавлении от эпидемии холеры. В память об этом в 1849 г. был установлен ежегодный крестный ход 4 июля до Успенской церкви на Сенной пл. 6 апр. 1885 г. собор стал центром празднования памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, приуроченного к 1000-летию со дня преставления последнего.

http://pravenc.ru/text/1319814.html

72 Сочинённая тогдашним Ректором Киевской Семинарии, получившим за неё степень Доктора Богословия, Антонием, после Ректором тамошней Академии, с 1858 г. Викарием Епископом Чигиринским, 1860 Смоленским, с 1867 Архиепископом Казанским. О. Б. 73 В то время Архиепископа Казанского, в последствии (с 1856 г.) Митрополита Новгородского и С.-Петербургского См. письмо 10. О. Б. 74 Никанор, в светском звании Николай Клементьевский, воспитанник Троицкой Семинарии, с 1809 г. Учитель Греческого и Еврейского языков, 1812 Риторики, 1814 Бакалавр Московской Академии, Наместник Лавры, с 1818 Ректор Вифанской Семинарии, 1826 Епископ Викарий Реведьский, 1831 Калужский, 1834 Архиепископ Минский, 1840 Водынский, 1843 Варшавский, 1848 Новгородский и С.-Петербургский; скончался в Сентябре 1856 года. О. Б. 76 В бельцах Василий Григорович, Магистр Санкт-Петербургской Академии 1-го выпуска, с 1814 г. Ректор Могилевской Семинарии, потом 1831 С-Петербургской Академии, 1834 Епископ Викарий Ревельский, в последствии Архиепископ Олонецкий и Член Св. Синода; сконч. 1850 года 77 Афанасий Тобольский, Моисей Екзарх Грузии, Кирилл Подольский, Мелетий Харьковский и Венедикт Оловецкий. О. Б. 78 Григорий Казанский, Гавриил Рязанский, Павел Черниговский. Это и предыдущее примечания сделаны рукою самого Преосвященного Гавриила. О. Б. 82 Рахмановы, вместе с другими богатыми раскольниками Рогожского кладбища, более прочих хлопотали об устройстве за границей Белокриницкой Митрополии толка с 1846 и след. годов, особливо братья Фёдор и Алексей (безбрачный) Андреевы, двоюродный брат Василия Григорьева, мужа ) Агафьи Филипповны, «адаманта этого согласия», как называли ее Поповцы, тоже не менее усердствовавшего. Первые два умерли в 1854 году. Но Фёдор Рахманов, умирая, завещал в распоряжение Василия, Алексея Алексеева, Семёна Иванова Рахмановых и племянника К. Т., сына брата Теренти – говорят, миллион рублей серебром на «благое дело», около половины коего, по словесному распоряжению завещателя, назначено было передать в Белую Криницу. Алексей Алексеев, Семён Иванов и Василий Григорьев Рахмановы вскоре тоже умерли, почему завещанное перешло в распоряжение оставшегося в живых душеприказчика. О. Б

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

25 Отец Амфилохий – Игумен монастыря Рождества Пресвятой Богородицы на острове Коневец, в южной части Ладоги. Управлял обителью с 1839 по 1859 год. В игумены определен из строителей Антониево-Дымского монастыря 26 он сомневается о Вашей отлучке в Петербург… – За время своего настоятельства о. Дамаскин, помимо нескольких поездок в окрестностях Ладожского озера, несколько раз ездил в С.-Петербург, в том числе в 1840 г.; совершил поездку по Финляндии до Кюмени в 1847 г.; побывал в Москве в 1864 г 27 В житии святого Нифонта… – Из жития святого Нифонта, епископа Кипрского, память 5 января (23 декабря старого стиля): «Видно было Святому и то, как бесы ходят в народе и искушают людей, внушая им осуждение, клевету, ссоры и различные скорби. Однажды он увидел одного человека за работой; и вот пришел к нему бес и начал шептать ему на ухо; неподалеку работал другой человек; пришел бес и тому пошептал на ухо; тогда они, оставив работу, начали ссориться. Блаженный же, встав, сказал: – О бесовский соблазн! Как ты сеешь вражду между людьми!» 28 О иеромонахе Варсонофии известно, что его дважды командировали на флот для исполнения обязанностей корабельного священника. В 1844 г. архимандрит Игнатий разбирал дело об отказе иеромонаха Варсонофия от чередного священнослужения по болезни (застарелый перелом ноги). В результате разбирательства о. Варсонофий отказался от своих требований. 30 …Ризничего… – Ризничий заведует ризницей – хранилищем церковной утвари, священных облачений, напрестольных покровов, иных святынь, отданных в дар монастырю 32 Преосвященного Викария… – Венедикт (Григорович), епископ Ревельский († 1850). См. примеч. к письму от 26 апреля 1840 г 33 в Сергиеву Пустыню… – Троице-Сергиева пустынь основана в 1735 г. духовником Императрицы Анны Иоанновны, архимандритом Троице-Сергиевой Лавры о. Варлаамом. Архимандрит Игнатий (Брянчанинов) был ее настоятелем с 1833 г. 34 надлежащим билетом. – Монашествующие могли отлучаться из монастыря в города и села своей Епархии не иначе, как для общественной нужды и с паспортом (увольнительным билетом) от настоятеля. См. указ Святейшего Синода от 24 января 1740 г., Прибавление к Духовному Регламенту, п. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010