2. Исидор Никольский 5 июня 1837 перев. из викариев Минских, а 19 апр. 1840 перев. в Могилев. 17 апр. 1840 велено именоваться «епископ Полоцкий и Витебский». 3. Василий Лужинский , бывший униатский епископ Оршинский, приобщён 7 июля 1840; с 5 апр. 1841 архиепископ, а 27 мар. 1866 уволен, с назначением членом св. синода. 4. Савва Тихомиров 16 июня 1866 перев. из викариев Московских; 7 дек. 1874 перев. в Харьков. 5. Викторин Любимов 7 дек. 1874 перев. из викариев Казанских. Униаты Архиеписк. Нафанаил Селецкий , 1595. Григорий Хребтович , 1596–1600. Гедеон Брольницкий , 1601–1618. Иоасаф Кунцевич , 1618–23. Антоний Селява , 1624–42. Гавриил Коленда , 1655–64. Киприан Жоховский , 1674–93. Марциал Белозор , 1697–1707. Сильвестр Пешкевич ,1709–1719. Флориан Гребницкий , 1719–62. Иассон Смогоржевский , 1762–83. Ираклий Лисянский … Монастыри 1 Братский Богоявленский, в Могилеве, основан в 1602 г. 3-го класса. [III, 440.] Возведён во 2-й класс 14 окт. 1828. Ныне 1-го класса. Игумены Севастиан , чёрный поп, в февр. 1656. Гедеон Савицкий , в июле 1686. Иосиф Блажевский , 1775–83. Евфимий , 1783–88. Ефрем , 1792. Иоасаф , 1792–95; архим. до 1815. Архимандриты Венедикт Григорович (вместе и Оршанский), до 1821. Созонт , 1823–26. Арсений Москвин 30 нояб. 1827 перев. в Мценский Петропавловский. Гавриил 30 нояб. 1827 перев. из Мценского Петропавловского; до 1829. Поликарп Радкевич определён 1829–36, перев. в Смоленский Авраамиев. Леонид Зарецкий 1836 перев. из Смоленского Авраамиева, а 10 янв. 1843 хирот. в викария Новгородского. Василий , 1843–1847. Софоний , 1848 и 49. Серафим , 1850–52. Иоасаф , 1853–58. Павел Доброхотов определён 29 янв. 1859 138 ; 26 апр. 1863 перемещён в ректоры Вятской семинарии, а 21 авг. 1866 хирот. в епископа Вологодского. Палладий Ганкевич , с 1863; 22 авг. 1871 хирот. в епископа Выборгского. 2 Братский Богоявленский, в Полоцке, возобновлён в XVII веке. [III, 441.] Ныне (с 1832) второклассный. Игумены Елиссей , 3 мар. 1655. Игнатий Иевлевич , 1656–1659, 10 дек. перев. в Полоцкий Борисоглебский. (С оставлением за ним и сего). Упом. 1667.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сильвестр , 1699. Мелетий Чайковский , прежде 1715. Серафим Кочепа , до 1751. Иакинф Пелкинский , 1752–56. Созонт , 1775–80. Иосиф , 1793–98, 1802–6; архим. 1806–17; † 19 дек. Архимандриты Анатолий , 1818–20. Иоасаф в февр. 1821 перев. из Клопового; † 29 июля. Иероним Сретенский перев. из Деревяницкого, 1820–31. Павел Чичкевич , 1832–61. Анатолий, 1861–66. Полиевкт Пясковский в 1866 перев. из Спасо-Прилуцкого и ныне (1869). Буйницкого Могилевского [III, 461] Игумены Феодосий , 1651–63; 1 июля 1669 перев. в Иверский. Иоасаф Дранник , 1693–98, перев. в Бизюков. Викентий Барановский , 1739. Иларион Летяга , 1752. Евфимий , 1775 и 76. Савва , 1777–79. Ефрем , 1779 и 80. Геронтий , 1795. Иосиф , с 1795. Кутеенского Оршанского (IV, 883]: Игумены Иоиль Труцевич , 1647; † 1655. ( Гедеон Климович , 1649?) Геннадий Горелка , 1687. Иов , 1693–96. Мелетий Чайковский , 1718. Михаил Кобержиц , 1743. Феофан Романовский , 1803–5; архим. с 9 авг. 1805, а 19 дек. 1807 перев. в Острожский. Архимандриты Иустин , 1808–12, перев. в Устюжский Архангельский. Венедикт Григорович 25 апр. 1815 произведён, а в окт. 1821 перев. в Боровский Пафнутиев. Мелетий Леонтович , 1821–23, перев. в Спасо-Елиазаров. Аркадий Федоров в июне 1823 перев. из Боголюбова, а в июне 1824 – в Грозовский. Амвросий Лебедев , 1828–32, 14 дек. перев. в Вологодский Каменный Духов. Феофил 14 дек. 1832 перев. из Каменного Дурова; до 1836 отставлен. Геннадий , в янв. 1839. Фавст , игум., 1840–46. Никодим , 1847–49. Иоасаф , 1850–52. Флавиан , игум., 1853. Арсений , 1854–59. Евфимий , 1860–65. Агапит , 1866–69. Язинского (Язенского) Невельского (Великолуцкого?) 140 : Игум. Иродион , 1584, 92, июля 16. Строит. Вениамин , 1606. – Иоасаф определён 31 окт. 1659. – Кирилл , в мае 1672. Троицкого Невельского [IV, 139] Игум. Исаак Аронов , 1674. Благовещенского Невельского 141 Игум. Макарий , 142 1696–98. Борисоглебского, в Полоцке [V, 590; VI, 1038]: Архим. Филарет ,1396? (Рум. Муз., 117). – Игнатий Иевлевич 19 дек. 1659 перев. из Богоявленского, 1667.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5) Вениамин Гжельский. В 1817 г. из Инспекторов Московской семинарии Ректор Вифанской; в 1818 уволен на покой в Уфимский Успенский монастырь. Скончался в Устюге, в тамошнем Архангельск. монастыре. 6) Никанор Клементьевский . Ректор с 1818 г. до 1826 г., а в сем году хиротонисан во Епископа Ревельского (см. список наместников Лавры). 7) Платон Березин, магистр первого курса и инспектор Московской Академии; в Архимандриты посвящен в 1822 году; Ректором Вифанским определен в 1826 году. В 1828 г. переведен на должность Ректора Киевской Академии, и вскоре по приезде в Киев скончался. 8) Смарагд Крыжановский. Магистр 3-го курса Спб. Академии (1819) из Ректоров Киевской семинарии переведен в Вифанскую в 1828 и в том же году определен Ректором Киевской Академии. Скончался в сане Архиепископа Рязанского в 1863 году. 9) Анастасий Воскресенский. Магистр первого курса Московской Академии (1818). Из Ректоров Пензенской семинарии Ректор Вифанской с 1828 до 1829 г. а в сем году переведен в М. Петровский монастырь в качестве настоятеля. Скончался на покое в Боголюбове монастыре, близ Владимира. 10) Венедикт Григорович. Магистр первого курса Петербургской Академии. В 1814 г. прямо по окончании курса определен Ректором Могилевской семинарии. В Вифанскую семинарию переведен из Ректоров Калужской в 1829 году; в 1831 г., определен Ректором Петербургской Академии; в 1833 пожалован Епископом Ревельским. Скончался в Декабре 1850 в сане Архиепископа Олонецкого. 11) Евлампий Пятницкий . Магистр 2-го курса Московской Академии (1820). Из Инспекторов Московской Академии в Ноябре 1831 г. определен Ректором Вифанской семинарии. В 1834 году хиротонисан во Епископа Екатеринбургского Викария Пермской Епархии, в 1840 г. переведен в Орловскую Епархию, а в 1847 в Вологодскую. В 1851 г. пожалован Архиепископом Тобольским. В 1856 г. по прошению уволен на покой и скончался в Свияжском Богородицком монастыре в 1862 году. 12) Агапит Введенский. Магистр 6-го курса Москов. Академии (1828). Из Инспекторов Владимирской семинарии Ректор Вифанской с 1834 до 1842 г., а в сем году по прошению уволен во вверенный ему Иосифов Волоколамский монастырь; с 1851 г. Архимандрит М. Новоспасского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Анфима, прп. Герасима Нового, свт. Николая Чудотворца, св. Нектария Эгинского (в башне). В окрестностях мон-ря на его земле находятся храмы св. Трифона (в саду), свт. Спиридона («в старом винограднике»), св. Димитрия, Преображения Господня, ап. Андрея, свт. Николая («у однодревного имения»), Всех святых на монастырском кладбище. Реликвии На протяжении веков П. м. был важным центром книгописания и переводческой деятельности. Первые сведения о работе в П. м. серб. переводчиков Иакова и Венедикта относятся к 1425-1426 гг. (Medieval Slavic Acts. 2018. P. 140-141). П. м. обладал обширной б-кой, включавшей богатое рукописное собрание, значительную часть к-рого составляли слав. рукописи. Однако б-ка серьезно пострадала от пожара 1902 г. В 1859 г. каталог слав. рукописей б-ки составил архим. Антонин (Капустин), но это описание, по признанию самого архим. Антонина, было утрачено ( Салмина М. А. Дневник архим. Антонина (Капустина)//ТОДРЛ. 1973. Т. 27. С. 420-430). О составе б-ки в сер. XIX в. можно судить по воспоминаниям В. И. Григоровича о его работе в б-ке обители осенью 1844 г., по заметкам архим. Антонина ( Антонин (Капустин). 2013. С. 211-221) и еп. Порфирия (Успенского), а также по 1-му описанию, созданному архим. Леонидом (Кавелиным) после посещения П. м. в 1859 г. (опубл. на русском языке в 1875, на сербском - в 1877). Согласно его каталогу, в П. м. на тот момент хранилось 180 рукописных (из них 12 пергаменных) и 45 печатных слав. книг ( Леонид (Кавелин). 1875. С. 35-52) (архим. Антонин называл сходные числа: ок. 200 книг, из них ок. 10 пергаменных). Мн. рукописные памятники были вывезены из П. м. коллекционерами в XVII-XIX вв. В 1654 г. богатое книжное собрание приобрел в П. м. Арсений (Суханов). В него вошли в т. ч. сербский список «Шестоднева» Иоанна Экзарха 1263 г. (ГИМ. Син. N 345) и болг. «Иоанна-Александра сборник» 1348 г. В 1837 г. в П. м. англ. путешественник и коллекционер лорд Р. Керзон приобрел знаменитое лицевое Евангелие, созданное по заказу болг. царя Иоанна Александра в 1355-1356 гг., и серб. Евангелие Иакова, митр. Серрского, 1354-1355 гг. (Lond. Brit. Lib. Add. 39627 и 39626) ( Живкова Л. Четвероевангелието на цар Иван-Александър. София, 1980). В 1845 г. П. м. посетил еп. Порфирий (Успенский). Благодаря его поездке Россия получила в т. ч. 12 листов иллюминированного Радославова Евангелия 1428-1429 гг. (РГБ. F. 1. 591). В 1870-1872 гг. архим. Леонид (Кавелин) вел переговоры о приобретении всего слав. собрания П. м. В них участвовал также директор Румянцевского музея В. А. Дашков. Однако переговоры не увенчались успехом ( Кащеев. 2017). На сегодняшний день работа по отождествлению фрагментов собрания славянских рукописей П. м. не завершена. Некоторые из них обнаружены в б-ках Москвы, С.-Петербурга (БАН), Парижа, Лондона ( Турилов. 2011. С. 339, 361, 371, 378).

http://pravenc.ru/text/2578598.html

Более ста лет храм жил обычной приходской жизнью. Вот только, 12 ноября 1840 года староста храма вместе с прихожанами ходатайствовали у викарного епископа Венедикта (Григоровича) о переделке и ремонте обветшавшей церкви по причине того, что церковь была довольно тёмной, некоторые её элементы пришли в негодность, и она не стала вмещать в себя всех верующих. Вместо потолка предполагалось надстроить купол, а для расширения здания - пристроить придел во имя Живоначальной Троицы с южной стороны, средний храм предполагалось увеличить пристраиванием алтаря, а для увеличения освещённости в церкви планировалось сделать окна большего размера. Работы должны были осуществить в 1841-1842 гг. Но в ответ на обращение верующих было предложено спроектировать новую церковь. Проект перестройки был составлен в 1848 году губернским архитектором С. Малининым, который несколько годами ранее работал в Новой Ладоге над перестройкой Гостиного двора - уменьшенной копии петербургского Гостиного двора. Но этот проект никому не понравился, был признан " неудовлетворительным " . Спустя некоторое время староста с прихожанами вновь ходатайствуют о перестройке, которая бы удовлетворила всех. Проект был заказан у академика архитектуры Михаила Арефьевича Щурупова, который и выполнил перестройку церкви в 1876-1877 годах. В результате для увеличения высоты храма разобрали стены до подоконников и своды подвалов; была увеличена высота за счёт поднятия крыши и понижения пола; передвинули алтарную стену, возвели новый деревянный высокий купол в виде перевёрнутой чаши с парусами на деревянных кружалах; к притвору пристроили крыльцо, растесали окна, причём им была придана форма дворцовых; изменили завершение колокольни. Придел с новым иконостасом стал просторнее, чем основной храм. Фактически была построена новая церковь. Здание стало иметь строгий и сдержанный вид. Внутри церковь кажется ассиметричной, хотя при взгляде со стороны внешний вид храма - кажется симметричным. Обновлённый храм был освящён 9 октября 1877 года. Новый золочёный резной деревянный четырёхъярусный иконостас сочетал в себе элементы готики и русского стиля. 43 иконы для иконостаса были написаны известным петербургским мастером Василием Макаровичем Пешехоновым. С западной стороны церкви возвышается сорокаметровая восьмигранная башня-колокольня, завершение которой напоминает шпиль Староладожской Иоанно-Предтеченской церкви и Новоладожской Климентовской церкви. На колокольне были установлены куранты, обращённые циферблатом к городу, а также висели двенадцать колоколов, самый большой из которых весил 7 тонн, был отлит колокольных дел мастером Н. М. Стуколкиным в 1845 году. На этом колоколе были изображены Пресвятая Троица, святые Иоанн Богослов и Николай Чудотворец, Успение Богородицы. К сожалению, этот колокол, как и другие, был сброшен с колокольни в советское время.

http://sobory.ru/article/?object=00126

На его проповеди стекались не только православные, но и католики, униаты и даже евреи (Из подольской старины, в: Русс. ст. 1911. 146. С. 573; ср.: Сборник. 113. 1. С. 83 и след.; РБС. Ибак—Ключарев. С. 655–657). 994 Никанор. 1. С. 5 и след.; Савва. 4. С. 750, 811; 8. С. 651. 995 Сборник. 113. 1. С. 66–71 (Григорий Постников), 85–89 (Венедикт Григорович). 996 У Троицы в Академии (1914). С. 643. 997 К сожалению, в настоящее время автор лишен возможности указать точно, где именно Макарий употребил это выражение, вероятно — в одном из своих писем Кириллу Наумову. 998 Епископ Мемнон Вишневский был викарием Херсонской епархии при нескольких архиереях в течение 20 лет (1883–1903), до самой своей смерти (см. переписку с ним Никанора Бровковича: Русс. арх. 1909. 6). Епископ Иаков Кротков был 14 лет (1870–1884) викарием во Владимире (РБС. С. 160), а епископ Поликарп Гонорский — 18 лет (1868–1886) викарием в Нижнем Новгороде, при нем сменилось шесть епархиальных архиереев (РБС. Плавильщиков—Иринос (1905). С. 354 и след.). Одаренный, но слишком самостоятельный Никанор Бровкович вынужден был 6 лет (1871–1876) провести в «почетной ссылке» викарием в Новочеркасске (Донская епархия). Уже будучи ректором Казанской Духовной Академии (1868–1871), он характеризовался в жандармских донесениях как слишком «либеральный», о чем он узнал лишь много позднее, в момент своего назначения епархиальным архиереем (Никанор. Из записок, в: Русс. арх. 1908. 1. С. 5). Епископ Порфирий Успенский, образованный и честолюбивый человек, мечтавший получить епархию, должен был 12 лет (1865–1877) прослужить викарием в Киеве, так как и он слыл за «либерала». Порфирий позволял себе, например, во время экзаменов в Киевской Академии задавать студентам вопросы вроде следующего: «Является ли Святейший Синод канонически обоснованным учреждением?» (Голубев. Порфирий Успенский, в: РБС. Плавильщиков—Иринос (1905). С. 593 и след.). Весьма критически относился к Порфирию Филарет Дроздов (Собрание мнений. 4. С. 457). 999 Множество подробностей о взаимоотношениях Филарета со своими викариями можно почерпнуть из «Хроники» Саввы Тихомирова, который и сам в 1862–1866 гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

48 …финляндским Генерал-губернатором… – Меньшиков Александр Сергеевич (1787–1869) – адмирал, генерал-адъютант, светлейший Князь; Генерал-губернатор Финляндии с 1830 г 49 ныне вышел закон… – В 1837 г. вышел закон «О распространении на Духовное ведомство правила о мелочных постройках и починках зданий, не превышающих 5000 руб.» (Полный свод законов Российской Империи, т. XII, отд. II, 10580. СПб., 1837). Согласно этому Указу все постройки на сумму менее 5000 рублей производились под наблюдением местных духовных властей (для монастырей – это благочинные). Соответственно постройки, превышающие эту сумму, требовали контроля со стороны высшей власти: Святейшего Синода, а в столицах – лично Государя Императора. В 1841 г. в «Уставе о Духовных Консисториях» (Полный свод законов Российской Империи, т. XVI, отд. II, 14409, ст. 44–60. СПб., 1841) в правилах о строительстве православных церквей говорится о необходимости вносить план и смету предполагаемого строительства в Строительную комиссию. 50 г-н Набилков… – Федор Федорович Набилков, купец из города Фридрихсгама, Выборгской губернии. Его иждивением были построены новые братские келлии с оградою в скиту Всех Святых. Пожертвованная сумма составила 10 000 рублей ассигнациями. По окончании строительства в 1844 г. ?. Ф. Набилков с готовностью откликнулся на просьбу о помощи в сооружении нового скитского храма и пожертвовал 15 000 руб. Ранее, в 1835–1836 гг., на его средства была построена церковь Живоначальной Троицы во внешнем каре монастыря 52 перемене Правителя… – По-видимому, речь идет о назначении нового викарного Епископа Ревельского: 14 ноября 1842 г. им стал бывший епископ Старорусский Иустин (Михайлов). Служивший прежде о. Венедикт (Григорович) был поставлен Архиепископом Олонецким 56 Сойма – речное и озерное судно с килем; длина 7–8 сажен, ширина – до 2 сажен, подымает от 3 до 5 тысяч пудов. Ладожская сойма, смотря по величине, имеет свои определения: легкая – самая маленькая; крючная, мережная, просольная и грузовая – самая крупная. В соймах без палубы, но с крышей перевозили богомольцев. Набирали сойму из сосны, вместо гвоздей доски сшивали нитью из древесного корня (см.: Андреев А. П. Ладожское озеро. СПб., 1875. С. 33–34).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

за подписью его духовного отца Макария, иером. Машезерской пуст. во имя прор. Илии ( Барсов. 1870. С. 98). По преданию, зафиксированному в работах совр. историков мон-ря, Господь открыл преподобному день его кончины, и он, приняв образ великой схимы, удалился в пещеру в полутора верстах от мон-ря, где вскоре его тело нашла братия. И. был погребен в притворе монастырского Преображенского храма. По др. данным, мощи преподобного покоились под спудом в часовне под колокольней ( Он же. 1869. С. 66). В 1721 г. Яшезерская пуст. была приписана к Александрову Свирскому монастырю, накануне секуляризационной реформы обитель подчинялась Клименецкому во имя Святой Троицы монастырю (Архив СПб. ФИРИ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 11/2). В 1764 г. пустынь упразднили и преобразовали в приход. В 1809 г. Благовещенская ц. была приписана к Ивинской приходской церкви. После открытия Олонецкой епархии ее 2-й архипастырь Венедикт (Григорович) обратил внимание на Яшезерскую обитель. В 1846 г. архиерей создал хозяйственную комиссию для обследования состояния монастыря, с этого времени начались восстановление пустыни и сбор сведений о ее истории и об основателе. В 1852-1857 гг. Яшезерская обитель была приписана к Олонецкому архиерейскому дому, в 1857 г. стала самостоятельной. В сер. XIX в. в пустыни велось активное строительство. Трудами хозяйственной комиссии была отреставрирована старинная деревянная Благовещенская ц., построенная в 1675 г. (не сохр.), на средства петрозаводского купца М. П. Пименова в 1853-1855 гг. сооружен каменный Преображенский храм (Ведомость о недвижимом имуществе Яшезерской пустыни за 1905 г.//НАРК. Ф. 25. Оп. 4. Д. 67/2). В храме над погребением И. была устроена деревянная резная рака. В обители хранились связанные с преподобным вещи: кожаные дорожные сумки и вырезанный им из карельской березы малый ковшец для теплоты, используемый на литургии ( Барсов. 1870. С. 98). Пещера святого, в к-рой находились каменное ложе и стол, стала местом паломничества, рядом с ней была устроена часовня, разрушенная в XX в.

http://pravenc.ru/text/578262.html

Тогда же, 16 мая вызван Никанор (Клементьевский) епископ волынский, который по назначении его 17 января 1843 г. варшавским архиепископом, с оставлением вместе и волынским и священно-архимандритом Почаевской Лавры, отбыл в епархию со званием члена Св. Синода. В ноябре 1841 года Высочайше повелено присутствовать в Св. Синоде в течение одного года Венедикту (Григоровичу), бывшему викарию с-петербургской епархии епископу ревельскому, тогда же назначенному архиепископом олонецким. По отъезду Никанора варшавского и Гавриила рязанского, вызываем был Парфений владимирский архиепископ, но по болезненному состоянию отказался от присутствования; на его место вызван Илиодор епископ курский и белгородский 349 . Между первенствующими членами Св. Синода митрополит Серафим, во все время своего первоприсутствия (1821–1843г.) видевший и переживший столько перемен в строе администрации русской церкви, скончался 17 января 1843 г. ночью, как о том докладывал государю граф Протасов, « без всяких предвестий об его близкой кончине, после обычных занятий делами». На место Серафима назначен Антоний (Рафальский)-архиепископ варшавский, который по причине болезни 4 ноября был уволен от управления новгородской епархией и 16 ноября скончался. За Антонием следовал Никанор (Клементьевский) , который сначала 4 ноября был назначен новгородским, а за тем 17 ноября с-петербургским митрополитом. Никанор подобно Антонию не долго стоял во главе управления русской церкви; он скончался 17 сентября 1856 года в год и после коронации Императора Александра II. В составе заседавших в Синоде обер-священников происходили свои перемены. Здесь прежде всего следует заметить, что к состоявшим на лицо и подписавшим определение Святейшего Синода о воцарении императора Николая I, прежде других был приобщен духовник государя протоиерей Николай Музовский, которому 21 августа 1826 года повелено быть членом Святейшего Синода с жалованием по штату положенным. С назначением Музовского в Синод закрылась последняя остававшаяся со времени начертания в 1819 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Никанор. 1. С. 5 и след.; Савва. 4. С. 750, 811; 8. С. 651. Сборник. 113. 1. С. 66–71 (Григорий Постников), 85–89 (Венедикт Григорович). У Троицы в Академии (1914). С. 643. К сожалению, в настоящее время автор лишен возможности указать точно, где именно Макарий употребил это выражение, вероятно — в одном из своих писем Кириллу Наумову. Епископ Мемнон Вишневский был викарием Херсонской епархии при нескольких архиереях в течение 20 лет (1883–1903), до самой своей смерти (см. переписку с ним Никанора Бровковича: Русс. арх. 1909. 6). Епископ Иаков Кротков был 14 лет (1870–1884) викарием во Владимире (РБС. С. 160), а епископ Поликарп Гонорский — 18 лет (1868–1886) викарием в Нижнем Новгороде, при нем сменилось шесть епархиальных архиереев (РБС. Плавильщиков—Иринос (1905). С. 354 и след.). Одаренный, но слишком самостоятельный Никанор Бровкович вынужден был 6 лет (1871–1876) провести в «почетной ссылке» викарием в Новочеркасске (Донская епархия). Уже будучи ректором Казанской Духовной Академии (1868–1871), он характеризовался в жандармских донесениях как слишком «либеральный», о чем он узнал лишь много позднее, в момент своего назначения епархиальным архиереем (Никанор. Из записок, в: Русс. арх. 1908. 1. С. 5). Епископ Порфирий Успенский, образованный и честолюбивый человек, мечтавший получить епархию, должен был 12 лет (1865–1877) прослужить викарием в Киеве, так как и он слыл за «либерала». Порфирий позволял себе, например, во время экзаменов в Киевской Академии задавать студентам вопросы вроде следующего: «Является ли Святейший Синод канонически обоснованным учреждением?» (Голубев. Порфирий Успенский, в: РБС. Плавильщиков—Иринос (1905). С. 593 и след.). Весьма критически относился к Порфирию Филарет Дроздов (Собрание мнений. 4. С. 457). Множество подробностей о взаимоотношениях Филарета со своими викариями можно почерпнуть из «Хроники» Саввы Тихомирова, который и сам в 1862–1866 гг. был викарием Московской епархии. Кажется, епископ Илиодор Чистяков был единственным, кто всю жизнь оставался на одной и той же кафедре — в Курске (1832–1860). В 1865–1880 гг. епископы, вообще, довольно подолгу задерживались в своих епархиях. Но в последующее время, до 1903 г., из всех архиереев в 62 епархиях только один избежал перемещений, остальные же меняли кафедру каждые 3–4 года (Группа петербургских священников: К церковному Собору. СПб., 1905. С. 18).

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010