По его благословению с 1871 г. взносы духовенства на уч-ще стали обязательными. В пользу уч-ща поступали и пожертвования - пример здесь подавал сам епископ. К нач. 1874/75 уч. г. состоялся перевод Олонецкого епархиального жен. уч-ща из Каргополя в Петрозаводск и преобразование его в 3-классное. Первоначально уч-ще поместилось в новом полукаменном доме, выстроенном И. вблизи семинарии на пособие от Синода. Воспитанницы ходили в семинарскую церковь, пели на левом клиросе, пока 23 окт. 1875 г. владыка не освятил для них особую Покровскую ц., «впредь предназначенную быть домовой церковью Олонецких иерархов». При переезде на новое местожительство епископ передал уч-щу находившиеся при прежнем архиерейском доме церковь, 2 флигеля и службы. Кроме нового архиерейского дома И. построил загородную летнюю резиденцию на Древлянской даче, освятив в ней 6 июня 1871 г. домовую ц. в честь Преображения Господня и иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Намеревался устроить часовню над могилой блж. Фаддея , для чего организовал сбор пожертвований (Олонецкие ГВ. 1876. 8). При И. завершилось строительство и внутренняя отделка нового кафедрального собора (реплика храма Христа Спасителя в Москве). Казенные средства, отпущенные на строительство, иссякли еще в 1869 г. Внутренние работы велись на пожертвования, собиравшиеся как по епархии, так и за ее пределами. И. также внес крупную сумму денег, что было отмечено 29 нояб. 1874 г. особым благословением Синода. Первая проповедь И. в новом соборе содержала призыв: «Помогите же храму сему!» Главный престол нового собора И. освятил 21 мая 1872 г. На следующий день, в 44-ю годовщину назначения на Олонецкую кафедру ее 1-го архипастыря, в соборе была совершена заупокойная литургия по Олонецким архиереям Игнатию (Семёнову) , Венедикту (Григоровичу) и Аркадию (Фёдорову), по скончавшимся клирикам епархии, строителям и благотворителям храмов. Левый и правый приделы собора И. освятил в честь Благовещения Пресв. Богородицы (28 мая) и в честь Вознесения Господня (13 авг.).

http://pravenc.ru/text/578362.html

В 1773 году, после присоединения Могилёва к Российской империи, монастырь указом Святейшего Синода был включен в Могилёвскую епархию Русской Православной церкви. В конце XVIII века настоятели неоднократно жаловались в епархиальную консисторию на пьянство, бродяжничество, драки и невежество братии. В итоге, в 1798 году указом Синода монастырь был приписан к Могилёвскому братскому монастырю. В начале XIX века настоятелями монастыря являлись будущие архиереи: Венедикт (Григорович) (1815-1821), Арсений (Москвин) (1826-1827), Поликарп (Радкевич) (1829-1835). В 1835 году Святейшим Синодом по инициативе епископа Гавриила (Городкова) Буйничский монастырь был обращён в женский, с припиской к нему Борколабовского Вознесенского монастыря, из которого были переведены сюда игуменья и большая часть монахинь. В 1842 году монастырь был лишён всех владений и отнесён ко второму классу. По сохранившимся сведениям, в начале XIX века в монастыре существовали каменная Никольская церковь и каменный собор Святого Духа с приделами во имя Иоанна Предтечи и Успения Богородицы. В соборе хранилась копия Борколабовской иконы Божией Матери. Существовавший с 1835 года при монастыре дом призрения девиц духовного звания в 1863 году был преобразован в училище для девиц духовного звания, которое в 1892 году было переведено в Могилёв. В освободившемся помещении вновь открыли приют для сирот, впоследствии преобразованный в первую в епархии женскую двухклассную церковно-приходскую школу для всех сословий. В 1919 году владения монастыря были переданы рабочему кооперативу, но монастырь продолжил своё существование. В 1928 году в нём жил Серафим (Самойлович). Окончательно монастырь был закрыт в 1929/1930 годах. В годы немецкой оккупации богослужения были временно возобновлены. После войны в помещениях монастыря были устроены зернохранилища. На сегодняшний день постройки монастыря не сохранились. http://www.turkaramamotoru.com/ru/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. -->

http://sobory.ru/article/?object=41270

В состав комитета, под председательством С.-Петербургского викария, преосвященного Венедикта Григоровича, епископа Ревельского, назначены ректор и инспектор академии (архимандрит Николай и Платон Городецкий) , ректор С.-Петербургской семинарии, архимандрит Макарий, находившиеся в С.-Петербурге, на чреде, ректоры семинарий (Черниговской – Иустин и Костромской – Афанасий Дроздов) и придворный протоиерей Бажанов. Комитет должен был представить свои заключения не позднее Декабря 1837 г., 2) от ректоров академий и семинарий потребовать конспекты богословского учения, обязав их доставить оные также не позднее Декабря. Составителям поручено не держаться раболепно принятого порядка и способа учения, но употребить собственные свои мысли и предположения к усовершению и облегчению учения, к устранению ненужных, излишних, любопытством или духом школы изысканных, любопрений, к пополнению сведений о предметах нужных, полезных и употребительных в священном служении церкви, к которому готовятся образующиеся в духовных училищах» 413 . 26 Июля граф Протасов доложил Государю об этих распоряжениях Комиссии. Прочитав копию с журнала её 6 Мая, Государь выразил удовольствие по поводу столь полезного для духовных училищ распоряжения и повелел озаботиться приведением этого дела к скорейшему окончанию 414 . Граф Протасов, по-видимому, отнёс такое положение дела к недостаточной деятельности Комиссии Духовных Училищ, а между тем, со стороны Комиссии встречал только, – как казалось ему, – противодействие к осуществлению предлагаемых им мер улучшения духовных училищ. Противодействие это особенно резко обнаружилось по поводу предложения вновь учреждённого Министерства государственных имуществ о введении медицины и сельского хозяйства в круг предметов семинарского преподавания. Не установив ещё и не определив своей ближайшей задачи, оно устремилось со своей заботливой попечительностью на сельское духовенство и предложило обеспечить его состояние новыми придуманными им способами, а через него облагодетельствовать народ обучением в семинарии будущих приходских священников естественной истории, медицине и сельскому хозяйству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Преосвящ. Смарагд любил о. Гавриила Белявского и вёл с ним переписку, которая сохранилась доныне у Евдокии, Анастасии и Михаила Белявских, проживающих в Вел. Березянке. К сожалению, они, опасаясь за свои права на земельную собственность, не только никому не выдают, но и не показывают этих писем, между тем среди них есть любопытные, напр., о столкновениях Смарагда с Орловским губернатором Петром Ивановичем Трубецким, который часто прозывается здесь «петухом», как об этом читаем и в известном повествовании Н.С. Лескова. 15) Павел Иванович Рубановский с 9 октября 1876 г. по 1 января 1884 г., когда он переведён в село Журавлиху, Таращанского у., а оттуда перемещён в Вел. Березянку И.Г. Завадский, но до вступления последнего 16) с 1 января по 3 марта 1884 г. наблюдал за приходом священник села Крутые Горбы Феофил Иванович Плахтеев. 17) Илья Григорьевич Завадский с 3 марта 1884 г. по день смерти 7 ноября 1901 г. 18) Петр Ильич 3авадский – нынешний настоятель Велико-Березянской церкви с декабря 1901 г. Глава 2. Смарагд – епископ Ревельский, викарий С.-Петербургский (1831–1833 гг.), епископ (1833–1836 гг.) и архиепископ Полоцкий и Виленский (1836–1837 гг.); перевод его в Могилёв (5 июня 1837 г.) В С.-Петербурге Смарагд недолго пробыл на ректорском посту родной Академии, в которой посвящал себя обычному педагогически-административному делу 139 . Вместо переведённого в августе 1831 г. в Калугу викария Никандра (Клементьевского) он (по определению Св. Синода от 7 сентября) избран Государем 12 сентября во епископа Ревельского «с выдачею ему, по прежним примерам, единовременно на домашнее обзаведение тысячи рублей из сумм, на Духовный Департамент ассигнуемых» 140 , наречён 18 сентября и хиротонисан 20 сентября 1831 г. в Казанском соборе 141 . Вместе с викариатством к новому епископу Ревельскому поступило и управление (1831–1833 гг.) Троице-Сергиевой пустынью, близ С.-Петербурга 142 . Теперь обязанности существенно осложнялись, и Смарагд, после епископского посвящения, был уволен Комиссией Дух. Училищ 19 ноября 1831 г. от училищных должностей и 14 декабря сдал их своему преемнику, Вифанскому ректору архим. Венедикту (Григоровичу, † 7 декабря 1850 г. еп. Олонецким), а также сложил с себя и Пинское настоятельство 143 . У епископа Смарагда отныне прерывалась непосредственная связь с С.-Петербургской Академией, но 17 ноября 1832 г. конференция избрала бывшего своего ректора одним из действительных членов, каким он и был утверждён Комиссией Дух. Училищ 31 января 1833 г. вместе с прот. Ионом Добронравиным, хотя тогда же представлялись ещё академические бакалавры Ксенофонт Делекторский и Димитрий Соснин 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

4) Доктор богословия, архим. Григорий Постников , преемствовал преосв. Филарету в звании ректора Академии и продолжал благоустроение академии, начатое предшественниками. Свидетельством его трудов служат отличия и награды, полученные им в бытность ректором академии: в 1819 г., находясь в звании настоятеля второклассного Иосифо-Волоколамского монастыря, он наименован был первым архимандритом после первоклассных, из уважения к отличным училищным должностям, им занимаемым; в том же году 23 сент. сопричислен к ордену св. Владимира 3-й степени; в 1821 г. августа 21 Высочайше утвержден членом Комиссии дух. училищ, и получил в награждение наперсный бриллиантовый крест; в 1822 г. 7 мая утвержден епископом Ревельским, викарием С.-Петербургской митрополии, с оставлением за ним должности ректора академии, а в следующем году ноября 17 сопричислен к ордену св. Владимира 2-й степени; в 1826 г. переведен на епископскую кафедру в Калугу. 5) Доктор богословия, архим. Иоанн Доброзраков, из ректоров С.-Петербургской семинарии, с 30-го янв. 1826 г.; в августе сопричислен к ордену св. Анны 2-й степени; 14 янв. 1829 г. определен настоятелем Пинского богоявленского (Минской епархии) первоклассного монастыря и сопричислен к ордену св. Владимира 3-й ст. В августе 1830 г. утвержден епископом Пензенским. 6) Магистр, архим. Смарагд Крыжановский, из ректоров Киевской академии, с 27 августа 1830 г.; в декабре того же года определен настоятелем первоклассного Пинского монастыря. В ноябре 1831 года посвящен во епископа Ревельского, викария С.-Петербургской митрополии. 7) Магистр, архим. Венедикт Григорович, из ректоров Вифанской семинарии, с 4 ноября 1831 г. ректор академии и настоятель Боровского Пафнутиевского первоклассного монастыря. В 1833 г. 8 июня утвержден епископом Ревельским, викарием С.-Петербургским. Скончался Олонецким архиепископом в декабре 1850 года. 8) Магистр, архим. Виталий Щепетев, из ректоров Московской семинарии, с 8 июня 1833 г. и тогда же определен настоятелем Боровского монастыря; в 1834 г. февр. 27 пожалован орденом св. равноап. кн. Владимира 3 ст. В июне 1837 г. утвержден епископом Дмитровским, викарием Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

3) Для размещения остальных воспитанников и чтобы достигнуть главной цели их назначения – быть наставниками духовного юношества в высших училищах, Комиссия приступила к открытию другого учебного округа, именно Московского. Таким образом определены 8 воспитанников в Московскую академию бакалаврами, именно: Григорий Левицкий, Иван Носов, Петр Розанов, Михаил Бажанов, Василий Херсонский, Василий Кутневич, Арсений Тяжелов и Григорий Огиевский, а остальная часть профессорами в семинарии Московского округа. Некоторые из лучших студентов назначены прямо в начальственные должности, именно иером. А. Протопопов – инспектором здешней академии и иером. Венедикт Григорович – ректором Могилевской семинарии. 4) Для поощрения к трудам на поприще просвещения, Комиссия исходатайствовала воспитанникам дух. академий особые преимущества и права; именно: а. Права духовно-училищной службы перед епархиальной В 1814 г. Комиссия духовных училищ представляла св. Синоду: «случается иногда к огорчению служащих при духовных училищах, что из двух сверстников, из которых лучший определяется в училищную, а худший в епархиальную службу, последний вскоре начинает считаться за старшего. Но как это отвращает от службы училищной людей, нужных для училищ: то Комиссия находит нужным, справедливым и полезным постановить и утвердить следующее правило: лета службы училищной должны считаться в старшинстве преимущественно перед летами службы епархиальной». Представление Комиссии утверждено св. Синодом 186 . б. Ученым степеням присвоенные – по ведомству духовного звания По силе Высочайше утвержденного в 26-й день июня 1808 года доклада Комитета о усовершенствовании дух. училищ, надлежало, по истечении совершившегося 1-го учебного курса в С.-Петербургской Дух. Академии, приступить к распределению духовных мест по классам церквей и потом на церковные причты производить классные оклады. Но Комиссия дух. училищ, найдя распределение церквей на классы и определение на священнослужительские места по этим окладам неудобным, по причине уменьшения сумм на содержание причтов положенных, предположила сделать только частное исполнение положения о классных окладах для духовенства на нижеследующем основании:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Имя преосв. Кирилла Богословского-Платонова, архиепископа Подольского и Брацлавского, воспоминается с любовью бывшими его товарищами по воспитанию, которые не находят похвал этой кроткой, братолюбивой и боголюбивой душе и сердцу младенчески непорочному, – слушателями его уроков, проникнутых участием души, – подчиненными, которые за любовь не знали перед ним страха, – священнослужителями в тех паствах, где он проходил святительское служение, и – всеми, кто только имел счастье находиться с ним в каких-либо отношениях. Путь его служения Церкви и обществу начался в месте его воспитания, где он был три года в звании наставника; отсюда в 1817 г. переведен был в Полтавскую семинарию ректором, из которой – в Московскую академию; потом произведен в епископа Дмитровского, викария Московской митрополии. Речи и поучения, которые он произносил при каждом священнослужении и при ежегодных посещениях паствы, проникнуты тем благодатным помазанием, которое сообщает простому слову силу и духовную сладость и всех питает, по мере их духовного возраста и разумения. Преосв. Кирилл скончался в 1841 г. в Великий пяток и погребен в Александроневской лавре в Феодоровской церкви, где он не один раз совершал богослужение, когда был наставником академии 228 . Преосв. Моисей Платонов, из воспитанников 1-го курса, бакалавр здешней академии, потом профессор и ректор Киевской академии, доктор богословия, с 1823 г. епископ Старорусский, викарий Новгородской митрополии, с 1827 г. Вологодский, с 1828 Саратовский, с 1832 г. архиепископ, экзарх Грузии; скончался в 1834 г. Преосв. Мелетий Леонтович, воспитанник 1-го курса здешней академии; проходил служение в разных местах, повсюду украшаясь христианскими доблестями; скончался в 1840 году Харьковским архиепископом. Преосв. Гавриил Городков , воспитанник 1-го курса здешней академии, с 1828 г. епископ Калужский, с 1831 г. Могилевский; в 1834 г. возведен в сан архиепископа; в 1837 г. переведен в Рязанскую епархию. Преосв. Венедикт Григорович, дважды прошел полный курс акад.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Варлаам Маевский , 1761–63, перев. в Калужский Лаврентиев. Паисий , наместн. Чудова монастыря, в янв. 1764. После в Московской Давидовой пустыне. 8 Спасский, под городом Севском, основан в 1619 г.; по штатам 1764 г. положен в 3-м классе, но вскоре обращён в архиерейский дом Севских епископов. [VI, 257.] Архимандриты Корнилий , основатель, в 1690 перешёл из упразднённого Новгород-Северского Спасского монастыря, вместе с монахами; до 1626. Зосима , в апр. 1626. Маркелл , 1646–51. Аркадий , в февр. 1652. Ефрем , в мае 1654. Моисей , 1657. Иоасаф , 1674–82. Авраамий , 1684–88. Пафнутий , 1689. Иоасаф , 1691–1705. Игнатий , 1706–18. Пафнутий , 1719–22, отрешён. Варлаам , 1722–25. Иларион 20 авг. 1725 перев. из Столбовского; до 1727. Варлаам , 1727–39. Платон Петрункевич , 1740–42, в мае перев. в Владимиро-Рождественский мнтрь. Иларион , 1744–49. Нектарий ... Феодосий Сморжевский определён 1757 из Китайских миссионеров; † 1758 ... Иннокентий Григорович , бывший строит. Песношский, определён 29 июля 1758, а в 1760 перев. в Серпуховский Высоцкий мнтрь. Пахомий в 1760 прислан из Москвы (sic); был очень стар и вскоре † … Иакинф Карпинский в начале 1761 перев. из Переяславль-Залесского Даниилова монастыря, а в 1767 – в Рыльский Николаевский. 9 Оптин Троицкий, под городом Волховом, возобновлён в 1620 г.; архимандрия с 1705. Ныне заштатный. [V, 367.] Игумены Филарет , 1653. Никодим , 1661. Константин , 22 нояб. 1678, в янв. 1680. ?( Варлаам , 1680). Моисей , 30 сент. 1681. Константин , 14 апр. 1684. Пафнутий , 1685–88. Герман , 1694–1703. Симеон , 1703 и 4. Архимандриты Сергий , 1705–9. Лаврентий , 1725–27. Никодим , 1729, 1737–65. С 27 июня 1779 строители. Строители Трифиллий , 1781. Авраамий , 1796, 99. Ириней , игум., в июне 1799. Христофор Еммауский определён 29 сент. 1834, из вдовых священ., а 21 мар. 1836 перев. в Чолнский Спасский. Венедикт в апр. 1839 перев. из Свенского, а в 1842 – в Тобольский Знаменский. Макарий Глухарев , из Алтайской миссии, в 1843–49; † 1850. Иеремия , 1849–67.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кирилловские епископы Викарианство учреждено в 1892 году Имена Сведения Антоний (Соколов), епископ бывший епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии с 21.11.1892 по 03.09.1893 епископ Черниговский и Нежинский; 20.04.1911 Новгород-Северская Учреждена в марте 1785 года Новгород-Северская и Глуховская Кафедра в Новграде-Северске Имена Сведения Иларион (Кондратовский), епископ бывший епископ Переяславский и Бориспольский с 27.07.1785 по 01.09.1797 епископ Могилёвский и Белорусский 1 сентября 1797 года епархия упразднена и присоединена к Черниговской епархии. Олонецкая Учреждена в 1828 году Олонецкая и Петрозаводская Кафедра в Петрозаводске Имена Сведения Игнатий (Семёнов), епископ бывший епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии с 22.05.1828 архиепископ с 21.04.1835 по 17.10.1842 архиепископ Донской и Новочеркасский Венедикт (Григорович), архиепископ бывший епископ Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 14.11.1842 07.12.1850 Дамаскин (Россов), архиепископ бывший епископ Тульский и Белевский с 19.12.1850 по 07.02.1851 на кафедру не прибыл на покое; 31.07.1855 бывший архиепископ Пермский и Верхотурский с 29.03.1851 по 07.07.1869 на покое; 08.05.1870 Ионафан (Руднев), епископ бывший епископ Кинешемский, викарий Костромской епархии с 29.08.1869 по 28.02.1877 епископ Ярославский и Ростовский; 19.10.1906 бывший епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии с 28.02,1877 08.01.1882 Павел (Доброхотов), епископ бывший епископ Псковский и Порховский с 23.01.1882 по 21.10.1898 на покое; 23.04.1900 Оренбургская Учреждена 16 октября 1799 года Оренбургская и Уфимская Кафедра в Оренбурге Имена Сведения Амвросий (Келембет), епископ рукоположен с 13.11.1799 по 25.05.1806 архиепископ Тобольский и Сибирский Августин (Сахаров), епископ рукоположен с 10.06.1806 по 06.01.1819 на покое; 01.01.1842 Феофил (Татарский), епископ рукоположен с 23.03.1819 по 19.05.1823 епископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический Амвросий (Морев), епископ рукоположен с 17.06.1823 по 01.12.1828

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕВОСТРУЕВ Капитон Иванович (28.02.1815, Елабуга Вятской губ.- 29.11.1872, Москва), археограф, палеограф, филолог и археолог, чл.-кор. Российской Имп. АН, проф. богословия МДА, член Сербского ученого об-ва в Белграде и Югославянской академии в Загребе. Род. в многодетной семье (у Н. было трое братьев и сестра) свящ. Ивана Феодосиевича Невоструева (1778-1831). Мать - Татьяна Ивановна (род. 1789), старший брат - Александр (1806-1872), проф. Вифанской ДС, протоиерей московского собора в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1823-1830 гг. Н. учился в Елабужском уездном уч-ще, в 1830-1836 гг.- в Вифанской ДС, где начал изучать древние рукописи под влиянием ректора архим. Венедикта (Григоровича) и др. преподавателей. В 1836-1840 гг. студент МДА, ректором к-рой был архим. Филарет (Гумилевский) , обучавший студентов навыкам работы с источниками. Очевидно, уже в это время Н. обратил на себя внимание профессора кафедры церковной истории и сотрудника б-ки МДА А. В. Горского , что сыграло решающую роль в его биографии. 17 сент. 1840 г. Н. окончил академию со степенью магистра богословия и был распределен профессором во вновь открытую Симбирскую ДС. 7 нояб. того же года прибыл в Симбирск. Преподавал в семинарии Свящ. Писание, герменевтику, патристику, евр. язык, учение отцов Церкви греческих и латинских на высшем отд-нии. Одновременно активно занимался археографической и археологической деятельностью в губерниях Ср. Поволжья. В 1840-1849 гг. составил описание 7 существовавших и ок. 20 упраздненных мон-рей, церквей и пустыней Симбирской и Самарской епархий, написал «Историческое обозрение Симбирска», которое опубликовал А. И. Соловьёв в 1909 г. Привел в порядок архивы и хранилища десятков храмов и обителей, составил их описание. Знакомился и с частными рукописными собраниями (напр., симбирских помещиков Языковых). Летом 1849 г. митр. Московский и Коломенский свт. Филарет (Дроздов) предложил Горскому взяться за описание слав. рукописей Синодальной (Патриаршей) б-ки с правом выбрать себе сотрудника. В качестве помощника Горский пригласил Н., к-рый в авг. 1849 г. переехал на постоянное жительство в Москву с сохранением жалованья семинарского преподавателя. Н. был размещен в 3 кельях митрополичьих покоев Чудова мон-ря в Кремле, где он и прожил до кончины. 2 сент. 1849 г. Н. и Горский приступили к трудам по описанию древних слав. рукописей, хранившихся в Синодальной б-ке, по предварительно разработанным плану и принципам. Горский жил в Сергиевом Посаде, между соавторами шла активная переписка; Горский написал более 500 писем Н., а тот ему - ок. 650. (Подробнее о работе над описанием Синодального собр. см. ст.: Горский А. В.//ПЭ. Т. 12. С. 150-151.)

http://pravenc.ru/text/2564818.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010