Каждая из противоборствовавших сторон на отдельных свитках написала свое исповедание веры и скрепила свитки своими печатями. Затем была открыта гробница великомученицы Евфимии, и оба свитка положены на груди святой. Гробницу опечатали императорской печатью и поставили около нее стражу. В течение трех дней 630 отцов Собора постились и усердно молились Господу и святой великомученице Евфимии. Когда в присутствии императора и всего Собора была вскрыта гробница, то все с изумлением увидели, что список монофизитов лежит под ногами святой. Список православных святая великомученица Евфимия держала в правой руке, а затем, как живая, она протянула руку и подала его Патриарху Анатолию. После столь явного откровения истины многие еретики раскаялись, упорствовавшие же были отлучены от Церкви, низвержены из своего сана и изгнаны. В царствование императора Ираклия I (610–641) персы захватили Халкидон и разграбили храм великомученицы Евфимии. Но открыть гробницу и взять святые мощи они не смогли. Тогда персы обложили гробницу дровами и подожгли, однако она осталась невредимой. После ухода персов мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь и положены в храме, освященном в ее честь. Гробницу со святыми мощами поставили вместо престола, и на ней совершали бескровную Жертву. В VIII веке император-иконоборец Лев III Исавр (717–741) повелел бросить ковчег со святыми мощами великомученицы Евфимии в море, но ковчег, по Промыслу Божию, не утонул. Он был подобран плывшими на своем корабле братьями Сергием и Сергоном. Ночью братьям было открыто в видении о святости обретенных ими мощей. Тогда они стали молиться, чтобы Господь открыл им и то, чьи это мощи. Когда корабль проплывал мимо острова Лемноса, где была гробница святой мученицы Гликерии, корабельщики бросили якорь, чтобы там переночевать. Ночью в видении они увидели шедшую к их кораблю мученицу Гликерию (†ок. 177; память 13 мая), которая приветствовала вышедшую ей навстречу святую деву такими словами: «Радуйся, Христова мученица Евфимия Всехвальная!» Так братья узнали, чьи мощи открыл им Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Воспоминание о чуде святой великомученицы Евфимии Всехвальной Память 11 июля Святая великомученица Евфимия родилась, воспитывалась и увенчалась мученичеством в Халкидоне, Вифинском городе, который лежит при заливе Черного моря, против Царьграда, по другую сторону разделяющего их пролива Босфора фракийского: пострадала она в царствование Диоклетиана 4605 , шестнадцатого сентября, когда и празднуется ее память. Сегодня же вспоминается то чудо, которое было от честных ее мощей во время четвертого вселенского собора святых отцов, происходившего в Халкидоне, и которым было явлено и утверждено православное исповедание веры; чудо и это явилось знамением для святых отцов, чтобы не приступать к общению со зловерными и произошло следующим образом. Патриарх александрийский Диоскор и Евтихий, архимандрит цареградский, еще при жизни правоверного царя Феодосия 4606 , воздвигли богохульную ересь на Господа нашего Иисуса Христа, сливая два Его естества, божеское и человеческое, в одно естество 4607 ; они прельстили многих духовных и мирян своим зловерием, совратили в свою ересь многих знатных придворных и широко пользовались их вескою поддержкою. Когда собрался поместный собор в Ефесе 4608 (через несколько лет после бывшего там же вселенского третьего 4609 ), или, лучше сказать, разбойническое сборище, на котором святейший Флавиан патриарх цареградский 4610 , исповедник благочестия, был убит единомышленниками Диоскора и Евтихия, – тогда еще больше укрепилась та ересь и стала приниматься за правоверие, истинная же вера православная стала отвергаться, как какое-нибудь зловерие. Нужно было собрать четвертый вселенский собор святых отцов для истребления этой ереси и для утверждения православной веры. В это время благочестивый царь Феодосий перешел из этой жизни к Господу, а после него принял царство добродетельный и богоугодный Маркиан 4611 со святою Пульхериею. Эти ревнители правоверия и благочестия, видя, как ереси смущают Церковь , и какие царят в ней раздоры, повелели святым отцам со всей вселенной собраться в славный город Халкидон, дабы рассмотреть и обсудить здесь вопросы веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

миласская в Карии, 24 янв. Евсевон маккавей 1 августа.     Евсигний (благознаменный, греч. и лат.) антиохианин, муч. 5 авг.     Евстафий Плакида (твердо стоящий, греч.), муч., 20 сент.     Евстафий, муч. никейский, 20 ноября.     Евстафий воин, муч. анкирский, 28 июля.     Евстафий, архиеписк. антиохийский, 21 февр.     Евстафий, еписк. кийский в Вифинии, 29 марта.     Естафий муч., виленский, 14 апр.     Евстолия (хорошо вооруженная, одетая, греч.), преп. цареградская, 9 ноября.     Евстохий, (хорошо попадающий в цель, остроумный, греч.) муч. 23 июня.     Евстохий муч., 15 ноября.     Евстратий, (добрый воин. греч.) муч. севастийский, 13 дек.     Евстратий, преп. из авгаровой обители. 9 янв.     Евстратий, преп. печерский, 28 марта.     Евсхимон, (благоприличный, благовидный, греч.) еписк. лампсакийский, 14 марта.     Евтихиан (счастливый. греч.), муч. никомидийский, 17 авг.     Евтихиан, муч. вифинский, 22 дек.     Евтихий (хорошо в цель попавший, счастливый, греч.), 20 янв.     Евтихий, муч. мелитинский, 7 ноября.     Евтихий, муч. мелетинский, 28 мая.     Евтихий, муч. путеольский, 21 апр.     Евтихий, яз 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Евтихий, преп. нурсийский, 23 авг.     Евтихий, патриарх цареградский, 6 апр.     Евтих, ученик Иоанна Богослова, 24 авг.     Евтропий (благонравный, греч.), муч. киликийский, 17 окт.     Евтропий, муч. из дружины Феодора Тирона, 3 марта.     Евтропий чтец, 16 июня.     Евтропия (благонравная, греч.), муч. александрийская, 30 окт.     Евфимия (всехвальная, греч.), великомученица халкидонская, 16 сент. и 11 июля.     Евфимия, муч. амисская, 20 марта.     Евфрасий (веселый греч.), муч. керкирский. 28 апр.     Евфрасия (веселие, радость греч.), дева, муч. никомидийская, 19 янв.     Евфрасия, из 7 дев анкирских 18 мая.     Ефрасия, муч. амисская, 20 марта.     Евфросиния девица, мученица коринфская, 6 ноября.     Евфросиния, преп. александрийская, подвизавшаяся под именем Смарагда, 25 сент. и 15 февр.     Евфросин преп., 11 сент.     Евфалия (благоцветущая, греч.) дева, муч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Евтропия, муч. Александрийская ок. 250 года. 30 окт. Евфимия всехвальная, великомученица Халкидонская, ок. 304 года. 16 сент. (Воспоминание чудес ее во время Халкидонского собора 451 года. 11 июля). Евфимия, мученица Амисская при Максимиане, с Александрой и др. 20 марта. Евфрасий, муч. Керкирский, с ап. Иасоном. 28 апр. Евфрасия дева, муч. Никомидийская 303 года. 19 янв. Евфрасия, из 7 дев мучениц Анкирских ок. 304, с Феодотом. 18 мая. Евфрасия, муч. Амисская, с Александрой и др. при Максимиане. 20 марта. Евфросиния девица, мученица Коринфская, с Текусой и др. 6 ноября. Евфросиния, преподобная Александрийская 5 в., подвизавшаяся под именем Смарагда. 25 сент. Евфросиния преподобная, княжна Полоцкая, ум. 1173. 23 мая. Евфросиния, преподобная Суздальская 13 в. 25 сент. Евфросиния преп., в мире Евдокия, вел. княгиня Московская, ум. 1407. 7 июля. Евфросин преп., виденный в раю еще при жизни. 11 сент. Евфросин преп., Псковский чудотворец, ум. 1481. 15 мая. Евфалия дева, муч. Сицилийская. 2 марта. Евфимий, муч. Никомидийский ок. 302 г., с двумя тмами мучч. 28 дек. Евфимий Великий, преп. Палестинский, ум. 473. 20 янв. Евфимий, еписк. Сардийский, исповедник, ум. ок. 840. 26 дек. Евфимий новый, преп. 15 окт. Евфимий преп., архимандрит Суздальский, ум. 1404. 1 апр. (Обретение мощей его в 1507 году. 4 июля). Евфимий, архиеп. Новгородский, ум. 1458. 11 марта. Едесий муч., постр. в Александрии от Иерокла в 306 г., с братом Амфианом. 2 апр. Езекия, царь Израильский. В нед. праотец. Екатерина, великомуч. Александрийская при Максамине. 24 ноября. Екдит из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Ексакустодиан, он же Константин, из 7 Ефесских отроков. 4 авг. и 22 окт. Елеазар, сын Аарона, второй первосвященник Израильский. В нед. праотец. Езеазар священник и семь братий Маккавей, ветхозаветные мучч. при Антиохе Епифане. 1 авг. Елевсипп, муч. 2 в., с Спесиппом и др. 16 янв. Елевферий диакон, муч. в 96 г., с Дионисием Ареопагитом. 3 окт. Елевферий, еписк. Иллирийский, Анфия и Корив, мучч. Римские при Адриане. 15 дек.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

– Ничего там не было. – Как ничего? Ведь я видел! В церкви было пять лампад, а качалась только одна, что означает, что это было не просто из-за сквозняка. Старец вдруг говорит мне: «Разве ты не читал, что Богородица ходит вечером по кельям и смотрит, чем занимаются монахи?» И старец вдруг говорит мне: – Да. Разве ты не читал, что Богородица ходит вечером по кельям и смотрит, чем там занимаются монахи? Зашла Она и к нам, увидела двух сумасшедших и покачала немного свою лампадку, чтобы нас поприветствовать. А потом вдруг старец Паисий добавил: – Там, где ты сейчас сидишь, знаешь, кто сидел? Там был стульчик, на котором стоял подсвечник, а сверху висела иконка святой Евфимии. – Нет, геронда, откуда же мне знать, кто сидел на этом стуле. Тогда он рассказал мне чудо явления святой великомученицы Евфимии. Однажды старец поехал в женский монастырь в Суроти по одному церковному вопросу к митрополиту. Они поговорили, старец высказал свое мнение, но некое сомнение в нем оставалось: а вдруг он был неправ? В то время в монастыре паломничали какие-то студентки и очень хотели встретиться со старцем. Так как старец собирался уезжать на следующий день, то он попросил монахинь передать, что не сможет их принять. Тогда монахини обратились к старцу, чтобы он позволил этим студенткам подойти к нему за благословением. «Пусть приходят», – сказал он. Пришло около пяти-шести девушек, и одна из них, более смелая, говорит старцу: «Геронда, я очень хочу с вами поговорить» – «К сожалению, не могу, я утром уезжаю», – ответил ей старец Паисий. – «Ладно, тогда я приеду к вам на Афон. Благословите?» – говорит она ему. «Приезжай!» – ответил старец, шутя. Старец был человеком радостным, поэтому часто шутил. Великомученица Евфимия Всехвальная Через два-три дня после его возвращения на Афон однажды утром, когда старец читал 9-й и 3-й часы, вдруг раздался стук в дверь. «Кто там?» – спрашивает старец Паисий. – «Открой, отче», – говорит ему женский голос. – «Кто это?» – спрашивает он. – «Евфимия», – слышен ответ. Старец сразу вспомнил ту девушку и подумал: «Она что, с ума что ли сошла и приехала на Афон?! Что же мне теперь делать? Она, наверное, переоделась в мужскую одежду и приехала». Старца охватили разные помыслы. Он ничего не отвечал. В дверь снова раздался стук:

http://pravoslavie.ru/157202.html

В., является соотношение 2 древнейших источников: «Слова на страдание вмц. Евфимии» Астерия, митр. Амасийского, и Мученичества BHG, N 619. Описание мучений святой, изображенных на иконе, к-рое сделано Астерием, неск. отличается от описания пыток в Мученичестве. Так, у Астерия отсутствует упоминание о колесе, в то же время есть сцены, к-рые трудно отождествить на 1-й взгляд со сведениями Мученичества: на иконе изображается палач, выбивающий мученице зубы. На этом основании С. Тиймон предположил, что митр. Астерий имеет в виду др. мученицу по имени Евфимия, возможно Евфимию Александрийскую (?) ( Tillemont. Mémoires. Vol. 5. P. 405-412). Первые болландисты разделяли его мнение. Однако незначительные расхождения в деталях вряд ли могут служить достаточным подтверждением такого предположения. Во-первых, митр. Астерий мог опустить в описании нек-рые сцены, изображенные на иконе, во-вторых, в Мученичестве упоминается, что святую били по лицу, и, вероятно, эта сцена более детально могла быть представлена на иконе. Храм «на ипподроме» самый известный из посвященных великомученице (также назывался το ρου (от ρος - вероучительное определение Собора, что, очевидно, связано с чудом Е. В. на IV Вселенском Соборе)). Относительно даты основания церкви в источниках нет единства, большинство приписывает постройку и украшение церкви имп. Константину I Великому. Сюда были перенесены из Халкидона мощи Е. В., вероятно при имп. Маврикии, имп. Фоке или имп. Ираклии. Согласно лат. описанию К-поля XII в. («Аноним Меркати»), в этой церкви находились мощи вмц. Е. В., а также мощи др. святых, пострадавших вместе с ней (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 449). Антоний, архиеп. Новгородский, побывавший в К-поле в 1200 г., сообщает, что могила Е. В. представляла собой кенотаф, т. е. не содержала мощей, к-рые якобы находились в лавре Космы и Дамиана в квартале Космидион. Тем не менее сообщения др. авторитетных источников (историков Георгия Кедрина ( Cedrenus G.

http://pravenc.ru/text/187812.html

Блаженный (гр. μαχαριος, лат. beatus), в XIX в. данный эпитет стали прилагать в России к святым, почитаемым в других христианских исповеданиях (прежде всего, у католиков), в тех случаях, когда почитание их установилось до разделения церквей и тем самым признается православной церковью (ср.: блаженный Августин, блаженный Иероним Стридонский , блаженный Феодорит Киррский и т.д.). Данный эпитет возникает как калька с лат. beatus. У католиков наименование beatus усваивается тем подвижникам, которым на первом этапе канонизации (см.) установлено местное почитание (так наз. беатификация): при окончательной канонизации папа провозглашает блаженного святым (канонизационная формула содержит слова “beatum N. sanctus esse”). По этому образцу возникло и русское употребление наименования “блаженный” в применении к святым, почитание которых не распространено в России. В Древней Руси наименование “блаженный” прилагалось к святым юродивым (см.). Великомученик Великомученик (гр. μεαλομαρτϑρ, лат. magnus martyr), мученики, особо чтимые церковью как претерпевшие особенно тяжелые и продолжительные мучения и проявившие при этом чрезвычайную твердость в вере. Выделение великомучеников из всего множества почитаемых церковью мучеников происходит в результате формирования общецерковного почитания мучеников и подчеркивает всеобщность поклонения им; службы великомученикам отличаются особой торжественностью. К числу почитаемых Русской Церковью великомучеников относятся Артемий (ум. 362 г.), Викентий (ум. 296 г.), Виктор (ум. во II в.), Георгий Победоносец (ум. 303 г.), Димитрий Мироточивый (ум. 304 г.), Евстафий Плакида (ум. в нач. II в.), Иаков (ум 400 г.), Меркурий (ум. 252 г.). Мина (ум. 288 г.), Пантелеймон (ум. ок. 305 г.), Прокопий (ум. 290 г.), Феодор Тирон (ум. в нач. IV в.), Феодор Стратилат (ум. 320 г.); к числу великомучениц относятся Анастасия Узорешительница (ум. в нач. IV в.). Варвара, Евфимия Всехвальная (ум. 303 г.), Екатерина (ум. в нач. IV в.), Ирина (ум. 307 г.), Марина (ум. 275 г.), Параскева Пятница. Когда во время проскомидии вынимается частица в честь мучеников, поименно вспоминаются прежде всего великомученики. Широкое распространение культа великомучеников обусловливало соединение с ним ряда народных поверий и легендарного материала. К русским святым наименование великомученика не прилагалось. Диптих

http://azbyka.ru/svyatost-kratkij-slovar...

Верою своею в мучениих непоколебима бе, блаженная Евфимия, купно с тобою бо страдавшыя, тако укрепляху тя, юную и прекрасную: «Подвизайся дево, Жениха Небеснаго ради, подвизайся страданиим Ему угодити, подвизайся во сретение Его изыти с мудрыми девами, да возлюбит Он тя, яко невесту Свою и введет тя в чертог Свой, в нем же воспоеши Ему сладце: Аллилуиа.» Икос 3 Видя нечестивый проконсул тя, достоблаженная Евфимие, в лике святых мучеников, яко луна посреди звезд сиявшую, аки волк хищный похити тя из Христова стада. Мы же, словесам твоим радуяся: «Не остави мене, вселюбезнейший Женише мой, на Тя токмо надеющуся, не выдай зверем душу, любящую Тя и исповедающую имя Твое святое, не дай врагу моему возрадоватися надо мною, укрепи мя, немощную рабу Твою, да не одолеет мя беззаконие», воспеваем ти: Радуйся, к Богу за помощию взывавшая. Радуйся, в руце Его спасение свое отдавшая. Радуйся, яко на Господа упование свое возложила еси. Радуйся, яко в отчаяние не впадала еси. Радуйся, благодатию Господа укрепившаяся. Радуйся, пред мучителем не посрамившаяся. Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная. Кондак 4 Восхотев к безбожию своему обратити тя, святая Евфимие, мучитель лестию тя уловити потщися, абие с твердостию отвещавала еси ему: «На Христа моего токмо уповаю, яко не оставит мя и не отымет руку Своея от мене и Ему Единому душой взываю: Аллилуиа.» Икос 4 Хотяй волю твою сломити и к идолом мерзким приклонити, повеле нечестивый мучитель твой на мучения тяжкая тя отдати, непреклонная в исповедании своем Евфимие. Егда же служителие привязаху тя к колесу со множеством ножей, ты крестным знамением осенивши ся, ко Господу с усердием молилася еси: «Господи, просвещение души моея, прииди ныне на помощь ми, да уразумеют вси, яко Ты еси Единый Бог!» Таковое исповедание твое зряще, умиленными сердцы вопием ти: Радуйся, яко пыток мучителя не убоялася еси. Радуйся, яко Господу со тщанием молилася еси. Радуйся, крестом святым себе осеняяй. Радуйся, сим знамением враги своя побеждаяй.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Св. Евфимия всехвальная, после многих мучений, скончалась в Халкидоне, в царствование Диоклитиана. Родители ея (сенатор Филофрон и Феодоросия) погребли тело ея “близ града, в разстоянии единаго поприща”, где потом во имя ея была построена и церковь (Евагрия, Церк. ист. кн. II. гл. 3. Константия, При Маркиане и Пульхерии, в 451 году, в этой церкви был четвертый вселенский собор и совершилось чудо при мощах великомученицы, воспоминаемое церковию 11 июля (Чет. Мнн. И6 сентября и 11 июля). На это чудо и указывает наш паломник, когда говорит: “святии отцы тою Еуфимиею препреша еретиков”.-Еще Константин Великий в честь св. Евфимии соорудил в Царьграде, близ Ипподрома, великолепную церковь , в которую впоследствии были перенесены и мощи великомученицы из Халкидона; но спустя 448 лет, Константин Копроним (741–775) похитил их отсюда и сперва скрыл “в некоей храмине внутрь палат царских”, а потом повелел бросить в море; самую же церковь обратил “в вертеп пуст или скотское стоялище” a не как у некоторых,– ). Взятыя от морской пучины на орабль, оне были привезены на о. Лимнос или Лесбос, где и скрывались несколько лет, пока императрица Ирина Афинянка, супруга Льва Хазарскаго, не возвратила их в прежнюю Цареградскую церковь (Anon. у Бандури, ed. 1. t. I. lib. III. р. 43 et t. II. p. 671. 672. Кодина, Дюканжа, Constantinop. christ. lib. IV. p. 145. Кедрина, Сокращ. ист. ed. 1. t. II p. 20: [т. е. в первый год царствования] Наш паломник говорит об этой церкви: “у Подромия есть церковь святыя мученицы Еуфимии: то же (­ту же) и гроб ея тощь сребром окован” (см. ниже); следовательно в его время мощей ея здесь не было: оне покоились тогда в церкви Петрийской находившейся на пятом холме, в ХИИ-й части Царьграда Эта церков, также во имя св. Евфимии, первоначально была построена Византийским епископом Кастином или Кистином Бизантия, . По Хрон. патр. Нитфора: По Н. Каллисту [кн. VIII. гл. 6]: потом заново перестроена импер. Анастасием Дикором и Ариадною наконец возобновлена Василием Македонянином, который устроил при ней монастырь и постриг здесь дочерей своих же, стр. 121). Об этой-то церкви и говорит паломник (Сн. Дюканжа, 1. 1. р. 146. Бандури, Imper. Orient. 1.1. Anon. lib. II. p. 36. 39. lib. VI. p. 133 et t. II. p. 649. 658. Византия,

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Ефрему каженику (скопцу), одного из братии, моля его: «да весь Устав Студийского монастыря списав (равнозначительно нынешнему „переложив“, переведя), принесёт ему. Приим же его (то есть, полный снимок Студийского Устава в Славянском переводе), отец наш Феодосий повеле почести перед братией, и оттоле начать в своём монастыре все строити по Уставу Св. монастыря Студийского». В том же монастыре проживал, в. бытность свою в Царьграде, наш Митрополит Киприан, занимаясь переводом с Греческого Лествиц Св. Иоанна Лествичника , что видно из надписи на этом переводе, хранящемся в Библиотеке Московской Духовной Семинарии (под 152): «В лето 6895 (1387), Апреля 24, сврешившася сие книги в Студийской обители Киприаном, смиренным М. Киевским и всея Руси». 36 И в этом же монастыре проживали Русские иноки с той же целью, как в Студийском, для занятия переводами с Греческого языка Церковно-богослужебных книг и святоотеческих писаний. Известно, что первый Русский перевод Типика или Церковного Устава Иерусалимской Лавры Св. Саввы Освящённого, сделан в этой обители в 1401 году, в царствование Иоанна, сына Андроникова, при Константинопольском Патриархе Матфее, грешным Афанасием, «малейшим в единообразных» (т. е., в монашестве). Этот Афанасий, Игумен Серпуховского Высоцкого монастыря, был духовным другом Всероссийского Митрополита Киприяна, и сделал упомянутый перевод по его поручению (См. наше исследование: «О Славянских переводах Церковного Устава», в «Чтениях Императорском Обществе Истории и Древностей Российских», кн. 2, (1869 года). 39 Преподобная Елисавета чудотворница 24 Апреля. Спасалась в одной из Цареградских женских обителей (см. Месяцеслов. П. Вершинского). 40 Св. Евфимия всехвальная, великомученица Халкидонская, в конце III, 16 Сентября. Воспоминание чудес её во время Халкидонского Собора 451 года, 11 Июля. Мощи её и доселе хранятся в Соборной церкви Греческой Константинопольской Патриархии. 45 Св. Преподобномученица Феодосия девица: когда, по приказанию иконоборческого Патриарха, Анастасия, воины хотели снять икону, бывшую над медяными вратами, то Преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010