В последнем случае, указывая на собственное Свое свидетельство о Себе и на свидетельство Своего Отца, Господь хочет указать и на Свою ипостасную самостоятельность, и на равенство с Отцом по существу. В частности, Свое собственное свидетельство ставит Он и отдельно, и вровень со свидетельством Бога Отца. [А] то, что это толкование точно, удостоверяют и [по]следующие слова: Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего . Здесь выражено полное существенное единство Отца и Сына, так что не остается ни малейшего сомнения в том, что Господь имеет в виду Свое сущностное равенство со Своим Отцом. Речь [здесь] идет о Божественном естестве, а не о естестве плоти. Если бы [не]кто [(кем бы он] ни был) представлял себе Святую Троицу в виде трех телесных существ, то безумно бы заблуждался. Во плоти [в теле] явился ради спасения только Сын Божий, но никак не Отец и не Святой Дух. По Своей же Божественной природе Сын во плоти пребыл равным Отцу и Духу Святому. Человеческую же природу воспринял Он на Себя и присоединил ее к Своей Божественной природе – из любви к людям, дабы мог [Он] явиться людям и спасти людей. О Троица Святая, единосущная и нераздельная, просветившая и освятившая нас через воплотившегося Бога Слова, поддержи нас до конца Своей святостью, Своей крепостью и Своим бессмертием и спаси нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 16 сентября 1. Св. великомученица Евфимия всехвальная . Родом из Халкидона. Ее отца звали Филофрон, [он занимал пост] сенатор[а]; имя ее матери – Феодорисия. Оба [они проводили] благочестивую христиан[скую жизнь]. Евфимия была девицей, прекрасной и телом, и душой. Когда антипат [проконсул] Приск устроил в Халкидоне праздник с жертвоприношением Арею, тогда 49 христиан уклонились от этого скверного жертвоприношения и скрылись. Однако были они найдены и приведены на судилище Приска. Среди них оказалась и святая Евфимия. Когда надменный Приск спросил их, почему не повинуются они царскому указу, они ответили: «И царскому, и твоему повелению надлежит повиноваться, если не противно оно небесному Богу; если же противно оно Богу, то не только не следует ему повиноваться, но и напротив – следует ему противиться».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

На том острове Лимносе, где мощи, как было сказано, хранились под спудом, жил один известный человек, по имени Анастасий, саном комит ему досталось в собственность по наследству то место, на котором два упомянутых выше брата, Сергий и Сергон, построили церковь в честь святой великомученицы Евфимии и скрыли в земле честные ее мощи, положив на гробе каменную доску с надписью. Этот Анастасий комит, видя, что церковь всехвальной мученицы на его земле совсем разорена, вновь выстроил ее на прежнем основании и украсил с подобающим благолепием. Впоследствии случилась с ним напасть по несправедливой клевете завистливых людей, и он неповинно был лишен своего сана. Тогда он отправился в Царьград, чтоб оправдаться от ложной клеветы и опять получить свой сан. Когда он искал там заступника и ходатая к царице, ему кто-то сказал, что ему может помочь халкидонский митрополит, потому что он более других имеет право заступаться за обиженных. Анастасий стал искать митрополита и нашел его во дворце; припав к нему, он рассказал цель своего прибытия и просил митрополита помочь ему и походатайствовать за него. Митрополит же отказывался, говоря: — Не могу я этого сделать, мне не по силе это дело. С этими словами митрополит ушел из дворца в свой дом, а Анастасий шел за ним до архиерейского дома; увидя отпертую церковь, он вошел в нее помолиться. После долгой молитвы с коленопреклонением он сел где-то: в это время не было службы. Один из церковнослужителей, очередной на той неделе, подошел к нему с вопросом, кто он и откуда. Анастасий рассказал ему всё о себе и открыл ему свое горе, а потом спросил церковнослужителя: — Какого это святого церковь? Тот отвечал: — Эта церковь святой великомученицы Евфимии всехвальной. Как услыхал это Анастасий, тотчас, прижимая руки к груди, с любовью воскликнул: — О, моя святая Евфимия! — Почему ты называешь ее своею? — спросил церковнослужитель. Анастасий отвечал: — У меня в церкви, в моем доме, ее честные мощи, поэтому-то я осмеливаюсь ее назвать своей. Церковнослужитель сказал: — Как это может быть? Правду ли ты говоришь? Смотри, не лги, а то плохо тебе будет; ведь царица очень старается разыскать мощи святой Евфимии и митрополиту повелела молиться Богу о том, чтоб Он открыл, где находятся честные мощи Его мученицы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

После долгих прений стороны так и не смогли придти к согласному решению. Тогда святой Патриарх Константинопольский Анатолий предложил Собору предоставить решение церковного спора Духу Святому, чрез Его несомненную носительницу святую Евфимию Всехвальную, у чудотворных мощей которой происходили соборные прения. Православные святители и их противники написали свое исповедание веры на отдельных свитках и запечатали своими печатями. Открыли гробницу святой великомученицы Евфимии и оба свитка положили на ее груди. Потом, в присутствии императора Маркиана (450-457), участники Собора закрыли гробницу, приложили к ней императорскую печать и поставили стражу на три дня. В эти дни обе стороны наложили на себя строгий пост и совершали усиленные молитвы. Через три дня Патриарх и император в присутствии всего Собора открыли ковчег с мощами: свиток с Православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке, а свиток еретический лежал у ее ног. Святая Евфимия, как живая, подняла руку и подала свиток Патриарху. После этого чуда многие из уклонившихся приняли Православное исповедание, а упорствовавшие в ереси были преданы соборному осуждению и отлучению. В VII столетии после нашествия персов мощи святой Евфимии были перенесены из Халкидона в Константинополь, во вновь построенную церковь, посвященную ее имени. Через много лет в период иконоборческой ереси ковчег с мощами святой по повелению императора-иконоборца Льва Исавра (716-741) был брошен в море. Из моря ковчег был взят братьями-корабельщиками Сергием и Сергоном, которые передали его местному епископу. Святитель повелел хранить святые мощи тайно, под спудом, так как иконоборчеекая ересь продолжала свирепствовать, но все же над мощами была сооружена небольшая церковь, а на ковчег была положена доска с надписью, поясняющей, чьи мощи покоятся в нем. Когда иконоборческая ересь была окончательно осуждена на святом Седьмом Вселенском Соборе (787 г.), при святителе Тарасии, Патриархе Константинопольском (784-806), и при императоре Константине VI (780-797) и матери его святой Ирине (797-802) мощи святой великомученицы Евфимии Всехвальной были вновь торжественно перенесены в Константинополь.

http://pravicon.com/info-2275

Вмц. Евфимия. Фрагмент иконы " Минея на сентябрь " . Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Вмц. Евфимия. Фрагмент иконы " Минея на сентябрь " . Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Родители Е. В. погребли тело дочери недалеко от Халкидона, впосл. вблизи от ее гробницы был построен храм, где позднее проходили заседания IV Вселенского Собора (см. ниже). В храме находилась чтимая икона великомученицы, описание которой в «Слове на страдание вмц. Евфимии» принадлежит свт. Астерию (BHG, 623-623a). Известно, что он, скончавшийся в глубокой старости до 431 г., составил это описание в юности, во 2-й пол. IV в., т. е. во время, близкое к жизни Е. В. Согласно Астерию, перед иконой, на которой были подробно изображены страдания святой, стояла рака с ее мощами, однако там же говорится, что гробница святой находилась близ храма (PG. 40. Col. 338). Это описание было дважды прочитано на VII Вселенском Соборе в защиту иконопочитания. Подробное описание храма и раки с мощами Е. В. оставил церковный историк Евагрий Схоластик, по свидетельству к-рого святая время от времени являлась во сне благочестивым людям города с призывом «собирать плоды» в ее храме. Тогда открывалось небольшое отверстие в серебряной раке, и туда просовывался прут с привязанной губкой, к-рая касалась останков. Губка пропитывалась кровью в таком изобилии, что ее собирали в пузырьки и раздавали всем присутствовавшим ( Evagr. Schol. Hist. eccl. II 3). Об этом же чуде сообщает историк Феофилакт Симокатта. По его сведениям, в 594 г. имп. Маврикий усомнился в чуде и пытался исследовать кровь, но, когда крови истекло необычайно много и храм наполнился невероятным благоуханием, император раскаялся в своем неверии ( Theophyl. Sim. Hist. III 14). О вероятном расположении ц. Е. В. в Халкидоне см.: Janin R. La banlieue asiatique de Constantinople//EO. 1923. Т. 22. P. 380-381. Чудо на IV Вселенском Соборе (Халкидон, 8 - 31 окт. 451), созванном имп. Маркианом по поводу монофизитской ереси к-польского архим. Евтихия,- одно из самых известных посмертных чудес Е. В. Заседания проходили в базилике Е. В.- кафедральном соборе митрополии Халкидона. Из-за большого стечения приверженцев противоборствующих сторон на заседаниях шли бесконечные прения, к-рые ни к чему не приводили,- противники все больше убеждались в своей правоте. Тогда архиеп. К-польский св. Анатолий предложил написать оба учения - монофизитское и православное - на кусках пергамена и положить их в раку с мощами Е. В., что и было сделано. В течение 3 дней рака с мощами оставалась запечатанной. На 4-й день сняли печать и открыли раку. Свиток с положениями монофизитской ереси лежал в ногах святой, а правосл. свиток она держала в правой руке. Когда к мощам приблизился архиеп. Анатолий, Е. В. на глазах всех присутствующих сама протянула ему свиток с правосл. вероисповеданием. Так была утверждена истинность правосл. учения, монофизитское учение было объявлено ересью и предано анафеме, а священники-монофизиты лишены сана.

http://pravenc.ru/text/187812.html

Однажды утром, когда Старец читал последование третьего часа по чёткам, он увидел святую Евфимию, которая вошла чудным способом через закрытую дверь и поклонилась иконе Святой Троицы. Старец сказал святой: - Говори: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Святая очень ясно произнесла это исповедание, и сразу Старец упал и поклонился ей. После этого они долго сидели. Сколько, он не мог определить, ибо, пока он беседовал со Святой, потерял чувство времени. В ходе беседы святая Евфимия показала старцу ещё неведомые многим электронные документы. Она открыла старцу всю дьявольскую, сокрытую за безобидной на вид карточкой, сущность проблемы. Кроме того, Святая дала ответы ещё на три вопроса, занимавшие старца, о которых он молился. После посещения старца Паисия ситуация для епископа стала предельно ясной. (Источники: 1. Пасхальная память. СПб. 2003. С. 105. 2. Иеромонах Христодул Агиорит. Старец Паисий. Свято-Покровская монашеская община. 2000. С. 222-224. 3. Свт. Димитрий Ростовский. Жития святых. Июль. С. 288-290). _Александр_ 11 июня 2013, 18:06 Продолжение... Старец молился, чтобы Бог дал решение этой сложной проблемы, с которой столкнулась Церковь. Особенно усердно он молился святой Евфимии. Святая великомученица Евфимия Всехвальная совершила мученический подвиг в городе Халкидоне в 304 г. В этом городе в 451 году в церкви, где почивали её мощи, проходили заседания IV Вселенского Собора. Причиной созыва Собора было то, что Церковь была на грани раскола в связи с широко распространившейся ересью Диоскора и Евтихия. В ходе бурных споров и прений участники Собора никак не могли прийти к единому мнению. Тогда Святейший Анатолий, Патриарх Цареградский, посоветовавшись с другими святыми отцами, предложил, чтобы обе противоборствующие стороны написали свой вариант исповедания веры. Оба эти свитка (томоса), запечатанные печатями, были положены на мощи святой Евфимии. Гроб святой был запечатан царской печатью, и к нему приставили стражу. Три дня участники Собора постились и молились. Когда на четвертый день печать с гроба святой была снята, то увидели, что свиток православного изложения веры святая Евфимия держит в правой руке, а свиток еретиков лежит у нее в ногах. Более того, Святая, протянув руку как живая, подала Царю и Патриарху свиток с правым, православным изложением веры.

http://pravoslavie.ru/54606.html

великомученице Евфимии и скрыли честные ее мощи, положив на гробе каменную плиту с надписью. Означенный комит Анастасий, видя во владении своем разоренную церковь св. Великомученицы, обновил ее, надстроив на первом основании и украсил ее приличным благолепием. В одно время случилось ему впасть в немилость царскую и подвергнуться несчастью, по клевете завистливых людей, – и быть отставленным от своей должности. По этой причине он пошел в Царьград, желая оправдаться от взнесенной на него клеветы и опять получить прежнюю свою должность. Когда он искал там себе заступника и ходатая пред царицей, то некоторые сказали ему, что в его деле может помочь ему митрополит Халкидонский, который имеет большую силу пред царицей. Анастасий отправился искать митрополита и нашел его во дворце; сказав ему о причине своего прибытия, он умолял его быть ему ходатаем и помощником. Но митрополит отказывался, говоря: не могу этого сделать, потому что это дело выше моих сил. Сказав это, митрополит пошел из дворца домой, а Анастасий следовал за ним до архиерейского дома, и, заметив отворенную церковь, вошел в нее помолиться. Помолившись довольно с коленопреклонением. он тут же сел на некотором месте: ибо в то время не было службы. И вот один из клириков, очередной на той неделе, подходит к нему и спрашивает его: кто он и откуда? Анастасий рассказал ему о себе и о своем несчастии. Потом спросил клирика: какого святого этот храм? Тот отвечал: храм этот святой великомученицы Евфимии всехвальной. Когда Анастасий услышал эти слова, то с любовью положив руку на перси свои, сказал: о моя святая Евфимия! Клирик спросил: почему называешь ты ее своей? Анастасий отвечал: в дому моем, в церкви, находятся честные ее мощи – оттого я смело и называю ее своей. Клирик говорит: «может ли это быть? правду ли ты говоришь? смотри, чтобы слова твои не оказались ложными и не сделаться бы тебе самому виновником своего нёсчастья. Царица сильно заботится о том, как бы где найти мощи св. Евфимии, и митрополиту повелела молиться Богу о том, чтобы Он подал известие о честных мощах мученицы Своей,” Анастасий сказал: «поверь мне, достопочтенный, что действительно у меня в храме честные мощи святой Евфимии всехвальной, бывшие прежде в Халкидоне».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

16/29 Великомученицы Евфимии всехвальной (304). Святителя Киприана, митрополита Московского, всея России чудотворца (1406). Мученицы Людмилы, княгини Чешской (927). Икон Божией Матери, именуемой «Призри на смирение» (1420) и Каменской «Знамение» (1426). Тропарь великомученице Евфимии всехвальной, глас 4 Жениха твоего Христа возлюбивши,/и свещу твою светлу уготовлыни,/добродетельми возсиявши, всехвальная Евфимие,/тем возшла еси с Ним на брак,/венец страдания от Него приемши,/но от бед избави нас,/чтущих верою память твою. Ин тропарь, глас тойже Агница Твоя, Иисусе, Евфимия/зовет велиим гласом:/Тебе, Женише мой, люблю,/и Тебе ищущи страдальчествую,/и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему,/и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе,/и умираю за Тя, да и живу с Тобою;/но яко жертву непорочную приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша. Кондак, глас тойже Во страдальчестве твоем добре подвизалася еси,/и по смерти ны освящаеши чудес точеньми, всехвальная./Темже твое успение святое поем,/верою притекающе в Божественный храм твой, да избавимся недугов душевных/и чудес благодать почерпем. Величание Величаем тя,/страстотерпице Христова Евфимие,/и чтим честное страдание твое,/еже за Христа/претерпела еси. Тропарь святителю Киприану, митрополиту Московскому, всея России чудотворцу, глас 4 Иже от Бога свыше Божественною благодатию совершен/и благими нравы украшен,/Духом Святым просвещен,/совершив святыню в страсе Божии,/сподоблен бысть благодати Божественнаго Духа,/пасый Церковь Божию Русския митрополии,/постом вся поборая, волнения претерпе,/гонение применув, святаго Петра митрополита всегда себе в помощь призывая,/и сего помощника имея,/и того стопам последуя./Служитель благоприятный/заповеди Божии соблюдая,/Духом Божиим наставляем,/просвещая верныя люди учением словес твоих,/пощением украси житие свое,/ярем Господень измлада восприим,/и паче всех Христа возлюби./Того ради и архиерейским седалищем почтен,/и, яко светозарное солнце от Сербский земли происшед,/и по вся концы Русския земли добродетелию просияв,/светло явися мирови,/и преставися ко Господу от сея жизни в вечный покой,/великий архиерею Божий, Киприане митрополите,/учителю и наставниче Русския земли,/всегда предстоя престолу Пресвятыя Троицы,/моли Господа прилежно об архиереех и о всех христианех,/да спасет тебе ради души наша. Кондак, глас 2

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Мученики воспели псалом предсмертный к погребению себя: «блажени непорочнии в путь ходящие»; после чего ангел предстал к ним с радостною вестью об окончании их подвигов. Характер древних христиан Страж темничный Меней, вместе с другими видевший явление ангела: сказал: «видишь ли, как они соблюдают веру: днем и ночью покланяются своему Богу, в жизни не делают никакой неправды, никого не обижают, не ищут чужого имения, но свое раздают, всех любят, всем благодетельствуют». Хранит Господь все кости мучеников Река, приявшая в себя все кости мучеников, как многоценное сокровище, соблюла их в одном неглубоком близ берега месте, собрав их своими волнами. Преп. и богоносный Антоний печерский Прочнее в постройках молитва и слезы, нежели богатство Преп. Антоний говорил: «много монастырей и храмов построил князь Изяслав; но монастыри, созидаемые богатством господ и царей, не так прочны, как те, которые строятся молитвою святых и слезами, постом и бдением». Господу приятна постройка храма Антоний с преп. Феодосием молились Богу, чтобы Он Сам создал храм непорочной Своей Матери, Владычице Богородице, – от Которой получили золото для созидания храма и отдали его храмоздателям, по повелению Царицы небесной. Потом явился Сам Иисус Христос и благословил дело Антония, который испросил у Него чудо, дабы росою обозначилось место храма, а потом спадший с неба огонь изъятием земли означил фундамент церкви. 11. Св. великомученица Евфимия всехвальная Μνρоточивая кровь из мощей По левую сторону мраморного гроба мученицы Евфимии была сделана скважина, в которую ежегодно в день памяти св. мученицы, посредством железного прута, обмакивалась епископом губка в кровь мученицы, – которая по виду была кровь, а по свойству – драгоценное мvpo целебное; то же делалось, если епископ был богоугоден, и в другие времена года. Загробное доказательство православия По взаимному согласию православных с еретиками написали обе стороны свое вероисповедание – символ веры ; запечатавши, положили его на персях св. мученицы Евфимии и молились, чтобы она утвердила правое верование, – для чего и гроб запечатали царскою печатью; на четвертый день, когда открыли гроб, Евфимия сама простерла руку и подала православный свиток царю, а еретический был найден у ног ее. Кипение крови мученицы

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Находясь в пристани называемой Авидова, они открыли ковчег и увидели там нетленные мощи; от них неслось великое благоухание, и порадовались они этому духовному сокровищу, особенно, когда в видении узнали святость тех мощей; а именно, в наступившую ночь они увидели в видении над мощами великую славу, горящие светильники и свечи, и мужей светлых, поющих и восхваляющих Бога. Получив это видение, они стали молить Бога открыть их, какого святого эти мощи; плыли они дальше и подплыли к острову, называемому Лимнос. На это острове тоже находились чудотворные и мироточивые мощи, святой мученицы Гликерии проводя ночь около этого острова, они увидели в видении святую мученицу Гликерию, идущую к их кораблю, а из корабля вышедшую ей навстречу прекрасную девицу; они обе нежно обнялись. И сказала девица, пришедшая к девице, вышедшей из корабля: — Будь здрава, мученица Христова, Евфимия всехвальная! Та же сказала ей в ответ: — Будь здрава, мученица Христова, Гликерия блаженная! И, приветствовав друг друга, разошлись: святая Гликерия пошла к себе, а святая Евфимия возвратилась на корабль. Это видение одно и то же было обоим братьям; они очень обрадовались, что узнали, чьи это мощи, и в теплой молитве усердно припадали к святой великомученице Евфимии, обнимали ковчег, целовали его, проливая от радости слезы. Они хотели это бесценное сокровище везти в свое отечество, но Богу и Его святой угоднице не было это угодно. Корабельщики поставили паруса и пустились в путь в свою сторону; когда они были далеко уже от этого острова, внезапно поднялась буря и сильное волнение, и корабль прибило волнами опять к тому же острову. Опять корабельщики, как утихнет море, пускались плыть, но опять, по Божию повелению, внезапно поднимались волны и приносили корабль к острову. И это делалось не два, не три раза, но много раз; и были все на корабле в большом недоумении. Наступила ночь, и явилась им Христова мученица и сказала: — Зачем стараетесь вы носить меня туда и сюда? Я не уйду отсюда, не хочу идти туда, куда вы хотите меня везти.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Части честного и животворящего древа Креста Господня; часть мощей св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; глава св. преподобномученика Стефана нового; глава св. преподобномученицы Параскевы; ребро св. великомученицы Марины с кожею; большие части мощей вселенских святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; кости св. преподобномучеников Афонских: Евфимия, Игнатия, Акакия, Нектария и препод. Симеона нового . За тем малые части мощей: св. праведного Симеона Богоприимца, св. Иосифа обрученника Пресвятыя Богородицы, св. Апостолов: Андрея Первозванного, Евангелиста Матфея, Евангелиста Луки, Филиппа, Фомы, Варфоломея, Варнавы; св. равноапостольного царя Константина, святителей: Афанасия и Кирилла александрийских , Парфения лампсакийского, Феоны солунского, Макария коринфского, Мефодия патриарха константинопольского, Мефодия латарского, Андрея критского , Нифонта патриарха константинопольского, Григория арменскаго, Иоанна милостивого, Григория акрагантийского, Модеста иерусалимского, Дионисия закинфского, Амвросия медиоланского ; св. священномучеников: Игнатия Богоносца , Дионисия Ареопагита , Харалампия, Антилы, Анфима, Мокия, Ермолая; св. первомученика и архидиакона Стефана; св. Великомучеников: целителя Пантелеймона (несколько частей), Георгия Победоносца, Феодора Стратилата, Прокопия, Никиты, Артемия, Димитрия солунского, Иакова персянина; св. мучеников Маккавеев и учителя их Елеазара; св. мучеников: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста, дву тму в Никомидии сожженных, Меркурия, Платона, Мины, Нестора, Арефы, Мамонта, Адриана, Кирика, Фалалея, 40 мучеников севастийских, Трифона, Анастасия перского, Полиевкта, Анастасия; св. преподобномучеников: Никона, Дометия персянина; св. новомучеников: Георгия, Димитрия, Пахомия (русского), Макария, Гедеона, Иеремии; св. великомучениц: Варвары, Евфимии всехвальныя, Параскевы, Анастасии узорешительницы; св. мучениц: Фотинии самарянки (беседовавшей с Господом у кладязя), Минодоры, Митродоры, Нимфодоры, Иулиании, Кириакии, Агафии, Василиссы; преподобных: Феодосия великого, Иоанна кущника, Евфимия великого, Василия нового, Михаила синадского, Петра афонского, Симеона столпника, Герасима, Харитона, Иоанникия великого, Феодора студита , Павла латрского, Нила афонского, Иакова иверского, Евдокима ватопедского, Акакия кавсокаливского; Пелагии, Феоктисты, Макрины, Матроны солунския; св. безсребренников Космы и Дамиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010