14) В виду совершения самими сектантами панихид, погребений, молебнов, акафистов и даже крещения, вечерни и утрени почти у всех даже рядовых хлыстов есть две грамотки: одна – для церкви, другая – для дома; у вожаков же их всегда вы можете встретить ручную кадильницу, требник и служебник, которых наши простолюдины никогда у себя не имеют. 15) Когда начнут ходить в приходе слухи о появлении хлыстов или скопцов среди его прихожан, необходимо обратить серьезное внимание на те названия, какие прилагает к подозреваемым народ и какими именуют они сами себя. Я выше уже говорил, что, желая обособить себя от православных, хлысты и скопцы, называя их мирскими, себя именуют «духовными», «избранным родом », «людьми Божьими» и т. п. В свою очередь и православные очень скоро дают появившимся в приходе сектантам известные именования: «хлысты», «скопцы», «шалопуты», «постники», «сластены», «молокане» (неправильно), «вертуны» и т. п. На отдельных лиц народ начинает указывать, как на главарей сектантства, именуя их «христами», «пророками», «богородицами». Начинают ходить в народе слухи, что такой-то или такая-то из подозреваемых в хлыстовщине или скопчестве обладают даром прозорливости или исцеления недугов или «обмирают», причем во время «обмирания видят загробную жизнь и участь умерших. Сами сектанты начинают называть таких лиц именами святых угодников Божиих: такой-то – «целитель Пантелеимон», такой-то – «Николай чудотворец», такая-то – «великомученица Варвара» и т. п. Появление в приходе подобных слухов, новых наименований и названий, приурочиваемых к подозреваемым в хлыстовстве лицам, служит признаком недавнего совращения их в эту секту. 16) Один из существенных признаков принадлежности известных лиц к секте хлыстов и скопцов является устройство ими ночных собраний, особенно под праздничные дни. На дневные собрания сектанты иногда еще допускают посторонних, но на ночные – только «своих». Недопущение на ночные собрания, обыкновенно продолжающиеся всю ночь до благовеста к утрени, своих односельчан, наезды во время собраний и участие в них людей из чужих сел, посещение собраний людьми совершенно неизвестными, являющимися к хлыстам и скопцам в виде странников и странниц, монахов и монахинь, юродивых и т. п., пение в собраниях необычных сельских песен и не церковных, а совершенно незнакомых, неизвестными, большею частью плясовыми, напевами – служат ясными признаками принадлежности участвующих в этих, без ведома и благословения пастыря совершающихся, ночных собраниях к секте хлыстов или скопцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Зимой в любую погоду перед возвращением в Лавру ходил окунуться на источник преподобного Серафима. В какой-то год на великомученицу Варвару был тридцатиградусный мороз. Собрался, а мама ему: – Ну куда ты идешь, такой холод! – Мама, я хочу узнать, как оно будет, когда тридцать три градуса?! Пошел... Ждут, а его нет и нет... Наконец вернулся, весь дрожит: «Мама, борода заледенела, ноги примерзли, обуться не могу, о-о-ой!..» Со скитскими сестрами и молодыми женщинами Алексий часто разговаривал и вел себя как-то по-особенному сдержанно, словно был к ним не расположен. В скиту никогда ни с одной сестрой без дела не говорил, держал на расстоянии. Даже матушка не выдерживала и делала ему замечание: «Ну что ж ты. Так нельзя...» Но удивительно, сестры на него совсем не обижались, все равно его очень любили! Приедет – они готовят ему покушать, говорят: «Алексий – самый дорогой гость!» Машину его вымоют и снаружи, и внутри – вся сияет! А сами ходят, как ни в чем не бывало, виду не показывают. Чтобы дополнить сказанное приведем воспоминание одной из скитских послушниц: ... Осень и зиму 2001 года я проходила послушание в скиту Преподобного Серафима Саровского , где старшей уже много лет была инокиня Варвара. Как-то раз приехал ее сын иеродиакон Алексий. Зашла с послушания в келию усталая, настроение унылое. Смотрю, а на моей постели лежит полиэтиленовый мешок с гостинцами. И чего там только нет! Спрашиваю: «Сестры, чье это?» В ответ: «Отец Алексий привез нам гостинцы. Это тебе». Так было удивительно, появилось радостное чувство, как на Рождество Христово. Все уныние улетучилось. На следующий день выполняла послушание на дворе. Вижу: идет отец Алексий и как-то так обыденно и легко несет на плече бревно. В первый момент, думая о послушании, не придала этому значения. А потом удивилась: так легко нести бревно, какую же надо иметь силу?! При следующем приезде отца Алексия меня благословили помогать ему при сооружении временной крыши над башенкой, так как мужчин в скиту не было. Подавала ему с лестницы инструменты и прочее. Работал он очень собранно, сосредоточенно, ни единого лишнего слова. На протяжении этой работы, часа три-четыре, не переставая шел мокрый снег, было холодно. Мы промокли, особенно отец Алексий, так как у него не было дождевика. А как только все было сделано, они с мамой уехали на всенощную в Дивеево. На следующий день, после литургии, ему надо было возвращаться в Лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Именно таковым и был путь к вере в истинного Бога необычайно красивой и столь же скромной девушки Варвары, родившейся в IV веке по Р. X. в Финикиии в богатой и именитой языческой семье, — будущей святой великомученицы. В житии ее так и сказано: “Желая постичь истину, она часто, и днем, и ночью, взирала на небо и была объята сильным желанием узнать, кто сотворил такую прекрасную высоту, ширь и светлость неба, внезапно в сердце ее воссиял свет Божественной благодати и открыл умственные очи ее к познанию неведомого для нее Единого Невидимого и Непостижимого Бога, премудро создавшего небо и землю… Так отроковица Варвара училась по творению распознавать Творца; и сбылись на ней слова Давида: “размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих” ( Пс. 142:5 )”. Я же, многогрешный, дерзаю называть русский язык еще одним заветным Евангелием для русского человека. Ибо исконные слова его свидетельствуют нам — “Кто имеет уши слышать, да слышит!” ( Мф. 11:15 ) — о Господе Нашем Иисусе Христе, о том сокровенном, что является сердцевиной Его божественного учения. С этого начинались наши рассуждения, этому были посвящены страницы повествования, им же будем его понемногу завершать. Радость страдания Так, слова радость и страдание, как выясняется, являются однокорневыми, где буква “Т” есть подобие Креста. И в этом, только вдумайтесь, заложен величайший смысл. Чтобы мы с вами имели в сердце своем самую великую радость, радость воскрешения распятого Христа и нашего чаемого, по Его несказанному милосердию, будущего воскрешения (а как же иначе, тогда и впрямь, по слову Апостола, “тщетна и вера ваша” — 1Кор. 15:14 ), — для этого Господь должен был пострадать на Кресте. Какое же утешение несут эти слова всем нам: тебе сегодня радостно — это очень хорошо, но не забывай — Чьим страданием куплена твоя радость. Тебе сейчас трудно, ты страдаешь? Потерпи, родной, потерпи, как терпел Он — и тогда страдание твое обернется радостью. И все это: и страдание, и радость — соткано воедино вкруг Креста, немыслимо без несения Креста.

http://azbyka.ru/fiction/tajna-russkogo-...

В этой атмосфере действительно тяжело трудиться. Хоть там и работают какие-то воздушные каналы, которые подают воздух, но это все равно не такуж просто. Человек неподго­товленный не сможет там работать. Конечно, со временем он привыкает немного, но вообще это очень тяжелый труд. Не прочувствовать всего этого — значит, многого не понять в душах и в переживаниях людей, которые потом приходят к нам. Это было важно для шахтеров, но это было важно и для меня, и для других, кто там был. Именно потому, что нужно знать и понимать людей, с которыми будешь общаться и молиться перед Богом. И третья причина. Это, собственно, и причина, которая разъясняет, почему так часты просьбы построить храмы непосредственно рядом с шахтами. Это напоминание о том, что Бог вездесущ. Все же людям нужно постоянно напоми­нать о том, что Бог находится рядом с нами, что Бог сопри­сутствует нам везде, в том числе и в самой глубине самой удаленной шахты. Ему можно и нужно молиться, но требу­ется пример, об этом необходимо напоминать, к этому приходится людей звать раз за разом. И мы это делаем разными способами — и через молебен на глубине, и через строительство храмов, и через молитву к святым, в том числе к святой Варваре, которая уже давно считается покровитель­ницей шахтеров. Кстати, вопрос о том, почему именно святая Варвара, тоже задают, это порой вызывает недоумение, хотя, с моей точки зрения, вопрос простой. Ни для кого не секрет, что работа шахтера связана с тяжелым трудом и опасностью. Человек всегда должен быть готов к каким-то непредвиден­ным обстоятельствам, спускаясь на такую большую глубину. А святой великомученице Варваре в церковной традиции уже давно молятся об избавлении от внезапной смерти. У христиан такая смерть — без покаяния, без принятия Причастия — считается нежелательной. И поскольку для христианства общение не ограничивается миром живых, а включает в себя и самого Бога, и Его святых, то возникает молитвенное общение, в котором святые приходят людям на помощь перед Богом. Так складывалась многовековая тради­ция молитв святителю Николаю. Ему совершенно неслучайно молятся верующие моряки и путешественники. Так же скла­дывалась и традиция молиться святой Варваре. Это живая практика, это опыт христиан, а не выдумка.

http://foma.ru/episkop-v-shaxte.html

Отец Варвары надолго уехал и разрешил ей в это время выходить из терема и гулять в саду. Там она встретила девушек-христианок, завела с ними беседу о Боге и от них услышала проповедь о Господе Иисусе, о Святой Троице. И возгорелся дух ее глубокой любовью, а Господь послал ей священника, который просветил ее и крестил. Отец, возвратившись, узнал, что Варвара приняла христианскую веру. Это таинство веры и ныне совершается в сердцах людей, которые ощущают Бога. И эта вера влечет их к Богу, и они откликаются на призыв. Приходят в Храм дети, юноши и девушки, которые никем не научены истинной вере. Условия их жизни даже хуже тех, которые выпали на долю великомученицы Варвары. Они отовсюду слышали только, что Бога нет, и тем не менее неведомая сила влечет их в храм Божий. Нерешительно входят они сюда, озираются по сторонам, прислушиваются к песнопениям, присматриваются ко всему строю нашего богослужения. И все это глубоко воздействует на их души, потому что в храме они ощущают Бога сердцем, а сердца их, детские, отроческие и юношеские, еще не запятнанные никакой грязью житейской, не испорченные, не омраченные тьмою греха, чисты и способны воспринять Бога. И они приходят к вере и познают Бога. Возблагодарим Его за то, что так нежно, так благостно касается Он юных сердец. Возблагодарим за то, что Он воздвиг для нас, как светоч, святую агницу Варвару. Ведь если бы не было таких избранников Божиих, горящих любовью и верой в Него, то жалкой, несчастной и темной, как осенняя ночь, была бы наша жизнь. Кто помог бы нам идти во тьме ее? Кто согрел бы наши сердца, на которые тяжко действует холод жизни? Кто просветил бы нас, кто явил бы нам правду и свет? Кто взял бы нас за руку и повел бы по страшной дороге жизни греховной, мирской? Кто укрепил бы нас в вере? Кто, если не эти светочи? Те, в чьих сердцах ярко горит вера, чья любовь пламенна, как любовь Херувимов и Серафимов, освещают нам путь во тьме существования. Господь знал, что человек заблудится на тяжком пути мирской жизни, если не будет праведников, и во множестве воздвигал их во все века.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Гонения на веру на протяжении тысячелетий ни к чему не привели, но усиливали ее в эти моменты еще больше. Обратное действие – замалчивание религиозных явлений – тоже ничего не дает. Примером может служить обращение св. великомученицы Варвары, преп. Иоасафа, царевича индийского, и других. Приведу рассказ о замечательном обращении прославленной мученицы 32 . Святая великомученица Варвара, как известно, обладала исключительной красотой. Отец ее, чтобы скрыть от «недостойных», как презрительно он думал о других, очей, поместил дочь в нарочно высоко устроенной башне. И вот святая дева с ее высоты подолгу любовалась на развертывавшийся перед ней вверху и внизу Божий мир. Прекрасные зори, растопленное золото лучей вставшего и уже катящегося по небу солнца, роскошные южные ночи с темно-синим, как бархатная мантия, небом и мириадами разноцветных сверкающих звезд, разбросанных по нему, задумчивая бледная луна, заливающая всю окрестность своими холодно-молочными лучами, – вся красота природы заставляла по-особому задумываться чистую и глубокую душу Варвары. И однажды она не вытерпела и, показывая на красоты неба, спросила приставленных к ней мамок и рабынь: – Кто все это создал? Потом посмотрела вниз, на роскошные поля, сады, виноградники, на вздымавшиеся величественно к небу горы, на зеркальную красоту и серебряную поверхность вод... – А это все чья рука создала? – вновь спросила она. И получила в ответ грубое, ничего не объясняющее, даже неразумное 33 : «Все это создали боги...» – Какие боги? Те боги, которых отец твой чтит и держит в своих комнатах – золотые, серебряные, деревянные... Те боги и создали все то, что видишь. Как ни жаждало сердце девы объяснения, как ни просты были, конечно, ее запросы в отношении ответа, по все же она усомнилась в нем. «Боги, которых отец мой почитает, – размышляла она, – созданы руками человеческими: золотых и серебряных сделал золотых дел мастер, каменных – скульптор, деревянных – резчик по дереву. Как же эти сделанные боги могли сотворить такую высоту пресветлого пространства и такую красоту земную, сами не будучи в силах ни ногами ходить, ни руками двигать?!»

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Обратимся к стихотворным произведениям русского молодого писателя Сергея Соловьева , за которым признается крупное поэтическое дарование и способность классической словесной пластики. Остановим наше внимание на двух значительных произведениях его – «Червонный потир» и «Три девы». В них даются картины якобы из жизни христиан первых веков. В «Червонном потире» идет речь о святой великомученице Варваре. Изображается ее обращение в христианство и святое крещение. Рассказывается о том, как римский юноша Марцелл почувствовал к прекрасной чистой деве земное чувство. Изображается, как Марцелл ловил рыбу именно вблизи того места, где происходило крещение Варвары, и это дает повод сочинителю живописать чувственную красоту тела. Такое же описание чувственной красоты он дает при изложении страданий великомученицы. Во время этих страданий увлеченный юноша выступает с таким заявлением пред языческими властями: «С возлюбленной вместе Предайте меня истязаниям бича! Как милой невесте, Пред общею смертью меня обруча. О, дайте к ланите Губами припасть! Казните, распните: Из крови сияет омытая страсть! … Страданья того же С ней рядом, как высшего счастья хочу. На брачное ложе Гряду, предающий тело бичу. И Бога Варвары Пред Цезарем чту. Скорей под удары, Скорей кладите меня на плиту.» Обоих предают мукам, после которых Варвара будто бы так отвечает Марцеллу: «После муки вожделенна Ласка чистая моя. Плоть, как райский крин, – нетленна, Вся – восторг и радость я»! Пред самой смертию в уста обоих вкладывается такой разговор. – «Взвейся к небу, в терем брачный, На крыльях из серебра! Вся лучистой, вся – прозрачной Стала ты, моя сестра. – Милый, мчимся телом слитным Две венчальные главы, – Чтоб в восторге ненасытном Взрезать пламя синевы»... Можно ли узнать в подобных речах исторически известную святую великомученицу Варвару? Согласуется ли подобное возбуждение плотских страстей с тем благоговейным настроением, какое испытывали святые и добропобедные мученики? И где бы взялась у девы Варвары благодатная сила для кроткого и мирного о Христе перенесения ужаснейших и невыносимых страданий, если бы ее настроение отуманено было грешными земными страстями?

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

И как бы ты глубоко ни пал в своей нечистой жизни, не унывай, не отчаивайся. Она все равно тебя не отринет. Не оттолкнёт. Не оговорит. Как Дева и Мать, Она скорее пожалеет твою смрадную грешную душу и обнадёжит Своей помощью. Затем следует молиться усердно непорочным девам и жёнам, достигшим чистоты большим трудом и многими слезами. Вот они: святые великомученицы Варвара, Екатерина, Анастасия Узорешительница, святые Мария Магдалина, Мария Египетская. Девственникам – апостолу Иоанну Богослову, великомученикам Пантелеймону, Георгию Победоносцу. Также молиться святым Ангелам-Хранителям своим. Почему чистота особенно прославляет Христа и воздаёт Ему «осанну»? Потому что в ней залог вечной жизни. В ней красота и сила. В ней удивление и восхищение добрых и зависть и коварство злых. Чистота может быть многовидна. Чистота дев непорочных, чистота жён замужних. Чистота естественная от природы. Чистота выстраданная, очищенная огнём многих слез. Чистота девства. Чистота юности святой. Чистота иноческая. Чистота священническая. Чистота мысли, чистота слова, чистота жизни. Но она одна чистота. Единственная. Неделимая. Святая и простая. О ней вот и поёт бедный слепец, грустно склонив свою тёмную голову: Зайду ли я на гору высокую, Узрю ли я бездну глубокую, – Где я на свете не тоскую, Тебя лишь, чистота, взыскую... Гробик ты мой, гробик, Ты мой вековешный домик, Желты пески – постеля моя, Камни остры – соседи мои, Черви злые – друзья мои, Сырая земля – матерь моя. Матерь ты моя, матерь, Прими меня в вечный покой, Измучился я весь – сын твой... Господи, помилуй! Да, святая чистота вожделенна. Но как высоко она стоит от нас. На какой высокой горе её светлый образ!.. И вот иной страдалец как много трудится, чтобы добраться до этой чистоты. Карабкается он по утёсам, пролазит по ущельям, добирается до каменистых тропин и... вдруг срывается, летит вниз. О, ужас! О, несчастье! Благо, если он совсем не разобьётся об острые камни. Оправившись, он снова карабкается в гору и, оступившись, снова летит вниз. И так не один год, даже годы. А то и всю жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

IU. Христианин в скорбях утешается представлением а) любви Божией к себе, б) представлением благодетельного влияния скорбей на сердце человека и в) наконец, представлением непродолжительности скорбей и вечности будущего блаженства. а) Для человека нет ничего вожделеннее любви Божией: вожделенно для него здоровье телесное, вожделенно просвещение разума, вожделенно расположение к нему равных, благоволение высших; но дороже любви Божией, нужнее и спасительнее сего для него ничего не может быть в жизни. Блажен, сто крат блажен тот, кто приобрел это сокровище! Любовь Божия – это есть источник всех благ, это дверь к царству небесному. Если так, то напрасно мы почитаем несчастными тех, которые, по неисповедимым судьбам Всевышняго, подвергаются различным бедствиям. Сии несчастные, может быть, счастливейшие из всех, потому что на них почивает любовь Божия. Мы иногда думаем, что страждущие также забыты Богом, как забыл их мир. Оказывается напротив. Вернейший признак любви Божией, неоспоримейший признак милости Господней, есть именно то, если кто из праведников подвергается различным бедствиям и терпит различные скорби. Что говорит писание? «Его же любит Господь, наказует»; еще: «аще наказание терпите, яко сыновом обретается вам Бог». ( Евр. 12, 6–7 ). Так учит божественный апостол, так учит нас и собственный разум. Посмотрите на земных родителей: пламенная любовь их к детям не исключает для них наказаний. Что же побуждает и Отца небесного пасти нас иногда жезлом железным, если не та же любовь? По сему: «всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна. Аще бо наказание терпите, яко сыновом обретается вам Бог» (там же). б) Если смотреть с надлежащей точки зрения на скорби и страдания, то увидим в них не зло, а высочайшее благо. Скажите, можно ли признать тот путь пагубным, который ведет к вечному блаженству? Но и еще ли вы не познали той истины, что «узкие врата и тесный путь вводят в живот вечный?» ( Мф. 7, 14 ). Еще ли опыт не вразумил вас, что скорби, очищая сердце от скверны пороков, насаждают в нем высокие добродетели? Ясное познание самого себя, глубочайшее смирение, совершенная преданность воле Божией, твердое упование на промысл, дружелюбное обращение с ближними, презрение мира, стремление к небу – эти высокие добродетели не тогда ли приобретаются, когда человек впадает во искушения различна!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

18, 2). По преданию, некоторые из святых (святой праотец Авраам и великомученица Варвара), пришли к Богопознанию, созерцая звездное небо. В пятый день Господь творит живую плоть, живые существа: пресмыкающихся, рыб и птиц. И здесь – своя последовательность, своя постепенность. А в день шестой по слову Господню производит земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных... (Быт. 1, 24). Братия и сестры! Имеют жизнь растения, но душа их представляет собой только некую силу, способную к питанию и росту. Имеется душа у животных, но и она совершенно отлична от человеческой. Животные руководствуются инстинктами, они имеют только чувства и представления – зачатки мышления, но они не могут подняться мыслью своей от этой земли, они всецело привязаны к ней, они смертны, как смертна материя. И затем Господь творит человека – венец мироздания. Он приготовляет Вселенную для человека, как бы некий дом. Господь творит человека из земли и вдыхает в него дух жизни. И потому, будучи по телу близким другим существам, живущим на земле, по духу своему человек подобен Ангелам. Библия начинается словами: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). А в самом человеческом существе небо и земля соединились. Через человека должно произойти преображение и одухотворение всего Космоса, всей Вселенной. Из существ, сотворенных Богом, лишь человек является образом и подобием Его. Бог – великая Мудрость, – и человеку дан разум. Бог – есть Дух, – и душа человека не материальна. Бог – есть Любовь, – и человеку дана возможность развить в себе это уподобляющее его Богу чувство. Ибо чем более способен он любить, тем ближе он к Богу, тем полнее его жизнь, тем счастливее он и здесь, на земле, среди невзгод и превратностей. Бог вечен, и душа человека бессмертна. Человек не только образ, но и подобие Божие, то есть он жизнью своей может уподобляться Богу. Ему дана свободная воля, ему дан выбор: как поступать. В этом великое достоинство человека, но в этом и великая ответственность и опасность для него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010