Св. Варвара считается хранительницею от внезапной смерти. В житии великомученицы рассказывается, что она была дочь язычника и за исповедание ею христианства отцом своим была предана на муки. Пред смертию, по сказанию жития, св. Варвара молилась Господу: «О Царь, услышь меня, рабу Твою, и подай благодать Твою всякому человеку, который будет вспоминать меня и мои страдания, да не приближится к нему болезнь внезапная и смерть нечаянная да не похитит его». В это время послышался голос с неба, обещавший исполнение просимого 470 . В «Зерцале великом» рассказывается до шести случаев избавления от внезапной смерти без покаяния лиц, обращавшихся к св. Варваре с молитвою 471 . Св. Агафия в северо-западной Руси считается покровительницею от пожара, а в восточной – хранительницею коров от коровьей смерти, которая царит в этот день и слывёт под именем коровницы. Почему св. Агафия считается хранительницею коров – трудно сказать. Но признание Агафии заступницею от пожара имеет за себя основание в жизнеописании этой угодницы. В житии св. Агафии рассказывается, как жители града Катанска отвратили от города подземный огонь Этны, защитившись одеждою угодницы, как щитом. Огонь, по замечанию жизнеописателя, «аки постыдевся одежды тоя святыя мученицы, вспять возвращашеся и угасе». Для отвращения огня, а также и коровьей смерти, как предохранительное средство, употребляется хлеб св. Агафии, освящаемый в день памяти угодницы. Для сохранения от огня хлеб этот сберегается целый год, для отгнания коровьей смерти хлеб св. Агафии привязывается на рога коров. IV. Народные представления о диаволе и ангелах Падение диавола и вредоносная деятельность его по письменным древнерусским памятникам. – Падение диавола и вредоносная деятельность его по народным воззрениям. – Борьба с дьяволом из-за человека, святых и ангелов Сказав о деятельности апостолов и св. угодников, мы не можем оставить без внимания и народное воззрение на дьявола, деятельность которого народ представляет противоположною деятельности святых. Ангелы и угодники – добрые существа, их деятельность направлена ко благу людей, тогда как дьявол – по народному воззрению – существо злое, и все его стремления направлены к тому, чтобы вредить человеку. Впрочем, прежде чем мы представим народное воззрение на дьявола и нечистую силу, мы вкоротке изложим учение о дьяволе, какое проводилось в древнерусской письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И однажды, когда была она погружена в размышления о сотворении вселенной, благодать Божия коснулась ее чистого сердца и Господь озарил Своим светом ее пытливый ум, – и уразумела она Живого Истинного Бога, и с этого времени ничто ее больше не занимало, кроме мысли о Нем. А тем временем о красоте ее прослышали многие богатые женихи и принялись наперебой свататься к ней, и отец ее Диоскор радовался, что дочь его должна будет скоро выйти замуж. Однако, когда он объявил ей об этом, святая Варвара категорически отказалась от замужества, говоря, что она желает всю свою жизнь провести девицей. Отец от такого ответа своей дочери пришел в недоумение. Он решил, что виноват в этом сам, заключив ее в уединенный замок, из-за чего и хочет она продолжать жить в уединении. Поэтому он разрешил дочери свободно выходить, куда она хочет, и свободно общаться со всеми молодыми мужчинами в надежде, что она переменит свои мысли. Но свобода эта послужила только лишь к душевной ее пользе: Промысл Божий все устроял для блага и вечного ее спасения. В то время она познакомилась со многими девицами, тайными христианками, которые рассказали ей о Христе Спасителе, о том, как страданиями Его весь мир был спасен. И ее непорочное сердце возрадовалось неизреченной радостью при слышании благовестия об истинном Боге. Она изъявила желание принять Крещение, что по Божию благоволению в скором времени и устроилось. Отец уехал куда-то в дальнюю страну, а прибывший в Илиополь из Александрии под видом купца священник научил святую девицу тайнам христианской веры и крестил ее. Получив сугубую благодать, святая Варвара исполнилась еще большей любви к Господу Иисусу Христу и ни о чем больше не помышляла, как только о Нем. Когда же приехал ее отец и нашел, что дочь его поклоняется Распятому и верует в Него, то исполнился несказанной ярости и собственноручно хотел убить ее мечом, но бегство и помощь Божия спасли в тот раз святую Варвару от его рук. Затем отец предал ее судье, обвинив в поклонении Христу: в то время на христиан было воздвигнуто страшное гонение, за одно только имя христианина подвергали бесчеловечным мукам и истязаниям.

http://pravoslavie.ru/50450.html

И с какой кротостью она излагала перед ним истины христианского учения, как она желала сделать его участником небесного блаженства, как терзалось ее сердце мыслью о том, что она не может иначе пребывать верной Христу, как через непослушание отцу! Но она победила все такие чувства, и ни на одно мгновение не поколебалась в любви к Спасителю! Блага мира сего во все времена столько же, как и теперь, были обольстительны для чувственной природы человеческой. Но Святые постоянно помышляли о красоте благ небесных, и посему мир не мог увлечь их на широкий путь греха и невозвратной погибели для царствия Божия. Одаренная необыкновенной красотой, будучи единственной наследницей сокровищ своего родителя, каких радостей, каких наслаждений не могла ожидать в жизни ублажаемая нами Великомученица? Множество женихов наперерыв старались заслужить любовь ее, многочисленная прислуга с почтительным раболепством ожидала ее мановений, чтобы немедленно исполнять ее волю, все удовольствия мира готовы были являться по ее желаниям, но блага мира сего угрожали ей потерей благ вечных, и потому Св. Варвара все вменила во уметы, да Христа обрящет; заградила чувства свои от всех приятных для самолюбия внушений, чтобы в вечности соединиться со Христом; и всем уборам и украшениям предпочла одежду, сотканную из мученической крови! С такой же твердостью Св. Варвара победила силу мучителей своих и самих страданий. Вообразите, юную деву, подобно агнице, влекомую родителем за волосы по кремнистой дороге, потом окруженную мучителями, как бы кровожадными волками. В уповании на Того, без воли коего и волос главы нашей не погибает, Святая нимало не ужасается ни зверских лиц, ни лютого прещения мучителей, и с твердой кротостью отвечает на все вопросы их: Троицу чту едино Божество! Уже окружают ее мучительские орудия, готовые сокрушить ее тело. Вот предается она на мучения. С какой лютостью уязвляют нежные ее члены, с каким зверством терзают тело ее железными когтями, опаляют ребра свечами, бьют, растравляют ее раны власяным рубищем, отрезывают сосцы, сокрушают главу тяжкими ударами.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Гнев, ненависть отнимает от человека удерживающую благодать Божию, лишает его разума. Одержимый бесом гнева способен поднять руку даже на самых близких ему людей. Мы уже говорили, что большинство убийств происходит из-за гнева. И самое первое убийство на земле тоже совершилось по этой причине. Из-за чего пошел на братоубийство Каин? Причина в самолюбии и зависти к брату. Господь принял жертву Авеля, а на дар Каина не призрел, потому что увидел, что тот принесен не от чистого сердца. Видя мрачные мысли Каина, Господь предупреждает его: «…у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4: 7). Вспомним: каждый грех начинается с принятия помысла о нем. Каин посеял семена ненависти к брату в сердце, не стал пытаться «господствовать» над гневом и дошел до убийства. Приведу еще один пример, показывающий, до какого состояния может дойти человек, поддавшийся гневу. Отец великомученицы Варвары Диоскор был язычником. Овдовев, он сосредоточил всю свою душевную привязанность и заботу на своей единственной дочери. Воспитывал ее, скрывая от посторонних глаз; готовил к замужеству с богатым и знатным человеком; нанял языческих учителей для ее образования и воспитания. Диоскор думал, что любит свою дочь. Но вот Варвара тайно принимает христианство. Когда отец узнал об этом, гневу его не было предела, он обнажил меч и погнался за ней. Варвара спаслась тогда чудом. Найдя свою дочь, отец избил ее, заключил под стражу, долго морил голодом, а потом отдал правителю города на страшные пытки и истязания. Диоскор сам казнил свою дочь, отрубив ее голову мечом. Гнев Божий не замедлил покарать Диоскора и правителя: они оба были поражены молнией. Что случилось с Диоскором? Почему он, еще недавно окружавший единственную дочь заботой и попечением, так жестоко и беспощадно расправился с ней? Диавол нашел его слабое место – гневливость. Не поборов в себе страсть гнева, нечестивый отец был полностью захвачен ею, он уже не владел собой, превратившись в послушную игрушку в руках сатаны.

http://pravoslavie.ru/29736.html

Иде убо и врачем сие любезно: егда бо болзнь напоеньми и обязаниемъ повинути не възмогуть, тогда рзаниа и жжениа прилагаютъ, въ еже бы пользы подати страдающему. И Господь такоже по онхъ всхъ неисцльн нас недугующих обрте, тогда прочее запустнию поплнениемь попусти быти, мучительнйшаго варвара наводя, съ многою злобою вся испровращающа, якоже лютый нкий зврь вся поядая, останкы же ноготми растръзаа. Тако тогда, Батыеви Русь поплняющу, съ многою буестию и сврипьствомъ, яко сточнитися лютости его оному мучительству, иже при Ираклии варваровъ иногда. 24 Храбрыя руси мечь пояде, овы же плещи въдаша съпротивным. Скипетродръжателя же овы оружиемъ падша, овы же кралевьства странники гостяше, всякыя помощи отпадше. Пресвтлаго же Михаила князя великаго отъ сыроядца-зверя угры спасаху, 25 преже на стол преименитомъ иногда Киеву предсдвша. Грады же ратникъ испровращая, и гражаны овы въ плнъ, овы же оружию ядь полагаа, користи имя съкровища обртъ княжеска, великое мучительство всему рускому языку сътвори. Протече же даждь и до предлъ Великаго Новаграда. Таможе внити ему, якоже глаголють мнози, Божественнаа сила възбрани, ибо здравьствоваше тогда Великий Новъградъ от злобы оноя, чистъ бо баше зависти, и неправды, и гръдости. Равность в себ наипаче любяще, и нравом нкако прости, гордитися не зло вдяще. Наипаче же церковныя мужа зло почитаху, и учителей стыдящеся по многу, удобь послушни поучаемымъ суще. Къ архиерею же, поистин яко овца къ пастырю и яко къ Христу, говяху, еже и сыроядца оного не попусти вредити ихъ или озлобити, но внегда къ предлом ихъ приближитися, купно постыдвся, плещи вдаде, – Божественй сил възбраняющи ему. Възвращающу же ся безбожному кагану 26 въ своя, заповдь положи, яко да велиции князя и мстоблюстителе, грададръжци же и мстницы, хотящии въсприати своя хоругви же и областиа, въсходятъ въ Орду и от кагановы рукы кыйждо свою власть да въсприимет, покаряяся и работая варваром, на мст своемъ сдя. И по отшествии безбожнаго оного варвара, велиции князи и мстоблюстители, градодръжци же и мстьници, кыйждо от бгьства своего въ своя възвращахуся. Но понеже заповдь мучителя разумшя, еже въсходити въ Орду, оттуду власти взимати, и тако ни единого покоя, ни ослабы получивше, вси къ каганови въ Орду идяху.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, «Слово» Акрополита описывает целый ряд событий и исторических деталей, характерных именно для IX века. Помимо прочего для византийцев история святого Варвара являлась очевидным утверждением превосходства христианства над исламом, его духовной победой, проиллюстрированной на примере жизни одного реального человека, надо полагать, что хорошо известного современникам Константина Акрополита. Речь переходит в плоскость побед на ином уровне, принципиально высшем, чем победы на поле боя или даже в интеллектуальном противоборстве. Следуя традициям византийской полемической литературы, Акрополит называет ислам нечестием и снабжает арабов рядом крепких отрицательных эпитетов. Герой повествования ничем не отличается от «жестоких и нечестивых» соплеменников. Он запятнал себя убийством христиан. Тем неожиданнее, что по кончине раскаявшегося святого его мощи обильно источают благоуханное чудотворное миро, свидетельствуя о преображении тела араба, которых некоторые византийские писатели связывали с грязью и нечистотой. В признании этого факта видна искренняя готовность византийца принять своего вчерашнего злейшего врага как брата при единстве веры Христовой. Более того, во время конфликта с арабами святой, который прежде был мусульманским захватчиком, в духовном плане рассматривается как лучшая защита против нападений врагов – его единоплеменников. Молитва Акрополита в конце «Слова» говорит именно об этом. «Слово» Константина Акрополита сходно с подобным сочинением преподобного Григория Декаполита, современника святого Варвара. Сходство заключается в том, что обращение обоих мусульман в этих агиографических памятниках происходит в результате лицезрения чуда Евхаристии, и в обоих случаях это происходит в храмах, посвященных великомученику Георгию. Однако здесь не может быть речи о прямой зависимости памятников, поскольку в том, что касается деталей, общего фона и характера самого чуда различий между двумя историями больше, чем совпадений. Важное различие состоит в том, что если один (святой Пахомий у преподобного Григория Декаполита) достиг святости своей мученической смертью, то другой (святой Варвар) – своей подвижнической жизнью.

http://pravoslavie.ru/4228.html

«Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» ( Пс.18:2 ). Разительный этому пример представляет святая великомученица Варвара. Эта праведница, дочь богатого и славного сановника в Илиополе, родилась в идолопоклонстве. Диоскор, отец её, будучи вдов, единственное утешение жизни находил в Варваре; ибо она, сколько была прекрасна, столько и благоразумна. Она жила в отдельной части дома, возвышавшейся наподобие башни, из которой видны были прелестные окрестности. Там не занималась она ни нарядами, ни играми, которые столь свойственны юношескому возрасту. Любимое её занятие было любоваться природой. Может быть, сначала утешали её красота, благоухание и нежность цветов. А кто знает силу пристрастий, тот не удивится, если юная девица от прелестной земли вознеслась до красоты неба и, наконец, начала размышлять о явлениях воздушных. Она видела великолепное солнце, тихий месяц, бесчисленные звёзды и не могла понять, кто поселил их в необозримом пространстве неба? Слышала гром и не знала, чьи уста глаголют с такой силой, которая все творения поражает ужасом?.. Ей с младенчества твердили, что всё производят боги её отечества; но Варвара знала и то, что их изображали подобострастными слабому человечеству; знала, что они часто предаются порокам. «Боги отца моего, – часто говорила она, – беззаконны в поступках своих: как же могли они основать, как могут поддерживать всеобщий закон природы?» Разум её переходил от мысли к мысли и, между тем, всё оставался в том же сомнении. Она представляла Бога, Творца вселенной, то в том, то в другом виде; но весь её успех был только тот, что она из одного заблуждения всегда переходила в другое; чувствовала бессилие своё и не могла помочь оному. Побуждаемая любопытством, она желала удовлетворить его в беседе с людьми мудрыми; но жизнь уединённая являлась тому преградой, которую праведница преодолеть была не в силах. Но Бог Милосерд! Дух Святой разверзает сердце человека к приятию небесной истины, если оно с пламенным рвением старается постигнуть оную.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Катанная из овечьей шерсти обувь с высоким голенищем, круглым носком и плоской подошвой без каблука. Они известны в Сибири с сер. XVIII в., а в Европейской России с н. XIX в. Валенки в XIX в. были обувью зажиточных крестьян. Белые вышитые валенки носили по праздникам только очень богатые крестьяне. К ним относились как к семейной ценности. Вампиры Кровожадные существа, вид нечистой силы. Представления о вампирах известны только в Малороссии и Белоруссии (малорос. упир, белорус. вупор), что свидетельствует о их заимствовании из Западной Европы. Эти представления быстро здесь прижились, т. е. в них очень много общего с местным культом заложных покойников. Вампир, как и заложный покойник, не подвержен тлению. Он лежит в гробу лицом вниз, лицо у него красное. Ночью он приходит в дом своего прежнего врага, а иногда и друга или родственника, ложится на грудь своей жертвы, прижимается губами к ее сердцу и пьет горячую кровь. Язык у него острый, как жало змеи. У человека, ставшего жертвой вампира, появляется лишь маленькая, едва заметная ранка, однако он становится все бледнее и погибает. Как и заложным покойникам, вампирам, лежащим в могиле, втыкали в грудь осиновый кол, считалось, что после этого их ночные блуждания прекращаются. В некоторых местах малороссы верили, что мертвого вампира носит на спине живой. Считалось, что вампиры обоих полов, так же как и заложные покойники, приносят и распространяют различные эпидемические болезни; в старое время им приписывали, между прочим, и появление чумы. Этим объясняется и то, что в древности восточные славяне приносили вампирам жертвы. В одном памятнике XV в. мы читаем: «требоу кладоугь... оупиремъ и берегынюмь» («приносят жертвы вампирам и берегиням»), где «берегиню» можно понимать как «сестры-лихоманки», которым больные приносили различные дары, между прочим, на берега рек. Ванька Народное название извозчика-сезонника из крестьян, самого дешевого, искавшего седоков по улицам. Варвара Великомученица (ск. 306), русские люди почитали ее хранительницей от внезапной смерти, и потому в «Сказании, коим святым каковыя благодати исцелений от Бога даны» ей назначается особая молитва . В житии св. Варвары, напечатанном при акафисте, составленном митрополитом Киевским Иоасафом Кроковским, сообщалось, что в XVII в. в Киеве господствовала повсеместно сильная повальная болезнь, но благодаря заступничеству св. Варвары обитель Михайловская, где почивают ее мощи, не видела ни одного мертвеца в своих стенах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я уже писал вам, что внутренние внушения – от Ангела Хранителя и святых Божиих, к коим молитесь или чествование воздаете. Так всегда бывает, что как наши сердечные молитвы тотчас слышатся святыми, так и их слово к нам тотчас отзывается в душе нашей, как бывает на телеграфах. Общение мира нашего с горним всегда есть и есть живое. Попекитесь всегда блюсти святое настроение – и всегда будете в общении живом со святыми Божиими. Они видят нас и или радуются, когда сердца наши в добром порядке, или печалятся и скорбят, когда там худо (3, с. 218). 4. Общение с небесными Обратите взор к небесным. Вообразите, что верх вашего жилья принят, открыто видите Небо и небесное. Тамошние вас видят, и вы их видите. Вы говорите к ним, а они к вам могут духом сойти... а вам дозволено только мысленно посещать их... Тогда не пожелаете видеть ни петербургских, ни московских и никаких. А ведь, в самом деле, возможно вступить в общение с небесными ощутимое (4, с. 21). 5. Небесная помощница В момент воззвания вашего рука Божия отбросила злодея от вас – и, пока он приходил в себя, вам дана была свобода выбежать в коридор и созвать помогающих. И св. Варвара великомученица тут же была. За минуту до отсечения главы она молилась, чтоб Бог избавил от нечаянной смерти всех, которые прибегать будут к ней в молитвах. Но у вас ведь постоянная к ней молитва. Вот и помощь (8, с. 243)! 6. Как святые слышат наши молитвы Вам, вероятно, приходилось слышать вопрос, как святые слышат молитвы наши, или, может быть, и сами вы задавали его себе. В ответ на него толкуют-толкуют, а вопрос все остается вопросом. По-моему же, при предположении той стихии выходит: как святые могут не слышать наших молитв? Вы знаете, как действует электрический телеграф? В Петербурге, например, заводят известный аппарат – в то же мгновение то действие петербургское отражается в Москве в подобном же аппарате и в том же значении, в каком там происходит движение. Почему так бывает? Потому, что и аппараты те однородны, и соединяющая их проволока к ним же подлажена. Так, что действие такого телеграфа – то наша молитва.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В Охотном Ряду перед Рождеством – бучило. Рыба помаленьку отплывает, – мороженые лещи, карасики, карпы, щуки, судаки… О судаках полный роман можно написать, в трех томах: о свежем-живом, солено-сушеном и о снежной невинности “пылкого мороза”… – чтение завлекающее. Мне рыбак Трохим на Белоозере такое про судака рассказывал… какие его пути, как его изловишь, покуда он к последней покупательнице в кулек попадает… – прямо в стихи пиши. Недаром вон про Ерша-Ершовича, сына Щетинникова, какое сложено, а он судаку только племянником придется… по-эзия для господ поэтов! А Трохим-то тот с Пушкиным родной крови. Крепко пахнет с низка, в Охотном. Там старенькая такая церковка, Пятницы-Прасковеи, редкостная была игрушечка, века светилась розовым огоньком лампадки из-за решетчатого окошечка, чуть не с Ивана Грозного. И ее, тихую, отнесли на… амортизацию. Так там, узенький-узенький проходец, и из самого проходца, аршина в два, – таким-то копченым тянет, с коптильни Баракова, и днем, и ночью. Там, в полутемной лавке, длинной и низенькой, веками закопченной для ценителей тонкой рыбки выбор неописуемый всякого рыбного копченья. Идешь мимо, думаешь об этаком высоком и прекрасном, о звездах там, и что, к примеру, за звездами творится… – и вдруг пронзит тя до глубины утробы… и хоть ты сыт по горло, потянет тебя зайти полюбоваться, с кульком бараковского богатства. На что уж профессора, – университет-то вот он, – а и они забывали Гегеля там со Шпегелем, проваливались в коптильню… – такой уж магнит природный. Сам одного видал, высо-кого уважения мудрец-философ… всегда у меня тонкого полотна рубашки требовал. Для людей с капиталом, полагаете? Ну, розовый сиг, – другое дело, а копчушек щепную коробчонку и бедняк покупал на Масленой. В рождественском посту любил я зайти в харчевню. Все предрождественское время – именины за именинами: Александр Невский, Катерина-Мученица, Варвара-Великомученица, Никола-Угодник, Спиридон-Поворот… да похороны еще ввернутся, – так, в пирогах-блинах, раковых супах-ушицах, в кальях-солянках, заливных да киселях-пломбирах… чистое упование. Ну, и потянет на капусту. Так вот, в харчевнях, простой народ, и рабочий, и нищий-золоторотец, – истинное утешение смотреть. Совершенно особый дух, варено-теплый, сытно-густой и вязкий: щи стоялые с осетровой головизной, похлебка со снетками, – три монетки большая миска да хлеба еще ломтище, да на монетку ломоть киселя горохового, крутого… и вдруг, чистое удивление! Такой-то осетрины звенцо отвалят, с оранжевой прослойкой, чуть не за пятиалтынный, а сыт и на целый день, икай до утра. И всегда в эту пору появится первинка – народная пастила, яблошная и клюковная, в скошенных таких ящичках-корытцах, 5–7 копеек фунт. В детстве первое удовольствие, нет вкусней: сладенькая и острая, крепкая пастила, родная, с лесных-полевых раздолий.

http://azbyka.ru/fiction/rozhdestvo-v-mo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010