7) Наконец, чтобы подтвердить свой взгляд на церковный брак, хлысты ссылаются на пример великомуч. Варвары, св. Алексея человека Божия и монахов. Но эти примеры не оправдывают их. Св. Великомученица Варвара пострадала юной девой за веру во Христа, а не за то, что не хотела вступить в брак; св. Алексей, человек Божий, оставил брачное ложе и удалился в пустыню из-за даннаго им обета девства (см. жития их в Ч.-Мин. под 4 Дек. и 17 Мар.); православные монахи тоже вели и ведут безбрачную жизнь по добровольному обету, а не потому, что считают брак делом греховным. 239 Отвергая законный брак и супружеские отношения между венчанными в церкви мужем и женой, хлысты в то же время имеют у себя духовных жен, которые даются им пророками и христами на радениях и с которыми они имеют плотские сношения. Сожительство и половое общение между духовными мужем и женой, по учению хлыстов, «очищает дух»; «только чрез духовную жену мужчине, а чрез духовного мужа женщине и можно достигнуть полного спасения. 240 Отсюда у них с заповедью о безбрачии ради воздержания соединяется самый грубый разврат. В оправдание этого хлысты говорят: 1) в послании к Галатам сказано, что Авраам имел двух жен и одну прогнал (4:22–31). По его примеру и мы поступаем. Но они забывают, что Авраам жил в Ветхом Завете, когда по закону можно было разводиться с женами; в Новом же Завете этого делать нельзя, так как, по слову Божественного Установителя Нового Завета, «что Бог сочетал, то человек не разлучает». Поэтому «кто разведется с женой своей не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» ( Мф. 19:3–9 ). То же говорит и ап. Павел ( 1Кор. 7:1–11 ). 241 2) Лот жил со своими дочерьми и родил от них двух сыновей ( Быт. 19:30–38 ), однако, замечают хлысты, ни его самого, ни его дочерей не обвиняют за это. Действительно, Лот совершил указанный поступок, но в состоянии опьянения и без всякого сознания его значения, как это ясно видно из библейского текста (ст.ст. 33 и 35). А «только те грехи подвергают нас осуждению и наказанию», говорит св. И. Златоуст, «которые мы совершаем с сознанием и добровольно» (Твор. св. И. Злат. т. IV, кн. 2, стр. 496. Спб., 1898 г.). Дочери Лота в своем поступке руководились не любострастием, а похвальным намерением восстановить угасающее семя отца, и прибегли к данному средству, как к единственному выходу из их положения, так как были убеждены, что кроме отца у них нет больше никакого мужчины, от которого они могли бы получить потомство (ст. 31). Кроме того, впоследствии ни та, ни другая «не жили ни с Логом, потому что он отец их, ни с другими, хотя и были для них женихи. Так как они поспешили сделатъ, чего не надлежало, то воздерживались и от того, что было дозволено. И последующим воздержанием, вероятно, заглажена прежняя поспешность» (Твор. св. Ефр. Cup.ч.VI, стр. 389–390. М., 1887 г.). В действиях же хлыстов никаких подобных обстоятельств, смягчающих их вину, не было и нет. 242

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Тогда ожесточенный отец идет к игемону Мартиану, просит его употребить все роды мучений, чтобы отвратить дщерь его от Христа Господа, отрекается даже самого имени отца. И вот св. дева является пред лицом игемона, облеченного всею властью, окруженного всеми родами орудий мучительских. Ласки и убеждения, почести и удовольствия предлагает мучитель, чтобы обольстить юную неопытную деву. Исповеданием единого истинного Бога и поруганием бездушных идолов ответствует ему св. мученица. Озлобившийся мучитель повелевает обнажить и бить ее сухими жилами, доколе земля не обагрилась ее кровью, доколе не истерзалась плоть ее, не обнажились самые кости ее. В молчании терпит святая это свирепое терзание плоти своей. Вся душа ее вознеслась верой и упованием на небо, все сердце ее излилось в тайной молитве к небесному Жениху своему. Мучители, для произведения жесточайшей боли, натирают мелко изрубленными волосами истерзанное тело св. мученицы, и, наконец, полумертвую и полуживую св. страдалицу влекут и бросают в темницу. Здесь св. мученица горячо молится Господу, но не об избавлении от мук, а об укреплении себя на большие мучения; тело ее горит от палящих ран, а сердце ее пламенеет еще сильнейшим огнем любви Божественной; уста спекаются кровью, а дух возносится, как пламень, горе, к Богу крепкому, живому. В час полуночи небесный свет облистал мрачную темницу, и Сам Господь Иисус Христос явился «во свете неприступнем заключенней в темнице, дерзати повелевая, и раны врачуя, и радость даруя». После такого утешения с невыразимой радостью пошла св. дева на новые мучения и на самую смерть. Ее повесили на древе, строгали плоть ее железными когтями, опаляли огнем обнаженные ребра ее, отрезали сосцы и били млатом во главу. Все претерпела св. дева с мужеством в сердце, с радостью в лице, с молитвой на устах. Наконец, изнемогла вся злоба мучителей пред терпением великомученицы, и осудили ее на посечение мечом. Жестокосердый отец сам обезглавил свою дочь. Перед смертью св. Варвара молилась Господу о всяком чтущем ее память, «да не приближится ему болезнь внезапная, и смерть нечаянная его да не похитит».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

— Девочка? Как девочка? А где же мой Андрюша? — Бедненькая, совсем замучилась, — гладит меня по голове пожилая врач. — Через пару лет приходи за Андрюшей, когда нянька подрастет. А девочка хорошая, здоровенькая, а голос-то громкий какой! Девочка… Я очень устала и поэтому сразу засыпаю. Просыпаюсь вечером. Пока спала, меня перевезли в послеродовую палату. Я начинаю понимать, что случилось: были четыре пробирки с кровью, и мою пробирку случайно поменяли с кем-то. Андрюша родился у другой женщины, а может, еще не родился? Кто-то ждет здоровую девочку… Принесли моего ребенка и как-то небрежно положили рядом со мной. Я прикоснулась к ней, поцеловала — вот ты какая, дочка моя… Так неожиданно… Ты прости, так получилось, что я называла тебя Андрюшей. Я не подбирала тебе имя, но сегодня день святой великомученицы Варвары, значит, ты — Варварушка. Я смотрю на тебя, а ты всем своим видом, не по-земному спокойным, устремленным внутрь, как будто отвечаешь: «Конечно же, я — Варвара». И мне захотелось молиться, не то чтобы за нее или за себя — нет, было чувство уверенности, что Бог нас не оставит — просто благодарить Господа за все, что он нам посылает. Вскоре под окно пришел муж — радостный, весь в снегу. Он, увидев меня, стал вытягивать из пакета «драгоценности»: — Смотри, это соска, импортная! Это ползунки, сейчас будут великоваты, но я на потом купил — цвет красивый. Вот погремушка — такая только одна была в магазине! А это белый пушистый кот, если нажать на бок, он слышишь как мяукает? По размеру, наверное, сейчас больше нее будет… Что-то я забыл сказать… А, вспомнил! Денег дома больше нет! Но поверь, у меня зарплата на днях! И я рассмеялась — так смеются после тяжелых испытаний и многих скорбей, когда уже все позади. Со мной мой простодушный добряк-муж, родные и Бог, Он всегда был со мной, я ведь не была одинокой с того злополучного момента… «Благоговею и безмолвствую перед непостижимыми для меня Твоими судьбами…» Как же хорошо я поступила, что никому не говорила про анализ! Все были спокойны, все спокойны и теперь… вот только где же Андрюша?

http://azbyka.ru/zdorovie/kogda-ty-byla-...

   Астроном (изучающий движение небесных тел-звезд) Кеплер восклицает: «О, велик Господь наш и велико Его могущество, и мудрости Его нет границ. И ты, душа моя, пой славу Господу Твоему во всю твою жизнь».    Даже Дарвин, учение которого было потом использовано полу-учеными для опровержения веры в Бога, был всю свою жизнь очень верующим человеком и в течение многих лет был церковным старостой в своем приходе. Он никогда не думал, что его учение может противоречить вере в Бога. После того, когда Дарвин изложил свое учение об эволюциионном развитии живого мира, его спросили, — где начало цепи развития животного мира, где первое звено его? Дарвин ответил: «оно приковано к Престолу Всевышнего».    Великий геолог (изучающий землю) Ляйель, пишет: «при всяком исследовании мы открываем яснейшие доказательства предусмотрительности, силы и мудрости творческого разума Бога».    Ученый историк Мюллер заявляет: «только с познанием Господа и по основательном изучении Нового Завета я стал понимать смысл истории».    Можно было бы привести неограниченное количество свидетельств ученых о вере в Бога, но, думаем, пока и этого достаточно, а укажем еще на одно красноречивое доказательство. Ученый Деннерт опросил, о вере в Бога, через письма (анкеты), 432 ученых естествоиспытателей (изучающих природу). 56 из них ответов не прислали, 349 ученых оказались верующими в Бога и лишь только 18 заявили, что они или неверующие или равнодушные к вере. Результаты этого опроса ученых совпадают с результатами других подобных исследований.    «Только полузнание приводит людей к безбожию. Никто не отрицает бытия Божия, кроме тех, кому это выгодно», говорит английский ученый Бэкон.    Молодая девушка, святая великомученица Варвара, видя величие и красоту Божиего мира, пришла к познанию истинного Бога.    Так открывает Себя Бог через видимый мир каждому человеку, имеющему разум и добрую волю.    Вера в Бога есть основное свойство души человека. Душа дана человеку от Бога: она есть как бы искра и отражение в человеке самого Божества. Происходя от Бога, имея в Нем родственное себе существо, душа сама собой, по своей воле, обращается к Богу, ищет Его: «Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому» (Пс.41:2-3). Подобно тому, как глаза обращаются к свету и устроены для того, чтобы видеть свет, так и душа человека стремится к Богу, имеет нужду в общении с Ним и только в Боге находит покой и радость (счастье). Цветок тянется к солнцу оттого, что от солнца он получает свет и теплоту, без чего он не может жить и расти. Подобно этому постоянное, ничем не преодолимое, тяготение человека к Богу происходит оттого, что только в Боге наша душа может найти все то, что ей необходимо для правильной и здоровой жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

С другой стороны, коммунистический характер устройства хлыстовской общины неизбежно ведет к бездеятельности и к стремлениям прожить на чужой счет, отсюда же естественно происходят бродяжничества и скитания из одного корабля в другой, что вызвало известное правило, запрещающее эти бродяжничества. Наконец, и в отношениях между собою хлысты далеко не „кроткие агнцы“, как обыкновенно они величают себя. И тут возможны такие возмутительные преступления, которые не могут быть терпимы ни в каком обществе. О некоторых из этих преступлений, при том постоянных и необходимых, мы скажем в своем месте, теперь же приведем не безынтересный рассказ о балашевских хлыстах, характеризующий фанатическую до сумасшествия настроенность некоторых хлыстов. За двести верст от слободы Песчанки, тамбовской губернии, борисоглебского уезда, есть селение Уварово, где проживал „отец и наставник“ хлыстов. Сюда-то в Уварово и двинулись около Троицына дня сектанты слободы Песчанки. На возвратном пути „некто Василий, под наитием какой-то таинственной силы, схватывает одну девушку шестнадцати лет и раздевает до нага; затем тащит к озеру и бросает в воду“.... „Окончив дело крещения, восторженный изувер кидается на товарища, духовного своего брата, и наносит ему крепкие удары, в чем помогают ему лже-Варвара (баба, назвавшая себя Варварою великомученицею) и третья женщина Пелагея. Сильно обороняясь, битый ускользает в овраг, желая скрыться. Скрываясь, он часто оглядывался и видел: Василий, упустив товарища, собрал обеих женщин и, обняв их, пустился с ними в дикую пляску, сопровождаемую неестественными и соблазнительными телодвижениями. Вдоволь натешившись, лже-христос с ожесточением принялся целовать Варвару и Пелагею попеременно с побоями; те отвечали тем же“... Наконец, в довершение безобразий скачущие и пляшущие решили кому-то принести жертву; жребий этот пал на Пелагею, которая и была замучена до смерти самым неистовым образом. Но это еще не все; неистовства продолжались. Василий сам подверг себя страданиям, для чего не раз ложился под идущих лошадей.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sekty-hl...

Кто не знает этого жития? Воспитанная вельможным отцом, богатым вдовцом, положившим в дочери всю радость своей языческой жизни, любовавшимся ее красотою и разумностью, святая Варвара во время его отсутствия познакомилась с преследуемыми от римских властей христианами и познав от них евангельскую истину, отвергла нечестие языческое, раздала, что могла, из своего достояния бедным, начертала чудесно пальцем крест на каменном полу своих чертогов и бань, и все эти символы отцовского тщеславия, все эти проявления роскоши, ознаменовала символами христианских истин. Когда о том узнал ее нечестивый отец, то горячая любовь его к дочери сменилась такою же горячею ненавистью, он бил ее и рвал ее волосы, безжалостно влачил ее по земле, и не было конца тем измышлениям жестокой злобы, которыми он терзал чистое тело отроковицы, не щадя ни ее нежного возраста, ни девственного стыда. Сделавшись сам доносчиком или свидетелем против нее на суде, бессердечный мучитель не удовлетворился и этим. Наслаждаясь муками Христовой агницы, которым подвергали ее злочестивые властители-язычники, он вызвался пред ними быть палачом своей дочери, и не дрогнула рука злодея-отца отсечь главу невинному своему детищу. Беззащитная, всеми оставленная, кроме Бога, чистая, прекрасная дева, почти еще дитя, подвергнутая столь ужасным мукам и казненная родным отцом, радостно и без всякого сожаления отвратившая лицо свое от богатства, наслаждений брачных и земной славы и устремившая свой взор к одному только сладчайшему Иисусу, страдавшая безропотно и безмолвно, мужественно претерпевшая сверхчеловеческие муки и добровольно, бестрепетно пошедшая на встречу смерти от руки отцовой, – о, конечно, этот облик может умилить сердце; этот образ может привлекать к себе взоры! Но блаженны и те сердца, которые влекутся к подобным священным воспоминаниям, блаженны взоры, сюда устремленные и орошенные слезами сострадательного умиления, блаженны руки, поднимающие детей к умилительному облику, и уста, благоговейно целующие изображения ран, принятых за веру во Христа.

http://pravoslavie.ru/50437.html

— Ну, и что же? — спрашиваю я. XII Позднею осенью, когда рейсы парохода кончились, я поступил учеником в мастерскую иконописи, но через день хозяйка моя, мягкая и пьяненькая старушка, объявила мне владимирским говором: — Дни теперя коротенькие, вечера длинные, так ты с утра будешь в лавку ходить, мальчиком при лавке постоишь, а вечерами — учись! И отдала меня во власть маленького быстроногого приказчика, молодого парня с красивеньким, приторным лицом. По утрам, в холодном сумраке рассвета, я иду с ним через весь город по сонной купеческой улице Ильинке на Нижний базар; там, во втором этаже Гостиного двора, помещается лавка. Приспособленная из кладовой, темная, с железною дверью и одним маленьким окном на террасу, крытую железом, лавка была тесно набита иконами разных размеров, киотами, гладкими и с “виноградом”, книгами церковнославянской печати, в переплетах желтой кожи. Рядом с нашей лавкой помещалась другая, в ней торговал тоже иконами и книгами чернобородый купец, родственник староверческого начетчика, известного за Волгой, в керженских краях; при купце — сухонький и бойкий сын, моего возраста, с маленьким серым личиком старика, с беспокойными глазами мышонка. Открыв лавку, я должен был сбегать за кипятком в трактир; напившись чаю — прибрать лавку, стереть пыль с товара и потом — торчать на террасе, зорко следя, чтобы покупатели не заходили в лавку соседа. — Покупатель — дурак,— уверенно говорил мне приказчик.— Ему всё едино, где купить, лишь бы дешево, а в товаре он не понимает! Быстро щелкая дощечками икон, хвастаясь тонким знанием дела, он поучал меня: — Мстёрской работы — товар дешевый, три вершка на четыре — себе стоит… шесть вершков на семь — себе стоит… Святых знаешь? Запомни: Вонифатий — от запоя; Варвара Великомученица — от зубной боли, нечаянныя смерти; Василий Блаженный — от лихорадки, горячки… Богородиц знаешь? Гляди: Скорбящая, Троеручица, Абалацкая-Знамение, Не рыдай мене, мати, Утоли моя печали, Казанская, Дейсус, Покрова, Семистрельная… Я быстро запомнил цены икон по размерам и работе, запомнил различия в иконах Богородиц, но запомнить значение святых было нелегко.

http://azbyka.ru/fiction/v-ljudjah-gorki...

Астроном (изучающий движение небесных тел-звезд) Кеплер восклицает: " О, велик Господь наш и велико Его могущество, и мудрости Его нет границ. И ты, душа моя, пой славу Господу Твоему во всю твою жизнь " . Даже Дарвин, учение которого было потом использовано полу-учеными для опровержения веры в Бога, был всю свою жизнь очень верующим человеком и в течение многих лет был церковным старостой в своем приходе. Он никогда не думал, что его учение может противоречить вере в Бога. После того, когда Дарвин изложил свое учение об эволюции онном развитии живого мира, его спросили, - где начало цепи развития животного мира, где первое звено его? Дарвин ответил: " оно приковано к Престолу Всевышнего " . Великий геолог (изучающий землю) Ляйель, пишет: " при всяком исследовании мы открываем яснейшие доказательства предусмотрительности, силы и мудрости творческого разума Бога " . Ученый историк Мюллер заявляет: " только с познанием Господа и по основательном изучении Нового Завета я стал понимать смысл истории " . Можно было бы привести неограниченное количество свидетельств ученых о вере в Бога, но, думаем, пока и этого достаточно, а укажем еще на одно красноречивое доказательство. Ученый Деннерт опросил, о вере в Бога, через письма (анкеты), 432 ученых естествоиспытателей (изучающих природу). 56 из них ответов не прислали, 349 ученых оказались верующими в Бога и лишь только 18 заявили, что они или неверующие или равнодушные к вере. Результаты этого опроса ученых совпадают с результатами других подобных исследований. " Только полузнание приводит людей к безбожию. Никто не отрицает бытия Божия, кроме тех, кому это выгодно " , говорит английский ученый Бэкон. Молодая девушка, святая великомученица Варвара, видя величие и красоту Божиего мира, пришла к познанию истинного Бога. Так открывает Себя Бог через видимый мир каждому человеку, имеющему разум и добрую волю. Вера в Бога есть основное свойство души человека. Душа дана человеку от Бога: она есть как бы искра и отражение в человеке самого Божества. Происходя от Бога, имея в Нем родственное себе существо, душа сама собой, по своей воле, обращается к Богу, ищет Его " Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому " (Псал. 41, 2-3). Подобно тому, как глаза обращаются к свету и устроены для того, чтобы видеть свет, так и душа человека стремится к Богу, имеет нужду в общении с Ним и только в Боге находит покой и радость (счастье). Цветок тянется к солнцу оттого, что от солнца он получает свет и теплоту, без чего он не может жить и расти. Подобно этому постоянное, ничем не преодолимое, тяготение человека к Богу происходит оттого, что только в Боге наша душа может найти все то, что ей необходимо для правильной и здоровой жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Вот так же широко и обильно он творил свои добрые дела, и казалось, что никогда не уставал. Старался быть всем для всех. О чем только его ни просили!.. То родственников лаврского отца отвезти из Сергиева Посада в Москву; то бабушек-паломниц на вокзале встретить, то цветы к празднику купить для преподобного. Городские цветочницы хорошо его знали и всегда старались выбрать для него лучшее. Несколько раз в год ездил он в Дивеево, где в одном из скитов жила его мама, инокиня Варвара (впоследствии монахиня Алексия). Особенно старался попасть ко Дню ее ангела, на память св. великомученицы Варвары – тогда вез иконки, книги, торты, цветы. Обязательно служил литургию... Так и в день своей гибели он ехал к маме. Его отговаривали от этой, последней, его поездки. В день своей гибели он ехал к маме. Сломалась газель, и можно бы не ехать, но мама, но праздник Сломалась газель, и можно бы не ехать, но мама, но праздник... Он пошел на подворье к отцу Герману, известному лаврскому духовнику, и попросил машину у него. Очевидцы слышали, как и отец Герман пытался его отговорить: «Дам тебе машину, а ты разобьёшься». Но отец Алексий упрямо стремился к последнему своему путешествию. Он ещё успел встретить с поезда каких-то паломниц, заехал к другу, которому просили передать записку... А потом поехал, наконец, к маме. Он постоянно недосыпал – и заснул за рулём «Волги». Машина вышла на встречную и врезалась в идущий на нее автобус. Все участники аварии остались живы, погиб только отец Алексий... Когда в лавре стали звонить 12 раз, мы замерли – кто-то умер. Но когда узнали, что отец Алексий (Писанюк), весть казалась неправдоподобной – он не мог умереть, этого не может быть! Но это было... На отпевании большой Трапезный храм Троице-Сергиевой лавры был полон людей, многие плакали. Гроб стоял перед алтарем, наместник произнес прощальное слово. Рядом со мной стояла Ольга Ивановна. «Он ведь мне обещал... Я унывала, а он говорит: Ты что, разве можно унывать! Да ведь, ты когда умрёшь, я тебе обещаю, самый красивый гробик тебе сделаю!” – и вот...». Ольга Ивановна работала на почте и во времена отсутствия сотовых иногда соединяла о. Алексия по межгороду. В благодарность он, когда была возможность, развозил сотрудниц почты домой после смены. Но когда, когда он это все успевал?..

http://pravoslavie.ru/150024.html

Фото: esawdilis.com Тогда он дико заорал как умел орать только в марте. От неожиданности черный кот опешил и остановился. Это даже был не крик, а дикий вопль, способный разбудить и самого пьяного человека. Мурзик продолжал вопить, как будто над ним люто издевались. Черный кот совершенно не понимал, что ему делать, только рычал стоя поодаль. Наконец, дверь кельи открылась и, шумно браня нечистого, на порог вышел «костыль-нога». Когда черный кот увидел своего кормильца, тут же с рычанием набросился на Мурзика и принялся остервенело бить его обеими лапами с выпущенными когтями. Он словно хотел оправдаться в глазах своего кормильца, что допустил до самой келии опасного конкурента. Драка началась не на жизнь, а на смерть. «Костыль-нога» спокойно зашел в келью и вышел оттуда с кастрюлей холодной воды, которую вылил на разгоряченные тела животных. По мнению бровастого старца, такой способ самым действенным образом заканчивает все кошачьи войнушки. И правда – его собственный черный кот скрылся в кустах, но только не Мурзик! Кот поднырнул к ногам «костыль-ноги» и завопил жесточайшим образом; из его рта даже потекла даже слюна от напряжения. Бровастого старца прошиб холодный пот – не бешеное ли животное старого Гавриила? Да и тот сам уже неделю не просит сделать ему столь необходимую для жизни инъекцию инсулина. Может быть, Мурзик, у которого налицо основные признаки бешенства, его покусал, и старик в мучительнейшем состоянии умирает у себя на келье? Кот тем временем медленно удалился в ночную тьму, оставив «костыль-ногу» в напряженных размышлениях. Так что же произошло тогда на келье отца Гавриила? Они с ним, как самые близкие соседи и люди, знающие друг друга не один год, ссорились уже не раз, впрочем, и мирились легко и с удовольствием. Но последнюю ссору уже нельзя было назвать таковой – скорее всего это был спор, принципиальный спор. Отец Гавриил был благоговейным и глубоко верующим монахом и твёрдо верил в то, что Святая Великомученица Варвара не даст ему погибнуть наглой смертью без исповеди и напутствия в жизнь вечную Христовыми Тайнами.

http://pravmir.ru/o-kotax-i-koshkax-pyat...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010