Как преподобный (в хитоне, куколе, мантии) Андрей Критский представлен: на фреске в капелле в Гёреме (IX в.) - с длинной седой бородой; на миниатюре Минология (XI в.) ; на фреске северной стены диаконника церкви святого Никиты в Чучере (1309 - 1316 гг.) - в руках свиток с надписью: " Еще приносим Ти словесную сию... " . Также в настенных минологиях: церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (Македония, 1317 - 1318 гг.) - в рост; в нартексе церкви Благовещения монастыря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия, 1321 - 1322 гг.) - погрудно; в нартексе церкви великомученика Георгия в селе Оморфи, Кастория (Греция, кон. XIII - нач. XIV вв.); в нартексе архиепископа Даниила, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия, 1565 г.); в трапезной монастыря Дионисиат на Афоне (1547 г.). В русских памятниках - на иконе Божией Матери " Благодатное небо " (40-е гг. XVII в., церковь Святой Троицы в Никитниках, Москва) - в молении Богородице; на иконе " Вмч. Артемий и прп. Андрей, архиепископ Критский " (кон. XVII в., КИАХМЗ) - в молении Иисусу Христу, с развёрнутым свитком с надписью: " Господи призри с небесе... " . Иконография Андрея Критского как святителя (в фелони, омофоре, с Евангелием в руках), с недлинной седой бородой, получила распространение в русском искусстве. Так он представлен: на малом саккосе Фотия, митрополита Московского (сер. XIV в., XV - XVII вв.) - с остроконечной бородой; в греко-грузинской рукописи ; на вологодской иконе " Минея на июль " (кон. XVI в.); на миниатюре (XVII в. ), помещённой перед " Словом Андрея Критского о чести и о поклонении святых икон " - святитель Андрей в белом клобуке; на иконе " Пророк Самуил и св. Андрей Критский пред Корсунской иконой Божией Матери " (1707 г., мастера Оружейной палаты; ГРМ) - в чёрном клобуке и с жезлом; на русской минейной иконе (XVIII в., музей в Реклингхаузене); на иконе " Преподобные Андрей Критский, Евдокия, Зосима и Савватий Соловецкие " (1820 г., автор И. А. Богданов-Карбатовский; АМИИ); на эмалевой иконке " Св.

http://drevo-info.ru/articles/5158.html

В следующем 1886 году 18 октября состоялось торжественное освящение больничной церкви. Накануне, то есть 17 октября, в 7 часов дня на пароходе прибыли из монастыря архиепископ Нил и архимандрит Макарий, который привез с собой и части мощей святого великомученика Пантелеимона и Артемия. Отец Макарий приказал готовиться к бдению на 18-е, но, после рассмотрения всего приготовленного для освящения церкви, оказалось, что для вкладывания святых мощей в мраморной доске нужно сделать углубление. Вследствие этого начало бдения было отложено до трех часов ночи. Тем временем мастера поспешно занялись обделкой доски. Во время приготовления доски для святых мощей святого страстотерпца произошел один весьма знаменательный случай. Грек Георгий, весьма простой и религиозный старик, спал в это время в верхнем этаже в коридоре, прислонившись к стене. Во сне он очень отчетливо услышал голос: «Георгий, Георгий! Ступай сюда!» Георгий, проснувшись, поспешно спустился вниз по лестнице и при выходе, у дверей, увидел двух всадников на конях. Один из них был воин-старик, весьма представительный, а другой воин – юноша удивительной красоты. Как только показался Георгий у двери, воины его спросили: «У вас будет бдение с вечера, а затем освящение церкви?» – «Да», – ответил Георгий. – «Вот и хорошо, для этого и мы приехали». И затем оба всадника подали Георгию торбы, висевшие у них на седлах, и велели ему идти вперед, а сами, встав с коней, пошли за ним вверх по лестнице. Поднявшись на второй этаж, Георгий повернул коридором влево, вошел в чистую келью, положил торбы на стол и сказал воинам-гостям, чтобы они отдыхали здесь, а сам по их приказанию вышел, поспешно спустился по лестнице, чтобы убрать на место лошадей. Но каков же был испуг и удивление Георгия: у дверей не только лошадей, но и следу их не было! В страхе и ужасе он спешит наверх в келью заявить воинам-гостям о несчастье, что лошадей нет, но и здесь поразило его новое удивление: войдя в келью, он никого в ней не застал – ни воинов, ни даже торб, которые он раньше принес, здесь не было. После этого он поспешно явился к отцу Игнатию и с особенным удивлением взволнованно рассказал о виденном не во сне, а явно и чувственно. Виденное Георгием объясняется так: гости-воины старик и юноша – святые страстотерпцы Пантелеимон и Артемий, тогда действительно уже находившиеся в церкви своими святыми мощами. И это вполне справедливо! Страстотерпцам угодно было объявить о своем прибытии на освящение своего храма простому, но доброму и религиозному греку Георгию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Название свое монастырь получил от близлежащего селения Верколы, где родился праведный отрок Артемий и где в приходском храме первоначально почивали его обретенные нетленными мощи. Основан монастырь в 1645 году мезенским и кеврольским воеводой Афанасием Пашковым. Тяжелая неизлечимая болезнь единственного сына побудила воеводу обратиться к усердной молитве пред мощами праведного отрока Артемия. Больной получил исцеление, и обрадованный отец, в благодарность за это чудесное благодеяние, выстроил на свои средства церковь во имя соименного новоявленному чудотворцу св. великомученика Артемия на том месте, где были обретены мощи святого. Вокруг выстроенного храма воевода устроил ограду и келии для монашествующих. Так возник близ Веркольского прихода монастырь. Долгое время он находился в самом бедственном положении, посещаемый всевозможными несчастиями. Едва возникла в новоустроенной обители монашеская жизнь, как сгорела единственная его церковь , выстроенная воеводой, и остались лишь одни кельи с оградой. Через несколько времени была выстроена новая деревянная церковь , куда и были перенесены мощи Св. Артемия (17 ноября 1640 г.) из приходского Веркольского храма Николая Чудотворца. С этого времени св. мощи навсегда остались в обители и сделались ее достоянием. Царь Алексей Михайлович, по указу которого они были перенесены, прислал много церковной утвари: Евангелие, крест, сосуды, кадило, паникадило, водосвятную чашу, священные облачения и 4 колокола. Но все царские дары погибли во время второго страшного пожара в 1695 году, когда сгорела и недавно выстроенная вторая церковь . Уцелели лишь колокола, три из которых находятся в монастыре и по настоящее время. Мощи Св. Артемия были перенесены в ветхую теплую церковь . На месте сгоревшей была выстроена новая церковь, третья по счету, а в 1712 году обветшавшая теплая церковь была заменена новой во имя уже самого Св. отрока Артемия, в которой и были положены его св. мощи. Но и эти церкви существовали недолго: несчастья преследовали обитель, пожар вновь уничтожил их, и уцелели лишь св. мощи и церковная утварь. В начале прошлого столетия в обители была устроена большая каменная церковь с колокольней и настоятельские келии. А в 1842 году четвертый пожар снова уничтожил все до основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

а) По прошению камергера и кавалера, графа Мартына Карлова Скавронского, преосвященным Никодимом, 30-го января 1745 года, разрешено построить в вотчине его, в Славянской мызе, принадлежавшей приходом к Царскосельской церкви, каменную церковь во имя святой великомученицы Екатерины с приделом Захарии и Елисаветы. В правление архиепископа Феодосия 19-го января 1747 года церковь сия освящена царскосельским протопопом Иоанном Абрамовым с братией. б) В 1717 году построена была деревянная церковь Казанской Пресвятой Богородицы, в Виславской мызе, в вотчине стольника Ивана Ивановича Стрешнева. При ней были священник и дьячок, а в приходе 62 двора. Когда священник Артемий Калинников в 1731 году, волею Божьею умер, то Казанскую церковь запечатали и стояла она без пения до 1744 года. В сем году, по прошению прихожан, преосвященный Никодим разрешил открыть церковь , в которой все было найдено в целости и порядке, и посвятил к ней священником церковника села Ропши Ивана Ларионова Пельского. в) В Великом посту, 8-го марта 1744 года в 12 часу ночи в каменной церкви дворцового села Красного погорели деревянные главы, крыша, окна. Движимые предметы все были вынесены. К ноябрю того же года она была исправлена и вскоре освящена. V. В Финляндии а) Наконец в Финляндии, епархия и выборгский заказ увеличились по Абовскому договору одной церковью, бывшею в Либелицком погосте, и приходом. Судьба этой церкви была довольно интересна. Мы не знаем, когда она построена, но, до заключения мира в городе Або, она находилась во владении шведской короны на земле, которая именовалась Шведской Карелией. В 1738 году, шведский посланник в С.-Петербурге просил кабинет-министров, чтобы в Либелицкий приход дали православного священника, знающего карельский язык. Святейший Синод поставил туда священником Феодора Софронова, человека не только грамотного, но и довольно развитого. До рукоположения в священнический сан, этот Софронов был крестьянином Кексгольмского уезда, Сердобольского погоста, Салминского дистрикта, Шустомского погоста вотчины Троицкого Александро-Невского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРОДНЕНСКИЙ ВЗЫСКАНСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru 11 июля 2006 года была зарегистрирована община прихода храма иконы Божией Матери " Взыскание погибших " , получено согласие Президента Республики Беларусь на выделение земельного участка под строительство храма на улице Советских пограничников. В советское время на этой территории располагались склады и хранилища техники, а между памятником пограничникам, которые погибли в первые дни Великой Отечественной войны , и зданием больницы скорой медицинской помощи располагался пустырь. На месте строительства был установлен памятный знак, а также было положено начало проектированию приходского храмового комплекса. Строительство храма по проекту, составленному институтом " Гродногражданпроект " , началось в 2012 году. В октябре этого же года была огорожена строительная площадка. 17 февраля 2013 года был установлен большой поклонный крест. В январе-феврале этого же года было организовано бурение скважин на месте возведения большого и малого храмов, проведены геологические исследования грунта, а также проектно-изыскательские работы, предваряющие начало нулевого цикла строительства. 8 февраля 2015 года архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий (Кищенко) совершил освящение малого храма в честь великомученика и целителя Пантелеимона . Ведутся строительные работы по возведению кирпичного храма в честь иконы Божией Матери " Взыскание погибших " . Настоятели Использованные материалы Редакция текста от: 07.10.2015 08:02:11 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13673107.h...

Находка двух монет Романа I Лакапина (920–944) под вымосткой апсиды, по мнению Κ. К. Косцюшко-Валюжинича, «...с точностью доказывает толь-ко, что этот храмик не мог (выделено К.-В.) быть сооружен ранее конца X века», причем даже в это время херсониты еще не стали бы возводить подобные «идеально безобразные» постройки 227 . Может быть перед нами вновь очередной «памятник», выросший из последствий землетрясения второй трети XI века? Кстати, только с этого времени в Херсоне стало принято массово строить квартальные приходские храмы-усыпальницы, к числу которых относится и поздняя «базилика в базилике» с рядами из трех колонн в каждом. Устроенные в ее полу прямоугольные гробницы с многоярусными захоронениями содержали разные находки, в частности, стеклянные браслеты, датируемые XII–XIII вв. Одна из таких гробниц с высеченным на стенке крестом в полукруге находилась внизу справа от главного входа в нартекс. На месте бывшего правого нефа большой базилики тоже были устроены могилы, совершенно испортившие мозаичный пол. Рис. 209. План построек в восточном углу квартала III (по М. И. Золотареву) Приведенный выше список храмов, выстроенных во второй половине VI–VII вв., очевидно, можно дополнить еще несколькими. Судя по находке керамической формы для оттиска на евлогиях, традиция раздачи которых существовала в городе, не позднее VII века в Херсоне уже существовал храм св. великомученика, имя которого восстанавливается весьма неопределенно (Георгий, Артемий, Виктор или, скорее, Феодор Рекрут-Тирон), при котором изготовляли предметы – благословения, вероятно, небольшие керамические или восковые плакетки с изображением двух святых в рост и соответствующей надписью по кругу 228 . Аналогичные глиняные штампы для оттиска образов святых и их благословений указывают на то, что среди херсонских ранневизантийских храмов VI–VII вв. могли быть церкви во имя св. воина Лупа (Луппа), широко известного на Балканах фессалоникского мученика, слуги св. Димитрия Солунского, дело которого он продолжил (обезглавлен в 306 г., память 23 августа) (рис.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь основана в Иконии апостолами Павлом и Варнавой. Известны из иконийских христиан Сосипатр. ученик св. Павла, и Фекла ученица его, первомученица. Затем здесь были мученики в гонения Аврелиана и Диоклитиана. В последнее гонение пострадала здесь св. великомученица Параскева. В IX веке в числе епископов иконийских были Феодор (у 305), описавший житие Кирика и Иулиты, и Амфилохий, боровшийся с духоборцами. Ему писал много посланий св. Василий Великий . Икония была очень недалеко от Кесарии Каппадокийской. Листра находилась в расстоянии 8 часов пути от Иконии к югу, на границах с Исаврией. Здесь проповедовал также ап. Павел и исцелил хромого. Увидя это, язычники Листры намеревались принести Павлу и Варнаве жертву, как богам ( Деян.14:18 ). Листра вообще была чисто языческим городом. Иудеев жило в ней самое незначительное количество; по крайней мере тут не было синагоги. Не было здесь даже и такого кружка иудеев, к которому бы могли обратиться пришедшие из Антиохии и Иконии враги св. апостола Павла – иудеи, желавшие воспрепятствовать его проповеди в Листре. Они, напротив, со своими подстрекательными словами обратились к народу (οχλους), то есть к тем же самым толпам (τους οχλους стиха 18), которые хотели принести ап. Павлу и Варнаве жертву, как богам. Из Листры был родом один из ближайших спутников ап. Павла, Тимофей, отец которого был язычник, а мать иудеянка. Первым епископом Листры почитался св. Артемий. Дервия. Город Дервия лежал вблизи Листры, но уже глубже в горах, недалеко от Антиохии писидийской. Город этот несколько времени был столицей горного племени клитов, много лет громивших «врата киликийские», т. е. причинявших вред Тарсийской торговле; впоследствии его причисляли то к Писидии, то к Ликаонии, то к Исаврии. Церковь здесь была основана ап. Павлом. – В Дервии ап. Павел приобрел себе нового спутника, Гаия, которого писатель Деяний апостольских называет Дервянином ( Деян. 20:4 ). Писидия. Рядом с Ликаонией над Памфилией лежала страна Ппсидийская. Из Памфилии ведет в эту страну узкое, темное ущелье.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Вам не приходило в голову, почему Авраамий Палицын назвал этих трех человек – Василия Великого , Дмитрия Солунского и Сергия Радонежского? Так Господь сказал, но ведь в этом есть некая реальная причина. Вот слушайте, что написал князь Дмитрий Николаевич Трубецкой: «В ризнице Троице-Сергиевой лавры есть шитое шелками изображение святого Сергия, которое нельзя видеть без глубокого волнения. Это покров на раку преподобного, подаренный лавре великим князем Василием, сыном Дмитрия Донского. Первое, что поражает в этом изображении, – захватывающая глубина и сила скорби. Эта не личная или индивидуальная скорбь, а печаль о всей земле Русской, обездоленной, униженной, истерзанной татарами. Внимательно всматриваясь в эту пелену, вы чувствуете, что есть в ней что-то более глубокое, чем скорбь, тот молитвенный подъем, который предваряется страданиями. Вы отходите от нее с чувством успокоения, сердцу становится ясно, что святая печаль дошла до него и там обрела благословение для грешной, многострадальной России...» Видите, к этой пелене имеют прямое отношение и Дмитрий Донской, и его сын Василий, а их небесными покровителями как раз и являются великомученик Дмитрий Солунский и святитель Василий Великий . Все не случайно. Работы студентов. Приложение 4 к лекции 2 (ч.1). Пример выполненного домашнего задания. Размышление на тему: Имя Господа – крепкая башня: убегает в нее праведник – и безопасен (Притч. 18, 11). Выражение «Мой дом – моя крепость» давно бытует в народе. И действительно, настоящий дом похож на крепость, а слово «крепость» всегда ассоциируется с грандиозным сооружением, в котором ни один противник не страшен; и знаешь, что за родными стенами есть все необходимое, чтобы отразить врага, а в случае неудачи – спрятаться в укрепленной башне родной крепости. Что представляет собой башня, знают многие. Раньше она была нужна для дозора, т.е. была смотровой и служила местом, где наверняка можно было продержаться долгое время, откуда можно было послать почтового голубя в другой город с вестью о нападении. Знаменитая Иерихонская башня, например, имела в себе и специальные погреба для хранения запасов зерна, и так называемые цистерны для воды, что давало возможность долгое время продержаться в осаде до прихода подкрепления. Так и настоящий дом является той крепостью с замечательной башней, где всегда найдешь защиту и поддержку. Ведь, когда бы ты ни постучался в родной дом, там всегда тебя ждет любящее родное сердце, там всегда обретешь утешение, спокойствие и радость.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Астрахань. Церковь Николая Чудотворца (Гостинного). Гостинно-Николаевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1714 и 1875. Год утраты:1974 Адрес: Россия, Астраханская область, Астрахань, Братский сад (бывшая улица Халтурина) Координаты: 46.350328, 48.034544 Проезд:Сейчас на месте храма стоит современное, из стекла и бетона, здание центрального универсама. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм этот был вторым из построенных в Белом городе приходских храмов. Само название его говорит о тесной связи храма с астраханским купечеством и находившимся в Астрахани торговым гостиным двором. Несомненное почитание торговым людом святителя Николая Чудотворца, как покровителя торговли и мореплавания, способствовало появлению храма в честь этого святого рядом с Русским гостиным двором и речными пристанями, где шла постоянная разгрузка и отгрузка товаров. Точное время построения первоначального храма неизвестно. Можно только с уверенностью утверждать, что построен он был вскоре после появления самого гостиного двора в Астрахани. По свидетельству летописца, в 1599 году во время опустошительного пожара в остроге сгорели гостиные дворы: русский, бухарский, гилянский… Так что в конце XVI века гостиный двор уже существовал в городе. Более вероятно, что первый, ещё деревянный, Николаевский храм был построен в начале XVII века и 1628 годом датируется первое упоминание о нём. В начале XVIII века началось строительство новой каменной церкви. Инициатором постройки храма выступил митрополит Сампсон, сумевший уговорить высших представителей астраханского купечества того времени профинансировать это богоугодное дело. Самому митрополиту не удалось увидеть завершение начатого им строительства, хотя основные работы ко времени его кончины в 1714 году были уже завершены. Уже при его преемнике епископе Иоакиме 5 ноября 1714 года был освящён левый придел во имя Великомученика Георгия. Дальнейшие работы затянулись надолго, и только 23 июня 1721 года был освящён главный храмовый престол во имя Святителя Николая. Возможно, этому поспособствовал намечавшийся в 1722 году приезд в Астрахань императора Петра I. К его приезду астраханский губернатор Артемий Волынский старался привести город в более благоустроенный вид. В июне 1755 года в трапезе храма с правой стороны был устроен придел в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». Устроен он был по обету, данному коллежским советником и товарищем астраханского губернатора Михаилом Фёдоровичем Гневашевым. В том же году 12 ноября придел был освящён архимандритом Иоанно-Предтеченского монастыря Аароном. Со временем храм несколько раз перестраивался и подновлялся.

http://sobory.ru/article/?object=37841

Радуйся, яко тобою сладчайшее имя Христово прославися. Радуйся, ярости мучителевы не устрашивыйся. Радуйся, в Христовем уповании над идолы посмеявыйся. Радуйся, в дусе пророчестем будущих предзрителю. Радуйся, Духа Господня доблий носителю. Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче. Кондак 7 Многа досаждения творяше нечестивый Юлиан христианом, лжуще на ня, яко сожгоша храм Аполлона Дафнийскаго. Егда же сей лжец пред Артемием множайшия прещения изрекаше на христианы, святый Артемий отвеща: «Богопустный гнев и огнь с небесе пояде идола твоего и капище его сожже; посмеваюся безумию вашему, яко служите бездушному богу, утешаюся о падении его и радуюся о всех сих, яже Христос чудодействова, Емуже достоит пети велегласно: Аллилуиа». Икос 7 Не терпя слышати праведных слов твоих, святе Артемие, беззаконный Юлиан, разгневався зело, повеле каменосечцем разсещи великий камень, да посреде частей его согнетен будеши. И сему уготованному, падший камень все тело твое сотре, и внутренняя твоя распадошася, и сломишася вся члены твоя. И бе зрети чудо велие, яко в таковом согнетении посреде камней ты жив остася. Мы же Божией силе, укреплявшей тя, удивляяся, вопием: Радуйся, грозде винограда Христова в точиле истоптанная. Радуйся, жертво живая, Господу верху камене кровию возлиянная. Радуйся, мучениче, егоже все тело аки дска согнетеся. Радуйся, скрижале живая, на нейже исповедание веры кровию написася. Радуйся, кровьми своими, аки брением камение смесивый. Радуйся, себе самаго жива в созидание Церкве Христовы положивый. Радуйся, святый Артемие, преславный Христов великомучениче. Кондак 8 Очи твои от мук искочиша, святе, и лице бе сотрено, душа же еще бе держащися и язык добре вещающ, имже и в согнетении призвал еси Бога, Помощника своего, и во уповании на Него взывал еси: Аллилуиа. Икос 8 Привидением почте тя царь, егда узре видом страшна и естество человеческое происходяща; обаче и увеща тебе еще поклонитися идолом, да помилуют тя и поне яже во аде мукам не предадят. Ты же, посмеявся царю, отвещал еси: «Яко идоли и сами огня не могут избежати, с нимиже и ты, царю, безконечному огню предан будеши». За еже, яко хульника, царь на смерть осуди тя. Мы же, сшествуя тебе на место усечения, увязаем главу твою похвальными венцы тако:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010