Открыв мне, — пишет далее Мотовилов, — сию великую и страшную тайну, великий Старец поведал мне, что по воскресении своем он из Серова перейдет в Дивеев и там откроет проповедь всемирного покаяния. На проповедь же ту, паче же на чудо воскресения, соберется народу великое множество со всех концов земли, Дивеев станет Лаврой, а Вертьяново — городом, а Арзамас — губернией. И, проповедуя в Дивееве покаяние, батюшка Серафим откроет в нем четверо мощей и по открытии их сам между ними пятым ляжет. И тогда вскоре настанет конец всему». Такова Великая Дивеевская благочестия тайна, открытая мною в собственноручных записях Симбирского совестного судьи Николая Александровича Мотовилова, сотаинника великого прозорливца чина пророческого, преподобного и Богоносного отца нашего Серафима, Саровского и всея Руси Чудотворца. В дополнение к тайне этой вот что лично я слышал из уст 84-летней Дивеевской игуменьи Марии. Был я у нее в начале августа 1903 года, вслед за прославлением преподобного Серафима и отъездом из Дивеева Царской Семьи. Поздравляю ее с оправданием великой ее веры. (Матушка, построив Дивеевский собор, с 1880 года не освящала его левого придела, веруя, согласно Дивеевским преданиям, что доживет до прославления старца Серафима и освятит придел во святое его имя.) Поздравляю ее, а она мне говорит: — Да, мой батюшка Сергей Александрович, велие это чудо, когда крестный ход-то, что теперь шел из Дивеева в Саров, пойдет из Сарова в Дивеев, а народу-то, как говаривал наш угодничек-то Божий, преподобный Серафим, что колосьев будет в поле. Вот то-то будет чудо чудное, диво дивное. — Как же это понимать, матушка? — спросил я, на ту пору совершенно забыв тогда уже мне известную Великую Дивеевскую тайну о воскресении Преподобного. — А это кто доживет — тот увидит, — ответила мне игуменья Мария, пристально на меня взглянув и улыбнувшись. То было мое последнее на земле свидание с великой носительницей Дивеевских преданий, той двенадцатой начальницей, «Ушаковой родом», на которой по предсказанию преподобного Серафима и устроился с лишним 30 лет после его кончины Дивеевский монастырь, будущая женская Лавра.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

РОО «ИКЦ «Воронега» активно участвовала в мероприятиях по празднованию 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, которые реализовывались Свято-Троицкой Александро-Невской Лаврой и Александро-Невским Братством. Это и участие в посадке сирингария «Александровский» у Сойкинской святыни в Кингисеппском районе Ленинградской области. Это и участие в празднования Дня перенесения мощей Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, который ежегодно 12 сентября отмечается в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре праздничной литургией, крестным ходом и концертной программой. И ещё в целом ряде других мероприятий. Так в рамках центрального дня празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, которое прошло в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре 12 сентября 2021 года, руководитель РОО «ИКЦ «Воронега», член Александро-Невского Братства Николай Ванюшов принял участие в освящении трёх икон «Собор Небесных Покровителей Лавр Святой Руси», которые в рамках проекта «Благодатное кольцо» будут вручены Патриарху Кириллу, Митрополиту Украинс кой православной церкви Московского патриархата Онуфрию и Экзарху Белорусской православной церкви Венниамину. Сотрудничество с проектом «Благодатное кольцо», реализуемого Международным центром «Святые лавры Руси Православной», началось более года назад в майские праздники 2020 года в рамках посадки Сада мира и памяти защитников Отечества в Великой войне (1941 – 1945 гг.), когда у храма Сретения Господня д. Самушкино было высажено более 300 деревьев. Сотрудничество продолжилось при проведении ещё одной патриотической акции уже в дни празднования Великой Победы при посадке именных дубочков в честь 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского, 100-летия лётчика-космонавта Георгия Берегового и 60-летия полета в космос Юрия Гагарина. РОО «ИКЦ «Воронега» выступила инициатором проведения серии круглых столов под общей темой «До и после Александра Невского». Первый круглый стол по теме «До и после Александра Невского» прошёл 25 марта 2021 года в Доме дружбы Ленинградской области. По замыслам организаторов на цикле таких круглых столов, что пройдут в юбилейный год предполагалось рассмотреть вопросы преемственности поколений – от тех, кто был учителями Александра Ярославича до наследников его славы в настоящее время.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/09/22/po...

Судя по всему, именно поэтому из Италии было прислано письмо соотечественникам на Афоне в 1070 г. Итальянцы интересовались мнением последних о различиях в евхаристической практике греков и римлян. Однако афонские бенедиктинцы уклонились от ответа. Наконец, известно письмо Римского папы Гонория III. В 1223 г. он обратился к крестоносцам и фактически призвал их к инквизиционному походу против афонских «схизматиков». Следует заметить, что никакого исключения для афонских бенедиктинцев в папском письме нет. Итак, все факты, которыми мы располагаем, указывают на то, что афонские бенедиктинцы в самом деле были единоверцами греков. Мнению о том, что они исповедовали католицизм, способствует лишь тот факт, что они являлись выходцами из Италии. Но дело в том, что Италия в эпоху Великой схизмы и позднее не была моноконфессиональной. Например, известно, что православные итальянцы на Афоне подвизались даже в XIV в. Житие одного из них, прп. Исихия, описал Григорий Палама, который, как известно, является большим антилатинским деятелем. Следовательно, не существует повода для того, чтобы считать афонских бенедиктинцев католиками из-за их происхождения. Е. Метревели высказала мнение об их приверженности к Католической церкви, не рассмотрев и не приняв во внимание вышеупомянутые факты. По моему мнению, сам факт, что на Афоне дружили грузины и итальянские бенедиктинцы, вовсе не означает того, что грузины относились к Римской Церкви (как полагал К. Кекелидзе). Дело в том, что кроме грузинских агиографических памятников сведения об афонских бенедиктинцах встречаются и в греческой агиографии. Например, в Житии прп. Афанасия Афонского рассказывается о том, как с ним дружили бенедиктинцы. Последние приходили к преподобному для получения наставления и советов. Однажды они пришли к прп. Афанасию и преподнесли в подарок кувшин икры. Последний не принял подарка, но это не помешало им подружиться. В Лавре прп. Афанасия Великого остались бенедиктинцы Иоанн и Арсений. Впоследствии бенедиктинцы построили свой монастырь именно рядом с Великой Лаврой св. Афанасия Афонского.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2555

9 февр.) (Actes de Xéropotamou. 1964. N 8). Монастырское предание приписывает основание К. прп. Павлу Ксиропотамскому , но, по мнению нек-рых исследователей, этот святой построил др. обитель, которая сейчас посвящена прп. Павлу, а в X-XI вв. именовалась «Ксиропотам». Д. Папахрисанфу считает, что оба мон-ря носили название Ксиропотам и оба основаны Павлом Ксиропотамским ( Παπαχρυσνθου Δ. Ο Αθωνικς μοναχισμς: Αρχς και οργνωση. Αθνα, 1992. Σ. 182-188). Анализ данных о Павле Ксиропотамском в афонских актах, предпринятый П. Гунаридисом, показал, что существовало 2 одноименных подвижника, прозванных Ксиропотамскими. Павел, жаловавшийся императору в 972 г. на нововведения прп. Афанасия Афонского, в молодости основал К. и нек-рое время был его игуменом (не позднее 980 - не ранее 996), а в кон. 90-х гг. Х в. стал протом Св. Горы (упом. в 1001). Оставив должность прота, прп. Павел подвизался как простой монах. До или после исполнения обязанностей прота он ради уединения основал ближе к оконечности Афонского п-ова мон-рь прп. Павла, игуменом к-рого впосл. стал его ученик и тезка Павел, упоминаемый в актах в 1007-1018 гг. ( Γουναρδης. 1989). К. процветал в XI-XII вв., его границы на юго-западе простирались до мон-ря прп. Павла (т. е. включали территории мон-рей Симонопетра, Григориат и Дионисиат), а на севере - до владений Ивирона. В 1010 г. была достигнута договоренность между К. и Великой Лаврой о границе между ними в местности Вулевтирии (Actes de Xéropotamou. 1964. N 2), в 1081 г.- с Иверским мон-рем (Ibid. N 6). Мон-рь Ксиропотам Мон-рь Ксиропотам Среди покровителей К. были члены имп. семьи: напр., ок. 1140 г. сестра имп. Мануила I Комнина Мария предоставила мон-рю владения в Девеликии близ Иерисса и в Озолимне. Права на них были подтверждены ок. 1200 г. внуком Марии Комнины севастократором Никифором Петралифой. В Житиях свт. Саввы Сербского повествуется о том, как в нач. XIII в. этот святой помог восстановить К., пришедший в запустение из-за нападения морских разбойников.

http://pravenc.ru/text/2462155.html

В 1504 году в Чудовом монастыре находился в заточении выдающийся просветитель, борец с ересями митрополит Новгородский Геронтий, лишенный сана. В 1515 году такая же участь постигла старца Вассиана Косого (Патрикеева). По преданию, иноком Чудова монастыря был самозванец Григорий Отрепьев (этот факт, пожалуй, следует считать легендарным). В 1610 году в Чудовом монастыре был насильно пострижен в монахи свергнутый царь Василий IV Шуйский. Спустя два года в келье Чудова монастыря погиб от голода Патриарх Гермоген, ввергнутый в узилище поляками. Своего расцвета Чудов монастырь достиг в начале XVII века, когда его называли Великой лаврой. При Патриархе Филарете здесь было открыто греко-латинское училище. В 1666 году в Чудовом монастыре собором патриархов и епископов был низложен знаменитый Патриарх Московский Никон. В 1771 году, во время чумного бунта в Москве, монастырь был разграблен москвичами. Во время Отечественной войны 1812 года, когда Москва была захвачена французами, Чудов монастырь сильно пострадал. Здесь находился штаб Наполеона. Мощи свт. Алексия были осквернены и выброшены из раки, а в алтаре собора во имя Чуда Архистратига Михаила была устроена спальня маршала Даву. В Чудовом монастыре находились гробницы многих исторических деятелей. Здесь были похоронены митрополиты Московские Феодосии и Афанасий, последний казанский царь Едигей, во святом крещении Симеон (ум. в 1565 году), известный церковный деятель XVII века Епифаний Славинецкий — «муж многоученый, аще кто ни таков во времени сем, не только грамматики и риторики, но и философии и самыя теологии известный бысть испытатель и искуснейший разсудитель, и опасный протолковник еллинскаго, славянскаго и польскаго языков». В монастыре были похоронены представители многих княжеских и боярских фамилий: сват царя Алексея Михайловича боярин И.И. Морозов, князья Трубецкие, Хованские, Оболенские, Куракины, Щербатовы. В ризнице монастыря хранились богатые вклады московских царей, великих князей и бояр, а библиотека монастыря, в которой имелось множество древних редких книг, являлась одним из самых значительных книгохранилищ России.

http://pravmir.ru/chudov-monastyr/

В непродолжительном времени слава его распространилась довольно далеко; пожелал жить и подвизаться у него в пустыне один смоленский архимандрит, по имени Симон. Симон имел большие деньги, которые и принес с собою и вручил преподобному Сергию на благоустроение монастыря. На деньги Симона преподобный поставил в монастыре хорошую церковь (подразумевается деревянную), а келлии его привел в порядок, именно расположил их кругом церкви в виде четвероугольника. Этот четвероугольник келлий, как видно из дальнейшего, был очень невелик, или непространен, так что довольно тесно облегал церковь, но что касается до самой площади монастыря, которая при этой перестройке его, вероятно, определена была окончательно, то имеем основание думать, что она была очень На большом пространстве между келлиями и тыном монастыря со сторон восточной и северной (а со сторон южной и западной пространство было, как и в настоящее время, невелико) находились монастырские огороды и монастырские хозяйственные заведения – коровий и конный дворы, а может быть, и самое гумно. По мере возрастания славы преподобного Сергия как подвижника возрастало и усердие к нему и его обители людей благочестивых. Величайшее усердие к нему людей благочестивых, соответствовавшее его великой славе как подвижника, дало ему полную возможность благоустроить свой монастырь так, чтобы он уже и при нем самом стал пресловущей лаврой. А что касается до церкви монастыря, то жизнеописатель преподобного говорит, что он украсил ее «всякою подобною (подобающею) красотою». Все здания в монастыре, со включением и церкви, или, как сейчас скажем, со включением и церквей, были при преподобном Сергии деревянные. Но совершенно несправедливо было бы полагать, что при зданиях деревянных монастырь преподобного Сергия не мог быть по своему внешнему виду благолепным, то есть, хотим сказать мы, совершенно неосновательно было бы представлять себе деревянные здания времен преподобного Сергия не иначе, как зданиями убогими. В древнее время у нас не процветало зодчество (строительство) каменное, так что и самая обыкновенная каменная церковь уже принималась у нас за церковь великолепную, но что касается до зодчества деревянного, то оно было у нас в древнее время нисколько не ниже, а отчасти даже и выше, чем в настоящее время, так что у нас умели строить тогда и великолепные деревянные церкви, и великолепные деревянные хоромы.

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

В этом источнике впервые говорится о посвящении мон-ря 40 Севастийским мученикам. В т. ч. свт. Савва отремонтировал и велел украсить фресками монастырский собор, за что получил почетное звание ктитора ( Дoмehmujah, jepм. Жumuje св. Саве. Београд, 2001. С. 128; Teoдocuje Хиландарац, мон. Живот св. Саве. Београд, 1973. С. 66; Б. Жumuja св. Саве као извори за ucmopujy уметности. Београд, 2008. С. 107-108). Согласно сборнику афонских преданий Patria CP (XV в.), ежегодно на престольный праздник в обители происходило чудо: под св. престолом вырастал 40-главый гриб. Вкушавшие его исцелялись от различных недугов (Actes de Xéropotamou. 1964. Append. IV). В 1-й пол. 70-х гг. XIII в. К. совместно с Великой Лаврой вел земельные споры с Хиландаром (в случае с К. речь шла о владениях на Превлаке), разрешенные в пользу серб. мон-ря простагмой имп. Михаила VIII Палеолога ( 1985. С. 93). В завещании мон. Феодула Скарана (1270-1274) говорится о передаче К. богатого подворья в Эрмилии на п-ове Ситония (Actes de Xéropotamou. 1964. N 9). «Повесть о Ксиропотамском монастыре» сообщает о полном разрушении К. во 2-й пол. 70-х гг. XIII в. ( Вишенский И. Соч. М.; Л., 1955. C. 332-335; The Slavonic Patria of Mount Athos (BHG, N 1054u + BHG, N 2333)/Ed. G. Parpulov. Plovdiv, 2013. P. 15-19). Михаил VIII Палеолог после заключения в 1274 г. Лионской унии с Зап. Церковью прибыл на Афон со своими «латиномудрствующими» сторонниками и расправился с приверженцами Православия в Карее, Ватопеде, Зографе и Иверском монастыре. Насельники К. испугались, что их постигнет та же участь, и встретили униатов с масличными ветвями в руках. Однако, когда они начали служить совместную литургию, произошло мощное землетрясение, и стены мон-ря обрушились. С тех пор чудесный 40-главый гриб больше не вырастал в алтаре под св. престолом ( Γεδεν Μ. Ο Αθως: Αναμνσεις, γγραφα, σημεισεις. Κωνσταντινοπολις, 1885. Σ. 144-145). К. был отстроен сыном Михаила Андроником II, молитва о спасении к-рого вместе с «сынами от сынов его» содержится в заключительной части «Повести...»; последнее обстоятельство позволяет датировать памятник не позднее 1328 г.

http://pravenc.ru/text/2462155.html

Голгофский крест над окном барабана кафоликона. X в. О., основанный как центр груз. духовности и культуры, называли великой (великолепной) лаврой (Ath. Iver. georg. 1. Fol. 213v; Ath. Iver. georg. 3. Fol. 141-141v; Ath. Iver. georg. 9. Fol. 377 v; Описание груз. рукописей. 1986. Т. 1. С. 29, 47; Рукописное наследие. 2018. С. 220, 225). В надписи над окном вост. апсиды кафоликона упомянуты современники строительства кафоликона священники Михаил и Иоанн - предположительно настоятель и руководитель книжников О.; в колофонах рукописей Ath. Iver. georg. 3 и Ath. Iver. georg. 9 упомянут настоятель О. «святой» Савва (кон. 70-х гг. X в.). После кончины Давида III (1001) его владения, в т. ч. О., Отхтаэклесиа и Пархали , перешли под власть Византии. В груз. 8-строчной надписи под окном средней арки юж. рукава кафоликона (утрачена) было указано, что при настоятелях Григории и Давиде кафоликон на средства визант. императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII был покрыт кровлей; также там упомянуты Григол (возможно, руководитель строительством О.) и каменщик Иесе. Такаишвили датирует это событие 1022-1025 гг. Василий II также упомянут в надписи над юж. входом. В 1036 г. по заказу патрикия Джоджика (груз. сановник на службе Византии) интерьер храма был расписан: дата росписи и портрет ктитора сохранялись на вост. стене алтаря ( Такаишвили. 1952. С. 63-64; Джобадзе. 2007. С. 162-163). Особенное культурно-историческое значение имеет фреска со сценой бракосочетания царя Грузии Баграта IV с визант. царевной Еленой в храме Бана (рядом с Баной изображен кафоликон Отхтаэклесиа) ( Thierry. 1986. P. 135-153), свидетельствующая о возвращении мон-ря Грузии. Пограничные территории, на которых находился О., неск. раз захватывали сельджуки и затем отвоевывали груз. цари (напр., в кон. XI в.- св. Давид IV Строитель (1089-1125)). В нач. XIII в. Хахули, О. и Бана были окончательно возвращены в состав Грузии (Летопись времен царя Лаши Георгия. 1955. С. 368; То же. 2008. С. 215). В центральной части южного рукава храма сохранилась 2-строчная ктиторская надпись покровительствовавшего О. царя Грузии прп. Дамиана-Димитрия (1124-1156) ( Схиртладзе. 1993. С. 97-99). О мон-ре заботились и местные феодалы: в надписи в юж. рукаве сказано, что некие Свимеон, Варнама (sic!) и Ткома Гедаонисдзе (по др. источникам неизвестны) 2 раза в год обязывались снабжать братию О. вином и пшеницей (Там же. С. 99-102). Особое значение для О. имело приобретение статуса ставропигиального мон-ря (не позже нач. XIII в.) ( Силогава. 2006. С. 62). Ок. 1516 г. атабаги (князья) Джакели, владевшие Юго-Зап. Грузией с кон. XIII в., подтвердили права Мцхетского Католикосата на О., Пархали и Вардзию (ПГП. 1970. Т. 3. С. 242-244; Корпус груз. ист. док-тов. 2016. Т. 4. С. 56).

http://pravenc.ru/text/2581783.html

– Для меня нынешняя ситуация является великой скорбью. В 1988-м году, в год празднования нами Тысячелетия Крещения Руси, нам передали эту главную святыню, первую обитель Киевской Руси, связанную с подвигами преподобных Антония и Феодосия Печерских. Храмы и корпуса находились тогда в аварийном состоянии. Ни в одном из наземных храмов мы не могли служить. Приходилось раннюю литургию совершать в пещерах, а позднюю – на территории лавры и под открытым небом. Также и вечерние богослужения совершались в открытой галерее под храмом Рождества Богородицы или на площади, перед Дальними пещерами. За время пребывания монахов в лавре были отреставрированы все храмы, воздвигнуты новые, такие как Успенский собор лавры и другие, приведены в порядок старые корпуса, построены новые, открыты учебные заведения: духовная академия и семинария, а также многие мастерские, отреставрированы колодцы. Новости, связанные с выселением братии и передачей святынь раскольникам, привели меня в глубокую скорбь. Только в молитвах, призывая Господа, Его Пречистую Матерь и всех преподобных Печерских, можно найти успокоение, помня слова Священного Писания: «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6, 7). – Могли ли вы тогда, в 1988-м, вообразить, что всего через 35 лет над лаврой вновь нависнет угроза закрытия? – Даже представить себе этого не мог. Хотя, когда мы лавру открыли, некоторые атеисты, которые вели определенную трудовую деятельность в «заповеднике», как они именовали тогда монастырь, распространяли слух о том, что, дескать, монахи все отстроят и приведут в порядок, а «мы потом снова всё это заберём». Трудно было тогда верить этим изречениям, доносившимся до нас из их кулуаров. Но теперь, когда нависла угроза, видно, что это дело почти одних и тех же рук, руководство приемлющих от сына лжи. Утешают только слова Господа, сказанные через апостолов всем нам: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16, 33). – А как сложившееся положение переживает братия монастыря?

http://ruskline.ru/opp/2023/03/29/pravit...

До первого разорения Валаам назывался обителью Пресвятой Троицы. По всей вероятности, деревянный Троицкий Валаамский монастырь был уничтожен врагами до основания. Когда опасность миновала, его главный храм заново отстроили из камня и освятили во имя Преображения Господня. На построение монастыря делались большие вклады. Каменная церковь во имя Преображения Господня имела приделы в честь Рождества Христова и святителя Николая. В XVI веке шведы вновь начали воевать с Россией. В 1578 году, 20 февраля, преследуя православных карел, шведы напали на Валаамский монастырь: 18 человек достоблаженных и благочестивых старцев и 16 послушников были мученически истреблены мечом за твердость в исповедании православной веры. В 1581 году валаамским инокам было послано новое испытание – эпидемия чумы, жертвами которой стали 87 старцев и 47 послушников. Вскоре после этого несчастья пламя очередной шведской войны опустошило и саму обитель: церкви, кельи, трапезу и ограду. Одни братья вместе с настоятелем скрывались в лесах Валаама, ведя скитский образ жизни, другие – в Антониевом Дымском монастыре. После заключения 18 мая 1595 года мира со шведами России были возвращены древние новгородские земли. Царь Феодор Иоаннович 8 ноября 1597 года повелел средствами из царской казны возобновить обитель, устроить в ней церкви, кельи, трапезу и ограду и предоставил монастырю владеть, как и раньше, вотчиной, рыбными ловлями и угодьями «по нашим жалованным грамотам и писцовым книгам». Вотчины Антониева Дымского монастыря были оставлены во владении Валаамской обители до тех пор, пока валаамские иноки не смогут созвать крестьян на свои монастырские земли. Иноческая жизнь на острове в XVI веке была такой сильной, что распространилась на берега Ладожского озера. Здесь валаамскими иноками было основано 12 скитов, находившихся под управлением и духовным руководством их игумена. Процветание Валаамского монастыря в XV–XVI веках дало основание называть его честной и великой лаврой. В начале XVII века Валаамская обитель была уничтожена до основания. Настоятель и братия, имена которых неизвестны, не захотели расстаться со священным местом и приняли в 1611 году смерть от рук шведов. На месте сожженного монастыря захватчики построили себе дома, собираясь навсегда утвердить свое господство на острове. Эти жилища оставались здесь еще очень долго. Архимандрит Тихвинского монастыря Макарий упоминает о них в своем прошении 1696 года.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010