Еще позднее появились центральные, т. е. издаваемым Синодом или каким-либо Синодальным ведомством органы Русской Православной Церкви, - в 1875 году начал выходить " Церковный вестник " , а в 1888-м - " Церковные ведомости " . Ближе к началу XX века возросло число изданий, в которых главное место занимали общедоступные религиозно-нравственные статьи для назидательного чтения, такие, как " Русский паломник " , " Воскресный день " , " Кормчий " , " Отдых христианина " . Из популярных назидательных дореволюционных журналов 30 издавались православными монастырями. В частности, большой популярностью пользовались издававшиеся Свято-Троицкой Сергиевой лаврой " Троицкие листки " . Были и специальные церковные журналы, посвященные апологетике, народному образованию, борьбе с расколами и сектами, военно-морскому духовенству, библиографии богословской и церковно-исторической литературы. Что же касается приходских периодических изданий, то до революции их было немного, всего около десятка. 3. Церковная журналистика в советское время Однако все эти православные периодические издания (около четырех сотен названий) прекратили свое существование уже на протяжении первых пяти лет советской власти - так же, как издания, главным образом, обновленческие, которые возникли после 1917 года. Оставались еще, правда, эмигрантские православные издания, например, " Вестник РСХД " , " Православная мысль " и другие, но в бывшем СССР они были практически недоступны среднему читателю, являясь достоянием спецхранов. В течение многих десятилетий единственным периодическим изданием Русской Православной Церкви был " Журнал Московской Патриархии " . У нас были еще некоторые периодические издания, которые выходили за рубежом и были рассчитаны на западную аудиторию, например, " Вестник Западно-Европейского Экзархата " во Франции (на русском и французском языках), " Голос Православия " на немецком языке. Что же касается старейшего нашего журнала, ЖМП, с момента основания которого в следующем году исполнится 70 лет (он начал выходить в 1931 году, был закрыт в 1935-м и снова возобновлен во время Великой Отечественной войны, в сентябре 1943-го), то, несмотря на известные ограничения эпохи тоталитаризма, журнал все же сыграл весьма большую роль в жизни Церкви.

http://pravoslavie.ru/sobytia/cpp/smirpc...

Увидел ее и отец Дамиан: «Ну что ты тут сидишь под ступеньками, тебе же холодно, иди спи под дверью отца Андрея»... Оба старца жили в одном коридоре и двери их келий никогда не закрывались от посетителей... Отец Андрей принимал всех: отчитывал бесноватых, исцелял больных, помогал нищим, всех кормил с Лаврской трапезы... Вот к этому-то порогу и послал отец Дамиан осиротевшее чадо отца Кронида... Спустя много лет я поняла смысл этого благословения: Липа уже должна была приблизиться к порогу чудодейственного старца. Все было еще впереди: оживление умершего от угара ребенка, исцеление от смертельных болезней, изгнание бесов, необычайная прозорливость, действие благодати Святого Духа такое, что силы природы повиновались ей, безграничная, всеобъемлющая любовь к людям и добрым, и злым, бескорыстная щедрость... Что еще я заметила, – отец Дамиан очень тепло и заботливо относился к Липе, разговаривал с ней как равный с равной, как со своей сотрудницей, видимо, провидел в ней угодницу Божию и свою последовательницу. Шло время, умножались грехи людские, над Лаврой сгущались черные тучи: поползли слухи о ее закрытии. Странным стало поведение Липы, – она воздевала к небу руки, громко кричала на своем мордовском языке, падала на колени и плакала... (Скорбела матушка, предвидя скорое закрытие святыни) Гроза разразилась в марте 1961 года: ярко засиявшая звезда великой святыни закатилась сразу. Умолкли колокола. Замолчал дивный хор монахов, не слышалось больше молитв в церквах, закрылись двери келий, опустели коридоры, погасли лампады. Старцы расходились – одни в вечность, другие гонимые властями... После закрытия Киево-Печерской Лавры блаженная Алипия поселяется в маленьком домике около Голосеевской пустыни. Местные жители, знавшие о чудесах исцеления по молитвам праведницы, нескончаемым потоком шли к ней за молитвенной помощью, советом, исцелением. Из воспоминаний Марфы: – Очень строго матушка Алипия соблюдала посты – Первую и Страстную неделю Великого поста, среду и пятницу каждой недели она ничего не ела. Спать не ложилась, всю ночь молилась. На шее на шнурке носила большую связку ключей – своеобразные вериги.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скит под названием Кавсокаливия состоит из сорока калив (домик в скиту, в котором живет один или несколько монахов) и находится за местечком Эремос, в направлении Великой Лавры. Название «Кавсокаливия» (оно переводится как «поджигатель хижин») скит получил от имени преподобного Максима Кавсокаливита, который строил себе хижины на этих скалах. Его любовь к уединению была так велика, что всякий раз, когда он видел, что какой-нибудь еще инок собирается обосноваться недалеко от него, он сжигал свой домик, поднимался выше в гору и строил там себе новый. Продромос посвящен святому Иоанну Предтече, в середине девятнадцатого века был продан двум молдавским монахам и в 1857 году получил статус скита. Сейчас он закреплен за румынами. Он находится между Кавсокаливией и Великой Лаврой. Скит живет по общежительному уставу. Соседняя территория, называемая Эремос, покрывает нижние участки склона Горы Афон за скитом Праведной Анны. Здесь расположены следующие келии: Керасия, Святителя Василия, Катонакия и Каруля. Здешние монахи-отшельники ведут строго аскетический образ жизни и проводят время в основном в молитве.         Каруля      Святыни    Великая Лавра: Среди многих драгоценных реликвий и даров византийских императоров хранятся: крест и жезл св. Афанасия; две чудотворные иконы: «Экономисса» (поставлена в память явления св. Афанасию Богоматери на месте, где находится живоносный источник) и «Кукузелисса», находящаяся в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы; части животворящего древа Креста Господня в драгоценных оправах; мощи св. Василия Великого, св. Михаила Синадского, св. апостола Андрея Первозванного, св. Ефрема Сирина и многих других святых. В трапезной сохранились фрески XVI века.- изображение античных философов... а точнее это не фреска, а Икона чина " Вся пророцы провозвестиша " философы - это нижний ряд пророков " христиане до Христа " - Просите и дастся вам www.isihazm.ru... В лаврском дворе имеется куполообразная крещальня с огромной чашей... Что это? Это бело-красный каменный фиал — самый большой на Афоне сосуд для освящения воды. Над ним растут два тысячелетних кипариса, посаженных, согласно преданию, самим святым Афанасием и его сподвижником монахом Евфимием. Над фиалом построен свинцовый купол, который поддерживают колонны, увенчанные турецкими капителями и украшенные древним византийским барельефом. Над сводом купола имеется роспись, изображающая сцену крещения Христа. В центре огромного сосуда (около двух с половиной метров в диаметре) возвышается бронзовая труба с фантастическими животными, из уст которых льется вода, и царственным орлом с распростертыми крыльями. 

http://isihazm.ru/1/?id=498&c_pid=1

     Вскоре монахи решили, что должны совсем удалиться от мира. Они нашли пустынную местность в Кахетии, на склоне горного хребта Гареджи, примерно в 70 километрах к юго-востоку от Тбилиси. С этого момента начинается история великой святыни Грузии – Давидо-Гареджийской лавры, вплоть до XX столетия крупнейшего на Кавказе духовного и культурного центра. Отцы-пустынники …Вода, один из первых по необходимости Божиих даров человеку. Но посреде Гареджийских гор не прошли воды (см. Пс. 103:10). Гареджийская пустыня суха, сурова, летом сгорает от жары в пятьдесят градусов, зимой мороз доходит до минус тридцати, осадки бывают лишь несколько раз в год. По-видимому, всё было так и много веков назад: Житие преподобного Давида повествует о том, что, придя в Гареджи, подвижники высекли каждый для себя каменное ложе в маленьких естественных пещерах горы, молились под открытым небом, питались травой, кореньями и молоком, которое давали пришедшие к ним дикие лани с детенышами, пили дождевую воду, собирая ее в выдолбленные в скале углубления. А уже в наше время митрополит Горийский и Атенский Андрей (Гвазава), в 1990-е годы бывший наместником возрожденной Давидо-Гареджийской лавры, вспоминал: «Условия жизни в монастыре были трудные: воды, как питьевой, так и для бытовых нужд, там никогда не было − собирали дождевую воду, используя при этом старинные резервуары…» По молитвам преподобного Давида и здесь возник святой источник, но – крайне аскетического свойства: впоследствии он получил поэтическое название «Слезы Давида», – по сути, это вода, сочащаяся понемногу через толщу пород в одной из пещер. В скором времени у отшельников появилась первая церковь, высеченная в скале и освященная в честь Преображения Господня. Ктитором этого маленького храма стал руставский вельможа Бубакар, уверовавший во Христа после чудесного исцеления преподобным и крещенный им со всеми своими домочадцами.      Как это чаще всего и бывало в истории монашества, подвижники не могли долго оставаться в своем уединении. К ним стали приходить и селиться рядом в пещерах люди, ищущие спасения. Образовался первый монастырь – тот, что ныне именуется лаврой святого Давида: множество келий, высеченных в горном склоне.

http://pravoslavie.ru/113061.html

Закат над Великой Лаврой. Святой Афон. 1846 Марина — от marin (фр.) — морской. Произведение живописи, изображающее морской вид, морское сражение или иные события, происходящие на море. — Ред. «Трескотня, вопли, вой…» Творческая плодовитость Айвазовского была колоссальной, какой-то неиссякаемый «рог изобилия», что часто порождало упреки со стороны критиков в некой поверхностности его творчества. Айвазовский оставил нам около 6000 картин, для сравнения: Левитан написал около тысячи, Нестеров — несколько сотен. Житейское довольство, имение в Феодосии, по словам Чехова, «роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии», и роль «отца города», благотворителя, мецената, который проводит в Феодосии водопровод и строит археологический музей и картинную галерею, хлопочет о строительстве железной дороги и устраивает в городе пышные празднества, где гостей угощают супом «Черное море», пуншем «Везувий», ликером «Потоп» и десертом «Штиль» — все это названия картин Айвазовского. Сама атмосфера этих театральных обедов, сказочного имения легко согласуется с возвышенно-романтической атмосферой творчества самого Ивана Константиновича. с одной стороны, разукрашивал действительность, превращая ее в сказку, в грезу, где цветет идеальная жизнь, полная красоты и гармонии. «Вид Константинополя при лунном освещении» (1846) и «Море. Коктебель» (1853) Айвазовского, его лунные дорожки на глади ночного моря и «уснувшие» воды венецианской лагуны — перед нами сказка о море с ароматом таинственности, уводящая нас в прекрасные дальние дали.  С другой стороны, это искусство культивировало пафос свободы, индивидуального протеста, героики, личности-титана или экзотический образ — словом, все, что бесконечно далеко от прозаичности, мелочности и банальности ежедневного существования. И здесь романтическая маринистика Айвазовского щедро одарила нас бурями и кораблекрушениями во всех частях света: «Буря на Ледовитом океане» (1864) «Буря на Северном море» (1865), «Петр I при Красной горке, зажигающий костер для сигнала гибнущим судам» (1846). 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

- Каким образом возникла эта духовная связь отца Тихона Пелиха с Лаврой Преподобного Сергия? - Протоиерей Тихон Пелих был выпускником биологического отделения Московского государственного педагогического института им. А.С. Бубнова по специальности «естествознание и химия», вольнослушателем Московской духовной академии. Писал работы на богословские темы, изучал церковную историю, апологетику и экзегетику. Занимался естественнонаучными дисциплинами, каждое лето ездил в научные экспедиции, был почвоведом, прекрасно знал математику, физику и химию. В студенческие годы, когда Тихон Тихонович жил в общежитии на Балчуге, он был прихожанином, чтецом и ночным сторожем сначала Марфо-Мариинской обители (закрыта в 1928 г.), потом храма Благовещения Пресвятой Богородицы, что в Пыжах, где в 1929 г. был посвящен в стихарь, а после закрытия храма подвизался и в Николо-Кузнецком храме. Жизнь его в эти годы частично отражена в его дневнике, но о людях, с которыми отец Тихон общался тогда, он почти не писал, а часто рассказывал, даже не называя имен, - это были епископы, духовенство разных храмов и сестры Марфо-Мариинской обители, близкие к великой княгине Елизавете Федоровне, которую отец Тихон трепетно почитал. Священноисповедник Афанасий (Сахаров), духовный отец отца Кирилла (Павлова), в заключении провел в общей сложности 33 года Многие годы после закрытия обители он хранил ее антиминсы: храма Покрова Пресвятой Богородицы при Марфо-Мариинской обители, освященный митрополитом Владимиром (Богоявленским) в 1912 г.; храма во имя Всех Сил Небесных и Всех Святых при Марфо-Мариинской обители, освященный митрополитом Макарием (Невским) в 1916 г.; храма Марии Магдалины, что в Императорском доме, освященный епископом Трифоном (Туркестановым), викарием Московской епархии. По окончании университета в 1929 г. Тихон Тихонович получил направление на педагогическую работу в Сергиев Посад, где в то время жила семья его духовника - протоиерея Вениамина Воронцова (впоследствии митрополит Ленинг радский Елевферий, †1959). Отец Вениамин рано овдовел, и Тихон Тихонович взял на себя заботы по воспитанию его малолетних детей.

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/23/vo...

– После заключения Переяславского договора 1654 года и воссоединения Украины с Россией царское правительство предоставило самым большим украинским монастырям, в частности и Лавре, жалованные грамоты, средства, земли и имения. Лавра стала «ставропигионом царским и патриаршим московским». В течение почти 100 лет (1688–1786) архимандриту Лавры было дано первенство перед всеми русскими митрополитами. Кроме того, в конце XVII – начале XVIII веков хозяйство Лавры достигло наибольших размеров. В XVII веке в Лавре были проведены большие ремонтно-реставрационные и строительные работы. Архитектурный ансамбль пополнился каменными церквями: святого Николая в Больничном монастыре, над пещерами появились Аннозачатиевская, Рождества Богородицы и Крестовоздвиженская церкви. Весьма активной в этот период была и социальная, благотворительная деятельность обители. Старая открытка с видом на Киево-Печерскую Лавру      – Некрополь Лавры является одним из самых крупных христианских некрополей Европы. Какие исторические и государственные деятели похоронены в Лавре? – Действительно, в Лавре сложился уникальный некрополь. Древнейшие части его начали формироваться уже во второй половине века. Первым документально зафиксированным захоронением в Великой церкви стало захоронение сына варяжского князя Шимона (в крещении Симона). В земле святой обители, в ее храмах и пещерах почивают выдающиеся иерархи, церковные и государственные деятели. Например, здесь покоятся первый Киевский митрополит Михаил, князь Феодор Острожский, архимандриты Елисей (Плетенецкий), Иннокентий (Гизель). У стен Успенского собора Лавры находилась могила почившей в 1771 году Наталии Долгоруковой (в монашестве – Нектарии), дочери сподвижника Петра Великого, генерал-фельдмаршала Б.П. Долгорукова. Этой самоотверженной и прекрасной женщине известные поэты посвящали стихи, о ней ходили легенды. Она была щедрой благотворительницей Лавры. Также здесь похоронен выдающийся военачальник Петр Александрович Румянцев-Задунайский. Он сам завещал похоронить себя в Киево-Печерской Лавре, что и было исполнено у клироса соборной Успенской церкви. В Крестовоздвиженском храме похоронен выдающийся церковный деятель митрополит Флавиан (Городецкий), сыгравший значительную роль в жизни Лавры. В 1911 году земля обители приняла останки выдающегося государственного деятеля Петра Аркадьевича Столыпина. Весьма символично, что рядом с Лаврой, в храме Спаса на Берестове (это древний город, который был летней резиденцией Киевских князей), похоронен основатель Москвы князь Юрий Долгорукий.

http://pravoslavie.ru/79300.html

Когда отец доверил ему руководство не только Иверским монастырем, но и Великой Лаврой – дело, порученное Иоанну святым Афанасием , – он не сократил подвижнических трудов и духовного восхождения. Всю жизнь Евфимий носил власяницу и цепи, был полон смирения, внутреннего мира и усердия в божественных трудах. Во всем он брал в свидетели Священное Писание. Он присутствовал на всех службах, стоя неподвижно и глядя в пол, как будто ангел, предстоящий Богу. Следуя афонской традиции, Евфимий в праздник Преображения Господня отправился на вершину горы. Когда он служил литургию, в момент анафоры вдруг брызнул яркий свет и произошло землетрясение, так что все присутствующие пали на землю. Один только святой продолжал стоять перед алтарем, как огненный столп, окруженный светом. В другой раз он прекратил жестокую засуху, служа литургию в часовне, посвященной пророку Илии. Святой Евфимий остался верен заповеди отца о странноприимстве. Он дружелюбно принимал всех, кому нужна была духовная помощь, щедро раздавал часть своего имущества другим афонским жителям и помог обосноваться на Афоне общине, пришедшей из Италии . Слава Евфимия росла. Император предложил ему престол архиепископа Кипрского. Но святой не хотел даже слышать о таких предложениях, предпочитая оставаться в подчинении, чем самому править. Поскольку труды по управлению монастырем не оставляли ему достаточно времени для молитвы и переводов, святой Евфимий, пробыв игуменом 14 лет, поручил руководство обителью своему двоюродному брату Георгию, как этого желал Иоанн, и с великим усердием предался безмолвию. Сначала он занимал келью в высокой башне, затем поселился вне монастыря, чтобы, не отвлекаясь, день и ночь благодарить Бога. Тем не менее, ему пришлось сохранить общее руководство Лаврой. Хотя он не вмешивался в повседневную жизнь обители, монахи Лавры, в которых иссякла любовь, взбунтовались против Евфимия и попросили императора рассудить их. Святого вызвали в Константинополь. Здесь он был сброшен наземь мулом в тот момент, когда подавал милостыню нищему. Евфимия спешно отвезли в монастырь. 13 мая 1028 года в возрасте 75 лет он отошел ко Господу. Его оплакивали император и все благочестивые люди столицы. Потом святого Евфимия перенесли обратно в Иверскую обитель и похоронили рядом с отцом.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Первая Литургия и последующее возрождение Лавры стали результатом стойкой позиции Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского), ходатайствовавшего о том перед властями. На практическом уровне она была подготовлена трудами первого наместника Лавры архимандрита Гурия (Егорова) 1 , который, будучи наместником и ранее, служил в Ильинском приходском храме. Протодиакон Сергий Боскин 2 , в то время бывший регентом Ильинского храма, оставил краткий дневник-хронику предпасхальных и пасхальных дней 3 . В этот же день, 20 апреля 1946 года, мощи прп. Сергия были переданы из Троицкого собора, в котором они находились с начала Великой Отечественной войны и который оставался еще музеем, в только что открывшийся Успенский собор 4 . 7/20 апреля 1946 года – это отправная точка, ключевая для возрождения Троице-Сергиевой Лавры. Накануне в вечерне Великой Пятницы принял участие схиархимандрит Иларион (Удодов) 5 , особо позаботившийся о сохранении самой великой святыни монастыря – главы прп. Сергия. Отец Иларион начал служение, став связующим звеном между Троице-Сергиевой Лаврой и Святой Афонской Горой, на которой подвизался двадцать лет 6 . Он же был первым духовником Лавры после ее возрождения. А сам Святейший Патриарх Алексий I, принявший настоятельство в Лавре прп. Сергия в начале 1946г., отслужил в ней первую Литургию на престольный праздник Святой Троицы. В этот день были сняты печати с крышки раки прп. Сергия и люди смогли впервые в советское время приложиться непосредственно к святым мощам 7 . Что происходило в это время с Академией? Каково было ее отношение к лаврскому торжеству? Почувствовала ли она лаврскую радость, все еще находясь в Москве? Выпускник Московской духовной академии С. Волков, заведовавшей до революции и в революционные годы студенческой библиотекой, так вспоминал о службе в Успенском соборе через неделю после открытия Лавры на Светлой седмице: «Светлую заутреню встретил в Успенском соборе Лавры, который открылся к Пасхе. Собор освещен электричеством так ярко, как никогда в прежние времена. Народу масса... Когда вышел с крестным ходом на паперть, был поражен колокольным звоном. И горько: очень он убог по сравнению с прежним благовестом Лавры (Царя нет, как и многих других колоколов!) – и сладко: опять звонят! 8 («Прииди ты, немощный; прииди ты, радостный!» 9 – так и вспоминалось.) Около собора сплошная толпа до колокольни, с зажженными свечками. Вечер теплый и тихий. И это было прекрасно и трогательно…» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Известны и представители исторической письменности. Первое место среди них по праву занимает Нестор, составитель жития Феодосия, жития Бориса и Глеба и известной летописи «Повесть временных лет», в которой повествует об истоках возникновения Руси, Киева, о том, как крестился святой Владимир с подданными и о других событиях до 1111 года, рассматривая все события с религиозной точки зрения. Другие памятники исторической литературы принадлежат Иакову Черноризцу, описавшему мученическую кончину Бориса и Глеба, и Поликарпу и Симону, епископу владимирскому, написавшим жития многих печерских угодников. В обитель ведут двое ворот: святые и экономические. Перед святыми воротами расположена Великая церковь, освященная в честь Успения Богоматери. Она построена в XI b. и возобновлена в XVIII b. У южной стены главного иконостаса покоились в кованой серебряной гробнице глава святого равноапостольного князя Владимира и под спудом мощи преподобного Феодосия Печерского , а у северной стены иконостаса мощи святого Михаила, киевского митрополита. Над царскими вратами главного алтаря Великой церкви находилась древняя чудотворная икона Успения Богоматери – главная святыня лавры. В приделе во имя святого Иоанна Богослова у северной стены помещалась Игоревская местночтимая икона Божией Матери. На хорах Великой церкви хранилась библиотека, высочайшие грамоты, рескрипты и разные старинные документы, священные предметы: Евангелия, напрестольные и ручные кресты, потиры, дарохранительницы, панагии, наперсные кресты, митры, палицы и облачения. У входа в братскую трапезу погребены Василий Кочубей и Иван Искра, казненные гетманом Мазепой за их донос на него Петру Великому. Над лаврой возвышается каменная четырехэтажная колокольня, построенная в 1745 году и обновленная в 1825 году. Киево-Печерская лавра имела свою типографию, основанную около 1616 года печерским архимандритом Елисеем Плетенецким, иконописную мастерскую, книжный магазин для продажи лаврских изданий, гостиницу для богомольцев, лечебницу на 80 кроватей с храмом в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость», свой свечной завод и трапезную для бедных стариков, основанную графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010