Объединение мирян в г. Люблине в М. Польше (ныне Польша) в кон. XVI - кон. XVII в. Правосл. община в Люблине возникла, по-видимому, в XV в., когда в одном из предместий города появилась Русская ул., на которой для нужд этой общины был поставлен деревянный храм в честь Преображения Господня. По преданию, он был основан (или возобновлен) кнг. Марией Ивановной, женой киевского кн. Семена Олельковича, в 1447 г. Уже это говорит о том, что храм в Люблине не был обычной приходской церковью. Об этом же свидетельствуют и более поздние факты. Так, в 1506 г. по душе киевского воеводы Д. И. Путятича был сделан вклад в Спасо-Преображенскую ц., позднее крупный вклад внес брацлавский воевода кн. Р. Ф. Сангушко. Очевидно, правосл. знать из юж. воеводств Великого княжества Литовского (далее ВКЛ) стремилась поддерживать правосл. общину в Люблине и ее храм. Оживлению связей должно было способствовать включение юж. воеводств согласно Люблинской унии 1569 г. в состав Польского королевства, когда трибунал в Люблине стал для магнатов и шляхты этих земель важной судебной инстанцией. Встречающиеся в научной лит-ре утверждения, что Л. б. было учреждено в 1586 г. Антиохийским патриархом Иоакимом V Дау , основаны на поздних и недостоверных свидетельствах. Образование братства, под опекой к-рого должны были находиться Спасо-Преображенская ц. с ее имуществом и клиром, было санкционировано грамотой Киевского митр. Михаила (Рагозы) от 28 июня 1594 г., выданной на Соборе в Бресте (см. Брестские Соборы ). По просьбе мещан Люблина митрополит дал разрешение на создание братства по правилам, установленным для Львовского братства патриархом К-польским Иеремией II Траносом . Члены братства получали возможность осуществлять опеку не только над храмом, церковным имуществом и священниками, но также над школой, больницей и богадельней. По ходатайству мещан грамота была подтверждена польск. кор. Сигизмундом III Вазой 22 апр. 1596 г. В 1603 г. документ по ходатайству «старших» (6 чел.), выбранных братством, был внесен в книги трибунала в Люблине по Волынскому воеводству.

http://pravenc.ru/text/2561042.html

Онлайн экскурсия по Петровке с Рустамом Рахматуллиным Оказывается, на свете существуют люди, обладающие даром ходить сквозь время. Выглядит это так: Рустам Рахматуллин влезает на какой-нибудь подвернувшийся уступ в стене и, обращаясь к окружающим, широко разводит руками: «А теперь мысленно уберите вот это, добавьте вот это и представьте, какой здесь был вид в XVII веке». И ты ясно видишь берега Неглинки, стены Белого города и очертания Сухаревой башни на горизонте. А потом словно выныриваешь обратно в современность и с ужасом думаешь: «Боже, как же обо всём этом делать репортаж с фотографиями?» Камень нашего Рима В этом году День города в Москве совпал с осенней памятью святого митрополита Петра. Того самого, который в начале XIV века по приглашению Ивана Калиты перенёс в Москву из Владимира митрополичью кафедру, обеспечив городу статус церковного центра Руси. Такое совпадение символично. Уроженец Волыни, по титулу продолжавший именоваться «митрополитом Киевским», святитель Пётр был поставлен главой Церкви для всех славянских земель (позже в Московской Руси и Великом княжестве Литовском, в состав которого входили Киевщина и Галицкая Русь, возникли самостоятельные предстоятельские кафедры, назначение на которые по-прежнему утверждалось Константинополем). И он же – ныне первым упоминается в молитвенном перечне небесных покровителей Москвы – «святых Петра, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена…» Митрополит Пётр был основателем первого Успенского собора в Московском Кремле (позже здание перестраивалось), и своими руками выложил себе могилу в его полу. Сохранилось духовное завещание святителя, которое можно считать «обетованием Москвы». Там сказано, что до тех пор, пока его останки сохраняются в городе, Москва сохранит и свой столичный статус. Святой Пётр, митрополит Московский. Икона XV века (Храм Христа Спасителя) Первый московский митрополит был канонизирован вскоре после своей смерти и весьма почитался на Руси. Уже в повестях Куликовского цикла (произведениях, созданных в XV столетии о событиях 1380 года) упоминается, что воины на Куликовом поле молились этому святому.

http://pravmir.ru/den-svyatitelya-petra-...

Первые попытки к отделению южно-русских епархий от восточно-русской митрополии появились, как мы выше сказали, при избрании в южно-русские митрополиты Петра, игумена Ратенского в Галиции; затем возобновились при преемнике Петра, митрополите Феогносте, и притом уже после 17-ти-летнего управления его всей церковью, в том числе и православными епархиями в Литовском княжестве и в Польше. Около 1345 г., неизвестный по имени, галицкий епископ 179 посвящен был константинопольским патриархом Исаией в галицкие митрополиты, с подчинением ему епархий, «находящихся в стране Малой России, названной Волынью», именно Галицкой, Владимирской, Холмской, Перемышльской, Луцкой и Туровской. Все эти епархии находились под владычеством владимирского князя Любарта, за исключением Холмской, бывшей под поль- ским владычеством. Сочетание их в одну митрополию образовалось, вероятно, не на политической, а на церковно-иерархической почве. Но, по настоянию великого князя московского Симеона и митрополита Феогноста, эта митрополия в 1347 г. уничтожена патриаршей грамотой и названа пустой новизной, совершившейся во время смутных обстоятельств в Царьграде, и подчиненные ей епархии снова возвращены под власть киевского митрополита. «С того времени, говорилось в патриаршей грамоте, как народ русский, по благодати Христовой, познал Бога, названные епархии входили в состав митрополии киевской, равно как и святейшие епископии Великой России. Между тем в бывшее незадолго пред сим время нестроения, не только заправлявшие делами государства, но и предстоятели церкви, вопреки долгу, воспользовавшись таким временем, сделали то нововведение, что отделили от святой митрополии киевской помянутые епископии Малой России и подчинили их власти архиерея галицкого, рукоположив его из епископа в митрополита». Признав это нововведение нарушающим древний обычай, патриарх отменил его, подчинив малороссийские епархии, по прежнему, киевскому митрополиту. 180 Греческий император Иоанн Кантакузен сам писал к владимирскому князю Любарту Гедиминовичу, уведомляя его о низвержении галицкого митрополита и прося признавать киевского митрополита, как истинного и законного митрополита. 181

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

поиск:   разделы   рассылка Михаил Тюренков Русь изначальная Источник: Культура 10 ноября православные отмечают день двух святых, память которых напоминает нам о том, что Русская церковь охватывает не только Россию, но и весь Русский мир. Оба святых  – преподобный Иов Почаевский и святитель Димитрий Ростовский  – родом с территории современной Украины, но оба прославлены Церковью именно как русские святые. Сегодня среди верующих в России часто возникают вопросы: почему в современной церковной культуре – обычаях, иконописи, песнопениях – так много малороссийских заимствований? Почему так много московского (да и не только) духовенства имеет украинское происхождение? И почему, наконец, именно Украина вот уже несколько столетий находится на самом острие церковной политики? Чтобы ответить, необходимо совершить несколько исторических экскурсов. Начать стоит со времен Крещения Руси, когда киевский князь Владимир и прибывшее с ним в древнерусские земли византийское духовенство крестили в днепровской купели восточных славян. Исполнив завет своей бабки, святой равноапостольной княгини Ольги, великий князь привел в христианство тысячи русичей, на многие столетия определив наш цивилизационный выбор. Это впереди – княжеские усобицы и раздробленность, монгольское иго и новое возрождение Руси, уже Московской. А пока изначальная Русь едина, и это единство, а также духовное самоопределение русской государственности имело именно киевские корни. Экскурс второй относится к периоду воссоединения русских земель и освобождения от ордынской зависимости. Ни для кого не секрет, что в те времена русских государств было два. Великое княжество Литовское, куда входил Киев и которое с конца XIV века стало отходить от православия в католицизм, тем самым отдаляясь от русской цивилизации. И постепенно возвышавшаяся Москва, которая в XV веке взяла на себя имперские функции павшей Византии, став, по слову псковского старца Филофея, Третьим Римом. В это самое время произошло первое разделение Руси – киевляне и московиты, а также жители современной Белоруссии, именовавшие себя литвинами (не путать с современными литовцами), оставаясь русскими, постепенно разделились на малороссов, великороссов и белорусов. Разделение усугубилось печально известной Брестской унией 1596 года, когда целый ряд епископов православной Киевской митрополии, сохранив восточные богослужебные чины и обряды, присоединился к Римско-католической церкви .

http://religare.ru/2_97824.html

Полоцкие заметки Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 7 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 Посещение древнего Полоцка, Спасской обители, где полагала начало своим подвигам преподобная Евфросиния (†1173; пам. 23 мая), весьма спасительно для верующего человека. Это прикосновение к древним истокам христианства на Руси. В Полоцке, как в Киеве и Великом Новгороде, был воздвигнут Софийский собор. В XII веке сооружается Спасский монастырский храм и устраивается женский монастырь. “В храме на хорах, по желанию Преподобной, были устроены две небольшие крестообразные кельи. В одной из них подвизалась сама Полоцкая игумения, а в другой, вероятно, — духовно близкая ей родная сестра, монахиня Евдокия” 1 . Стены древнего собора сохранили до нас замечательные фрески. В XIX веке был изменён внешний вид храма, записаны были и древние фрески, которые сейчас раскрываются реставраторами. По своей древности и сохранившемуся ансамблю они представляют значительный интерес для искусствоведов и ценителей старины. Но стены храма исписаны различными надписями — граффити. Это целая книга, писавшаяся на протяжении веков разными людьми и на разных языках. В алтарном переходе в диаконник имеется монограмма Польского короля Стефана Батория: SBR. Приведём две записи: “В лето 7085 месяца декабря во 10 преставися раба Божья инока Окулина, игуменья святаго Спаса…”; “Месяца августа в 23 на памя оца Каленика преставися раба Божия Соломонида” (см. илл. 1). Таким образом, Соломонида почила в день памяти Константинопольского Патриарха Калинника (†705). Интересна следующая запись: “В лето седмотисячное преставися король, а сын его Олександръ на княженье селъ того же лета месяца июля 31 день, а у Полтеску был на 5-е лето” (см. илл. 2). После кончины короля Казимира Ягеллончика его сын Александр вступил на престол Великого княжества Литовского, а в 1497 году он был в Полоцке. Князь Александр был женат на Елене, дочери Московского князя Иоанна III. Очевидно, можно говорить о поминальном характере следующей записи, выполненной в виде колонки: “Ивана, Марию, Варвру, Демтрья, Пафноть, Гергя, Григорья”. Вне всякого сомнения, изучение и публикация спасских граффити откроет много интересного из истории не только Спасской обители и храма.

http://pravmir.ru/polotskie-zametki/

Поставы. Церковь Николая Чудотворца. Церковь Свято-Николаевская Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Строительство храма в честь Святителя Николая в Поставах началось в в августе 1891 года. Храм был освящен в мае 1891 года. Свято-Никольская церковь, имеющая в плане форму креста, увенчана пятью луковичными куполами. Одно из украшений храма — декоративные кокошники в древнерусском стиле, расположенные у оснований барабанов. Источник: сайт Полоцкой епархии Первое упоминание о храме в местечке Поставы относится к 1628 году. В инвентаре имения Поставы князя Альбрехта Владислава Радзивилла, государственного и военного деятеля Великого княжества Литовского, каштеляна Трокского, за 1628 год говорится следующее: " Местечко Поставы: Вначале деревянный костел со всем необходимым инвентарем и плебания возле него, корчма с белой избой и пекарней, обшитой драницей, на улице, что идет от Заречья, церковь во имя святого Николая со всем инвентарем " . Следующее упоминание датируется 1713-м годом, в котором говорится, что в Поставах имеется базилианская униатская церковь. В 1815-м году этот храм сгорел в огне пожара. А произошёл этот трагический случай по вине обучавшихся в церковной школе учеников, которые имели неосторожность в процессе баловства запустить ракетницу. Из-за этого произошло мгновенное возгорание кровли постройки, огонь с которой из-за ветра перекинулся на соседний храм и окружающие постройки. В результате страшной трагедии близлежащие строения и сам храм были уничтожены огнём этого пожара. После пожара владелец города Константин Тызенгауз отдал под храм двухэтажный каменный дом в западной части главной площади местечка, где раньше располагалась канцелярия и суд, т. е. на противоположной стороне от старой церкви. Но, чтобы в ней разместить храм Божий, помещения необходимо было переделать, что и было вскоре выполнено. А с передней, восточной стороны, были возведены четыре каменные колонны, на которых устроено возвышение в форме купола для колокольни, а с противоположной стороны пристроена полукруглая апсида, где был расположен алтарь храма.

http://sobory.ru/article/?object=13632

Православный приход храма свв. Константина и Михаила в Литве РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_86866.html 09 июня 2011 Андрей Гайосинкас Православный приход храма свв. Константина и Михаила в Литве Вид храма свв. Константина и Михаила в Вильно до войны В 1908 году во всем Северо-Западном крае отмечали 300-летие со дня кончины князя Константина Острожского, известного покровителя православия в Великом княжестве Литовском. Во многом благодаря его усилиям православие вообще смогло продолжить существование после принятия Брестской унии. По этому поводу 79 членов Государственной Думы прислали на имя председателя Виленского св. Духовского Братства, архиепископа Литовского Никандра телеграмму, с просьбой помочь в создании храма. Братство решило построить в Вильне новый храм в честь князя. В 1909 году был начат сбор средств на строительство храма. О предполагаемом строительстве сообщили известному московскому благотворителю Ивану Колесникову, который и предложил объединить храм памяти князя Острожского с юбилеем 300-летия царствования Дома Романовых и построить его на свои средства. Поэтому храму было решено дать двойное посвящение – св.Константину (небесному покровителю князя Острожского) и св.Михаилу (небесному покровителю царя Михаила Романова). Согласно первоначальному замыслу храм должны были построить на Георгиевской площади (ныне площадь Савивальдибес, т.е. Самоуправления). Однако там уже стояла часовня св. Александру Невскому (в 1919 году была разрушена большевиками, в советское время установлен памятник ген.Черняховскому, перевезенный в начале 90-ых в Россию, и уже в 2008 установлен памятник автору Гимна Литвы – Кудирке). Интерьер храма свв. Константина и Михаила в Литве после освящения В итоге церковь была построена на Закретной площади. 17 апреля 1911 года место закладки церкви освятил ректор Литовской Духовной семинарии архимандрит Иоанн (Поммер) – канонизированный в 2001 году архиепископ Иоанн Рижский.

http://religare.ru/2_86866_1_21.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Ляданский Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь Беларусь, Минская обл., Смолевичский рн, д. Большие Ляды (примерно в 45 км от Минска). Предание повествует, что Царица Небесная, сжалившись над тяжелым трудом и бездуховным бытом местного люда и восхотев укрепить его Своей благодатной помощью, явилась селянину по имени Кирик и указала место возведения православного храма, который немедленно был построен из дерева ляданским и окрестным населением. В начале XVIII b. жена минского воеводы Завиши Тересса Тышкевич, страдавшая тяжкой болезнью и получившая исцеление от чудотворной Жировичской иконы Божией Матери, в знак благодарности пожертвовала в Ляданскую церковь список этой иконы. Разросшаяся молва о новых чудесах, совершавшихся перед благодатным образом Пресвятой Богородицы, и усиливающееся почитание ляданского списка Жировичской иконы Божией Матери побудили благочестивое семейство Завишей построить вместо обветшавшей новую деревянную церковь и основать при ней монастырь для базилиан-униатов. На содержание монастыря в 1732 году Тересса Завиши (Тышкевич) завещала ему деревни Слободку и Гриву, а также 4000 польских злотых и право бесплатного перемола хлеба на смиловичской мельнице для монастырских нужд. В 1737 году маршал Великого княжества Литовского граф Завиша, по случаю болезни своей жены Марцибеллы Огинской, дал обет построить в Лядах каменные церковь и монастырский корпус, но это обещание не осуществилось, а сама М. Огинская после своего выздоровления с 1746 по 1756 годы пожертвовала монастырю в общей сложности 14 000 польских злотых. По ходатайству и содействию рода Завишей, в Лядах были учреждены ярмарки в дни Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, что значительно увеличило монастырские доходы. Были и другие пожертвования. На монастырские средства и пожертвования тех же Завишей в 1794 году была построена каменная церковь, а каменный монастырский корпус возводился с 1811 года и приобрел нынешний вид к 1850 году.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Разделы портала «Азбука веры» ( 16  голосов:  4.3 из  5) Учреждение Русского Патриархата Идея учреждения патриаршего престола на Руси зародилась в мышлении передовых русских людей еще во времена княжения Ивана III. Москва – незначительный удел в среде других уделов раздробленной этой системой Руси ушла в далекое прошлое, она стала первопрестольным градом оформлявшего себя Великороссийского государства и великий князь московский Иоанн III в дипломатической переписке с некоторыми иностранными державами уже именовал себя не великим князем, но царем и самодержцем, т. е. властителем, равным по значению византийским кесарям и германо-римским императорам, также носившим титул цезаря. Религиозные устремления, побуждавшие к полному обособлению Русской Церкви и возведению ее на ступень, равную другим православным восточным Церквям, сливались в этом случае с государственно-политическими интересами. Во-первых, учреждение Московского Патриархата открывало Русской Церкви возможности совершенно свободного развития: во-вторых, оно давало ей, а вместе с нею и всей юго-восточной Руси, включавшей в себя к тому времени полностью всю великороссийскую ветвь русского народа, бесспорное моральное преимущество над Русью юго-западной, литовской, подчиненной иноверцу, польскому королю, подвластным которому, в свою очередь, являлся митрополит киевский и, втретьих, укрепляло авторитет великого князя московского, как носителя и хранителя общерусского вероисповедания, как его главный и бесспорный оплот. Москва – Третий Рим, единственное в то время независимое православное государство – не мог не иметь своего, ни от кого не зависимого религиозного возглавления. Дальнейшие события, как международные, так и внутрирусские, укрепляли и развивали эту идею. Константинополь был взят турками, и Византийская Империя прекратила свое существование. Константинопольский патриарх стал подданным неверного мусульманина, турецкого султана. Флорентийская уния, которая была принята значительною частью византийских иерархов, вселяла в религиозное сознание московских людей недоверие по отношению к Греческой Церкви и, наконец, принятие Иоанном IV царского титула, возводившее и всю Московскую Русь на ступень уже не княжества, но царства, т. е. первоклассной исторической державы, все это вместе требовало скорейшего разрешения вопроса об учреждении патриархата на Руси.

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Слуцк. Кафедральный собор Михаила Архангела. Свято-Михайловская церковь Карта и ближайшие объекты Слуцкая Свято-Михайловская церковь — памятник белорусского деревянного зодчества второй половины XVIII века. Церковь во имя святого Архистратига Михаила в белорусском городе Слуцке построена из дерева в традициях народного зодчества с элементами стилей барокко и позднего классицизма. В 1812 году разрушена французами. Имела два приписных храма: св. великомученицы Варвары (на кладбище), святого великомученика Георгия в селе Храново и пять часовен в близлежащих деревнях. В 1990-е годы стала собором. Престольный праздник 21 ноября. Вначале существовала как Константиновская церковь в Старом городе, в конце XVIII века перенесена в предместье Остров и возведена на месте разобранной в 1795 году Михайловской церкви. Сначала была двухсрубная. В конце XIX века с востока пристроили башню-звонницу. Состоит из трех многоярусных срубов, поставленных вдоль одной оси и завершенных гранеными куполами, и галереи, окружающей основную часть здания и раскрытой к центральному срубу. Высотность композиции нарастает от алтаря ко входу: алтарный сруб завершен четвериком со шлемообразным куполом, основной сруб — четвериком и восьмериком с грушеобразным куполом, колокольня состоит из двух четвериков, поставленных друг на друга, и восьмерика со шлемообразным куполом и шпилем. Стены горизонтально обшиты досками. Окна имеют полуциркульное арочное завершение. За всю многовековую историю древнего Слуцка на его территории, так или иначе, упоминаются 23 православных церкви и собора. Среди них знаменитейший Троицкий собор монастыря в Тройчанах, церкви Ильинского и Преображенского монастырей, поражавший своим величием городской Успенско-Николаевский собор, изящные в пропорциях Варваринская и Воскресенская церкви, входившая в фортификационную систему обороны города Георгиевская (Юрьевская) церковь, другие святыни Слуцка, создавшие ему славу оплота Православия в Великом Княжестве Литовском, сделавшие город к концу XVIII в. кафедральным центром Православия края.

http://sobory.ru/article/?object=29327

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010