Смолевичи. Церковь Александра Невского. Александро-Невская церковь /// Объект утрачен По идентичному типовому проекту также выстроена церковь в дер. Лешня Копыльского района Минской обл. http://sobory.ru/article/?object=35279 Приходская церковь Св. Николая в Смолевичах, 3-го класса, деревянная, построенная в 1508 г. князем Константином Острожским, записавшим сей церкви 65 десятин земли с правом пользоваться безвозмездно княжескими мельницами. Князья Радзивиллы увеличили фундуш сей церкви. Штатного годичного жалованья причту 324 р. Ныне всей земли до 130 десят. Прихожан мужского пола 1169 душ и женского - 1300 душ. Описанная церковь в Смолевичах не сохранилась. Род славных князей Острожских имеет глубокую связь с историческими судьбами нашего народа. Она прослеживается в той памяти, которую оставили о себе представители этого рода. Так, основателем многих православных церквей в Великом княжестве Литовском и Русском явился Константин Иванович Острожский, известный своими победами над татарами и войсками Московской Руси. В начале XII века им были построены храмы в Турове, Дятлове, Смолевичах, и, конечно, в Вильно. Будучи глубоко верующим человеком, он всю свою жизнь посвятил укреплению Церкви Божьей в Великом Княжестве. Не случайно его сын — князь Константин Константинович Острожский, также вошел в историю как радетель веры Православной. Нам хотелось бы остановиться на истории той церкви, которая была основана князем Константином Ивановичем Острожским в небольшом селениии Смолевичи, расположенном в Минской епархии, в двадцати километрах от Минска. Сегодня многие знают, что первая церковь в Смолевичах была построена в 1508 году. А узнали об этом из брошюры Г.В.Разумова, О.А.Кузнецова “Смолевичи”. Этот же год указан и в церковной клировой ведомости за 1843 год и в книге Ю.А. Якимовича “Зодчество Белоруссии”. Но ряд авторов называют другую дату, ссылаясь на первый том Археографического сборника документов, относящихся к истории Северо-Западной России, изданный в Вильно в 1867 году, в котором напечатан документ — «Дарственная запись Константина Ивановича, князя Острожского, Смолевичской Св. Николаевской церкви на три волоки земли с огородами и сенокосом» от 27 марта 1507 года, в которой говорится, что «церковь з ласки его светое добудовании». В конце текста оговорка, что напечатано это не с документа, а со списка документа, доставленного г. Ставровичем. А это известный приём российских фальсификаторов истории. Мол кто-то, когда-то этот документ переписал и сохранил. А вот историки своими исследованиями опровергают эти даты. Ведь только в августе-сентябре 1507 года Острожскому удалось бежать из московского плена, где находился с 14 июля 1500 года, проиграв битву на Вядрошы. Среди них и Генадь Саганович, где пишет об этом в книге “Айчыну сваю баронячы”. После возвращения Острожского в Вильно 25 сентября король Жыгимонт I Стары вернул ему его прежние староства (все на Украине).

http://sobory.ru/article/?object=48880

Смолевичи. Церковь Николая Чудотворца (утраченная). Никольская церковь /// Объект утрачен Род славных князей Острожских имеет глубокую связь с историческими судьбами нашего народа. Она прослеживается в той памяти, которую оставили о себе представители этого рода. Так, основателем многих православных церквей в Великом княжестве Литовском и Русском явился Константин Иванович Острожский, известный своими победами над татарами и войсками Московской Руси. В начале XII века им были построены храмы в Турове, Дятлове, Смолевичах, и, конечно, в Вильно. Будучи глубоко верующим человеком, он всю свою жизнь посвятил укреплению Церкви Божьей в Великом Княжестве. Не случайно его сын - князь Константин Константинович Острожский, также вошел в историю как радетель веры Православной. Нам хотелось бы остановиться на истории той церкви, которая была основана князем Константином Ивановичем Острожским в небольшом селениии Смолевичи, расположенном в Минской епархии, в двадцати километрах от Минска. Сегодня многие знают, что первая церковь в Смолевичах была построена в 1508 г. А узнали об этом из брошюры Г.В. Разумова, О.А. Кузнецова “Смолевичи”. Этот же год указан и в церковной клировой ведомости за 1843 г. и в книге Ю.А. Якимовича “Зодчество Белоруссии”. Но ряд авторов называют другую дату, ссылаясь на первый том Археографического сборника документов, относящихся к истории Северо-Западной России, изданный в Вильно в 1867 г., в котором напечатан документ 7 - «Дарственная запись Константина Ивановича, князя Острожского, Смолевичской Св. Николаевской церкви на три волоки земли с огородами и сенокосом» от 27 марта 1507 г., в которой говорится, что «церковь з ласки его светое добудовании». В конце текста оговорка, что напечатано это не с документа, а со списка документа, доставленного г. Ставровичем. Ведь только в августе-сентябре 1507 г. Острожскому удалось бежать из московского плена, где находился с 14 июля 1500 г., проиграв битву на Вядрошы. Среди них и Генадь Саганович, где пишет об этом в книге “Айчыну сваю баронячы.” После возвращения Острожского в Вильно 25 сентября, король Жыгимонт I Стары вернул ему его прежние староства (все на Украине).

http://sobory.ru/article/?object=48881

Герб рода Волконских один из знатнейших рус. княжеских родов, потомков старшей ветви черниговских Ольговичей. Прямым предком В. является св. блгв. вел. кн. Михаил Всеволодович Черниговский († 1246). Его внук, кн. Иоанн Юрьевич, владел «дольницей» в Тарусском княжестве и вместе с родными братьями в 1-й четв. XIV в. принимал участие в продаже Киевскому митр. свт. Петру части родовых земель в верховьях р. Оки, на к-рых в XIV в. возник 1-й в Сев.-Вост. Руси митрополичий город - Алексин. Наследники кн. Иоанна Юрьевича Тарусского и Волконского, князья Феодор и Мстислав Тарусские, в составе войск св. блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского участвовали в битве с ордой Мамая на Куликовом поле, где погибли 8 сент. 1380 г. С кон. XIV - нач. XV в., когда Тарусское княжество окончательно распалось на неск. мелких уделов, а г. Таруса перешел под власть вел. кн. Василия I Димитриевича , стольным городом предков В. стал Волконеск (совр. Тимофеевское городище). Здесь В. построили церкви во имя Пречистой Богородицы и св. князей Бориса и Глеба . В сер. - 2-й пол. XV в. нек-рые В. служили правителям Литовского великого княжества и Воротынского княжества. Представители старшей ветви В., внуки живших в 1-й пол. XV в. князей Константина, Иоанна и Феодора Конинских, на рубеже XV-XVI вв. служили всем родом вел. кн. Иоанну III Васильевичу со своих земель, расположенных в Алексинском и Тульском уездах. В. принимали активное участие в береговой службе и отражении набегов крымских татар, строили осадные дворы в Туле и Переяславле Рязанском. В сер. XVI в. они попадают в Государев двор, к этому же времени относятся первые вклады В. в Троице-Сергиеву лавру . Особым вниманием со стороны В. также пользовался белёвский в честь Преображения Господня муж. мон-рь . В XVI - нач. XVIII в. в обе обители от имени В. неоднократно поступали наиболее крупные денежные и вещевые вклады. Связь с Троице-Сергиевой лаврой позднее помогла В., когда в 1686 г., во время их спора с кн. Оболенскими, власти обители, основываясь на документах своего архива и рукописного собрания, подтвердили их происхождение из рода тарусских князей.

http://pravenc.ru/text/155156.html

Гомельская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Архистратига Михаила, Мозырь Гомельская область (белор. Гомельская вобласць) — административная единица на юго-востоке Белоруссии. Административный центр — город Гомель . Образована 15 января 1938 года. Содержание Православие в Гомельской области [ править править код ] История [ править править код ] Первые сведения о христианах Посожья относятся к XI в. В то время Гомель был одним из крупных и богатых городов Черниговского княжества. Гомельские монастыри и церкви относились к древней Черниговской епархии, которая, в свою очередь, подчинялась Киевскому митрополиту. Около 1335 г. Гомель вошёл в состав Великого княжества Литовского. С середины XVI в. в нем стали увеличиваться польские влияния, православная церковь и духовенство стали подвергаться давлению, а позже и преследоваться. К этому времени в Гомеле были известны Спасская, Свято-Троицкая и Рождество-Богородичная (Пречистенская) церкви. После заключения Брестской унии 1596 г. началось насильственное закрытие православных храмов и монастырей, велась конфискация церковного имущества. В результате такой политики, а также нескольких пожаров к середине XVIII века в Гомеле и его окрестностях осталась только одна православная церковь. Разрешение на строительство новых церквей в Гомеле было получено только в 1756 г. Наибольший размах храмостроительство достигло при архиепископе Белорусском Георгии Конисском. Во 2-й пол. XIX в. только в Гомельском повете было построено около 14 церквей. В 1771 г. архиепископом Георгием были выделены средства на постройку духовной школы в Гомеле, которая начала свою деятельность в 1781 г. В 1820–1829 гг. ректором училища был протоиерей Иоанн Григорович (1790–1862), известный проповедник, историк и писатель, автор исследования «Белорусская иерархия». В 1772 г. в результате раздела Речи Посполитой Гомель был включен в состав Российской империи и вошёл в состав Минской епархии. С 1852 г. Гомель стал центром уезда Могилёвской губернии. В нем появилось два каменных храма: Свято-Петро-Павловский и Свято-Троицкий. В 1854 г. в Гомеле вместе с Ново-Белицей было 5 церквей и монастырь, духовное училище в Гомеле и церковно-приходское в Ново-Белице. В Речицком уезде было четыре округа и 60 приходов, в самой Речице было два приходских храма – Свято-Успенский собор с приписной церковью на кладбище и Свято-Никольский храм.

http://azbyka.ru/palomnik/Гомельская_обл...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ОЛЬГЕРДОВИЧ (до 1344, Витебск? - между 12 окт. 1398 и нач. авг. 1399), вел. кн. киевский (ок. сер. 60-х гг. XIV в.- осень 1394), кн. копыльский и слуцкий (1395 - после 12 окт. 1398), 4-й сын литов. вел. кн. Ольгерда от его 1-го брака с витебской кнж. Марией Ярославной († 1346). Княжеское и христ. имя В. О. получил в честь киевского кн. равноап. Владимира (Василия) Святославича . Зимой 1347/48 г. вместе со старшими братьями и христианами Вильны В. О. мог участвовать в тайном погребении мч. Евстафия, убитого по приказу Ольгерда 14 дек. 1347 г. (см. ст. Антоний, Иоанна и Евстафий ). Точная дата вокняжения В. О. в Киеве неизвестна. В качестве киевского князя В. О. впервые упоминается в мирном договоре между правителями Литвы и Ливонским орденом 7 нояб. 1367 г. ( Karys I. K. Senovés Lietuviu pinigai. Bridgeport, 1959. S. 178; Wdowiszewski. S. 12). Нек-рые исследователи (С. А. Беляева, Г. Ю. Ивакин и др.), основываясь на данных Густынской летописи (ПСРЛ. Т. 42. С. 130), составленной в 1597 г., высказывали предположение, что В. О. стал киевским князем в 1362 г., после того как Ольгерд захватил Киев. Время княжения В. О. в Киеве, несмотря на политическую подчиненность Золотой Орде и все возраставшую зависимость от Литовского великого княжества , характеризуется заметным военно-экономическим и культурным подъемом Юж. Поднепровья. С помощью литов. военных сил В. О. удалось постепенно оттеснить ордынцев за Днепр, на юго-вост. границе Киевского княжества были воссозданы оборонительные укрепления по р. Суле. Восстанавливался ряд уничтоженных в сер. XIII в. киевских пригородов, в частности г. Юрьев-на-Роси, бывший в XII - сер. XIII в. центром отдельной епархии. При В. О. в Киеве оживилась жизнь на территории Верхнего города, здесь на горе (позднее - Замковая гора) был построен деревянно-земляной замок, возвышавшийся над Подолом. В. О. восстановил домонг. белокаменную княжескую резиденцию (киевская ротонда). За Киевом, в р-не совр. Выгуровщины, находились загородные деревянные замок и двор В. О.

http://pravenc.ru/text/159102.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (12.10.1350 - 19.05.1389, Москва), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский, старший сын вел. кн. Иоанна II Иоанновича Красного. Св. вел. кн. Димитрий Иоанович. Роспись юж. стены Архангельского собора Московского кремля. XVII-XIX вв. Св. вел. кн. Димитрий Иоанович. Роспись юж. стены Архангельского собора Московского кремля. XVII-XIX вв. Отец Д. И. скончался 13 нояб. 1359 г., когда княжичу было 9 лет. Реальная власть оказалась в руках советников покойного вел. князя во главе с московским тысяцким В. В. Вельяминовым. Воспитание и обучение Д. И. проходило под наблюдением митр. св. Алексия (в соборном определении 1389 г. К-польского патриарха Антония IV говорится, что «великий князь московский Иоанн, умирая, возложил на него [Алексия.- Б. Ф.] попечение, заботу и промышление о своем сыне Димитрии» (РИБ. Т. 6. 33. Стб. 198)). Положение Московского княжества было неблагоприятным. В 1360 г. в Орде Владимирское великое княжение, ярлык на к-рое ранее получали московский кн. Иоанн I Даниилович Калита и его сыновья, по решению хана Навруза было передано не Д. И., а суздальскому кн. Димитрию (Фоме) Константиновичу ; местным князьям были даны ярлыки на Галичское княжество (Дмитрию Борисовичу) и половину Ростовского княжества (Константину Васильевичу) - владения, к-рые присоединил к московским землям Иоанн Калита. Кроме того, новгородцы пригласили к себе на княжение вел. кн. Димитрия Константиновича. В нач. 1359 г. в Киеве по приказу Литовского вел. кн. Ольгерда был арестован наиболее авторитетный среди советников вел. кн. Иоанна Красного митр. Алексий, объезжавший храмы Киевской митрополии; в течение почти года святитель не мог вернуться в Москву. Орда стремилась отодвинуть на задний план слишком усилившееся Московское княжество.

http://pravenc.ru/text/178205.html

Младший сын полковника Тараса – образ бывших православных русских, которые ради того, чтобы стать частью польской шляхты, решили сменить веру, предали свой народ и отчизну.              Как князья Южной и Западной Руси стали добрыми католиками и польскими панами В состав Великого княжества Литовского и Русского входили княжества Западной Руси. Не только русские князья и бояре, но и многие потомки Гедемина и Ольгерда были православными. В 1559 г. после Люблинской унии Литовское княжество объединилось с Польским королевством в федеративное государство. И постепенно в Польско-Литовском государстве была ополячена и перешла в католичество и литовская знать, и значительная часть потомков русских князей и бояр Южной и Западной Руси. Ведь Острожские, Чарторыйские, Ходкевичи, Вишневецкие, Збаражские, Корецкие и пр. самые известные фамилии могущественных магнатов Речи Посполитой – это потомки православных западнорусских князей. Например, князья Острожские. Родоначальник князь Федор Данилович –   Рюрикович, вел родословную от Ярослава Мудрого. Принял монашество в Киево-Печерской Лавре, прославлен в лике святых, как преподобный Феодосий, его нетленные мощи почивают в Дальних пещерах. Острожские строили храмы, отличались глубокой верой. Великий гетман Литовский, князь Константин Острожский как православный благочестивый человек был похоронен в главной православной святыне — Успенском соборе Киево-Печерской Лавры Его сын, киевский воевода Константин Константинович в Речи Посполитой был ревностным защитником Православия и запечатлен на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде. Князь Константин Константинович Острожский пригласил с разрешения царя Иоанна Васильевича Грозного первопечатника Ивана Федорова, напечатавшего в Остроге в 1581 г. знаменитую Острожскую Библию. Но проходит время, и уже его внук князь Януш Острожский – католик и обычный польский магнат. Внук православного киевского боярина Федора Ходки Григорий Александрович Ходкевич, будучи Великим гетманом Литовским, в 1568 году устроил типографию при православном монастыре в местечке Заблудово. А правнук Ходки Ян Кароль Ходкевич запомнился уже как ревностный католик, в годы Смуты водил войска на Москву.

http://ruskline.ru/opp/2022/07/14/geroi_...

Повесть о Луке Колочском Подготовка текста перевод и комментарии Л. И. Журовой «Повесть о Луке Колочском» – один из оригинальных памятников XV–XVI вв., который, видимо, возник в Северо-восточной Руси. В основе сюжета лежит традиционный для древнерусской литературы мотив о явлении чудотворной иконы и рассказ об основании Колочского монастыря. Но основным содержанием «Повести» стало изобилующее беллетристическими элементами занимательное повествование о неправедной жизни простого селянина Луки, неожиданно разбогатевшего за счет иконы. Конфликт строится на взаимоотношениях удельного князя Андрея Дмитриевича Можайского и земледельца; это обстоятельство позволяет поставить вопрос об особом идейном звучании литературного произведения, отразившем одну из актуальных проблем своего времени – учение о пределах царской власти. Литературная история «Повести о Луке Колочском» тесно связана с историей Можайского княжества. Можайск – один из первых «примыслов» московских князей XIV в. Первое упоминание о Можайске относится к 1293 г. Однако рост города связан с XIV–XV вв., когда Можайск становится опорным пунктом борьбы против литовского наступления и важным центром на торговом пути с Западом. В начале XIV в. Можайск входил во владения московских князей и передавался старшему сыну, после Дмитрия Донского стал центром самостоятельного удела. В Можайске в начале XV в. чеканилась своя монета, можайские князья выплачивали большую дань Орде, можайские купцы торговали с западными странами и с Кафой (Феодосией). Все это – показатели экономической и политической мощи Можайского княжества. Упоминаемый в «Повести» Андрей Дмитриевич Можайский, третий младший сын великого князя московского Дмитрия Ивановича Донского, получил по завещанию отца в удел Можайск. Вся деятельность князя Андрея Дмитриевича как правителя говорит о том, что он стремился показать себя умелым организатором, заботящимся о своих владениях. Князь занимался не только административными вопросами, но вмешивался в дела церковные. Известно «Послание» Кирилла Белозерского, написанное в 1408 или в 1413 г. (1413 г. – год основания Колочского монастыря), которое служит своеобразным примером так называемого «среднего» мнения по вопросу о пределах царской власти. Суть этого мнения заключалась в том, что князю не подвластна сфера церковных отношений, но власть князя не ограничивается делами исключительно светскими, в его обязанности, по мнению Кирилла, должна входить забота о том, чтобы его подданные выполняли предписания веры, которым их учат духовные наставники. Содержание «Повести о Луке Колочском» перекликается с этой мыслью Белозерского старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гродно. Собор Софии, Премудрости Божией. Фара Витовта /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Фара Витовта - от немецкого слова pharre (приход) - небольшой деревянный костел, построенный в 1389 г. по личному распоряжению Витовта, великого князя Литовского. Храм освятили в честь Успения Матери Божьей. Почти век спустя великий князь Александр обновил костел, а в 1551 г. храм был капитально отремонтирован. Король Стефан Баторий называл храм «прекраснейшим костелом земель Великого княжества Литовского» и неоднократно сетовал на то, что костел деревянный. Вскоре по его распоряжению началось возведение каменного храма в стиле «ренессанс». В соответствии с проектом архитектора Санти Гуччи, фасад храма формировала четырехъярусная башня-колокольня, которая завершалась фигурным куполом. Возводился храм под началом мастера Антонио де Гротто. В 1586 г. строительство было успешно завершено. Однако дальнейшая судьба Фары Витовта складывалась не столь удачно. Многочисленные пожары неоднократно серьезно повреждали храм, а пожар 1793 г. практически стер костел с лица города. Долгое время полуразрушенное здание пустовало, и в 1804 г. было решено передать его православным верующим по причине полного отсутствия в Гродно православных храмов. Средства на восстановление храма были выделены государственным казначейством. Сумма по тем временам огромная — 18 341 рубль. Работы велись почти три года. С южной стороны церкви была сделана небольшая пристройка с престолом, освященным во имя Николая Чудотворца. Храм освятили 7 августа 1807 г. во имя Софии, Премудрости Божьей. По размерам он стал самым большим храмом на землях Беларуси. Незадолго до вступления в Гродно наполеоновских войск храм посетил российский император Александр I, прибывший в город с проверкой готовности армии. Но в мае 1892 г. по невыясненной причине собор снова едва не сгорел. Пожар начался предположительно на колокольне, затем перекинулся на крышу. Стропила упали, пробив в потолке огромную дыру, рухнули деревянные элементы колокольни, а следом — и четыре колокола. Два больших, как выяснилось позже, были повреждены, малые уцелели. Не пощадил огонь и иконостас. Пожар, начавшийся около часу ночи, потушили лишь к шести часам вечера. Кое-что из имущества спасти все же удалось. К тому же придельный храм св. Николая почти не пострадал. Вскоре после косметического ремонта он был вновь освящен. Здесь же долгие три года и проводились службы, пока решался вопрос о восстановлении основного храма.

http://sobory.ru/article/?object=36988

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковь Михаила Архангела в Вильнюсе 08.01.2022 703 Время на чтение 6 минут Источник: РАРОГ Фото автора   Церковь Архистратига Михаила, Церковь Архистратига Божия Михаила, Михайло-Архангельская церковь, Архангело-Михайловская церковь, Михайловская церковь — православный храм во имя Архангела Михаила, построенный в 1895 году в Вильне на Кальварийской улице рядом с Калварийским рынком. Это был первый новопостроенный православный храм Вильны в XIX веке и первый, сооружённый как церковь-школа. После возвращения Великого княжество Литовского (ВКЛ) в лоно православной церкви в результате третьего раздела Речи Посполитой в 1795 году, в Вильне в XIX веке лишь восстанавливались древние православные храмы XIV—XV веков, разрушенные и разграбленные католиками после введения в ВКЛ в 1596 году Брестской унии, когда на земли исторической Литвы пришли польские служители Ватикана. Расширение Вильны на правый берег реки Вилии («Извилистой», «Виляющей» - по-литовски нынче Нерис) было положено русским Императором Александром III, который серьёзно занялся укреплением северо-западных территорий своей империи: начал расширенное и преобразование старинного стратегического города-крепости Кавны (Каунаса), замыкающего слияние рек Немана и Вилии - строительство двенадцати оборонительных фортов вокруг него; а также увеличение военного контингента своих войск в Вильне, лежащей теперь у стратегической ново-построенной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Варшава.   Резко возросло количество русских людей - специалистов в древней купеческой столице ВКЛ Вильне, население которой составляло около 150 тысяч жителей. До этого в городе проживало 43 процента евреев. Они называли Вильну Северным Иерусалимом (территория древнего Израиля была оккупирован англичанами) – «Три креста» на Крестовой горе над обрывом по правому берегу Вилейки олицетворяют именно Голгофу, близь Иерусалима. Здесь «на Снипишках» (название района о слова «шнипас» – «шпион» с литовского, или также «рыло»), у «Калварийской» дороги, ведущей из центра Вильны, расположенного целиком на левом берегу Вилии, через «Зелёный мост» в район «Иерусалимки», где в XVII веке был построен костёл Обретения Св. Креста ( ), была открыта 14 ноября 1884 года церковно-приходская школа.

http://ruskline.ru/opp/2022/01/08/cerkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010