2. Иметь мир со всеми. Чтобы причаститься, необходимо пребывать в мире со всеми людьми, по крайней мере, не иметь желания отомстить. Нельзя принимать Таинство в состоянии вражды или ненависти. Господь Иисус сказал: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23–24 ). 3. Не совершать смертных грехов, отлучающих от Причастия. Это прежде всего убийство (в том числе аборты), нарушение супружеской верности, измена Богу с различными гадателями-целителями-экстрасенсами. В случае отступления необходимо прежде всего воссоединиться с Церковью через исповедь у священника. 4. Жить по-христиански каждый день. Для того, чтобы причаститься, лучше не изобретать специальные периоды подготовки, но жить так, чтобы сама повседневная жизнь была совместима с регулярным участием в Трапезе Господней. Существенным содержанием такой жизни являются ежедневная личная молитва, чтение и изучение Библии – Слова Божия, обязательное исполнение Божьих заповедей и постоянная внутренняя борьба с живущим внутри нас «ветхим человеком», с поврежденной грехом нашей природой, влекущей ко греху. Важными составляющими духовной жизни являются ежедневное испытание совести (например, перед сном) и регулярная исповедь. Крайне важно для правильной духовной жизни стремление жить не ради себя, но ради ближнего, внутренняя честность, правдивость и смирение перед каждым человеком. Важно также, насколько это возможно, соразмерять свой жизненный ритм и график с богослужебным ритмом, соблюдая общепринятые посты (среду и пятницу, а также многодневные посты, из которых наиболее важный – предпасхальный Великий пост ) и по возможности участвуя в праздничных богослужениях, которые случаются не только в воскресные дни. 5. Литургический пост. Издавна в церковной традиции принято подходить ко Причастию натощак. Эта дисциплинарная норма называется «литургический пост».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   А какова теперь ты, душа моя? Вот о чем надлежит тебе подумать, размышляя над обращенными к тебе словами Критского учителя: «сего убо, душе моя, восход помышляй».     Помилуй, Боже, помилуй мя.    Иорданова струя первее милотию Илииною Елисеем ста сюду и сюду; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержани.     «Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей» (4 Цар. 2:12—14).    Елисей-пророк, за праведность свою удостоенный видения возносившей Илию на небеса колесницы огненной, был удостоен и исполнения желания своего, о котором сказал учителю своему («дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (4 Цар. 2:9)): «Иорданские струи, вначале расступившиеся под ударом милоти Илииной (4 Цар. 2:8)., этой же милотью были раздвинуты и Елисеем туда и сюда».    Почему же определил Господь ученику Илии-пророка такое достоинство? Посмотри, душа моя, как отвечает на этот вопрос Великий Василий: «Какова жизнь Елисеева? Как пророк пользовался странноприимством суманитянины? Как сам угощал пророков?    Не «зелия ли дивия» и несколько «муки» (4 Цар. 4:39, 41) удовлетворили страннолюбию, когда прикасавшимся к яству угрожала опасность от приложенного «яблока дивияго», если б молитва постника не уничтожила ядовитости?»    Вот ответ на вопрос твой, душа:    «Пост руководил всех святых к жизни по Богу.... Пост предпосылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями при восхождении горе. Пост — приращение домов, матерь здравия, воспитатель юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам, надежный сожитель живущим вместе». И Сам «Господь наш, постом укрепив воспринятую Им за нас плоть, принял на Себя в ней приражения диавола, как нас научая постом умащать и приучать себя к подвигам в искушениях, так и противнику доставляя Своим алканием удобство приступить к Нему. По высоте Божества, Он был бы неприступен противнику, если бы через алкание не снизошел до человеческой немощи. А, восходя на небеса, прикасался Он к пище, чтобы удостоверить в естестве воскресшего тела».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

“Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.” Значит, какая же цель Великого Поста? Да вот она: “Чтобы Отец наш Небесный простил нам согрешения наши.” Как же этого достичь? Простить людям согрешения их. Вот с этого и начнем. Это самое первое. Второе: “И также, когда поститесь не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, помажь главу твою и умой лице твое, чтобы явить себя постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне…” И так, будем поститься, но не ради людей, а перед Богом, и не уныло, а в духовном веселии. И в третьих: “Не собирайте себе сокровищ на земле… но собирайте сокровища на небеси…” Ведь это определяет всю нашу деятельность, дает направление всей нашей жизни. И, наконец, последнее: “Где сокровище Ваше, там будет и сердце ваше.” вот в чем цель жизни нашей! Чтобы сердце наше было в Боге, наполнено Богом, чтобы Бог стал бы нашим сокровищем. А научиться этому можно только в Церкви. И это для нас так важно, что есть из-за чего и потрудиться, и попоститься, и в церкви дольше постоять, и дома больше помолиться. Ибо только тогда мы сможем с радостью воскликнуть: Христос Воскресе! и ответить, приветствующим нас: Воистину Воскресе! Обряд Прощения То, что нам предлагает совершить сейчас св. Церковь – это уже не мысль, не чувство, а поступок, действие. Мысли и чувства воспитывались в нас на прошлых неделях. Так ведь всегда бывает: мысль порождает чувство, а чувство порождает действие. И действие это особой важности. Слышите: “Если не будете прощать людям, то и Отец ваш Небесный не простит вам…” А ведь это значит, что и пост наш, и хождение в церковь, и поклоны, да и все говение наше будут тщетны. Вот до чего важен этот первый шаг. Но он не легок. Сделать его на словах только, просто ради приличия, ради формальности, может быть, и не трудно. Но какой же прок от этого? А сделать этот шаг действительно, признать себя хуже другого, хуже всех, виноватым действительно перед всеми, – а ведь оно так и есть: каждый перед всеми во всем и за все виноват, – это признание сделать очень, очень трудно. А сочесть вину другого перед нами – ничтожною, как бы несуществующей, может быть даже нами и вызванной, – еще труднее. Даже в Житиях Святых мы читаем примеры того, как великие подвижники и исповедники не смогли этого сделать и этим погубили все. Тем более нам, грешным, нужна особая помощь Божия, чтобы простить и попросить прощенье искренне, от всего сердца, вырвать из него свое самолюбие, себя оправдывающее “я.” Но мы должны это сделать, Господь требует от нас это, Господь ждет. Без этого усилия над собой нельзя начать пост. Попросим же прощенья и простим от всего сердца. Вот и я первый прошу вас: простите меня! 2. Великий Пост Неделя Православия

http://azbyka.ru/propovedi/edinoe-na-pot...

  Слово в Неделю Крестопоклонную Божественная Литургия 17 марта 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Во время Великого Поста нам угрожают две опасности. С одной стороны - уныние, которое приходит тогда, когда мы серьезно постимся, а силы (физические и душевные) могут быть на исходе, и грехи, которые мы стараемся преодолеть, как будто бы снова берут свое и даже обнаруживаются еще сильнее. Уныние - страшно. Это есть падение, говорят святые отцы, потому что оно заключает в себе тьму грехов, всех вместе взятых. С другой стороны, нам угрожает то, что святые отцы называют тщеславием и превозношением, когда человек думает, что он не такой, как все, что он " очень духовный " и много старается, угождая Господу. И вот в середине Поста Церковь ставит нас перед Крестом Христовым, чтобы мы увидели, что есть только одно - любовь Божия. И если мы с вами сумеем с Божией помощью избавиться от этих двух опасностей: уныния и тщеславия, то нам откроется тайна Креста и тайна любви Христовой. И тогда мы сможем продолжить Пост и продолжить наш жизненный путь, ведомые этой любовью так, чтобы ничто на свете не могло отвлечь нас от Господа, и ничто другое не могло бы стать целью для нас. И мы идем к этой любви, но она открывается нам только тогда, когда мы, по слову Христову, оказываемся способными отвергнуться себя. Как отвергся Себя Христос и до конца явил в этом Свою любовь по отношению к нам, так и мы в ответной любви к Нему должны отвергнуться себя. И в этом есть смысл нашего поста: отвергнуться себя. Поэтому пост является тем, что входит в высший порядок любви. Это то, что относится к самой сути нашей жизни. Личное " я " человека - это и душа, и тело. Тело - физическое место нашего " я " , там, где сосредоточена наша природа, где проявляются наши желания. Когда мы утесняем наше тело воздержанием, то утесняем наше " я " . (Желающие же идти широкими путями не терпят никаких ограничений.) Утесняя свое " я " , мы частично отвергаемся самих себя для того, чтобы быть способными отвергнуться себя целиком.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_35...

В следующей притче, которую читают в Церкви перед Великим постом, мы акцентируем внимание на блудном сыне, потому что сами считаем себя блудными сынами, которые отошли далеко от Бога и пытаются вернуться к Нему. Действительно, притча о блудном сыне напоминает нам, что в какое бы неблагополучное состояние ни впал человек, он имеет возможность спастись. Но мы меньше внимания обращаем на старшего брата, а ведь он находится в том же состоянии, что и фарисей – мне бы хотелось повеселиться со своими друзьями, ты же мне не дал тельца. Это уже упрек Богу, а не благодарность, но в основе то же чувство – я такой хороший, всё выполняю. Выполняешь, но Бог тебе указывает, чему надо радоваться – твой брат нашелся! Притча о Страшном суде – уже прямое напоминание, что все твои дела будут представлены на Суд Божий. Тебе придется дважды быть на Суде: сразу после того, как ты умрешь, и на Страшном суде. После первого Суда ты еще имеешь возможность, как-то покаявшись, вырваться из ада, если туда попал, но после Страшного суда это невозможно. Об этом надо помнить. А Великий пост начинается с недели Адамова изгнания. Мы вспоминаем, что произошло на заре человечества и от чего нам надо себя спасать и почему вообще нас надо спасать. Господь говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф., 5, 23-24). Разумеется, речь идет не только и не столько о примирении на словах. Главное, чтобы в душе были мир и радость. Если мы кого-то не простим, эта радость невозможна. — А пост помогает укрепиться в этой радости? Наверное, если бы мы так легко умели прощать и радоваться, и пост не был бы нужен? — Это так очевидно, что можно было бы и не обсуждать. Господь говорит, что с врагами, в смысле – с демонами, можно бороться тремя способами. Первый способ – всегда призывать имя Божие: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк., 16, 17), «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим., 10, 13). Второй способ – трезвиться: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мк., 14, 38). Враг не дремлет и может искусить тебя разными способами. Самое банальное искушение – соблазнились какой-то теорией, и стали мыслить в этом направлении вместо того, чтобы надеяться на Бога.

http://pravmir.ru/zabit-ob-obide/

В-третьих, есть мысль о том, что вся природа сопереживает, скорбит о падении человека : «Солнце лучи скры, луна со звездами в кровь преложися, горы ужасошася, холми вострепеташа, егда рай заключися» (стихира «Славы» на литии). В-четвертых, в некоторых песнопениях используется интересный художественный прием – персонификация рая , человек обращается к раю с просьбой молиться за него ко Господу (3-я стихира на «Господи, воззвах…», стихира «Славы» на стиховне, заключительная часть икоса). Особенный интерес в этом контексте представляет фрагмент из 3-й стихиры на «Господи, воззвах…»: «Раю всечестн!ый… шумом листвий твоих Содетеля всех моли». Действительно, какой замечательный образ: шум райской листвы воспринимается как образ молитвы за человека! 2) Вступление в Великий пост – вторая тема богослужения, которая кратко обозначена в последней стихире на «Господи, воззвах…», но в полной мере звучит в конце всенощного бдения в стихирах на «Хвалите…» (2–4-я стихиры Триоди), а также в апостольском и евангельском чтении на литургии. В 3-й хвалитной стихире отражена связь между воспоминанием изгнания Адама и началом поста: «Адам из рая отгонится, пищи причастився, яко преслушник: Моисей Боговидец бысть, постом очи душевныя очистив. Темже рая жителие быти возжелевше, изменимся от неполезныя пищи, и Бога зрети желающе, Моисейскую четверицу десятиц постимся, молитвою и молением чисто терпяще: утолим душевныя страсти, отженем плотския сласти, легцы к горнему шествию прейдем…». В заключительной стихире указана конечная цель поста – «Господи, тем сподоби и нас поклонитися Твоим страстем, и святому Воскресению». В апостольском чтении (Рим. 13 :11б – 14 :4) особенное внимание привлекают слова о необходимости смиренно нести подвиг поста, не осуждая тех, кто не может поститься или же допускает различные послабления: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его». В евангельском чтении с темой наступления поста тесно связаны следующие слова: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф. 6:16–18 ). Этими словами Господь Иисус Христос изображает идеал поста: во-первых, истинный пост должен быть сокровенным подвигом, известным только Богу, во-вторых, пост следует воспринимать с радостью (вспомним подлинно христианское восприятие поста как весны духовной).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Вот что рассказывал почитаемый многими авва Кассиан: – Некогда мы пришли из Палестины в Египет к одному из отцов. Он принял нас с любовью, и мы спросили его: «Почему, когда кто-нибудь гостит у вас, вы не соблюдаете правило поста вашего, как принято это у нас в Палестине?» И старец в ответ сказал: «Пост всегда со мною; а вас я не могу иметь всегда при себе. Пост хотя дело полезное и необходимое, однако же он в нашей воле, а заповедь любви мы исполняем по воле Господа. Итак, принимая одного из вас, – Христа принимаю, и буду служить со всяким усердием. Когда же отпущу вас, могу восстановить правило поста. Ибо могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Мк. 2: 19—20). Жил некогда в сирийской пустыне великий подвижник. Через пустыню ту был проложен торговый путь, и немало странников останавливалось у христолюбивого старца передохнуть. В какой бы час ни приходили к нему, он угощал путников всем, что только было в его скромном жилище. Однажды к старцу заглянул отшельник, и подвижник по обыкновению предложил ему поесть. Тот отказался: – Благодарю тебя, отче, мне не нужно пищи, ибо я пощусь. Такой ответ сильно опечалил пустынника. – Не пройди мимо раба твоего (Быт. 18: 3). Взгляни на это древо. Прошу тебя, преклоним колена перед Господом. Кому из молящихся древо поклонится, того обычай исполним. Отшельник согласился, первым встал на молитву – и ничего не произошло. Воздел руки к Небу старец – и тотчас дерево поклонилось ему. Видя такое, гостю ничего не оставалось, как вместе со странноприимцем возблагодарить Бога, творящего чудесное. Пришли два брата к некоему старцу. Они просили о мудром совете, но прежде, чем дать духовное наставление, авва предложил гостям разделить с ним его трапезу Зная, что подвижник несет строгий пост и не принимает пищу каждый день, иноки смутились: не стало ли их посещение для старца соблазном? Прозорливый авва разрешил их сомнения:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Вторая часть богослужения предстоящего воскресенья – вечерня с чином прощения обид. Некоторые люди задают следующий вопрос: когда мы собираемся в церковь на короткую, но трогательную службу Прощеного воскресенья, то не только люди, между собой знакомые, просят друг у друга прощения, но и незнакомые могут подходить с этим друг к другу – какой в этом смысл? Мы чуть позже и на этом вопросе остановимся, но сначала более простой вопрос, относительно прощения друг другу. Св. пророк Исаия говорит: Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? То есть это не то, что Бог избрал, хотя примерно это мы и подразумеваем под постом. Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо ( Ис.58:5–6 ). Когда мы читаем эти слова и пытаемся применять их к себе, то возникает некоторое недоумение: казалось бы, речь идет о судье или тюремщике, в ведении которого находятся заключенные, и он имеет возможность их отпустить или не отпустить, разорвать или не разорвать их цепи. И вот Господь предлагает развязать. На самом деле это относится к каждому из нас. Если мы вникнем в свое сердце, не вообще , а по отношению конкретно к данному человеку, и обнаружим по отношению к нему активную ненависть, неприязнь, агрессию, злорадство и т. д., иногда и этого нет, а холод, равнодушие, высокомерие, превозношение – что угодно, кроме любви, – это повод для внутренней работы. Потому что отношение является той связкой, которой мы связаны с этим человеком, как каторжники одной цепью. И она закабаляет нашу душу и закабаляет его душу. Поэтому Господь говорит: Каким судом судите, таким будете судимы ( Мф.7:2 ). И это, в общем, соответствует и нашему здравому смыслу, и понятиям психологии, которая обращает наше внимание на то, что те отрицательные атрибуты, которые мы приписываем тому или иному человеку, часто являются проекцией наших собственных качеств.

http://azbyka.ru/besedy-na-velikij-post

Добрые дела Великим Постом Кому и как можно помочь в ближайшее время 7 марта, 2014 Кому и как можно помочь в ближайшее время Каждый Великий Пост в храмах читается отрывок из книги пророка Исайи, в котором есть следующие слова в 58 главе: 2 Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: 3 «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. 4 Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. 5 Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? 6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; 7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. 8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Во след этому чтению звучат многочисленные церковные наставления о том, что «пост — это не диета», и что добротворение во время поста правильно, почетно и полезно. А потому я опишу несколько дел, которые предлагается сделать именно в этом году. Разумеется, список неполон, и любой из Вас найдет гораздо больше возможностей для милосердия, просто оглянувшись вокруг. А тех, кто нуждается в пожертвовании, вокруг столько, что можно спокойно выбирать. Можно помочь адресно , непосредственно тем, кому плохо, можно поддержать системные благотворительные проекты  — если ваша душа более лежит к эффективности, нежели к ясности. Также очень рекомендую для правильно настроя пересмотреть фильм «Блеф, или С новым годом!». Это можно сделать здесь , и там же можно подписать петицию за отказ от самой системы сиротских учреждений в России.

http://pravmir.ru/dobrye-dela-velikim-po...

За время прошедшего поста многие из вас, братья и сестры, очень хорошо подвизались в посте. Некоторые впервые в жизни совершали течение поста. Но есть серьезная опасность: при разговении некоторые так расслабляются, что в течение Светлой Седмицы теряют всё то, чего достигли в Великий пост. «И [это] весьма справедливо. Ибо если кто-нибудь, однажды освободившись от пороков, не образумится, то впадет в [нечто] тягчайшее прежнего… Ибо ему надлежало образумиться по двум причинам: поскольку прежде он страдал и был избавлен [от этого]. Есть еще и третья важная причина – угроза впасть в еще худшее. Однако ни одна из трех [причин] не привела ни одного из них к исправлению. Лукавый дух обитал в них и тогда, когда они были поденщиками в Египте и, живя по египетским обычаям и законам, были полны всякой нечистоты. А когда они были избавлены Моисеем и получили в качестве детоводителя Закон, призывающий к свету истинного Богопознания, скверный и нечистый дух удалился [от них]. Но поскольку они не уверовали во Христа, бес опять напал на них, ибо нашел их сердце пустым и не занятым никаким благочестием, словно бы выметенным, и поселился в них. Ведь как Святой Дух, когда видит, что сердце человека не занято никакой нечистотой, водворяется, обитает и почивает в нем, так и нечистый дух любит обитать в душах беззаконников» ( Кирилл Александрийский . Комментарии на Евангелие от Матфея). В пост кто-то начал посещать храм более интенсивно, кто-то весь пост изучал Священное Писание, читал псалмы царя Давида, вчитывался в строки Святого Евангелия... Праздное, праздничное же состояние не всегда является состоянием, которое может удерживать нас от легкомысленных поступков. Фото: Петр Малышев Давайте посмотрим, что говорил Сам Господь через пророка Исаию: «Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их» (Ис. 1: 13–14).

http://pravoslavie.ru/92889.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010