Вот что такое пост! Мы могли бы без конца продолжать эти высокоавторитетные свидетельства Святых Отцев о важности и значении поста, но и этого достаточно. К сожалению, в последнее время у нас широко распространились протестантские и сектантские воззрения на пост, как на что-то совсем ненужное и бесполезное. За это, понятно, с удовольствием хватаются все плотоугодники, оправдывая такими воззрениями свое нежелание поститься. Чаще всего любят ссылаться на слова Христа-Спасителя, сказанные книжникам и фарисеям:  «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» ( Матф. 15, 11 ). Но ведь это было сказано совсем не о посте, а по поводу фарисейского обычая умывать руки перед принятием пищи. Мы постимся вовсе не потому, что боимся оскверниться пищей, а для того, чтобы подвигом воздержания обуздать свои греховные страсти и послужить Богу, оказав послушание Церкви, установившей пост. Грех нарушения поста – не в осквернении пищей, а в непослушании Церкви. Протестанты и сектанты, якобы признающие только одно Священное Писание, уверяют, что Священное Писание ничего не говорит о необходимости поста. Какая это неправда! «Соблюдайте заповедь о посте,» говорит св. Василий Великий : «почтите седины поста, ибо он так же стар, как род человеческий.» И действительно, мы видим, что пост установил Сам Господь Бог еще в раю, когда дал нашим прародителям Адаму и Еве заповедь о невкушении ими плодов от древа познания добра и зла ( Быт. 2, 16–17 ). И за нарушение ими этой заповеди, то есть за нарушение поста, они были изгнаны из рая, и этот их первородный грех повлек неисчислимые бедствия для всего человечества. После потопа Ною тоже Самим Богом была дана заповедь о посте:  «Только плоти с душою ея, с кровью ея не ешьте»   ( Быт. 9, 3–4 ). Через весь Ветхий Завет проходит подвиг пощения, – как же можно отвергать пост? Св. Пророк и Боговидец Моисей на Синае не ел хлеба и не пил воды сорок дней и сорок ночей, после чего лишь удостоился предстать пред Богом и получить скрижали с десятью заповедями Закона Божия ( Исх. 24, 18 ). Испрашивая у Господа Бога прощения грехов народу еврейскому, Моисей, «повергшись пред Господом, молился и, как прежде, сорок дней и сорок ночей хлеба не ел и воды не пил за все грехи» (Второз. 9, 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

и лучше творить милостыню, нежели собирать золото» ( Тов. 12:8 ). Всякий да внемлет: если так говорит Ангел, не явно ли, что пост умилостивляет? В книге Иудифи, в главе 4, написано, что Иоаким, великий священник Господень, обходил весь народ израильский и говорил: «Знаете ли, что услышит Господь Бог ваши молитвы, если пребудете в посте и в молитвах перед Господом?» В книге святого пророка Ионы, в главе 3, рассказывается, что царь ниневийский, услышав пророчество Ионино о гибели города, облекся во вретище и запретил вкушать всему городу, чтобы не только люди постились, но, чтобы и скотам не давалась пища в течение трех дней. Как постился царь Давид, он сам упоминает в псалмах. " Одевался, – говорит он, – во вретище и смирял постом душу мою» ( Пс. 34:13 ). И еще: «Покрыл постом душу мою» (ср. Пс. 68:11 ). И в другом псалме: «Колена мои изнемогли от поста» ( Пс. 108;24 ). Вот как постился этот царь, чтобы иметь Бога милостивым к себе! Сам Христос Спаситель постился сорок дней и сорок ночей, «оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет. 2:21 ), чтобы и мы по силе нашей хранили пост в Святую Четыредесятницу. Пишется в Евангелии Матфеевом в главе семнадцатой, что Христос Бог, изгнав из некоего юноши беса, сказал апостолам: «сей род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17:21 ). Постились и святые апостолы, как о том говорится в Деяниях, в зачале 31: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян. 13:2–3 ). И святой апостол Павел во Втором Послании к Коринфянам, в зачале 182, увещевая верных, говорит, чтобы являли себя «как служители Божии», между иными богоугодными делами упоминает и пост, говоря: «в бдениях, в постах» ( 2Кор. 6:4–5 ). И затем в зачале 193, вспоминая свои подвиги, говорит: «в голоде и жажде, часто в посте» ( 2Кор. 11:27 ). Кто не знает и того, что Моисей, постившись, сподобился беседовать с Богом, Даниил постом заградил уста львов, три отрока постом угасили силу огненную? И много других примеров пощения имеется в Ветхом и Новом Завете и в церковной истории, как рассказывают о том жития святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Исповедоваться ТОЛЬКО в Великий Пост, не очень хорошая традиция, потому что о душе надо думать и за пределами Великого Поста. Исповедь и Причастие только Великим Постом – это предельно допустимый минимум для христианина, чтобы по существу своему не отпасть от церкви. Ну это все равно что есть только тогда когда начинаешь падать в голодный обморок. Жить так можно, но полноценной жизнью это никто не назовет, это патология. Причащаться и исповедоваться христианин должен стремиться как можно чаще и никогда не пренебрегать и не откладывать участие в Таинстве. Образно Церковь сравнивает Литургию с брачным пиром. Быть на пиру простым зрителем и отказываться от предлагаемых угощений это оскорбление хозяину и устроителю торжества. Так и в Церкви, если мы не причащаемся тела и Крови Христа, то христианство наше формальное, неживое. Потому что Христос спасает нас не тем что мы читаем Библию, произносим молитвы, а тем, что мы в Таинстве Евхаристии становимся сотелесны Христу, причастниками Его Божественной природы. Все остальное: пост, молитва, посещение богослужений, исповедь, чтение Писания – это подготовка нашей души, ума и совести для того, чтобы мы могли причаститься достойно. 8. Чтобы вы порекомендовали тем, кто первый раз поститься или, еще не решился на этот духовный подвиг. Прежде всего, ясно понимать, что пост это не цель, а средство. А цель поста – Пасха, победа над грехом и жизнь с Богом. Кроме того, надо понимать, что пост без правильной церковной жизни, без Евхаристии, без исповеди – не более чем диета. Часто некоторые невоцерковленные христиане говорят: вера это личное дело, о том во что я верю, говорить не обязательно, вера она в глубине сердца. На самом деле это не так. Христианин обязан и словом и делом свидетельствовать о своей вере во Христа как Бога и Спасителя. Пет.3:15 Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Но эти слова о сокровенности и интимности вполне можно применить к посту. Сам Христос говорит о том, каким должен быть пост:

http://azbyka.ru/vosem-voprosov-o-veliko...

Лия 7 апреля 2016, 16:05 Все верно! Виктория 17 сентября 2015, 13:56 В канонах обязательными постами являются только Великий пост и среда и пятница. Об этом написано в 69-м правиле Апостольских Правил: " Если кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен " . Вальсамон в 12 веке в толковании пишет: " Заметь из настоящего правила, что собственно существует ОДИН пост, сорокадневный, пред Пасхою; ибо если бы были и другие посты; то упомянуло бы правило и о них. Впрочем, если мы постимся и в другие посты, как - то: в пост Святых Апостолов, Успения Святыя Богородицы и Рожества Христова, не подвергнемся за сие СТЫДУ. " Димитрий 3 июля 2015, 19:00 > Артем: > То, что говорит о. Иоанн у меня вызывает протест. Протест потому что читая Евангелие мы не видим ничего, что говорил бы Господь про посты. Не знаю я, какое такое Евангелие Вы читаете, в котором не говорится о постах. Может быть, апокрифы? В канонических же Евангелиях (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) Господь говорил о постах и учил, как правильно поститься. Мф. 6 16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. 17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. (Лк. 6:25) Сам Христос постился 40 дней в пустыне, являя нам пример для подражания, как побеждать диавола. Пост - это обуздание страстей и потому любовь к Богу. Пост - это, по слову Бога: " разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. " (Ис. 58:6-7) - и потому это любовь к ближнему.

http://pravoslavie.ru/80166.html

Любовь всегда предполагает общение между любящими. Так бывает между людьми, так же должно быть между человеком и Богом. Бог непрестанно обращается к каждому из нас, но не всегда человек умеет слушать Его. Одним из важнейших способов услышать Его голос и понять Его волю о нас — чтение и изучение Священного Писания, особенно Евангелия. Общение, однако, должно быть взаимным. Сердце христианина должно не только слушать, но и говорить с Богом. Это совершается в молитве, без которой невозможно полноценно жить верующему. Поэтому одной из важнейших книг, которую должен иметь каждый христианин, является «Молитвослов». Здесь собраны молитвы, с которыми обращались к Богу те, кто был к Нему неизмеримо ближе, чем мы, кому Сам Господь открыл, каким словами следует с Ним говорить. Пусть не смущает нас, что Церковь предлагает нам молиться «чужими» словами. По мере углубления в смысл молитв, мы непременно ощущаем, что слова их перестают быть «чужими», становятся подлинно своими . В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос дает нам образец того, как обращаться должны мы к Отцу Небесному: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. ( Мф.6:9-13 ) Эту важнейшую молитву каждый должен знать наизусть. Наряду с молитвой жизнь христианина должна включать и пост. Пост — время усиленной работы над собой, включающей с одной стороны самоограничение, с другой — усиление духовной работы: молитвы, чтения, дел милосердия. Мы отказываемся от мясной и молочной пищи, а при строгом посте и от рыбы, от развлечений, всякого рода увеселений и пр., словом от всего, что, быть может, и не греховно само по себе, но отвлекает от главного: искания Царства Божия. Осознанный и добровольный пост всегда очищает и душу и тело, обновляет нас, делает гораздо более способными услышать Голос Божий, умножает духовные силы. Важнейшим из постов является Великий Пост, предваряющий Пасху, помогающий нам глубже пережить скорбь и страдания последних дней земной жизни Господа, а затем — радость Воскресения Христова. Как и любое богоугодное дело, пост не должен быть показным. Господь говорит: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». ( Мф.6:16-18 )

http://azbyka.ru/kreshhenie-gagarin

О том, как постился царь Давид, он сам упоминает в псалмах: " одевался во вретище, изнурял постом душу мою " (Пс. 34, 13); и в другом псалме: " Колени мои изнемогли от поста " (Пс. 108, 24). Вот как постился царь, чтобы Бог был милостив к нему. Сам Спаситель постился сорок дней и сорок ночей, " оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его " (1 Пет. 2, 21), чтобы и мы по силе нашей хранили пост в святую четыредесятницу. Пишется в Евангелии от Матфея, что Христос, изгнав беса из некоего юноши, сказал апостолам: " сей же род изгоняется только молитвою и постом " (Мф. 17, 21). Постились и святые апостолы, как об этом говорится в Деяниях: " Когда они служили Господу и постились. Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их " (Деян. 13, 2-3). И святой апостол Павел в послании к Коринфянам, увещевая верных: да " во всем являем себя, как служители Божии " (2 Кор. 6, 4), между иными богоугодными делами упоминает и пост: " в бдениях, в постах " (2 Кор. 6, 5); и затем, вспоминая свои подвиги, говорит: в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте (2 Кор. 11, 27). Кто не знает и того, что Моисей, постившись, сподобился беседовать с Богом? Даниил постом заградил уста львов, три отрока постом угасили силу огненную? И много других примеров поста имеется в Ветхом и Новом Завете и в церковной истории, как рассказывают об этом жития святых. Итак, каждый верующий христианин должен хранить святой пост, как повелевают это Божий заповеди и церковные предания. Для непостящихся же установлен следующий канон, находящийся в так называемой Кормчей книге в 69-м правиле святых апостолов: " Если епископ или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец в сорок дней, то есть в Великий пост, не постится и во весь год в среды и пятницы - да извержен будет, только если не препятствует посту телесная болезнь, немощному же дозволяется по необходимости вкушать масла и вина. Если же мирской человек не постится-да отлучен будет " . Святитель Димитрий Ростовский (103, 884-885).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Прежде всего благодатью Церковь действует на наше тело и душу. Человеку не дано достигнуть естественного совершенства; даже неуспешность его стараний в этом отношении, – известное «не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю», – имеет высшее религиозное значение: она порождает в человеке смирение, которым человек приводится к Богу. Однако наша плоть не есть только случайный придаток к нашему духу: соединение в нас божественного духа с перстью указывает наше призвание в том, чтобы была прославлена эта персть, чтобы жизнью был побежден прах. В этом своем значении наша природа есть душа и тело, которые мы должны прославить. «Тела ваши», пишет апостол, «суть члены Христовы. Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» ( I Kop. VI, 15, 19, 20; X, 31 ). «Наше жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» ( Фuлun. III, 20 – 21 ). Уже через пост христианин ограждает свою духовную жизнь от захватов плоти, побеждает плоть свою, но плотью не исчерпывается все содержание естественной жизни, – нет, нашею греховною плотью прикрывается созданное Богом естество, призванное к полной жизни и имеющее из душевного стать духовным; христианский пост не препятствует, а даже способствует полноте естественного развития, но преобразования этого естества из душевного в духовное пост не может производить: тление такой же удел аскета, как и невоздержного, – не плоть, но тело съедается червями. Пост только способствует действию благодати: он очищает плотяную кору, чтобы благодать могла действовать на самое естество. Пост – это вскапывание, духовная жизнь – сеяние, которое может произрасти только от благодатного оживотворения. То, чего не может сделать сам человек, совершается благодатью. «Земледелец, потрудясь и вложив семена, должен еще ждать свыше дождя. А если не явится облако и не подуют ветры, труд земледельца не принесет ему никакой пользы, и семя будет лежать без всего. Если человек ограничится только собственным своим и не приимет необычайного для своей природы, то не может принести достойных плодов Господу. В чем же состоит делание самого человека? В том, чтобы отречься, удалиться от мира, пребывать в молитвах, во бдении, любить Бога и братии – пребывать во всем этом есть собственное его дело. Но если ограничится он своим деланием и не будет надеяться приять нечто иное, и не повеют на душу ветры Духа Святого, не явится небесное облако, не снидет с неба дождь и не оросит душу,-то человек не может принести достойных плодов Господу» ( Макарий Великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Русскому человеку со школьной скамьи знакомо стихотворное переложение этой молитвы А. С. Пушкина: Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлететь во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество Божественных молитв. Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого Поста. Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! Дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей, Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи. Дорогие братья и сестры, примирившись друг с другом, простив все обиды, отправимся в духовный путь – Великий Пост, чтобы еще на одну ступенечку подняться ближе к Богу и с радостью воскликнуть в Святую ночь Пасхи Христовой: Христос Воскресе! Воистину Воскресе! 2000 год 55. На пути к Пасхе В духовной жизни православного христианина время Великого Поста, Страстной седмицы и Святой Пасхи – это путь грешного, подвластного смерти человека к духовному обновлению, преображению и Вечной Жизни. Живший в VIII веке до Рождества Христова пророк Исаия говорил от имени Бога о посте: В от, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел?.. Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся ( Ис.58:3-7 ). Пост – время усиленной борьбы с грехом, самолюбием и равнодушием в своей душе, время борьбы с нечистыми мыслями и желаниями. Телесный пост с ограничениями себя в пище, развлечениях и удовольствиях играет большую роль в жизни христианина. Ослабляя страсти, он помогает внутренней, духовной стороне поста. Волевым усилием человек все внимание перемещает с себя и своих потребностей на ближних. Должно произойти нечто подобное тому, как женщина, рождая ребенка и становясь матерью, во многом забывает о собственных проблемах и все силы души обращает на ребенка.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

С завтрашнего дня наступает Великая Четыредесятница, или Великий Пост, — время истинно дорогое для людей, умеющих поститься, как должно в духе христианском. Чтобы это время послужило нам к душевной пользе и спасению, побеседуем ныне о необходимости поста. Нужен ли пост, т.е. воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, но и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост, как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? A хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность или царство небесное, которое существует также несомненно, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог — Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Как не хотеть! Там, по верному и непреложному слову Божьему, живут во веки веков « праведность и мир и радость во Святом Духе » (Рим. 14:17), там Бог, там духи блаженные, там люди праведные. А на земле, в продолжение немногим более семидесяти лет, только почти и видишь везде грехи, смятения и бедствия. Если желаешь знать, ты непременно должен поститься: так как « плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления » (1Кор. 15:50), потому что « царствие Божие не пища и питие » (Рим. 14:17). Плоть и кровь, пища и питье, как вещи грубые, стихийные, земные — должны остаться на земле и подвергнуться общей участи тел земных — тлению. На небе нет и не может быть места для грубой плоти и крови потому, именно, что там — небо, a не земля, что существа тамошнего мира имеют свойства совсем отличные от свойств людей, живущих в похотях мира, свойства духовные, светоносные. Говорить ли тебе о самом Боге, Отце блаженных обитателей неба? Он есть Дух чистейший, Который гнушается, как скверной, делами плотскими, выходящими из границ закона, умеренности и приличия. « Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками » сказал Он о людях, которые оскорбляли Его своею привязанностью к чувственным удовольствиям. Почему? « Потому что они », говорит, « плоть » (Быт. 6:3). Потому что они — грубая плоть, кусок земли, в которой нет ничего духовного, родного Мне.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Св. Иоанн Златоуст наставлял свою паству: «... пребудем в постах , молитвах и в великом воздержании» . «Пребывать в постах» значит не что иное, как регулярно и часто поститься. Св. Василий Великий одну из своих бесед перед наступлением страстной седмицы посвятил пространному объяснению происхождения, назначения и великой пользы поста. Приведу несколько отрывков из сего замечательного поучения: «И Господь говорит: не будьте унылы, но умой лице твое и помажь голову твою ( Мф.6:16–17 ). Поэтому будем себя вести, как научены, не сетуя в наступающие дни (т.е. дни всеобщего для христиан поста), но встречая их светло, как прилично святым... Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Все отличающееся древностью почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: «от дерева познания добра и зла не ешь от него» ( Быт.2:17 ). А сие: «не ешь», есть узаконение поста и воздержания. Если б постилась Ева , и не вкусила с древа; то мы не имели бы теперь нужды в этом посте. Ибо не здоровые имеют нужду во враче, но больные ( Мф.9:12 ). Мы повреждены грехом: уврачуемся покаянием; а покаяние без поста не полно. Поскольку мы не постились, то изринуты из рая. Потому будем поститься , чтоб снова взойти в рай. Приведи на память святых, бывших от начала века, которых весь мир не был достоин, которые скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления ( Евр.11:37–38 ). Подражай их образу жизни, если домогаешься части с ними. Что упокоило Лазаря в недрах Авраамовых? Не пост ли? А жизнь Иоаннова была единый пост. У Иоанна не было ни одра, ни стола, ни возделанной земли, ни вола земледелателя, ни пшеницы, ни человека, кому приготовить хлеб, ни иного чего нужного для жизни. Потому из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя ( Мф.11:11 ). А Павла, между прочим, и пост, о котором он также упоминает, хвалясь своими скорбями, возвел на третье небо... Ибо плоть и дух противоборствуют друг другу. Поэтому, если хочешь сделать крепким ум, обуздай плоть постом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010