С появлением монашества пост вошел в число монашеских обетов и сделался принадлежностью иноческой жизни. Монастыри и оказали влияние на развитие у христиан любви к постничеству. Посты по продолжительности делятся на многодневные и однодневные. К первым относятся: Великий, Петровский, Успенский и Рождественский посты. К однодневным постам относятся: пост в среду и пятницу каждой недели, установленный в воспоминание предания Спасителя на страдания и Его страданий и смерти. Еще в древней Церкви среда и пятница были известны как постные дни. В некоторые седмицы в среду и пятницу поста нет. Таковы седмицы пасхальная и Пятидесятницы, святки – от Рождества Христова до Богоявления, кроме Богоявленского сочельника, седмица мытаря и фарисея и сырная седмица. Пост в праздник Воздвижения Креста Господня установлен в честь воспоминания в этот день страданий Христовых. Пост в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 29 августа, установлен для того, чтобы почтить память столь великого праведника и пустынножителя. Установление этого поста древнее, как и сам праздник (IV в.). Пост в навечерие праздника Крещения – 5 января, установленный ради величия дня и освящения в этот день воды. В Евангелии есть два места, особенно важных для понимания смысла и значения поста. На вопрос иудеев ко Христу, почему ученики Его не постятся, подобно ученикам Иоанновым и фарисейским, Господь ответил: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними Жених? Доколе с ними Жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Мк. 2, 19–20 ). Смысл этих слов не исчерпывается лишь указанием на время, когда окончится пребывание Христа во плоти со Своими учениками; они указывают и на духовные состояния, знакомые каждому, проходящему путь духовной жизни и борьбы со грехом, когда человек чувствует себя отделенным от Христа одолевающими его грехами и страстями, чувствует себя уже здесь, на земле, вверженным во тьму кромешнюю. Средствами освобождения человеческой души от подобных состояний и возвращения ее ко Христу являются, по слову Спасителя, лишь пост и молитва: «Сей род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так учит и слово Божие, и Православная Церковь . О том, как пост угоден Богу можно видеть из того, что Сам Господь Бог говорил в Ветхом Завесе устами пророка Исаии, «вот пост, который я избрал разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» ( Ис.58:6–7 ). Подобным образом и Православная Церковь поучает нас в своих песнопениях постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголание, лжи и клятвопреступления сих оскудение, пост истинный есть и блаюприятный (Понед. 1-й нед. Вел. Поста, стих на стих.) Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всякий союз неправды, расторгнет стропотная нуждных изменений; всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы (Среда 1-й нед. стих на Господи возв.) Так же учат о посте и св. Отцы. «Берегитесь измерять пост простым воздержанием, говорит св. Василий Великий ; те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однакоже, не перестает грешить» (Цветн. Дух. Кн. 2, стр. 151). «Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи», учит св. Иоанн Златоуст , «тот более бесчестит его. Ты постишься, докажи это мне своими делами! Какими, скажешь, делами? Если увидишь нищего, подай милостыню, если увидишь врага, примирись, если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо». «Да постится», поучает нас также святитель Тихон Задонский , «ум твой от суетных помышлений; да постится память от злопомнения, да постится воля твоя от злого хотения, да постятся очи твои от худого видения; да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических, да постится язык твой от клеветы, осуждения, колдунства, лени, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова; да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра, да постятся ноги твои от хождения на злое дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Установление второе. Обо всех четырех постах, которые ежегодно совершаются в Святой Православно-Кафолической Восточной Церкви. Церковь Христова, Матерь наша, прекрасно и свято установила для нас, чад сво­их, четыре поста, чтобы мы их неизменно соблюдали каждый год. ПЕРВАЯ ПРИЧИНА. В Книге пророка Захарии в главе 8 написано: И было слово Господа Саваофа ( Зах. 8, 1 ). Так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир ( Зах. 8, 19 ). Если люди Ветхого Завета ежегодно соблюдали четырехкратный пост в течение разных четырех месяцев, то тем более нам, людям, получившим совершенный Закон, приличествует эта доброде­тель, дабы не говорили, что их добродетели выше наших. И чтобы никто не сказал, что Апостол Павел в Послании к Галатам запрещает христианам подражать Иудеям, следует знать, что в нашем христианском законе со­вершенно отсутствуют чиноотправления Иудеев, то есть обрезание, жертвы от скотов и птиц, новомесячия, субботы и тому подобное. Все это Апостол запрещает. Но посты, милостыни, молитвы имеют другое назначение. Способствуя исправлению нравов, по­каянию и благочестивой жизни. К тому же наши четырехкратные посты соблюдаются не одинаковым образом с Иудеями и не в одно и то же время, и не по той же причи­не, что у них. Наконец, если христианам отвергнуть все, что было заповедано Иудеям, придется отвергнуть и десять заповедей, которые были даны на скрижалях пророку Моисею. ВТОРАЯ ПРИЧИНА. Второе основание. Церковь Христова имеет власть устанав­ливать законы о постах и о других необходимых благоучреждениях, и мы должны пови­новаться ее законам, о чем подробно было сказано выше в разделе втором. ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА. Есть четыре времени года: весна, лето, осень и зима. По­этому Церковь Христова, по различию этих четырех времен, благоизволила властью, данною ей от Бога, установить различные четыре поста, чтобы мы, соблюдая их, бла­годарили Бога, удостоившего нас пройти часть своего земного пути, и просили Бога о помощи на будущее время. Таким образом, в Великий Пост мы благодарим Бога за то, что Он дал нам пройти зиму, и просим Его, чтобы Он благоволил нам благополучно и беспрепятственно пройти и поприще весны.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

17:19), предтеча Господа – Иоанн ( Мк. 1:6 ). Постились жители Ниневии и спасены были от гнева Божия ( Иона 3:5–10 ). В Ветхом Завете пост считался необходимым спутником усердной молитвы, способным расположить Бога к милости и исполнению прошений, с какими к Нему обращаются постящиеся. Святой Василий Великий говорит: «Уважь седину поста, ибо он современ человечеству». Господь предсказал, что христиане будут поститься после Его вознесения на небо. Когда ученики Иоанновы требовали, чтобы Апостолы постились, то Спаситель сказал: «Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Лк. 5:34–35 ). Вся земная жизнь Иисуса Христа от первых и до последних дней была непрерывным постом. Его пищею являлся простой хлеб и рыба. Спаситель постился 40 дней и 40 ночей, постом и молитвою победил врага рода человеческого диавола. Иисус Христос не только Сам постился, но и всем последователям дал прямой и ясный закон о посте, отличный от закона фарисейского. Господь сказал ученикам Своим: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры...» ( Мф. 6:16–18 ). Вместе с тем Спаситель указал и относительную пользу поста совокупно с молитвою: «Сей же род, сказал Он ученикам Своим, недоумевающим, почему не могли изгнать духа нечистого, изгонится только молитвою и постом» ( Мф. 17:21 ). Апостолы, твердо помня заповедь – предсказание Христово о посте в словах: «Когда отнимется Жених, тогда будут поститься» ( Мф. 9, 15 ; Мк. 2:20 ), постились, о чем говорит книга Деяний. По примеру Апостолов издревле соблюдались христианские посты: Великий пост , Петровский, Успенский и Рождественский посты, а также еженедельные в Среду и Пятницу; древнейший по своему происхождению это Великий пост или святая четыредесятница. Этот Пост освящен Самим Спасителем и установлен Церковью по Его примеру. Ведет свое начало от времен апостольских. В 69 апостольском праиле уже указывается на этот пост, когда говорится: аще кто епископ, или пресвитер не постится во святую четыредесятницу пред Святою Пасхою, или в Среду и Пяток, да будет извержен».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

еп. Мефодий Кампанский Накануне Великого Поста 1 Завтра наступает Великий Пост, „весна постная”, святая Четыредесятница. Как отметим эти св. дни в нашей жизни? Будем стараться души свои очистить, растормошить, к свету Христову приблизить. Будем стараться соблюдать пост, а если это по обстоятельствам жизни нашей невозможно, отметим пост лишением себя чего-либо, например, бросим курить, откажемся от вина, дети могут отказаться на Великий Пост от конфет. Великим Постом будем ежедневно читать молитву „Господи и Владыка живота моего”, постараемся чаще бывать в храме. Постараемся сделать что-либо доброе, хорошее Христа ради. Позаботимся и о храме своем и о его благоукрашении. Храм благоукрашается чистотою, благолепием Богослужений, цветами и разными жертвами, но особенно храм благоукрашается жизнью христианской своих прихожан. Вот об этом особенно подумаем. Приготовимся к исповеди, все дурное, нехорошее, грешное скинем с себя и приступим, если Господь допустит, к таинству св. Причащения. „Постное время светло начнем”, и да даст нам Господь светло встретить и Светлый Праздник Пасхи. Пресвятая Богородице, спаси нас! 2 Сегодня совершенно особенный день. Сегодня надо отложить зло и положить начало благое. Завтра начинается Великий Пост, т.е. время, предназначенное для духовного самоуглубления, для проверки и исправления своей жизни. Так важно решиться отметить для себя дни Св. Четыредесятницы, духовно за это время очиститься и обогатиться. Пусть каждый об этом подумает. Но кое-что может быть и общим для всех: 1) Решим все ежедневно, кроме праздников, читать великопостную молитву св. Ефрема Сирина – „Господи и Владыко живота моего…”, по возможности, с положенными поклонами. 2) Решим все ежедневно прочитывать хотя бы несколько слов из Священного Писания . 3) Постараемся по вечерам задумываться о проведенном дне: что нехорошее, грешное за этот день сделали? 4) Постараемся чаще заходить в церковь на богослужения и, по возможности, не только в праздничные дни. 5) Наконец, все подготовим себя к исповеди, с надеждой причаститься Св. Христовых Таин. Время Великого Поста – исключительное время, которым нельзя не воспользоваться. Апостол Павел сегодня так говорит нам: „Наступил уже час пробудиться нам от сна… Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружие света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти”. Усилие к добру каждого из нас есть и участие наше в общей борьбе со злом на земле. „Постное время светло начнем!” Аминь. Читать далее Источник: Немного о многом : Слова и поучения, 1932-1972/Еп. Мефодий. - Париж : [Вечное], 1973. - 187 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nemnog...

«Велико покаяние на земле, потому что душам служит лествицей к восхождению туда, откуда они свержены грехом. Оно восстанавливает естество и возвращает ему его собственное достоинство» (Преп. Ефрем Сирин ). «Велика сила покаяния, если она делает нас чистыми, как снег, и белыми, как волна, хотя бы грех предварительно запятнал наши души» (Свят. Иоанн Златоуст ). Необходимо всегда осознавать, что мы грешные пред Богом, но не отчаиваться, ведь Господь желает нам спасения и готов прощать и миловать, если мы просим Его об этом. О посте Наступил Великий пост, время для воздержания и покаяния. В это время весь православный мир пребывает в строгом посте и молитвах. Но что мы знаем о посте? Умеем ли мы поститься? В Новом Завете Сам Господь соблюдал посты: «И постившись, сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» ( Мф. 4:2 ). Посты были и в Ветхом Завете. Постился пророк Божий Илия (3 Цар. Гл. 17 и 19). Жители Ниневии постом и молитвою были спасены от гнева Божия ( Иона 3:5 ). «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф. 6:16 -18 ). Пост полезен как для души, так и для тела. Он освежает голову и облегчает молитву, даёт лёгкость всему телу. И даже с медицинской точки зрения пост даёт отдых организму человека, выводя из него шлаки. Пост это благотворное время для богомыслия и добрых дел. Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял, и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния (Святитель Василий Великий ). Он дисциплинирует человека. К посту нужно подходить рассудительно и брать на него благословение у священника.

http://azbyka.ru/way/doroga-k-bogu-svjas...

   Богослужение начинается с Великой Вечерни, но первый возглас священника тот же, что и на Литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа»..; таким образом, все богослужение обращено к надежде Царства, оно есть то духовное ожидание, что и определяет собою весь Великий Пост. Затем, как обычно, следует вечерний псалом (Пс.103) «Благослови, душе моя, Господа...», Великая Ектения и 18-я Кафизма (часть) Псалтири. Эта Кафизма читается каждый день недели Великого Поста. Она состоит из псалмов 119—133, называемых «песнями восхождения». Их пели на ступенях Иерусалимского Храма, поднимаясь по ним; это была песнь людей, собиравшихся для молитвы, готовившихся к встрече с Богом: «Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень...» (Пс. 121:1) — «Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во время ночи. Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа. Благословит тебя Господь с Сиона; сотворивший небо и землю» (Пс.133:1-3).    Во время чтения этих псалмов священник берет Агнец (Святые Дары), освященный в предыдущее воскресенье и кладет Его на дискос. Затем, после перенесения дискоса с престола на жертвенник, он наливает вино в чашу и покрывает Святые Дары, как это обычно делается перед Литургией. Надо отметить, что все это делается молча, без каких-либо молитв священника. Устав подчеркивает эту особенность: все молитвы были уже прочтены за воскресной Литургией.    После малого Входа и пения «Свете Тихий» читаются две указанные на этот день паремии, т. е. чтения из Ветхого Завета, взятые из книги Бытия и Притч. Между этими чтениями (паремиями) совершается обряд, напоминающий нам те времена, когда Великий Пост был главным образом посвящен приготовлению оглашенных к крещению. Во время чтения первой паремии из книги Бытия священник ставит зажженную свечу на Евангелие, лежащее на Престоле; по окончании чтения священник берет свечу и кадило и благословляет молящихся, возглашая: «Свет Христов просвещает всех!» Свеча — символ Христа, Света мира. То, что свечу ставят на Евангелие во время чтения Ветхого Завета, означает, что все пророчества совершились во Христе, который просветил своих учеников, чтобы «они могли разуметь писания». Ветхий Завет ведет к Христу, так же, как Великий Пост ведет к просвещению крещающихся. Свет Крещения, соединяющий оглашенных с Христом, открывает их разум для понимания учения Христова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

Великий пост, труд восхождения Однажды после кораблекрушения одного европейца выбросило на остров в океане. Этот остров был населен аборигенами, которые оказались умными, гостеприимными и к тому же исповедовали христианскую веру. Вечером вождь пригласил спасшегося человека на ужин в свою хижину, и за едой у них состоялся разговор о пользе цивилизации. Гость с жаром начал рассказывать вождю, какие усовершенствования можно внести в жизнь острова и как они изменят жизнь племени. 18 февраля, 2010 Однажды после кораблекрушения одного европейца выбросило на остров в океане. Этот остров был населен аборигенами, которые оказались умными, гостеприимными и к тому же исповедовали христианскую веру. Вечером вождь пригласил спасшегося человека на ужин в свою хижину, и за едой у них состоялся разговор о пользе цивилизации. Гость с жаром начал рассказывать вождю, какие усовершенствования можно внести в жизнь острова и как они изменят жизнь племени. Великий пост это свидетельство Церкви о Царствии Божием, свидетельство всего опыта церковной жизни — опыта святых о том, что возможно и что именно красиво перед Богом жить по закону Духа Святого, а не по закону суеты этого мира — «ешь, пей, веселись». Апостол Павел поучает верных: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лука, 17:21) говорит Господь, в самом сердце человека. Если бы я любил Бога, то я бы слушал Церковь, если бы я слушал Церковь, мне бы было радостно разделить общее для православных христиан послушание — Великий пост. Мне давно нравится сравнение великого поста с лествицей, каждая неделя это новая ступень, ведущая нас по пути духовного восхождения; Попробую и я построить свою лестницу к Богу. Очень важно, чтобы построение этой лествицы не превратилось в построение вавилонской башни. Мы восходим к Богу не для того, чтобы низвергуть Его и не для того, чтобы стать богами по собственному произволу. Но чтобы стать богами по благодати — а благодать в руке Божией — в Его воле дать ее или нет трудящемуся ради Его святого Имени.

http://pravmir.ru/velikij-post-trud-vosx...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Пророчество Исаии и призыв к покаянию патриарха Тихона 22.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского , Великий Пост Слово в первый день Великого поста Со страхом и трепетом стоим мы перед судом Слова Божия в эти святые дни. Те образы и имена, которые мы слышим в Великом покаянном каноне святого Андрея Критского, напоминают нам о том, что всегда и во все времена каждая душа человеческая проходит через те же самые глубокие испытания и стоит перед тем же самым, все решающим выбором, что и сто, и двести, и тысячу лет назад. И хотя слова канона написаны были тысячу лет назад, они обращены к глубине нашей совести так, как были бы произнесены Сердцеведцем Господом сегодня. Еще более удивляют нас звучащие в храме с первых дней Поста ветхозаветные чтения, и среди них, прежде всего, пророчества Исаии. Не все имеют возможность быть в храме в будни за утренними богослужениями, и я хотел бы сейчас более подробно остановиться на некоторых местах этих пророчеств, открывающих Великий Пост. То, что там сказано, как будто бы относится к нашим дням: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня …Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад» (Ис. 1, 24). Многие замечают, что здесь пророк изображает как будто и духовное, и материальное состояние души нашего русского народа, хотя эти слова были обращены к народу израильскому. И тем же самым болезням то же самое врачевание предлагает сегодня Господь. Когда случилась великая беда с Русской Церковью и с нашим народом, Святейший Патриарх Тихон в своем Послании ко всему русскому народу обратился с призывом к покаянию, в котором он употреблял слова пророка Исаии — те самые, что мы слышим в течение первой недели Великого Поста: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих…» (Ис. 1, 16). Святой Патриарх Тихон понимал, что Божией России необходим общий пост, общее говение — такое очищение души, которое одно единственное может дать спасение нашему народу. И мы знаем, что народ в массе своей не послушался голоса Божия, звучащего через ветхозаветного пророка Исаию и через современного пророка — Святейшего Патриарха Тихона: «Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис. 1, 20). Народ наш «не покаялся слезами», как сказал Святитель, поэтому Господь дал ему возможность «покаяния кровью».

http://moral.ru/prizyv-pokaianie/

Великий пост установлен в подражание сорокадневному посту Спасителя; Филиппов или Рождественский пост служит для приготовления верующих к достойному празднованию дня Рождества Христова. Петров пост соблюдается христианами в память получения Св. Духа в день Пятидесятницы и в воспоминание проповеди Апостолов, которые перед выступлением на нее постились ( Деян. 13:2, 3 ). Успенский пост установлен в напоминание о будущем преображении уничиженных тел благочестивых христиан ( Мф. 17:2 ; Флп. 3:20, 21 ) и для того, чтобы христиане соделывали себя достойными этого преображения, а также Успенский пост предписан и для воспоминания о славном Успении Богоматери. Почему сектанты: штундисты, баптисты, пашковцы-евангелики, молокане, меннониты, адвентисты и др. не признают постов христианских? Потому, что они – не христиане. Они отреклись от научения Христа Спасителя и Свв. Апостолов, и выдумали свои религии. Диавол научил и научает сектантов противиться Церкви Христовой и отвергать посты потому, что посты страшны для диавола, так как он, по слову Спасителя ( Мф. 17:21 ), «изгоняется постом». Отвергая посты, могут ли сектанты оправдаться такими словами Писания: «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» ( 1Кор. 8:8 )? Нет, не могут: в указанных словах не о посте речь, а говорится о пище, что она сама по себе – ни добро, ни зло: все от того зависит, как употреблять пищу. Грех не в пище, а в невоздержании, в непослушании Церкви, в удалении от общего ее подвига. Ап. Павел, на которого ссылаются сектанты, говорит о нем так: «усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор. 9ср. 7:5) Сектантское отрицание постов оправдывают ли слова Спасителя: «не то, что входит в уста, оскверняет человека» ( Мф. 15:11 )? Нет, не оправдывают, потому что, если изречение Господа понимать по-сектантски, тогда и все пьяницы, и обжоры могут говорить, что они не виновны в своем пьянстве и обжорстве, потому что они допускают излишки напитков и пищи в уста, а это, будто, не грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010