Великий пост – время, когда актуализируется каждое слово молитвы, и самое бесчувственное сердце способно растаять как воск, нужно лишь уметь подобрать к нему соответствующий ключ. Пост – это мучение. Если не верите – откройте Постную триодь. «Поприще добродетелей отверзеся, хотящии страдальчествовати – внидите, препоясавшеся добрым поста подвигом» (Стихира на Хвалитех утрени Прощеного воскресенья), – поет Церковь накануне поста. «Подвиг добродетелей открылся, желающие пострадать – войдите». Если суть поста – мученичество, то вопрос о видах пищи и пития решается просто: надо алкать и жаждать А если суть поста – мученичество, то вопрос о видах пищи и пития в пост решается просто и однозначно. Мучение – это не просто одно есть, а другое не есть, а вообще – алкать и жаждать. Ну, а поскольку мы не в состоянии так проводить все семь недель поста, то устав и узаконивает в отдельные дни полное воздержание от пищи, в другие дни воздержание до определенного часа, в иные дни разрешает послабление. Каждый отягощен своим грехом. Совесть каждого сама должна решить, какое злострадание нужно понести ради очищения своей души. Это не заместительная жертва и не выкуп, это онтологическое исправление вектора душевных наклонностей. Если я страдаю от блудных помыслов и желаю в пост ради этого воздерживаться от пищи до вечера по определенным дням, или поклоны класть, или еще чем себя отягощать, то это не для легализации духовной скверны во мне, а ради избавления от оной. Не хочу грешить! И не могу не грешить. Хочу исполниться благодати – и не могу найти в себе сил на ее стяжание. Что же делать мне, окаянному?! Чтобы разорвать это противостояние между телом и духом, хочется разорвать и само тело, разрезать его на тысячу кусочков и так прекратить войну. Но не это Богу угодно. Ему нужны бескровные мученики. Взираю на апостола Павла и ободряюсь: две тысячи лет назад он описал мои муки: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7: 22–24).

http://pravoslavie.ru/92289.html

Веруешь ли ты в Церковь Единую, Святую, Соборную и Апостольскую, что ты принадлежишь к обществу спасаемых, что ты член Христов, чадо Божие и наследник Христов? Так ли ты живешь, как требует твое высокое звание, как должен поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины [ 1Тим. 3, 15 ]? Какие крайности, равно предосудительные, бывают с нами и в храме во время молитвы и пения, и дома, именно: из-за чьей-либо немощи, слабости смеемся, хотя бы то и уважаемого человека, и смущаемся, трепещем пред сильными мира сего, как будто нам смерть настала как будто бы они нас поглотить хотят, – вот как враг смеется над нами, ибо верю, что это – его дело, а наше – малодушие и маловерие. Господи! покажи нас совершенными имени Твоего ради, непоколебимыми, твердыми в добродетели, благоговейными пред лицем Твоим, на которое и многоочитые взирати не могут. (Случай в соборе за вечерней с одним петербургским господином, певшим стихиры.) Если у вас нет поста, то купите его! Так пост необходим для провождения жизни Евангельской; но если мы не хотим жить по Евангелию, а по Алкорану 57 или по расположению и пристрастию плотскому, тогда зачем пост? Не нужен – потому что пост несколько умерщвляет плоть, охлаждает, облегчает ее. Но замечательно, что самый Алкоран, копируя несколько Евангелие, вводит пост в жизнь мусульман! Так он считается необходимым даже не у христиан! А Лютер превзошел и Магомета – совсем отбросил посты. Бывши в самом начале июня на стеклянном заводе, я видел, как надувают и растягивают стекло. Удивительное дело, подумал я: огонь превращает песок и прочие составы в огненное тесто, или в огненную тягучую смолу, из которой образуется стекло. Какой великий деятель – огонь! Что не делается посредством огня! Почти все, что есть в нашем доме и в наших руках, делается при посредстве его. Наконец и самый мир превратится 58 при его же посредстве. Стихии же г разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам? 2 Петра, 3, 10 и И. Теперь огонь служит нам во всем, хотя иногда и сожигает наши домы и даже людей; но настанет вечность, когда он вечно будет пожирать грешников в геенне! А как мы мало об этом думаем и потому как мало или нет исправления, – сколько пристрастия к мирским вещам!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Особенно трудна борьба у человъка с дьяволом , как врагом самым сильным, искусным, хитрым, а главное невидимым. Вот почему и апостол заповедует всем нам, христианам, ввиду всего этого, бодрствовать и трезвиться ( 1Фес.5:6 ); «Бодрствуйте и молитесь, – говорит Спаситель, – чтобы не впасть в искушение» ( Мф.26:41 ). Так должно смотреть на наше пребывание в сем мире; такому взгляду научает нас, слово Божие и Св. Церковь . Согласно такому взгляду и верованию большая часть годового времени назначена Св. Церковью служить для нас, временем плача и сетования о грехах, временем борьбы, духовного упражнения нашего в добродетельной жизни. Но преимущественно для этой цели установлена Св. Церковью Святая и Великая четыредесятница или так называемый «Великий Пост» со всеми его столь глубоко трогательными и высоконазидательными молитвами, песнопениями и церковными службами. Как Господь наш Иисус Христос перед Своим вступлением на открытое служение роду человеческому 40 дней и 40 ночей провел в посте и молитве, так ныне православные христиане, по Его примеру, желая достойно приготовить себя к празднику Св. Пасхи, великому и торжественному дню воспоминания славного воскресения Победителя ада и смерти, проводят 40 дней в посте и молитве. Пост святой четыредесятницы, по установлению Св. Церкви, состоит в совершенном воздержании от пищи и пития в продолжение дня и вкушении их в самом умеренном количестве вечером; вкушать при этом можно только пищу, состоящую в сухоядении и при том постную. Но истинное провождение поста не ограничивается только воздержанием от пищи. Памятуя слова Спасителя, что не то сквернит человека, что входит внутрь, а исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека ( Мк.7:18–23 ), – памятуя эти слова, Св. Церковь заповедует сохранять не только пост телесный, но главнее всего – пост духовный: «Братия, постяся телом, будем поститься и духом» – внушает она своим чадам в одной из церковных песней Великого поста, – «развяжем всякое сплетение лжи, уничтожим неправду насильно навязанных (ближнему) обязательств, всякую несправедливую запись раздерем, алчущим подадим хлеб, и нищим бездомным дадим приют, чтобы удостоиться от Христа великой милости».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

" Охлаждение шло постепенно, - продолжил архипастырь. - Сначала христиане причащались каждый день - это было как трапеза, которую тоже вкушали ежедневно. Затем в четвертом веке стали причащаться раз в неделю, потом раз в пост, а в царской России причащались только раз в год - ходили на службу, исповедовались, причащались - ставили галочку. Постепенно всех лукавый отогнал, потому что видит, какую силу имеет причастие. Когда мы исповедуемся, лукавого изгоняем из души. А что дальше? Диавол кружит, смотрит по сторонам и видит: какая-то душа не занята, в нее можно привести с собой еще семь злейших бесов. А когда мы причащаемся, это для них стена, они не смогут войти к нам в душу. Поэтому, как только очистим душу, нужно немедленно причащаться, чтобы всегда быть с Господом. Мы питаем тело каждый день, иначе оно засохнет и ослабнет. Так и душу надо питать ежедневно, чтобы огонь благодати не погас, иначе мы превратимся в бесплодных смоковниц " . " Сегодня говорилось в Евангелии о том, как Господь шел по полям, и ученики стали срывать колосья. Фарисеи, наблюдая за этим, стали как бы упрекать учеников, но на самом деле упрекали Христа. Иудеи субботу сделали богиней. Суббота для них - это все. Рядом с ними Бог, а они поклоняются субботе. Так они посчитали, что ученики, протирая колосья и бросая зерна в рот, совершают жатву. А жатва - это труд, который нельзя делать в субботу. Фарисеи говорили: " Смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? (Мк. 2:24, 25). " И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы " (Мк. 2:27). Потом Спаситель зашел в синагогу, и там стоял человек с высохшей рукой. И как только Он зашел, фарисеи обратили внимание на Него и того человека, ждали, что будет. Христос заметил их мысли и спросил: " Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? " (Мк. 3:4). Они не смогли ничего сказать. И тогда Он исцелил того человека. Вот как можно все извратить, исказить, и иудейский народ вместо того, чтобы принести Господу достойные награды и плоды, превратился в " дикий виноград " . Господь не нашел пути спасения для него, все отверг и дал нам Новый Завет и новую заповедь - любить друг друга. Это главное. Все пророки только об этом и говорили, а мы формально что-то исполняем, а самого главного - любви - не имеем. Так вот, пост нам для того дан, чтобы мы смогли полюбить Христа и друг друга. Если это будет, значит пост нам станет во спасение. А если не будет, то мы превратимся в таких же бесплодных смоковниц и дикий виноград. Желаю вам достойно пройти Великий пост, очистить души, напитать их благодатью Божией и встретить Светлое Христово Воскресение в мирном, добром духе " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Свт. Василий Великий , учил: «Воздержание от пищи само по себе недостаточно к тому, чтобы сделать пост похвальным, а надобно, чтобы и в прочем соответствовало поведение, то есть и речи, и обращения, и сближения должно иметь с теми, от кого можно получить пользу, так, чтобы воздержание от пищи было дополнением подвижничеству». Вы слышите, братия и сестры?! Воздержание от пищи только дополнение, а главное в посте – суд и милость: суд над собою и милость по отношению ко всем другим. Оказывается, скоромным во время поста является не только колбаса, но и любой пустой разговор, не только котлета, но и любое грубое или ругательное слово. Если мы это поймем, то и начнем поститься по-настоящему. Нельзя во время поста быть мрачным и неприветливым. В старину православные служили во время поста не в мрачных ризах, а в светлых; это южнорусское, малоросское духовенство натащили к нам всякие латинские мрачные обычаи и угрюмые театрализованные обряды. Господь не хочет, чтобы во время поста мы погружались в фанатический мрак. Напротив, Сын Божий учит нас: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Пост – это весна души! – как учили древние. Время покаяния, оно же и время радости. Радости о спасающем нас Господе. Но теперь, на все дни поста, эта радость будет тихою и благостною, по-русски задумчивой и спокойной. То, что пост может быть радостным событием, об этом знали даже древние ветхозаветные пророки. Так, например, Господь Бог учил через пророка Захарию: «так говорит Господь Саваоф: пост… соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир» ( Зах. 8:19 ). Просматривая почту на мой адрес, я подготовил ответы на некоторые вопросы. ВОПРОС: Почему грех против Духа Святого не простится никому? ОТВЕТ: В Писании сказано: «если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем?…» ( 1Цар. 2:25 ). Грехи против Святого Духа следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Сектант : Но постящиеся не должны осуждать тех, кто не постится, по слову апостола: Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба?.. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога ( Рим.14:3–4.6 ). И еще: никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело во Христе ( Кол.2:16–17 ). Священник : Истина и здесь не на твоей стороне. Первое речение, как и приведенное еще раньше, не пост отменяет, но различение яств, имевшее силу в Ветхом Завете. Также и вторым своим речением, которое опровергает иудействующих, великий апостол указал, что для христиан нет ничего нечистого. Таким образом, и здесь и там сказано, что иудейский закон о пище утратил значение в Новом Завете. Если бы вы читали Священное Писание со вниманием, не выхватывая отдельные места по своему произволу, но соединяя их со всем предшествующим и последующим и руководствуясь духовным разумом, то не впадали бы в заблуждения и не увлекали бы других за собою в погибель. Сектант : Истинный пост тот, что состоит в полном воздержании на определенное время от всякой еды и питья. А такой пост соблюдается по свободному выбору, по обстоятельствам и возможностям каждого, но отнюдь не в дни, предписанные начальствующими, или в определенные периоды года, как происходит это у православных. Священник : Такой пост не осуждает и наша Церковь , усматривающая в нем прочное библейское основание. Но поскольку он далеко не всякому под силу, то ею установлены другие виды поста, обязательные для каждого христианина и также имеющие опору в Священном Писании. Сектант : Какие же библейские основания можно указать для принятого у вас поста? Ваши епископы и священники отяготили христианский народ множеством постов, соблюдая которые он должен поститься чуть ли не круглый год, а сами уподобляются древним фарисеям и книжникам. Ибо возложив на других бремена тяжкие, не помогают снести их и перстом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Содержание С какой целью постятся православные христиане Первая заповедь, данная Богом человечеству, - о посте. Она была необходима для нас в раю, до грехопадения, и тем нужнее стала после изгнания из рая. Мы должны поститься, исполняя Божию заповедь. В книге пророка Иоиля сказано: Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании... назначьте пост (Иоил. 2, 12-15). Бог повелевает здесь, чтобы грешные люди постились, если хотят получить Его милость. В книге Товитовой Ангел Рафаил го- ворит Товии: Доброе дело - молитва с постом и милостынею и справедливостью... Лучше творить милостыню, нежели собирать золото (Тов. 12, 8). В книге Иудифи написано, что Иоаким, великий священник Господень, обходил весь народ израильский и говорил, что Господь услышит их молитвы, если они пребудут в посте и в молитвах. В книге святого пророка Ионы рассказывается, что царь ниневийский, услышав пророчество Ионино о гибели города, облекся во вретище и запретил вкушать всему городу, чтобы не только люди постились, но чтобы и скотам не давали пищи в течение трех дней. Царь Давид упоминает в псалмах о том, как он сам постился: одевался во вретище, изнурял постом душу мою (Пс. 34, 13); и в другом псалме: Колени мои изнемогли от поста (Пс. 108, 24). Вот как постился царь, чтобы Бог был милостив к нему! Сам Спаситель постился сорок дней и сорок ночей, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2, 21), чтобы и мы по силе нашей хранили пост в Святую Четыредесятницу. Пишется в Евангелии от Матфея, что Христос, изгнав беса из некоего юноши, сказал апостолам: сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). Постились и святые апостолы, как об этом говорится в Деяниях: Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 2-3). Святой апостол Павел во Втором послании к Коринфянам, увещевая верных всем являть себя, как служителей Божиих, между иными богоугодными делами упоминает и пост: в бдениях, в постах (2 Кор. 6, 5), и затем, вспоминая свои подвиги, говорит: в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте (2 Кор. 11, 27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2116...

Углубись в историю, и ищи древность его происхождения. Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Всё отличающееся древностию почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству. Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: « А от дерева познания добра и зла не ешь от него ( Быт. 2, 17 ). А это « не ешь» есть узаконение поста и воздержания. Если бы постилась Ева , и не вкусила от древа, то и мы не имели бы теперь нужды в этом посте. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» ( Мф. 9, 12 ) . Мы повреждены грехом, уврачуемся покаянием, а покаяние без поста не действенно. «Проклята земля за тебя, тернии и волчцы произрастит она тебе» ( Быт. 3, 17, 18 ). Велено сокрушаться духом, а не предаваться роскоши. Постом оправдайся перед Богом. Но и само пребывание в раю есть образ поста, не потому только, что человек, ведя жизнь равноангельную, в уподоблении ангелам преуспевал тем, что довольствовался малым, но и потому, что жившим в раю не приходило на мысль, что впоследствии было изобретено человеческим разумом: ни употребление вина, ни заклание животных, ни всё, что делает мутным человеческий ум» (Святитель Василий Великий . Творения. Т. 2. О посте. Беседа 1. СПб.: Репринт, 1911. С. 77). 5 Фасмер М.. Этимологический словарь русского языка. Пост. Т. 3. М., 1987. С. 341. Некоторые филологи считают, что это заимствование могло произошло из готского языка на Балканском полуострове, где славяне соприкасались с готами (Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. Пост. Т. 2. М., 1910–1914. С. 115). 6 Авва Дорофей (6 век по Р. Хр.) дает такое символическое толкование великого поста: «В Законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобрели во всех делах своих. Зная сие, святые апостолы установили и предали на помощь нам, и как благодеяние душам нашим, еще нечто большее и высочайшее, – чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали её Богу: чтобы и мы таким образом получили благословение на все дела наши, и ежегодно очищали грехи, сделанные нами в течение целого года.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

— Это ты имеешь в виду послание к Римлянам: «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога»? — Да, апостол Павел совершенными называет христиан, которые ели мясо, а несовершенными — кто не ели. Вот, я даже выписал у блаженного Феофилакта толкование на это место: «Как благодарить тому, кто придерживается еще закона? Следовательно, благодарит только тот, кто ест». Значит благодарит Бога только тот, кто ест, а кто не ест — и не за что благодарить. — Экий ты стал иезуит. А вот на моем старом приходе парень был, так он даже в чеченском плену соблюдал все постные дни, хоть их и так безобразно и нечасто кормили, и били постоянно. Так его ночью ангел освободил, а друга, который пост не признавал — расстреляли. Постись и ты будешь свободен. — От чего? — От самомнения и поверхностного атеизма. — Да что это за пост такой? Только Великий отпостились и снова, опять? — Этот пост посвящен Пятидесятнице, апостолы ведь постились и молились, ожидая сошествия Святого Духа. Поэтому он и называется постом апостольским или Петровым. Олег не послушался, накупил колбасы и пельменей и натрескался до отвала. Но смутившись духом, взялся за душеспасительное чтение. И как назло чтение из Пролога попалось про преподобного Макария Унженского. Как во время Петрова поста он шел со спутниками в монастырь лесом и они уже несколько дней ничего не ели. Спутники преподобного поймали лося, увязшего в топи, но Макарий не разрешил им нарушать пост. Они отпустили лося; в день же Апостолов этот же лось сам пришел к ним, и они утолили голод. Ночью Олегу приснился сон, что он идет в толпе и народ тесно обступил его со всех сторон, толпа эта валит сквозь широкие ворота, но ворота эти стискивают и без того плотную толпу и людей выносит через них с силой, потрепанных и измятых. Вдруг какой-то юноша взял Олега за руку, вывел его из толпы и повел его к малозаметной узенькой калитке, вывел его в тенистый парк и сказал: — Надейся на Господа, будешь верен в малом, наречешься великим во многом.

http://pravmir.ru/petrovki/

  Среда 1-й седмицы Великого Поста Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского О ветхозаветных пророчествах Исаии Великое повечерие 28 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Со страхом и трепетом стоим мы перед судом Слова Божия в эти святые дни. Те образы и имена, которые мы слышим в Великом покаянном каноне святого Андрея Критского, напоминают нам о том, что всегда и во все времена каждая душа человеческая проходит через те же самые глубокие испытания и стоит перед тем же самым, все решающим выбором, что и сто, и двести, и тысячу лет назад. И хотя слова канона написаны были тысячу лет назад, они обращены к глубине нашей совести так, как были бы произнесены Сердцеведцем Господом сегодня. Еще более удивляют нас звучащие в храме с первых дней Поста ветхозаветные чтения, и среди них, прежде всего, пророчества Исаии. Не все имеют возможность быть в храме в будни за утренними богослужениями, и я хотел бы сейчас более подробно остановиться на некоторых местах этих пророчеств, открывающих Великий Пост. То, что там сказано, как будто бы относится к нашим дням: " Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня ...Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, - повернулись назад " (Ис. 1, 24). Многие замечают, что здесь пророк изображает как будто и духовное, и материальное состояние души нашего русского народа, хотя эти слова были обращены к народу израильскому. И тем же самым болезням то же самое врачевание предлагает сегодня Господь. Когда случилась великая беда с Русской Церковью и с нашим народом, Святейший Патриарх Тихон в своем Послании ко всему русскому народу обратился с призывом к покаянию, в котором он употреблял слова пророка Исаии - те самые, что мы слышим в течение первой недели Великого Поста: " Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих... " (Ис. 1, 16). Святой Патриарх Тихон понимал, что Божией России необходим общий пост, общее говение - такое очищение души, которое одно единственное может дать спасение нашему народу. И мы знаем, что народ в массе своей не послушался голоса Божия, звучащего через ветхозаветного пророка Исаию и через современного пророка - Святейшего Патриарха Тихона: " Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас " (Ис. 1, 20). Народ наш " не покаялся слезами " , как сказал Святитель, поэтому Господь дал ему возможность " покаяния кровью " .

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_24...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010