Толкование 2-го псалма Ст. 1–2: «Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князи совещаются вместе против Господа и против Помазанника». Под народами и племенами в этом псалме св. отцы понимают древних евреев и римлян, под царями – Ирода и Пилата, под князьями – иудейских книжников, фарисеев, законников, под Помазанником – Господа нашего Иисуса Христа. Ст 3: «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». Этот стих, по мнению святителя Афанасия Великого , произносится от лица упомянутых в стихе 2-ом врагов Господа нашего Иисуса Христа, которые отвергают Его учение и отказываются нести иго, о котором сказано: «Возьмите иго Мое на себя» ( Мф. 11, 29 ). 131 Ст. 4: «Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им». Ст. 5: «Тогда скажет им во гневе Своем и яростию Своею приведет их в смятение». Святитель Афанасий Великий видит в этих словах пророчество, которое сбылось в словах Господа нашего Иисуса Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи» ( Мф. 23, 13 ) и «Горе вам, законникам» ( Лк.11:52 ) и в разрушении Иерусалима римлянами. 132 Ст. 6–8. «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе». Царь – это Господь Иисус Христос. Под Сионом святые отцы понимают Церковь , над которой Он как Богочеловек поставлен от Бога Отца Царем, хотя по Божеству Господь Иисус Христос, как Бог, имеет царство по самой природе. Стих 7-ой может вызвать некоторое недоумение. Если речь идет о Христе, то что означает: «Я ныне родил Тебя»? Вот как толкует 7-ой стих 133 Афанасий Великий : «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты и проч. – т.е. естество Отчее подтверждает, что Я – Сын. Не повелением произведено это, но самая сущность показывает, что Я – образ ипостаси Отчей ( Евр. 1, 3 ). Весьма кстати присовокуплено «еси» в означение предвечного рождения. Следовательно, о человеческом рождении говорят и псоеледующие слова: родих Тя. Видишь, как отец Себе присвояет и рождение по плоти Единородного Христа». 134

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Царь же, войдя посмотреть на пир, увидел там человека не в брачной одежде и сказал ему: «друг мой, как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Он молчал. Тогда сказал Царь рабам Своим: «свяжите ему руки и ноги, возьмите и ввергните его во тьму: там будет плач и скрежет зубов. Потому что много званых, но мало избранных». Потому-то каждый христианин должен приходит во храм Божий с чистой совестью и с любовью к Богу и людям и, в продолжении всей литургии, с полным вниманием следить за всем, что делается во храме. Страшно для христианина, присутствующего на этой святейшей духовной вечери, услышать грозный вопрос Отца Небесного: друг! как ты вошел сюда, не имея в душе любви ко Мне? Да сохранить нас Господь от небрежения о своем спасении и да даст нам желание и силы быть в числе не только званых, т. е. христиан по имени, но и избранных членов Царства Господа Иисуса Христа и удостоиться вместе со святыми угодниками Божиими, вечно воспевать пречестное и достохвальное имя Пресвятой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. 3.Литургия верных После того, как оглашенные выйдут из храма, начинается литургия верных. Диакон произносить ектенью, в которой призываем, оставшихся во храме верных молит Господа о заступлении, спасении и помиловании. Священник же, в алтаре, тайно читает молитву, в которой благодарить Господа Бога, сподобившего его предстать пред святым Своим престолом, молит Его принять молитвы верующих и бескровную жертву, приносимую ради грехов людей. Затем диакон, от лица всех верующих, повторяет начало и конец великой ектеньи, а священник тайно молит Господа, чтоб Он послал успех в жизни всем со страхом и любовно служащим Ему а сподобил их неосужденно причаститься святых Таин. В древности, вместо двух кратких ектений, произносились молитвы о епископах, священниках, царях, о властителях, о земле и море, воздуха и всей вселенной. Такие пространные моления имели тогда значение, так как литургия верных совершенно отделялась от литургии оглашенных. Но теперь, когда обе литургии совершаются нераздельно, эти пространные моления были бы только повторением начала литургии; поэтому святые Василий Великий и Иоанн Златоуст исключили эти молитвы, удержав только начало и конец их, для воспоминания о дорогих христианину временах Апостольских. Затем начинается пение Херувимской песни. Умилительные минуты, когда поют эту песнь. Пение священной песни, молитвы священника, каждение алтаря, иконостаса и присутствующих в храме, потом вынос Святых Даров (великий вход) молитвенное воззвание, чтобы Господь помянул нас во царствии Своем: все это невольно трогает душу и заставляет нас чувствовать величие и милосердие Божие, и наше ничтожество и греховность пред Господом Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

3. Что же говорит евангелист Иоанн, великое крыло богословия, истинный сын грома, озаривший подобно молнии дело спасения и воз­гремевший в богословии? Он говорит о Спасителе. Но помни о ска­занном, чтобы не приводить напрасно многих слов, и чтобы множе­ство речей не развлекло твоей мысли. «Царя, Господа Саваофа, – говорит Исаия, – глаза мои видели. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите» ( Ис.6:5, 9 ). А Иоанн говорит: «столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: и сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете» ( Ин.12:37–38 ; Ис.6:9 ), и так далее. И чтобы кто не подумал, что он взял эти слова как подходящие, и что только самое выражение соответствовало его мысли, а тот, кого видел пророк на высоком престоле, не был Сын, евангелист прибавляет: «сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» ( Ин.12:41 ). Какую славу? «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм». Кого видел? «И глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». Какого царя? Того, о котором Нафанаил провозгласил: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» ( Ин.1:49 ). Удивительно то, что голос Нафанаила, как помнят слушающие с усердием и вни­мательностью, мы нашли согласным с пророчеством Исаии, гласящим: «так говорит Господь, Царь Израиля» ( Ис.44:6 ); тот же пророк в другом месте говорит: «так говорит Господь» Бог, царь Израилев, «искупивший» его Бог вечный ( Ис.44:24 ). Помнят, конечно, и то, кто Искупитель, и в чем состояло искупление, и как оно дано, и что выкупом послужили тело и кровь. «Искупивший» его. Так как (Искупитель), казалось, недавно явился согласно своему домостроитель­ству, то, чтобы люди, обращая внимание только на плотское явление, не остались в неведении Его божественного достоинства, пророк говорит: «искупивший» Его, Бог вечный. Вечен, конечно, Отец, вечен Сын, вечен Дух Святый. Не может ли еретик сказать: «три вечных»? Вечен, сказал он, Отец, вечен Сын, вечен Дух, – не три природы вечные, но одна природа вечная, в Единой Троице являемая. Послушай, что говорит блаженный Исаия: «вечный Господь Бог, сотворивший концы земли» ( Ис.40:28 ). Кто устроил? Если еретик хочет уклониться от учения о Сыне, как Боге, он отвечает: «это сказано об Отце», забывая при этом собственные слова. Ведь он говорит, что Отец сотворил только Сына, а все остальное сотворил Сын. Если Сын есть Творец всего, то и горы земли сотворил Он же; а со­творивши горы земли есть Бог великий, вечный. Но чтобы еще яснее обличить их невежество, я приведу в свидетели блаженного Павла, который называет сына великим Богом: Он есть великий Бог, так как Сын великого Отца. Каков родивший, таков и рожден­ный. Если мал родивший, мал и плод этого корня; если же велик Отец, то велик и Сын. Великого Отца Сын не может быть малым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

4. Так и великий Моисей, самый древний из всех пророков, описывая по внушению Духа Божия, как была создана и устроена вселенная, учит, что Творец ее и Создатель всего не кому иному, как Христу, именно Божественному перворожденному Слову Своему, поручил создание низших тварей, и представляет беседу Их о создании человека: «Сказал Господь: сотворим человека по образу и подобию Нашему». 5. За эти слова поручительствует другой пророк, который в своих песнопениях так рассуждает о Боге: «Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось». Он вводит Отца и Создателя как верховного Владыку, царственным мановением повелевающего, а Слово Божие – вторым по Нем, То Самое, Которое было нам проповедано, Которое исполняет Отеческие повеления. 6. От самого создания человека все, о ком говорят как о людях особой праведности и благочестия: великий слуга Божий Моисей и окружавшие его, а еще раньше, до него первый Авраам, его дети и те, кто потом явили себя праведниками и пророками, – созерцали Его чистыми умственными очами, узнали и чтили Его, как и следует чтить Сына Божия. 7. Он же, ничуть не ослабевая в почитании Отца, стал для всех Учителем в познании Отца. Авраам, сидевший под дубом мамврийским, увидел, по словам Писания, Господа Бога в образе обыкновенного человека, но он сразу же простерся перед Ним, как перед Богом, хотя глазами своими видел человека. Он умоляет Его, как Господина, сознаётся, что не знает, кто Он, говоря такие слова: «Господи, Ты судишь всю землю; не сотворишь ли суд?» 8. Если недопустимо предполагать, что нерожденная и неизменяемая Сущность Бога Вседержителя может, изменившись, принять облик человека или обмануть глаза зрителей видом созданной твари; если нельзя думать, что всё это лживые выдумки Писания, то кто другой мог бы назван быть Богом и Владыкой, судящим всю землю и творящим суд, узренным в образе человека, как не предвечно существовавшее Слово Первопричины всего? О Нем сказано в псалмах: «Послал Слово Свое и исцелил их, и избавил их от погибели». 9. Моисей ясно отводит Ему второе место после Отца Господа, говоря: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа». Это Слово, явившееся Иакову опять в облике человека, Божественное Писание называет Богом; Он говорит Иакову: «Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом. И назвал Иаков это место «Вид Божий», говоря: я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

6 . Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника. 7 . И коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. Трудно сказать, разуметь ли здесь жертвенник курений, стоявший прямо пред завесою во Святая Святых и названный с указанием обряда ежегодного очищения народа, в Исх. 30:10 : „это великая святыня у Господа“ 451 или же надо разуметь, как указывал Василий Великий „олтарь небесный“, 452 , мы решить не можем. Конечно, как говорит Василий Великий со ссылкою на Евр. 8:5 , земное есть образ и стен небесных, и потому мы должны преклониться пред мнением святого отца, хотя мы хотели только присовокупить, что и алтарь курений, как великая святыня, мог послужить в видении Исаии пророка (воплощенного духом в храме, преобразовавшемся для умственных очей его)-к совершению тайны очищения. Алтарь в храме небесном, конечно знаменует огонь вечно горящей любви Бога к смертному созданию. Это тот огнь, о котором говорил Господь наш Иисус Христос: „огонь пришел Я свести на землю: и как желал бы, чтобы он уже возгорелся“. ( Лк. 12:49 ). От пламени любви, выразившейся в претерпенных Господом на кресте страданиях, и от залога сей любви, дарованного нам в таинстве приобщения Св. Тела и Крови Божественного Страдальца, и был возжен огонь на земле, тот огонь, о котором глаголал наш Спаситель. Но огонь этот согревает и очищает и обновляет лишь кающегося, приносящего пред Господа „сердце сокрушенное и смиренное“ 453 . Сознание своего недостоинства Исаия выразил в восклицании: горе мне! и Господь повелел очистить человека, сознающего, что он грешен и нечист, как человек. 8 . И услышал я глас Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. Исаия, хотя и причастный, как всякий человек, греху, приготовляется однако Господом к высшему служению, а именно к Апостольству; но восприять повеление Божие он не может, пока Серафим не коснулся уст его огнем всеочищающей любви Создателя. Только очищенному благодатию можно внимать гласу Господа Бога, который хочет послать избранного Своего на проповедь священной тайны о Еммануиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   Апостол испытывал нечто, подобное тому, что было с Его Божественным Учителем в Гефсиманском саду. Помните, как евангелист Иоанн говорит: «оставивши Его, все бежали» — испугались и разбежались. Так и тут. Когда апостолам пришлось идти к кесарю, к императору на допрос, то все разбежались. Почему? Кто тогда был кесарем? Нерон, жесточайший гонитель христиан, как вы знаете. Спутники апостола перепугались и оставили его — «но все меня оставили, да не вменится им!» Апостол тут просит Господа, чтобы Господь не наказывал их за это, подобно тому, как его великий сродник архидиакон Стефан, когда его побивали камнями, воскликнул: «Господи, не поставь им греха сего» (Деян. 7:60)! «Господь же предстал... и укрепил меня, дабы через меня укрепилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился от львиных челюстей» (2Тим. 4:17). Что это значит? Что лев схватил его, и он вырвался? О ком он говорит? Он говорит о Нероне. «И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царствия, Ему слава во веки веков. Аминь» (2Тим. 4:18).    Апостол видит, что приблизился конец его жизни, но не опирается даже и теперь на себя, хотя он был закаленный в подвигах человек, и то он не говорит, что он сам удержится от всякого злого дела, а «избавит меня Господь от всякого злого дела» . Вот так смиренны и были всегда действительно духовно высокие люди.    Известен случай, о котором Житие Святых рассказывает, как скончался преподобный Макарий Великий. Вы знаете, конечно, что когда человек умирает и душа его отходит в небесный мир, то ее пытаются задержать на мытарствах. Кто? дьявол. Но когда преподобный Макарий умер, и Ангелы понесли его душу в Царство Небесное, то злые духи отступили, потому что они ничего, никаких обвинений не могли предъявить великому подвижнику и только кричали, видя, как он во свете поднимается вверх: «Макарий, какой славы ты сподобился!» А подвижник им смиренно ответил: «Не знаю, я не знаю за собой ничего доброго». И дальше (это Житие говорит), когда Ангелы с радостью вводили его во врата Царствия Небесного, то злые духи снизу кричали: «Победил ты нас, Макарий!» И тут смиренный подвижник сказал: «Покрываемый благодатью Господа моего, я избежал ваших козней!» Так и апостол говорит: Я никакому злому делу никогда не поддался. Да избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит меня для Своего Небесного Царствия. Отец Иоанн Кронштадтский не раз писал в своем дневнике: «Благодарю Господа, что Господь сохранил меня от многих грехов, и если бы, Господи, не Твоя благодать, я совершил бы всякий грех, какой только можно. Ему Слава во веки веков. Аминь».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Анания изумлен, ибо от многих слышал он, сколько зла причинил этот человек святым в Иерусалиме. Изумлены и мы, вместе с Ананией, ответом Господа Иисуса Христа: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и Сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» ( Деян.9:15–16 ). Имя Савла, жестокого врага Господа Иисуса Христа и гонителя всех уверовавших в Него, было далеко известно за пределами Иерусалима и в Дамаске и наводило страх, а Божественное всеведение Господа Иисуса провидело в нем того великого ученика Христова, который напишет в послании к Галатам изумительные слова о себе: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:19–20 ). Своим Божественным взором Он явно видел в сердце Савла сокровище безграничной веры, полной бесстрашия, терпения, и могучей силы. Господь точно Сам был свидетелем тех тяжелейших трудов и страданий, который перенес великий Апостол Павел на протяжении многих лет своей пламенной проповеди о Нем; заранее как бы присутствовал при избиениях, заключениях в тюрьмы, даже при побиении камнями почти до смерти; был с ним при кораблекрушениях троекратных, когда он день и ночь пробыл в глубине морской, держась за обломок корабля… Вот почему Всеведущий Господь сказал апостолу Анании: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд… И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» ( Деян.9:15–16 ). Господь знал, что настанет время, когда этот избранный сосуд Его будет удостоен величайшей награды за свои труды и подвиги, будет восхищен до третьего неба в рай и услышит там глаголы неизреченные, которых нельзя пересказать людям. Неужели всего этого недостаточно, чтобы сказать, что от Самого Сына Божия заслужил великий Павел название первоверховного Апостола? Я мог бы окончить на этом свое слово в день великих первоверховных Апостолов Петра и Павла, но хочу остановить ваше внимание на двух фактах из их великих житий. Разве не изумительно внезапное превращение врага Христова, каким был Савл, в избранный, полный доверху сосуд благодати, каким стал он – первоверховный Апостол Павел?

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Анания изумлен, ибо от многих слышал он, сколько зла причинил этот человек святым в Иерусалиме. Изумлены и мы, вместе с Ананией, ответом Господа Иисуса Христа: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и Сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» (Деян. 9, 15–16). Имя Савла, жестокого врага Господа Иисуса Христа и гонителя всех уверовавших в Него, было далеко известно за пределами Иерусалима и в Дамаске и наводило страх, а Божественное всеведение Господа Иисуса провидело в нем того великого ученика Христова, который напишет в послании к Галатам изумительные слова о себе: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос " " (Гал. 2, 19–20). Своим Божественным взором Он ясно видел в сердце Савла сокровище безграничной веры, полного бесстрашия, терпения, и могучей веры. Господь точно Сам был свидетелем тех тяжелейших трудов и страданий, которые перенес великий Апостол Павел на протяжении многих лет своей пламенной проповеди о Нем; заранее как бы присутствовал при избиениях, заключениях в тюрьмы, даже при побиении камнями почти до смерти; был с ним при кораблекрушениях трое- кратных, когда он день и ночь пробыл в глубине морской, держась за обломок корабля… Вот почему Всеведущий Господь сказал апостолу Анании: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд… И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» (Деян. 9, 15–16). Господь знал, что настанет время, когда этот избранный сосуд Его будет удостоен величайшей награды за свои труды и подвиги, будет восхищен до третьего неба в рай и услышит там глаголы неизреченные, которых нельзя пересказать людям. Неужели же всего этого недостаточно, чтобы сказать, что от Самого Сына Божия заслужил великий Павел название первоверховного Апостола? Я мог бы окончить на этом свое слово в день великих первоверховных Апостолов Петра и Павла, но хочу остановить ваше внимание на двух фактах из их великих житий. Разве не изумительно внезапное превращение врага Христова, каким был Савл, в избранный, полный доверху сосуд благодати, каким стал он — первоверховный Апостол Павел?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Анания изумлен, ибо от многих слышал он, сколько зла причинил этот человек святым в Иерусалиме. Изумлены и мы, вместе с Ананией, ответом Господа Иисуса Христа: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и Сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» ( Деян. 9, 15–16 ). Имя Савла, жестокого врага Господа Иисуса Христа и гонителя всех уверовавших в Него, было далеко известно за пределами Иерусалима и в Дамаске и наводило страх, а Божественное всеведение Господа Иисуса провидело в нем того великого ученика Христова, который напишет в послании к Галатам изумительные слова о себе: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос " " ( Гал. 2, 19–20 ). Своим Божественным взором Он ясно видел в сердце Савла сокровище безграничной веры, полного бесстрашия, терпения, и могучей веры. Господь точно Сам был свидетелем тех тяжелейших трудов и страданий, которые перенес великий Апостол Павел на протяжении многих лет своей пламенной проповеди о Нем; заранее как бы присутствовал при избиениях, заключениях в тюрьмы, даже при побиении камнями почти до смерти; был с ним при кораблекрушениях трое- кратных, когда он день и ночь пробыл в глубине морской, держась за обломок корабля... Вот почему Всеведущий Господь сказал апостолу Анании: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд... И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое» ( Деян. 9, 15–16 ). Господь знал, что настанет время, когда этот избранный сосуд Его будет удостоен величайшей награды за свои труды и подвиги, будет восхищен до третьего неба в рай и услышит там глаголы неизреченные, которых нельзя пересказать людям. Неужели же всего этого недостаточно, чтобы сказать, что от Самого Сына Божия заслужил великий Павел название первоверховного Апостола? Я мог бы окончить на этом свое слово в день великих первоверховных Апостолов Петра и Павла, но хочу остановить ваше внимание на двух фактах из их великих житий. Разве не изумительно внезапное превращение врага Христова, каким был Савл, в избранный, полный доверху сосуд благодати, каким стал он – первоверховный Апостол Павел?

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

И вот еще о чем следует думать. Апостолы делали всё для того, чтобы укрепить веру в Господа и Спасителя, чтобы укрепить Церковь Божию. И если наши труды хоть в малой степени направлены на то, чтобы утверждалась вера, чтобы жизнь Церкви становилась более яркой, эффективной, то у нас есть дерзновение просить Господа: «Помоги мне, потому что я не только о земном и не только о своем болею, — я хочу, чтобы имя Твое прославлялось в детях и в правнуках моих». Глубоко убежден: так и будет с каждым, кто с именем Божиим и без ропота преодолевает трудности и хотя бы частицу своей жизни посвящает славе Божией. Наученные дивным примером первоверховных апостолов, пойдем по жизни, продолжая их служение в меру сил и возможностей, сознавая, что человек, крестившийся во имя Отца и Сына и Святого Духа, уже этим призывается к апостольскому служению. Потому мы и Церковь называем апостольской — не только потому, что в начале ее истории были апостолы, но и потому, что она несет великую апостольскую миссию. Через века, через культуры и цивилизации, через мирное время и страшные потрясения Церковь устремляется навстречу Богу Спасителю, грядущему к нам с небес. И великий возглас первых христиан «Маран-афа!» — «Ей, гряди, Господи Иисусе!» — есть возглас всей Церкви апостольской, которая полагает свои труды для того, чтобы навстречу идущему Спасителю вышли многие поколения, великий собор рода человеческого, сохранившего свою веру в Господа и Спасителя, кровью Своею стяжавшего Церковь Свою. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 января, 2019 20 августа, 2018 29 июля, 2018 22 мая, 2018 6 мая, 2018 8 марта, 2018 3 января, 2018 3 января, 2018 1 января, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-nescha...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010