Такими именами назван Иоанн, такими почтен, таковые и дела приобрел соответственно именам. Этот Иоанн, « больше которого не восставало среди рожденных женами» , поистине тот, о котором поет великий Давид, как бы от лица Бога и Отца, говоря: « уготовал светильник Христу моему; на нем процветет святыня моя» . Он тот самый великий Илия, не Фесвитянин, а посредник закона и благодати, и предтеча первого пришествия Христова, хотя сам он был вторым, но предшествовал Ему в духе и силе , как предвозвестил Архангел Захарии. Какому Захарии? Тому, кровь которого вопиет более Авелевой . Он – взыгравший во чреве и, прежде чем выйти на свет, познавший своего Владыку . Он, еще будучи во чреве, через родившую его возвестил безотчее рождение: « Откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» . И в ответ: « Он возвратит сердца отцов детям, и непокорным образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» , плод обетования, благовестие Гавриила, дитя, рожденное вопреки возрасту, цветок неплодного чрева, пророк от пророка, житель пустыни, учитель вселенной, звезда Солнца, светильник Света, воин Царя, друг Жениха, раб Владыки, глас Слова, священнодействующего по чину Мелхиседека, священник, удостоившийся даже священнодействовать Ему крещением, свидетель Отца, креститель Сына, зритель Духа, молчание закона, посредник благодати, венец пророчества, завершение пророков, вестник царства, предтеча Истины, дверь покаяния, украшение девства, приготовитель спасения, законоположник целомудрия, узда беззаконных, руководитель благочестивых. Иоанн Великий – имя, нареченное Богом, ты с небес архангельским гласом получил именование, глас безмолвствующего, удаливший безгласием отца бесплодие, указавший Агнца говорящим перстом, великая слава воздержания, в плоти бесплотный, жемчужина в песке, в глиняном сосуде многоценное сокровище, отсекающий сечением топора неплодие душ, пустынная горлица Церкви, немолчные уста, везде гремящие: « Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» , богоглаголивый язык, чей глас обличает Ирода и после кончины, и Грядущего возвещает: « Покайтесь, приблизилось Царство Небесное» . Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

http://bogoslov.ru/article/4763356

Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя по Богоявлении Мф., 8 зач., 4, 12–17 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. В Неделю по Богоявлении звучит краткое Евангелие от Матфея о том, как Христос приходит в Галилею, когда узнает, что Иоанн Предтеча взят и заключен в темницу. Начинается общественное служение Господа роду человеческому, и мы слышим первую Его проповедь. Когда она звучит? Когда до слуха Христа доходит весть о страданиях Его святых – большего из рожденных женами. До этого Господь не приходил в Галилею, Он давал возможность Предтече исполнить его служение – «приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Его». А теперь, когда Предтеча взят, когда восходит Солнце Правды – Христос – все звезды и луна исчезают. Перед нами – только Господь. Он приходит в эту землю, чтобы показать, что люди, которые внимают проповеди покаяния, никогда не бывают оставленными Богом. И когда у них отнимаются самые достойные мужи, Господь посылает других, еще лучших, или Сам приходит. Церковь Его никогда не бывает оставленной. Он приходит Сам, и напоминает слова Пророка: «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет». Этот свет называется великим, потому что исходит от Его благовестия. И он выше того света, который был прежде в Законе, открывающем естественное добро, жизнь по совести и стыду. Свет, который открывает Христос, – великий, все превосходящий свет. Он открывает глубины вечных тайн Божиих, и он далеко простирается, через все века. Он будет все ярче сиять, этот свет. То, что говорит Христос, – начало, заря нового дня, и она будет расти, пока не наступит день и не воскликнет Церковь: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» – до Пасхи Господней в судьбе каждого человека и в истории всего рода человеческого.

http://pravoslavie.ru/3933.html

Третий день творения И собрал Бог воды под небом в одно место и открыл сушу. И назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями. И повелел Бог произрастить земле зелень, траву и деревья, приносящие плоды. И покрылась земля растительностью. Господь отделил воду от суши (см.: Быт 1, 9–13). В третий день были созданы океаны, моря, озера и реки, а также материки и острова. Позже это вызвало восторг у Псалмопевца: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 7–9). В этот же день Бог сотворил весь растительный мир. Это было принципиально новым: Бог положил начало органической жизни на земле. Произвести растительный мир Творец повелел земле. Святитель Василий Великий говорит: «Тогдашний глагол и первое сие повеление сделались как бы естественным некоторым законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5). В книге Бытия говорится, что земля произрастила зелень, траву и деревья, сеющие семя по роду их. Святые отцы этому придавали принципиальное значение, ибо оно указывает на постоянство всего сотворенного Богом: «Что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5). Как видим, третий день был посвящен устроению нашей планеты. И увидел Бог, что это хорошо (Быт 1, 12). Бытописатель поэтическим языком выражает мысль, что Бог творит премудро и совершенно. Четвертый день творения И сказал Бог, чтобы появились светила на тверди небесной, для освящения земли и для отделения дня от ночи. По сотворенным светилам теперь будет вестись отсчет календаря и времени. И появились светила: солнце, луна и звезды (см.: Быт 1, 14–18). В описании четвертого дня мы видим сотворение светил, их назначение и их отличия. Из текста Библии мы узнаём, что свет был сотворен во второй день до светил, чтобы, по объяснению святителя Василия Великого, неверующие не почитали солнце единственным источником света. Один Бог является Отцом светов (см.: Иак 1, 17).

http://pravoslavie.ru/103568.html

Чему же нам радоваться? Как провести нам Великий пост – в таком радовании? Для этого каждый христианин должен сказать себе: «Великий пост предлагает нам чудесные – и по своей красоте, и по содержательности – богослужения, глубокие покаянные песнопения. И я постараюсь их не пропустить, но напитать ими свою душу. Когда только смогу, я постараюсь быть в храме. Святая Четыредесятница есть особенное время покаяния и сокрушения о наших грехах... Я принесу Богу покаяние и сокрушение сердца моего о всех моих прежних прегрешениях... После Таинства покаяния я приступлю к Великому Пренебесному Таинству, к нему же и Ангелы желают приникнуть, – Святых Тела и Крови Христовой – для теснейшего общения со Христом Богом моим и Господом, в укрепление моих душевных и телесных сил и в жизнь вечную. Как же еще я могу с пользой провести сей Великий пост ? Я должен вести себя мирно, сосредоточенно, любовно... И, приступая к нему, прежде всего я должен простить ближнему моему все его прегрешения, чтобы и Господь, по непреложному Его слову, простил мне мои». Ведь сегодня, в Прощеное воскресенье, мы особенно вспоминаем слова, сказанные нам Господом: Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный: аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших ( Мф 6,14–15 ). И еще: Аще убо принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой иматъ нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой ( Мф 5, 23–24 ). Пусть также сегодня каждый скажет себе: «Еще я должен благочинно – как и все должно быть в святом обществе христианском, в Святой Церкви Божией, учреждении Пренебесном, не от мира сего, – провести всю святую Четыредесятницу, провести так, как учит нас в сегодняшнем апостольском чтении святой апостол Павел, говоря: наступил уже час пробудиться нам от сна. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа ( Рим 13,11–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ни вареного в воде. но испеченное на огне: голову с ногами и внутренностями. не оставите от него на утро. а кости [[Нет в евр. (у Мак.).]] его не сокрушите. оставшееся же от него до утра сожгите огнем. ешьте же его так: чресла ваши препоясаны. и обувь ваша на ногах ваших. и посохи ваши в руках ваших. и ешьте его с поспешностию. Это – пасха Господня. Пророчества Ионы чтение. (Все от начала до конца). Было слово Господа к Ионе сыну Амафи, говорящее: встань и иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем. что достиг до меня вопль злодеяния его. и встал Иона, дабы бежать в Фарсис от лица Господа. и сошел в Иоппию. и нашел корабль, идущий в Фарсис. и дал наем свой. и взошел в него, чтобы отплыть с ними в Фарсис от лица Господа. но Господь напустил ветер великий на море. и было волнение великое на том море. и кораблю угрожало крушение. и убоялись корабельщики. и вопияли, каждый, к богу своему. и выбрасывали в море вещи, бывшия в корабле, чтобы облегчиться от них. Иона же сошел и лег и на дно корабля. и спал и храпел. [[И лег и спал. (Мак.)]] и пришел к нему кормчий и сказал ему. что ты храпишь? встань и призови Бога твоего. авось [[В влантион – солунском Паремейнике читается, близко к еврейскому: ιπως διασ σει μς. Это  чтение я удержал и предпочел чтению Паремейника1054 года: πως διασ σ μς.]] спасет нас, и не погибнем. И сказал каждый ближнему своему: придите, бросим жребий, чтобы узнать, за кого беда сия на нас. и бросили жеребьи. и пал жребий на Иону. и сказали ему: объяви нам: за кого нам беда сия? и какое у тебя ремесло? и откуда идешь? и куда отправляешься? и из какой страны, и из какого ты города? и сказал им: я раб Господа. и почитаю Господа Бога небеснаго. который сотворил море и сушу. и убоялись эти люди страхом великим. и сказали ему: что это сделал ты нам? ибо узнали эти люди, что он от лица Господа бежал, как сам объявил им. и сказали ему: что сделаем тебе, дабы утолилось от нас море? ибо море расходилось. и воздвигало гораздо большее волнение. и сказал им Иона: возмите меня и бросьте в море, и утолится от вас море.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению) Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. ( 1Кор.11:26 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В Великий Четверг, благословенный день Святой Трапезы Господней, мы слушали с вами вдохновенные строки Первого послания апостола Павла к коринфянам (см.11:23 32), в которых верный последователь Христов говорит о важности достойного причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Строки этого послания необыкновенно интересны для нас, поскольку, с одной стороны, они повествуют о Тайной вечере Господней и, с другой стороны, что особенно важно, содержат первую запись слов Господа нашего Иисуса Христа, установившего для всех Своих последователей таинство Святого Причащения. Ведь известно, что Послание апостола Павла к коринфянам было написано до создания самого раннего Евангелия. Почему же апостол Павел напоминает христианам Коринфа об установлении таинства Евхаристии? Со временем они стали забывать великое значение вечери любви, превратив ее в простой ужин, упиваясь и объедаясь. Чтобы пробудить в них чувство стыда, апостол напоминает: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Первоверховный Павел говорит, что Причащение Святых Христовых Таин есть святое таинство Церкви, которое дано нам непосредственно от Господа нашего Иисуса Христа. Апостол подчеркивает: от Самого Господа принял то . Как должно понимать это высказывание? Ведь мы знаем, что он не был непосредственным свидетелем Тайной вечери. Если бы апостолу Павлу рассказали о ней другие апостолы, то он так бы об этом и написал, для чего надо было говорить: я принял . Разумеется, употребляя личное местоимение, апостол указывает на действительно имевшее место откровение от Господа, которое было ему.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Слово первое. О вере в Господа нашего Иисуса Христа Прежде всего, братия, мы должны веровать в Господа нашего Иисуса Христа, должны почитать Его, повиноваться Ему и исполнять волю Его во всякое время и мгновение; не должны веровать ни в какого другого бога, кроме Него, поскольку Он есть Бог Великий и Господь господствующих. Должны благословлять Его и не уподоблять никакой твари, будет ли она на небе вверху или на земле внизу, поскольку все через Него сотворено, а Сам Он существует прежде всего, будет существовать вечно и никогда не будет иметь конца. Потому мы должны веровать в Него и почитать Его, чтобы вместе с Ним и быть, и царствовать вечно, и наслаждаться Его благами, поскольку Он есть Царь царей и все царства от Него зависят. Итак, мы должны веровать в Него всем сердцем и исполнять Его заповеди, потому что вера без дел мертва ( Иак. 2:20 ), дабы Он помиловал нас в Царстве Своем, когда каждый из нас окончит странствование в мире сем и скажет: веровах, темже возглаголах ( Пс. 115:1 ). Слово второе. О страхе Божием Братия, будем ходить в страхе Божием, поскольку предписано нам, чтобы мы служили со страхом и трепетом и таким образом свое спасение содевали ( Флп. 2:12 ). Нет ничего превосходнее страха Божия, страха Господа нашего Иисуса Христа. Страх Господень руководит к великой славе и благодати; и тот, кто боится Господа, благоугоден Ему. Кто имеет страх Господень, тот имеет сокровище вечных благ, тот свободен и от вечных наказаний, уготованных грешникам. Страх Господень лучше злата, и сребра, и драгоценных камней. Никакой мудрец не может получить такой славы, как боящийся Господа. Страх Господень изгоняет из души всякое коварство и всякий грех. Напротив, кто не боится Господа, тот впадет во многие беззакония. Страх Господень освобождает человека от грехов, вечных наказаний и власти змия. Находясь в человеке, страх Господень сохраняет и оберегает его, доколе он не оставит сего тяжелого тела и не соделается наследником небесных благ вместе со святыми, с которыми будет наслаждаться вечною радостью, как говорит Писание: страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения твоего ( Ис. 26:18 ). Слово третье. О долготерпении

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Изречение 1–40 1. Антоний Великий , преподобный авва, египетский пустынножитель, сказал: Братия! будем веровать в Господа нашего Иисуса Христа и поклоняться Ему. Покорим себя Ему, и потщимся исполнять волю Его во всякое мгновение. В другого Бога, кроме Его, не будем веровать: Он - Бог великий, Господь господствующих. Будем славословить Его во истине и правде; не приуподобим Его никакой из тварей, ни из находящихся на небеси горе, ни из находящихся на земли низу, потому что все это сотворено Им и Он есть прежде всего, и пребудет вечно, не будет иметь никакого конца. Будем веровать в Него и поклоняться Ему, чтоб царствовать с Ним и в вечности наслаждаться Его благами: Он - Царь царей, и все царства от Него суть. Будем веровать в Него от всего сердца нашего, и жительствовать по заповедям Его, потому что вера без дел мертва есть (Иак. 2, 20. 26); и Он помилует нас в царствии Своем, когда изыдем из странствования, определенного нам в мире сем [ 1 ]. 2. Истинно блажен тот, кто бодрствует над собою и исполняет заповеди Господа нашего Иисуса Христа: он сподобится истинного разума, исходящего от Господа, и возможет сказать: удивися разум твой от Мене (Пс. 138, 6). Не погреши в вере, чтоб не прогневался на тебя Создатель наш: кто не содержит правой веры, тот приуготовляет пищу неспящим червям и жертву князю темниц адских; дух его чужд жизни вечной; он - явный отступник от Бога [ 2 ]. 3. Страшитесь отступлений от веры, как начала всех зол. Будем веровать во имя Господа Бога Отца, и Сына и Святого Духа, чтоб исполнилось над нами сказанное в Писании: те, которые веруют в Господа, яко гора Сион: не подвижится в век живый в Иерусалиме (Пс. 124, 1). Твердое основание всех святых - вера: ею они заключили уста львов и угасили пламень огненный [ 3 ]. 4. Сколько непостижима сила и могущество Божии, столько непостижимы и действия Его. Как неизмерима Его премудрость, так и путие Его неизследовани (Рим. 11, 33). Может Бог исполнить то, что обетовал: почему не допустим себе неверия, чтоб не подвергнуться осуждению более за неверие, нежели за беззаконные дела.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

1,1 II, 20, 1 Если кто наг от божественной и небесной ризы, то есть благодати Духа, как сказано: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его» 3413 , – то да плачет он и умоляет Господа, чтобы приять ему сию с неба [подаваемую] духовную ризу и облечь ею душу, обнаженную от Божественной действенности, потому что покрыт великим стыдом страстей бесчестия 3414 тот, кто не облечен в ризу Духа. 1,2 Как в видимом кто обнажен, тот терпит великий стыд и бесчестие, и друзья отвращаются от друзей и родные – от своих, если они обнажены, и дети, увидя отца обнаженным, отвратили взоры свои, чтобы не смотреть на обнаженное тело отца, подошли вспять зряще и покрыли его, и таким образом отвратили взоры свои 3415 , – так и Бог отвращается от не облаченных с полным удостоверением в ризу Духа Его, не облекшихся поистине «в Господа Иисуса Христа» 3416 . 1,3 II, 20, 2 Сам первый человек, увидев себя нагим, устыдился 3417 . Столько бесчестия в наготе! Если же и телесная нагота подвергает такому стыду, то сколь большим покрывается стыдом и бесчестием страстей 3418 та душа, которая обнажена от Божественной силы, не носит на себе и не облечена поистине в неизреченную ризу Духа и самого Господа Иисуса Христа 3419 . И всякий, кто обнажен от оной божественной славы, столько же должен стыдиться себя самого и сознавать бесчестие свое, как устыдился Адам, будучи наг телесно, и сделал себе одеяние из смоковных листьев, и тем не менее носил стыд. 1,4 Пусть каждый, сознавая свою нищету и наготу, просит [одеяние] у Христа, дающего [ризу] и облекающего душу славою и неизреченным светом; пусть [душа] не делает себе одежды из суетных помыслов и не думает, обольщаясь собственною праведностью, что есть у нее спасительное облачение. II, 20, 3 Кто останавливается на своей только праведности, не ожидая праведности Божией, каковой является Господь, «Который сделался для нас праведностью и искуплением» 3420 , – тот трудится напрасно и вотще 3421 . Ибо всякое самомнение о праведности своей в последний день сделается явным, словно «тряпьё нечистой» 3422 , как говорит пророк Исаия 3423 . 1,5 Посему будем просить и молить Бога, чтобы облечься нам в ризу спасения, в Господа нашего Иисуса Христа, в неизреченный свет, которого облеченные в Него души больше не совлекутся во веки; напротив, в Воскресение и тела их прославлены будут славою сего света, в который еще ныне облечены души верные, и благородные, и святые, как говорит апостол: «Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» 3424 . Слава неизреченному Его благоутробию и безграничному Его милосердию!

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

    Господь шел в Иерусалим через город Иерихон. Здесь Он явил Свое милосердие старейшине мытарей Закхею; здесь исцелил при входе в город одного, а при выходе еще двух слепцов. И КОГДА ВЫХОДИЛИ ОНИ ИЗ ИЕРИХОНА, — говорит святой Матфей, — ЗА НИМ СЛЕДОВАЛО МНОЖЕСТВО НАРОДА. Иерихон был последним городом на пути в Иерусалим: далее, верст на двадцать пять, путь лежал уже через дикую пустыню, где в пещерах и ущельях скрывалось немало разбойников, которые нападали на одиноких путников. Поэтому из Иерихона путешественники отправлялись в Иерусалим караванами или целыми обозами. Теперь через Иерихон шли многие и из Галилеи, потому что ближайший путь через Самарию считали неудобным из-за той ненависти, какую питали Самаряне к Евреям. И ВОТ, ДВОЕ СЛЕПЫХ, СИДЕВШИЕ У ДОРОГИ, одного из которых святой Марк называет по имени: Вартимей; они сидели тут, чтобы просить милостыню у проходивших, особенно у богомольцев, УСЛЫШАВ, ЧТО ИИСУС ИДЕТ МИМО, прислушавшись к шуму толпы и узнав, что идет мимо великий Чудотворец Иисус Назарянин, как все тогда звали нашего Господа, НАЧАЛИ КРИЧАТЬ громко: ПОМИЛУЙ НАС, сжалься над нами, ГОСПОДИ, СЫН ДАВИДОВ! В этом кратком восклицании, исходившем из сердца, слышалась искренняя вера слепцов в Господа, как обетованного Мессию Христа, как великого Потомка Давидова. Слепцы, конечно, знали, что фарисеи и книжники преследовали Господа, знали, что за такое открытое исповедание и их могут преследовать, но не хотели даже думать об этой опасности, хотя народ и унимал их, заставляя молчать. НАРОД ЖЕ ЗАСТАВЛЯЛ ИХ МОЛЧАТЬ; потому, может быть, что в это время Иисус Христос поучал спутников Своих, и им не хотелось, чтобы великий Учитель прервал Свою беседу ради слепцов. НО ОНИ ЕЩЕ ГРОМЧЕ СТАЛИ КРИЧАТЬ: ПОМИЛУЙ НАС, ГОСПОДИ, СЫН ДАВИДОВ!« Эти слепцы, — говорит святитель Златоуст, — были лучше многих прочих. Не имея вожатого, не видя приближающегося Господа, они имели, однако, сильное желание дойти до Него и начали кричать; посторонние запрещали им, а они еще более усиливали свой вопль. Вот что значит душа сильная! Самые препятствия доводят ее до цели.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010