тебе, – продолжает Иисус Христос, говоря о Петре, – чтобы не оскудела вера твоя!» ( Лк. 22, 32 ). Этими словами Господь тоже хотел утешить и укрепить Своего ученика в искушении. Он молился о том, чтобы вера ученика Его не могла совершенно исчезнуть, «оскудеть» в трудные часы искушений и скорби. Молитва эта сделалась потом утешением и спасением бедного павшего ученика. Быть может, без этой молитвы апостол, выйдя с горькими слезами на глазах из двора первосвященника, впал бы в отчаяние и погиб бы безвозвратно для Царствия Небесного, как погиб Иуда-предатель. Эта же молитва возбуждала и укрепляла в нем уверенность, что его Господь и Учитель не отринет его и после отречения от Него простит ему тяжкий грех и снова примет его с любовью. Этою-то верою, согревавшею и ободрявшею его во все дни земной его жизни, и обязан был ап. Петр милосердному Первосвященнику и Спасителю грешного человечества. В обетовании Христовом заключается, действительно, нечто необычайное и великое. По благодати же Божией и мы, христиане, во всякое время и в каждом отдельном случае должны утешаться обетованием Христовым. Потому-то и ликует ап. Павел: «Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас!» ( Рим. 8, 34 ). А святой евангелист Иоанн Богослов уверенно восклицает: «Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника!» ( 1Ин. 2, 1 ). В том и состоит «непреходящее священство» Спасителя нашего, как выражается апостол ( Евр. 7, 24 ), что Он жив и вечно ходатайствует за нас. В этом должен заключаться неисчерпаемый источник нашего счастья и радости духовной! Если мы довольны и счастливы бываем, когда в трудные часы нашей жизни возносится за нас молитва нашими ближними, то что должны мы чувствовать, сознавая постоянно, что у нас есть непрестанный ходатай пред Отцом Небесным – Иисус Христос Праведник! Что значат все молитвы христиан в сравнении с ходатайством за нас Того, Кто сидит одесную Бога и царствует вечно? Конечно, не о том Он ходатайствует, чтобы избавить нас совсем от искушений: в искушениях укрепляется и очищается, как золото в огне, вера наша; не о том, чтобы охранить и спасти нас от бед и скорбей, чрез которые должны мы достигать Царствия Небесного ( Деян. 14, 22 ); не о том, чтобы приумножились богатства и имения наши: к материальным потерям мы должны относиться по примеру многострадального Иова: Господь дал, Господь и взял: да будет благословенно имя Его! – не о том ходатайствует о нас Великий Первосвященник, чтобы никогда не колебалась вера наша: испытания веры нашей благотворны для нас, потому что чрез них теряется в нас доверие к собственным силам и способностям и заменяется надеждою на помощь и покровительство Божие. Великий Первосвященник о том молится за нас, чтобы никогда не оскудевала вера наша. «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя». Здесь наша сила непреодолимая, утешение вечное! Это горы, от которых приходит помощь нам, помощь от Господа, сотворившего небо и землю!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

17:19), предтеча Господа – Иоанн ( Мк. 1:6 ). Постились жители Ниневии и спасены были от гнева Божия ( Иона 3:5–10 ). В Ветхом Завете пост считался необходимым спутником усердной молитвы, способным расположить Бога к милости и исполнению прошений, с какими к Нему обращаются постящиеся. Святой Василий Великий говорит: «Уважь седину поста, ибо он современ человечеству». Господь предсказал, что христиане будут поститься после Его вознесения на небо. Когда ученики Иоанновы требовали, чтобы Апостолы постились, то Спаситель сказал: «Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Лк. 5:34–35 ). Вся земная жизнь Иисуса Христа от первых и до последних дней была непрерывным постом. Его пищею являлся простой хлеб и рыба. Спаситель постился 40 дней и 40 ночей, постом и молитвою победил врага рода человеческого диавола. Иисус Христос не только Сам постился, но и всем последователям дал прямой и ясный закон о посте, отличный от закона фарисейского. Господь сказал ученикам Своим: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры...» ( Мф. 6:16–18 ). Вместе с тем Спаситель указал и относительную пользу поста совокупно с молитвою: «Сей же род, сказал Он ученикам Своим, недоумевающим, почему не могли изгнать духа нечистого, изгонится только молитвою и постом» ( Мф. 17:21 ). Апостолы, твердо помня заповедь – предсказание Христово о посте в словах: «Когда отнимется Жених, тогда будут поститься» ( Мф. 9, 15 ; Мк. 2:20 ), постились, о чем говорит книга Деяний. По примеру Апостолов издревле соблюдались христианские посты: Великий пост , Петровский, Успенский и Рождественский посты, а также еженедельные в Среду и Пятницу; древнейший по своему происхождению это Великий пост или святая четыредесятница. Этот Пост освящен Самим Спасителем и установлен Церковью по Его примеру. Ведет свое начало от времен апостольских. В 69 апостольском праиле уже указывается на этот пост, когда говорится: аще кто епископ, или пресвитер не постится во святую четыредесятницу пред Святою Пасхою, или в Среду и Пяток, да будет извержен».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

( 2Кор.4:6-15 ) Русский перевод архимандрита Ианнуария: 6  … Бог, сказавший: «Из тьмы да воссияет свет!», – воссиял в наших сердцах, чтобы мы и далее несли свет знания о славе Божией в лице Иисуса Христа. 7  Но это сокровище мы носим в глиняных сосудах, чтобы видно было: избыток силы – от Бога, а не от нас.  8  Отовсюду теснимые, – мы не раздавлены; в безысходности, – находим выход;  9  гонимые, – не покинуты; поверженные, – не уничтожены;  10  всегда носим в своем теле умирание Иисуса, чтобы в нашем же теле явила себя и жизнь Иисуса.  11  Ведь мы, пока живем, всегда предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы в нашей смертной плоти явила себя и жизнь Иисуса.  12  Так что в нас действует смерть, а в вас – жизнь. 13  Но так как у нас тот же дух веры, о котором написано: «Я уверовал, и потому стал говорить», – и мы веруем, и потому говорим,  14  ибо знаем, что Тот, Кто воскресил Господа Иисуса, и нас воскресит с Иисусом и поставит вместе с вами перед Собою.  15  И все это ради вас, чтобы изобилие благодати Божией вызывало все более изобильное благодарение множества людей во славу Божию. Некогда пророк Исаия возвещал о том времени, когда «народ, ходящий во тьме, увидит свет великий» ( Ис.9:2 ). Апостол Павел вспоминает это пророчество, когда пишет, что это время настало: Бог дал ему увидеть этот великий свет, «свет знания о славе Божией в лице Иисуса Христа». «Бога не видел никто никогда» ( Ин.1:18 ), но «видевший Меня, – сказал Спаситель, – видел Отца» ( Ин.14:9 ). Однако увидеть Бога в лице Иисуса Христа способен только тот, в чье сердце прольется свет благодатного откровения. Апостолу такая благодать была дана. И теперь его, Павла, обязанность – нести этот свет далее, просвещая «живущих в стране тени смертной» ( Ис.9:2 ). Апостол пишет о своем великом даре апостольского служения, которому и посвящено Второе послание к Коринфянам. Павел – великий Апостол. И он сознавал свое величие, разумеется, мудро понимая, что этим величием он обязан не себе, а Богу и божественной благодати.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

2Ничего не прибавляйте и ничего не отнимайте от тех заповедей, блюсти которые я вменяю вам в обязанность, чтобы вы исполнили заповеди Господа, Бога вашего, какие я вам излагаю. 3Вы ведь своими глазами видели, что сделал Господь в Ваал–Пеоре, как истребил тех из вас, кто принимал участие в оргиях почитателей Ваал–Пеора . 4А вы, сохранившие верность Господу, Богу вашему, живы и поныне. 5Вот я теперь учу вас установлениям и правилам, Заветом определенным, как повелел мне Господь, мой Бог, чтобы вы соблюдали их, когда войдете в ту страну и завладеете ею. 6Соблюдайте с усердием, и это покажет другим народам вашу мудрость и разум ваш. Услышав обо всех этих установлениях, они скажут: «Воистину это великий народ! Он наделен мудростью и разумом!“ 7И действительно, есть ли на свете другой великий народ, божество которого было бы так близко к нему, как близок к нам Господь, наш Бог, когда б мы ни призывали Его? 8И есть ли еще какой великий народ, получивший установления и правила столь же справедливые, как весь этот Закон , который излагаю вам ныне? 9Только заботься о том, Израиль, чтобы был ты всегда на страже души своей, дабы не забыть тебе о тех делах, которые видел своими глазами. И да не исчезнет то из памяти во все дни жизни твоей. Рассказывай о том детям и внукам своим! 10 Напоминай им о том дне, когда у горы Хорив стоял ты пред Господом, Богом твоим, а Господь говорил мне: «Созови весь народ, чтобы они услышали слова Мои и научились благоговеть предо Мной во все дни жизни своей на земле и учили тому своих детей“. 11 Подошли вы и стали у подножья горы; пылала она огнем, достигавшим до самого неба, хотя и была внизу окружена темным облаком и мраком. 12 Когда Господь говорил вам из огня, вы слышали голос Говорившего, но образа не видели никакого, только голос слышали. 13Он объявил вам тогда условия Своего Союза, Завета Своего, и повелел соблюдать их, Десять заповедей; Он начертал их на двух каменных скрижалях. 14В то же время Господь обязал меня учить вас установлениям и правилам, Заветом определенным, чтобы соблюдали вы их в земле, которой завладеете, войдя в нее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

36 Св. Франциск и св. Клара, а с ними и другие, чувствуя себя достаточно подкрепившимися пищею духовной, мало заботились о пище телесной (103, 48). Как тело нуждается в чувственной пище, так и душа требует ежедневного наставления и пищи духовной, дабы укрепляясь ею, могла противиться восстаниям плоти и выдерживать постоянную брань, которая нам угрожает и делает нашу душу пленницею, если мы, хотя на короткое время, захотим предаться беспечности (14а, 83). 37 Дисциплина тела столь же необходима для достижения сосредоточения, как и дисциплина ума... Ни ум, ни тело не могут быть здоровыми у человека, который не контролирует своих страстей и сексуальных импульсов, – это психологический закон. Человек не может сосредоточить своего внимания ни на одном объекте, когда его ум отвлекается на греховные, преступные и другие порочные намерения (104, 258). 38 Недостаточна молитва , когда кто не приутруждает на ней тела своего поклонами (28, 185). «Количество пения, и в нем, воображенный от святых отец поклоны яже несть лепо презирати, ниже великому законоположнику. Количество же дненощных, бываемых в церкви поклонов суть 300, кроме полуношницы. Поклон великий, елико мощи главою до земли довести... Ибо великий, не просто глаголется великий, но есть величество: елико человек может право стоя, и, ни мало наклоняся, главою на землю поклонитися. И без некоего прибавления, еже инии скамейцы представляют себе, инии же ино что, и свою леность сим удобряют, и мнятся с правотрудившимися сравнятися во святых великих поклонех. Поклон же именуется, елико может человек право стоя поклонитися, не падая коленями, ниже главу преклоняти до земли, и се есть образ легкого поклона» (Типикон). Говоря о чине целования Евангелия на всеношной под воскресенье, М. Скабалланович замечает, что при этом делаются приступающими к целованию «малые поклоны – наклоняя голову настолько, чтобы коснуться рукою земли» (92а, 252). 39 Моисей на горе пробыл «сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал [Моисей] на скрижалях слова завета, десятословие» ( Исх.34:28 ). «И [вторично] повергшись пред Господом», – пишет Моисей, – «молился я, как прежде, сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши, которыми вы согрешили, сделав зло в очах Господа [Бога вашего] и раздражив Его» ( Втор.9:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

7. Вопрос . Пришли некогда братия к авве Антонию и сказали ему: «Дай нам заповедь, которую мы могли бы исполнять». Он говорит им: «Написано в Евангелии: если кто ударит тебя в одну ланиту, обрати к нему другую ( Мф 5:39 )». Те отвечали ему: «Мы этого никак не можем исполнить». Старец сказал им: «Если вы не можете обращать другой ланиты, переносите терпеливо удар в одну». Они сказали: «И это не можем делать». Он еще сказал им: «Если и этого не можете, по крайней мере, не отвечайте ударами тому, кто вас ударил». Они сказали: «И этого не можем делать». Тогда великий старец сказал ученику своему: «Приготовь братиям этим немного пищи, потому что они больны». Что значат эти слова святого отца? Ответ . Он хотел сказать, что с такими нечего делать, как покормить их и отпустить. Но как старец в заключение сказал: «Для вас нужна молитва», то можно думать, что под пищею он разумел молитвы старцев, как бы так говоря: если вы не можете ни того, ни этого, то нужна молитва о вас. Ибо как для больных потребна особая пища по слабости их желудка, который не может принимать всякого рода пищу, так и для вас, у которых мысль так немощна, что не может и малой части заповедей Господа нашего исполнять, нужно целение и врачевание душ, именно молитвы отцов, которые могли бы их вам испросить. 8. Вопрос . Святой авва Антоний сказал: «Я видел сети диавола простертые по всей земле, восстенал от этого и сказал: горе роду человеческому; кто может избавиться от них? И сказали мне: смирение спасает от них, ибо они не могут спутывать его». Как видел святой сети сии – чувственно или мысленно? И кто те, которые сказали ему: «Смирение спасает от них, ибо они не могут спутывать его»? Ответ . Авва Макарий Великий , Египетский, ученик аввы Антония, видел также во внутреннейшей пустыне Скитской все козни вражеские в то же время, как видел их авва Антоний, только – в другом образе. Святой Макарий видел бесов в подобии двух человек, из которых один был одет в дырявую одежду с нашивками разных цветов; тело же другого все покрыто было изношенною одеждою, наверху которой была некая сеть, обвешанная пузырьками. К ним подходил еще некто, покрытый крыльями наподобие покрова. Вот этих телесно – телесными очами – видел авва Макарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

  Среда 1-й седмицы Великого Поста Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского О ветхозаветных пророчествах Исаии Великое повечерие 28 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Со страхом и трепетом стоим мы перед судом Слова Божия в эти святые дни. Те образы и имена, которые мы слышим в Великом покаянном каноне святого Андрея Критского, напоминают нам о том, что всегда и во все времена каждая душа человеческая проходит через те же самые глубокие испытания и стоит перед тем же самым, все решающим выбором, что и сто, и двести, и тысячу лет назад. И хотя слова канона написаны были тысячу лет назад, они обращены к глубине нашей совести так, как были бы произнесены Сердцеведцем Господом сегодня. Еще более удивляют нас звучащие в храме с первых дней Поста ветхозаветные чтения, и среди них, прежде всего, пророчества Исаии. Не все имеют возможность быть в храме в будни за утренними богослужениями, и я хотел бы сейчас более подробно остановиться на некоторых местах этих пророчеств, открывающих Великий Пост. То, что там сказано, как будто бы относится к нашим дням: " Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня ...Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, - повернулись назад " (Ис. 1, 24). Многие замечают, что здесь пророк изображает как будто и духовное, и материальное состояние души нашего русского народа, хотя эти слова были обращены к народу израильскому. И тем же самым болезням то же самое врачевание предлагает сегодня Господь. Когда случилась великая беда с Русской Церковью и с нашим народом, Святейший Патриарх Тихон в своем Послании ко всему русскому народу обратился с призывом к покаянию, в котором он употреблял слова пророка Исаии - те самые, что мы слышим в течение первой недели Великого Поста: " Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих... " (Ис. 1, 16). Святой Патриарх Тихон понимал, что Божией России необходим общий пост, общее говение - такое очищение души, которое одно единственное может дать спасение нашему народу. И мы знаем, что народ в массе своей не послушался голоса Божия, звучащего через ветхозаветного пророка Исаию и через современного пророка - Святейшего Патриарха Тихона: " Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас " (Ис. 1, 20). Народ наш " не покаялся слезами " , как сказал Святитель, поэтому Господь дал ему возможность " покаяния кровью " .

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_24...

А вот малютки-детки, они чувствуют своим святым сердцем, они страдают за нас и... горько плачут. Так плакали дети и в древнем городе Риме. Плакали, чувствуя, куда и в какую гибель привели народ идолы бездушные, и к какой пропасти подвели его ложные учителя и прорицатели алтарей... Водопад Разбитых темных тел нагроможденье, Как будто рыли их гигантские кроты. Он здесь почувствовал всю глубину паденья, Всю беспредельность, гибель высоты!.. Как падший Ангел, рвался он из ада Шипящих волн – к Востоку, в небеса; И ветры, словно крылья водопада, Несли его сквозь горы и леса. Нашел себе он место в гордом Риме, Владыкой звался он среди людей... Но свет великий блещет с Палестины; Гибнут дети, слышны вопли матерей... г) Вопли матерей «Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила – жилище их» ( Пс. 48: 15 ). Говорят, что великая столица искусства и культуры – Венеция – с каждым годом все больше и больше погружается в море. Ее дома, виллы, театры пожирает океан, который с жадностью страшного чудовища стремится скорее похоронить город в своей бездонной пасти. Весь ученый мир трубит об этой великой опасности славному городу, но по существу помочь ему никто не может, и в недалеком будущем настанет момент, когда океан, поднатуживаясь, разом закроет свою огромную пасть, а город наверняка окажется в глубине ада... И только синие расплывчатые пятна на поверхности воды будут свидетельствовать, что здесь когда-то был славный итальянский город Венеция, – был – и не стало его. И никто не мог его спасти. «И Вавилон великий воспомянут перед Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Божия» ( Откр. 16: 19 ). Так погиб древний Рим, восставший своей гордыней на Господа Бога и Христа Его. Ни железные римские легионы, ни прославленные центурионы, ни искусные в своей злобе римские цезари – ничто не спасло Вечный Город от неминуемой гибели и полного развала всей Римской империи... Великий римский Колизей, развалины которого так тщательно охраняются ныне, впитал в себя целые моря крови, пролитой христианскими мучениками и мученицами, пострадавшими за Христа Бога своего...

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Армагеддон означает рассечение, или убийство. Собранные диаволом и приведенные на это место народы будут избиты, ибо он утешается человеческою кровью. Отсюда ясно, как пагубно лишение риз добродетели, так как мы знаем и из евангельской притчи, что не имевший их был низвер-жен из чертога (Мф. 22, 13), а также и из слов апостола, когда он, рассуждая о нетлении, говорит: аще точит и облекшеся, не наш будем (2 Кор. 5,3) от добрых дел. Будем же поэтому усердно умолять Господа нашего, чтобы Он омыл здесь одежды души нашей, дабы, по слову псалма, нам убедиться паче снега (Пс. 50, 9) и не услышать: друже, како вшел ecu семо не имым одеяния брачна и не быть брошенными со связанными ногами и руками во тьму кромешную (Мф. 22,12-13), но чтобы, имея во всякое время белые одежды, по премудрому Соломону, и нося светлые светильники сострадания и добродетельной жизни, взойти нам в небесный чертог вместе с Христом, чистым и непорочным Женихом душ наших. Ему со Отцем и Святым Духом слава подобает, честь и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь. ОТДЕЛ XVIII Статья пятьдесят вторая О том, что чрез седьмую язву будет на людей град и землетрясение Седьмой ангел вылил чашу свою на воздух, и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось! И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое! Раздался с неба ангельский голос, то есть совершилось Божественное повеление. Голоса, молнии и громы, наподобие звучавших на Синае при явлении Божием, означают ужасающую силу того, что будет совершаться на земле во время второго пришествия Христова. Землетрясение указывает на перемену существующего, по словам апостола: еще единою Аз потрясу не токмо землею, но и небам (Евр. 12,26). И город великий распался на три части, и города языческие пали. Мы думаем, что этот город, великий не по величине и числу зданий, но древнейший и великий по благочестию, есть Иерусалим, возвеличенный пред городами языческими и отличенный от них страданиями Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/44/f...

«Армагеддон» означает рассечение, или убийство. Собранные диаволом и приведенные на это место народы будут избиты, ибо он утешается человеческою кровью. Отсюда ясно, как пагубно лишение риз добродетели, так как мы знаем и из евангельской притчи, что не имевший их был низвержен из чертога ( Мф. 22:13 ), а также и из слов апостола, когда он, рассуждая о нетлении, говорит: «аще точию и облекшеся, не нази будем» ( 2Кор. 5:3 ) от добрых дел. Будем же поэтому усердно умолять Господа нашего, чтобы Он омыл здесь одежды души нашей, дабы, по слову псалма, нам «убелиться паче снега» ( Пс. 50:9 ) и не услышать: «друже, како вшел еси семо не имый одеяния брачна?» и не быть брошенными со связанными ногами и руками во тьму кромешную ( Мф. 22:12, 13 ), но чтобы, имея во всякое время белые одежды, по премудрому Соломону, и нося светлые светильники сострадания и добродетельной жизни, взойти нам в небесный чертог вместе с Христом, чистым и непорочным Женихом душ наших. Ему со Отцем и Святым Духом слава подобает, честь и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Статья пятьдесят вторая О том, что чрез седьмую язву будет на людей град и землетрясение Откр.16:17 . Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось! Откр.16:18 .  И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое! Раздался с неба ангельский голос, то есть совершилось Божественное повеление. «Голоса, молнии и громы», наподобие звучавших на Синае при явлении Божием, означают ужасающую силу того, что будет совершаться на земле во время второго пришествия Христова. «Землетрясение» указывает на перемену существующего, по словам апостола: «еще единою Аз потрясу не токмо землею, но и небом» ( Евр. 12:26 ). Откр.16:19 . И город великий распался на три части, и города языческие пали, Мы думаем, что этот город, великий не по величине и числу зданий, но древнейший и великий по благочестию, есть Иерусалим, возвеличенный пред городами языческими и отличенный от них страданиями Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010