Не будем говорить о том, что нередко и наши святые храмы из молитвенных мест и мест священнодействий, особенно святейшего таинства причащения, обращаются в обыденные места бесед, показности и наблюдений над другими, и нередко в места пересудов, в которых мы не чувствуем особенного благодатного присутствия Божия. Но есть в каждом из нас еще внутренний храм – наше сердце – как источник и начало нашей внутренней, духовной жизни. Избранные быть храмами Св. Духа, вместилищем благодати Божественной, не часто ли мы нарушаем чистоту этого внутреннего нашего храма, делаем его началом греховным, и таким образом удаляем его от Бога?... Страсти житейские, разнообразные привычки греховные, кажется, всего чаще наполняют его; стоит лишь каждому обратиться к себе, познать себя, осмотреть все прошедшее, и это откроется ясно само собою; вместо любви к Богу найдется, быть-может, в нас любовь к миру и ко всему мирскому, то, что отвлекает нас от Бога, – вместо сосредоточенности в самих себе, собственного самоиспытания и самопознания – страсть наблюдать за другими, судить и рядить других, – вместо желания добра ближним – зависть, – вместо любви к молитве – небрежение ею и т.п. Все это недостойно нашего христианского сердца, как избранного быть сосудом благодатным, – все это омрачает наш внутренний храм; и наш нравственный долг – из собственного самоспасения – изгнать из себя все, что лишает чистоты и светлости наше сердце, очистить его и сделать достойным присутствия Божия и утвердить его в любви христианской. На это-то и Спаситель указывает нам, когда говорит: «се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас мой, и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со мной» ( Откр.3:20 ). Аминь. Поучение в Великий вторник Высшая, как имеющая свое начало от бесконечного Бога, она и усвояется главным образом верою, легко принимается только верующими сердцами, как сродная им и близкая; таким образом здесь нужно прежде всего сердце чувствующее, а потом уже ум человека; но лишь только она встречается с испытующим умом, отрешившимся от божественного руководства, умом не твердым в вере, – лишь только она встречается с мирской наукой, действующей вне области Божественного авторитета и стремящейся основаться на собственных началах ограниченных и узких, встречает упорное сопротивление.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Так же. Поется: Да исправится молитва моя..., как всегда. После этого три поклона и преждеосвященная литургия в обыкновенном порядке. Главы наша Господеви приклоним. Тебе, Господи. Буди держава царствия твоего... Аминь. Так же. Стихиры на стиховне Триоди: Самогласен дне 2. Мученичен 1. Слава – Предтечи: Яко же божественных... И ныне, богородичен воскресный по гласу Славы (ср. послед. 24 февр., Тип., л. 187 и 6 мр. гл. 24 февр., л. 189). Так же. Ныне отпущаеши. Трисвятое. Пресвятая Троице. Отче наш... Так же. Яко твое есть царство... Аминь. Тропарь Предтечи. Слава, и ныне, богородичен воскресный по гласу тропаря: Еже от века утаенное... Помилуй нас, Боже... Яко милостив и человеколюбец... Аминь. Три великие поклона. Так же. Всесвятая Троице. Буде имя Господне... 3. Слава, и ныне. Благословлю Господа. Премудрость. Достойно есть. Пресвятая Богородице, спаси нас. Честнейшую херувим... Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст великий. Многолетие. Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй Благослови. Отпуст великий. Многолетие. Повечерие накануне праздника, случившегося в понедельник, и полунощница понедельника. Повечерие накануне праздника, случившегося во вторник, среду, четв. и пяток, и полунощница сих дней. Повечерие – великое. На нем по 1 трисвятом тропарь Предтечи. Слава, и ныне, воскресный богородичен по гласу тропаря. По 2 трисвятом обычные тропари: Помилуй нас, Господи... По Достойне и Трисвятом кондак Предтечи; а Господи сил с нами буди... не поется. По Честнейшую 3 великих поклона. Конечное трисвятое и Господи, помилуй 12 не произносятся. Отпуст малый 707 . Полунощница поется с кафизмою и обычными тропарями. На ней по Честнейшую три великих иоклона. Полунощница поется с кафизмою и обычными тропарями. По Честнейшую три великих поклона. Глава 21 Утреня в праздник Обретения главы Предтечи 24 февраля: в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток св. Четыредесятницы. На утрени Бог Господь... 4 и тропарь Предтечи 2. Слава, и ныне, воскресный богородичен по гласу тропаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Вербное Воскресенье Святая Месса в трансляции (архиепископ служит в 10:00 по московскому времени из часовни в Курии. Если у вас есть вербы или любые ветви, ими уместно украсить домашний алтарик (либо крест или икону Христа в доме). Если нет ветвей — подобие пальмовых ветвей можно изготовить из бумаги и украсить ими крест или икону. Для освящения ветвей можно прочитать молитву: «Умножь веру уповающих на Тебя…» (текст в приложении). Если у вас есть освящённая вода, можно окропить ей ветви. После этого прочитайте повествование о Входе Господа в Иерусалим по Луке (Лк 19,28-44). В течение дня найдите время для личного размышления над прочитанным Евангелием. Понедельник, вторник и среда Страстной Недели Это — дни особого сосредоточения и размышления о тайне Страстей Христовых. Святая Месса в трансляции (архиепископ служит в эти дни ежедневно в 20:00 по московскому времени из часовни в Курии. Рекомендуется читать Страсти Господни и найти время для личного размышления над ними: в понедельник — по Марку (главы 14 и 15), во вторник — по Матфею (главы 26 и 27), в среду — по Луке (главы 22 и 23). В один из этих дней, если это позволяют установленные ограничения, и соблюдая все необходимые санитарные нормы, по возможности посетите храм лишь на короткое время для исповеди. Как уже указывалось ранее, не существует обязанности исповедоваться и причаститься именно перед Пасхой; это возможно сделать в течение всего Пасхального времени (до 31 мая) или, при необходимости, и в более позднее время (см. Декрет от 18 марта). Великий Четверг В Великий Четверг архиепископ отслужит Святую мессу освящения мира и благословения елеев в 11:00 по московскому времени (см. Письмо от 26 марта). Если вы не можете присоединиться к её трансляции, по возможности, прочитайте в это время «Отче наш» или молитву св. Иосифу (см. приложение). В течение дня уместно посвятить время работе по хозяйству: навести порядок в доме и приготовить еду к праздничному столу, чтобы не заниматься домашней работой без крайней необходимости в течение Священного Триденствия.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

На Светлой седмице кафизм нет вообще (даже шестопсалмие не читается). Но Псалтирь отлагается не полностью: хвалитные псалмы положено петь даже на утрени первого дня Пасхи. 5 седмица Великого Поста, если в четверг Благовещение (когда Благовещение совпадает с чтением Великого канона) Как читать Великий канон и в то же время служить Благовещение? В этом году такое едва не случилось. Смысл в том, что чтение Великого канона совершается на утрени не четверга, а вторника. Великий канон читается во вторник, а в четверг, естественно, служим праздник Благовещения. За счет этого смещается весь порядок чтения кафизм. Понедельник: на утрени – 4,5,6-я кафизмы; на 1-м Часе – 7-я кафизма; на Часах – 8,9,10; на вечерне – 11-я. Вторник: на утрени Великого канона – 12-я кафизма. На 1-м Часе кафизмы нет. На Часах – 13,14,15-я; на вечерне – 16-я. Среда: на утрени – 19,20,1-я. Дальше 2,3,4,5. Четверток: на утрени – 6,7,8-я кафизмы. На 1-м Часе – 9-я; на Часах – 10,11,12-я. Пятница: на утрени – 13,14,15-я кафизмы. На 1-м Часе кафизмы нет. На Часах 19,20. На 9-м Часе кафизмы нет. На вечерне – 18-я. Субота: на утрени – 16,17-я, на Часах кафизм нет; вечером – 1-я кафизма. Воскресенье: на утрени – 2,3,17-я кафизмы, на Часах кафизм нет. Я пропустил две вечерни: в среду и в четверг. Но в четверг – Благовещение. Под Благовещение в среду вечером – праздничная великая вечерня, которая, согласно уставу, без кафизм. Рядовой кафизмы на праздник не положено, а «Блажен муж» не положен из-за поста. Вот и получается вечерня без кафизм. В этом году получилось очень интересно: вечерня под Благовещение, которая служилась в среду днем, по уставу без кафизмы, но поскольку это среда, то Литургия Преждеосвященных; во время кафизмы обычно переносятся Св. Дары с Престола на Жертвенник. В этом году, пожалуй, единственный случай, когда пришлось спеть все стихиры на «Господи, воззвах», чтобы иерей с диаконом успели перенести Дары и покадить весь храм. Если поются точно десять стихир, то успеваешь секунда в секунду совершить все священнодействия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Штурм Берлина завершился 2 мая, которое приходилось в 1945 году на Великий Вторник – день, посвященный воспоминанию Страшного Суда Взятие Берлина явилось, без преувеличения, эпохальным событием. Был повержен символ германского тоталитарного государства и поражен центр его управления. Глубоко символично, что штурм Берлина завершился 2 мая, которое приходилось в 1945 году на Великий Вторник, день, посвященный воспоминанию Страшного Суда. И взятие Берлина воистину стало Страшным Судом над оккультным немецким фашизмом, над всеми его беззакониями. Нацистский Берлин вполне напоминал Ниневию, о которой пророчествовал святой пророк Наум: «Горе городу кровей, городу обмана и убийства! Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?» (Наум 3: 1,19). Но советский солдат был куда милосердней вавилонян и мидийцев, хотя немецкие фашисты были по своим делам ничем не лучше ассирийцев с их уточенными зверствами. Немедленно было налажено питание двухмиллионного населения Берлина. Солдаты щедро делились последним со своими вчерашними врагами.      Удивительную историю рассказал ветеран Великой Отечественной войны Кирилл Васильевич Захаров. Его брат Михаил Васильевич Захаров погиб в Таллинском переходе, двое дядей были убиты под Ленинградом, отец потерял зрение. Сам он пережил блокаду, чудом спасся. И с 1943 года, когда он пошел на фронт, начиная с Украины, он все мечтал о том, как доберется до Берлина и будет мстить. И вот во время боев за Берлин, во время передышки, он остановился было в подворотне перекусить. И вдруг увидел, как поднимается люк, из него высовывается пожилой оголодалый немец и просит есть. Кирилл Васильевич поделился с ним своим пайком. Потом вылез еще один гражданский немец, тоже попросил есть. В общем, в тот день остался Кирилл Васильевич без обеда. Так он отомстил. И не жалел об этом своем поступке. Мужество, стойкость, совесть и милосердие – эти христианские качества проявил русский солдат в Берлине в апреле – мае 1945 года. Вечная ему слава. Низкий поклон тем участникам Берлинской операции, которые дожили до наших дней. Ибо они даровали свободу Европе, в том числе и немецкому народу. И принесли на землю долгожданный мир.

http://pravoslavie.ru/79025.html

Постарайтесь, чтобы дело не разрушилось как-нибудь из-за несущественных каких-либо вопросов. «In dubiis libertas». Великий Князь просит Вас прислать ему (по адресу: Colonel Kir6eff. France. Biarritz. Poste restante) сведения o ходе переговоров в Бонне. Конечно, подробный и окончательный отчет может быть Вами представлен только по возвращении в Петербург; но В. К. надеется, что Вы не откажетесь сообщить ему сведения и из Бонна. Вы знаете, как ему близко это дело, и как он дорожит всякой подробностью, относящейся до вопроса о будущем воссоединении. Преданный Вам А. Киреев. Черновое письмо мое прошу прислать мне в Биарриц из Бонна. LVIII Павловск. Вторник. Многоуважаемый Иван Леонтьевич. Великий Князь желал бы с Вами видеться 15 июня, в воскресенье (это согласно с Вашим указанием?), после обедни, т.е. в первом часу. Предлагаю Вам выехать из Петербурга в 10 часов 5 минут; поезд приходит в Павловск в 3/4 11-го. Уехать Вам можно будет в 2 часа (или позже, после обеда). Иван Терентьевич тоже будет. Присылаю Вам при сем письмо Деллингера и Овербека. И то и другое вызывает на рассуждения, к которым и нужно будет приступить в воскресенье. Прошу Вас, многоуважаемый Иван Леонтьевич, возвратить мне оба письма по прочтении; отошлите их с нарочным в контору Мраморного дворца (а не по почте и в Павловск). Преданный Вам А. Киреев. P. S. Сейчас получил письмо (подпись не разборчива), в котором уведомляют меня, по поручению Деллингера, что конференция назначена 12 августа. LIX Вторник. Многоуважаемый Иван Леонтьевич. Вчера только получил я от Лангена (без письма) прилагаемую при сем книгу. Я ее задержал на несколько часов: хотелось посмотреть те места, которые для нас представляют особенную важность. На мой неопытный взгляд – очень много хорошего, во всяком случае видно, что «sie (die Altkatholiken) meinen es ehrlich». Ланген в одном из своих прежних писем просит не печатать ничего о проекте Катихизиса и Учебника 64 , но будет, конечно, очень рад, ежели мы что-нибудь напишем ему о проекте, в особенности ежели можно будет написать что-либо хорошее. Мне особенно приятно видеть в проекте (конечно, насколько можно судить после беглого и неполного просмотра) полное отсутствие иезуитских кляузнических приемов и разных «reservationes»; высказано и за и против все, что они могли найти доступного для детского понимания. Кажется, потребовалось бы не много изменений и дополнений, чтобы сделать «проект» православным. Семь таинств, кажется, поставлены крепко? Выходит, что разные «principalia et praecipua salutis nostrae sacramenta» были риторические цветы, брошенные англичанам, да и почитание святых принципиально признается; очевидно, что прошлогодние оговорки сделаны против ультрамонтанских преувеличений почитания святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Великий суд Божий — это снятие всех масок, всех искусственных изображений, всего того, что человек пытался создать, формируя некий положительный образ. Мы все предстанем пред Богом обнаженными — в том смысле, что все искусственное, наносное, специально или случайно вошедшее в нашу жизнь, будет снято, уничтожено; и правда о нашей жизни будет высвечена силой Божественной правды. Притчи, которые Господь произнес во вторник Страстной недели, помогают понять каждому из нас, что произойдет с нами в тот самый момент, когда мы обнаженными предстанем Богу (см. Мф. 24:36 — 26:2). Из трех притч, посвященных теме суда, которые мы сегодня слышали, особое место занимает притча о десяти девах — пяти мудрых и пяти неразумных. Светильники, которые были в руках этих дев, суть образ души человеческой — по крайней мере, так толкует этот евангельский текст святоотеческое предание. Что означает масло в светильниках и что означает пустой светильник? Если светильник есть образ души, то неужели душа человека пуста? Даже если он не верил в Бога, даже если он не сотворил ничего доброго пред очами Божиими, ведь чем-то душа наполняется? Мы же получаем какое-то образование, какое-то воспитание — тем самый формируется некий культурный или бескультурный образ человека, хотя сейчас все это смешано и нет твердого и ясного критерия, который отличал бы одно от другого. Но, в конце концов, есть достижения человека. Некоторые поднимаются по лестнице власти, некоторые обретают большое богатство, экономическое могущество, многие за свою деятельность получают светские награды. Разве все это не наполняет душу? Разве все это не входит во внутреннюю жизнь человека? Да, несомненно, входит и формирует образ человека. Так почему же все то, что перечислено, не считается и не признается ценностью пред Богом? Но ведь это не елей, который питает светильник и дает ему возможность возгореться при встрече Жениха. А значит, все то, что мы чаще всего называем ценностями и достижению чего посвящаем жизнь, ценностями пред Богом не является.

http://patriarchia.ru/db/text/2152992.ht...

Какова её структура? Первые три дня её однозначно постные по распорядку дня (мы обязательно повторим, какой распорядок дня характерен для поста и для этих дней в частности), по особенностям богослужения и по целому ряду других признаков (Эти признаки, характерные для постных дней, я тоже попробую назвать). Что касается периода времени, начиная с Великого Четверга, это уже не вполне регулярные постные дни. Формально их можно было бы назвать непостными (особенно Великий Четверг). Великий Четверг вообще не очень сильно похож на постный день (я попробую попозже показать почему). Великая Пятница — это самый строгий постный день в году. Великая Суббота — день перед наступлением Светлого Воскресенья — это тоже постный день, как ни странно. Почему это должно быть странно? Потому что в Восточной Церкви, к которой мы с вами принадлежим суббота объявлена днём непостным. По каноническим правилам Восточной Церкви суббота непостная - за исключением только одной субботы в году - Великой Субботы. Великая Суббота — постная. Начиная с Великого Четверга, это дни совершенно особенные. Они не укладываются в рамки и правила регулярных постных дней. С Великого Четверга начинаются пасхальные воспоминания, сначала связанные с Крестной Пасхой потом перерастающие в празднование Пасхи Воскресной. Прежде, чем мы начнём речь об основных особенностях Страстных Дней, давайте сначала поговорим о главном, с чего всегда надо начинать, когда речь заходит о Православном Богослужении, с Литургии. Как устроена Литургия на Страстной Седмице? Всегда нужно по первому пункту давать понятия. Значит с Литургией такая ситуация. На Страстной Седмице, в первые три дня, которые я назвал вполне постными, служится самая, что ни на есть постная Литургия, а именно Литургия Преждеосвященных Даров. То есть в понедельник, вторник и среду служится Литургия Преждеосвященных Даров. Как видите, на Страстной Седмице ситуация меняется. Весь Великий Пост эта Литургия служилась по средам и по пятницам, по нашему уставу. А на Страстной Седмице она служится каждый постный день, и в понедельник, и во вторник, и в среду. Почему? Потому что так было в Константинополе в первом тысячелетии.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

Входа нет. Возгласа: «Премудрость, прости» – нет. Сразу после Богородична хор поет: «Свете тихий...». Иерей возглашает из алтаря: «Вонмем. Мир всем» 128 . Чтец: «И духови твоему». Иерей: «Премудрость. Вонмем». Чтец: «Прокимен, глас 6: Господне есть спасение...» (или какой-либо другой) 129 . Хор поет прокимен. Иерей: «Премудрость». Чтец: «Бытия чтение» 130 . Иерей: «Вонмем». По окончании паремии – иерей: «Премудрость. Вонмем». Чтец: «Прокимен, глас...». Иерей: «Премудрость». Чтец: «Притчей чтение». Иерей: «Вонмем». По окончании паремии – чтец: «Сподоби, Господи...». Священнослужитель: «Исполним вечернюю молитву нашу...». Возглас: «Яко Благ и Человеколюбец...». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «Главы наша Господеви преклоним». Хор: «Тебе, Господи». Возглас: «Буди Держава Царствия Твоего...». Далее Хор поет стиховные стихиры из Триоди, «Слава, и ныне» – Богородичен, а во вторник (перед средой) и в четверг (перед пятницей) – Крестобогоро- дичен Триоди. Если в Минее есть стихира святого на «Слава», то она поется, а на «И ныне» – Богороди- чен по гласу «Славы» из Минеи, во вторник же и четверг – Крестобогородичен Минеи на ряду. После стихир – чтец: «Ныне отпущаеши...» и Трисвятое по «Отче наш». (Иерей выходит на солею.) По возгласе иерея: «Яко Твое есть Царство...» хор поет тропари: «Богородице Дево, радуйся...» (великий поклон), «Слава» – «Крестителю Христов...» (великий поклон), «И ныне» – «Молите за ны...» (великий поклон), «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Далее, вместо сугубой ектении, чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую...», «Именем Господним...». Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Небесный Царю...». Иерей читает молитву св. Ефрема Сирина (с 16-ю поклонами) и возвращается в алтарь. Чтец – Трисвятое по «Отче наш». Иерей – возглас. Чтец: «Господи, помилуй» (12), «Всесвятая Троице...». Хор: «Буди имя Господне...» (трижды). Чтец – 33-й псалом: «Благословлю Господа на всякое время...». Иерей (на солее): «Премудрость». Хор: «Достойно есть...» (по «Честнейшую...»). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды), благослови». Иерей – полный отпуст 131 . Хор – многолетие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Κα σμερον δ σββατον μλπω μγα. Содержанием этих канонов, написанных в подлиннике мерною прозою, служит изображение действий Господа нашего Иисуса Христа в последние дни земной Его жизни и окружавших Его лиц, соответственно каждому из великих дней Страстной седмицы. В понедельник воспоминается вольное шествие Господа на страдания и последние назидательные беседы Его с учениками о смирении, взаимной любви и плодоношении добрых христианских дел; во вторник – поучения Его, сказанные в притчах о десяти девах, о талантах и о последнем суде; в среду – возлияние на главу Его мира женою грешницею и предание Его Иудою книжникам и Фарисеям; в четвёрток – совершение Тайной Вечери, преподание ученикам Тайн Тела и Крови Христовой, омовение ног, молитва Его к Отцу Небесному в саду Гефсиманском и предательство Иуды Искариотского; в пяток – страдания Спасители на суде пред Первосвященниками Иудейскими и Правителями языческими и крестная смерть Его; в субботу – погребение и сошествие Его в ад, как Победителя над смертью и врагами нашего спасения. Все эти предметы изображаются в песнопениях по большей части священными словами Евангелия, которые сами по себе сколько возвышенны и сильны, столько же поучительны и трогательны для всякого верующего слушателя. По напеву своему песнопения на Великий понедельник, вторник и среду относятся ко 2-му гласу, a на прочие дни – к 6-му, который по свойству своему преимущественно пред всеми гласами церковными располагает душу к сердечному сокрушению и глубокому благоговейному умилению. Трипеснец на Великий понедельник (св. Козьмы Маюмского) Песнь 1. – Ирмос Τ τν βατον κυμαινομνην θλασσαν θε ατ προγματι ναξηρναντι, κα πεζεσαι δ ατς τν σραηλτην λαν καθοδηγσαντι, Κυρ σωμεν· νδξως γρ δεδξααι. Непроходимое волнщеес море своимъ изсшившем, и пшешествовати сквоз люди наставльшем, Гдви поимъ: славн бо прославис. Осушившему непроходимое волнующееся море Божественным Своим повелением, и проведшему чрез него пешком народ Израильский, Господу воспоём; ибо Он торжественно прославился.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010