Приточный гость, на вопрос царя, пришедшего на пиршество брака, молчит 509 . Самое безмолвие осуждает его и приговор над ним не заставляет себя долго ждать. «Тогда сказал царь слугам: связав ему руку и ноги, возьмите его, и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» 510 . Грозный приговор, который Божественным Учителем высказан в этих словах притчи, объясняется тем, что он имел в виду при произнесении его главным образом непокорных и жестоковыйных иудеев, выродившихся в современных нам жидов. Они не пошли по пути к тому счастью и блаженству, которое им было обещано в недрах Церкви Христовой, и не обнаружили в своем большинстве даже малейших признаков покаяния, без которого немыслимо указанное блаженство. Брачную одежду, одежду чистоты от скверны греха, которая должна украшать нас в день пришествия Всесвятого Сына Божия, мы не можем стяжать одной своей волей; от нас зависит только желать ее и о ней просить, как и слышится нам в известной церковной песне: «чертог твой вижду, Спасе мой, украшенный и одежды не имам, да вниду в он: просвяти и т. д.» В откровении Тайнозрителя Ап. Иоанна Богослова говорится о невесте Агнца, Церкви Христовой: «дано было ей облечься в виссон 511 чистый и светлый; виссон же есть праведность святых 512 . Без этого виссона чистого, без ризы спасенья призыв принятый на брак не приводит еще к блаженству; посему и сказал Господь в заключение рассмотренной притчи; много званных, а мало избранных 513 . Притча XXXI. О десяти девах Мф.25:1–13 Вследствие глубокого смысла притчи о 10 девах церковной практикой эта притча введена в состав Евангельского чтения на великий вторник страстной седмицы: чему соответствует и церковная песнь, 514 содержание которой заимствовано из этой притчи. Чтением ее Церковь напоминает каждому из верующих о полунощном часе в жизни человечества, иначе том роковом часе, который указывает на последнюю оценку всей жизни каждого. Неизвестность последнего часа в жизни каждого человека, так же как и всего человечества, в притче только что упомянутой выставляется очень ясно и резко; обозначение его составляет назидательное заключение притчи, 515 свидетельствующее между прочим о том, что в час смерти каждый из нас должен будет дать Господу отчет во всей нашей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Притча о десяти девах рассказана с целью научить слушателей непрестанной духовной бдительности и готовности к сретению Господа, когда Он придет судить живых и мертвых. Надобно сказать, что у иудеев свадьбы почти всегда праздновались вечером. Жениха и невесту провожали девицы, держа в руках зажженные светильники. Вот какую притчу рассказал Господь: «Царство небесное подобно будет десяти девам, которые, взяв свои светильники, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв свои светильники, не взяли с собой масла. Мудрые же вместе со своими светильниками взяли масла в своих сосудах. И как жених замедлил, то все задремали и уснули. Но в полночь раздался крик: «Вот жених идет, выходите навстречу ему». Девы проснулись и стали поправлять светильники свои. У мудрых дев они горели светло, потому что в них было масло, а у неразумных они гасли. И сказали они мудрым девам: «Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут». А мудрые отвечали: «Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, лучше пойдите и купите себе масла». Те пошли покупать, а в это время пришел жених, мудрые девы вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. Через некоторое время пришли и те девы, стали стучаться и говорить: «Господи! Господи! Отвори нам». Но жених отвечал: «Истинно говорю вам: не знаю вас». Спаситель окончил рассказ этот следующими словами: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придет Сын Человеческий». Что же означают эти слова? Они указывают на час нашей смерти, когда мы должны будем дать Господу отчет о всей нашей жизни. Мы не знаем, когда Господь призовет нас, и должны ожидать смерти так, как мудрые девы ожидали жениха, с зажженными лампадами, то есть с сердцами, исполненными любви к Богу и теплой веры. Если мы будем рассеянны и ленивы, если не будем размышлять о Боге и творить добро, то Господь не примет нас в Царство небесное и нам также скажет: «Пойдите отсюда, Я не знаю вас». На страстной неделе, в великий вторник, в Церкви поют песнь, содержание которой заимствовано из этой притчи. Вот она:

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Прокимен (псалом 128), глас 6: Благословихом вы/во имя Господне.  Стих: Множицею брашася со мною от юности моея. Чтение Иова  1–12] 1 Некий человек жил в стране Авситидийской, имя ему — Иов. И был тот человек непорочен, праведен, истинен, богобоязнен, и удалялся от всякого худого дела. 2 И было у него семь сыновей и три дочери. 3 И было скота у него: овец семь тысяч, верблюдов три тысячи, волов пятьсот пар, пятьсот пасущихся ослиц, и слуг весьма много, и дела большие были у него на земле, и был тот человек знатнейшим из жителей востока солнца. 4 И собирались сыновья его друг к другу, устраивали ежедневно пир, взяв с собой и трех сестёр своих, чтобы с ними есть и пить. 5 И когда оканчивались дни пира, Иов посылал за ними и очищал их, встав поутру: приносил о них жертвы по числу их и одного тельца за грех о душах их, ибо говорил Иов: «Может быть, сыновья мои в разуме своем дурное помыслили против Бога». Так поступал Иов во все дни их. 6 И было в один день: и вот, пришли Ангелы Божии предстать перед Господом, и диавол пришел с ними. 7 И сказал Господь диаволу: «Откуда пришел ты?» И сказал диавол в ответ Господу: «Я обошёл землю, и прошёл поднебесную, и вот, предстою». 8 И сказал ему Господь: «Обратил ли ты внимание на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле человека: непорочного, праведного, истинного, богобоязненного, удаляющегося от всякого худого дела». 9 И отвечал диавол и сказал Господу: 10 «Разве даром Иов чтит Бога? Не Ты ли извне оградил его, и внутренность дома его, и даже со всех сторон всё имущество его? А дела рук его Ты благословил и умножил скот его на земле. 11 Но простри руку Твою и коснись всего, что он имеет, и он в лицо не благословит ли Тебя?» 12 Тогда сказал Господь диаволу: «Вот, всё, что у него есть, отдаю в руку твою, только его самого не касайся». И вышел диавол от лица Господа. Великий вторник На 6 часе Тропарь пророчества, глас 1: Безмерно согрешающим, богатно прости, Спасе: сподоби нас неосужденно поклонитися Твоему святому воскресению, молитвами Пречистыя Твоея матере, Едине Многомилостиве.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

Самая большая когда-либо зарегистрированная градина весила 1 кг. В 1980 году градом убило женщину в Мюнхене. В Трансваале (ЮАР) нередки случаи, когда от града погибает скот 356 . Представление о том, что Бог помогает избранным своим посредством экстраординарных атмосферных явлений было близко народам Ближнего Востока. Юнгер приводит два текста – один хеттский и один вавилонский – описывающих схожее с библейским явление 357 . Наиболее интересен вавилонский текст «Послание Саргона богу». В нем так описывается одно из сражений «Адад неистовый, сын Ану, отважный, испустил свой великий крик против них. И тогда с помощью потопа облачного и града (букв.: камней небесных) уничтожил полностью тех, что оставались» 358 . 12–14 стихи описывают невероятное чудо, совершенное Богом: Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день»? (10:12–13). Это место Ветхого Завета подвергалось и подвергается постоянным нападкам со стороны атеистов. Однако, нет достаточных оснований отвергать историчность описанного и рассматривать вместе с либеральной библеистикой этот текст всего лишь как некий эпос. Апологет Священного Писания Ясиницкий приводит некоторые астрономические доказательства и исторические подтверждения подлинности события. Он, в частности, пишет: «Американский профессор Тоттен изучил этот вопрос с астрономической точки зрения и опубликовал результаты своих обстоятельных и сложных вычислений, которые привели его к весьма замечательному открытию. Принимая во внимание дни равноденствий, эклипсы и т.п. и ведя вычисление от наших дней до дня Иисуса Навина, он обнаружил, что этот день приходился на среду. С другой стороны, произведя вычисления от даты сотворения мира до дня Иисуса Навина, он нашел, что день этот приходился на вторник.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Св. Ипполит, епископ Рима, в своем сочинении «Сказание о Христе и антихристе» (883) приводит полностию слова сего послания об антихристе. Ученый Ориген , по известию Епифания Кипрского , писал толкование на это послание. Но оно не сохранилось. Однако, в других сохранившихся писаниях Оригена находится множество ссылок на слова Апостола Павла из второго послания к Солунянам (2:11, 12; 2:4). В объяснении же на Евангелие Матфея Ориген говорит, что день Господень не настанет до тех пор, пока не придет сначала отступление и не откроется человек греха, сын погибели, причем прямо говорит, что об этом свидетельствует Павел во втором послании к Фессалоникийцам 50 . Св. Кирилл Иерусалимский приводит слова этого послания: «тайна беззакония уже в действии» ( 2Сол. 2:7 ), причем присовокупляет: «о, хотя и сказало это, но да не будет, чтобы это исполнилось над нами! Однако, будем осторожны». « Церковь предварительно сказывает об антихристе до его пришествия. При тебе ли оно будет, не знаем, или после тебя, тоже не знаем. Но для тебя хорошо знать это и предостерегаться». Св. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский, дал объяснение всего послания: потому его свидетельства, как и других толковников, будут приведены далее, при изъяснении самого послания. Нельзя при этом не заметить, что великий святитель Иоанн Златоуст был вместе с тем и выразителем свидетельств многовекового предания, сохранившегося в Церкви христианской, в изъяснении Божественных писаний самом строгом, которое Иоанн Златоуст усовершенствовал глубиною своей великой души и широтою взглядов своего необыкновенно светлого ума. За церковным богослужением второе послание к Солунянам читается в таком порядке: 1 гл. ст. 1–10 в понедельник 25 недели. 10–12 и 2 гл. ст. 1–2 во вторник. 1–12 в среду. 13–17 и 3 гл. ст. 1–5 в четверток. 1–15 в пяток. Второе послание к Солунянам святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел и Силуан и Тимофей – Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе 51 : 2. благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Так, верою совершался этот великий исторический путь Божьего народа. Так, верою совершается и все великое в человечестве. Верою в невидимое, в то, чего еще нет. А что всегда стоит на пути этих движений? – Плоть: то, что видимо и осязаемо, то, что кажется единственно реальным. Но Господь говорит: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огнь не угасает». Также «и если нога твоя соблазняет тебя», «и если глаз». Но вера должна быть обоснованной. Верить надо не потому, что просто во что-то надо верить. И не потому, что очень хочется верить. Вера должна быть проверена и умом, и сердцем. А то получится как с Египтянами. Они вслед за евреями вступили на дно моря. Но сделали это не по вере, а по легковерию. Они необоснованно подумали, что – то, что сейчас, будет и всегда; и что открыто для Божьего народа, будет открыто и для них. И вступили посреди вод самовольно, не получив повеления и благословения от Бога, как получил человек Божий, Моисей. Вторник. О колебании неба и земли Мк.10:2–12 Евр.12:25–26, 13:22–25 Сравнив силу и значение Ветхого и Нового заветов, Апостол Павел обращается к своим слушателям с предостережением: «Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушавши глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес». Оказывается, Тот, кто некогда говорил в громе и огне и в трубном звуке, так что «слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово» ( Евр.12:19 ), – говорил «на земле». А тот, кто был подобен обычному человеку, до кого можно было дотронуться, – оказывается, говорил «с небес»! Это – как явление Бога пророку Илии. Ему было сказано: будет «большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» ( 3Цар.19:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Так кончились состязания с книжниками.   Главные секты иудейские явились теперь перед лицом Иисуса Христа со своими искушениями и вопросами, как бы нарочно для того, чтобы показать, как ничтожна была вся их жалкая ученость перед Божественной мудростью мнимого Тектона Назаретского. Вопросы, ими предложенные, ныне могут показаться не столь важными и трудными, но тогда они были таковы, что самые ученые раввины не знали, что отвечать на них. Св. Марк добавляет, что с посрамлением книжников увеличилось уважение и приверженность народа к Иисусу Христу (Мк.12:37). Действительно, нельзя было без удовольствия и удивления видеть, как один человек заставил молчать, обнаружил невежество всех, кто только почитался в Иерусалиме самым ученым и многознающим. Довольно спокойный тон, в котором книжники, несмотря на посрамление свое, продолжали и возобновляли несколько раз беседу, служил, по-видимому, доказательством, что ненависть их к Иисусу Христу еще не достигла высшей степени. Между тем, она совершенно созрела, и только привычка лицемерить делала ее не такой заметной. Господь совершенно видел сердце врагов Своих, как оно грубо и неисправимо, поэтому, приближаясь к концу служения Своего, почел за нужное без всякой пощады обнаружить перед народом низость их характера и поступков, чтобы предостеречь от подражания им простые души. Обратившись к народу, Он произнес ту обличительную речь, от которой всегда будут трепетать лицемеры. «На Моисеевом седалище, – так начал Он, – воссели книжники и фарисеи. Все, что они велят вам наблюдать, наблюдайте, только по делам их не поступайте; потому что они сами говорят и не делают, связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и кладут на плечи людям, а сами и пальцем не хотят двигнуть их. Все же дела свои делают с тем, чтобы быть видимыми от людей; для того именно расширяют свои хранилища и увеличивают воскрылия одежд своих.   Также любят первые места на пиршествах и в синагогах и чтобы им кланялись в народных собраниях, и чтобы звали их: «учитель! учитель!» Вы, – продолжал Господь, обратившись к ученикам, – не следуйте сему примеру: не называйтесь учителями: ибо у вас один Учитель – Христос, а вы все братья; и отцом себе не называйте никого на земле (как то делают фарисеи): ибо у вас один Отец, Иже на небесех. Не позволяйте также, подобно им, величать себя начальниками, потому, что у вас один Начальник – Христос. Больший из вас да будет всем слуга. Ибо возвышающий себя унизится, а унижающий возвысится.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=598

Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов, ибо много званых, а мало избранных». Судя по всему, царь не просто звал на пир, но и предлагал нарядную одежду гостям (по крайней мере, психологии героев Христовых притч это соответствует: притчу о талантах, розданных царем своим рабам, мы вспоминали несколько абзацев назад). Гости же либо просто проигнорировали, либо вообще убили посланников. Возможно, отобрав подарки. Царь, разумеется, наказал вконец потерявших стыд друзей, а рабам своим приказал собрать на улицах совершенно незнакомых людей и привести на пир. И вот уже во время всеобщего веселья выясняется, что один из гостей – без нарядной одежды. На вопрос, как он вообще сюда попал в таком виде, он не отвечает. А дальше следует очень странный приказ царя: выставить его вон, во тьму, связанным. Откуда такая жестокость? Есть толкование, что он просто отбросил дар приглашающего и заявился в рабочем костюме прямо с поля (в наше время – с завода или из офиса), а то и в нищенских лохмотьях, тем самым проявляя неуважение. Но возможен и другой вариант: это был один из тех, кто отказался от посещения брачного пира, а потом передумал. Не зря же хозяин называет его другом. Тогда сцена приобретает новую окраску: опять же, это человек, не умеющий просить прощения. Гость мог подойти к хозяину и извиниться, мог на его вопрос ответить: «Прости, друг, я в последний момент бросил все дела и пришел к тебе», да мог хотя бы щетку попросить почистить свой костюмчик – но, вероятно, по гордости и ложному стыду не стал ничего объяснять. Такое бытовое хамство.

http://pravmir.ru/velikij-vtornik-chto-p...

Фарисее слепый, очисти прежде внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее има чисто. Горе вам, книжницы и фарисее лицемери, яко подобитеся гробом повапленым, иже внеюду убо являются красны, внутрьюду же полни суть костей мертвых, и всякия нечистоты. Тако и вы, внеюду убо являетеся человеком праведни, внутрьюду же есте полни лицемерия и беззакония. Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко зиждете гробы пророческия, и красите раки праведных, и глаголете: аще быхом были во дни отец наших, не быхом убо общницы им были в крови пророк. Темже сами свидетельствуете себе, яко сынове есте избивших пророки. И вы исполните меру отец ваших. Змия, порождения ехиднова, како убежите от суда огня геенскаго? Сего ради, се Аз послю к вам пророки и премудры, и книжники: и от них убиете и распнете, и от них биете на сонмищих ваших, и изженете от града во град. Яко да приидет на вы всяка кровь праведна, проливаемая на земли, от крове Авеля праведнаго до крове Захарии, сына Варахиина, егоже убисте между церковию и олтарем. Аминь, глаголю вам, яко приидут вся сия на род сей. Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки, и камением побиваяй посланныя к нему: колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте? Се, оставляется вам дом ваш пуст. Глаголю бо вам, яко не имате Мене видети отселе, дондеже речете: благословен Грядый во имя Господне. Тогда Иисус сказал толпе народа и ученикам Своим: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они скажут вам, исполняйте и храните, по делам же их не поступайте: ибо говорят они и не делают. Связывают они ноши тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людей, сами же и пальцем своим не хотят двинуть их. Все же дела свои совершают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают кисти; любят же первое место на званых обедах и первые сиденья в синагогах и приветствия на площадях, и чтобы звали их люди: “равви!” Вас же пусть не называют равви, ибо один у вас Учитель, вы же все – братья.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

Это не прикровенные слова притчи, но прямое, решительное слово, которое Господь употребляет в самых важных случаях, где не должно быть оставлено места никакому сомнению. Господь ясно говорит саддукеям: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией». Не говорил ли Он когда-либо этих слов нам? Задумывались ли мы иногда, что мы могли неправильно истолковать Его слово — в Писании или в молитве? Мы часто убеждаемся, что приходим ко все более полному разумению Писания, но редко соглашаемся, что нам необходимо более полное отвержение нашего собственного разумения. Вот на что должны мы прежде всего обратить внимание в эти дни, когда читается в церкви все Евангелие. Так ли открываемся мы уму Христову, что нам становится понятным, все, что Он говорит? Или Его слова — за пределами того, что наш человеческий разум может постигнуть? Господь говорит нам, что истина, недоступная простому уму, бесконечно прекрасней всего, что мы в своей самонадеянности можем помыслить. Если мы осознаем это, то увидим, подобно фарисеям и саддукеям, бессмысленность наших попыток испытывать и искушать Бога. Тогда мы будем способны отступить от Него — не со страхом Его врагов, которые затаились в своем углу, уязвленные гордыней, — но со святым страхом прикосновения к краю Его одежды. Тогда мы поклонимся Ему и припадем к Нему, исповедуя нашу пасхальную веру вместе с апостолом Фомой и всеми святыми: «Господь мой и Бог мой». «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи, — говорит Господь, — итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте». И мы понимаем, что это относится не только к Ветхому Завету. Неисполнение нами самими того, что мы исповедуем, дает самые большие основания врагам Христовым для нападок на Церковь. Это ставит нас рядом с фарисеями — то, с чем мы ни за что не хотим согласиться. Действительно, у нас с ними заметная разница. При всем желании мы не можем похвастаться их ревностью по благочестию. А, может быть, наше фарисейство еще более тонкое? Мы не носим отличающих нас от других людей одежд, но облачаемся в видимость такого благочестия, что сами начинаем видеть в себе достойных рабов Божиих, которые живут не так, как прочие люди, в том числе христиане.

http://pravoslavie.ru/4161.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010