Так как на четверток великого канона в Типиконе назначена литургия преждеосв. даров, то уместен вопрос, следует ли ее совершать и во вторник в случае перенесения на этот день великого канона. На этот вопрос, в Типиконе оставленный без разрешения, можем ответить так: совершение литургии преждеосвящ. даров во вторник не было бы в противоречии с общим взглядом Типикона на время совершения литургии преждеосвященных даров. Хотя постоянным временем для неё он считает среду и пяток первых шести седмиц Великого поста, а для прочнх дней указывает часы с изобразительными и вечерней; однако, в 39 хр. главе, озаглавленной: „Аще случится храм святаго в среду 4-ю поста крестопоклонную“, указывает на возможность совершения литургии преждеосвященных даров во вторн. 4 седм. Великого поста (л. 421 на об.); точно так же, значит, можно совершать ее и во вторник 5 седм. 779 . Седьмая маркова глава составлена на тот случай, если Благовещение будет в день пения великого канона, т. е. в четверток 5 седм. Вел. поста. Великий канон в этом случае, по указаниям сей главы, переносится на вторник и поется с вторничным трипеснцем, а служба Благовещению в среду вечера и в самый праздник дол. быть отправляема так, как она назначена для постного дня, при чем на утрени праздничный канон следует петь с четверговым апостольским трипеснцем. – Из предыдущего ясно, что вечерние стихиры великого канона надобно петь в понедельник вечера. Восьмая маркова глава составлена на тот случай, если Благовещение будет в пяток 5 седм. Великого поста. В ней сказано только то, что в данном случае предпразднство Благовещения с четверга 24 марта переносится на среду 23 марта, а канон святаго, бывающего в 23 число, поется на повечерии (разумеется повечерие накануне среды). Ясно, что в этом случае службу Благовещению надобно править по уставу постного дня. Девятая маркова глава составлена на тот случай, если Благовещение будет в субботу Акафиста на 5 седм. Великого поста. При обозрении этой главы следует заметить, что в данном случае общий порядок богослужения такой же, какой указан в 1 мр. гл. на случай, если Благовещение будет в субботу 3 и 4 седм. Но в литийных стихирах назначено петь: Слава, и ныне, Благовествует Гавриил... После первой и второй рядовых кафизм, 3 и 6 песней канона полагается чтение акафиста. Поются каноны праздника с ирмосом на 8, ирмос по 2, и Акафиста на 6; субботний же четверопеснец: Пострадаете мученицы... и Память совершающе... переносится на повечерие в четверток. Катавасия – праздника. К тропарям 9 песни канона Акафиста припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

греч. и слав.: Садаи,  от евр. Шаддай Прокимен, псалом 130, глас 4: Прокимен, глас 4 Да уповает Израиль на Господа/от ныне и до века.  Стих: Господи, не вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи мои. Да уповает Израиль на Господа/отныне и до века.  Стих: Господи, не возвеличилось сердце моё, и не превознеслись очи мои.    Пс 130:3 , 1А И прочее. Вкупе же поем и 9й час, без кафисмы, и чтем Евангелие. И блаженны поем, и Помяни нас Господи,  с поклоны. И прочее все, якоже и в Понедельник указася. И прочее. Совершаем и 9й час без кафизмы, и читаем Евангелие. Поем и Блаженны с поклонами. И все прочее, как указано в Понедельник. В ТОЙЖЕ СВЯТЫЙ И ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК ВЕЧЕРА, В СВЯТОЙ И ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ во светильничное, обычное стихословие, на Господи воззвах,  поставим стихов 10, и поем стихиры самогласны. В вечернее время обычное стихословие. На Господи, воззвах:  поем стихиры самогласны на 10. Глас 1: Во светлостех святых Твоих, како вниду недостойный?/Аще бо дерзну совнити в чертог,/одежда мя обличает, яко несть брачна,/и связан извержен буду от ангелов:/очисти Господи скверну души моея,/и спаси мя яко Человеколюбец. Глас 1: В светлый сонм святых Твоих/как войду я, недостойный?/Ведь если осмелюсь войти с ними в брачный чертог, –/одежда меня обличает, ибо не в такой идут на брак,/и, связанный, изгнан буду Ангелами./Очисти, Господи, скверну души моей/и спаси меня, как Человеколюбец.  (2) Глас 2: Душевною леностию воздремався,/не стяжах Женише Христе,/горяща светильника иже от добродетелей,/и девам уподобихся буим,/во время делания глумляся:/утробы щедрот Твоих не затвори мне Владыко,/но оттряс мой омраченный сон, возстави Милостиве,/и с мудрыми введи девами в чертог Твой,/идеже глас чистый празднующих,/и вопиющих непрестанно:/Господи слава Тебе. Глас 2: От душевного нерадения задремав,/не приобрел я, Христе-Жених, светильника, горящего добродетелями,/и уподобился девицам неразумным,/во время работы мечтая./Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка,/но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни,/и с разумными девами введи в Твой брачный чертог,/где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно:/“Господи, слава Тебе!”  (2)

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

Великий Вторник. Что происходило на Страстной седмице Разговор о неправильном распределении благ 11 апреля, 2023 Разговор о неправильном распределении благ Великий Вторник – день воспоминаний о будущем. Богослужения пронизаны переживаниями конца мира, посмертного бытия и воздаяния. Тон задают евангельские чтения, длинные и насыщенные… Монахиня Елизавета (Сеньчукова) На утрене – большой фрагмент Евангелия от Матфея (22,15-23,39). Он начинается с на первый взгляд не имеющего отношения к теме эпизода про динарий с изображением кесаря («Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»). А седальны на утрене рассказывают о личной катастрофе Иуды: Совещание беззаконное против Тебя, Спаситель, священники и книжники коварно по зависти собрав, подвигли Иуду на предательство; потому он отправился бесстыдно и говорил о Тебе беззаконным людям: «Что вы мне, – он сказал, – дадите, и я вам предам Его в руки ваши?»… Иуда сознательно предается сребролюбию… от света отпадает, предпочитая тьму, сговаривается о продаже, продает Бесценного… От его участи избавь нас, Христе Боже… В этих стихах нам дана история человека, который предпочел «кесарево» «Божьему». Но это не единственное в богослужении Великого Вторника размышление о неправильном распоряжении деньгами. На Литургии Преждеосвященных Даров будет читаться такой же большой отрывок из Евангелия (Мф.24,36-26,2), состоящий из нескольких притч. Одна из них – притча о талантах. К ней авторы богослужений будут возвращаться неоднократно. Некоторые стихиры глубоко толкуют рассказанную Христом историю как призыв к милосердию и, как ни странно, миссионерской деятельности: Придите, верные, потрудимся усердно для Владыки, ибо Он подает рабам Своим богатство; и каждый соразмерно да приумножит благодати талант: один мудрость да употребляет на добрые дела, а другой служение просвещения да совершает. Да приобщает же верный к слову Божию непосвященного, и да раздает богатство бедным иной: ведь так мы взаймы нам данное приумножим… Об осуждении сокрывшего талант услышав, душа, не скрывай слова Божия, возвещай чудеса Его, чтобы, умножив благодатный дар, войти тебе в радость Господа Твоего…

http://pravmir.ru/velikij-vtornik-chto-p...

Скрывшаго талант осуждение слышавши, о душе, не скрывай словесе Божия, возвещай чудеса Его, да умножающи дарование, внидеши в радость Господа Твоего» (славник стихир на «Хвалитех», утреня, Великий Вторник). Девы – образ восходит к притче о Женихе и мудрых и неразумных девах ( Мф.25:1–13 ). «Да уяснится свеща, да преизлиется сия и елей, якоже девам тогда сострадание, да обрящеши душе моя чертог Христов тогда отверстый» (тропарь восьмой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великий Понедельник). Десница – образ «десницы» в гимнографических текстах всегда имеет положительную коннотацию и основан на уповании, что на Страшном Суде праведники займут место одесную Бога 622 . «Егда сядеши судие, разлучаяй якоже рекл еси, пастырь от овец козлища, Спасе, стояния онаго избави нас, не лиши же нас божественныя десницы Твоея» (тропарь восьмой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великий Вторник). Древо (также см. Крест) – древо познания в раю ( Быт.2:9 ). " Древом Адам рая бысть изселен, древом же крестным разбойник в рай вселися. Ов убо вкуш, заповедь отверже сотворшаго, ов же сраспинаем, Бога Тя исповеда таящагося: помяни и нас, Спасе, во Царствии Твоем» (блаженны, утреня, Великий Пяток). Ева вторая (синоним – Ева другая) – образ грешной души, в данном контексте госпожи-египтянки, покушавшейся на целомудрие юноши (синаксарь, Великий Понедельник). " Вторую Еву египтяныню обрет змий глаголы, тщашеся ласканьми запяти Иосифа: но той оставив ризу, бежа греха, и наг не стыдяшеся, якоже первозданный прежде преслушания. Того молитвами Христе помилуй нас» (славник стихир на «Господи, воззвах», вечерня, Великий Понедельник). Евреи (синоним – «еврейстии людие», «иудее, Иуда») – образ предательства Христа. «Един от вас лестию предаст Мя, евреем продав в нощь сию, сие Христос возопив смущаше други: тогда един ко единому, недоумеваяся колебашеся» (тропарь восьмой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великая Среда). «Да распнется, вопияху еврейстии людие со священники и книжники, Иисус Христос. О людие невернии! Что бо сотвори явивыйся, воздвигнувый Лазаря от гроба, и путь сотворивый человеком на спасение» (тропарь восьмой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великий Четверток).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Великий пост без фейсбука, или 10 правил информационного детокса «Я, взрослый верующий человек, во вторник первой седмицы читаю в ленте какую-то ерунду…» 22 марта, 2016 «Я, взрослый верующий человек, во вторник первой седмицы читаю в ленте какую-то ерунду…» На время Великого поста я решила уйти из фейсбука – не радикально, потому что это один из моих рабочих инструментов, а так, чтобы «не видеть суеты». Просмотр ленты, особенно после очередного новшества, сделавшего невозможным чтение записей в хронологическом порядке и подсовывающего каких-то «друзей друзей» и плоды их лайков, отнимает слишком много времени. Его можно было бы потратить с большей пользой. Уделить необходимое внимание молитвенному правилу, читать Священное Писание. Доделать давно обещанное. Реализовать запланированное. Вместо этого я, взрослый верующий человек, во вторник первой седмицы ловлю себя на том, что читаю в ленте какую-то ерунду про очередные чудеса украинского политикума, болтаю с коллегой в чатике о третьестепенных вещах и прохожу дурацкий тест на AdMe – угадываю возраст совсем не интересных мне актеров. Притом что я знаю: кого угодно можно загримировать как угодно, а у меня с детства проблема с распознаванием лиц. Начиналось всё невинно: надо зайти поставить анонсы пары душеполезных материалов с нашего сайта (и ведь действительно читают, делают перепосты, благодарят, всё здорово) да списаться по срочному рабочему вопросу с человеком, с которым другой связи нет. А тут в ленте прям сверху хорошие тексты о борьбе со страстями – спасибо коллегам с дружественных ресурсов за работу, надо зайти почитать и какую-то духовную пользу для себя извлечь. А если немного вниз пролистать? И полетели… вниз. 10 «нет» контенту в соцсетях: 1. Не проходите тесты . Никогда вообще. Они создаются для получения доступа к вашей конфиденциальной информации или, в лучшем случае, для сбора поведенческой статистики для рекламных кампаний. Обращали внимание, что тесты запрашивают разрешение смотреть ваш профиль, список контактов, а то и читать личные сообщения? Вы уверены, что хотите предоставить эти данные третьим лицам? К тому же информативность этих тестов стремится к нулю: система случайным образом выбирает один из подходящих всем результатов. Проходить тесты в соцсетях – не только тратить впустую свое время, но и рисковать своей безопасностью.

http://pravmir.ru/spasti-dushu-ot-feysbu...

Это одно из последних наставлений Спасителя, и оно очень важно для христиан. Притча о десяти девах. Франция, 12 век. Господь поучал и о последних днях, грядущих после Его смерти, об испытаниях, которые выпадут на долю Иерусалима: он будет разрушен, претерпит страдания, камня на камне не останется от его зданий, язычники осквернят Храм, разрушат до основания святыни, и народ будет гоним. Потом Он говорит о Себе: Он принял, что Он призван страдать, но именно Ему дана власть от Отца Небесного, именно Сыну Единородному. Рассказывает Он еще одну притчу – о винограднике. Виноградник – любимое насаждение Бога, Бог всегда заботился о нем, ограждал его, но делатели оказались легкомысленными, пренебрегли, отвергли ту власть, которая принадлежала одному Царскому Сыну, и вопреки существующему порядку, стали владеть этим виноградником, пренебрегая всеми тем установлениями, которые всегда имели место в истории Израиля. Читайте также: Читая службы Великого Вторника Великий Вторник: Жених грядет в полунощи (+mp3 + видео) Песнопения Страстной седмицы. Великий вторник Великий вторник   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 13 апреля, 2023 8 апреля, 2023 1 мая, 2024 30 апреля, 2024 29 апреля, 2024 29 апреля, 2024 28 апреля, 2024 15 апреля, 2023 14 апреля, 2023 13 апреля, 2023 8 апреля, 2023 1 мая, 2024 30 апреля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-bre...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Великий покаянный канон Представляем очередное издание из серии «Коллекция журнала «ФОМА». Оглавление 1. Что такое Великий покаянный канон? 2. Для кого написан канон? 3. О чем канон? 4. Как канон вошел в церковную жизнь? 5. Когда и как читается Великий канон? 6. Состав канона 7. Что такое канон? 8. 10 сложных цитат из Великого покаянного канона 9. Опять о том, какие мы плохие? 10. Канон Андрея Критского в понедельник первой недели Великого Поста (полный текст и перевод) 11. Канон Андрея Критского во вторник первой недели Великого Поста 12. Канон Андрея Критского в среду первой недели Великого Поста 13. Канон Андрея Критского в четверг первой недели Великого Поста 14. Канон Андрея Критского в четверг (среду вечером) пятой недели Великого Поста 15. От издателя Представляем очередное издание из серии " Коллекция журнала " ФОМА " для электронных книг и программ чтения книг в формате ePUB на мобильных устройствах.  Серия " Коллекция журнала " ФОМА " основана на материалах редакции.  ВНИМАНИЕ!  Полные выпуски доступны в приложении Журнал " ФОМА " в AppStore и GooglePlay, а также вы можете получить их оформив редакционную подписку на оригинальное бумажное издание. ИД " ФОМА "   2019 г. (С) Оглавление 1. Что такое Великий покаянный канон? 2. Для кого написан канон? 3. О чем канон? 4. Как канон вошел в церковную жизнь? 5. Когда и как читается Великий канон? 6. Состав канона 7. Что такое канон? 8. 10 сложных цитат из Великого покаянного канона 9. Опять о том, какие мы плохие? 10. Канон Андрея Критского в понедельник первой недели Великого Поста (полный текст и перевод) 11. Канон Андрея Критского во вторник первой недели Великого Поста 12. Канон Андрея Критского в среду первой недели Великого Поста 13. Канон Андрея Критского в четверг первой недели Великого Поста 14. Канон Андрея Критского в четверг (среду вечером) пятой недели Великого Поста 15. От издателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

ниже, Табл. утр.), причем возглашение диаконом: «И о сподобитися», бывает «точно к началам евангелистов» (т.е., каждый раз только пред теми чтениями, которым начинаются с 1-й главы каждого из четырех Евангелий, а также и при первом чтении Евангелий на 3-м часе каждого дня), пред дальнейшими же чтениями одного и того же евангелиста указанного возглашения не бывает, а прямо возглашается: «Премудрость, прости, услышим св. евангелиа» и проч. На всех часах во всю Страстную седмицу, а также на изобразительных в ту же седмицу, кроме среды (о ней см. ниже), по «Отче наш», вместо обычных в св. Четыредесятницу тропарей и проч. песнопений, положен только кондак Триоди; отпуст в понедельник, вторник и среду – «Грядый Господь» (см. 587 стр.). В остальном, порядок совершения часов и изобразительных в понедельник, вторник и среду – такой же, как и в обычные дни св. Четыредесятницы, а конец изобразительных (после великих поклонов) – как в среды и пятки св. Четыредесятницы (о чем см. ниже, в Табл. изобразит.). – В понедельник, вторник и среду совершается в соединении с вечерней литургия преждеосвященных Даров; порядок этой службы – тот же, как в среды и пятки св. Четыредесятницы, но только вход на вечерне бывает с Евангелием (а также положенный на ней обычные две паремии читаются: 1-я – из кн. Исход, а 2-я – из кн. Иова) и после «Да исправится» и 3-х великих поклонов положено чтение Евангелия, а в конце литургии – отпуст особый (см. ниже, Табл. литургии преждеосв. Даров). – На всех повечериях, начиная с вечера недели Ваий (на Великий понед.) и кончая четвертком Страстной седмицы, доложены из Триоди трипеснцы св. Андрея Критского , а в пяток полный канон Симеона Логофета ; на этих повечериях, как и на утрене (см. выше), ирмосы поются по 2-ды и в 8-й раз на катавасию (причем в понедельник в начальной песне, имеющей два ирмоса, поемых каждый тоже по 2-ды, на катавасию поется 2-й ирмос: «Видите, видите»); по 9-й песни ирмос ее поется на катавасию вместо «Достойно» (см. в Триоди Пост. Вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Образец совершения первого часа в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу св. Четыредесятницы На 1-м часе – после трех псалмов и «Аллилуия» (трижды), во вторник, среду и четверг стихословится рядовая кафизма . Перед ней «заход»: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – читается, а не поется . На «Славах» кафизма прерывается пением, как на утрене, то есть «опевы» кафизмы поются. После кафизмы (а если ее не бывает, то после псалмов часа) чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды). Затем иерей (или «учиненный чтец»), став пред царскими вратами, поет тропарь часа, на глас 6-й: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой», и творит земной поклон. Певцы – тот же тропарь. Иерей (или «учиненный чтец») – стих: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое». Певцы: «Заутра услыши глас мой...». Иерей (или «учиненный чтец»): «Яко к Тебе помолюся, Господи». Певцы: «Заутра услыши глас мой...». Когда иерей (или «учиненный чтец») произносит тропарь или стих, певцы и народ творят поклон; когда же певцы поют, тогда иерей (или «учиненный чтец») творит поклон . Иерей (или «учиненный чтец»): «Слава» (поклона нет). Чтец: «И ныне» – Богородичен часа: «Что Тя наречем...». Затем певцы: «Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» (дважды). Так же (по дважды) поются следующие стихи: «Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя»; «Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим». Затем: «Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое» (трижды). Примечание. Стихи часа (особые тропари Часослова после Богородична часа и перед Трисвятым) поются только на 1-м часе, на прочих часах они читаются. Чтец – Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец – Богородичен дня (в понедельник, вторник и четверг – «Преславную Божию Матерь...»; в среду и пяток – «Скоро предвари...»). «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей (на солее): «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей: «Господи и Владыко живота моего...», с 16 поклонами. Читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Христе, Свете Истинный...». Певцы (по обычаю): «Взбранной Воеводе...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст великий и многолетны.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-18/

— Расскажите подробнее о службах Великой недели. — В первые дни недели: понедельник, вторник и среду, службы практически одинаковые. Поэтому по возможности можно посетить хотя бы одну из этих вечерних служб (воскресенье вечер, понедельник вечер и вторник вечер). В каждой службе все зависит от того, какие читаются главы из Евангелия. В Великий Понедельник вспоминается ветхозаветный Патриарх Иосиф , которого братья продали в Египет. Это прообраз страдающего Христа. Также в Понедельник вспоминается бесплодная смоковница. Говорится о том, что нам нужно трудиться, чтобы были плоды. Она символизирует, в первую очередь, духовные плоды. Бесплодная смоковница — это бесплодная душа, которая не приносит истинной веры, молитвы, покаяния, добрых дел. В Великий Вторник вспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников. Это напоминание о том, чтобы мы не гордились собой. Также в этот день мы вспоминаем о Страшном суде, о воскресении мертвых, о десяти девах, о талантах. Фото: spbda.ru В Великую Среду вспоминается предательство Иудой своего Учителя за 30 сребреников. Это небольшая сумма, которую платили за раба. И это оказалась цена за Самого Создателя мира. Иуда мог бы поторговаться — ему дали бы больше. Но душа настолько поглощена была грехом, что ему даже неважно было, сколько именно заплатят. Его радовал сам факт получения денег. — Иуда сделал то, что предначертано? Может, какую-то часть его вины этот факт снимает? — Это был выбор свободной воли человека. То, что Господь знал, что Иуда так поступит, не снимает вины этого человека. Единственное, какое может быть оправдание Иуде, это то, что он символизировал весь ветхозаветный мир, который уже одной ногой стоял в аду. С одной стороны, у иудеев была истинная вера, единственно правильное понятие о Боге. С другой стороны, к этому времени уже возникло настолько сильное искажение этой истины, что в результате ветхозаветные люди практически создали свою личную религию. Почему Господь столько времени уделяет разговору о фарисеях, книжниках? Это были люди, которые заменили истинную религию на личную. Они даже не знали слова «милость», и это главное их искажение. Фарисеи руководствовались неверными понятиями о спасении человека. Произошла подмена религии.

http://pravmir.ru/xristos-na-krest-a-my-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010