Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками» ( Мф.26:17–20 ). По этому рассказу и рассказам евангелистов Марка («в первый день опресноков, когда закалали пасхального агнца, говорят Ему ученики Его» и т. д., Мк.14:12 ) и Луки («настал день опресноков, в который надлежало заклать пасхального агнца, и послал Иисус» и т. д., Лк.22:7 ), с первого взгляда, кажется, что ученики, как и все евреи, приготовили и ели пасху в пятницу 14 низана вечером после солнечного заката – минута, с которой начинался праздник; что Иисус был схвачен в ночь с пятницы на субботу, был распят и погребен в этот последний день. Но что дело не могло произойти таким образом, и что указанные тексты должно истолковывать в смысле более обширном, это доказываю те же самые евангелисты: в самых точных выражениях они свидетельствуют, что Иисус был погребен в день приготовления к празднику, т. е. в пятницу до солнечного заката ( Мф.27:62 ; Мк.15:42 ; Лк.23:54 ). Значит, Он со Своими учениками совершил пасху в четверг вечером. Евангелист Иоанн ставит это вне всяких сомнений: «было утро, и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» ( Ин.18:28 ), т. е. с вечера этого дня они должны были начинать свой великий праздник. Господь Иисус был распят в этот самый день: «но как тогда была пятница, то иудеи» и т. д. ( Ин.19:31 ). И так совершенно ясно, что Господь Иисус совершил пасху в четверг, 13 низана, что могло соответствовать 29 марта. Отсюда время и порядок событий. В Субботу, за шесть дней до Пасхи, 8 низана (24 марта), Господь Иисус был в Вифании, здесь и ночевал. В первый день недели (теперь вербное воскресенье), утром, Он совершил свой царственный вход в Иерусалим; день провел в храме; вечером в Вифанию, где и ночевал. Во второй день недели (теперь понедельник страстной недели), утром, из Вифании возвратился в Иерусалим; день провел во храме; на ночь удалился в Вифанию. В третий день недели (теперь вторник) утром, возвращаясь в Иерусалим, беседовал с учениками на горе Масличной; часть дня провел в храме и оставил его навсегда; затем беседовал с учениками по выходе из храма, и в беседе с ними провел ночь на горе масличной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Купцу. Тебе приятно, когда ежедневно стекается [к] тебе в магазин множество покупателей, – так Господу приятно, когда овцы пажити Его, избранный народ Его стекаются в храм Его на служение Ему, чтобы сподобиться получить от Него мир, дары Его благости: умиление, прощение и очищение грехов, просвещение и свободу духовную, чтобы принести Ему покаяние, славословие, благодарение. Напротив, Ему неприятно, когда люди Его, всем от Него одаренные, не хотят посещать храм святый Его, эту богатую сокровищницу всех даров духовных, и остаются окаянны, и бедны, и нищи, и слепы, и наги духом. А ты вот не ходишь или очень редко ходишь в дом Божий, утыл, утолстел, расширел 30 и забыл Бога, спасающего тебя и обогащающего тебя, да еще и милостыни не подаешь, забыв, что всё имение твое есть единственно дар благости Божией, который Господу так же легко взять у тебя, как легко дал тебе. Сердце мое, точно Сцилла и Харибда 31 , всегда грозит мне опасностию страшною и погибелью и внушает непрестанное над собою бодрствование. Это меч дамоклов, повешенный над моею головою; это адская пропасть, всегда разверстая, на краю которой я всегда стою. 7 апреля Благодарю Господа за милость, данную мне внутренно во время стояния моего в храме за утреней в Великий Вторник. Услышал Господь внутренний, искренний вопль мой, спас меня от запинания греховного, тесноты и оградил миром душу мою. Господи! научи и укрепи мя любить искреннего моего, яко себе, не судить его в себе, но зрети моя прегрешения, умножившиеся паче числа песка морского. Благо быть в доме Божием. Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя... Как вожделенны жилища Твои, Господи сил! [ Пс.62, 2; 83, 2 ]. Мир, отрада душе в храме Божием! Но отчего же многие не ходят в храм? Куда же они ходят? Чем питаются их души? Нам серьезно нужно позаботиться о душах, пастырями которых мы поставлены от Бога; заявлять им наши права, нужду пастырства; овцы склонны к заблуждению, их может удобно уловить мысленный волк и погубить. Хождение в храм Божий отрезвляет от суеты мирской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Механический, недумающий человек» вовлечен в поток. Он не думает, что кому-то плохо, что в мире существует несправедливость, что, например, у власти Ленин или Гитлер, или уже сам антихрист. Он проголосует, за кого скажут. Он подвержен всякого рода механической внушаемости. Он бездумно следует моде — с бесстыдством в одежде, с неестественными поступками, за которые приходится расплачиваться. Личность исчезает, а для бесов открывается простор. «Механическому, недумающему человеку» остается только работа, еда и наслаждения. Внешняя жизнь будет идти своим чередом. Они «ели, пили». Может быть, речь идет «о пире во время чумы» — о тех злых рабах, кто будет «есть и пить с пьяницами», как сказано далее в Евангелии? А, может быть, таким образом выражается обыденность происходящего. Господь приходит среди наших будничных занятий, когда мы всецело вовлечены в них. Мы должны исполнять все наши земные дела хорошо. Но это еще не определяет человека. Обратим внимание на то, что речь здесь идет прежде всего о спасении того, кто хочет спастись. Как научиться нам жить так, чтобы, достойно исполняя свое земное служение, всегда быть перед лицом вечности? Господь говорит о бодрствовании, о том, что мы не знаем, в который час Он придет. Мы знаем, как раннехристианская Церковь жила ожиданием прихода Господа в любой момент. Через две тысячи лет сохранили ли мы такую же устремленность к встрече с Небесным Женихом? Предупреждение Христа о том, чтобы мы были постоянно готовы, возрастает в значимости, когда конец не наступает так быстро, как ожидали многие. «Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?» Господь говорит, что те, кому много дано, особенно предстоятели Церкви, более ответственны перед Богом, и к ним предъявляются особые требования. Они не должны уподобляться лицемерным духовным вождям Израиля — пастырям, которые пасут самих себя. Забыв о том, что они — служители, некоторые из них полагают, что могут делать все, что угодно с тем, что Бог поручил их заботе. Тот, кто служит себе, будет осужден. Господь «рассечет его» — образ самой страшной казни в древности, и «там будет плач и скрежет зубов» — это выражение встречается в Новом Завете семь раз. Наступит неумолимое разделение: «один берется, а другой оставляется».

http://pravoslavie.ru/4161.html

Мф. 3, 10 ). Что до ошибок, которые при желании можно найти у святых отцов, то здесь можно вспомнить слова св. Максима Исповедника , который в предисловии к своим Четырем сотням глав о любви говорит, что их чтение может оказаться душеполезным по благодати Божией, если кто будет читать не с пытливым духом, а со страхом Божиим и любовью. Кто же сию или другую какую книгу станет читать не для духовной пользы, а для уловления речений на укор писавшему, дабы тщеславно показать себя более знающим, нежели он, тому нигде, никогда ничто полезное не откроется (Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992, т. 3, с. 163). И еще, если Вы еще не устали от цитат, хочу Вам привести слова из книги Притчей Соломоновых, где Премудрость (в которой обычно Святые Отцы видят образ Самого Иисуса Христа) возглашает на улице и на площадях. Дальше как бы вывернута наизнанку цитата, на которую он ссылается: Мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали ( Мф. 11, 17 ), т.е. здесь при сходных словах смысл уже совсем иной. Итак, Премудрость возглашает на улице, на площадях... Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. Зато и я... порадуюсь, когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их ( Притч. 1, 20–31 ). Сохрани нас, Господи, от таких плодов! Как тут не вспомнить слова одной из стихир, посвященных засохшей смоковнице и поющихся в Церкви в Великий Вторник: Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшися, братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость. Молитвами преподобного Максима Исповедника да подаст Господь и Вашей душе мир и велию милость! Дальше подпись моя, затем приписка о. Артемия, чтобы немного смягчить впечатление от таких суровых «проречений» в цитатах: Мир Вам, Романе любознательный человече. А дальше я указываю число, которое неожиданно для меня самой тоже оказалось связанным со смыслом письма: 26.08.95 г. Память икон Страстная и Умягчение злых сердец, а также день свт. Тихона Задонского и преподобного Максима Исповедника .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Мы помним слово преподобного Серафима Саровского о том, как изменилось бы все вокруг нас, если бы мы, исполнившись решимости, начали с сегодняшнего дня жить так, как говорит Христос. Если бы хотя один среди нас — увы, так редко это бывает! — зажег этим примером других. Но мы видим также, как окружающие Христа фарисеи относятся к Его словам. Как отнеслись бы к нам наши современники, если бы мы, как первые ученики Христовы, все оставив, последовали за Ним. Не закончилось ли бы все для нас таким же уничижением, отвержением и распятием? Кто может сказать, что нет? Именно это в конце концов обещает нам Христос Своими заповедями блаженства. Потому неудивительно, что мы предпочитаем с осторожностью следовать за Христом, не торопимся сами исполнять то, что мы проповедуем, — на той глубине, на какой открывается нам подлинно услышанное слово Божие. «Горе вам!» — говорит Христос, обращаясь к фарисеям, этот суд Его не обходит и нас. Мы тоже ограждаем свои грехи благочестивыми обрядами и словами, и снаружи кажемся красивыми, а внутри полны всякой нечистоты. Мы можем все рассказать о нашей вере, но живем ли мы ею? Происходит ли в нас внутреннее изменение, которое называется изменением ума? Что мы предпринимаем для того, чтобы оно произошло? Плач Господа над Иерусалимом, Его исполненная любви печаль о судьбе отвергающих Его — все это имеет отношение и к нам. Легко видеть в этих словах Христовых пророчество, которое уже исполнилось и потому уже как бы утратившее силу. Да, фарисеи получили в полной мере по делам своим. Но и мы получим, если будем по-прежнему так же поверхностно относиться к нашей вере. Мы должны сражаться изо всех сил в этой войне против греха, чтобы и наши сердца однажды уязвились Христовой любовью. И эти Его слова обратили нас к истинному покаянию, а не стали для нас последним приговором в вечности. Литургия Преждеосвященных Даров Мф, 102 зач., 24, 36 — 51; 25, 1—46,26,1—2 Притча о десяти девах Сказал Господь Своим ученикам: о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.

http://pravoslavie.ru/4161.html

На тех, кто собирает церковные пожертвования, лежит громадная ответственность, и они будут отчитываться перед Христом за свое служение. Забота же о содержании храмов лежит на членах Церкви Христовой – Божием народе. Все, совершаемое в храмах, в том числе и сбор пожертвований, должно быть благопристойно. А кто нарушает церковное благочиние, может оказаться отверженным у Господа, как произошло с первосвященниками, фарисеями и служителями Иерусалимского храма, которые забыли о том, кому призваны были служить. 2008 год 66. «Кесарево кесарю, а Божие Богу» В Великий Вторник Иисус Христос снова пришел в Иерусалимский храм. Позавчера совершился Вход Господень в Иерусалим. Многие иудеи с ожиданием смотрели на Иисуса: когда Мессия заявит о Своих политических правах и откроет Свое Царство? Со страхом взирали на Галилейского Учителя еврейские храмовые начальники, законники и фарисеи. Казалось, почва уходит из-под ног, они на глазах теряли свой авторитет в глазах иудейского народа. А вдруг этот Иисус и в самом деле объявит Себя начальником в храме и завладеет всеми его доходами. Сейчас этот народ, ожидавший Мессию, поддержит Его. Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах ( Мф.22:15 ), чтобы предать Его начальству и власти правителя ( Лк.20:20 ). Если невозможно самим справиться с этим Галилейским Учителем, то надо на Него натравить народ или римское начальство, чтобы чужими руками устранить Его, а лучше – убить. Члены синедриона специально подослали ко Христу лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове (см. Лк.20:20 ). Они подошли к Спасителю со льстивыми словами: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице ( Мф.22:16 ). Такое предисловие, конечно, расслабило бы любого честолюбивого проповедника, но не таков безгрешный Спаситель, видящий сердца и помышления людские. Вопрос продуман, цель – загнать Галилейского Учителя в угол: Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? ( Мф.22:17 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Настал день тот, когда сыновья Иова и дочери его [ели] и пили (вино) в доме брата своего старшего. И вот, вестник пришел к Иову и сказал ему: пары волов пахали, и ослицы паслись возле них; и, придя, грабители захватили их, и отроков убили острием меча; а я один, спасшись, пришел возвестить тебе”. Еще этот говорил, как пришел другой вестник к Иову и сказал: “Огонь пал с неба [на землю] и сжег овец, и пастухов сжег также; и я один, спасшись, пришел возвестить тебе”. Еще этот говорил, как пришел другой вестник к Иову и говорит ему: “Всадники построились тремя отрядами против нас, и окружили верблюдов, и захватили их, и отроков убили мечами; а я один спасся и пришел возвестить тебе”. Еще этот говорил, как иной вестник приходит к Иову, говоря: “Когда сыновья твои и дочери твои ели и пили у [сына твоего], брата их старшего, внезапно сильный ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и упал дом на детей твоих, и они скончались; и спасся я один, и пришел возвестить тебе. Услышав такое, Иов встал, разодрал одежды свои, остриг волосы головы своей, (и посыпал прахом голову свою); и, пав на землю, поклонился Господу и сказал: “Сам я нагим вышел из чрева матери моей, нагим отойду и туда. Господь дал, Господь отнял; как Господу было угодно, так и совершилось; да будет имя Господне благословенно вовеки!” Во всем этом, случившемся с ним, ни в чем не согрешил Иов, даже устами своими, и не произнес безрассудного о Боге.    Иов 1:13–22 И абие, Да исправится молитва моя: И тотчас, Да направится молитва моя: Евангелие от Матфея зачало 102 Рече Господь Своим учеником: о дни и часе пришествия Сына Человеческаго никтоже весть, ни ангели небеснии, токмо Отец Мой един. Якоже бо бысть во дни Ноевы, тако будет и пришествие Сына Человеческаго. Якоже бо беху во дни прежде потопа, ядуще и пиюще, женящеся и посягающе, до негоже дне вниде Ное в ковчег, и не уведеша, дондеже прииде вода, и взят вся: тако будет и пришествие Сына Человеческаго. Тогда два будета на селе: един поемлется, а другий оставляется.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

Не будем скрывать слез своих. Не станем прятать нахлынувших чувств. Все это – благо для нас, живительный источник духовного совершенствования. Если мы умеем слушать Господа, если умеем сострадать Ему, значит для нас еще не все в этой жизни потеряно. Значит, в сердце живет любовь! А любовь призывает к состраданию и сопереживанию: нам больно за Сына Божиего, Который скорбит об ожесточении народа иудейского, о слепоте и лукавстве его вождей и наставников. Нам страшно от предсказания тех ужасных бедствий, которые неминуемо последуют для ведущих и ведомых по дороге ненависти. Но труднее и горестнее всего слышать последние слова, коими заключена проповедь Спасителя: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст ( Мф.23:37–38 ). А еще Великий Вторник можно назвать днем ожидания. «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа». Кто же Тот таинственный Жених, Который приходит в полуночи? К кому и для чего Он идет? Кто они: раб блаженный – бдящий и раб унывающий – недостойный? Что значит само слово полунощь ? Какие загадочные, полные глубокого смысла слова поются сегодня в храме. Жених, грядущий в полуночи, есть Господь наш Иисус Христос. Среди многих славных имен Спасителю присуще всехвальное имя Жениха Всевышнего. С Ним, единственным и дражайшим, обручена душа человеческая, как невеста чистая помолвлена с достойным женихом. Когда же произошло это святое обручение? Со стороны Божественного Жениха – на Честном и Животворящем Кресте, когда распятый Сын Божий для искупления душ наших от грехов и проклятия и для усвоения нас Себе на вечность пролил Свою святую Кровь и претерпел смерть. Мы же с вами обручены были со Христом в таинстве святого крещения, в котором отрекались от диавола и сочетались с Господом таинственными святыми узами. И вот со времени того обручения мы с вами, по словам апостола Павла, не свои ( 1Кор.6:19 ). Радость великая, братья и сестры, в том, что и душою, и телом усвоил нас Себе Господь наш Иисус Христос. С той поры началось великое и важное ожидание.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Но мы не только должны соблюдать свою меру в пище. Нужно удерживаться и от всякого другого греха, чтобы как постимся чревом, так поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, лжи, празднословия, уничижения, гнева - одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Также должно удерживаться и от того, чтобы не согрешить и глазами, т.е. не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Также руки и ноги должно удерживать от всякого злого дела. Постясь таким образом, как говорит святитель Василий Великий - постом благоприятным, удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми нашими чувствами, мы достигнем святого дня Воскресения, сделавшись, как мы сказали, новыми, чистыми и достойными причащения Святых Христовых Тайн. Но прежде светлого дня Пасхи изыдем навстречу Господу нашему Иисусу Христу, грядущему пострадать, и с масличными и пальмовыми ветвями примем Его, сидящего на жребяти осли и входящего во святой град Иерусалим. Отметим в заключение, что касательно Великого поста весьма много встречается у святых отцов бесед, которые мы не имеем возможности привести здесь по причине их обилия. Желающий пусть прочтет Слово святителя Василия Великого о посте, сказанное во вторник и в пятницу сырной седмицы. Слово преподобного Ефрема Сирина о воздержании и о невоздержании и его же Слово о посте. Так же и преподобный Кассиан Римлянин любомудрствует в различных местах своих книг. Все это написано с тою целью, дабы видели противники наши, кому они противоречат и кому последуют. в) О причинах установления Святой Четыредесятницы Первая причина установления Святой Четыредесятницы состоит в том, чтобы мы могли подражать, по силе нашей, Иисусу Христу, Который есть Глава наша. Пребывая в посте, мы подражаем Самому Господу, постившемуся нас ради сорок дней. И поскольку в это самое время мы воспоминаем невинно страждущего за нас Христа, то приличествует нам по мере сил наших сострадать возшедшему нас ради на Крест Господу и распинать плоть нашу со страстями и похотями по примеру Того, Кто распялся за нас. Хотя Христос и не заповедал нам подражать Ему в сорокадневном посте, однако, не находя сей заповеди о посте в Его словах, мы видим ее в Его примере, о чем Он и говорит нам: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13,15). О том же свидетельствует и первоверховный апостол Петр: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2,21). И апостол Павел говорит: Подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас (Еф. 5,1- 2). И еще: Будьте подражателями мне, как я Христу (1 Кор. 11, 1). С этими словами Священного Писания согласуются свидетельства святых отцов, которые мы изложили в предшествующем разделе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Больший из вас да будет всем слуга» 03.04.2018 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великий Вторник Слово на Утрени Великого Вторника Никого не обличает столь сурово Христос, как книжников и фарисеев: «Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте». Тем не менее они были идолами и любимцами народа, который говорил, что из двух людей, идущих на небо, один должен быть фарисей. Мы не должны обманываться громкими и могущественными именами, званием и положением кого бы то ни было. Даже ученики Христовы нуждаются в этом предупреждении — не соблазняться пышностью мира. Фарисеи и книжники были учителями Закона. Много хороших мест занято плохими людьми. Но как говорится, не место красит человека, а человек место. Доброе и нужное служение не должно порицаться, оттого что порой оно попадает в руки недостойных служителей. «Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте». Истина не делается хуже, если ей научает нас тот, кто не живет по истине. Если Бог посылает нам здоровую пищу, как пророку Илии, не через Ангелов, а через воронов, мы должны с благодарением принимать ее. И Господь заповедует народу поступать, как они учат, но не поступать, как они поступают, помня об их закваске лицемерия. Самые неизвинительные из грешников — те, кто позволяет себе грехи, которые он осуждает в других, и даже худшие. Это предупреждение относится прежде всего к служителям Церкви. Ибо может ли быть большее лицемерие, чем внушать другим то, чему сам не веришь и чего сам не исполняешь? Быть великим на словах и ничего собой не представлять на деле? Они «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям». Они не только требуют мелочного исполнения Закона, но навязывают собственные изобретения и предания — под угрозой строжайших епитимий. Они любят показать свою власть и учительство. «А сами не хотят и перстом двинуть их». Они питают свою гордость строгостью поучений, а сами ни в коей мере не связывают себя этой строгостью.

http://moral.ru/больший-из-вас-да-будет-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010