Господь говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16-18). А поэтому христианину надо скрывать как свое покаяние — молитву и внутренние слезы, так и свой пост и свое воздержание в пище. Здесь надо бояться всякого выявления своего отличия от окружающих и уметь скрывать от них свой подвиг и свои лишения. Вот несколько примеров к тому из жизни святых и подвижников. Прп. Макарий Великий никогда не пил вина. Однако, когда он бывал в гостях у других иноков, он не отказывался от вина, скрывая свое воздержание. Но ученики его старались предупредить хозяев, говоря им: «Если он будет пить у вас вино, то знайте — вернувшись домой, он будет лишать себя даже воды». Оптинскому старцу Леониду пришлось однажды прожить несколько дней у епархиального архиерея. Стол последнего был обилен рыбою и разными вкусными яствами, резко отличаясь от скромной скитской трапезы Оптиной пустыни. Старец не отказывался от вкусных блюд, но когда вернулся в Оптину, то на несколько дней лишил себя пищи, как бы наверстывая упущенное в гостях воздержание. Во всех тех случаях, когда постник должен принимать пищу вместе с другими, более немощными братьями, он не должен, по указанию св. отцов, своим воздержанием делать им укор. Так, св. авва Исаия пишет: «Если ты хочешь непременно воздержаться более других, то уединись в отдельную келью и не огорчи немощного брата твоего». Не только ради сохранения себя от тщеславия надо стремиться не выставлять на вид своего поста. Если пост будет почему-либо смущать окружающих, вызывать их упреки, или, может быть, насмешки, обвинение в ханжестве и т. п. — и в этих случаях надо стараться хранить тайну поста, сохраняя его по духу, но отступая от него формально. Здесь имеет приложение повеление Господа: «Не мечите бисера вашего перед свиньями» (Мф. 7, 6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

" Господь открыл путь на Небо " июня 2016 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в колпинском храме Вознесения Господня В канун праздника Вознесения Господня , 8 июня, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Всенощное бдение в храме Вознесения Господня в Колпине . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Колпинского округа протоиерей Александр Селиванов, настоятель протоиерей Серафим Сологуб с клиром и другие священнослужители. Среди молящихся были вице-губернатор Игорь Дивинский, депутат Заксобрания Елена Киселева, глава администрации Колпинского района Анатолий Повелей, глава колпинского муниципального образования Вадим Иванов. По окончании богослужения правящий архиерей обратился к верующим с архипастырским словом. " Как быстро прошел Великий пост, так же быстро прошли сорок дней после Пасхи. Это время было дано Господом, чтобы еще раз напомнить ученикам, для чего Он приходил на землю, чем они должны заниматься и что впереди их ждет Царствие Божие, - сказал владыка. - Когда ученики видели Спасителя распятым на Кресте, им было страшно. Но когда увидели Его вознесшимся, то возвращались в Иерусалим уже с радостью. Потому что Господь показал им, что Он живой, дал заповедь идти в мир и крестить людей. " Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет " . (Мк.16:16) " . " Господь пришел в мир, чтобы спасти его, - продолжил архипастырь. - В момент Вознесения Господня ангелы явились ученикам и сказали: " Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо " (Деян.1:11). Но у Господа будет уже другая миссия. Он будет судить живых и мертвых " . " Мы готовимся ко второму пришествию, - подчеркнул владыка. - Господь открыл путь на небо. Чтобы туда попасть, нужно вести праведную жизнь. Некоторых Он выбирает к праведной жизни с младенчества, как преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского. Они с детства были сосудами благодати Божией и готовились к своей миссии. Других Бог призывает в молодости. А некоторых - в конце жизни, обремененных грехами, падениями. Ни для кого небо не закрыто. Последние проходят через покаяние, исправление, очищение и тоже могут сподобиться Царства Небесного " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Господь хочет, чтобы мы с вами были такими же добрыми и милосердными, такими надежными соседями, которым был святой Николай. Он понимал, что деньги - это не только повод для тщеславия, не только повод для гордости, и использование их для собственного удовольствия. Все мы, христиане, должны хорошо понимать, что деньги Господь дает нам только для того, чтобы мы имели удобный способ послужить ими своим ближним, окружающим нас. Святой Николай показал нам пример этого. Когда мы говорили, что это невозможно - любить кого-то так же, как самого себя, или более: жить так, чтобы все то, что я имею самого ценного, я мог отдать. Господь нам сегодня показывает, что это возможно на примере этого человека, который выполнил заповедь любви Божией до конца. И мы знаем, что Божий Промысел вел его на протяжении всей его жизни. Любя Церковь и Бога, он не представлял своей жизни какой-то иной, вне служения. И когда он пожелал быть священником (сначала был диаконом), то служил в родном городе Патара (ныне это территория Анталии - города в Турции). Что интересно, об этом месте, где он родился, сейчас люди знают из двух источников: одни едут туда отдыхать, а другие знают, что это великая святыня для всех православных. В жизни мы очень часто так раздваиваемся. Мы должны спрашивать себя каждый день: «Чем для нас является та или иная святыня? Чем для нас является тот город, где родился этот великий святой - возможность получить дополнительные искушения (потому что мы знаем, что часто делают люди, которые ездят на море), или это возможность стать великим подвижником при тех же самых условиях?» Потому что у всех людей одинаковые условия и чтобы спастись и чтобы погибнуть. И от того, что мы себе выберем, будет зависеть наше будущее. Святой Николай стал на путь великого святителя, уже начиная с семилетнего возраста. Чудесным образом он призван был на служение. Случилось так, что в городе том скончался архиерей (архиепископ). И люди не знали, кого выбрать, поскольку достойных было очень мало. И один старец ночью молился, чтобы Господь Бог помог им выйти из этого сложного положения. Тогда ему явился Господь наш Иисус Христос и сказал, что тот человек, который утром первым войдет в храм Божий, и должен быть рукоположен во епископы. И так случилось, что первым пришел святитель (тогда еще священник) Николай, потому что он имел обыкновение начинать свой день с молитвы в храме. И когда его взяли под руки, приветствуя его и говоря, что сегодня его избрал Господь, он начал отказываться от этого служения.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/19/go...

– Да, внушали! крикнул один из фронта, по имени Абала, но мы не желаем веровать в Того, в Которого отцы наши – евреи не верили. – Молчать! сказал в полголоса полковник. Извините Ваше Преосвященство, это у меня самый упорный еврей в деле веры Христовой! – Ничего сказал архипастырь, не возбраняйте ему. Прошу вас вызовите его сюда. Еврей предстал пред архиереем. Преосвященный. Ты, друг мой, не хочешь верить во Христа, потому что отцы ваши не верили: но разве все евреи не верили? Кто не верил? дурные люди: фарисеи, книжники, а истинные израильтяне, как например св. апостолы и многие другие уверовали в Него и узнали в Нем Обетованного Мессию, Господа нашего Иисуса Христа. Узнали, что Он ниспослан Богом на землю, для спасения рода человеческого. Подумай, друг мой! Если бы иудеи не уверовали во Христа, то из кого бы составилась Христова Церковь ? а она именно составилась из евреев, и эта была первая Церковь в Иерусалиме. Значит, отцы ваши – древние евреи уверовали во Христа? Еврей. Говорите вы хорошо Преосвященный! но мы все-таки не можем верить во Христа, это противно нашему закону; у Моисея сказано: «аще же восстанет в тебе пророк, или видяй соние, и даст тебе знамение или чудо. И приидет знамение или чудо, еже рече в тебе, глаголя: идем да послужим богам иным, ихже не весте; да не послушаете глагол пророка того, или видящаго сон той, яко искушает Господь Бог твой вас, еже уведете, аще любите Господа Бога вашего всем сердцем вашим и всею душею вашею ( Втор. 13:1–3 ). В силу этого пророчества раввины запрещают нам веровать в Иисуса Христа, хотя известно, что Он, будучи на земле, творил величайшие чудеса и знамения. Преосвященный. Приведенные тобою пророчества не имеют никакого отношения к нашему Спасителю мира, так как Он никого из израильтян не учил покланяться чуждым богам и верить им; напротив, Он научал людей Богопознанию. Через Его учение узнали Бога не только истинные Израильтяне, но и язычники, людие сидящие во тьме, увидели свет великий, и сидящим в стране и сени смертней возсиял свет на ны ( Ис. 9:2 ; Мф. 4:16 ). Не показывает ли все это, что раввины вводят вас в заблуждение и вы, веруя им, боитесь веровать во Христа Мессию, не зная того, что Бог чрез Моисея повелевает вам веровать в Него. Вот слова Иеговы: »нови уким лохэм Элойгим – Пророка из среды тебя – из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой – Его слушайте, а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот, будет говорить Моим именем, с того Я взыщу " ( Втор. 18:15, 19 ), т. е. кто не познает сего Великого Пророка – Мессию, тот будет наказан Богом, и народ ваш, как видишь, наказывается.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Диавол, внушая нам пристрастие к какой-либо вещи, влагает в нас беспокойство и нетерпение и нудит нас спешить исполнением нашего пожелания. Так, когда я пришел в воскресенье служить утреню и не нашел моей старой камилавки, которую я обычно надевал и которую велел принести из думской церкви, я начал беспокоиться, негодовать на сторожей и во что бы ни стало велел сейчас сходить за нею, хотя и была подана новая камилавка, в которой прилично было служить в воскресный день. Такова злая воля, таково упорство мое и врага моего! Напился, наелся поутру (в Великий пост!) сладкого – и потопило душу и плоть беззаконие! Как я не предвидел последствий, как будто живу первый день жизни! Как не воздерживаюсь по утрам от ядения и пития до вечера! 15 февраля Был восприемником у A.A. Цветкова сына Александра. Крестил отец И.К. Цветков. Как он препирался с Нильским у преосвященного Павла! Как загнал Нильского в трущобу! Как преосвященный смеялся! Как отец Иоанн Цветков обращается с дьячками и дьяконами! Возлюбил правду и возненавидел беззаконие [ Пс. 44, 8 ]. Вот что должно служить девизом всякого священника, всякого архиерея, всякого христианина: совершенная любовь к правде и ненависть к неправде и беззаконию. «Познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» [ 2Тим. 2, 19 ]. Я пользуюсь от Господа дарами света, воздуха, суши и моря, неба и земли – и это каждый день; что я за это воздам Господу, что могу воздать Ему? Ничего. Я могу и должен только любить Его всем сердцем, благодарить и славословить Его, тщательно сохранять заповеди Его. Господи! Света благодати Твоей не лиши меня ради грехов моих; духа благодати Твоей не отыми от меня; на камени заповедей Твоих утверди сердце мое; не попусти, да прильпну сердцем к земле и ее благам, но да помышляю о горнем Царствии Твоем и да возлюблю оные будущие нетленные блага, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша [рус.: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку] [ 1Кор. 2, 9 ]; Господи! Избавь меня от волн житейского моря и к тихому пристанищу Божественной воли Твоей направь меня, да, исполняя ее, наследник буду Царствия Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

е. дома Божия, или храма), у жертвенника и у дома, вокруг царя... В объяснение этого стиха, блаж. Феодорит замечает, что «левиты (т. е. отслужившие свою очередь), став лунообразно (т. е. полукругом), концами своего строя примыкали к храму (т. е. к северной и южной сторонам его) и охраняли царя, который (вышед из своего секретного помещения) был в средине (т. е. на возвышенности), по обычаю – вблизи жертвенника 620 , полк же вооруженных (т. е. чередных левитов) стоял вне, удерживая покушавшихся войти» (Вопр. 37). Ст. 12. …И вывел он (Иодай) царского сына, и возложил на него царский венец и украшения, и воцарили его, и помазали его, и рукоплескали, и восклицали: да живет царь!.. Священный обряд царского помазания, по-видимому, употреблялся не над каждым новым царем Иудейским, но лишь в случае соискателей царской короны и противников законного царя. Так помазан был Соломон – по случаю происков Адонии. Так и при настоящем случае Иодай торжественно помазал Иоаса в присутствии войска и народа. Углубляясь размышлением в это событие, нельзя не видеть, что при всей видимой естественности, оно, по внутренней стороне своей, от начала до конца есть событие необычайное. В самом деле, царственное дитя, неожиданно спасенное среди поголовного истребления его братьев, помещается со своей кормилицей в священном убежище храма, как бы, сокровище в некоторой кладовой. Шесть лет он скрывается здесь под охраной первосвященника, вблизи дворца, где живет злобная царица, искавшая его жизни. Лица, назначенные только на службу Господню при храме, являются стражами царственного потомка Давидова. Они же возводят его на престол Давидов – с оружием в руках, и, притом, на месте мира, на месте святом, назначенном лишь для молитвы и жертвоприпошений. Как мог дерзнуть на все это первосвященник, если бы не сам Господь вдохновил его для исполнения своих сокровенных целей? Не так ли впоследствии и жизнь самого Мессии-Младенца спасена была бегством и укрывательством в то время, как из-за Него кровожадный царь Иудейский истреблял невинных младенцев? Не так ли отроческая и затем последующая частная жизнь божественного Потомка Давидова протекла в безвестности и уединении, и славу божества Своего Он Сам, как великий архиерей завета нового, скрывал до времени в нерукотворенном храме тела Своего? Затем, не так ли и Он явил себя миру и возобладал престолом Давида, отца Своего, между тем, как Апостолы своим служением укрепили Его духовное царство по всей земле и во всех концах вселенной?!.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

е. Христос), еще будучи в живых, сказал: «После трех дней воскресну». Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: «Воскрес из мертвых. И будет последний обман хуже первого». Пилат сказал им: «Имеете стражу; подите, охраняйте, как знаете». Они пошли и поставили у гроба стражу и приложили к камню печать. б) Часы великого пятка. – Последний день важен и в жизни каждого человека; тем более важен в жизни Богочеловека: поэтому все четыре евангелиста особенно занимаются описанием событий этого последнего дня. По указанию их, в нем преимущественно знаменательны и важны четыре времени: утро – время совета архиереев и старейшин иудейских, осудивших Господа Иисуса на смерть; час третий – время осуждения Его на суде Пилата; час шестой – время крестных страданий и час девятый – время смерти Господа и необыкновенных явлений в природе. Времена эти церковь освятила ежедневным воспоминанием, и, еще в первые века христианства, она учредила повседневную службу, известную под именем часов, которая состоит из псалмов, тропарей, кондаков и молитв, и которую иноки в обителях, а особенно пустынножители совершали по частям, отделяя для известного часа дня ту часть ее, которая соответствует ему своим наименованием и содержанием. Служба эта особенно важна, трогательна и поучительна в тот день, который своими чрезвычайными событиями и подал повод к установлению ее, т. е. в Великий пяток. Самое время этого дня – время смерти Богочеловека, невольно располагающее к скорби и сетованию, придает ей умилительный тон и необыкновенно высокое значение. К тому же и сама она в этот день в своем составе и отправлении имеет много особенного, как со стороны внешней, так и со стороны внутренней. Со стороны внешней она имеет высшую степень торжественности. В древней греческой церкви часы Великого пятка, равно как часы в навечерии Рождества Христова и Богоявления Господня, отпевались в придворной церкви в присутствие государя. Оттуда и получили часы эти название часов царских, которое они и ныне сохраняют в нашей православной церкви, потому что совершаются торжественно и посещаются нашими благочестивыми царями.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Если же ты спросишь, почему Христос обещался послать Духа в то время, как Дух не от Него исходит, то это похоже на то, как если бы какой-нибудь царь упросил бы другого царя, чтобы он послал своего брата в какую-нибудь страну. Тогда бы первый мог сказать, что он послал от того царя брата его. Итак, знай, что Св. Дух от одного Отца исходит в том смысле, что посредством этого исхождения от этого одного Свое бытие получает, Отцом же и Сыном посылается людям; и не только Сыном, но и архиереями подается молящимся, как пишется в Деяниях: «видев же Симон яко возложением рук апостольских подается Дух Святый, принесе им сребро» ( Деян. 8:18 ). Итак, скажешь ли, что Дух Святый не только от Отца исходит, но и от Отца и Сына, и от апостолов? Горе твоему неразумию! Униат: Этих слов я не знал, или – точнее сказать– забыл, так как на них не указывают нам учителя наши. Православный: Вот, не только на саддукеях, но и на латинянах сбываются слова Господни: «заблуждаетесь, не ведуще писаний, ни силы Божией» ( Мф. 22:29 ) и опять «взясте ключи разумения, сами не входите ниже входящим даете внити» ( Лк. 11:52 ). Униат: Я тоже скорблю о том, что наши священники и сами не читают Св. Писания и мирянам читать не позволяют. Православный: Мирянам читать воспрещаете, чтобы они не обличали ваших ересей, сами же, читая, трудитесь напрасно, ибо искажаете Св. Писание, дабы возможно было оправдать свое лжеучение. Смотри, какими безумными словами твой Гаджега отвечает православному и заставляет латинян и всех протестантов говорить: «От Отца и Сына исходящего». Униат: Если это учение настолько безумно и несогласно со Св. Писанием, почему просвещеннейшая Европа его придерживается? Православный: Из-за своей гордости. Когда это учение возникло, Зап. Европа была очень невежественна, а могущественнейший царь Карл Великий, будучи приверженцем этого лжедогмата, захотел распространить его всюду. Поэтому и паписты по человекоугодию приняли это лжеучение, поставив ни во что Святые Соборы, особенно из-за желания унизить их, и за то были прокляты Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Закрыть Задачи духовного строительства на современном этапе Доклад на VI Cbяmo-Фeoфahobckux чтениях в городе Соликамск Олег Сыромятников   11:56 21.11.2022 1267 Время на чтение 14 минут Фото: предоставлено автором Первая и главная задача, стоящая сегодня перед нами, – понять происходящее, увидеть его главные духовные причины. Сущность того, что происходит сегодня в мире, можно выразить одним словом – война. Эта война началась не 24 февраля 2022 года и даже не в 2014 году, а тогда, когда великий и могучий ангел сказал « в сердце своем: " взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему " » (Ис. 14:13-14). Непомерная гордыня полностью изгнала из его души любовь, и он был «низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 14:15). Но и там Денница постоянно и непрерывно чувствовал на себе любовь Бога, и это стало для него источником тяжких страданий, потому что он не мог ответить на неё. Видя причину своих страданий не в себе, а в Боге, падший ангел начал бороться с Ним. С тех пор между землей и небом идет война (Цой), но поскольку тварь не может повредить Творцу, то всю свою злобу и ненависть дьявол обращает на творение и прежде всего, на его лучшую часть – человека. РПЦ однозначно выразила свое отношение к войне в документе, принятом в 2000 году на Архиерейском Соборе. В нём говорится, что « земные войны суть отражение брани небесной, будучи порождены гордыней и противлением воле Божией. Поврежденный грехом человек оказался вовлечен в стихию этой брани», причина которой – греховное злоупотребление богоданной свободой, " ибо из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления " (Мф. 15:19)». По этой причине войны были и будут всегда, до скончания рода человеческого. Россия вела войны на протяжении всей свой истории. В языческий период это нередко были агрессивные, разбойничьи войны, но после принятия христианства их характер принципиально изменился. Русь стремилась исполнить закон Христов и жить в мире со всеми соседями. Но не все соседи этого хотели: с востока нападали кочевники, а с запада шли посланцы Рима с предложением добровольно принять власть папы. Князь Владимир отверг их притязания ещё будучи язычником, но Рим не отказался от своих намерений и стал ждать удобного момента. Он наступил в начале XIII века, когда на Русь вторглись орды Батыя.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/21/zadach...

И воскликнула бабка и сказала: велик для меня нынешний день, ибо я увидела новое сие зрелище. И вышла бабка (удивляясь) из пещеры, и встретившись с Саломией, сказала ей: Саломия, Саломия, я хочу тебе рассказать новое зрелище: родила дева (сына), коему не уступило естество ее 45 . И сказала Саломия: жив Господь Бог мой, если не простру перста моего и не исследую естества ее, то никак не поверю, что родила дева. XX И едва простерла Саломия перст, как воскликнула и сказала: горе беззаконию и неверию моему, ибо я дерзнула искушать Бога живого. И вот рука моя от огня отпадает у меня. И преклонила колена свои пред Господом, говоря: Боже отцов моих, воспомяни обо мне, что я семя Авраама, Исаака и Иакова; не посрами меня пред сынами Израилевыми, но пощади меня для бедных: ибо Ты знаешь, Господи, что я во имя Твое совершала мое служение, и от Тебя желала приять мзду. И вот предстал Ангел Господень и сказал ей: Саломия, Саломия, Господь услышал тебя; поднеси руку твою к Младенцу, и подержи Его, и будет тебе спасение и радость. И подошла Саломия и взяла Его на руки, говоря: буду поклоняться Ему, ибо это великий Царь родился Израилю. И тотчас исцелела Саломия, и вышла из пещеры оправданной. И вот голос говорит ей: Саломия, Саломия, не разглашай о дивном, что ты видела, доколе не войдет сей Младенец в Иерусалим. XXI И вот Иосиф приготовился идти в Иудею. А в Вифлееме Иудейском произошло великое смятение, потому что пришли волхвы и говорят: где находится рожденный Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. И услышав Ирод смутился, и послал слуг за волхвами. Потом призвал архиереев, и спрашивал их, говоря: как написано о Христе, где Он рождается? Говорят ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано; и отпустил их. Потом спрашивал волхвов, говоря им: какое видели вы знамение о рожденном Царе? И волхвы отвечали: мы видели весьма великую звезду, сияющую между сими звездами и помрачающую их, так что сии звезды (почти) не видны были, и таким образом мы узнали, что родился Царь Израилю, и пришли поклониться Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010