258. Отчего только одно Таинство Крещения введено в Символ Веры отдельным членом? Десятый член Символа о Таинстве Крещения установлен II-м Вселенским Собором, чтобы окончательным определением Церкви положить конец еретическому противоборству именно против учения о крещении. Другия Таинства тогда еретиками не оспаривались с таким упорством, как они возставали на крещение. § 50. Таинство миропомазания 259. Что есть святое Миропомазание? Миропомазание есть Таинство, в котором молитвою и помазанием св. миром частей тела новокрещеннаго, Святой Дух сообщает ему дары, взращивающие в нем духовную жизнь и укрепляющие святость его веры. 260. Кому в Церкви предоставлено совершать Таинство миропомазания? «Восточная Церковь не только Архиереям, но и чрез них священникам без опасения вверяет после священного таинства крещения совершение миропомазания» (Гавриил, Еп. Филадельф., «Скрижаль»). 261. Откуда произошло Миропомазание? Апостолы, для сообщения крещаемым даров Святого Духа, употребляли возложение рук. " Тогда возложили руки на них и они приняли Святого Духа« ( Дeяh. VIII, 14–17 ). Преемники Апостолов заменили рукоположение миропомазанием подражая Ветхозаветному обычаю. »И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ . . это будет миро для священного помазания« ( Исх. ХХХ, 22–25 ). 262. Как теперь приготовляется св. миро? Оно составляется из многих благовонных веществ, в знак того, что предназначено подавать «многоможные дары Духа». Оно варится с соблюдением особого молитвенного чина, при кафедральных соборах. Оно благословляется Архиереем в Великий Четверг, им раздается священникам и хранится в церквах особо. 263. В чем духовное значение Таинства Миропомазания? Не только духовное очищение погружением в святую воду принимает крещаемый, но ему сообщаются дары Св. Духа миропомазанием, во образ печати получаемого дара. " Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши« ( 2Kop. I, 21, 22 ). При начертании св. миром креста на помазуемых частях тела произносится: «печать дара Духа Святаго». На других языках сие таинство называется словами, производными от старо-греческого слова «хрисма» – помазание.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

46, 47). Когда говорит: " хлеб " , то, мне кажется, указывает здесь и на пост, и па строгую жизнь, – так как они прини­мали пищу, а не предавались роскоши. Отсюда пойми, возлюб­ленный, что не роскошь, но пища приносит наслаждение и что роскошествующие (живут) в печали, а не роскошествую­щие – в радости. Видишь ли, что слова Петра приводили и к этому – к воздержанию в жизни? Так-то не может быть радости, если нет простоты. Почему же, скажешь, они имели " любовь у всего народа " ? По своим делам, по своей ми­лостыне. Так не смотри же на то, что архиереи восстали на них по зависти и ненависти, но – на то, что они имели " любовь у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви " (ст. 47). " Все же верующие были вместе " . Так везде прекрасно – едино­мыслие. " И другими многими словами он свидетельствовал " . Это сказал (апо­стол), показывая, что не достаточно было сказанного; или еще: прежние слова были сказаны для того, чтобы привести к вере, а эти показывали, что должен делать верующий. И не сказал: о кресте, но: " и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа " . Не напоминает им постоянно о кресте, чтобы не показалось, будто он поносит их; но просто говорит: " покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов " . В здеш­них судах закон относится иначе; но в (деле) проповеди грешник спасется тогда, когда сознается во грехах. Смотри, как Петр не пропустил того, что более важно; но, сказав сначала о благодати, присовокупил потом и это: " и получите дар Святаго Духа " . И слово его было достоверно потому, что сами (апостолы) получили (Духа). Сначала говорит о том, что легко и что подает великий дар, и потом уже ведет к жизни, зная, что для них поводом к ревности будет то, что они уже вкусили столько благ. А так как слушатель желал узнать, что составляло сущность его очень многих слов, – он присоединяет и это, показывая, что это – дар Святого Духа. Таким образом те, которые приняли слово его, одобрили ска­занное им, хотя слова его и были исполнены страха, и после одобрения приступают к крещению.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

46, 47). Когда говорит: " хлеб " , то, мне кажется, указывает здесь и на пост, и па строгую жизнь, так как они принимали пищу, а не предавались роскоши. Отсюда пойми, возлюбленный, что не роскошь, но пища приносит наслаждение и что роскошествующие (живут) в печали, а не роскошествующие в радости. Видишь ли, что слова Петра приводили и к этому к воздержанию в жизни? Так-то не может быть радости, если нет простоты. Почему же, скажешь, они имели " любовь у всего народа " ? По своим делам, по своей милостыне. Так не смотри же на то, что архиереи восстали на них по зависти и ненависти, но на то, что они имели " любовь у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви " (ст. 47). " Все же верующие были вместе " . Так везде прекрасно единомыслие. " И другими многими словами он свидетельствовал " . Это сказал (апостол), показывая, что не достаточно было сказанного; или еще: прежние слова были сказаны для того, чтобы привести к вере, а эти показывали, что должен делать верующий. И не сказал: о кресте, но: " и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа " . Не напоминает им постоянно о кресте, чтобы не показалось, будто он поносит их; но просто говорит: " покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов " . В здешних судах закон относится иначе; но в (деле) проповеди грешник спасется тогда, когда сознается во грехах. Смотри, как Петр не пропустил того, что более важно; но, сказав сначала о благодати, присовокупил потом и это: " и получите дар Святаго Духа " . И слово его было достоверно потому, что сами (апостолы) получили (Духа). Сначала говорит о том, что легко и что подает великий дар, и потом уже ведет к жизни, зная, что для них поводом к ревности будет то, что они уже вкусили столько благ. А так как слушатель желал узнать, что составляло сущность его очень многих слов, он присоединяет и это, показывая, что это дар Святого Духа. Таким образом те, которые приняли слово его, одобрили сказанное им, хотя слова его и были исполнены страха, и после одобрения приступают к крещению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1663...

6 - Спасский И.Н. Русское литургическое творчество. Париж, 1951. С. 118-119. 7 - Бегунов Ю. К. Древнерусские традиции в произведениях первой четверти XVIII в. об Александре Невском//ТОДРЛ т. 26; М.; Л., 1971. С. 7-76. 8 - Мартынов И. Ф. Три редакции " Службы благодарственной о великой победе под Полтавой "http://XVIII век. Л., 1974. Сб. 9. 9 - О его жизни и творчестве см. Смирнов И. Московская академия. М., 1855; Чистович И. А.: Исправление текста славянской Библии перед изданием. 1751 г.//Православное обозр. 1860. 4; Покровский Н. А. Феофилакт Лопатинский//Православное обозрение. 1872. 12; Архангельский А. Духовное. образование и духовная литература при Петре Великом. Казань, 1883; Морошкин И. А. Феофилакт Лопатинский, архиепископ Тверской//Русская старина. 1886. 1-2; Титлинов В. Феофилакт Лопатинский//Русский биографический словарь. Т. " Яблоновский - ?омин " (1913); Лавровский А. Н. Библиотека Феофилакта Лопатинского//Труды БАН СССР и ФБОН АН СССР. Л., 1961. Т. 4; Успенский Б. А., Шишкин А. Б. Тредиаковский и янсенисты//Символ. Париж, 1990. Т. 23. 10 - О нем см. Чистович И.А. " Решиловское дело " . СПб., 1861. 11 - См. Сын отечества. 1842. Ч. 1. 1. С. 14. 12 - См. 6 песнь первого канона. 1 тропарь. " Испытуете, языцы откуду нам сила на сильнаго? Не слышите ли наперсника Господня, глаголюща: сия есть победа - побеждшая мир вера наша " . Минея. Июнь 2 часть. С. 401. 13 - См. Рункевич С.Г. Архиереи Петровской эпохи в их переписке с Петром Великим. Спб. 1905. С. 223. 14 - Характерная историческая параллель: во время кампании 1805-1806 года Священный Синод в особом послании объявил Наполеона врагом православной веры. Тем труднее было объяснять впоследствии простому народу факт Тильзитского мира. 15 - См. Феофан Прокопович. Сочинения. М., 1961. С. 34. 16 - Минея. Июнь. С. 393. 17 - Стихира на литии. Минея. Июнь. С. 392. Ср. Откровение: " И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них,но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. (Откр. 12, 7-10).

http://ruskline.ru/analitika/2009/05/08/...

77 Но думал ли Иисус Христос разрушить храм? Только безумцы, неразумевшие великий смысл сих слов, могли так обвинять Иисуса Христа, понимая, что лгут и зная истинный смысл слов Христовых, как видно из того, что по распятии враги Христовы говорили Пилату: помянухом, яко лжец сей, еще сый жив глагола, яко по триех днех восстанет. Но в ответ на подобное обвинение молчал Тот, кто всегда мог сказать о себе: кто от вас обличит Мя во гресе? 78 И тогда пристыженный Первосвященник обратился ко Христу, говоря Ему: »заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? " Господь говорит: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы, и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои, и сказал: Он богохульствует; 79 и осудив Христа за мнимое богохульство – за то, что Он объявил себя тем, кем Он есть – Мессиею, Сыном Божиим, послал Его к Пилату. Когда Иисус предстал пред правителем, то он спросил Его: «Ты Царь Иудейский?» Иисус сказал: «ты говоришь». 80 И Пилат, этот представитель прав Цезаря, хотя и судит Христа, в угодие архиереев, но не находит в Нем никакой вины и прямо объявляет обвинявшим Его: »Я никакой вины не нахожу в нем». 81 Даже один из разбойников, распятых со Христом, говорил, что он ничего худого не сделал. 82 И так, по всему видно, что Спаситель пострадал и умер невинно и именно за грехи мира. Подумайте только о том, что если бы Иисус Христос достоин был мучений и поносной крестной смерти, то во время распятия Его не померкнуло бы солнце, и земля не покрылась бы мраком, как о сем еще издревле предвозвещено было пророком Амосом: и будет в той день, (т. е. в день Мессии) глаголет Господь, зайдет солнце в полудне ( Ам. 8:9 ). Пророчество это исполнилось, когда тварь увидела Господа и Творца своего на кресте распятого, как повествует о сем св. апостол Матфей: от шестого же часа тьма бысть по всей земли ( Мф. 27:45 ). 83 Таким образом Иисус Христос умер на кресте, яко человек, душою же снизшел во ад – в жилище всех умерших от века, где они находились в узах смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

7:40). Как то что он вещает от Духа и называет своим мнением, мы поэтому не назовем изречением человеческим, так и здесь, когда он говорит: « я говорю, не Господь », не думай, будто это — слово Павлово; ибо он имел в себе говорящего Христа, и не дерзнул бы изречь такого учения, если бы не принял от Него для нас этого закона. Иначе кто–нибудь сказал бы ему: я, как верный, не могу жить с неверной, чистый с нечистой; ты же сам предварительно сказал, что это говоришь ты, а не Господь; где же я найду безопасную и надежную опору? А Павел сказал бы ему: не бойся; для того я и сказал, что имею в себе говорящего Христа и что « а думаю, и я имею Духа Божия », чтобы ты в словах моих не подозревал ничего человеческого; если бы это было не так, то я не приписал бы такой силы своим суждениям. « Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны » (Премуд. 9:14). И вся вселенская Церковь подтверждает силу этого закона, в точности соблюдая его; а она не соблюдала бы, если бы не была вполне убеждена, что это изречение есть повеление Христово. Итак, что же Павел говорит по внушению Господа? « а о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины » (1 Кор. 7:1). Здесь можно бы похвалить коринфян за то, что они, не получив от учителя никакого совета касательно девства, сами предупредили его своим вопросом. Отсюда уже открывается преуспеяние их в благодати, так как в ветхом завете этот предмет не подвергался недоумению; ибо не только все прочие, но и левиты и священники, и сам великий архиерей придавали великую важность браку. 13. Почему же коринфяне пришли к такому вопросу? Они ясно и хорошо понимали, что для них потребна высшая добродетель, так как они удостоены и большего дара. Достойно внимания и то, почему апостол прежде никогда не предлагал им такого совета; если бы они слышали что–нибудь подобное прежде, то, конечно не написали бы снова, спрашивая опять о том же. Подлинно, и здесь можно видеть глубину мудрости Павла. Не без причины и не напрасно он прежде не давал совета касательно этого дела, но ожидал, чтобы наперед сами они пожелали и получили некоторое понятие о нем, чтобы, имея перед собою души уже расположенные к девству, с пользой сеять слово, когда самое расположение слушателей к этой добродетели много способствовало бы к принятию увещания; а с другой стороны он показал этим величие и большую важность самого дела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

7. Итак, избранный готовился с усердием, и все начали к нему подходить как к Патриарху. Подошли и мы, великий хартофилак и я, вместе посмотрели на него и показали, что и мы приняли происшедшее с ним, и высказали ему множество хвалебных и ободряющих слов, напомнив ему о дружбе наших отцов и праотцев, и что мы надеемся его иметь в качестве Патриарха и владыки, отца нашего и друга, «если он позаботится об исправлении Церкви, и когда это произойдет, будем и мы ему ревностными помощниками и сотрудниками. А без этого невозможно нам следовать за ним». Он принял все, что мы сказали ему, похвалил наших родителей и нас лично, и ту цель, которую мы имеем относительно церковного исправления. Об этом он сказал, что «думаю и я призвать [митрополитов] Эфесского и Ираклийского и рассудить вместе, и если мы все не согласимся, не объединимся и не будем служить вместе, тогда и я не буду служить. Знайте, что я не поступлю по-другому, нежели я говорю вам». Мы поблагодарили его за это и удалились. Но и некоторые из архиереев, как и мы, сказали ему об этом же, и он им ответил то же самое. Поэтому мы и последовали за ним, ожидая исправления. Однако мы совершенно не знали, что он дал обещание императору, что одобряет объединение. Ведь только позже, по прошествии времени, мы услышали об этом. 8. Итак, [митрополит] Кизический готовился к наречению. Он пригласил также [митрополитов] Трапезундского и Ираклийского присутствовать на наречении, но они не пришли. В среду, когда было отдание праздника Святого Воскресения Христова, это было 4 мая, он пришел во дворец, и император поставил его Патриархом. Присутствовали и мы на провозглашении и поставлении, и сопроводили его в Патриархию. Присутствовал и от папы латинский епископ Христофор, весь путь находившийся с правой стороны от Патриарха и ни на шаг от него не отстававший. Это еще большее доставило Патриарху порицание и отвращение со стороны народа, как приемлющему латинство. Народ принимал благословение Патриарха совершенно без удовольствия, а некоторые даже отходили, чтобы не видеть его благословения. Добавлю небольшой рассказ, вообще забавный и к тому же показывающий горячий пыл к православию этого благочестивого и христианнейшего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    П. Правда.     К. Итак, умирание как бы в проказе, то есть мысленной, и как бы в болезни, соединенной с омертвением, происходящим от греха, не в похотениях одних состоит, но в исходе дел совершаемых, и доколе дух находится еще в муках рождения зла, оно еще не есть омертвение, еще не есть смерть: ибо не всякий «грех к смерти», как сказал ученик Спасителя (1 Ин. 5:16-17), но еще только наводит на подозрение в недуге, приносящем с собою смерть. Мы говорили, что кажется как бы проказою или близка к ней белая сыпь. «Узрит, — сказано, — жрец» одержимого этою болезнью, именно белою сыпью, и если она не представляется изменяющеюся в проказу, то да не «осквернит его, а лучше отлучит», ибо не безукоризненно пред Богом приближение ко злу, даже и в похотениях. Если же болезнь, сказано, не претерпевает изменения, не склоняется к худшему, то «чист будет», сказано. Самое лучшее, посему, и истинно спасительное — избегать омертвения, разумею — состоящего в делах, и самими уже делами совершаемыми как бы убивающего дух. Кроме того мудрое также дело — тщательно стараться отклонять страсти, хотя бы они являлись состоящими и в простых еще лишь похотениях: это, думаю, значит удаляться и от самой проказы, и от белой сыпи. Ты знаешь, что тщательнейшего надзора удостаивает все до нас касающееся Еммануил, Который есть Бог по естеству и великий наш Архиерей, и допускает к себе лишь омовенных от непотребства, а если которых усмотрит оскверненными, тех высылает из стана святых.     П. Слово твое истинно.     К. «Святы будьте, — сказано, - ибо свят Я Господь» (Лев. 19:2). Заметь также, что по омовении одежд избавленный от вины чист будет, говорит закон, предвозвещая очищение водою и как бы в образах, доступных телесному чувству, начертывая нам таинство святого крещения.     П. Понимаю.     К. Усматривай еще, Палладий, сколь велика внимательность закона: он как бы переносит мысль нашу к противоположному и как бы всякими способами показывает служащее на пользу.     П. Каким образом, скажи.     К. Он сказал опять: «Если будет на ком язва проказы, то должно привести его к священнику; священник осмотрит, и если опухоль на коже бела, и волос изменился в белый, и на опухоли живое мясо, то это застарелая проказа на коже тела его; и священник объявит его нечистым и заключит его, ибо он нечист. Если же проказа расцветет на коже, и покроет проказа всю кожу больного от головы его до ног, сколько могут видеть глаза священника, и увидит священник, что проказа покрыла все тело его, то он объявит больного чистым, потому что все превратилось в белое: он чист. Когда же окажется на нем живое мясо, то он нечист; священник, увидев живое мясо, объявит его нечистым; живое мясо нечисто: это проказа. Если же живое мясо изменится и обратится в белое, пусть он придет к священнику; священник осмотрит его, и если язва обратилась в белое, священник объявит больного чистым; он чист» (Лев. 13:9-17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

А по отношению к Иисусу Христу, те же слова изображают славу и честь, которых достиг Он, и по человечеству своему, чрез страдания, смерть и воскресение из мертвых, чрез вознесение на небо и седение одесную Бога Отца, и также указывают прямо на славу, честь и поклонение, которые должны воздавать Ему как Богочеловеку, человеки и Ангелы, как Его создания. Мы прославляем Господа Иисуса, – когда веруем в Него и исповедуем, что Он наш Спаситель и Бог , и по Его заслугам уповаем получить вечную жизнь и блаженство. Прославляет Господа Иисуса и грешник, когда с раскаянием обращается к Нему, и, веруя в Его заслуги, уповает получить от Него прощение своих грехов и помилование. Прославляет Господа Иисуса праведник, когда всею душею любит Его и всеми силами служит Ему, исполняя заповеди Его. Господу Иисусу приносят славу и честь все праведные и блаженные духи и будут приносит в нескончаемую вечность, как изображено в откровении Иоанна Богослова: Достоин есть Агнец заколенный прияти силу и богатство и премудрость и крепость и честь и славу и благословение. И всяко создание, еже есть на небеси, и на земли, и под землею, и на мори яже суть, и сущая в них, вся слышах глаголющая: Седящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава и держава во веки веков ( Откр.5:12–13 ). Иисус Христос изображается увенчанным, как одержавший победу над диаволом и царством его ( Откр.6:2 ), как преодолевший все трудности на пути к достижению цели, для которой сходил Он на землю т. е., для совершения спасения рода человеческого ( 2Тим.4:7–8 ), как великий Архиерей, самого Себя принесший в жертву за грехи мира ( Зах.6:11–13 ), как Царь, которому дана всякая власть на небеси и на земли ( Мф.28:18 ). И поставил еси его над делы руку Твоею. Вся покорил еси под нозе его. Иисус Христос, как единородный Сын Божий, от вечности был и есть Царь и Владыка неба и земли; но, после смерти и воскресения из мертвых, Он и как Богочеловек воспринял это владычество над всеми тварями. Внегда покорити Ему всяческая, ничтоже остави ему непокорено.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

А почему? Потому, что это служит сильной приманкой, большим соблазном для простых душ. Потому-то и Павел скорее изгнал демона, когда он заговорил, чем когда бы он молчал: «Стужив же си, – сказано, – духови рече: изыди из нея» ( Деян.16:18 ). За что? За то, что кричал: «сии человецы раби Бога Вышняго суть». Храня молчание, (демоны) не так бы прельщали; но, говоря, они увлекали бы многих слабых людей, и заставляли бы слушать себя и в других случаях. Чтобы отворить дверь своим обманам и придать лжи больше благовидности, демоны примешали к ней несколько и истины, подобно тому, как приготовляющие ядовитые составы, обмазывая края сосуда медом, достигают того, что вредное зелье легко принимается. Вот почему особенно Павел не стерпел и поспешил заградить им уста, что они присвоили себе не принадлежавшее им достоинство. И я за то ненавижу иудеев, что они имеют Закон, но нарушают его, и тем стараются обольстить простодушных. Они не были бы так виновны, если бы отвергали Христа потому, что не верили бы пророкам. А теперь они лишили себя всякого извинения, говоря о себе, что верят пророкам, и однако же понося Того, о Ком те пророчествовали. 7. Наконец, если ты считаешь место святым от того, что там лежат Закон и книги пророческие, то тебе уже придется считать святыми и идолов, и храмы идольские. Случилась некогда у иудеев война; азотяне, победив их, взяли ковчег и внесли его в свое святилище ( 1Цар.5 ). Так ужели их храм стал свят от того, что в нем был ковчег? Нет, он остался мерзким и нечистым, и это тотчас оказалось на деле. Чтобы враги узнали, что победа их произошла не от слабости Бога, но от нечестия служивших Ему, ковчег, и взятый в плен, в чужой земле показал свою силу, дважды повергши идола на землю так, что он разбился. Ковчег не только не освятил места, но еще противоборствовал этому месту. Притом же, какой теперь ковчег у иудеев, когда у них нет ни очистилища, ни помазания, ни скрижалей Завета, ни Святого Святых, ни завесы, ни архиерея, ни фимиама, ни всесожжения и жертвы, ни всего другого, что делало тогда ковчег досточтимым? Мне кажется, этот (нынешний) ковчег их ничем не лучше, и даже гораздо хуже тех сундуков, которые продаются на площади: эти нисколько не могут вредить подходящим, а тот каждодневно наносит великий вред приближающимся к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010