Дорога на восток от Вифлеема приводит на поле, некогда оглашенное ангельским пением: Слава в вышних Богу. Здесь был храм, возведенный святой царицей Еленой; фундамент его и обломки колонн можно видеть до сих пор. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было. Бет-Джала. Храм святителя Николая Чудотворца Тропарь святителю Николаю, глас 2 Правило веры и образ кротости,/воздержания учителя/яви тя стаду твоему/яже вещей истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/нищетою богатая./ Отче священноначальниче Николае,/моли Христа Бога//спастися душам нашим. В двух километрах на юго-запад от Вифлеема лежит христианское селение Бет-Джала. В храме в честь святителя Николая находится пещера, где великий святитель и чудотворец подвизался в бытность свою на Святой Земле до своего архиерейства. Кондак, глас 3 В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/положил еси душу твою о людех твоих/и спасл еси неповинныя от смерти./ Сего ради освятился еси,//яко великий таинник Божия благодати. Величание Величаем Тя,/святителю отче Николае,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас//Христа Бога нашего. Монастырь святого пророка Илии Тропарь святому пророку Илии, глас 4 Во плоти ангел, пророков основание,/вторый предтеча пришествия Христова, Илия славный,/свыше пославый Елисееви благодать/недуги отгоняти и прокаженныя очищати.//Темже и почитающим его точит исцеления. Кондак, глас 2 Пророче и провидче великих дел Бога нашего,/Илие великоимените,/вещанием твоим уставивый водоточныя облаки,//моли о нас Единаго Человеколюбца. Монастырь основан в V веке в память того, что на этом месте отдыхал святой пророк Илия под можжевеловым кустом после Кармильского жертвоприношения. Ангел пробудил его, принес ему пищу и велел подкрепиться перед долгим путем на гору Хорив (3 Цар 19, 3–8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Зададимся вопросом, а в каком смысле мирянам дан суд над священнослужителями? И как относиться ко многим отступникам из числа духовного чина, ведь это в большое уныние вгоняет верных. Святитель Василий Великий к монахам, утесненным от ариан, пишет: « Если в самом причте нашлись предатели, сие да не ослабляет упования вашего на Бога: ибо не имена спасают нас, но произволение и истинная любовь к Сотворшему нас. Рассудите, что и в совещании на Господа нашего строили козни архиереи, книжники и старцы, а искренно приявшими учение оказались немногие из народа: рассудите, что в числе спасаемых не множество, а избранные Божии. Посему да не устрашает вас многочисленность народа, волнуемая, как вода в море ветрами, ибо, если и один кто спасется, как Лот в Содоме, должен держаться здравого суждения, имея непоколебимое упование о Христе, потому что Господь не оставит преподобных Своих » 350 . Кто-то может возразить: но почему столько нестроений в Церкви, ведь Христос сказал «…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). На подобное возражение я хотел бы ответить двумя цитатами из святых Отцов. Петр Хрисолог писал о Церкви: « Малый кораблец Христов иногда возносится к небу, иногда попускается в бездну, иногда Христовой управляется силою, иногда колеблется страхом, иногда покрывается волнами страстей, иногда выплывает на веслах исповедания » 351 . А Афанасий Великий вещает: « Истина – хотя и может быть помрачена на несколько времени, но сами гонители наконец должны будут узнать ее » 352 . Возможно для некоторых прозрение произойдет на Страшном Суде. Но до прозрения заблудших, или окончательной погибели предателей, надо быть осторожными, «чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы» ( Мф.13:29 ). И далее мы читаем: Мф.23:3 . «по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают». Блаженный Феофилакт пишет: «Ты спросишь: ужели же должно исполнять все, что они говорят, даже и дурное? На это скажу: во-первых, никогда учитель не дерзнет склонить другого человека ко злу.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Здесь Спаситель наш совершил Сам величайшее таинство, которое по Его повелению с тех пор совершается доныне за обедней, святое причащение. Накануне Своих страданий, в великий четверг вечером, Иисус Христос пошел с 12-ю учениками Своими в один дом на г. Сионе. В то время весь Сион находился внутри города. Здесь Он хотел в последний раз отпраздновать с ними праздник пасхи за день до наступления ее. Горница для Него заранее была приготовлена и украшена. В этой горнице Христос разделил с учениками Своими праздничную пасхальную трапезу, как указано было еврейским законом. После трапезы Иисус Христос показал ученикам Своим, как Он любил их, что готов Сам служить им, да вместе с тем и научил их, как они должны любить друг друга и всем служить. Он встал из-за стола, подпоясался полотенцем, взял воду в умывальнике и, подходя к каждому ученику, начал умывать им ноги и оттирать полотенцем. У евреев велся обычай – принимая гостей – умывать им ноги; но это было делом слуг, если делал это сам хозяин, значит, он показывал свое великое смирение перед гостем и уважение к нему, – сам становился слугой перед ним. Подошел Иисус Христос к одному ученику Своему Петру, чтоб умыть его ноги. Тот с удивлением сказал Спасителю: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» – Христос сказал ему: «Что Я делаю, ты пока не понимаешь, а сейчас поймешь». Когда кончилось умовение ног, Спаситель опять сел за стол и сказал ученикам: «Знаете ли вы, что Я сделал вам? Вы зовете Меня Учителем и Господом и справедливо. Если же Я, Господь и Учитель ваш, умыл вам ноги, та и вы должны делать по Моему примеру». Это значит: никто не считай для себя унижением служить кому бы то ни было, хоть бы и низшему себя человеку. (Этот пример Христа изображается у нас в соборных церквах в великий четверг после обедни архиереем, который умывает ноги служащим с ним священникам). Потом Спаситель со скорбью сказал ученикам: «Один из вас предаст Меня». Спаситель хотел показать Иуде, что его замысел известен Ему, и этим привести Иуду к раскаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

И стали они на месте пещеры, и вот светлое облако осеняло пещеру. И сказала бабка: возвеличилась ныне душа моя, ибо очи мои увидели чудное, ибо родилось спасение Израилю. И тотчас облако устранилось от пещеры, и явился в пещере великий свет; так что очи не могли выносить его, и немного спустя свет тот удалился, пока явился младенец и вышел и взял грудь матери своей Марии. И воскликнула бабка и сказала: велик для меня нынешний день, ибо я увидела новое сие зрелище. И вышла бабка (удивляясь) из пещеры, и встретившись с Саломией, сказала ей: Саломия, Саломия, я хочу тебе рассказать новое зрелище: родила дева (сына), коему не уступило естество ее 44 . И сказала Саломия: жив Господь Бог мой, если не простру перста моего и не исследую естества ее, то никак не поверю, что родила дева. XX. И едва простерла Саломия перст, как воскликнула и сказала: горе беззаконию и неверию моему, ибо я дерзнула искушать Бога живого. И вот рука моя от огня отпадает у меня. И преклонила колена свои пред Господом, говоря: Боже отцов моих, воспомяни обо мне, что я семя Авраама, Исаака и Иакова; не посрами меня пред сынами Израилевыми, но пощади меня для бедных: ибо Ты знаешь, Господи, что я во имя Твое совершала мое служение, и от Тебя желала приять мзду. И вот предстал Ангел Господень и сказал ей: Саломия, Саломия, Господь услышал тебя; поднеси руку твою к Младенцу, и подержи Его, и будет тебе спасение и радость. И подошла Саломия и взяла. Его на руки, говоря: буду поклоняться Ему, ибо это великий Царь родился Израилю. И тотчас исцелела Саломия, и вышла из пещеры оправданною. И вот голос говорит ей: Саломия, Саломия, не разглашай о дивном, что ты видела, доколе не войдет сей Младенец во Иерусалим. XXI. И вот Иосиф приготовился идти во иудею. А в Вифлееме иудейском произошло великое смятение, потому что пришли волхвы и говорят: где находится рожденный Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. И услышав Ирод смутился и послал слуг за волхвами. Потом призвал архиереев, и спрашивал их, говоря: как написано о Христе, где Он рождается? Говорят ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано; и отпустил их.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Иисус Христос, наш великий Ходатай, есть не только истинный Бог, но и истинный человек, во всем подобный нам, за исключением греха. Живя на земле, как Человек, Он испытал все немощи, неразлучные с естеством человеческим. Он и алкал, и жаждал, и чувствовал скорби, и изнемогал от страданий. Он « искушен » был во всем, познал и испытал все бедствия жизни, « подобно нам », за исключением одного только « греха », который был совершенно чужд Ему. Таким образом, в лице Иисуса Христа мы имеем такого Ходатая, который может вполне сочувствовать и сострадать нам, a сочувствуя и сострадая может оказать нам свою всесильную помощь во всех наших нуждах. Поэтому « да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи » (ст.16). Когда прийдет Сын человеческий во славе своей, тогда Он сядет на престоле славы, чтобы судить живых и мертвых. (2Тим.4:1; ср. Псал. 9:5 ). Но пока не настало еще страшного суда, для нас продолжается время благодати. Христос, как великий Архиерей, восседает теперь на престоле благодати, доступ к которому открыт для всех, с верой и покаянием ищущих прощения грехов и благодати, необходимой в настоящее время земной жизни. Да приступаем же с дерзновением и с полным упованием к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Если же мы теперь не пользуемся временем благодати и не приступаем к престолу благодати, то приступим некогда к престолу суда, с которого праведный Судья воздаст каждому по делам его (Мат. 16:27). Чтобы еще более поощрить всякого обращаться к ходатайству всеблагого Архиерея, Иисуса Христа, апостол изображает далее отличительные свойства архиерейского или первосвященнического служения. « Ибо всякий первосвященник », говорит он, « из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи » (5:1). Ветхозаветный первосвященник по закону избирался из людей, a не из ангелов, и поставлялся на служение Богу, чтобы приносить умилостивительные дары и жертвы за грехи, — почему избирался из людей? Для того, чтобы « снисходить », иметь сострадание к « невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью » (ст.2). « И посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах » (ст.3).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Казалось бы, это омовение было ни к чему: им уже достаточно было преподано самых возвышенных уроков и показано великих чудес. Господь воскресил праведного Лазаря, Господь вошел в Иерусалим, и ученики, как и весь народ, слышали голос Небесного Бога Отца, подобный грому, сказавший о Сыне: И прославил и еще прославлю ( Ин. 12, 28 ). Но, оказывается, нужен был еще и такой урок, в виде странного поступка – омовения ног Своим ученикам. Спаситель хотел не только учить апостолов смирению, но и показать им пример истинного смирения, чтобы этот пример жил в их сердцах, чтобы они всегда помнили, как Сын Божий – их Творец – умыл ноги своему падшему творению. Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то (по-славянски: есмь бо. – Схиигум. А.). Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам ( Ин. 13, 12–15 ). Обряд омовения ног, о котором здесь идет речь, у древних христиан был очень распространен. Он совершался также и в некоторых древних монастырях, например в палестинских обителях. Иоанн Кассиан Римлянин рассказывает, что в этих обителях братия делилась на две «чреды»: одни несли послушания, а другие пребывали в молитве. Когда заканчивалась седмица, те братья, которые несли послушания, умывали ноги тем, которые молились, после чего они менялись местами: молившиеся вступали в свою череду служения, а остальные пребывали в молитве. И так братья смирялись друг перед другом. Вам, конечно, известно, что обряд омовения ног совершается и сейчас: в Иерусалиме в Великий четверг патриарх умывает ноги митрополитам, епископам и архимандритам в воспоминание омовения Спасителем ног ученикам. После этого воспоминаются молитва Господа в Гефсиманском саду, сон учеников и предательство Иуды. Иногда этот обряд в Великий четверг в сокращенном виде совершается и некоторыми русскими православными архиереями.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

когда заканчивалась седмица, то те, кто (если не ошибаюсь) нес послушания, умывали ноги тем, кто молился, после чего братья менялись местами: молившиеся вступали в свою череду служения, а остальные пребывали в молитве. И так братья смирялись друг перед другом. Вам, конечно, известно, что обряд омовения ног совершается сейчас в Иерусалиме в Великий Четверг, когда Патриарх умывает ноги митрополитам, епископам и архимандритам в воспоминание омовения Спасителем ног ученикам. После этого воспоминаются молитва Господа в Гефсиманскому саду, сон учеников и предательство Иуды. Иногда этот обряд в более сокращенном виде совершается в Великий Четверг и некоторыми нашими русскими православными архиереями. У многих верующих людей в прошлом был обычай: когда к ним приходили какие-либо гости или странники, они умывали пришедшим ноги и так смирялись перед ними. Но главное заключено не в самом этом обряде, пусть даже и необычайно возвышенном, душеполезном и назидательном (кто знает, может быть, имеет смысл возродить его в повседневной жизни), главное - внутренне смиряться перед своими братьями и сестрами, будто умывая им ноги. Подобно тому, как с ног омывают грязь, мы должны, смиряясь друг перед другом, пренебрегать всеми немощами и погрешностями, которые видим в своем ближнем, потому что как человек, ступающий по земле, не может не замарать своих ног, так и все мы, живущие здесь, соприкасаясь с различными земными обстоятельствами, не можем не прегрешить. Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете (Ин.13:13-17). Блаженны мы не тогда, когда только знаем о необходимости смирения (впрочем, и то хорошо, что мы хотя бы знаем), но когда исполняем данную Господом заповедь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Кто же Мелхиседек? Каково священство его, ставшее по клятве Ягве Бога, услышанной псалмопевцем Давидом, прообразом, чином священства грядущего Архиерея Великого? Первый толкователь загадочного пророчества Давидова о грядущем священнике вовек по чину Мелхиседека – а п о с т о л П а в е л. «...Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека. Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, т.е. царь мира, 71 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» ( Евр. 6, 20–7:3 ). Апостол Павел переходит от образа Мелхиседека к священству Христа. Правда, и у апостола остается неясным, что значит Мелхиседек без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни. Не говорит апостол и о приношении Мелхиседеком хлеба и вина. Святые отцы шли дальше, истолковывая все эти моменты таинственной встречи, раскрывая суть священства по чину Мелхиседека. Из множества святоотеческих толкований обратимся к толкователям Псалтири. Св. Афанасий Великий рассуждает о значении клятвы Божией и указывает на священство, не от помазания полученное, на бескровность жертвы и на то, что Мелхиседек был священником язычников. Св. Афанасий Великий : «Клятся Господь, и не раскается. Клятва Божия есть слово Божие, удостоверяющее слушающих и каждому внушающее веру, что непременно исполнится обетованное и изглаголанное Богом. Ибо, не как человек, клянется Бог, но слово Его служит нам вместо клятвы, удостоверяя в истине, что оно также будет непреложно, как и обетование, данное с клятвою. Ты иерей во век по чину Мелхиседекову; потому что Мелхиседек не елеем, как Аарон, помазан на священство, и не кровавыя приносил жертвы, и был первосвященником язычников, и Авраама благословил хлебом и вином» т. 4, Толк, на Пс. 109,4 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Кто сей Николай, и каких мужей он спас? Расскажите мне об этом». Непотиан рассказал ему все по порядку. Тогда царь, узнав, что святой Николай великий угодник Божий, удивился его великой ревности в защите обиженных, и освободил тех воевод, сказав им: «Не я дарую вам жизнь, а великий служитель Господень Николай, которого вы призывали на помощь. Идите к нему и принесите ему благодарение. Скажите ему и от меня, что я исполнил его повеление, да не гневается на меня Христов угодник». С этими словами он вручил им золотое Евангелие, золотое кадило, украшенное каменьями и два светильника и повелел все сие отдать в Мирскую церковь . Получив чудесное спасение, воеводы тотчас отправились в путь. Прибыв в Миры, они радовались и веселились тому, что снова сподобились видеть святителя. Они принесли святому Николаю великое благодарение за его чудесную помощь и воспевали: «Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его?» ( Пс 34:10 ) Они роздали щедрую милостыню нищим и возвратились благополучно домой. Таковы дела Божие, которыми Господь возвеличил Своего угодника. Слава о них, как на крыльях, пронеслась повсюду, проникла за море и распространилась по всей вселенной, так что не было такого места, где бы не знали о великих и дивных чудесах великого архиерея Николая, которые он сотворил благодатью, дарованной ему от Всемогущего Господа. Однажды путники, плывя на корабле из Египта в Ликийскую страну, подверглись сильному морскому волнению и буре. Паруса были уже изорваны вихрем, корабль содрогался от ударов волн, и все отчаялись в своем спасении. В это время они вспомнили о великом архиерее Николае, которого они никогда не видали и только слышали о нем, что он скорый помощник всем, призывающим его в бедах. Они обратились к нему с молитвою и стали призывать его на помощь. Святитель тотчас явился пред ними, вошел в корабль и сказал: «Вы призывали меня, и я пришел на помощь к вам; не бойтесь!» Все видели, что он взял кормило и стал управлять кораблем. Подобно тому, как некогда Господь наш Иисус Христос запретил ветрам и морю, святитель тотчас повелел буре прекратиться, памятуя слова Господа: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит» ( Ин 14:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мы не верим в слово Божие 01.05.2018 21:58:43 Сергей Комаров В автобиографической книге блаженного Августина «Исповедь» есть эпизод, в котором повествуется о духовном переломе в жизни святого. Августину было уже за 30, он изучал христианство и был убежден в его истинности. Однако молодой человек продолжал жить нечестиво, не имея сил меняться. Однажды Августин, гуляя в саду, вновь задумался о своем беспутстве, и говорил себе: «Когда же я исправлюсь? Всё завтра, да завтра - почему же не сегодня?» Вдруг он услышал детский голос, говоривший: «Бери и читай; бери и читай». Августин подумал, что где-то поблизости шалят дети – но рядом никого не было. На скамейке в саду, неподалеку, лежал том Посланий апостола Павла, который Августин просматривал накануне. Он схватил книгу, открыл наугад и прочел: «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим.13,13-14). Как только он закончил читать это предложение, какой-то свет убежденности влился в его сердце и все сомнения рассеялись. Отныне жизнь его изменилась - он стал настоящим христианином и подвижником. Подобные вразумления от Священного Писания получали многие святые. Преподобный Антоний Великий, еще живя в миру, зашел как-то в храм. В это время священник читал Евангелие: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19,21). Каким-то образом Антоний почувствовал, что Христос в данный момент именно с ним говорит. Он раздал имущество и ушел в пустыню. Преподобный Павел Препростый услышал однажды, как Антоний Великий читал начало Псалтири: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс.1,1). Павел ушел в пустыню и не появлялся много лет. Когда он вернулся, Антоний спросил его: «Где ты был?» Павел ответил: «Учился не ходить на совет нечестивых». Святитель Лука Крымский пережил несколько таких случаев. Когда он еще был врачом-мирянином, умерла его жена, оставив четырех детей. Ночью Валентин Феликсович (мирское имя святителя) читал над гробом Псалтирь. Его внимание остановилось на строках 112го псалма: «Неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» (Пс.112,9). Духовное чувство сказало врачу, что Бог повелевает ему отдать детей на воспитание одинокой вдове, которая работала в больнице медсестрой. Так и случилось. Замечательно, что стихи данного псалма поются при встрече архиерея – т.е. здесь было два пророчества одновременно.

http://radonezh.ru/2018/05/01/my-ne-veri...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010