Отметь, что подобно жене готовящегося стать архиереем следует поступать и жене намеревающегося стать монахом. Так, она должна, во-первых, разлучаться с ним по общему согласию, во-вторых, оставаться впредь незамужней и, в-третьих, после его пострига тоже становиться монахиней, как и ее муж. Разлучаться они должны по общему согласию, а не насильно, потому что апостол говорит супругам: Не уклоняйтесь друг от друга, разве no согласию ( 1Кор. 7:5 ) и Соединен ли ты с женой? не ищи развода ( 1Кор. 7:27 ). И еще: Жена не властна над своим телом, но муж, и муж не властен над своим телом, но жена ( 1Кор. 7:4 ). Если же они не имеют власти над самими собой, но подчинены один другому и несвободны, то, следовательно, без общего согласия не могут и разлучиться. И Господь говорит: Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф. 19:6 ). Согласен с апостолом и Василий Великий , ибо на вопрос, как следует принимать в монашеское жительство состоящих в браке, он отвечает (см. 12-е правило из пространно изложенных), что сначала их нужно спрашивать, по общему ли согласию они это делают, как говорит Павел, и тогда принимать при многих свидетелях (PG 31, 948С–949А). Если же одна сторона супружеской пары, т. е. муж или жена, не соглашается на это, но восстает против такого разлучения, потому что менее другой стороны заботится о благоугождении Богу, которое достигается в монашеской жизни, тогда, помня слова ап. Павла: К миру призвал нас Бог ( 1Кор. 7:15 ), пусть их не принимают и самих себя не ввергают в смятение. И Господь сказал: Кто не возненавидит отца и матери, и жены и детей, не может быть Моим учеником (см. Лк. 14:26 ). Если такие супруги не исполняют и этого, они не могут стать учениками Христа в монашеском звании, потому что ничто нельзя предпочитать послушанию Богу, т. е. Его заповедям, среди которых есть и повеление принимать таковых при условии их взаимного согласия на монашество и не принимать, если они не возненавидели друг друга. Потому Василий Великий и повторил дважды, в разных местах, одно и то же слово: ничто нельзя предпочитать послушанию Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Перед Владимирскою иконою Божией Матери, нарочно принесенною из Успенского собора в Храм Христа Спасителя, после торжественной литургии и молебна 28 октября, схимник, член Собора, благоговейно вынул из урны один из трех жребиев с именами кандидатов, и митрополит Киевский Владимир провозгласил имя избранника – митрополита Тихона. С каким смирением, с сознанием важности выпавшего жребия и с полным достоинством принял преосвященный Тихон известие о Божием избрании. Он не жаждал нетерпеливо этой вести, но и не тревожился страхом, – его спокойное преклонение перед волей Божией было ясно видно для всех.Когда торжественная депутация членов Собора во главе с высшим духовенством явилась в церковь Троицкого подворья в Москве для «благовестия» о Божием избрании и для поздравления вновь избранного патриарха, преосвященный Тихон вышел из алтаря в архиерейской мантии и ровным голосом начал положенный по церемониалу краткий молебен. После молебна митрополит Владимир, обращаясь к новоизбранному, произнес: «Преосвященный митрополит Тихон, Священный и великий Собор призывает твою святыню на патриаршество Богоспасаемого града Москвы и всея России», на что митрополит Тихон отвечал: «Понеже Священный и великий Собор судил меня, недостойного, быти в таком служении, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю». Вслед за провозглашенным затем ему многолетием митрополит Тихон обратился к Соборному Посольству с кратким словом: «Возлюбленные о Христе отцы и братие. Сейчас я изрек по чиноположению слова: «Благодарю, и приемлю, и нимало вопреки глаголю». Конечно, безмерно мое благодарение ко Господу за неизреченную ко мне милость Божию. Велика благодарность и к членам Священного Всероссийского Собора за высокую честь избрания меня в число кандидатов на патриаршество. Но, рассуждая по человеку, могу многое глаголать вопреки настоящему моему избранию. Ваша весть об избрании меня в патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: «плач, и стон и горе», и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль ( Ueз II, 10; III, 1 ) Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении, и особенно – в настоящую тяжелую годину! Подобно древнему вождю еврейского народа – Моисею, и мне придется говорить ко Господу: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Разве я носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка?..

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Разделы портала «Азбука веры» «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» ( Мф.1:1 ). Такими словами начинается Родословие Христово. Это Евангелие, по преданию, писалось для христиан Палестины, и первоначально было написано на арамейском («сирийском») языке. Все евреи происходили от Авраама, посему было важно подчеркнуть, что Иисус и из Дома Давидова. Евреи не признали бы такого Мессию, Который не происходил бы от Давида и Авраама. Евреи знали и о том, что истинный Мессия (Христос) должен был родиться в том самом городе, где и родился царь Давид ( Мф.2:6 ). «Сын» Он для них только по плотскому происхождению. Но есть и скрытый, духовный смысл в этих словах: «сын Давидов», «сын Авраамов». Действительный сын Давида Соломон построил первый в мире Храм, посвященный Богу, и Христос, в Теле Своем, создал ХРАМ Церкви Божией; действительный сын Авраама Исаак был приносим Богу в жертву, но Сам Бог остановил этот акт. А Сын Божий Иисус Христос точно был принесен в жертву и тоже именно Своим Отцом, как и сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). С другой стороны, само слово «Христос»означает, по истолкованию древних Отцов, и «царя» и «первосвященника» (архиерея) и пророка. Великим царем у иудеев был царь Давид, а великим патриархом-первосвященником Авраам. При этом и Давид и Авраам были пророками Бога. Но царское достоинство Христа выше любого человеческого (царского достоинства). Сказано: «Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь…» ( Пс.23:8 ); и еще: «ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами» ( Пс.94:3 ). Христос был и истинным пророком, и истинным первосвященником, – ибо, как Само Божественное Слово, Он возвещал будущее и вершил суд. Сказано: «А Господь – во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» ( Авв.2:20 ). В Православном догматическом богословии (Макарий), делается акцент на Царском, Первосвященническом и Пророческом служении Господа Христа Иисуса.

http://azbyka.ru/tajny-rodosloviya-hrist...

Слово архимандрита Пахомия (Брускова) при наречении во епископа Покровского и Николаевского 3 декабря 2011 г. 19:30 3 декабря 2011 года в Патриарших покоях Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Пахомия (Брускова) во епископа Покровского и Николаевского. При наречении архимандрит Пахомий обратился к Святейшему Владыке и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, Христолюбивые архипастыри! Священный Синод Русской Православной Церкви определил мне быть епископом Покровским и Николаевским. Сознавая высоту и величие архипастырского служения, вспоминаю о том, как блаженнейший псалмопевец Давид, выслушав повеленное ему и став пред лицем Господним , вопрошал с болью: кто я, Господи Боже, и что такое дом мой, что Ты так возвысил меня? (1 Пар. 17:16). Но еще более осознаю всю полноту ответственности, которая возлагается на продолжателей богоучрежденного апостольского преемства, домостроителей Церкви Божией. Как могу я, человек грешный, стать тем, кто по учению святых отцов являет собой образ Христов? Сознаю и всецело приемлю, что при возведении в архиерейское достоинство я призван взять на себя не только честь, подобающую святительскому сану, но гораздо более — евангельское иго Христово. Уже много лет, с того дня, как решил я принять монашество, нет у меня другого желания, кроме как идти за Христом. Господь мой и Бог мой сказал: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой (Мф. 16:24). Сам Великий Пастыреначальник не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20:28), и показал нам пример того, что епископское служение должно быть истинно смиренным. Верую несомненно, что вы, богомудрые архипастыри, возвестили мне волю Божию обо мне, что Сам Великий Архиерей вашими устами повелел мне принять жребий служения сего (Деян. 1:25). Внимая словам, сказанным с Божественной властью: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод (Ин. 15:16), я с полной покорностью предаю себя в руки Его, но искренне исповедую перед Вами свою человеческую немощь и свое недостоинство понести высоту святительского сана. Следуя непреложному повелению Христову и апостольскому наставлению всё делать без ропота и сомнения (ср. Флп. 2:14), в ответ на ваше призвание, не надеясь на свои силы, но с упованием на Бога и искренним горячим желанием послужить Святой Церкви отвечаю: «Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю».

http://patriarchia.ru/db/text/1799725.ht...

Старец испугался, думая, что священник сказал ему это в насмешку. Священник же повторил: «Радуйся, брат, ибо Бог помиловал вас и великий чудотворец Николай и ваш начальник избавил вас от гнева нашего боярина и от великих бед!» Евсевий же спросил священника: «Скажи мне, отче, правду». И стал ему священник подробно рассказывать, как по уходе игумена боярин вышел на предсенье горницы своей и взывал, отыскивая противника ошевенским чернецам, в особенности же Евсевия; как он, воззвав на второй и третий день, не получил желаемого, еще более разъярился, созвал слуг своих ближних и, напоив их, вечером накануне сего дня сговорился с ними причинить зло святому тому месту; из этих слуг он выбрал самого свирепого мужа и велел ему утром ехать в монастырь, с великим бесчестием схватить Евсевия, наложить на него оковы, привести и посадить его в темницу и крепко сторожить, пока не придумает, что с ним делать. Но в ту ночь совершилось боярину некое Божие явление, как он сам сказал священнику. После совета со слугами боярин опьянел от сильного пития, лег спать и уснул крепко. Потом, пробудившись, он почувствовал себя трезвым. Когда он опять уснул легким сном на своей постели, явился ему Николай чудотворец, как некогда царю Константину, имея некое оружие обнаженное в руке своей, и сказал: «Если не покаешься, то без милосердия умрешь». С ним явился преподобный Александр, который также грозил боярину, говоря: «Если не послушаешь святого Николая и меня, то не будешь жив, но скоро умрешь!» Видя страшное сие чудо и слыша грозное запрещение святых мужей и узнав из них только Николая чудотворца, по образу его, боярин испустил стон, горько заплакал и начал молиться: «О, великий архиерей Божий Николай, не погуби меня за грехи мои. Другого же святого мужа я не знаю имени, как назову его в святых молитвах!» Николай же сказал: «Неужели ты не знаешь сего мужа, богосозданную обитель которого ты хвалился разорить и Богом собранное стадо учеников которого хочешь разогнать? Это преподобный Александр, начальник обители той. И вот он, соблюдая монастырь трудов своих, пришел остановить тебя, взял он с собою и меня, ибо мне также повелено Богом хранить место то, потому что там есть церковь во имя мое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Эти слова святителя Киприана о том, что жизнь здесь теряется или приобретается, подчеркивают важность именно земной жизни, которой и научает нас Христос в Своем воплощении. «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2: 21). «Сын Авраамов» и «сын Давидов» Мануил Панселин. Апостол и евангелист Матфей. Фреска собора Протата в Карее (Афон) Евангелие от Матфея писалось для евреев, и первоначально было написано на арамейском («сирийском») языке. Все евреи происходили от Авраама, посему было важно подчеркнуть, что Иисус из Дома Давидова. Евреи не признали бы такого Мессию, Который не происходил бы от Давида и Авраама. Евреи знали и о том, что истинный Мессия (Христос) должен был родиться в том самом городе, где родился и царь Давид (см.: Мф. 2: 6). Христос «сын» Давида и Авраама только по плотскому происхождению. Но есть и скрытый, духовный смысл в этих словах: «сын Давидов», «сын Авраамов». Сын Авраама Исаак был приносим в жертву – точно так же Иисус Христос был принесен в жертву Своим Отцом Действительный сын Давида Соломон построил первый в мире Храм, посвященный Богу, и Христос, в Теле Своем, создал ХРАМ Церкви Божией; действительный сын Авраама Исаак был приносим Богу в жертву, но Сам Бог остановил этот акт. А Сын Божий Иисус Христос точно так же был принесен в жертву и тоже именно Своим Отцом, как и сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16). С другой стороны, само слово «Христос» ( евр . Машиах) означает, по истолкованию блаженного Феофилакта, и «царя», и «первосвященника» – архиерея. Великим царем у иудеев был царь Давид, а великим патриархом-первосвященником – Авраам. Но царское достоинство Христа выше любого человеческого царского достоинства. Сказано: «Кто сей Царь славы? – Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани» (Пс. 23: 8); и еще: «ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами» (Пс. 94: 3). Христос был и истинным пророком, и истинным первосвященником – ибо, как Само Божественное Слово, Он возвещал будущее и вершил суд. Сказано: «А Господь – во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» (Авв. 2: 20).

http://pravoslavie.ru/92470.html

Эти черты характерны для всех святых и подвижников благочестия. Св. Макарий Великий говорит: «Самомнение — мерзость перед Господом». Даже такой светильник Церкви, как св. Антоний Великий, не всегда доверял верности своих решений. И если родителям удается с помощью Божией возрастить детей не только в чистоте веры, но и в добродетели послушания, в недоверии к себе, в умении подавлять свою волю ради исполнения заповедей Христовых, в искании всюду воли Господней — то они могут быть спокойны за своих детей и в этом мире, и за их участь в жизни вечной. Будем же проверять себя — все ли мы делаем так и так ли живем, чтобы насадить в наших детях послушание, ибо ап. Павел пишет: «Каждый смотри, как строит… У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3, 10, 14–15). Приложение к главе 18-й Насколько важна для детей забота о своих родителях и наличие благословения последних во всех делах и решениях детей, свидетельствует следующий рассказ, взятый из писем старца Амвросия Оптинского (к мирянам). Для понимания письма следует вспомнить обычай иноков Старого Афона — открывать тела усопших братьев через три года после смерти. По виду останков афонцы судят о загробной судьбе брата: белые, чистые кости свидетельствуют о прощении грехов, а черные или же неистлевшие тела — наоборот, о скорбной судьбе за гробом. В последнем случае афонцы всем монастырем усиленно молятся о прощении грехов усопшего. Приводим письмо: «Бывают и грешные тела нерастлевающимися. В одном монастыре случайно открыли тело одного иеродиакона, нерастлевшее и темное. Местный архиерей в это время ездил по епархии. Владыку попросили прочитать разрешительную молитву над этим телом. Но и по разрешительной молитве тело осталось в одинаковом положении. Владыка спросил: " Кто он был и что за причина такого положения? " В ответ получил, что он был единственный сын бедной вдовы и против воли матери пошел в монастырь, а мать по причине бедности всегда на него роптала; кто-то проговорил, что мать его и до сих пор жива.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

18. Православная Церковь c болью и молитвой следит и отмечает великий современный гуманитарный кризис , экспансию насилия и вооружённых конфликтов, преследования, изгнания и убийства представителей религиозных меньшинств, насильственное изгнание семей из их домашних очагов, трагедию торговли людьми, нарушение основных прав отдельных людей и народов и принуждение к смене вероисповедания. Она безоговорочно осуждает похищения людей, пытки и чудовищные казни. Она осуждает разрушение храмов, религиозных символов и памятников культуры. Православная Церковь особенно обеспокоена положением христиан и других преследуемых этнических и религиозных меньшинств на Ближнем Востоке. В частности, она обращается к правительствам этого региона с призывом защитить христианское население, православных христиан древневосточных Церквей и остальных христиан, которым удалось выжить в колыбели христианства. Коренные христиане и другие группы населения имеют неотъемлемое право оставаться в своих странах в качестве равноправных граждан. Итак, мы призываем всех вовлечённых в этот конфликт, независимо от их религиозных убеждений, потрудиться во имя примирения и уважения к правам человека, прежде всего ради защиты божественного дара жизни. Война и кровопролитие должны закончиться, чтобы воцарилась справедливость, вернулся мир и стало возможным возвращение изгнанных к родным очагам. Мы молимся о мире и справедливости в проходящих через тяжёлые испытания странах Африки, а также в страждущей Украине. На Соборе мы вновь настойчиво повторяем призыв к ответственным лицам освободить двух похищенных в Сирии архиереев – Павла Язиджи и Иоанна Ибрагима. Мы молимся об освобождении всех наших собратьев, находящихся в заложниках и плену. 19. Современная проблема беженцев и миграции , постоянно усугубляющаяся по политическим, экономическим и климатическим причинам, находится в центре внимания мира. Православная Церковь неизменно относилась и продолжает относиться к изгнанникам, ко всем пребывающим в опасности и нужде, основываясь на словах Господа: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25, 35-36) и «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). На протяжении всего своего исторического пути Церковь находилась на стороне «труждающихся и обремененных» (Мф. 11, 28). Никогда церковное человеколюбие не ограничивалось лишь совершаемыми время от времени актами благотворительности по отношению к нуждающимся и страждущим, но ставило своей целью устранение причин, повлёкших за собой социальные проблемы. «Дело служения» Церкви (Еф. 4, 12) признается всеми.

http://pravoslavie.ru/94676.html

2008 год 88. «И за них Я посвящаю Себя...» В воскресный день после праздника Вознесения Господня Святая Православня Церковь предлагает Своим чадам осмысление совершившегося события прославления Человечества Христова. На Литургии читается Евангельское повествование, в котором описано удивительное и величайшее событие: мы, грешные люди, наряду с апостолами становимся свидетелями общения Двух Лиц Святой Троицы: Бога Отца и Бога Сына. Эту молитву Богочеловека обычно называют Первосвященнической, так как в ней Господь молится Богу Отцу как Великий Архиерей – Первосвященник, Сам Себя приносящий в жертву, которая имеет величайшее, грандиознейшее значение для всего мира. После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя (Ин. 17, 1). Спаситель последние часы жизни до ареста был вместе со Своими друзьями. Несмотря на то, что Ему, как человеку, было тяжело, прежде всего в эти минуты Он думал об учениках, о том, как им будет тяжко, старался их укрепить и наставить. Иисус обращается к Своему Отцу с молитвой. Ее первая часть – о спасении людей, ради которых Сын Божий стал Сыном Человеческим. Слова прославь Сына Твоего, очевидно, относятся к двум разным событиям: к прославлению в любви – распятию на Кресте и прославлению во славе – Вознесению. Прославление Сына в Вознесении, как и на Кресте, – это прославление не только Божественных любви и всемогущества, но и прославление человеческой природы Спасителя. Человек взошел на небо, туда, где был Бог, но где никогда не было человека с его духовно-телесной природой. Через дела Христовы нам являются слава и величие Бога Отца: Да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную (Ин. 17, 1–2). Слова всякая плоть в евангельском тексте означают как одного человека, так и весь род человеческий в целом. Но так как не всё человечество, не всякая плоть хочет пользоваться плодами смерти и Воскресения Богочеловека, то эти плоды будут даны только тем, кого Отец дал Сыну или, другими словами, кого Отец привлечет к Сыну (см. Ин. 6, 44). Эти люди, поверившие Своему Богу, получат жизнь вечную.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

2008 год 88. «И за них Я посвящаю Себя…» В воскресный день после праздника Вознесения Господня Святая Православня Церковь предлагает Своим чадам осмысление совершившегося события прославления Человечества Христова. На Литургии читается Евангельское повествование, в котором описано удивительное и величайшее событие: мы, грешные люди, наряду с апостолами становимся свидетелями общения Двух Лиц Святой Троицы: Бога Отца и Бога Сына. Эту молитву Богочеловека обычно называют Первосвященнической, так как в ней Господь молится Богу Отцу как Великий Архиерей – Первосвященник, Сам Себя приносящий в жертву, которая имеет величайшее, грандиознейшее значение для всего мира. После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя ( Ин.17:1 ). Спаситель последние часы жизни до ареста был вместе со Своими друзьями. Несмотря на то, что Ему, как человеку, было тяжело, прежде всего в эти минуты Он думал об учениках, о том, как им будет тяжко, старался их укрепить и наставить. Иисус обращается к Своему Отцу с молитвой. Ее первая часть – о спасении людей, ради которых Сын Божий стал Сыном Человеческим. Слова прославь Сына Твоего , очевидно, относятся к двум разным событиям: к прославлению в любви – распятию на Кресте и прославлению во славе – Вознесению. Прославление Сына в Вознесении, как и на Кресте, – это прославление не только Божественных любви и всемогущества, но и прославление человеческой природы Спасителя. Человек взошел на небо, туда, где был Бог, но где никогда не было человека с его духовно-телесной природой. Через дела Христовы нам являются слава и величие Бога Отца: Да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную ( Ин.17:1-2 ). Слова всякая плоть в евангельском тексте означают как одного человека, так и весь род человеческий в целом. Но так как не всё человечество, не всякая плоть хочет пользоваться плодами смерти и Воскресения Богочеловека, то эти плоды будут даны только тем, кого Отец дал Сыну или, другими словами, кого Отец привлечет к Сыну (см. Ин.6:44 ). Эти люди, поверившие Своему Богу, получат жизнь вечную.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010