Устрояем ли мы постом и подвигами аскетическими по мере сил из тела своего мощи? Ведь образование святых мощей – это не только результат, но и процесс всей жизни, угодной Богу. Или же, наоборот, лампадка на престоле давно потухла, елей весь высох, окна выбиты, а потолок провалился, засыпав храм мусором. И в нем вместо святых Ангелов крысы и тараканы поселились. Вот какой, мне кажется, вопрос должен задать каждый из нас в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В каком состоянии находится мой внутренний храм? Да, внешне большинство из нас красивы, ухожены и благообразны. Но таковы ли мы внутренне? Не наполнены ли мы мерзостью и нечистотами? И, скорее всего, наполнены. Тогда нам нужно с Божьей помощью браться за труд подвижнический по очищению души и тела от скверны. Как? Ответ на это дает сама Пресвятая Богородица. Какую жизнь Она вела при Иерусалимском храме? Молитва, труд, пост, участие в богослужениях, добрые дела милосердия. И святой Ангел носил ей пищу. Над нами же склонился не Ангел, но сам Господь. И каждое воскресение отверзаются Царские врата, и Он появляется, чтобы причастить нас Своих Тела и Крови и соединить нас с Собою, даровать нам жизнь. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу Его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и я в Нем» (Ин. 6:53–56). Какие великие и ужасные слова! Как они должны побуждать нас к действию – к участию в Таинстве Евхаристии. Они словно царь-колокол, звучащий по всей Вселенной и призывающий верных на Литургию. Пусть же Господь молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых поможет нам правильно войти в Рождественский пост, сделать первый шаг по дороге к храму – заглянуть внутрь и осознать всю глубину падения, разверзающуюся пропасть греха. Это осознание поможет душе, как маленькой девочке, вспорхнуть и поспешить к Богу – в Его любящие и широко раскрытые объятия! |
Этот праздник – не только воспоминание о уже произошедшем. Как и большинство христианских праздников, Сретение много больше исторического события, к которому привязано, можно сказать, что оно продолжается и повторяется каждый день вот уже более двадцати веков и будет повторяться, пока окончится земная история и не начнется вечная в Царствии Божием. Потому что Сретение – это еще и личная встреча со Христом каждого из нас. Ведь мы также нуждаемся в обновлении и преображении, нуждаемся в очищении и искуплении. К нам также обращен призыв апостола Павла отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины ( Еф.4:22–24 ). А сделать это можно только со Христом – выйдя Ему навстречу и благоговейно приняв Его в свое сердце и душу, как принял Его на руки праведный старец Симеон. «Выйдем все навстречу Христу озаренными, и вместе со старцем Симеоном примем Оный сияющий и вечный Свет, и вместе с ним ликуя душею, благодарно воспоем хвалебную песнь Родителю и Отцу Света, Который послал Свет истинный, и отъял слепоту с наших глаз и всех нас соделал светозарными. Потому что чрез него также и мы увидели Божие Спасение, Которое он уготовал пред лицем всех людей и явил Его во славу нас, Нового Израиля. И мы также одряхлели вследствие оного мрачного греха, и подобно тому, как Симеон, когда увидел Христа, освободился от здешней жизни, так и мы сразу стали свободными [от уз греха]. И мы также верою взяв в свои объятия Христа, пришедшего из Вифлеема, стали из язычников народом Божиим (потому что Он есть Оное Спасение, Которое нам послано от Бога и Отца) и душевными очами увидели Бога и, увидев пришествие Божие и прияв Его на руки ума, мы называемся “Новым Израилем”, и этот праздник, отнюдь никогда не имея предать забвению, мы сегодня совершаем», – учит и призывает всех нас святитель Софроний Иерусалимский . К сожалению, многие считают, что для спасения достаточно принять православное Крещение, посещать церковные службы, исповедоваться и причащаться. |
10–11. Благовестих правду в церкви велицей, се, устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси. Правду Твою не скрых в сердцы моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа. Получиве откровение о величайшей истине и вместе милости Божией, именно – обе искупительной жертве Христа Спасителя, Давид, как праведник и пророк, с восторженной радостью сообщает оное и другим, – даже всей церкви Божией. – «Благовествовал я, говорит Давид, правду в церкви великой», или – откровение об истинном и едином средстве оправданья человека пред Богом, т. е. о замене всех жертв единой искупительной Жертвой. Се, устнам моим не возбраню – не буду препятствовать устам моим или сдерживать свои уста, нет, разумеется, наоборот, еще более и сильнее буду проповедывать об этой величайшей милости Божией. И в этом Давид свидетельствуется именем Божиим: «Ты, Господи, знаешь, – что это истинно так. – Правды Твоей не скрывал я в сердце моем», напротив – этой величайшей радостью своею я делился с другими: истину Твою и спасение Твое, точнее – верность Твою своим обевтованиям об устроении спасения – искупления Я возвещал: не скрывал – не таил я откровения о Твоей этой милости и вместе столь отрадной истине даже от сонма многа – и «от великого собрания», разумеется, воспевал эту величайшую милость Божию в восторженных звуках своего псалма пред великим собранием народа во храме, как это и обыкновенно бывало в великие праздники. 12–13. Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от Мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступит мя. Яко одержаша мя злая, имже несть числа: постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети: умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя. С восторгом, всенародно и столь торжественно исповедуя милосердие Божие в промышлении о спасении человека, Давид молит Господа и о своем собственном спасении. – «Но Ты, Господи, не удаляй щедрот Твоих от меня», именно щедрот, т. е. такой милости и помощи, которой я никак и ни чем не мог заслужить, – никакими жертвами и вообще никакими своими добрыми делами (ст.5–7). |
13. От прочих же никто же смеяше прилеплятися им, но величаху их людие. «Из посторонних же никто не смел пристать к ним». Посторонними называются здесь Иудеи, неверующие в Иисуса Христа, и потому не принадлежащие к Церкви Христовой. Такие люди не осмеливались приставать к обществу верующих или потому, что совершаемые Апостолами знамения и чудеса возбуждали в неверующих невольное уважение к христианам, или потому, что, видя ненависть первосвященников и старейшин Иудейских к христианам, боялись приближаться к ним, чтобы не подвергнуться негодованью и мщенью своих начальников. «А народ прославлял их»; потому что видел их благочестие и добродетели и особенно Божие к ним благоволение, силою которого Апостолы совершали такие дивные дела. Лиге же прилагахуся верующий Господеви, множество же мужей и жен. «Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужей и жен». И сила евангельской проповеди, и великие чудеса, совершаемые Апостолами, и благочестивая добродетельная жизнь верующих во Христа, и примеры столь многих обращающихся ко Христу – все эти обстоятельства располагали многих мужей и жен к принятью веры в Иисуса Христа, и верующие присоединялись к Церкви Христовой. Яко и на стогны износити недужные, и полагати на постелях и на одрах, да грядущу Петру, поне сень его осенит некоего от них. «Так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого – нибудь из них». Такую веру приобрели Апостолы совершаемыми во имя Господа Иисуса чудесами! Без сомнения, это делали потому, что видели чудодейственную силу, от Апостолов распространяющуюся на больных даже и в то время, когда кого осеняла тень Апостола. Этим также объясняется и то, почему народ прославлял верующих и особенно Апостолов, и почему множество мужей и жен присоединялось к обществу верующих в Иисуса Христа. 16. Схождашеся же и множество от окрестных градов в Иерусалим, приносяще недужныя и страждущия от дух нечистых, иже исцелевахуся вси. Слух о дивных делах, совершаемых Апостолами, т.е. о том, что они исцеляют больных всякого рода, распространился и по селам и городам, окружающим Иерусалим. Поэтому «сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все». Как в то время, когда Господь Иисус проповедовал на земле Евангелие, со всех сторон приносили к Нему больных и одержимых нечистыми духами, и Он исцелял их: так теперь к Апостолам приносят больных и одержимых нечистыми духами, и Апостолы исцеляют их. В этом обилии чудес, совершаемых Апостолами, мы видим исполнение слов Господа Спасителя: Аминь, аминь глаголю вам: веруяй в Мя, дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих сотворит: яко Аз ко Отцу Моему гряду ( Ин. 14, 12 ). |
16. Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самех, во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви. «Слово Христово да вселяется в вас обильно; со всякою премудростию научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу». Так должно раскрываться в душах верующих в Иисуса Христа чувство постоянной признательности и благодарности к Виновнику всех благ. Чем совершеннее сознаем мы великие благодеяния Божии: тем искреннее и тем постояннее должны мы благодарить Господа Бога за Его милости. Как же мы должны благодарить Бога? «Слово Христово да вселяется в вас обильно». Божественное учение Иисуса Христа вселяется обильно в душу человека, когда он внимательно слушает или читает его, с благоговением принимает, помнит и исполняет слышанное, и всегда носит в своей душе это божественное учение, как необходимый светильник, который светит ему на всех путях его жизни, среди всех его занятий и во всякое время. О чем ни мыслит юн в своей душе, что ни предпринимает, что ни делает; всегда старается он и мыслить, и предпринимать и делать все согласно с наставлениями слова Божия. «Со всякою премудростию научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями». Христиане, полные света божественного учения и чувств признательности и благодарности к Богу, не только сами в своей душе благодарят и прославляют Бога, стараясь более и более познавать волю Божию и исполнять ее всеми силами, но искренно и ревностно стараются также и других научат и вразумлять в познании пути спасения и в исполнении христианских обязанностей; со всякою премудростию руководствуются теми правилами духовной мудрости, которые сообщает им слово Божие, применяясь к обстоятельствам и духовным потребностям ближних; стараются друг друга научать и вразумлять псалмами, славословием и духовными песнями ( Еф.5:19 ). Древние христиане, внимая апостольскому наставлению, любили изучать псалмы и духовные песни; и в домах, среди домашних занятий, и в собраниях любили прославлять Бога и назидать друг друга пением псалмов и духовных песней. Видим мы из Евангелия, что этот священный обычай был и в первенствующей, новосозидаемой Церкви, когда глава ее Христос еще видимо пребывал среди учеников своих: по окончании последней вечери Господа с учениками, сказано в Евангелии, и воспевше изыдоша в гору Елеонску ( Мф.26:30 ; Мк.14:26 ). |
17). Касательно же постов, говорит пророк, соединяя начало речи с концом, было ко мне слово Иеговы воинств, и сказано, так говорит Иегова воинств: пост четвертого месяца, и пост пятого, пост седьмого месяца, и пост десятого, будут для дома Иудина радостью, и веселием, и светлыми праздниками; любите только истину и мир (ст. 18–19). То есть, с переменой печальных обстоятельств на радостные, посты, как памятники этих событий, конечно, будут уже излишни для вас, – они будут, разве, напоминать вам о том, как Бог был милостив к вам, подвергая вас и самым скорбям, с единственной целью – возбудить в вас, через них, раскаяние и, таким образом, сделать вас достойными обетованного спасения, от которого вы далеки были, по беспечности своей, в счастливое время жизни вашей. Следовательно, с этой стороны, дни постов должны только возбуждать вас к славе Божией, – должны, действительно, быть временами духовного торжества вашего. Это торжество ваше должно быть тем выше, чем менее, с другой стороны, у вас будет и внешней опасности во времена, обещанного вам Богом, спасения. Так сказал Господь Воинств: снова придут народы, из многих городов соберутся, жители одного города пойдут в другой со словами: «Пойдем помолимся Господу, воззовем к Господу Воинств!» И услышат: «Я с вами! Я тоже пойду!». И много племен и могучих народов придет в Иерусалим взывать к Господу Воинств, Господу помолиться. ( Зах. 8:20–22 ). Другими словами, если теперь и будут приходить в Иерусалим народы великие и племена сильные, то не с целью завоеваний, а с целью поклонения истинному Богу на месте святем Его, – от Сиона бо изыдет Закон и слово Господне от Иерусалима ( Ис. 2:3 ) – во все человечество 164 . И число спасающихся, из язычников, в это время, действительно, будет так велико, говорит Иегова воинств, что в те дни ухватятся десять человек из всех племен народных, ухватятся за полу иудеянина, и скажут: пойдем с вами, поскольку мы слышим, что с вами Бог ( Зах. 8:23 ), – т. е., число вошедших в царство Мессии из язычников, будет в десять раз больше, чем из иудеев, от которых, однако ж, они заимствуют свет истинного боговедения и которые, потому, и будут тогда благословенны между всеми народами и племенами, что сделаются отцами, по вере всех, обратившихся на путь истины и добра 165 . |
1. Сердцам всех правоверных, возлюбленные, хорошо известно, что сегодняшнее торжество должно почитаться наряду с другими особыми праздниками, и нет в нас сомнения о том великом благоговении, которое подобает этому дню: ведь сам Дух Святой освятил его необыкновеннейшим чудом Своего Дара. С того дня, в который вознесся Господь превыше небес, собираясь воссесть одесную Бога Отца, нынешний день будет десятым, и он же – пятидесятым, считая от Воскресения, воссиял для нас еще в том дне, от которого получил отсчет, заключая в себе великие тайны ветхозаветных и новозаветных таинств, где ясно показано, что милость была предвозвещена через закон, а закон был исполнен через милость. Ибо, как некогда еврейский народ был выведен из Египта, и на пятидесятый день после заклания агнца дан был ему закон на горе Сионе ( Исх.19:17 и т.д.), так и после страданий Христа, которыми был умерщвлен истинный Агнец Божий, в пятидесятый день после Его Воскресения сошел Святой Дух на апостолов и прочих уверовавших; поэтому без особого труда ревностный христианин может постичь, что начала Ветхого Завета подчинились евангельским началам, и что тем же святым Духом дан второй Завет, каким и первый. 2. Итак, как свидетельствует апостольское повествование: «При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян.2:1–4 ). О, сколь же стремительно оказалось слово мудрости, и сколь легко усваивалось преподаваемое там, где учителем был Сам Бог ! Ведь для усвоения здесь нет необходимости в дополнительном разъяснении, в опыте исполнения и во времени для изучения, и так как Дух истины дышит где хочет ( Ин.3:8 ), то и свойственные отдельным народам языки сделались общедоступными в устах Церкви. Итак, именно с этого дня возвестила труба евангельской проповеди; именно с этого дня потоки благодатей, реки благословений напоили всякую пустыню и всю сушу ( Ис.35:6 и т.д.); ибо как для обновления лица земли ( Пс.104 (103):30) Дух Божий носился над водой ( Быт.1:2 ), и для изгнания изначальной тьмы вспыхивали молнии нового света, так и в сиянии огненных языков принимается огненное красноречие и лучезарное слово Господа, к которым для сотворения знания и истребления греха добавилась способность озарять и сила опалять. |
1Кор.10:5 . Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. Ср. Чис. 14:29 . 1Кор.10:6 . А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Теперь Ап. начинает выяснять, что великие благодеяния, какие получили от Бога коринфяне, не могут их обезопасить окончательно от суда Божия. – «А это», т. е. отвержение Израиля после стольких милостей Божиих. – «Были образы для нас». Случившееся с евреями предуказывало собою на то, что может случиться и с христианами, и Бог сообщил в Писании об этом, чтобы христиане старались избегать тех похотей, какие погубили некогда евреев, вышедших из Египта. 1Кор.10:7 . Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть. 1Кор.10:8 . Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. Ап. указывает на четыре примера грехопадений Израильского народа: два из них, о которых Ап. говорит в 7–8 ст., относятся к наслаждениям, которые были Богом воспрещены, а два последующие (ст. 9–10) – к ропоту, который был вызван в народе Израильском материальными лишениями во время путешествия в пустыне. – «Не будьте также». От похотей евреи перешли и к делу, когда Аарон создал им золотого тельца и в честь его устроил праздник. – «Играть» – правильнее: «плясать». – «Не станем блудодействовать». Этот грех был тесно связан с идолослужением. Ап. припоминает здесь тот случай, когда евреев, по совету Валаама, пригласили мадианитяне к празднеству в честь их бога, Ваал-Фегора, где евреи и впали в грех блудодеяния – «Двадцать три тысячи». По кн. Числ ( Чис.25:9 ) – 24 тысячи. Может быть, предание иудейское намеренно отбавляло здесь одну тысячу, подобно тому, как то же предание говорило, что при Моисее преступнику давали не сорок, а 39 ударов (ср. 2Кор. 11:24 ). 1Кор.10:9 . Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. 1Кор.10:10 . Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. |
29 апреля 2000 года Неподвижный годовой праздничный круг Рождество Пресвятой Богородицы (Лк., 54 зач., X, 38–42; XI, 27–28) В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Отчего праведным людям посылаются скорби? Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня мы празднуем Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Церковный год — хотя не сразу сложилась эта традиция — построен святыми отцами таким образом, что тесно связан с жизнью Божией Матери: начинается двунадесятым праздником Рождества Богородицы, а заканчивается другим великим праздником — Ее Успением, воспоминанием об отшествии Пресвятой Девы от нас. Итак, сегодняшним праздником открываются годовые великие праздники. Родители Божией Матери Иоаким и Анна, которых мы очень часто поминаем за богослужением, были людьми праведными, но, по Промыслу Божию, бездетными, бесплодными. В ветхозаветные времена бесплодие считалось наказанием Божиим, а многочадие, наоборот, — великим Божиим благословением. В Книге Иисуса сына Сирахова есть даже предупреждение тем, кто относится к чадородию чрезвычайно просто, примитивно: «Не радуйтесь множеству чад, если они нечестивы» (см. Сир.16:1 ). Отсюда можно сделать вывод о том, что многочадие в то время всегда вызывало — и теперь должно было бы вызывать — у семейных людей радость. Однако мы слишком далеко ушли от велений своей совести. Сейчас многие пытаются искусственно сделать себя бесплодными, тогда же бесплодие воспринималось как наказание Божие за грехи. Иоаким и Анна, может быть, и имели некоторые малые прегрешения, как и все люди, живущие на земле, однако у них не было таких грехов, которые можно было бы счесть причиной их бездетности. Несмотря на это, те самые люди, радовавшиеся множеству детей, даже когда они нечестивы, упрекали Иоакима и Анну, осуждали их, относились к ним с презрением. Иоаким, пришедший принести положенную жертву Богу, даже был прилюдно отвергнут: священник за бесчадие Иоакима не принял эту жертву, как бы упрекая его в каких-то тайных грехах. |
39. Слово в Неделю о мытаре и фарисее 117 Едва, братие, прошли светлые дни праздников Господних, как святая Церковь спешит с призывом к покаянию. И подлинно, весьма благовременным является этот призыв. Не говорим уже о разврате, хищениях, постоянных нарушениях или обходах закона блюстителями его и прочих злых делах, какими осквернял себя народ русский до войны и во время ее, посмотрим на так называемое освободительное движение. И на нем не сбылось ли слово, сказанное еще несколько месяцев тому назад высокочтимым пастырем Церкви Русской отцом Иоанном Кронштадтским ? Он тогда еще напоминал слова святого апостола Павла о гибельных последствиях, к каким может привести ложное понимание данной русскому народу свободы: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу... Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» ( Гал. 5:13, 15 ). Что происходило, да и теперь еще происходит в земле Русской, как не буквальное исполнение означенных слов апостола? До какой степени еще хотят довести разорение и истребление земли Русской те, которые написали на знамени свободу и общую справедливость? Не великого ли плача достойно подобное бедствие земли Русской? Чье сердце не сожмется от скорби при виде разорения любезной сердцу отчизны? И кто бы мог утверждать, что покаяние в великих неправдах для русского общества не нужно? Но вот мы видим, что весьма многие из сынов России остаются равнодушными и как бы бесчувственными, совершенно как бы не трогаются бедствиями своей отчизны, почти ни в чем не выражают своей скорби об этих бедствиях. Если же не трогаются бедствиями отчизны, то могут ли отозваться на более нежный призыв Матери Церкви к покаянию в неправдах, за которые послал Господь на нас великие бедствия, чтобы мы образумились и обратились к Нему всем сердцем? Не потому ли над напоминанием вышеозначенного пастыря только посмеялись, мало того, самое имя его всячески опозорили в последнее время? Очевидно, подобно евангельскому фарисею, русские люди нашего времени не считают себя имеющими нужду в покаянии. Да что говорим мы: «подобно фарисею»? |
| |