Как же согласовать эти слова с другим известным поучением Спасителя, которое Он обращает к апостолам накануне Вознесения: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 )? Неужели Господь противоречит Сам Себе? Так будут ли осуждены неверующие? И кто будет их судить? Нет, дорогие мои, Господь не противоречит Сам Себе. Просто одни Его слова дополняются другими. Послушаем, что говорят великие древние церковные толкователи слова Божия. Как говорит святитель Кирилл Александрийский , «самосудны, говорит, будут не слушающие Его и не принявшие спасающей веры, ибо Пришедший для просвещения пришел не для того, чтобы судить, но чтобы спасти. Поэтому неповинующийся и подвергающий себя величайшим бедам пусть сам себя бранит, как справедливо подвергающийся наказанию. Ведь [Христос] не виновен в этом, желающий спасти тех, кто будет подвергнут Суду и для этого пришедший. И это потому, что Кто полагает закон, наказующий непослушных, полагает его не ради того, чтобы наказывать преступников, но чтобы, слушая его и соблюдая, спаслись… так как настоящее время есть время спасения, а не Суда. Ведь в день Суда наведет на вас наказание за непослушание призвавшее вас к спасению слово». А блаженный Феофилакт Болгарский еще более проясняет эти евангельские слова, говоря как бы от лица Самого Господа Иисуса Христа: «Смысл сих слов такой: “не Я виновен в осуждении человека неверующего, ибо Я не за этим преимущественно пришел, но случилось это как последствие. Я пришел спасти и для этого учил. Если же кто не верует, то не Я причина его осуждения, но он сам на себя навлек оное”. Это еще более уяснится из последующего. Слушай далее: Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец. «Я никого не сужу, но неверующий имеет себе судию». И у нас в обычае, и мы часто говорим, когда хотим наказать беспорядочное дитя, что не мы его наказываем, но его беспечность и беспорядочность, и не мы осуждаем его, но убеждения наши, которым оно не покорилось, они обвиняют его как непокорного. Так и Господь говорит: “Не Я сужу, но слово, которое Я говорил, оно будет судить”».

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Когда же филистимляне узнали, что пожар этот произвел Самсон из-за жены его, которую отец выдал за брачного друга Самсона, зажгли дом, в котором жила жена Самсона, и сожгли ее. Это снова навлекло на филистимлян мщение Самсона, который пришел к ним и перебил им голени и бедра, затем он засел в ущелье скалы Етама. Тогда филистимляне вступили в удел Иуды. Жители сего удела, желая отвратить от себя ярость их, послали три тысячи человек к Самсону, чтобы связать его и выдать неприятелю. Он сам согласился на это, под условием, что не будет убит своими. Когда же привели его к филистимскому войску и оно, увидев его, испустило радостный крик, тогда, объятый Духом Божиим, он разорвал свои узы и избил тысячу воинов попавшейся ему ослиною челюстью. После этого подвига он почувствовал сильную жажду, воззвал к Богу, и тотчас же перед ним открылся источник (ямина в Лехе), который после назывался источником взывающего. Показав себя таким образом подвижником брани и вместе подвижником веры, впоследствии Самсон показал своим примером, что и великие люди могут иметь великие слабости. Раз пришел он в Газу и вошел в дом блудницы. Жители Газы, узнав об этом, заперли городские ворота и стерегли, чтобы поймать и убить его. Но Самсон ночью подошел к воротам, поднял их с их вереями и запорами на свои плечи и отнес на вершину близ лежавшей горы. Столь необыкновенный опыт страшной силы Самсоновой возбудил в филистимлянах желание узнать, от чего у него такая сила. И вот они обратились к Далиде, другой филистимлянке, которую страстно любил Самсон, с просьбою выведать тайну его необыкновенной силы. Долго скрывая от нее это, он наконец открыл ей, что он назорей Богу, и что бритва ни разу не проходила по голове его, и что если остричь его, то сила оставит его. Тогда Далида во время сна велела остричь его, и действительно сила Божия оставила его. Призванные филистимляне взяли его, выкололи ему глаза, привели его в Газу, оковали его двумя медными цепями и приставили к жерновам молоть в доме узников. Весьма вероятно, что в этом состоянии Самсон очистил прежние грехи свои раскаянием и силы его росли вместе с волосами. В праздник Дагона филистимляне приказали принести его в свое собрание, чтобы поругаться над ним. Они смеялись над ним и заушали его и, наконец, поставили его между столбами здания. Тогда сказал Самсон мальчику, который водил его, чтобы подвел его ближе к столбам, на которых утверждалось здание, и, ощупав их, в последний раз воззвал к Богу о помощи, и, упершись в них, в один правою, а в другой левою рукою, потряс их с такою силою, что все здание обрушилось, и он при своей смерти умертвил врагов более, нежели сколько во время своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

На вечерни после песни «Свете тихий», на утрени перед Евангелием, на литургии перед Апостолом поются стихи из псалмов, которые называются прокименами. На вечерни каждого дня особенный прокимен, который называется дневным. Так, например, накануне понедельника: «Се ныне благословите и пр. Благословите ныне Господа все рабы Господни» 96 . На воскресных утренях и литургиях для каждого гласа свой особенный прокимен. Так, например, первого гласа на утрени: «Ныне воскресну, глаголет Господь и пр.». «Ныне восстану, говорит Господь, положу в безопасности того, на кого они дышат злобой» 97 ; на литургии: «Буди Господи милость Твоя» и пр.. Да будет, Господи, милость твоя с нами, точно так, как мы надеялись на Тебя». Точно также во все господские двунадесятые праздники особенные прокимены, подходящие к празднуемому событию. Так, например, в праздник Крещения Господня на утрени: «Море виде и побеже и проч.». «Море увидело и побежало, Иордан возвратился назад» 98 . На литургии: «Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам». Во все праздники богородичные прокимены общие как на утрени, так и на литургии. Именно, на утрени: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде». «Я сделаю незабвенным имя Твое в род и род» или: «Слыши дщи и виждь и приклони ухо твое» – «Слыши, дщерь, воззри и обрати ко мне ухо твое». 99 На литургии из песни Богородицы: «Величит душа моя» и пр. «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем» 100 . Точно также и святым Божиим, каждому разряду один общий прокимен. Например, преподобным на утрени и на литургии: «Честна пред Господом смерть преподобных его». Кроме всех этих прокименов, есть еще особенные, так называемые великие прокимены. Они положены на вечернях в Господские праздники и в великопостные воскресенья – от сырного и до вербного. Отличие их от обыкновенных прокименов состоит в том, что эти последние поются по два раза, и в третий – вторая половина прокимена, а великие по четыре раза и в пятый вторая половина прокимена.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Ни один христианин не может и не должен оставаться бездеятельным в духовном отношении. Даже ап. Павел говорил о себе: Я не почитаю себя достигшим ( Флп. 3:13 ). Он всегда стремился вперед по пути к Богу. Эта заповедь и для нас. Самарянка ничего не понимает, но она все-таки изумлена необычайностью слов Господа Иисуса Христа. Тогда Он говорит: Пойди, позови мужа твоего и приди сюда ( Ин. 4:16 ). Она отвечает: У меня нет мужа ( Ин. 4:17 ). – Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, а тот, которого ныне имеешь, не муж тебе ( Ин. 4:17–18 ). Женщина поражена. «Значит это пророк, ведь Он сказал все, что было в моей жизни!» И строй мысли ее внезапно изменяется. «Если это пророк, значит, Он может устранить все сомнения». И она говорит: Господи! Вижу, что Ты Пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме ( Ин. 4:19–20 ). У евреев было установлено, что во всей Палестине должен быть один единственный храм – Иерусалимский, – и только здесь должны совершаться жертвоприношения. А самаряне считали, что надо поклоняться на горе Гаризим, которая возвышалась там, где говорил с самарянкой Господь Иисус Христос. И смотрите, что отвечает ей Иисус: Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу, но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине ( Ин. 4:21–24 ). Эти слова Господни не вмещались в сознание тогдашних людей: ни иудеев, ни самарян. Ибо древний закон Моисеев был в значительной мере обрядовым: содержа великие истины богопознания и великие заповеди, он вместе с тем предписывал целый ряд обрядового служения Богу. И люди думали, что спасение состоит в исполнении всех обрядов, предписанных законом, что достаточно приходить на праздники в Иерусалимский храм. Большего они постичь не могли и совсем не понимали, что существует и другая форма поклонения Богу – в духе и истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Об этом свете истинном, спасающем мир от тьмы, так говорит Его любимый ученик Иоанн Богослов в первой главе своего великого Евангелия: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков; и свет во тьме светит, и тьма не объяла его ( Ин.1:4–5 ). Понять эти великие слова может только тот, кому доступно разумение не только света и правды земной, но и высшей, всесовершенной и абсолютной правды Божественной. В чем же видим мы эту высшую, всесовершенную правду? В том, чтобы отдельные люди и целые народы не враждовали между собой, не превозносились гордостью, а любили друг друга, как дети Единого Отца Небесного. Вот этот высший небесный свет воссиял ныне. Вот этой высшей правде и научил нас ныне воплотившийся Сын Божий. Откроем же широко сердца свои пред этой Божественной правдой, но будем служить и правде земной всем, чем можем. Лучшую часть крови наших сердец отдадим Ему, восприявшему плоть человеческую и сошедшему в грешный мир ради вечного спасения верующих в Него. Главной целью жизни своей поставим исполнение Божественных заповедей Его. В этом великом деле да пребывает всегда с вами, дорогие мои, всесильная помощь Святой и Единосущной Троицы. 1958 г. Пасхальные послания Всем священникам и диаконам Крымской епархии Поздравляю вас, дорогие сослужители мои, с Праздником праздников, Торжеством из торжеств. Заочно обнимаю и целую вас с приветствием: Христос Воскресе! Свет, воссиявший из отверстого гроба Христова, да озарит сердца ваши и напомнит, что сердце священника – особое сердце, которое должно пылать верой в Воскресшего Господа Иисуса Христа, любовью к Нему и паствам вашим. Сердце священника должно гореть и святиться светом евангельским и пламенеть любовью ко Кресту Христову, проповедь о котором есть важнейшая задача наша. Священник должен относить к себе великие слова Павловы: крестом Господа нашего Иисуса Христа... для меня мир распят, и я для мира ( Гал.6:14 ). Крестом Христовым должны быть распяты мы для мира и все заботы о Нем заменить единой заботой – проповедью Евангелия Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Отверзлось Царство Небесное, когда Христос Спаситель вышел на Свое служение и крестился в водах Иордана. Отверзлось Небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с Небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! ( Лк.3:21–22 ). Небо было отверсто, и Ангелы восходили и нисходили к Сыну Божию, пока шествовал Он по земле, возвещая спасение заблудшему роду человеческому. Вознесся, ушел Христос Бог в Отчее Царствие, но Небо осталось открытым для искупленных Его кровью, просвещаемых Им для вечной жизни людей. На дороге в Дамаск перед гонителем Савлом открылись Небеса – и он ослеп, не выдержал Божия Света, ибо был омрачен гневом и заблуждением. Но вот прозрел Савл духовно и сделался великим апостолом Павлом, и был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор.12:4 ). Чистые, любящие Ангелы свободно восходят в пречистое небо любви. И в этом мире есть верные Христовы, являющиеся «земными ангелами и Небесными людьми». Таков был святой Стефан, диакон апостольской Церкви. За кротость, милосердие, мудрость он был избран на служение вдовицам и неимущим. Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе ( Деян.6:8 ). За это его возненавидели враги Церкви Христовой, оклеветали и, желая его смерти, предали фарисейскому суду. Но среди неправедных судей, среди клеветников, дышащих злобою и убийством, кроток и светел оставался святой Стефан. Не было в его сердце ни возмущения, ни гнева на врагов своих; лишь спокойная готовность свидетельствовать Истину была в нем. И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, виделилице его, как лице Ангела ( Деян.6:15 ). Но разве мог вид «земного ангела» укротить свирепость «сынов погибели», распявших Самого Сына Божия? Ангела судили нечестивцы. Начался допрос. Лжесвидетели обвиняли святого Стефана в хульных словах на Моисея и на Бога ( Деян.6:11 ). «Бесстыдные! Они сами совершали дела хульные против Бога и не думали об этом, а притворялись ревнующими за Моисея.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Первопрестольными апостолов они названы не потому, что якобы получили верховную власть над всеми апостолами. Нет! Для подобных утверждений не находим свидетельств ни в Святом Евангелии, ни в апостольской истории. Что касается ответа Христа Спасителя на исповедание веры апостолом Петром – ты – Петр, и на сем камне создам Церковь Мою ( Мф.16:18 ), то здесь под камнем следует разуметь не саму личность Апостола, а его исповедание, его твёрдую веру в Христа, Сына Бога Живого ( Мф.16:16 ). Господь как бы так говорил: ты, Симон, первый из апостолов назвал Меня, Сына Человеческого, Сыном Божиим. Одобряю твою веру, и отныне ты будешь носить имя Петр, т.е. камень, ибо твоя вера тверда, как скала. Вслед за святым Петром и прочие апостолы исповедовали ту же веру, и на их исповедании также основана Церковь , ибо, по слову известнейшего отца западной Церкви святителя Киприана Карфагенского , «и прочие апостолы были гоже, что и Петр, – имели равное с ним достоинство и власть» ( Киприан Карфагенский , свт. Творения. Ч. 2. Трактаты. Киев, 1891. С. 179). Нельзя не вспомнить здесь, что краеугольный камень Церкви есть Сам Господь наш Иисус Христос ( Еф.2:20 ). Значит, апостолы Петр и Павел именуются первопрестольными не за преимущество перед другими Апостолами по власти, а лишь по чести. Но за что же им такая честь? За их великие труды. Все святые апостолы понесли много трудов в благовестии Христова учения, а эта двоица потрудилась больше всех ( 1Кор.15:10 ). Переходя из одного града в другой, из веси в весь, святые Петр и Павел везде ревностно возвещали слово Божие, мужественно и терпеливо перенося на своих путях разные невзгоды. Я, – говорит о себе сам святой апостол Павел, – был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти...Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение... Много раз был в путешествиях, в опасности на реках, в опасности от разбойников... и т. д. ( 2Кор.11:23–32 ). Вот за эти великие труды апостолы Петр и Павел названы первопрестольными. За эти же труды они прославляются и как учители Вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Поскольку в греческой речи, как и в русской, языки – т. е. наречия, и языки пламени обозначаются одним и тем же словом, поэт вводит такой образ: апостолы возвещают великие дела Божии огненными языками. Этим он показывает, что проповедь их – это слово Самого Бога. Когда живительное дыхание всесвятого Духа звучно свыше устремлялось на рыбаков, тогда они огненными языками возвещали великие деяния Божии, взывая: все дела Господни, пойте Господа и превозносите Его во веки. Тропарь 2. Яко к некасаемей горе приходяще, не боящеся огня страшаща, приидите и станем в дому Божии, во граде живаго Бога, с духонасыщеннымн ученики ныне ликующе, вся дела Господня, Господа пойте и превозносите Его во веки. В этом стихе использован большой библейский материал. Общая идея и образы стиха заимствованы из Послания к Евреям. «Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем , не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним не было более продолжаемо слово, ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было... Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первородных, написанных на небесах, и к Судии Богу всех, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового Завета Исусу...» ( Евр.12:18–19, 22–24 ). «В дому Божии, во граде живого Бога». – В этом месте имеется разночтение между старым текстом и послениконовским, в котором читаем: «на горе Сионской, во граде живого Бога». В том греческом тексте, который послужил оригиналом для никоновских справщиков, созвучие с Посланием к Евреям усилено до буквальности. А в старом варианте звучат мотивы хвалебного праздничного псалма 134-го: «Хвалите, раби, Господа. Стоящии в храме Господни , во дворех дому Бога нашего ... Благословен Господь от Сиона, живыи во Иеросалиме». Как же стояло в древнем греческом подлиннике? И на этот раз, по критерию стиля, старое чтение кажется предпочтительным. Для прп. Космы было бы слишком незамысловато и даже грубо – дать просто ритмизованный перифраз из одного Послания к Евреям. И его художественная манера, и богословский замысел подразумевают искусное сплетение скрытых библейских цитат, ярких образов и символов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

После всенощной. Согрешил пред Богом: от множества горьких искушений диавольских возроптал на Господа, сказав, что Он пустил бесов, как волков голодных, на терзание нас и погибель нашу и не останавливает их, когда они пакостят нам, особенно в великие или на великие праздники. Да, тяжка была борьба с ними во время всенощной, после всенощной у Филиппа Степанова на домашней службе и на панихиде у Яцкевича; задавил и задушил меня сатана окаянный. Думаю, что из-за чревоугодия и пресыщения: щей много ел за обедом, мяса всласть, чаю пил вдоволь. Доколе человек-христианин не выходит на духовную брань с врагами невидимыми, дотоле он не чувствует нужды в воздержании и посте и ест-пьет сколько хочет, не терпя наказания, не встречая в своих действиях препятствий, преткновений, искушений, озлоблений, язв со стороны злых духов, но когда выходит на борьбу с ними, не укрепив души и сердца своего постом, тогда как он бывает слаб, бессилен, легко уязвим, жалок, беден, малодушен, боязлив, быв от них уничижен, низложен, посрамлен! Потому Святая Церковь , выводя нас на подвиг духовный, на борьбу с грехом и виновником его диаволом, облекает нас во всеоружие духовное, укрепляет душу постом, молитвой, богомыслием, верою, упованием, любовью. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начольств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных [ Еф.6:11–12 ]. Многообразная тля земная в виде яств и питий, в виде тканей различных, приятных на вид и осязание, в виде злата и сребра и камней драгоценных, самоцветных, в виде различной красивой и удобной утвари домашней, в виде книг всякого рода, исключая, конечно, доброго содержания, в виде газет и журналов мирских – эта разновидная тля земная ежедневно пленяет меня и порабощает и не допускает меня нередко войти в себя как должно, чтобы видеть, кто я и для чего я стал и живу на свете? Какое мое назначение? Осуществляю ли его? Не удаляюсь ли от цели? Не живу ли в мире мечтаний и призраков? Не стремлюсь ли в область мрака и смерти вечной? И, к несчастью, это так. О душа моя, не медли возникнуть из глубины греховной тли и стать на путь истинный, Божий, ведущий к нетлению и бессмертию. Земное всё обманчиво и оставит тебя, и ты оставишь его; стяжи то, что вечно будет с тобою, – чистую и крепкую любовь к Богу и ближнему, милостыню усердную, кротость, незлобие, терпение, бесстрастие. Не убегай от милостыни, от просящих, хотя их и много, – рука Господня не оскудевала и не оскудеет. Она подаст тебе всё нужное без недостатка, не будь только маловерен и безнадежен, малодушен и ропотлив, не имей пристрастия к этому тлению, не заключай его в сокровищах, не заключай сердца своего, утробы своей от неимущих, как это делаешь нередко. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. [ Иак.5:3 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Правда, и в Ветхом Завете от молящихся требовалось не только плотское обрезание и принесение жертв, но и внутреннее обрезание строптивого сердца и жизнь по закону Господню. Поэтому если человек по своей жизни и настроению был далек от Бога, то внешнее поклонение его теряло цену. «К чему Мне множество жертв ваших? (говорит Господь через пророка)... Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня: новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть:беззаконие – празднование!.. И когда вы простираете руки ваши, я закрываю от вас очи Мои: и когда вы умножаете моления ваши, Я не услышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды»... ( Ис.1:11–17 ; ср. 26:1–4; Псал.50:16–19 ). «Не тот Иудей, кто таков по наружности, говорит ап. Павел ( Рим. 2:25–29 ), и не то обрезание, которое наружно, на плоти, но тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу» (περιτομ καρδας ν πνεματι). И конечно, не ложно, но истинно поклонялись Богу: Авраам, Исаак и Иаков, Моисей и Арон, Давид и Соломон и все ветхозаветные праведники. Нельзя сказать, чтобы ветхозаветное богослужение отжило свой век, как такое, в котором форма взяла перевес над духом, и которое наконец уже не влияло на людей воспитывающим образом. Если многие иудеи и самаряне и полагали всю силу спасения во внешнем обрядовом богослужении, отчего именно самарянка и обратилась с вопросом к Спасителю; то и в это последнее время ветхозаветной истории были такие высокие личности, как Симеон богоприемец и Анна пророчица, Захарий и Елизавета, Иоаким и Анна, Иосиф обручник и даже такие великие люди, каких еще не было во всей ветхозаветной истории: Иоанн Предтеча и Мария Матерь Божия. А все эти великие праведники воспитались при храме. Следовательно, ветхозаветное богослужение отжило свой век не потому, что оно было чуждо «духа и истины», а по-другому. Во-первых, оно имело значение только для одного еврейского народа и было неразрывно связано с городом Иерусалимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010