Все апостолы 2 , с ними Матерь Божия и прочие верующие – все были в одном доме. Вдруг утром, в 3-м часу дня (по нашему счету в 9-м утра) сделался шум с неба, как будто от сильной бури, и наполнил дом, где находились апостолы, и на каждого из них в виде огненных языков сошел Дух Святый. Апостолы, исполнившись Духа Святого, начали прославлять Бога на разных языках, которых прежде не знали. Когда произошел шум, то многие из народа сбежались к дому, где были апостолы, и, услышав, что они говорят разными языками, с удивлением говорили друг другу: „Не все ли они Галилеяне (т. е. Евреи из места Галилеи и знающие один еврейский язык?). Как же мы слышим их говорящими на разных языках?“ А люди, не понимавшие иностранных языков, насмехались и говорили об апостолах: „Они, должно быть, пьяны“. Тогда апостол Петр встал на возвышенном месте и сказал собравшемуся народу: „Что вы удивляетесь нам? А иные говорят еще, что мы пьяны. Нет, мы не пьяны. Но с нами произошло то, что было предсказано пророком Иоилем: мы получили Духа Святого Вы знали Иисуса, посланного от Бога. Он творил между вами великие чудеса, а вы убили Его, пригвоздив к кресту. Сей Иисус воскрес, вознесся на небо и послал на нас Духа Св“. Слышавшие это, умилились и сказали Петру и прочим апостолам: „Что же нам делать?“ Петр сказал им: „Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и вы также получите дар Святого Духа“. И они крестились в числе около 8000 человек. После сего апостолы пошли по всей земле с проповедию веры Христовой ( Деян.2 ). Дух Святой сошел в виде языков в знак того, что апостолы с сего времени имели получить между прочим способность говорить на разных языках, что нужно было им для проповедания Евангелия всем народам. Сошел в виде языков огненных в знак того, что Дух Святой имеет силу все очищать, все освещать и согревать, как и было сделано это с апостолами с принятием Святого Духа. День, в который воспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, составляет праздник у христиан. Праздник этот называется Пятидесятницею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Глава 24 Третья и четвертая притчи Валаама об Израиле. – Притча об Амалике. – Притча о кенеях. – Притча об ассуре, евере и киттиме. Чис.24:1 .  Валаам увидел, что Господу угодно благословлять Израиля, и не пошел, как прежде, для волхвования, но обратился лицем своим к пустыне. Валаам окончательно убедился, что он может только благословлять народ Божий, а потому уже не удаляется от жертвенника для разрешения своего душевного волнения. Чис.24:3 .  И произнес он притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, «С открытым оком», т. е. с даром пророческого ясновидения. Чис.24:4 .  говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его: «Падает, но открыты глаза его», т. е.: хотя пророк (по слабости человеческой) подвержен возможности нравственного падения и (в состоянии пророческого восторга) сильному физическому расслаблению, – его умственное око не перестает прозревать волю Божию. Чис.24:7 .  польется вода из недр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его. Символом богатства и плодородия берется вода, как непременное условие обильной и богатой растительности 2 . Имя Агаг (LXX: Γγ, слав.: Гог), по всей вероятности, было титулом амаликитских царей, подобно тому, как имена: Авимелех – герарских; Фараон, Птоломей – египетских; Кесарь – римских. Чис.24:17 .  Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Чис.24:18 .  Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою. Чис.24:19 .  Происшедший от Иакова овладеет и погубит оставшееся от города. Ближайшим образом и отчасти имеется в виду могущество Израиля при его славных земных царях. Во всей же своей полноте пророчество относится Церковью ко временам Мессии. Церковь положила настоящее пророчество паремийным чтением на праздник Рождества Христова. По словам одной церковной песни на означенный праздник, «ныне из Иакова, якоже Валаам рече, рождается Христос; языки же господствует, и возвысится благодатию Царство Его пребывающее непременно» (троп. 5 п. кан. на Р. X.). «Волхва звездочетца Валаама гадания ныне исполняются, – говорится в другом месте, – воссия бо звезда от Иакова и настави к солнцу славы дары носящие волхвы, от Персиды цари» (троп. 3 п. кан. на Р. X.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Григорий же, выражая отныне Православное учение, и в слова облекая прежде накопленный, но не зафиксированный опыт, говорил о нетварном свете Божества. Фаворский свет не сотворен, говорил он, и это есть свет Самого Бога и благодать Его, явленная настолько, чтобы причащающимся этого света людям не умереть, но освятиться. Не столько Христос преобразился, говорит Церковь, сколько Христос преобразил зрение и чувства учеников, чтобы те могли видеть Христа, каков Он есть. И это созерцание есть предвкушение будущего Царства, о котором сказано: «слава Божия осветила его (Иерусалим Небесный) и светильник его – Агнец» (Откр.21:23) Именно поэтому сказано перед Преображением, что «есть некоторые, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лук. 9:27). Не что иное, как зрение Царства Божия в доступном для земной природы зачатке, видели на Фаворе апостолы. И потому явились там Христу Моисей – от преисподних, и Илия – от небесных, чтобы Закон и Пророки поклонились Слову, ставшему плотью и эту плоть обожившему. Праздник Преображения по смыслу и значению далеко выходит за пределы одного из праздников, но придает всей жизни смысл и сообщает цель. Цель – обожение. Петр говорит, что: «Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1:4) Иоанн говорит: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2) И Петр, и Иоанн были с Ним на святой горе. Был еще и Иаков, брат Иоанна, он тоже сказал бы об этом, если бы не стал ранней жертвой Иродовой злобы. Итак, увидим Его и будем подобны Ему, от самого созерцания изменяясь и питаясь благодатью, подобно тому, как Ангелы питаются ею ныне. Свести на нет этот праздник, вместо смыслообразующего значения придать ему характер частный, локальный, казалось бы, невозможно. Однако западная религиозная мысль именно так, не к месту скромно относится и к Преображению и к самой идее обожения. В Литургическом году католиков Преображение едва заметно, учение Григория считается ересью, и та пропасть в мировоззрениях, о корой мы говорили в начале, с течением времени стала почти непроходимой. Запад пошел по пути интеллектуализма. Оппонент Григория – Варлаам – говорил, что созерцание Бога есть мысленное восприятие Божества, но никакое не приобщение к вечному свету и нетварным энергиям. Из этой точки Восток и Запад разошлись разными путями.

http://pravoslavie.ru/52083.html

Далее, одним из самых действительных и могущественных средств, которыми располагал храм для освежения и укрепления религиозных начал в еврейском народе, были те религиозные собрания, которые должны были происходить в великие еврейские праздники Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. Местом этих собраний указывается в законе «место, которое изберет Господь Бог, чтобы пребывало имя Его там»; при чем особенно энергично это предписывается по отношению празднования Пасхи: «не можешь ты закалать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь Бог твой даст тебе; но только на том месте, которое изберет Господь Бог твой, чтобы пребывало там имя Его, закалай Пасху,.. и испеки и съешь на том месте которое, изберет Господь Бог твой» ( Втор.16:5–7 , Втор.16:11 ; Втор.16:15 ; Втор.16:16 ).А так как такое обозначение места относится, как мы видели (см.выше) к иерусалимскому храму, то, очевидно, он и является местом предписываемых законом религиозных собраний евреев в праздники Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. На эти собрания, по заповеди Моисея, должны были являться все евреи: «ты и сын твой и дочь твоя, и раб твой и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота и вдова, которые среди тебя» ( Втор. 16:11 ; Втор.16:14 ). Возможность для всех евреев присутствовать на этих собраниях облегчалась тем обстоятельством, что территория, занимаемая евреями, не отличалась большой пространственной протяженностью. Палестина лежит приблизительно между 52° и 54½ о восточной долготы и 31° и ЗЗ½° северн. широты, занимает площадь приблизительно в 465 кв.миль, – меньше Бельгии, с Эстляндскую губернию. Самая большая длина ее от севера к югу около 230 верст, – с востока на запад – 140 верст. Но и эта площадь и протяжение Палестины обнимаются теми ее границами, которые указаны были у Моисея и И. Навина ( Чис.34:2–12 ; Чис.32:33–42 ; Нав.13:15–31 ); а в этих пределах Палестина почти никогда не принадлежала евреям, если исключить время Давида и Соломона. При такой небольшой протяженности занимаемой евреями территории, евреям не столь затруднительно было путешествовать ко храму 87 ; и отдаленность расстояния различных местностей Палестины от храма здесь уже не могла служить серьезным препятствием для евреев исполнять закон о религиозных собраниях вокруг храма 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Дорогие во Христе братья и сестры! Всякая награда обещана верным. Счастье, даруемое Небесным Отцом, превосходит самые радужные надежды, самые сладостные мечты, ибо не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор.2:9 ). Но, дабы заслужить эту несравненную Божественную награду, мы должны всеми силами стремиться приуготовить души и тела свои к преображению, храня их от осквернения, просветляя боголюбием, братолюбием и совершением добрых дел. Не сообразуйтесь с веком сим, по преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная ( Рим.12:2 ), – призывает нас тайновидец Господень, святой апостол Павел, обратившийся ко Христу, на дороге в Дамаск, будучи осиян Божественным Светом. Возведем же духовные очи наши к горе Преображения Спасителева, будем усердно молить Господа, «да воссияет и нам грешным Свет Его присносущный». Ему же слава во веки веков. Аминь. Слово на попразднство Преображения Господня (7/20 августа) О послушании Христу Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. Мф.17:5 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Сегодня мы с вами совершаем попразднство Преображения Господня. Что такое – попразднство? Это значит, что праздник продолжается. Вчера мы с вами совершали торжественную, праздничную Литургию, пели красивые праздничные песнопения, посвященные тому великому и славному дню, когда Господь наш Иисус Христос преобразился перед апостолами на горе Фавор, зримо явив им Свою Божественную славу – Свой Свет – вечные и нетварные Божественные энергии и грядущую славу спасенного рода человеческого в Царствии Небесном. И этот праздник не закончился вместе со вчерашним днем, те же песнопения поем мы и сегодня, и сегодняшняя служба – также вполне праздничная. Зачем же нужны эти дни попразднования – целых семь для Преображения! – если празднество, посвященное этому событию, и так уже совершалось в предыдущий день?

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Злой дух подтолкнул Каина на братоубийство. Евреи избивали пророков и продолжали свою греховную жизнь. Зло толкнуло руку Ирода убить вифлеемских младенцев, ища убить Богомладенца Христа. Сей же дух вразумил Иродиаду искать главы Иоанна Крестителя. И наконец, Голгофа... «Распни Его, распни». Не этот ли дух двигал тогда сердцами и умами иудеев? Несмотря на эти печальные факты, в сущности, зло побеждено, и победа эта пришла с Голгофы. Голгофский Крест стал символом победы над злом. Христово учение уверенно завладело миром. Через три года по Вознесении Спасителя под водительством апостолов стала создаваться раннехристианская Церковь . Огромная работа была уже не под силу апостолам во все умножающейся Церкви. «Тогда двенадцать апостолов, созвав множество учеников, сказали: «Нехорошо нам, оставив Слово Божие, пещись о столах. Итак, братие, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости» ( Деян.6:2–3 ). И были избраны семь диаконов, среди которых был и Стефан, муж, исполненный веры в Духа Святаго ( Деян.6:5 ). Имя первомученика архидиакона Стефана означает по-гречески «корона». Это было чудное совпадение, ибо он получил корону первомученика. Святой евангелист Лука, мастер художественного слова, точной фразой обрисовывает нам духовный облик этого человека: «Исполнен веры». И такая вера динамичная, творческая, по словам Спасителя, может горы передвигать. Он был исполнен Духа Святого, веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе ( Деян.6:8 ) – качества, присущие духовной и высоконравственной личности. И вот в зарождавшейся Церкви Христовой зло вновь поднимает руку на такого человека. Когда иудейские религиозные вожди увидели, что они не в состоянии противостоять мудрости и ревности, с которой святой Стефан проповедовал учение Христово, они решили расправиться с ним. Святой Стефан обличал Иерусалим, как живой свидетель Слова, его проповедь шла от сердца. Со всей Римской империи приходили евреи, чтобы поклониться общенациональной святыне – храму, на праздник Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

«И мир Его не познал, пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1, 10–11). Свои Его распяли, свои до сих пор продолжают распинать Его. О как это страшно, как потрясает наши души! Ничего не можем сделать кроме пролития горьких слез. Так угодно Богу, так предсказано было Господом Иисусом: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18, 8.) Видите, как безмерно множество людей во всех народах, которые не веруют в Него, ругаются над Ним. Слава Богу, великая радость в том, что сохранилось еще малое Христово стадо, радость в том, что наполнен и вчера и сегодня до отказа храм наш. Но горе в том, что видим много тех, которых не видим в меньшие праздники, и во дни воскресные, когда Церковь воспевает вос-кресение Христа, которые приходят в храм только 2–3 раза в год, в самые великие праздники, не чтут дня воскресного, не хотят хоть капельку уподобиться тем волхвам, тем языческим мудрецам Востока, которые пришли из очень дальней стороны, неся Христу дары своего преклонения пред Ним: золото, ладан и смирну; золото, как Царю, ладан — как Первосвященнику, смирну — как мертвецу трехдневному, Который воскрес. Уподобимся же хоть немного этим мудрым халдеям, пришедшим поклониться из далекой-далекой земли, ведомым чудесной звездой. Что принесем мы Христу? Веру, горячую, пламенную веру в Него; любовь, которая приличествует Одному Истинному Богу. И да побудит нас эта любовь, это трепетное благоговение пред Богом часто-часто приходить туда, где слышим мы проповедь о Господа Иисусе Христе, где слышим Его собственные святые слова, где присутствует Он Сам среди нас, ибо Он сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Аминь. «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1) 1 февраля 1947 г. «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «Дай, я выну сучок из глаза твоего, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 1–5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

Ибо много званых, а мало избранных. Потому что полное торжество благодати и силы Царства Божиего, неразрушимый и совершенный союз души с Богом совершиться только при втором и страшном пришествии Господнем, как и говорит об этом Сам Христос Спаситель: Царь, войдя посмотреть возлежащих, находившихся в собрании верующих, рассмотрит дела веры каждого. Тогда сбудется слово из таинственного Откровения святого апостола Иоанна Богослова: ­блаженны званые на брачную вечерю Агнца. Тогда, в жизни будущего века, когда воцарится Господь Бог Вседержитель, судья живых и мертвых. Тогда свершится и полнота союза церкви земной, церкви всех святых, работавших Господу с Женихом Небесным. И они возрадуются и возвеселятся и воздадут Ему славу. И все рабы Его боящиеся Его, малые и великие возрадуются и возвеселятся и воздадут ему славу. Но что каждый из нас услышит от Владыки мира? И горе будет нам нераскаянным, нагим и без брачных одеяний жившим. Какая бездна и мрак нечестия дел наших обличит нас, и какой смрад грехов окутает нас, не имеющих покаяния, а имеющих сердце гордое и надменное над ближним своим. Тогда отлучат нас от торжества, и связав руки и ноги, бросят во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов. Что же делать нам? Исполнить древний и вечно новый призыв святого пророка: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как вОлну , т.е. как чистую овечью шерсть, убелю. Но не только в примере сегодняшнего Священного чтения видим два разных пира, но и сама жизнь сегодняшняя дает нам свои образы. Сегодня перед нами два праздника: день воскресный, малая пасха, совершаемый в храмах, и праздник — День града сего, совершаемый на площадях и в парках. Называя сегодняшний, внешний, праздник днем города, все ли понимают, почему именно в этот день он совершается?

http://pravoslavie.ru/81875.html

Иисус Христос показывает Себя Владыкой Неба, земли и всего мира: из преисподней, из ада, Он вызвал Моисея, а из мира Небесного — пророка Илию. Апостолам было необыкновенно хорошо пребывать в этом свете. Желая хоть как-то продлить эти радостные минуты, апостол Петр воскликнул: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии ( Мф.17:4 ). Кущи — это палатки или шалаши из древесных ветвей. Почему апостолы хотели продлить как можно дольше эти прекрасные мгновения? Потому что на Фаворе воссиял тот Божественный Свет, который сияет в обновленном мире Царства Небесного, и они, пусть и ненадолго, ощутили радость пребывания с Богом в Его славе. Когда Петр еще просил Христа продлить это время, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте ( Мф.17:5 ). Услышав громовой голос Бога Отца, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса ( Мф.17:6–8 ). Когда они сходили с горы, Иисус Христос запретил им рассказывать об увиденном, пока Он не воскреснет из мертвых. Вопросы: 1. Кто взошел на гору с Иисусом Христом? 2. Что произошло на горе Фавор? 3. Какой свет видели апостолы на Фаворе: солнечный, электрический или какой-то другой? 4. Чей голос услышали апостолы на Фаворе? 28. Праздник Преображения Господня 19 августа по новому стилю или 6 августа по старому Православная Церковь отмечает праздник Преображения Господня. В тропаре праздника говорится: «Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе». Незадолго до Своей Крестной Смерти Иисус Христос являет апостолам Свою Божественную славу, показывая этим, что страдания, предстоящие Ему, добровольны, а не вынуждены и не являются поражением. Слава Богочеловека проявилась на Фаворе очень ярко, но ученики могли её видеть «якоже можаху», то есть в той мере, насколько они были к тому духовно готовы. Важно понимать, что событие Преображения было дано не для трех апостолов, а для всех учеников Христовых. Поэтому мы и просим Господа, осознавая свое собственное недостоинство и опираясь на молитву Его Пречистой Матери, чтобы и нам воссиял этот Божий вечный свет. Воссиял в наших сердцах, просвещая и очищая внутренний мир наших душ.

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

Милости Твои, Господи, во век буду воспевать (Пс. 88,2 а). Он будет звать Меня: Ты отец мой (Пс. 88, 27 а). И Я первенцем поставлю его 291 (Пс. 88, 28 а). Превыше царей земли (Пс. 88, 28 б). И поклонятся ему все цари земные 292 (Пс. 71, 11 а). Кто Бог (столь) великий, как Бог наш 293 )! Ты Бог – творящий чудеса (Пс. 76, 14–15). Сильною мышцею Твоею разсеял врагов Твоих (Пс. 88, 11). Из чрева прежде денницы Я родил тебя (Пс. 109, З в). Клялся Господь и не раскается (Пс. 109, 4 а) 294 . Ты священник во век по чину Мелхиседека (Пс. 109, 4 б) 295 . Господь сказал мне: Ты сын Мой (Пс. 2, 7 б). Я ныне родил Тебя 296 (Пс. 2, 7 в). Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое (Пс. 2, 8 а). И концы земли во владение Твое (Пс. 2, 8 б). В свитке 297 книжном написано о Мне (Пс. 39, 8). Престол Твой, Боже, в век века (Пс. 44, 7 а). Жезл правоты – жезл царства Твоего (Пс. 44, 7 б). Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более участников Твоих (Пс. 44, 8 б). Ты наследуешь во всех народах (Пс. 81, 8 б) 298 . Благословен Господь во век. Да будет, да будет (Пс. 88,53) 299 . Седален по полиелеи В противоположность кафисменным седальнам, для которых требовался грустновато-сосредоточенный тон, этот седален, открывающий радостную часть утрени, дает восторженно-поэтическую общую картину события, останавливаясь, сообразно хвалебному содержанию полиелея, особенно на той хвале, которую получал Новорожденный отовсюду, а также направляя внимание, сообразно содержанию полиелейных псалмов, на место события. Глас седальна 4-й – самый подходящий для полиелейных песнопений (ср. степенны и прокимен), но употребляемый здесь лишь в наиболее великие, торжественные или радостные праздники (еще в Крещение, Успение и по связи с Рождеством в Сретение; чаще всего в двунадесятые праздники глас полиелейнаго седальна – 8-й). Глас этот взят в своем наиболее украшенном напеве – подобен «Удивися Иосиф» (на Преображение, хотя первый полиелейный седален тоже 4 гл., но подобен «Вознесыйся на крест»). Седален гл. 4. Подобен «Удивися Иосиф»

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010