3. И в радости будете почерпать воду из источников спасения. (И почерпите воду со веселием от источник спасения). Некогда, странствуя по пустыне Аравийской, Евреи, томимые зноем, умирали от жажды. Господь спас их, открыв недра скалы действием жезла Моисеева; и обрадованный народ пил живую воду, ожил и укрепился. Так и впоследствии народ Еврейский, возвратясь в отечество на берега родных источников Палестины, будет жить мирно: спасение его из плена будет неоскудевающим источником утешения, а полная свобода главной основой жизни. Всякое поколение народа будет воспитано в духе истиной веры, будет знать Бога своим Спасителем и благодарить Его за избавление (ср.11:9; 9:1). Такой союз с Богом будет как бы стихией духовно нравственной и гражданской жизни народа Божия. 4. И скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его. (И речеши в день оный: хвалите Господа, воспойте имя его, возвестите во языцех славная его, поминайте, яко вознесеся имя его). В народе и народах прославляются великие цари-законодатели и полководцы. Так прославлялись знаменитые основатели Вавилона и Ниневии и приемники их – победители всех народов востока. Тем более должен быть прославляем Творец мира, Господь вселенной, Бог Израиля, за Его величайшие дела. Он побеждает народы, отводит их в плен вместе с царями; потом опять избавляет пленных, а величие и могущество победителей обращает в ничтожество. С именем Господа всегда соединяется представление о Его совершеннейших свойствах и воспоминание о величайших и, при великости, многочисленных делах. Такое имя Иеговы – Бога Израилева, достославное и достопамятное, должно быть открыто всем народам и признано ими единственным именем, достойным единого истинного Бога – Царя всех царей и народов мира. 5. Пойте Господу, ибо Он соделал великое, – да знают это по всей земле. (Хвалите имя Господне, яко высокая сотвори: возвестите сия по всей земли). Великая радость о великом спасении и благоговение перед величием имени и силы Бога-Спасителя должны выражаться в хвалебных песнях. Так восхваляли Бога великие предки народа, особенно преданнейший Богу царь Давид (в своих многочисленных псалмах). Благодарственные песни должны быть петы перед сонмом целого народа, когда он, в лице первосвященника и представителей от всех своих колен, племен, родов и семейств, предстоит Богу в храме, в дни великих праздников. Так будут знать дела Божии не только по всей Иудейской земле, но и по вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Более того, когда воскресший Господь зримо явился уже самим апостолам, – они и тогда продолжали сомневаться! Сам Иисус стал посреди них и сказал им: «мир вам». Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: «Есть ли у вас здесь какая пища?» Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними ( Лк.24:36–43 ). Время от времени переживали сомнения и великие святые. Вот, например, что пишет об этом святитель Феофан Затворник, хорошо знакомый с сомнениями и их преодолением на собственном опыте: «Сомнения! Да кто же их не испытывает? И я испытывал их. Но станешь разбирать его, и оно разлетится. Сомнение – то же, что и возражение. Возражение вдруг может смутить, но присмотревшись – и обдумав, его опровергают. То же и с сомнениями. Станешь обдумывать и дойдешь до решения: нет, это пустое, ничего твердого нет, все только кажущееся, призрачное, как и все вражеское… Начинайте рассуждать с первого пункта: есть ли душа, и что она такое? Откуда мысль? Что значит свобода человека? Отчего все люди ищут Бога? Отчего томится душа, когда начинает удаляться от Бога и колебаться в вере в Него? Извольте разбирать и доходить до твердого решения вопросов сих. Они – основа. Ведь самому должно до всего доходить… Всегда можно найти мысли, побеждающие сомнения и прогоняющие их». Заметим, братья и сестры, – святитель не стыдит сомневающегося как «великого грешника» и не предлагает мысленно закрыть глаза, усиленно убеждая себя, что никаких сомнений не существует. Нет – он предлагает задуматься, поразмыслить, и с помощью этих искренних и честных размышлений, благих помыслов, победить помыслы смущающие. «Не думать» и «быть проще» – это лозунг различных сектантов и еретиков, Православие же учит человека не отвергать данный ему Самим Богом разум, но использовать его во славу Божию и во благо собственной души.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

В ночь же перед страданиями, на Тайной Вечери со Своими учениками, Он установил Таинство причащения. Он сделал это следующим образом. На вечери, «когда они ели, Иисус взял хлеб и благославив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: примете, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нея все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ). Так совершилась Тайная Вечеря, которая была первой в мире Литургией. Святые Апостолы причастились Тела и Крови Христовых. То же самое делаем и мы по заповеди Господней: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ). Как же нужно жить причастнику? Надо стараться подольше помнить, что ты причастник. Надо вспоминать, какие великие обетования даны причастнику: единство со Христом и Вечная Жизнь. Но надо также знать о возможности искушений. Вспомним, что из двенадцати Апостолов, принявших участие в Тайной Вечери, один стал предателем, это Иуда, а другой отрекся от Христа, это Петр, девять разбежались, и только один – святой Апостоле Иоанн Богослов – оставался с Господом до конца. Тем не менее они все, кроме Иуды, суть святые ученики и Апостолы Христовы, потому что, когда Христов Воскрес, они уверовали, а затем, получив благодать Святого Духа, укрепились и своей проповедью обратили к вере во Христа весь мир. Будем же, вспоминая великие обетования Христовы, в то же время очень бдительны, чтобы не впасть в грех. Хуже всего грех Иуды – это предательство. Не дай Бог кому-нибудь предать Родину, мать или отца, как Иуда. Не дай Бог убежать от Господа, или, что еще хуже, отречься от Него. Если мы перестаем исполнять заповеди Христовы, забываем Боги и не любим ближних, то это очень похоже на то, что мы убегаем от Христа. Да поможет нам Господь, подобно его ученику Иоанну Богослову, Апостолу любви, быть вместе с Ним, любить Бога, нашу Родину и ближних. Аминь. Слово на праздник Входа Господня в Иерусалим 11 апреля 1982 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Основой сегодняшнего торжества, называемого «Вход Господень в Иерусалим», является величайшее чудо, содеянное Господом нашим Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Дорогие во Христе братья и сестры! Как некогда стоял Господь у гробницы умершего Лазаря, так и ныне стоит Он у камней, которыми завалены наши умирающие во грехах души. Запах тления, исходящий от разлагающегося мертвого тела, кажется нам нестерпимым, – но куда ужаснее зловоние, исходящее от смердящей грехами души. Но Пречистый Спаситель в смиренной благости Своей терпит этот смрад. Лазарь, иди вон! ( Ин.11:43 ) – воззвал Сын Божий, и праведный умерший немедленно повиновался. Да услышим же и мы наконец призыв Всемилостивого Господа, хотящего вывести нас из мрака к свету, – воспрянем же из духовной смерти, в которую погружают нас наши нечистота, нераскаянность, нерадение. Так, покинув зловонную пещеру страстей и похотей, покаянными слезами развязав на себе гробовые пелены грехов, сможем мы вслед за праведным Лазарем присоединиться к великой семье друзей Божиих. Не сама смерть страшна – грозен тот урочный и неминуемый час, когда все мы воскреснем, дабы предстать пред Судом Всевидящего Господа. Благо тому, кто в этой жизни сумеет обрести воскресение духовное, чтобы сказать с апостолом: Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение ( Флп.1:21 ). Богу же нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слово на Вход Господень в Иерусалим Об Агнце Божием, детской вере, зависти и гордости Видевши же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме: «Осанна Сыну Давидову!», вознегодовали. Мф.21:15 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Чистотою детских сердец подсказан сей радостный клич: «Осанна Сыну Давидову!». Чисты детские глаза, не знает сомнений их вера, искренняя их любовь, они живут в постоянном ожидании чуда, – и открываются им великие тайны Господни. Безгрешные дети узнали в Иисусе Сына Божия, Спасителя мира, – и возликовали. Младенческим разумом были посрамлены ученость и знания «слепых вождей народа». Воистину: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф.5:8 ). Царь царствующих и Господь господствующих въезжал в Иерусалим не как земной властитель – не было у Него ни роскошных одежд, ни коня в пышной сбруе, ни вооруженной свиты. Иисус Христос ехал на молодом осле, смиренно и скромно, как простой паломник. Но небывало торжествен был вход Спасителя в Иерусалим. Впереди Него летела крылатая молва о явленных Им чудесах и знамениях, о воскрешенных Им мертвых. И множество народа, приветствуя величайшего Чудотворца и Праведника, славило Его и возглашало: Благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних ( Лк.19:38 ). Об этом ликовании сказал Спаситель: если они умолкнут, то камни возопиют ( Лк.19:40 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Евангелие на литургии – Матфея, зачало 108 ( Мф. 26:6–17 ). В нем рассказ об этой самой женщине, воспоминанию которой посвящена вся служба великой среды. Порядок событий шел таким образом. Когда Господь беседовал с учениками на горе Елеонской, первосвященники, книжники и старейшины народа, т. е. вся еврейская знать, собрались на совет к первосвященнику Каиафе. Здесь окончательно положили они взять Иисуса хитростью и убить, но лишь не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. Иисус с горы Елеонской удалился в Вифанию. Здесь вошел Он в дом Симона прокаженного (страдавшего прежде проказой) и возлежал. Пришла женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему на голову. Ученики вознегодовали на эту, по их мнению, бесполезную трату. «Можно бы было, – рассуждали они, – продать это миро за большую цену и раздать нищим». Но Иисус вполне оправдал эту женщину. «Нищие всегда будут при вас, с– казал Он, – а Я не всегда. Она, возлив миро на Мою голову, приготовила Меня к погребению». Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот 272 , пошел к первосвященникам и сказал: «Что вы мне дадите, и я вам предам Его?» Они предложили ему тридцать сребреников 273 . И с того времени он искал удобного случая предать Его. Преждеосвященной литургией в среду оканчивается порядок служб собственно великопостных. Поэтому тут есть некоторые особенности, на которые нужно обратить внимание. Именно, часы перед литургией оканчиваются не как обыкновенно, а как великие повечерия, т. е. вместо «отпуска» иерей читает над преклонившимся до земли народом молитву: «Владыко многомилостиве» и пр. Затем он сам испрашивает прощение во всем, в чем согрешил пред кем-либо во всю свою жизнь и во всю святую Четыредесятницу: словом, делом, мыслью и всеми своими чувствами. На литургии оканчиваются великие поклоны, оканчиваются также кафизмы как на утрени, так на часах и на вечерни. Повечерие в великую среду (и в следующие дни) малое. С трипесницем, который читается на этом повечерии, начинается уже воспоминание собственно принадлежащее Великому четвергу: о Пасхе, совершенной Спасителем, тайной вечери, о предательстве Иуды и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Единение верующих    « Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв    утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем». (Eфec.II:19—20).    Приветствую вас, возлюбленные, с великим праздником в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Всехвальные Апостолы несомненно радуются ныне, видя, что в таком большом количестве собрались вы в святой храм Божий прославить их подвиги и труды. Сии веселятся духовно и торжествуют о том, что мы остались верными Святой православной Церкви, несмотря на тяжкие смутные церковные дни. Подумайте, возлюбленные: мы принадлежим к той же Церкви, что и святые великие апостолы Петр и Павел. Какое это утешение для нас!.. Там, на небе, в божественном сиянии и славе Апостолы Христовы нам вещают живым на землея: «не отрывайтесь от святой соборной и Апостольской Церкви Христовой, не смущайтесь гонениями открытых врагов Божиих: без воли божией волос с головы нашей не погибнет (Лyk.XXI,18) они могут только тело погубить, но не душу (Лyk.XII,4—7). Не поддавайтесь вкрадчивым, коварным и лукавым словам нынешних лжеепископов и лжеиереев, которые порвали связь с Церковью и являются волками хищными «в овечьей шкуре» (2 Nemp.II,1—3). Вместе с тем великие Апостолы радуются и тому, что многие из нас, по милости Божией, удостоились ныне, после исповеди, причаститься Пречистого Тела и Крови Христовых. Мы вкусили того же тела и крови Христовых коего причащались и святые Петр и Павел.    В этом евхаристическом единении нашем – главнейшее наше единение. И кто не приобщается с нами от одного и того же хлеба – Спасителя нашего (Uoah.VI:48) тот не имеет и теперь, на земле, духовной жизни и не будет ее иметь в жизни вечной, по словам Христовым: «истино, истино говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день». Да будет же это единение наше с Апостолами и всеми святыми и верующими в Церкви Христовой, возглавляемой Спасителем Нашим и Богом Иисусом Христом, и ныне и во веки. АМИНЬ.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Если же Бог не творил обычных дня и ночи, тогда это заявление Давида не может быть угодно Богу. Ведь если Он не творил их, тогда они и не Его, или же Он похитил или выкупил их у их предполагаемого создателя и потому называет их своими. Но и тогда они Его не в собственном смысле. Но говорить так о Боге — верх нечестия и глупости! Ведь именно « Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад. Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро ». ( Пс.103:19-24 ) — Да, говорит Давид нынешним телеологистам, именно Бог распростирает тьму начиная с той первой ночи весеннего месяца Нисана более семи с половиной тысяч лет назад и вплоть до нашего времени. И ночь, упоминаемая боговидцем Моисеем, не просто неопределенный период времени неопределенной длительности, но вполне знакомая нам реальность так прекрасно описанная святым царем. Видя великолепие Создателя святая Церковь на каждой праздничной утрене воспевает вместе с Давидом: « Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его; Того, Который один творит чудеса великие, ибо вовек милость Его; Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его; утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его; сотворил светила великие, ибо вовек милость Его; солнце — для управления днем, ибо вовек милость Его; луну и звезды — для управления ночью, ибо вовек милость Его » ( Пс.135:3-9 ). — Его сила воззвала все к бытию без помощи различных помощников (например законов еще не созданной Вселенной), которых приписывают Ему эволюционисты. Он Сам создал светила и поставил их управлять днем и ночью. Управлять, а не быть причиной! — Совершенно очевидно, что царь Давид движимый Духом Святым понимал Шестоднев буквально. Ведь действительно суточный круг старше солнца и луны. Потому и толковавший книгу Бытия Златоуст подчеркивает: «Поэтому и создал (солнце) в четвертый день, чтобы не подумал ты, будто оно производит день.

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

«Если только не тщетно уверовали». Если только вы приняли веру не без пользы, что может случиться, когда вы содержите Евангелие не так, как мы вам преподали; когда, например, или вы неискренно приняли возвещенное вам благовествование и не усвоили себе духа его; или, приняв учение истины, приняли потом и лжеучение, противное истине, не сохранив верности Евангелию. Предах бо вам исперва, еже и приях, яко Христос умре грех наших ради, по писанием: 4. И яко погребен бысть, и яко воста в третий день, по писанием. Вот Евангелие или благовестие, которое теперь Апостол напоминает Коринфянам в самых кратких словах, но которое, без сомнения, прежде, когда был Павел в Коринфе, он раскрыл им во всей полноте, со всеми доказательствами истины. «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял». Первоначально, то есть, когда Павел был в Коринфе, или первоначально, то есть, как начальное и основное учение, преподал то, что и сам принял. От кого принял? На это читаем ответ в послании к Галатам, в котором Апостол пишет: «возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое; ибо я и принял Его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа» ( Гал.1:12 ). Коринфяне, без сомнения, знали силу слов апостольских из личных бесед его, т.е. что он, в самом начале, как основное учение, преподал им не какое – нибудь человеческое учение, которое легко может измениться, может оказаться нетвердым, но преподал им учение Божественное, а потому несомненно верное и неизменяемое. Какое же учение Павел первоначально преподал Коринфянам? «То, что Христос умер за грехи наши, по писанию, и что он погребен был, и что воскрес в третий день, по писанию». Вот великие истины, которые Павел, как основание истинной веры, возвестил Коринфянам в самом начале своей проповеди! Смерть единородного Сына Божия Иисуса Христа за грехи мира, и воскресение в третий день–вот великие дела Божеского попечения о спасении людей. Апостол говорит о сих событиях, как о несомненной истине, которую узнал он не от людей, но чрез откровение Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

«Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия». Сказав, что «буду стараться, чтобы вы и после моего отшествия (по смерти моей) всегда приводили сие (мое учение) на память», Петр раскрывает причину этого своего желания, показывая несомненную истину и высокую важность преподанного им учения (ст. 16 – 17). «Мы возвестили вам, говорит Апостол, силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, то есть преподали вам учение о том, как Он, Спаситель наш, явился на земле, чему учил, какие совершил чудеса, как пострадал и умер за грехи всех людей, воскрес и вознесся на небо, ниспослал Всесвятого Духа, и как опять приидет на землю во славе, для совершения последнего суда; обо всем этом мы возвестили вам не хитросплетенным басням последуя, как делали языческие учители, или другие лжеучители 55 , а сами своими глазами видели те великие дела Господа Иисуса, о которых возвещали вам; сами своими ушами слышали из уст Его то учение, которое преподали вам; сами жили в то время, когда Господь пребывал на земле, проповедал Евангельское учение, отпускал грехи, исцелял больных всякого рода одним словом или прикосновением, повелевал ветрам, и они утихали, воскрешал мертвых; сами были свидетелями искупительных Его страданий и крестной смерти; сами видели Его воскресшего из мертвых; Он, воскресший, многократно с нами беседовал и разделял трапезу; перед нашими глазами вознесся Он на небо; сами были мы свидетелями сошествия Святого Духа, и удостоились Его осенения. Великие знамения и чудеса, Евангельское учение, искупительные страдания и смерть, воскресение из мертвых, вознесение на небо и ниспослание Святого Духа, все это являет силу и величие Господа нашего Иисуса Христа. 17. Прием бо от Бога Отца честь и славу, гласу пришебшу к Нему такову от велелепные славы: сей есть Сын Мой возлюбленный, о нем же Аз благоизволих. 18. И сей глас мы слышахом с небесе сшедшь, с ним суще на горы святей. Из множества событий, свидетельствующих о Божественном величии Иисуса Христа и о несомненной истине Евангельского учения, преподанного Апостолом, святый Петр указывает на одно событие, на Фаворское преображение Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

«Иисуса Назорея». Петр называет Иисуса Назореем, потому что под этим именем Он был преимущественно известен между Иудеями. Иисуса называли так к уничиженью его, как происходившего из ничтожного или малоизвестного города Назарета. Назореем Он назван был и в надписи на кресте. Апостол чрез эта название хотел определеннее показать, о ком он говорит своим слушателям. Мужа от Бога извествованна в вас силами и чудесы и знамении, яже сотвори тем Бог посреди вас, якоже и сами весте. Хотя фарисеи и старейшины иудейские всемерно старались унижать Иисуса Назорея, но, тем не менее, Иудеям известно было, что Иисус Назорей совершал многие чудеса, показывавшие в Нем чрезвычайное могущество, и Бог свидетельствовал о Нем чрезвычайными знамениями, каковы бывшие во время Его страданий на кресте. Многие из предстоящих слушателей, без сомнения, и сами были свидетелями тех чудес и знамений, свидетельствовавших об Иисусе Христе. Поэтому апостол Петр и говорит своим слушателям так: «Иисуса Назорея, мужа засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил чрез Него среди вас, как и сами знаете». Из Евангельской истории мы знаем, как, часто народ, слушая Божественное учение Иисуса Христа, и видя великие чудеса, Им совершаемые, питал к Нему глубокое уважение и хотел признавать Его за обетованного Спасителя. Но враги Иисуса старались всеми мерами ослаблять в народе веру в Божественное Его величие и всячески перетолковывали и унижали дела Его и учение. Следствием этой вражды против Иисуса было предание и осуждение Его на смерть. Апостол Петр, при содействии Духа Святого, который теперь исполнил избранных учеников Христовых, восстановляет в слушателях здравое понятие об Иисусе, распятом на кресте, и, напоминая им о том, что совершалось среди их и что они прежде сами знали, каковы великие Его чудеса и знамения, объясняет им истинное происхождение сих чудес и знамений от Бога, и говорит: «которые Бог сотворил чрез Него среди вас». Не говорит Петр, что Иисус Христос сам творил сии чудеса, как истинный Бог , чтобы не сказать им вдруг того, чего еще не могли они принять; но говорит об Иисусе, как чрезвычайном человеке, чтобы постепенно привесть их к познанью Божеского Его величия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010