Мы обыкновенно при бедствиях и злоключениях говорим: «о если бы я мог оставить тело и освободиться от бедствий века сего»! не зная того, что пока мы живем в этой плоти, мы имеем возможность покаяться, а если оставим ее, то услышим слова пророка: во аде же кто исповестся Тебе ( Пс6:6 )? Это та мирская печаль, приводящая к смерти, погибнуть от которой апостол не желает блудодействовавшему с женой отца ( 1Кор5:1 ); от нее погиб и несчастный Иуда, который, будучи поглощен чрезмерной печалью, соединил с предательством человекоубийство, и человекоубийство, худшее из всех человекоубийств, так что, где он думал найти исцеление, считая смерть чрез повешение окончанием зол, там нашел льва, и медведя и змею. Эти слова, как мне кажется, означают или различные наказания, или самого диавола, который справедливо называется и львом, и медведем и змеей. И когда мы будем думать, что мы внимаем словам Исаии: идите, людие мои, внидите в храмину вашу, затворите двери, укрыйтеся мало, дóндеже мимоидет гнев Господень ( Ис26:20 ), и что как бы находимся в доме своем, как бы покоимся в преисподней; тогда ужалит нас змея, которая в настоящем месте называется nahas, а в книге Иова левиафаном. Подробные сведения о природе ее и о [внушаемом ею] великом ужасе мы получаем из самой книги. Мрак и тьма, противоположные свету и сиянию, означают различные роды наказаний. Ам.5:21–22 . Я возненавидел и отверг праздники ваши и не буду обонять запаха [жертв] в собраниях ваших. Если вы принесете Мне всесожжения и дары ваши. Я не приму их, и не призрю на обетные жертвы (vota) из тучных [тельцов] ваших. LXX: Я возненавидел и отверг праздники (или торжества) ваши и не буду обонять [жертв] в собраниях ваших. И если вы принесете Мне всесожжения и жертвы, Я не приму [их], и не призрю на жертвы за ваше спасение. Это говорится, собственно, против колена Иудина и тех из Израиля, которые возвратились к служению Богу, но, тем не менее, не оставили высот 40 , поклонялись идолам и чрез великие грехи оскверняли жертвы, приносившиеся Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Не обманывайтесь, братья и сестры: мы приходим к Богу ради Самого Бога, а не ради того, чтобы «быть русским». Если вами движут эти последние соображения – берегитесь, как бы в конце концов не оказаться вам богопротивниками, подобно древним фарисеям. Как бы при всем внешнем христианском благочестии не принести в мир войну и диавольскую вражду вместо Христовой любви… Итак, как же стать подлинно «новым человеком»? Ответ на это прост: непрестанно воспитывать и взращивать в своей душе, вместо гордыни, превозношения и вражды, любовь к Богу и братскую любовь ко всем людям без исключения. Да, это нелегкий труд: ведь разделитель-диавол будет всячески мешать нам. Но с нами Тот, кто неизмеримо сильнее любых диавольских ухищрений, Сам Владыка мира – воплотившийся Спаситель, у колыбели Которого мы с вами сегодня стоим. Он несомненно поддержит нас во всех благих начинаниях – а значит, бояться нам нечего. Вместе с Ним мы обязательно победим! Сегодня мы с вами совершаем отдание праздника Рождества. Возвращаем, отдаем его в руки Того, Кто дал нам эту праздничную радость. Но продолжаются святки – и сама суть праздника, то, что пришло в наш мир с Рождеством Спасителя, никуда не уходит и уже никуда не уйдет. Лишь бы мы сами не отрекались от этого дара, от этой любви, не изгоняли Ее из своей жизни… Не случайно именно о воспитании в себе любви говорят нам сегодняшние евангельское и апостольское чтения: Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших ( Мк.11:25–26 ). Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота. Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь ( 1Пет.4:7-11 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Ничто, кроме нашей нерадивости и маловерия не мешает нам вечером 31декабря сходить на Новогодний молебен, в 23ч. тихо-мирно проводить старый год, перед боем курантов послушать президента, встретить Новый год бокалом шампанского, закусить легкими салатами, фруктами - да и лечь спать под грохот канонад. (Если не идёте на ночную Литургию). В чём тут грех? А 5января вечером поставить ёлку, положить под неё подарки, приготовить сочиво, 6 утром сходить в храм, до первой звезды попоститься, потом поесть сочиво, приготовить угощение на праздничный стол, а в полночь пойти в храм на праздничную Литургию и Причаститься! И потом разговеться! А 7 вечером, на Рождество, пригласить гостей и весело-весело (без излишеств!) отметить праздник! Ну а православным, проживающим за рубежами своей Родины, надо приспосабливаться, знали, на что шли, когда покидали Россию... Да, это издержки, но с ними приходиться мириться. Мало ли православных работают на праздники? И принимают это как послушание. Сочувствую, но такова жизнь, на всё воля Божия. Простите! Светлана Павлова 25 декабря 2015, 00:05 Главное, сохранить мир в Церкви, не провоцировать раскол. Новый год - чисто гражданский праздник, церковное новолетие празднуется в сентябре. Некоторые благочестивые приходы устраивают ночные богослужения 31 декабря, чтобы отделить церковное от мирского. Александр 24 декабря 2015, 23:47 «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, И И ДНЕЙ, И ГОДОВ; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: СВЕТИЛО БОЛЬШЕЕ, для управления днём, и СВЕТИЛО МЕНЬШЕЕ, для управления ночью, и (Быт. 1:14-16). То есть, когда календарь учитывает не просто движение Земли вокруг Солнца (как григорианский), но еще и расположение Солнца относительно звезд (юлианский или старый стиль), то он больше соответствует Св. Писанию. Петр 24 декабря 2015, 23:19 Поддерживаю Наталью Самсонову и всех кто желает, чтобы главным Праздником стало Рождество, а не призрачный новый год. Думаю правильнее, а вернее справедливее, было бы говорить о возврате государства к старому стилю, для этого действительно нужна железная воля. А в остальном, у сторонников нового стиля все понятно и прогнозируемо: сначала новый стиль, затем церковно-славянской уберем, затем песнопения в стиле поп или хип хопа, кому что нравится, а там глядишь и грехи и заповеди пересмотрим! Церковь есть Дом Божий, и лишних кирпичиков в нем нет! Дадим вытащить один, рухнет все здание. Отдашь палец, откусят по локоть. Спаси Господи.

http://pravoslavie.ru/89117.html

Он на земле, но принадлежит будущему Царству, Царству Небесному. Еженедельный праздник — воскресенье — прежде называли неделей, от «не делать»: это день, когда не делают, не работают. Отсюда получил своё название понедельник, то есть день, идущий за (по-славянски «по») неделей. Воскресный день всегда посвящён церковной службе. Четвертая заповедь гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему» ( Исх. 20:8-10 ). Также стараемся мы освободить от обыденных дел великие и двунадесятые праздники, особо чтимые дни. Когда в советский период для многих наших сограждан невозможно было не выходить на работу в дни церковных праздников, некоторые православные христиане свой заработок праздничного дня выделяли на милостыню и таким образом работали в этот день как бы не на себя, а на ближнего, на Церковь, в конечном итоге на будущую жизнь. В праздник, посвятив часть дня молитве, церковной службе, общению с Богом, остаток его посвятим общению с ближними. Откликнемся на приглашение и пойдём в гости. Даже если вы и устали и трудна дорога, всё равно не стоит отказываться от этой возможности оказать свою любовь. Не пустое это занятие — ходить в гости, и плодов оно принесёт не меньше, чем самая длинная огуречная грядка. Живущему в мире человеку, особенно в современном мире, очень трудно поддерживать свою церковность. Без общения с православным обществом, с другими церковными людьми она как-то незаметно изнашивается, растворяется или вырождается и какую-то частную интерпретацию церковности, то есть в церковность «как я её понимаю». Соль перестаёт быть солёной. «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям» ( Мф. 5:13 ), — говорит Спаситель принимающим Его учение. Как же нам сохранить соль, мудрость, истину своего христианства? Не уклоняться от Божественной истины нам помогает участие в церковной жизни. Прежде всего это молитва и участие в Таинствах Церкви. Молитва и Таинства объединяют нас в единую Церковь Христову. Исповедь и причастие поддерживают это единение в Теле Христовом. Чтение Священного Писания и Священного Предания, духовных авторов также помогает не потерять христианские ориентиры. Но как поддерживает нас пример живого Православия! Общение о Господе, общение в любви со своими, с единоверцами, укрепляет веру, назидает, отрезвляет от заблуждений.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Пусть же наш немощный разум озарится в эту ночь горним светом, чтобы и мы могли: «Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока», чтобы мы могли быть участниками великой тайны воплощения Христова: «Дева днесь Пресущественного раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог!» 8. Рождественское послание 1960 года «Христос раждается – славите; Христос с небес – срящите (встречайте); Христос на земли – возноситеся, пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися». В Христовой Церкви в великие праздники, а наипаче в праздники Святой Пасхи, которыми Св. Церковь почитает, как дни Светлого Христова Воскресения, так и дни Рождества Христова, обильнее и действеннее таинственно нисходит в души верующих особая духовная сила – благодать Божия, пребывающая в истинной Церкви. Этим исполняется обетование Христово, данное Им Своей Церкви: «Се Аз с вами во вся дни до скончания века» ( Матф. 28, 20 ). Пребывать с кем-либо существенным образом – это значит сочетать свои жизни. Каждый из нас должен сочетаться с жизнью того, с кем мы желаем быть, для того, чтобы нам быть вместе. По истолкованию приснопамятного владыки Антония, благодать Божия – это «любовь Христова, помогающая нам бороться с грехом». Неужели же Господь наш Иисус Христос и теперь любит каждого из нас в отдельности? Да! Несомненно так. Св. Ап. Павел говорит: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» ( Рим. 5, 8 ). И еще он говорит: «Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки» ( Евр. 13, 8 ). Если же наша душа исполнена любви, нисходящей к нам от нашего Спасителя и когда мы отвечаем Ему своей любовью через исполнение Его св. заповедей и через сердечное покаяние в наших безчисленных грехах, то мы пребываем со Христом, живем Его жизнью, наполняем свою душу Его божественной силой. Св. Ап. Павел, переживавший свою жизнь со Христом ясно и в высокой степени, дерзновенно возвещал о себе: «Живу не к тому аз, но живет во мне Христос» ( Гал. 2, 20 ), а наш старший современник, приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский , не менее дерзновенно всю свою жизнь назвал: «Моя жизнь во Христе».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

Работать во славу Божию почитают грехом, а проводить время в праздности, предаваться игрищам, не всегда безукоризненным, а - что хуже всего - пьянствовать, сквернословить, буйствовать, это - не грех, это можно - ведь " кто празднику рад, тот-де до свету пьян! " ... Мнящие себя быть цветом народа, люди " общества " , интеллигенты, с утра до вечера визитируют, а вечером, вместо того чтобы пойти в храм Божий, спешат в театр, на вечера, балы, где предаются танцам, картежной игре, пустословию и нередко тому же пьянству, как и простой народ, только прикрытому приличиями... А простой народ - на гульбищах, на базарах, около винных лавок и - да не возглаголют уста мои грешных дел человеческих, что творятся в великие и святые дни праздничные, особенно же в дни св. Пасхи!.. И томится болью сердце доброго пастыря, и молится он: Господи, не постави им греха сего! И желает он, только бы скорее миновали эти дни... И вспоминается завет великого Апостола Христова Павла христианам: " Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом... ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины! " (1 Кор. 5, 6-7). Сердце очерствело " Сердце наше окаменело,- пишет мне один из простецов-читателей, душа стала как воск на морозе, а царь Давид говорит, что воск тает от лица огня. Так и душа наша нуждается в солнце, чтобы согреться и умягчиться. Но лучи солнца мало проникают сквозь житейской суеты... Вот наступает праздников праздник - Светлое Воскресение Христово; какая радость для христианина, какое торжество, как душа волнуется!.. Мне уже 60 лет от роду; значит, я встречаю сознательно этот праздник, по крайней мере, в 50-й раз, и все одно и то же, - та же радость, то же душевное волнение, как и 50 лет назад! С нетерпением ждешь удара в колокол к светлой заутрени, с трепетом сердечным идешь в Божий храм, а при пении радостного " Христос воскресе " - от умиления слезы текут...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2424...

Скачать epub pdf Слово на день праздника Введения во храм Пресвятыя Девы Марии Матерь Божия как пример смиренного и безропотного несения скорбей Пречистая Божия Матерь ублажается Церковью земною и небесною славнейшею всех серафимов и честнейшею всех херувимов. Так почитается она потому, что получила от Бога великую и бесподобную сравнительно со всеми разумными тварями благодать быть Матерью Самого Бога, Второй Божественной Ипостаси. Но вот на что в данный момент мне хотелось бы обратить ваше внимание, мои возлюбленные о Христе чада. Слово Божие и св. отцы Церкви свидетельствуют, что не даром Пречистая Дева Мария получила от Бога эту благодать, а за Свои великие духовные подвиги. Самым первым из них и было введение Ее во храм трехлетнею Отроковицею, что ныне празднуется св. Церковью. Некогда ко Христу подошел один юноша и спросил Его: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Иисус ответил: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди...» Юноша говорит Ему: «Все это сохранил я от юности моей: чего еще недостает мне?» Иисус сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, ...и приходи и следуй за Мною». Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» ( Мф. 19,16–17. 20–22 ). На этот путь совершенства стали ученики Христа. Ради Него они отреклись от мира и всецело отдались Господу, чтобы Одному Ему принадлежать и ради Него только жить на земле. Но они это сделали в зрелом возрасте. Дева же Мария отреклась от мира и всех его радостей в трехлетнем возрасте. Этот подвиг Ее был не чем иным, как иночеством, явлением изумительным не только для людей, но и для ангелов и которого среди женского пола совсем не существовало в Ветхом Завете. Вот почему в ответ на размышления известного в России великого подвижника Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Парфения, кто была первою инокиней, ему явилась Пречистая Божия Матерь и сказала: «Я была первой монахиней». Как свидетельствует слово Божие и церковное предание, Пречистой Деве Марии был присущ и другой великий подвиг – христианского несения скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Солнце уже спустилось за горизонт, и наступила ночь, когда Господь закончил Свою беседу на Елеонской горе. Город и храм скрылись во мраке южной ночи... Подавленные словами Христа, апостолы безмолвно сидели у ног Учителя. Их мысленные взоры все еще были обращены в будущее, к тем далеким и грозным временам, когда их Учитель опять придет на землю, чтобы утвердить Свое Вечное Царство. Но Христос внимание Своих учеников вновь обращает на ближайшие великие события. Прервав молчание, Он сказал апостолам: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха и Сын Человеческий предан будет на распятие». Сказав эти печальные слова, Господь поднялся и вместе с учениками направился в Вифанию. А тем временем в Иерусалиме, несмотря на поздний час, в доме первосвященника Каиафы члены Синедриона собрались на тайное и беззаконное совещание. Всенародное обличение их в храме Иисусом вызвало у них страшное негодование, и они решили поскорее покончить с Галилейским Проповедником. При этом они опасались только одного: как бы не вызвать бунта среди народа. Поэтому первосвященники решили убить Христа после праздника, когда многочисленные паломники разойдутся из Иерусалима. Но врагам Иисуса не надо было ждать так долго, – к ним на помощь под покровом ночи из Вифании спешил один из двенадцати учеников Спасителя Иуда Искариотский. Он, вероятно, уже давно носил в себе мысль о предательстве своего Учителя, и вот теперь явился к первосвященникам, предлагая им свое предательство за деньги. «Что вы дадите мне, и я вам предам Его», – сказал Иуда членам Синедриона. «Не бойтесь взять Его во время праздника, – продолжал Иуда свою речь, – Я предам Его вам так секретно, что народ ничего не будет знать об этом». Пораженные и обрадованные предательством одного из ближайших учеников Христа, члены Синедриона предложили ему тридцать сребреников. Иуда взял деньги и с этого времени стал искать удобного случая, чтобы выдать Синедриону своего Учителя. Великий Четверг. Тайная вечеря. Мф. 26:17–35; Мк. 14: 12–25; Л к. 22:7–38; Ин. 13:1–38

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Сын Божий по Своему Божеству всегда имел и имеет полную и всякую власть во всем мире. Теперь же, по Воскресении, Он принял власть над всем и над всеми по человеческой природе: Дана Мне всякая власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ). Иисус Христос на глазах Своих учеников поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде ( Деян.1:9–10 ). Эти явившиеся ученикам два Ангела сказали: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян.1:11 ). Таким образом Ангелы возвестили, что перед концом нашего мира будет Второе Пришествие Христа на землю. Священное Писание говорит, что на этот раз Господь придет уже не для проповеди, а для подведения итога жизни всех людей. Каждый человек получит от Бога определение своей участи в мире вечности. Для кого-то эта вечность будет светлой и радостной, а для кого-то — мрачной и страшной. Время Второго Пришествия Христа нам не открыто. И от того, как мы живем, как исполняем в жизни волю Божию, зависит не только наша земная жизнь, но и вечная. Вопросы: 1. Где теперь Иисус Христос? 2. Что Он поручил Своим ученикам? 3. Человеческая или Божественная природа Иисуса Христа возносится на небо? 4. Вернется ли телесно Иисус Христос на землю и когда? 50. Праздник Вознесения Господня Праздник Вознесения Господня в честь восхождения Воскресшего Иисуса Христа на небо является великим и двунадесятым. Он празднуется в четверг — сороковой день по Светлом Христовом Воскресении. В праздничном тропаре говорится: «Вознесся во славе, Христе Боже наш, радость сотворивший ученикам обещанием Святого Духа, уверив их Своим благословением, что Ты — Сын Божий, Спаситель мира» (русский перевод). В богослужебных текстах осмысляется дело Христово на земле и само событие Вознесения: «Не оставляя недр Отца Своего (то есть не разлучаясь с Богом Отцом) и с земными пожив (живя на земле с людьми), как человек, Ты ныне, Сладчайший Иисусе, с горы Елеонской вознесся во славе и падшую (согрешившую) нашу природу, милостиво вознесши, посадил с Отцом Своим. Поэтому бесплотные Ангельские чины, удивляясь этому чуду, ужасались, одержимые страхом и трепетом, и славили Твое человеколюбие. С ними и мы, земные, прославляя Твое пришествие к нам и Вознесение от нас на небо, молимся, говоря: исполнивший при Своем Вознесении бесконечной радости учеников и родившую Тебя Богородицу, удостой радости и нас, избранных Твоих, по молитвам их, ради великой Твоей милости» (стихира вечерни в русском переводе).

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

Так же и 70-й канон Карфагенского собора запрещает зрелища и игры как на Пасхальной неделе, так и по воскресным и праздничным дням. Итак, из этого следует, что зрелищ не бывает по праздничным дням, по будням же нет препятствий к их проведению. Мы даем им четыре ответа. Во-первых, упомянутый Вселенский собор в 51-м каноне совершенно определенно запрещает устраивать зрелища когда бы то ни было. Этот канон предшествует семидесятому, в котором говорится, что цель Святого Собора – запретить христианам всякие увеселительные собрания. Так, Святой Вселенский Собор выступает против лицезрения циркачей и походов в театр: «И зрелища звериныя творить и плясания на позорищи» (51 канон). Во-вторых, тот же Карфагенский собор в 17-м каноне предписывает постоянно проповедовать всем христианам, чтобы они даже близко не подходили и даже не смотрели туда, где творятся богохульства и всякие безобразия, присущие подобным затеям. В-третьих, ответим словами Василия Великого , что само по себе предосудительное не может превратиться в хорошее в зависимости от времени: «Ничто подвергшееся осуждению не может быть пригодно и на время» (Правила, пространно изложенные. 20). Игры, братья, – занятие для маленьких мальчиков и девочек. По незрелости возраста у них детское и несовершенное сознание. Им кажется, что для великого счастья и радости нужно играть в разные забавы, как написано у Захарии: «И улицы города сего (Иерусалима) наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его» ( Зах.8:5 ). Дело же совершенных мужей и старцев – пренебрегать детскими забавами как ничтожными, презренными и недостойными для зрелого сознания. Им присуще думать и искать высокие и великие дела добродетелей и достойные Царства Небесного. Как говорит Павел, «когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» ( 1Кор.13:11 ). Поэтому играющие мужи и старцы показывают не что иное, как то, что ум у них, как у младенцев, и мыслят они по-младенчески, и сознание незрелое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010