Кроме богослужения суточного круга, бывают ещё службы, совершаемые по особым нуждам или потребностям христиан, так называемые требы. Самые обычные требы: панихиды, или молитвы об умерших, которые служатся в 3-й, 9-й, 40-й день и в годовщину после смерти, и молебен, служба, состоящая из канона Спасителю, Божией Матери или святому. Молебны бывают просительные, благодарственные, на освящение воды, дома и т.д. Особые церковные молитвы, или требы, существуют почти на все случаи жизни, от наречения имени родившемуся младенцу до погребения умерших. Кроме суточного круга в жизни церкви есть и недельный круг богослужений. Существует восемь особых напевов – гласов, которые чередуются в течение года. Каждый день недели посвящён какому-нибудь воспоминанию: воскресенье – Воскресению Христову; понедельник – небесным силам, т.е. ангелам; вторник – Иоанну Крестителю; среда – Кресту в связи с покаянным воспоминанием о предательстве Иуды; четверг – Апостолам и Святителям (главным образом, Святителю Николаю); пятница – Кресту, в связи с Распятием; суббота – всем святым и усопшим и в особенности Матери Божией. Среда и пятница являются днями постными. Религиозные праздники всегда занимали большое место в жизни народов, внося в неё радость, краски, раскрепощение. Они освобождали человека от гнёта обыденности, давали ему соприкоснуться – пусть хотя бы на время – с иным, лучшим миром. Праздники – не просто дань прошлому. Участвуя в них, каждый верующий приобщается к опыту Церкви, следует её водительству. Он как бы заново переживает великие события евангельской и церковной истории, живёт в них, проходя таким образом целую школу духовного возрастания. Богослужебный год начинается в соответствии с ветхозаветной практикой – осенью. В первый день сентября за литургией читают отрывок из Евангелия, повествующий о проповеди Христа в назаретской синагоге ( Лк.4:16–30 ). Раскрыв свиток Исайи, Христос прочёл собравшимся слова о Помазаннике, пришедшем благовествовать мир, спасение, свободу, «возвестить время милости Господней». Под знаком этого пророчества стоит и церковное новолетие. Двунадесятые праздники непреходящие

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» (светилен Великие Понедельник, Вторник, Среда, Четверток). «Сень небесная явися горница, идеже Пасху Христос соверши: вечеря безкровная, и словесная служба, трапеза же тамо совершенных тайн, мысленный жертвенник» (тропарь девятой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великая Среда). Юница – образ Девы Марии, некогда принесённой родителями как жертвоприношение в храм подобно тёлке, которую приводили в иудейский храм как жертву за грехи народа ( Числ.19:2–10 ). «Юница тельца на древе повешена взываше зрящи» (тропарь третьей статии, утреня, Великая Суббота). 587 Отсылки к источнику даны только в том случае, когда тексты приведены по рукописным книгам. В остальных случаях цитаты взяты из печатных комплектов Минеи, Октоиха и Триоди: Минея служебная. М.: Моск. Патриархия, 1978–1989. Т. 1–12; Октоих, сиречь Осмогласник. Репр. воспр. изд. 1981 г. (Москва). М.: Свято-Успен. Псково-Печер. Монастырь. Т. 1–2 (ц.-слав. шрифт); Триодь Постная. М.: Моск. Патриархия, 1992. Ч. 1–2 (ц.-слав. шрифт); Триодь Цветная. М.: Моск. Патриархия, 1992 (ц.-слав. шрифт). 589 К древнему и уже в Византии исчезнувшему гимнографическому жанру относились «праздничные блаженны» (греч. μακαρισμοι») – тропари, припеваемые к стихам заповедей блаженств ( Мф.5:3–12 ) на праздничной (не воскресной) литургии. Пентковский А., Иовчева М. Праздничные и воскресные блаженны в византийском и славянском богослужении VIII-XIII вв.//Paleobulgarica. Т. XXV В. 3. София, 2001. С. 31–60, 49; Верещагин Е.М. Церковнославянская книжность на Руси. М., 2001. С. 251–418; Никифорова А. Праздничные блаженны из греческих Миней IX-XII веков библиотеки монастыря великомученицы Екатерины на Синае//Богословский сборник. Т. 10. М., 2002. С. 155–171). 591 Скабалланович М. Рождество Христово. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 (репринт); Он же. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Успение Пресвятой Богородицы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 (репринт); Он же. Пятидесятница. Воздвижение Честного креста. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 (репринт).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

В студийских афоно-итал. памятниках утреня первых 3 дней Страстной седмицы имеет только 2 кафизмы; гласовые песнопения отменяются (вместо троичнов поется тропарь «      », вместо светильна - эксапостиларий «    »). Появляется практика читать на часах Четвероевангелие - в каждый из первых 4 дней Страстной седмицы (включая Вел. четверг) должно прочитываться по Евангелию, исключая Ин 13. 31-21. 25. В отличие от Евангелий вечерни, к-рые содержат рассказ о событиях 3 дней, чтение Четвероевангелия является примером изобразительного символизма в страстных службах: оно воспроизводит проповедь Господа в храме в продолжение этих дней. Каждый вечер поется великое повечерие с трипеснцем прп. Андрея Критского (сам песнотворец создал эти трипеснцы для утрень Страстной седмицы). Распределение песнопений такое же, как и в позднейших памятниках: стихиры на вечерне следуют той же тематике, что и на утрене, а содержание следующего дня появляется только в трипеснце повечерия. Каждый памятник имеет свои особенности. Так, по южноитал. Мессинскому Типикону 1131 г. Вел. среда имеет собственные тропарь в начале утрени и эксапостиларий («Ως πρνη σοι προσππτω να λβω τν φεσιν» (Как блудница Тебе припадаю, чтобы получить оставление) и «Ε κα κολοθησα τ πατοντ με χθρ» (Если я и последовал обольстившей меня вражде)); после 8-й песни трипеснца утрени следует кондак; хвалитных стихир на утрене нет; после изложения службы в Вел. среду замечено, что с этого дня на службах больше нет великопостных особенностей ( Mateos. Typicon. P. 229-233). По афонскому Георгия Мтацминдели Типикону сер. XI в. на утрене есть и хвалитные, и стиховные стихиры; великое повечерие оставляется со вторника ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 282). По Евергетидскому Типикону кон. XI в., основанному на Студийском уставе, но отражающему малоазийскую и отчасти к-польскую практику, песнопения распределены по службам первых 3 дней Страстной седмицы так, что их начинают петь уже на вечерне накануне (как в Студийско-Алексиевском Типиконе).

http://pravenc.ru/text/150085.html

Строгость поста обычно распределяется на неделе так: из всех дней особо выделяются  пятница и среда, а к ним, если идет пост, присоединяется понедельник, потому что это день посвящен Бесплотным Небесным силам. В понедельник, среду и пятницу в посту мы вкушаем растительную пищу без растительного масла, а в остальные дни – с маслом. В субботу же и воскресение малых постов – Рождественского поста и Петрова поста – разрешается рыба. В праздники пост послабляется на одну ступеньку – к растительной пище добавляется масло, а если уже разрешено было масло, дозволяется рыба. Великие, Двунадесятые праздники (например, Преображение Господне в Успенском посту и Благовещение в Великом посту, если только оно не выпадает на Страстную седмицу) позволяют нам перескочить через одну ступеньку – от полной строгости к рыбе. Так что все очень просто. В Великий и Успенский посты на неделе у нас пять дней без растительного масла, суббота и воскресенье – с растительным маслом. В Рождественский и Петров – три дня без масла, вторник и четверг – с маслом, а суббота и воскресение – с рыбой. Но знаете, когда человек постится, то он ко всему привыкает. Это не сложно. Это просто привычка. Иногда начинают спрашивать и критиковать: «Ну не все ли равно, что есть?» Вот именно потому они и выступают против поста, что им «не все равно». Протоиерей Валериан Кречетов. Фото: Нескучный сад Пост есть самая простая тренировка в сдерживании себя, и уже этим он особенно полезен детям. Они ведь как увидят лакомый кусок – сразу же норовят схватить и в рот. Ан нет, нельзя. Пост для детей имеет большое воспитательное значение. Я сам вырос в православной семье, да и по своим детям знаю важность этого сдерживающего начала. Говорят: «Пост придумала Церковь». Все эти идеи – просто от безграмотности. Первая заповедь, данная человеку в раю – это заповедь поста. Но пост для первых людей был установлен такой легкий! Все ешь, только от одного дерева, (даже не от одной породы деревьев, а от одного конкретного дерева!) не вкушай. Практически это был пост. А что такое пост? Послушание.

http://pravmir.ru/iskusheniya-v-post-eto...

Столько тьмы впереди! Но уже вспыхнул свет, уже началась битва, и мы знаем, что в конце ее – победа и радость общего Воскресения. К смерти идет, смерть вызывает на поединок с Собою Царь и Господь мира. И потому на следующий день Он, всегда избегавший всякого поклонения, Сам совершает по-царски торжественный вход в Иерусалим. И потрясается весь город, толпы взрослых и детей восклицают: «Осанна!» И воздевая к небу вербы с пением «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне!» 41 , мы сами каждое Вербное воскресение перед лицом всего мира и, что еще важнее, перед лицом собственной совести утверждаем, что Христос есть Царь и Царство Его – Царство жизни, победы над смертью и всей злобой, всей тьмой мира сего. «Ты один Царь, Ты один Господь» 42 – две тысячи лет живет этим утверждением Церковь , совершающая накануне Страстной недели праздник воцарения Христова – Вход Господень в Иерусалим. Пусть не знают об этом земные властители, пусть кажется им, что вся власть над миром у них. Но мы неопровержимым знанием веры и сердца знаем, что вечно грядет к нам смиренный Царь любви на кротком животном и что никаким силам тьмы не дано уничтожить силу, угасить свет этого Царства. Впереди – крест, смерть и гроб, но все это уже светится зарею победы, пронизано предпасхальной радостью. С ними и вступаем мы теперь в святые и великие дни Страстной недели. Последняя схватка Из радости и торжества Вербного Воскресенья, праздника воцарения Христа в нашем мире, на нашей земле, вступаем мы в святые и великие, как называет их Церковь , дни Страстной недели, или седмицы. Первые три из них – понедельник, вторник и среда – еще только готовят нас к тому, свидетелями, а в духовном смысле и участниками чего призваны мы стать в конце этой седмицы. Готовят к событию, которое есть завершение всего дела Христова и в глубочайшем смысле конец всего. Ибо сколько бы ни длилась с тех пор человеческая история, все в ней, как и в жизни каждого из нас, на последней глубине определяется, оценивается и обретает смысл лишь по отношению к этому событию всех событий – Кресту, Гробу и Воскресению. Именно тогда решилась и с тех пор непрерывно решается судьба мира, открылась и с тех пор непрерывно открывается последняя правда обо всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Какие малые праздники? Это, – напр., Лазарева суббота, т. е. день воскресения Лазаря, дни отданий дванадесятых праздников, т.е. вообще такие дни, которые посвящены воспоминанию довольно важных свящ. событий и досточтимых святых. Чем отличаются праздники одни от других при богослужении? Гл. образом торжественностью богослужения, большие большею, меньшие меньшею, напр., в великие праздники совершается всенощное бдение (т.е. вечерня в соединении с утреней), с литиею, благословением хлебов и пр. В средние полагается полиелей, так называемый, т.е. на утрени поется «Хвалите имя Господне», с величанием. В малые – великое славословие. т.е. на утрени песнь «Слава в вышних Богу» не читается, как в будни, а поется. Общие же особенности праздничного богослужения это: священнослужители облекаются в более светлые одежды, освещение храма бывает блистательнее, каждение совершается обильнее, царские двери отверзаются чаще, песнопения бывают многочисленнее, коленопреклонения упраздняются, пост ослабляется или совсем разрешается. Не означаются ли какими знаками праздники в месяцеслове и святцах? Великие означаются знаками креста в круге, средние крестом в полукруге или одним крестом, малые или одним крестом, или тремя точками в полном круге. Как различаются между собою дни будничные? Между ними на каждой неделе известны: понедельник, т.е. первый день по неделе, – воскресенья, Вторник, т.е. второй день после воскресенья; Среда, т.е. средний день на неделе; Четверток, т.е. четвертый день недели; Пяток, т.е. пятый день; Суббота, день в который Бог почил от дел творения мира, бывший – прежде первым днем недели и праздником. Когда установлены те и другие из праздников? В разное время. Одни из праздников установлены в первые же времена христианства; таковы, напр., праздники: Воскресения, Рождества Христова, Рождества и Успения Пресвятой Богородицы. Другие установлены в последующие времена по совершении воспоминаемых ими событий; таковы, напр., праздники явления тех и других икон Пресв. Богородицы, дни св. угодников Божьих, прославившихся. Так, Казанской иконе Пресв. Богородицы установлен один праздник, в память явления ее, в 16-м, другой в память избавления России от поляков, в 17 столетии; свт. Николаю один, в память его преставления 6 декабря, в 4-м, другой, в память перенесения его св. мощей, 9 мая, в 11 столетии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

496 Ин. 19:30. 497 Лк. 23:46. 498 Октоих 5 гл., четверг, вечерня, 3-я, стихира «Господи, воззвах». Срав.: Октоих, 5 гл., среда, канон Кресту, п. 4, 1: «Душам всеконечное избавление сотворяя, Христе, в руце Отцу предал еси Пресвятую Душу Твою на древе волею висимь». 499 Великий Пяток, великие часы, стихира на 1-м часе. 500 Великий Пяток, тропарь на 9-м часе; Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 78. 501 Слово на Великую Субботу».» Христианское чтение. 1845. II. С. 65. 502 Октоих 3-й глас, вторник, вечерня, 3-я стихира на «Господи, воззвах». 503 Великий Пяток, стихира на целование Плащаницы: «Приидите, ублажим Иосифа». 504 Великий Пяток, вечерня, стихира 1-я и на «Слава, и ныне» на стиховне. 505 Великий Пяток, повечерие, канон, п. 5-я на «Слава». 506 Великий Пяток, повечерие, канон, п. 6, «и ныне». 507 Великий Пяток, повечерие, канон, п. 6, 1 и п. 6, на «Слава». 508 Великая Суббота, утреня, канон, ирмос 9-й песни 509 Великий Пяток, вечерня, тропарь. 510 Святой Иоанн Дамаскин. Слово на Великую Субботу.//Христианское чтение. 1846. II. С. 73—74. 511 Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 1. 512 Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 2. 513 Великая Суббота, утреня, Непорочны, ст. 12; срав.: канон, п. 8,3. 514 Великая Суббота, утреня, 1-я стихира на хвалитех. 515 Октоих 6 гл., суббота, великая вечерня, 7-я стихира на «Господи, воззвах». 516 Октоих 6 гл., икос воскресный; Великий Пяток, вечерня, 3-я стихира на стиховне. 517 Великая Суббота, утреня, 2-я стихира на хвалитех; срав.: Великая Суббота, вечерня, стихира на «Слава» на «Господи, воззвах». 518 Великая Суббота, утреня, 1-я стихира на хвалитех. 519 Великая Суббота, вечерня — аллилуарий. 520 См. Номоканон при Большом Требнике, гл. 169. 521 Если на Страстной седмице случится храмовый праздник, а именно в Понедельник, Вторник, Среду и Четверг, то служба его переносится на Неделю Ваий, а если случится в Великую Пятницу или Субботу, то переносится на второй день Пасхи и совершается вместе с пасхальной службой по Марковым главам, как указывается о праздновании святого великомученика Георгия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Борис Горелик Скачать epub pdf В Вавилон – Babylon Вавилонская башня – Tower of Babel вавилонский плен – Babylonian exile Вавилонское столпотворение – the Babel вайя – palm-branch вальденсы – Valdenses варнавиты – Barnabite fathers варфоломеевская ночь – St Bartholomew’s night Ватикан – the Vatican city Введение во храм Пресвятой Богородицы – the Entry of the Most Holy Virgin into the Temple, Presentation of the Virgin in the Temple вдохновение – inspiration вдохновлять – to inspire вездесущий – omnipresent век – age; century Велик и славен – Great and Awesome великая пятница – Good Friday, Holy Friday великая седмица – Passion Week великая среда – Wednesday of the Holy Week великая суббота – Easter Eve, Holy Saturday, Easter Saturday великая четыредесятница – the Lent великие поклоны – prostration, bow to the very earth великие пророки – major prophets великий вторник – Tuesday of the Holy Week великий Господин – Very Reverend Sir, Most Reverend Sir великий понедельник – Monday of the Holy Week великий пост – the Lent великий праздник – the great feast/festival/holiday of the Orthodox Church великий четверг – Maundy Thursday, Holy Thursday, Thursday in the Holy Week великопостный – Lenten величание – glorification, songs of praise, extolling (sang at the matrimony) вельзевул – Beelzebub венгерская реформированная церковь – Hungarian Reformed Church венец – crown; halo венчальный – nuptial венчание – matrimony; nuptials венчать – to wreathe венчик – paper band (placed on the forehead of a dead person) вера – belief, faith; doctrine вера апостольская – apostolic faith вербная неделя – Holy Week вербное воскресенье – Palm Sunday, Yew Sunday вериги – chains, fetters верить – to believe вероисповедание – religion, faith, denomination, confession вероисповедный – religious Веронские отцы – Verona Fathers вероотступник – apostate вероотступнический – apostate вероотступничество – apostasy веротерпимость – tolerance веротерпимый – tolerant верующий – believer, religious person, adherent

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Праздник Успения Пресвятой Богородицы — последний великий праздник церковного года. Он отмечается 15/28 августа. За две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы (1/14 августа) начинается Успенский пост. Согласно преданию, перед кончиной Пресвятой Богородицы к Ее смертному одру, в Иерусалим, чудесным образом с разных концов света собрались апостолы Христовы. Апостол Фома позже всех пришел ко гробу, однако тела Пречистой в нем уже не было, поскольку Она телесно вознеслась на небо. В богослужебных текстах, посвященных этому празднику, смерть Пресвятой Богородицы именуется блаженным успением и прославляется как восхождение к Источнику жизни — Богу. Праздником Успения Пресвятой Богородицы завершается годовой круг богородичных праздников, начавшийся праздником Рождества Богородицы. Годовой церковно-богослужебный круг включает постные дни и периоды. В календаре Православной Церкви — четыре многодневных поста: Великий, Рождественский, Петров и Успенский. Кроме того, постными днями являются каждая среда и пятница (кроме сплошных седмиц), праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи, а также Крещенский сочельник (канун праздника Богоявления). Древнейшим и наиболее важным является Великий пост вместе с постом Страстной седмицы. Для Великого поста характерны самые строгие правила воздержания от пищи. Типикон Русской Церкви предписывает монахам не вкушать вообще никакой пищи в понедельник, вторник и четверг 1й седмицы Великого поста и в Великую Пятницу, а также соблюдать сухоядение (то есть питаться невареной пищей) в среду и пятницу 1й седмицы и в будние дни всех прочих седмиц Великого поста и Страстной седмицы, исключая Великие Четверг и Пятницу. В субботы и воскресенья поста позволяется принимать пищу с растительным маслом, а на великие праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим (6е воскресенье Великого поста) — есть рыбу. В день Лазаревой субботы разрешается есть рыбную икру, а в Великий Четверг употреблять пищу с растительным маслом.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-kan...

Суббота хотя и не празднуется в Христианской Церкви как совершенный праздник, од­нако, в память прежнего празднования, отличается от прочих дней ослаблением поста. Во время Св. Четыредесятницы в субботы обыкновенно совершается Литургия Златоустого (чего не бы­вает в прочие дни Вел. Поста) и достойно приготовившиеся приступают к причащению Святых Таин. В этот день, в который Бог почил от всех дел Своих, Св. Церковь прославляет всех Святых, наслаждающихся вечным покоем блаженства, и молится о упокоении скончавшихся в вере и надежде жизни вечной. Впрочем, и с другими, непраздничными днями недели, Православная Церковь соединяет некоторые священные воспоминания. Так, в понедельник призывается в молитвах церковных предстательство Честных Небесных Сил бесплотных, то есть, Ангелов, во вторник – ходатайство Св. Иоанна Предтечи, в четверток прославляются Св. Апостолы и Св. Отцы, между которыми ублажается особенно Св. Николай Чудотворец. Среда и пятница посвящены воспоминанию страданий Господа Иисуса Христа. Глава 3. Праздники годичные Годичные Церковные праздники разделяются, по важности воспоминаемых событий, на великие, средние и малые. Величайший из великих праздников есть Пасха, праздник праздников. Важнейшие после Пасхи, праздники называются двунадесятыми, потому что их бывает двенадцать в течение года. А именно: 1) Рождество пресвятой Богородицы, 2) Введение Ее во храм, 3) Благовещение, 4) Рождество Христово, 5) Сретение, 6) Крещение Господне, или Богоявление, 7) Преображение Гос­подне, 8) Вход Господень в Иерусалим, 9) Вознесение Господне, 10) Пятидесятница или день Св. Троицы, 11) Успение Божьей Матери, 12) Воздвиженье Креста Господня. Служба в двуна­десятые праздники отличается особенной торже­ственностью; на всенощном бдении бывает лития, благословение хлебов, величание и помазание святым елеем. Кроме того, почти все эти празд­ники имеют предпразднества и попразднества, то есть, нисколько дней посвящаются прославлению празднуемого события до наступления праздника, и нисколько дней после того; попразднества окан­чиваются отданием. К числу великих праздников принадлежат также: 1) Обрезание Господне, 2) Покров Божьей Матери, 3) Рождество Иоанна Предтечи, 4) Усекновение главы его, 5) День Св. Апостолов Петра и Павла. В церковном Ус­таве праздники великие означаются крестом в круге.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010