Какова её структура? Первые три дня её однозначно постные по распорядку дня (мы обязательно повторим, какой распорядок дня характерен для поста и для этих дней в частности), по особенностям богослужения и по целому ряду других признаков (Эти признаки, характерные для постных дней, я тоже попробую назвать). Что касается периода времени, начиная с Великого Четверга, это уже не вполне регулярные постные дни. Формально их можно было бы назвать непостными (особенно Великий Четверг). Великий Четверг вообще не очень сильно похож на постный день (я попробую попозже показать почему). Великая Пятница — это самый строгий постный день в году. Великая Суббота — день перед наступлением Светлого Воскресенья — это тоже постный день, как ни странно. Почему это должно быть странно? Потому что в Восточной Церкви, к которой мы с вами принадлежим суббота объявлена днём непостным. По каноническим правилам Восточной Церкви суббота непостная - за исключением только одной субботы в году - Великой Субботы. Великая Суббота — постная. Начиная с Великого Четверга, это дни совершенно особенные. Они не укладываются в рамки и правила регулярных постных дней. С Великого Четверга начинаются пасхальные воспоминания, сначала связанные с Крестной Пасхой потом перерастающие в празднование Пасхи Воскресной. Прежде, чем мы начнём речь об основных особенностях Страстных Дней, давайте сначала поговорим о главном, с чего всегда надо начинать, когда речь заходит о Православном Богослужении, с Литургии. Как устроена Литургия на Страстной Седмице? Всегда нужно по первому пункту давать понятия. Значит с Литургией такая ситуация. На Страстной Седмице, в первые три дня, которые я назвал вполне постными, служится самая, что ни на есть постная Литургия, а именно Литургия Преждеосвященных Даров. То есть в понедельник, вторник и среду служится Литургия Преждеосвященных Даров. Как видите, на Страстной Седмице ситуация меняется. Весь Великий Пост эта Литургия служилась по средам и по пятницам, по нашему уставу. А на Страстной Седмице она служится каждый постный день, и в понедельник, и во вторник, и в среду. Почему? Потому что так было в Константинополе в первом тысячелетии.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

7 Ewald, Lehrbuch der Hebräischen Sprache, 6-te Ausg. (Leipzig. 1855) S. 470. not. I; Gesenius, Thesaurus philologicus criticus liuguae hebraeae et chaldeae V. T. (Lipsiae. 1842). T. III. p. 1359 – 1361; Lotz, Quaest. de hist. Sabbati, p. 6; Riehm, Handwört. Bd. II. S. 130°; Herzog, Real-Encycl. Bd. XIII. S. 157. Из образовалась форма , а затем, чрез новое усиление гласной, получилось уже слово (Ewald, ibid.). 8 De-Lagarde, Psalterium Hieronymi (Lipsiae. 1874). P. 158–159; Dillmann, Exodus und Leviticus (Leipzig. 1880). S. 214; Lotz, Quaest. p. 5 not. 9 Lotz, ibid. p. 6; Oehler, Real-Encycl. v. Herzog. Bd. XIII, S. 156. Некоторые, как напр. Мангольд (Schenkel, Bib. Lex. Bd. V. S 123), Де-Легарде (Psalterium Hieronymi, p. 158), Кейль (Bibl. Comment. Th. I. Bd. I. S. 423), считают слово за nomen agentis и принимают в значении , tempus quiescens. Но в таком случае едва ли бы могло употребляться выражение ( Исх. ХХ, 8 ). Что есть nomen actionis, – это подтверждается и аналогией с другими словами, образовавшимися подобным же образом, каковы нарезывание, царапина, грех (как действие) и многие другие названия болезней и пороков. См. Lotz, ibid. p. 6 – 7. 12 Из ряда недельных суббот в Евангелии выделены суббота великая ( Uoah. XIX, 31 : μεγλη μρα το Σαββτου) и суббота второпервая, δευτερπρωτον ( Лyk. VI, 1 ). – Субботой великой, по согласному мнению всех исследователей, называлась у евреев та суббота, на которую падал первый пасхальный день (Ср. Иоан. ХХ, 1 ), и которая, поэтому, считалась святою предпочтительно пред прочими. Wiener, Bibl. Realwört. Bd. II. S. 349; Scholz, Die heilig. Alterthümer. Abth. II. S. 12. Что же касается выражения Σββατον δευτερπρωτον, – то оно принадлежит к числу παξ λεγμενα и с давних пор считается crux interpretum. На трудность объяснения этого выражения указывал еще бл. Иероним в письме к Негоциану. „Мой прежний учитель“,– пишет Иероним, – „ Григорий Назианзин , как-то на мою просьбу объяснить, что значит у Луки (VI, 1) суббота δευτερπρωτον, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Еще же постятся единственным в год постом. Когда дни эти приходятся или во второй, или в третий, или в четвертый день во субботе: тогда определяется ими и самая суббота. Почему после бывшего дня опресноков, и определенного дня субботы в субботу, собственно так называемую, следовавшую за днем опресноков, причисляемым к дням субботним, апостолы проходили засеянными полями, срывали колосья, растирали и ели, показывая, что разрешены узы, наложенные субботою, когда пришла великая суббота, то есть Христос, Который успокоил нас от грехов наших, и прообразом Которого был Ной. Ибо Ною отец его, увидев его рожденным по пророчеству, дал имя Ноя, говоря: сей упокоит нас от грехов наших, или от жестоких дел наших ( Быт.5:29 ). Но от грехов не упокоил Ной; напротив того о Христе пророчествовал Ламех, действительно изъясняя пророчество, заключенное в имени: Ной. Ибо Ной значит упокоение, как и Севеф значит: покой, суббота; то есть Христос, в Котором почил Отец и Святой Дух Его; в Нем обрели покой и все святые человеки, упокоившись от грехов. Он есть великая и вечная суббота, прообразом которой была суббота малая и временная, служившая до Его пришествия, Им установленная по закону, Им прекратившаяся и в Евангелии исполненная. Ибо так сказал Он: Господь есть и субботы Сын человеческий ( Мф.12:8 ). Посему ученики смело нарушают субботу; потому что и прежде их жившие священники во храме нарушали субботу, закалывая животных и принося жертвы Богу, чтобы не прекращалась непрестающая жертва, ежедневно приносимая. И не только сами священники пророчествовали о разрешении субботы тем, что не оставались в бездействии; но и самое обрезание нарушало субботу. Поскольку; младенец нередко рождался в субботу: то от сего происходило нарушение субботы и обрезания. Так предвозвещаемо было отмена того и другого. Ибо видно, что обрезывающие рожденное в субботу, если желали в точности наблюдать восьмой день, хотя находили, что совпадает оный с субботою, однако же обрезывали, делая дело в субботу и тем нарушая субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Преестественным, и еже о нас неисчетным твоим Благоутробием, Христе Боже, помилуй нас, аминь. По вышеестественному и безмерному Твоему милосердию к нам, Христе Боже, помилуй нас. Аминь. Синаксарь во Святую Великую Субботу Стихи: Всуе храниши гроб, кустодие: Не удержит бо рака Самосущую Жизнь. Стихи: Тщетно ты гроб стережешь спечатанный, стража, Ибо в нем нет уж Того, Кто Сам всем дарует жизнь Во святую и Великую Субботу празднуем боготелесное погребение и во ад сошествие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, имиже наш род, от тления воззван быв, к вечней жизни прейде. В святую и Великую субботу празднуем погребение Божественного тела и сошествие в ад Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, благодаря чему род наш, призванный от тления, перешел к вечной жизни. Вся убо дни святая Четыредесятница превосходит: тоя же паки больши есть сия святая и великая седмица: великия же седмицы паки больши есть сия Великая и святая Суббота. Глаголется же великая седмица, не яко больши суть дние сии, или часы. но яко великая и преестественная чудеса и изрядная Спаса нашего дела в ней содеяшася, и наипаче днесь. Якоже бо в первом миротворении, всякое дело соделав Бог, и последи главнейшее, в шестый день создав человека, в седмый почи от всех дел Своих, и освяти его, субботу именовав, яже упокоение толкуется: сице и во умнаго мира делании, изрядно вся соделав, и в шестый день паки возсоздав истлевшаго человека, и обновив живоносным Крестом и смертию, в настоящий седмый день упокоися совершенным от дел упокоением, уснув животворным и спасительным сном. Святая Четыредесятница превосходит все остальные дни в году; но больше ее Великая седмица, а из дней Великой седмицы наибольший — великая сия и Святая суббота. Седмица эта зовется Великой не потому, что дни или часы ее длиннее обычных, но потому, что в течение ее, и особенно сегодня, совершены были великие, естество превосходящие чудеса и небывалые деяния Спасителя нашего. Ибо как при первом миротворении Бог, всякое дело исполнив и напоследок, в день шестой, после того, как создал наиважнейшее, то есть человека, в седьмой день почил от всех дел Своих и освятил его, назвав «субботой» (что в переводе означает «упокоение»), так и при созидании духовного мира, превосходно все исполнив и в шестой день заново воссоздав падшего человека и обновив его Живоносным Крестом и Своею смертью, в нынешний, седьмой день упокоился Он полным упокоением от дел, уснув естественным для всего живого и спасительным сном.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 16. Великая суббота и освящение куличей Пасха без куличей? Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы поговорим о значении Субботы (и не только великой), а также о традиции освящать куличи! Последнее для некоторых представляется самым важным, хотя все внимание в этот день должно быть обращено совсем не к этому. Но обо все по порядку. Тема Великой Субботы Тема Великой Субботы в полной мере являет нам исключительность этого дня в церковном году, и одновременно — богослужебную сущность субботы как дня седмицы. Суббота — самый таинственный день в седмице. Воскресное празднование понятно, а в субботе много недоговоренного. С одной стороны, это день, когда Господь лежал во гробе, с другой — это время, когда совершается победа над смертью и адом. Последнее изображается на иконе «Сошествия во ад», когда Господь стоит на разрушенных вратах ада, вокруг летают гвоздики, петли, ключики. Все засовы и укрепления адовы разлетаются в пух и прах. Справа и слева от Христа изображаются ветхозаветные беседующие друг со другом пророки, говоря, наверное, вот об этом мы и предсказывали. Господь берет за руку Адама, который долго ждал и наконец дождался. Это знаковый момент в истории — выведение человечества из ада. Здесь вспоминаются стихиры прощеного воскресенья: “Седе Адам прямо рая, и рыдая, плакаше…” — момент расставания с раем, и вот сейчас состоялась долгожданная встреча и возвращение в рай. Вопр. А откуда нам известно, что происходило в аду в день сошествия туда Христа? - Об этом рассказали те, кто воскрес в день смерти Христа. Мы же знаем из Евангелия, что “многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскресении Христа, вошли во святый град и явились многим” и обо всем подробно рассказали ( Мф. 27, 52-53 ). Так что суббота — это день не только смерти, но и победы над смертью. Вот почему она является днем для поминовения усопших. Обо все этом говорит тропарь Великой Субботы: “Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества, егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже нас, слава Тебе!”

http://azbyka.ru/video/16-velikaja-subbo...

И придя к вам, братья, я пришёл не в преимуществе слóва или мýдрости, возвещáя вам свидéтельство Бóжие. Ибо я рассудил ничегó не знать у вас, крóме Иисýса Христá, и Иисýса Христá распятого. ( 1Кор 1:18–2:2 ) Аллилуиа. 1. Спаси Мя, Бóже, яко внидóша вóды до души Моея. 2. Поношéние чáяше душá моя и страсть. 3 . Да помрачáтся óчи их, éже не видéти. Великая суббота (на утрене) Прокимен, глас 7: Воскресни, Гóсподи Бóже мой, да вознесéтся рукá Твоя,/не забýди убóгих Твоих до концá. Стих: Исповéмся Тебé, Гóсподи, всем сéрдцем моим, повéм вся чудесá Твоя. К коринфяном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Мáлая заквáска квáсит всё тéсто. Итак очистите стáрую заквáску, чтóбы быть вам нóвым тéстом, так как вы бесквáсны, ибо Пáсха нáша – Христóс, зáклан за нас. Посему стáнем прáздновать не со стáрою заквáскою, не с заквáскою порóка и лукáвства, но с опрéсноками чистоты и истины. Христóс искупил нас от клятвы Закóна, сдéлавшись за нас клятвою, – ибо написано: «Прóклят всякий, висящий на дрéве», – дабы благословéние Авраáмово через Иисýса Христа распространилось на язычников, чтóбы нам получить обéщанного Дýха вéрою. ( 1Кор 5 :6Б–8; Гал 3:13–14 ) Аллилуиа. 1. Да воскрéснет Бог, и расточáтся врази Егó, и да бежáт от Лицá Егó ненавидящии Егó. 2 . Яко исчезáет дым, да исчéзнут, яко тáет воск от лицá огня. 3 . Тáко да погибнут грéшницы от Лицá Бóжия, а прáведницы да возвеселятся. Великая суббота (на Литургии) Прокимен, глас 8: Вся земля да покл ó нится Тебé, и поéт Тебé,/да поéт же имени Твоемý, Вышний. Стих: Воскликните Гóсподеви вся земля, пóйте же имени Егó. К римляном послáния святáго апóстола Пáвла чтéние Брáтия! Все мы, крестившиеся во Христá Иисýса, в смерть Егó крестились. Итáк мы погреблись с Ним крещéнием в смерть, дáбы, как Христóс воскрéс из мёртвых слáвою Отцá, так и нам ходить в обновлённой жизни. Ибо éсли мы соединены с Ним подóбием смéрти Егó, то должны быть соединены и подóбием воскресéния, знáя то, что вéтхий наш человéк рáспят с Ним, чтóбы упраздненó было тéло грехóвное, дáбы нам не быть ужé рабáми грехý; ибо умéрший освободился от грехá.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Страстная седмица со стихами Бориса Пастернака. Великая Суббота. На Страстной 30 апреля, 2016. Дарья Менделеева Мы выбрали одно стихотворение по настроению каждого дня Мы заканчиваем чтение стихотворений Бориса Пастернака, в которых он обращается к теме крестной жертвы Спасителя и описывает те евангельские события, что ей предшествовали. На Страстной Еще кругом ночная мгла. Еще так рано в мире, Что звездам в небе нет числа, И каждая, как день, светла, И если бы земля могла, Она бы Пасху проспала Под чтение Псалтыри.   Еще кругом ночная мгла. Такая рань на свете, Что площадь вечностью легла От перекрестка до угла, И до рассвета и тепла Еще тысячелетье. Еще земля голым-гола, И ей ночами не в чем Раскачивать колокола И вторить с воли певчим.   И со Страстного четверга Вплоть до Страстной субботы Вода буравит берега И вьет водовороты. И лес раздет и непокрыт, И на Страстях Христовых, Как строй молящихся, стоит Толпой стволов сосновых.   А в городе, на небольшом Пространстве, как на сходке, Деревья смотрят нагишом В церковные решетки.   И взгляд их ужасом объят. Понятна их тревога. Сады выходят из оград, Колеблется земли уклад: Они хоронят Бога. И видят свет у царских врат, И черный плат, и свечек ряд, Заплаканные лица – И вдруг навстречу крестный ход Выходит с плащаницей, И две березы у ворот Должны посторониться.   И шествие обходит двор По краю тротуара, И вносит с улицы в притвор Весну, весенний разговор И воздух с привкусом просфор И вешнего угара. И март разбрасывает снег На паперти толпе калек, Как будто вышел Человек, И вынес, и открыл ковчег, И все до нитки роздал.   И пенье длится до зари, И, нарыдавшись вдосталь, Доходят тише изнутри На пустыри под фонари Псалтирь или Апостол.   Но в полночь смолкнут тварь и плоть, Заслышав слух весенний, Что только-только распогодь, Смерть можно будет побороть Усильем Воскресенья. Великая Суббота. Все самые страшные события этой недели уже случились, и до великой радости нам осталось подождать один день. А он всё тянется и тянется. Такова и зарисовка Бориса Пастернака: то ли ожидание Пасхи, то ли просто ожидание весны.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmitsa-so...

В такие часы, признаюсь, я как-то по-особенному всегда переживал собственную церковность, причастность к церковной тайне. Я понимаю, что происходит и зачем, и мне это дорого и значимо. Как жаль, что для этих людей, которые пришли с корзинками, Пасха остаётся на уровне кулинарного события! Как жаль, что они лишают себя возможности такого переживания и погружения в океан смысла, которое с этими днями и службами связано. Читайте также: Читая службы Великой Субботы Наступила Великая Суббота Изумленное молчание субботы Великая суббота и Пасха в храме Всемилостивого Спаса Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 17 апреля, 2023 16 апреля, 2023 29 апреля, 2024 29 апреля, 2024 28 апреля, 2024 22 апреля, 2024 18 апреля, 2024 28 апреля, 2023 23 апреля, 2023 17 апреля, 2023 16 апреля, 2023 29 апреля, 2024 29 апреля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730)

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-okean...

Вместо Херувимской песни – Тропарь, глас 8-й: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувими и шестокрилатии серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа». Вместо «Достойно...» – ирмос 9-й песни: «Не рыдай Мене, Мати...» Причастен: «Воста, яко спя, Господь, и воскресе спасаяй нас». Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...» (см. ЖМП, 1956, 12). После отпуста совершается благословение хлебов и вина. Совершается каждение вокруг стола с хлебами, затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и иерей читает молитву: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови и хлебы сия и вино и умножи сия во святем храме сем и во всем мире Твоем, и вкушающия от них верныя освяти. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков». Певцы: «Аминь». Относительно трапезы, приличной настоящему дню, в Типиконе сказано: «По отпусте же [литургии] исходим из церкве в трапезу и сядем... с безмолвием и со благоговеинством. И абие входит келарь, и дает братии по единому укруху хлеба... и по 6 смоквей, или фиников, и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от меда или от жита» (Типикон, Великая суббота, вечер, 2-е «Зри»). Если освящение куличей и пасох совершается до Светлой утрени, то при этом следует петь: «Егда снизшел...» 59 . После уборки храма начинается «чтение великое, в Деяниих святых апостол от начала. (О том, что вся книга Деяний должна быть прочитана до начала полунощницы, сказано в Типиконе: «Сие опасство да внимает церквоначальник, да вся Деяния прочтутся до конца... Изменяются же чтецы, и чтут даже до часа 4-го нощи час. вечера]. Посем же вжигает параекклисиарх вся кандила [лампады] по местом. И взем от настоятеля благословение, и тако изшед ударяет в било. И чтец совершает [т. е. оканчивает] чтение». И тотчас положено начинать полунощницу (Типикон, Великая суббота вечера, 3-е «Зри») Глаголет же чтец начало [Деяния святых апостолов благослови, отче, прочести]. Иерей же стих: Молитвами святых апостол, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. И по амине начинает чтец чести» (Типикон, Великая суббота вечера, 2-е «Зри»). Аналой для чтения Деяний поставляется так, как и в других случаях для чтения церковных поучений. Но так как Деяния обычно читают миряне, то аналой следует поставить около солеи, но в возможном отдалении от Плащаницы. Указания для священно-церковнослужителей при

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ин.5:8-9. Глагола ему Иисус: востани, возми одр твой, и ходи. И абие здрав бысть человек: и взем одр свой, и хождаше. Бе же суббота в той день.    Сие приличное Богу повеление ясное доказательство есть власти над человеком, и беспредельного могущества Богочеловека Иисуса. Не призывает, ни молит Бога Отца Своего, так, как творил при воскресении Лазаря, для того единственно, да не подумают сущие с Ним, что Он есть простой человек, так как один из чудотворивших Пророк; но повелевает как Владыка всех и Бог: «Восстани!» И в тот же час восприяли жилы естественную их деятельную силу; жизненный дух, по расположению естественному, отделившись от крови, беспрепятственно прошел во все члены, и весь непорядок устроения телесного восстановился в стройность естественную и порядок. Той же Бог, Который говорил некогда: «да будет свет, да будет твердь, да соберется вода, и бысть тако» (Быт.1:3, 6, 9), — сказал и сие: «востани». Тогда слово «да будет» из не сущего вдруг произвело вся: ныне же слово «востани» исправило весь непорядок и нестройство расслабленного тела. Для большего же о чуде бывшем доказательства, берет расслабленный на рамена одр свой, и ходит. В день субботний сотворил чудо для того, да покажет, что Он есть Господь субботы, и купно да уврачует Иудейские суеверия и безумные их о субботе строгости. Но смотри, коль великая Иудейская злоба! Не могши что сказать о чуде, молчат; на расслабленного же восстают таким образом: Ин.5:10. Глаголаху же жидове исцелевшему: суббота есть, и не достоит ти взяти одра своего.    Нет сомнения, что закон повелевал: «в день же седьмый, суббота Господу Богу твоему, да не сотвориши всякаго дела в онь» (Исх.20:10); Пророк же Иеремия: «и не носите бремен в день суббот» (Иер.17:22). Но когда бы злоба не помрачала их ума: удивлялись бы сему великому чуду, удивляясь же поверили, что сим единым словом, «востани», никто кроме единого Бога не может укрепить чрез тридцать восемь лет расслабленные члены. Поверили бы, говорю, что Тот, Который покорил телесные расслабленного силы естественным законам, чрез исцеление его расслабления, Тот Самый имел власть нарушить и соблюдение субботы по хотению Своему для исцеления человека, для коего сотворена суббота. Таким убо образом слепотствующие Иудеи говорили расслабленному: «не достоит ти взяти одра». Надобно же знать, что и мы часто, подобясь Иудеям, видя ошибки и погрешности других, осуждаем по лукавству сердца нашего: добродетели же и добрых дел, наподобие слепых, никогда не примечаем, и об них, как немые, нимало не говорим. Расслабленный, однако, с величайшею смелостию ответствуя Иудеям, сказал:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010