Воины привели Иисуса Христа на место казни. Здесь они распяли Его на кресте между двумя разбойниками. Один из разбойников смеялся над Иисусом Христом и говорил: «если Ты Христос, то спаси Себя и нас», а другой разбойник удерживал его и говорил: «или ты не боишься Бога; мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». Потом, обратившись к Иисусу Христу, он, с глубокой верой, сказал: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое». Иисус Христос ответил ему: «ныне же будешь со Мною в раю». У креста стояли Матерь Божия и ученик Иисуса Христа Иоанн. Иисус Христос сказал Матери, указывая на Иоанна: «вот сын твой», – а потом, посмотрев на Иоанна, Он сказал: «вот Мать твоя». Иоанн понял завещание Господа, взял Пречистую Деву Марию в свой дом, почитал и заботился о Ней как о своей матери. От 12-ти до 3-х часов дня солнце померкло, сделалась великая тьма. Наступил час смерти Иисуса Христа. Он сказал: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой», – и, преклонив голову, испустил дух. В это время земля потряслась, камни расселись, завеса в храме разодралась на две части, гробы открылись, и многие из умерших святых воскресли. Погребение Господа Иисуса Христа. Иосиф Аримафейский, тайный ученик Иисуса Христа, пришел к Пилату и просил разрешения снять тело Иисуса с креста и похоронить Его. Пилат позволил. Иосиф принес погребальные пелены. Пришел с ним Никодим, также тайный ученик Иисуса Христа. Они сняли тело Иисуса с креста, омыли его, обвили чистым полотном и положили в новый гроб, в котором никто еще не был похоронен, а вход в пещеру завалили большим камнем. Воскресение Христово. Суббота кончилась. Наступил первый день недели. Вдруг сделалось сильное землетрясение. Ангел Господень сошел с неба, отвалил камень от гроба и сел на нем. Лицо Ангела блистало как молния, и одежда его была бела как снег. Иисус Христос воскрес из мертвых и в продолжение сорока дней являлся ученикам и другим верующим и учил их истинам святой христианской веры. Вознесение Господне. В сороковой день после воскресения из мертвых Иисус Христос в последний раз явился ученикам в Иерусалиме. Потом Он вывел их из города на гору Елеонскую, стал благословлять их и возноситься на небо. Светлое облако взяло Его из вида их. Ученики с благоговением поклонились вознесшемуся Господу и с великой радостью возвратились в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Воскресения день, просветимся, людие. Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, Победную поющия: Х ристос Воскресе из мертвых! Пасха как переход Слова этого песнопения напоминают нам, что Пасха это переход или прохождение из одного места или состояния бытия в другое. Христос не умер на кресте в одно мгновение и не воскрес немедленно из мертвых. Некоторое время прошло между днем Его смерти и днем Его Воскресения. Именно это время мы и воспоминаем в Святую Субботу. По учению Церкви, Иисус Христос, Богочеловек, снизшел в глубины ада, в место пребывания душ усопших людей. Он снизошел в самую подлинную область смерти, управляемую князем тьмы и зла, и разрушил его власть и силу, ибо Божественная Жизнь оказалась сильнее смерти. Вот когда воистину началось Воскресение Христово. От смерти к жизни – Христос ведет нас “Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим”. Иисус Христос воскресил Лазаря из мертвых после того, как тот был мертв целых четыре дня. Он сделал это, чтобы показать, что обладает властью над живыми и мертвыми. Однажды, когда Христос придет судить всех людей, настанет всеобщее воскресение. Только в Евангелии от Матфея упоминается, что мертвые восстали из гробов своих после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. И в этом был о знамение, что Сын Божий воистину обладает властью воскрешать мертвых и дарует вечную жизнь в сем, кто уверует в Него. Спаситель разрушил силу смерти Своею собственною смертью на Кресте. Он одолел смерть для того, чтобы даровать всем нам новую не оскудевающую жизнь. Великая и святая суббота Поклонение Плащанице Днесь ад стеня вопиет: уне мне бяше, аще бых от Марии Рождшагося не приял; пришед бо на мя, державу мою разруши, врата медная сокруши; души, яже содержах прежде, Бог сый воскреси. Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению Твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Да и весь мир – великая притча о своем Творце. Святитель Тихон Задонский назвал одну из своих книг «Сокровище духовное, от мира собираемое». Эта книга учит извлекать духовную пользу даже из простых земных предметов, из простых человеческих дел. «Кто имеет уши слышать, да слышит», – говорит Господь. Ну, а кто скажет, что он не имеет ушей? А если так, то чем будешь оправдываться, если птицы небесные у всех на глазах растащат все то сокровище, которое Бог приготовил специально для тебя? Суббота. О нуждающихся и не нуждающихся Мф.9:9–13 Рим.8:14–21 Только что Господь Иисус Христос исцелил расслабленного, сказав ему: «Встань, возьми постель твою, и иди». Проходя же «оттуда, Иисус увидел» другого расслабленного, но не телом, а духом. Он увидел мытаря, «сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея». Господь сказал ему: «Следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним». И вот, Господь в его доме. С ним – ученики; здесь же и фарисеи, которые неотступно следовали за Господом и внимательно следили за каждым Его шагом. Пришли сюда же и «многие мытари и грешники» «и возлегли с Ним и учениками Его». Когда же фарисеи с удивлением спросили: «для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками»? – Господь ответил: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». А покаяние, это – когда отпадшее творение снова соединяется со своим Творцом, чтобы, как некогда в Раю, пребывать в вечной радости, символом чего на земле является совместная трапеза. В том-то и состоит врачевание, что Он, бесконечно Высший, сошел с Неба, сделал шаг навстречу. И они, зная о Его праведности, о Его высоком учении, о уважении к Нему народа, все-таки дерзнули подойти. Значит, была в них жажда соединиться с теми, от которых их отторгла греховная жизнь, соединиться с теми, у которых совесть чиста. Их обнадежило, что Господь уже вошел в дом мытаря, и теперь они радуются, что, наконец-то, тоже сделали первый шаг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Должник мой и квартиру нанимает, и на пищу и на одежду надо ему, а жалованье малое. Я ли не снизойду к нему? Если он подлинно беден, уменьшу долг его, ибо это в моей власти. Знамение Ионы пророка дается роду сему лукавому, то есть зверь адский сатана всех бы проглотил, если бы не пострадал и не умер за род человеческий Иисус Христос, вознесшись на древо. Проглотит он всех лукавых, гордых, злобных, завистливых, сребролюбцев, чревоугодников, блудников, лицемеров, если они не покаются. Если не покаетесь, все так же погибнете [ Лк. 13, 3 ]. Мы столп зиждем (спасение души): надо его создать, довести до конца. Мы древо: должны плоды творить – нам это творчество предоставлено, должны совершать плод: есть которые не совершают плода. Чтобы зажечь свечу, надо поднести ее к огню, – чтобы хладную душу умилить, надо приблизить ее к Богу. Возлещи на траве [ Мф. 14, 19 ] – овцы Христовы на пажити Христовой. (Пять хлебов и две рыбы.) Возвел их на гору высокую одних [ Мф. 17, 1 ]. Возноситься должны мы от земли и быть выше всех вещей земных, как-то: пищи, питья, одежды, денег, славы человеческой, отличий временных – и не прилепляться к ним. Отец Небесный повелел земнородным слушать Сына Своего: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте [ Лк. 9, 35 ], а Сын повелел слушать апостолов и Церковь . Слушающий вас Меня слушает [ Лк. 10, 16 ]. Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь [ Мф. 18, 17 ]. Благодарю Тя, Господи, яко и в день сей (Великая Суббота), когда враг особенно усиливается озлобить, омрачить, утеснить меня, вырвать из сердца веру в Тя, помиловал мя еси недостойного и, из глубины души воззвавшего к Тебе, спасл еси. Спаси мя, Господи, совершенно от козней его в пасхальный вечер, в пасхальную ночь и утро, изряднее же в утреню и литургию раннюю в первый день Пасхи, ибо в сие время ад особенно усиливается омрачить, озлобить, стеснить и съесть нас, слуг Твоих. Во всю Светлую Седмицу соблюди мя, Господи! Как скоро проходит наслаждение пищею и питием сидящих за трапезою, например за обедом, так скоро проходит и пройдет нынешняя жизнь со всеми ее удовольствиями, радостями, скорбями, болезнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Дорогие братья и сестры, вот такова история и предыстория этого праздника, события которого мы сейчас с вами вспоминаем. Но для нас с вами, в условиях жизни церкви в настоящее время, этот праздник — суббота и воскресенье перед Воздвижением — имеет еще особо важное значение. Ибо в Евангелии от Иоанна, которое сегодня читалось во время литургии сказано, что «никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах», — то есть Господь наш Иисус Христос. Таким образом, взойти на небо, то есть достигнуть высшей степени счастья и блаженства в вечной жизни, человек сам по себе не в состоянии из-за своей ограниченности, и только Господь наш Иисус Христос, сущий на небесах, Он сошел на землю, чтобы нас, людей, возвести на небо. Только при помощи благодати Божией, при содействии милости и любви Божией мы можем достичь вечного спасения, вечной жизни и блаженства на небесах. И дальше говорится: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (т.е. Господу Иисусу Христу быть вознесену на кресте), дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». И дальше сказано в сегодняшнем Евангелии: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин 3:14-18 ). Дорогие братья и сестры, это не только наша великая радость, не только основание нашей надежды на спасение, но вместе с тем это очень важное утверждение для нашей с вами жизни. Ибо мы, верующие, мы, ревностные чада Церкви Христовой, мы, которые посещаем церковь, молимся, стараемся соблюдать все церковные узаконения, обычаи, обряды, посты, — мы очень часто подвержены опасности, соблазну считать, что только мы, соблюдающие эти правила церковные, только мы будем или можем быть спасены, а те, кто вне церкви, те, кто не знает этого, отвергает и не соблюдает этого, — все погибнут. И мы даже молимся (очень часто я сам читаю эти записки) о погибших, о заблудших, между тем как Евангелие нам говорит, что «так возлюбил Бог мир, — не нас с вами, не тех только, кто верует в Него, а мир, — что Сына Своего Единородного отдал», и Он пришел не с тем, чтобы судить мир, а чтобы спасти мир. Спасение Божие возвещено и доступно, и даровано всем людям. От них зависит — принять это спасение или отвергнуть, но к спасению призваны все люди, все люди искуплены бесценной кровью Господа нашего Иисуса Христа, пролитой на кресте. За всех Он был распят, за всех Он умер, для всех Он воскрес. Он естество человеческое — всех людей — вознес с Собою на небо и сел одесную Бога Отца. И вот это, дорогие братья и сестры, нам не надо забывать.

http://azbyka.ru/propovedi/byt-svidetely...

Евангелист Иоанн передает следующую подробность: – Итак, пришли воины, и у первого перебили голени и у другого, распятого с Ним; но придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней; но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода 84 . Из дальнейшего видно, почему это обстоятельство обратило на себя внимание евангелиста: он видел в нем исполнение пророчества. Он добавляет к сказанному: это произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится ( Исх.12:46 ). Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили ( Зах.12:10 ). Иисус был погребен богатыми и влиятельными иудеями, сочувствовавшими Его учению, – Иосифом из Аримафеи и Никодимом 85 . Пилат отдал Иосифу, по его просьбе, тело Иисуса, и тот похоронил Его в своем саду, в новой каменной гробнице, вероятно предназначавшейся для самого владельца. Никодим же принес для похорон, по восточному обычаю, ценный душистый состав из смирны и алое для умащения тела умершего 86 . Воскресение Христово Восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподния места земли? Нисшедший Он же есть и вышедший превыше всех небес, дабы наполнить все. ( Еф.4:8–10 ). Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна. ( 1Кор.15:17 ). Настала «великая и благословенная суббота»: Единородный Сын Божий, смиривший Себя до крестной смерти (см.: Флп.2:8 ) и предавший дух Свой в руки Отца (см.: Лк.23:46 ) «субботствовав плотью, почил от всех дел Своих» 87 . Недавно видели Его уничиженным, а ныне покой Его – честь. Но не было покоя в Иерусалиме: одних его лишала злоба, а других – тяжелая, гнетущая скорбь. Враги не переставали преследовать распятую Истину даже во гробе, «куда низвели ее неправды человеческие и правый суд Божий»; руки, убившие Спасителя, утвердили гроб Его печатью; ожесточенная ненависть и неверие оградили целость ее стражею (см.: Мф.27:62–66 ). А в это время ученики Господа с Пречистою Его Матерью предавались великой скорби.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Еввул. Скажи же; мы для того и сошлись, чтобы охотно послушать этих речей. Григора. И так, когда Фалия, как ты сказал, совершив свое безмятежное плавание, сошла на землю, то Феопатра, по порядку сменив ее, как она сама говорила, сказала следующее. Примечания 13. Слова подлинника: εο ο ε могут быть переведены: " старейший из эонов и первый из Архангелов " , как переводят некоторые (см. Migne, p.67). Если же действительно таков смысл этого места, то здесь нельзя не видеть одного из тех искажений настоящего сочинения св. Мефодия Арианами, о которых говорит Фотий в Bibl. cod. CCXXXVII, p.950-963. 14. Изложенное мнение св. отца о воплощении Слова Божия в Адама не будет представляться столь странным, как думают некоторые (см. Migne, p.66), если под Адамом разуметь человеческую природу, перешедшую от Адама ко всем его потомкам и обратно простирающуюся от потомков до первого праотца. 15. Под Пасхою здесь разумеются дни воспоминания страданий Христовых, ближайшие к празднику Пасхи, и в особенности великая суббота. Речь IV. Феопатра Глава I. Сравнение слов книги Быт.2:23,24, с словами Ап. Павла в послании к Еф.5:28-32. Ты, Феофила, - сказала она, - мне кажется, превосходишь всех и делом и словом и никому не уступаешь в мудрости. Никто не станет укорять твою речь, как бы он ни был сварлив и склонен к препирательству. Но, блаженная, только одно из всего, сказанного правильно, по-видимому, смущает и тяготит меня, при представлении моем о том, что такой мудрый и исполненный духа муж, - разумею Павла, - напрасно не сравнил бы союза первозданного человека и его жены со Христом и Церковию (Еф.5:32), если бы Писание не заключало здесь ничего выше простых слов и исторического события. Ибо, если это место Писания должно понимать буквально о союзе мужа и жены, то для чего Апостол, упомянув о нем и, я думаю, желая руководить нас на путь духовный, относящееся к Еве и Адаму иносказательно относит ко Христу и Церкви? Место из книги Бытия гласит так: и сказал Адам: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа своего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/952/...

Евр 10:1–18 Среда 30 седмицы. Послание к Евреям, зачало 324 Братья, имея дерзновение входить во святилище кровью Иисуса, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея Священника великого над домом Божиим, – будем приступать с искренним сердцем в полноте веры, кроплением очистив сердца от лукавой совести и омыв тело водою чистой. Будем держаться исповедания надежды неуклонно, ибо верен Обещавший; и будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам, не оставляя собрания своего, как есть у некоторых обычай, но призывая к бодрости, и тем более, чем ближе вы видите День. Ибо если, получив познание истины, мы произвольно грешим, то не остается уже жертвы за грех, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Человек, отвергший Закон Моисеев, без милосердия подвергается смерти на основании показаний двух или трех свидетелей; насколько худшего наказания, думаете вы, будет достоин тот, кто попрал Сына Божия и кровь завета, которою был освящен, не почтив ее как святыню и оскорбив Духа Святого. Ибо мы знаем Того, Кто сказал: “Мне отмщение, Я воздам”; и еще: “Будет судить Господь народ Свой”. Страшно впасть в руки Бога Живого! Евр 10:19–31 Великая Пятница, на 9 часе. Послание к Евреям, зачало 325 Братья, вспоминайте прежние дни, когда вы, будучи просвещены, претерпели великий подвиг страдания, то выставляемые напоказ в поношениях и притеснениях, то приняв участие в тех, кто находились в таком же состоянии: ибо вы и узникам сострадали, и расхищение вашего имения приняли с радостью, зная, что есть у вас имущество лучшее и пребывающее. Не оставляйте же дерзновения вашего, которому принадлежит великое воздаяние. Ибо терпение вам нужно, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное: “Ибо еще немного, очень немного, Грядущий придет и не замедлит. Но праведный Мой верою жив будет”. Евр 10:32–38 Суббота 3 Великого поста. Преподобномученикам. Послание к Евреям, зачало 326 Братья, не оставляйте дерзновения вашего, которому принадлежит великое воздаяние.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Если общий тон самосознания ветхозаветного человека был образом раба, то человеку Нового Завета была предложена роль друга: Я уже не называю вас рабами: вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам… Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому сказал вам всё, что слышал от Отца Моего. Для этого потребовалось кардинальное переустройство всей конструкции мира, вплоть до глубин ада. Господь не только сделал шаг навстречу блудному сыну, но предложил выйти ему самому навстречу Богу. Без желания самого человека, без усилий сделать этот шаг ничего не произойдет. В древности Великий пост служил временем подготовки народа к крещению. И в Великую субботу люди в белых одеждах становились в центре храма. Они, как и мы сейчас, слышали повествование о сотворении и развитии мира. В этих повествованиях рассказана история отношений Бога и человека. Пятнадцать паремий проводят наш разум через тысячи лет и ставят его пред словами Крещального Апостола. Это тот Апостол, который читается при крещении человека: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения». То есть Господь предлагает нам сплести нашу жизнь с Его жизнью как нити одной ткани. Нам предлагаются божественные права, связанные с божественной ответственностью. Всё это вместе обеспечивает нам бессмертие и вечное блаженство, подобное покою и блаженству Самого Бога. Нам предлагается как Христу выйти в мир, как явился Он в Рождество. Нам предлагается Его Иго, которое благодаря любви становится легким. И, наконец, честная смерть – как портал между мирами. Смертью, подобной смерти Христа, мы очищаемся и входим в мир бессмертия.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-obnov...

Здесь прославление Богом Своего имени и прославление Того, Кто стал истинным человеком, – Сына Человеческого. Притча о пшеничном зерне – притча о Кресте. Это жизнь незащищенная, как бы выброшенная, и одновременно жизнь, постоянно являемая как новый дар от Источника всякой жизни. В этой вечно изливаемой любви – уверение, что смерть утратила свое владычество. Но ныне Господь предстоит перед лицом смерти, и душа Его в трепете – как души святых, молитвы которых так часто были на устах Его. «Сердце мое смятеся во мне и боязнь смерти нападе на мя. Страх и трепет прииде на мя и покры мя тьма. И рех: кто даст ми криле яко голубине, и полещу и почию» ( Пс.54:5–7 ). В Послании к Евреям апостол Павел пишет, что «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти» ( Евр.5:7 ). Послезавтра на утрени мы услышим Евангелие о молитве Господа до кровавого пота в Гефсимании. Смерть – не просто естественное событие, иначе человек был бы просто частью природы. Смерть – видимый знак Суда Божия над нашей жизнью и нашими делами – во свидетельство, что они не устоят перед вечностью. Смерть – внешнее выражение Суда Божия над грехом. Безгрешный Сын Человеческий, вземлющий грех мира, предстоит перед этим Судом. Молитва псалмопевца: «полещу и почию» трепещет на Его устах, но Он тотчас отвергает ее. Он не будет просить об избавлении от этого страшного часа, ибо именно ради этого часа Он пришел – понести на Себе грех мира, положить жизнь Свою за овец, в том числе тех, кто еще «не двора сего». «Отче, прославь имя Твое» – это молитва, в которой заключен весь смысл Его жизни. И это молитва, которую Он учил повторять Своих учеников, потому что смысл ее совершенно тот же: «да святится имя Твое». Как при Крещении, когда Он взял на Себя грех людей, как на горе Преображения, когда Он говорил с Моисеем и Илией об исходе Своем, – на Его молитву отвечает глас с Небес. Этот глас – не для утешения, не для укрепления Его, ибо Он знает, что каждая молитва Его бывает услышана и получает ответ, «но для народа». Во свидетельство о принятии Отцом послушания Сына, даже если народ не способен сейчас к разумению этого. Как напишет апостол Иоанн Богослов: «Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие – больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем» ( 1Ин.5:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010