Избавь меня от врагов моих, Господи, ибо к Тебе я прибег. Научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой; Дух Твой благой поведёт меня в землю правды. Ради имени Твоего, Господи, Ты оживишь меня, по правде Твоей выведешь из печали душу мою, и по милости Твоей истребишь врагов моих, и погубишь всех теснящих душу мою, ибо я – раб Твой. Услышь меня, Господи, в правде Твоей и не войди в суд с рабом Твоим. Услышь меня, Господи, в правде Твоей и не войди в суд с рабом Твоим. Дух Твой благой поведёт меня в землю правды. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) Ектения великая В мире Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О мире свыше и о спасении душ наших Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О мире всего мipa, благоденствии святых Божиих Церквей и о соединении всех Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О святом храме сем и о всех, с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о господине нашем ( высоко ) преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе или: епископе — имя) , почтенном пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всём клире и народе Божием Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О Богохранимой стране нашей, властях и воинстве её Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О граде сем (или: о селении сем, или: о святой обители сей) , всяком граде и стране и о верою живущих в них Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О благоприятной погоде, об изобилии плодов земли и о временах мирных Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О плавающих, путешествующих, болящих, страждущих, пленённых и о спасении их Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Об избавлении нас от всякой скорби, гнева, [опасности] и нужды Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянув, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находились Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосиева.    Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о своем воскресении, но не веря этому предсказанию и опасаясь, чтобы апостолы не похитили тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, — в Субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27:57—66; Ин. 19:39—42) и тем доставили истине новое подтверждение.    «Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы Воскресение не могло быть приписано кому?нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли прийти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гробе и приставлена стража из воинов, это, действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем Воскресение. Потому?то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его имело быть подтверждаемо всем последующим временем; между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении».    Все дни превосходит св. Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая седмица (Страстная) и больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел своих и освятил его, наименовав субботою, т. е. покоем: так и в делании умного творения, совершив все (дело искупления), и в шестой день — Пяток, паки воссоздавши истлевшего грехом человека и обновив его живоносным крестом и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным и спасительным сном. Бог Слово плотью снисходит во гроб, снисходит же ив ад (1 Пет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

Когда же таинственное тело последнего Адама ( 1Kop. XV, 45 ), которое ныне Им Самим будучи слагаемо и составляемо, чрез взаимное сцепление членов, соответственным действием каждого из них, возрастет в своем составе ( Eфec. IV, 15–16 ), созиждется совершенно и окончательно – тогда, воздвигнутое своей Главой, проникнутое Духом Святым, торжественно явит Оно во всех своих членах единый Образ Божий, и наступит великая Суббота Бога и человеков». Тайнозритель повествует (в Откровении гл. VIII) о том, что последовало в его видении после воспринятая 144 тысячами евреев знамения честнаго креста на чело свое: «После сего взглянул я, и вот великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков стояло перед престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих ( Omkp. VII. 9 ). Один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца» ( Omkp. VII, 13–14 ). Легко догадаться, что это христиане, избиенные антихристом по неотступному предстательству евреев. Это видение, в последовательном порядке, было по снятии шестой печати, вслед за обращением истинного Израиля ко Христу. В предыдущем же пятом периоде, по снятии пятой печати (а это в свою очередь соответ­ствует откровению пятой из числа семи Церквей, что и в ней найдутся достойные ходить в белых одеждах), Иоанн увидел под жертвенником (что у престола Божия) души убиенных за Слово Божие и за свидетельство, которое они имели, и возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь за кровь нашу ( Omkp. VI, 10 ). Очевидно это миссионеры, проповедники Евангелия, которые выйдут на проповедь в конце времен, в час единодесятый, звать всех остальных делателей в виноградник Христов. Это последняя проповедь язычникам, по которой войдет полное число их ( Puмл. II, 25 ). Таким образом, последними и тяжкими муками Церкви будет рожден дух спасения у множества язычников и, в конце концов, у ста сорока четырех тысяч евреев. Тайнозритель удостоился увидеть мучеников последних периодов – пятого и шестого. В особенности пострадавших в шестом периоде великое множество. О них-то сказано ему, что все они пришли от великой скорби. Об этой великой скорби предвозвестил Спаситель в Евангелии, говоря: «Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира и до ныне, и не будет» ( Mamф. XXIV, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

«Приимите, ядите: сие есть Тело Мое...» И когда они ели, Господь взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего». И воспев духовную песнь, пошли они на гору Елеонскую. Священное Писание на Страстной седмице Заполните клеточки краткими заметками о темах, событиях и действиях в Страстную седмицу, в том числе укажите важнейшие сноски. Темы из Священного Писания и события Сноски Особые богослужебные песнопения Особые богослужебные действия Великий и святой понедельник Великий и святой вторник Великая и святая среда Великий и святой четверток Начало Тридневной Пасхи Великий и святой пяток Великая и святая суббота Пасха: Светлое Христово Воскресение Дела нашей веры 28 – Христианское поведение 1 . Напишите на маленьких карточках или листочках бумаги каждое из этих слов по отдельности: верный, испуганный, уверенный в себе, трусливый, любящий, смелый, кающийся, слишком гордый, сильный, слабый, храбрый, непонимающий, пылкий. 2 . Соберите своих ближних и положите карточки со словами посередине стола, так, чтобы каждый мог их видеть. Посмотрите на эти слова вместе и подумайте какие из них подходят доброму христианину, а какие определенно не подходят. Некоторые слова могут показаться «нейтральными», относительно других могут возникнуть разногласия, но так и должно быть. Обсудите между собой свои утверждения и постарайтесь поразмыслить какого рода поведение согласуется с этими словами. 3 . Прочтите вместе места из Священного Писания, посвященные апостолу Петру, Ин.1:40–42 ; Мф.16:21–23 ; Мк.14:32–37 ; Лк.22:31–34 ; Ин.18:3–11 ; Лк. 22:54–62 . Решите, можно ли какое-либо из слов, написанных на ваших карточках, применить к событиям, о которых вы прочли. Какие из слов, которые, по вашему мнению, не могут описывать христианина, тем не менее приложимы к поступкам апостола Петра?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Стих: Увидели все концы земли спасение Бога нашего. Пс 97:1а, 3б великий четверг Прокимен, глас 7 Князья собрались вместе/против Господа и против Помазанника Его. Стих: Для чего разъярились язычники и народы замыслили тщетное? Пс 2:2б, 1 Зачало 149. Аллилуия, глас 6 Стих: Блажен помышляющий о нищем и бедном: в день бедствия избавит его Господь. Стих: Враги мои сказали обо мне злое: «Когда он умрёт и погибнет имя его?». Стих: Вкушающий хлебы мои, поднял пяту на меня. Пс 40:2, 6, 10б великая пятница На первом часе зачало 215б. На третьем часе зачало 88б. На шестом часе зачало 306. На девятом часе зачало 324. На вечерне Прокимен, глас 6 Положили меня во рве глубочайшем,/во тьме и тени смертной. Стих: Господи, Боже спасения моего, днём я взывал, — и в ночи пред Тобою. Пс 87:7, 2 Зачало 125б. Аллилуия, глас 5 Стих: Спаси меня, Боже, ибо дошли воды до души моей. Стих: Поношения и мучения ожидала душа моя. Стих: Да помрачатся глаза их, чтобы не видеть. Пс 68:2, 21а, 24а великая суббота На утрени прокимен, глас 7 Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя,/не забудь бедных Твоих до конца. Стих: Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещу все чудеса Твои. Пс 9:33, 2 Зачало 133, 206. Аллилуия, глас 5 Стих: Да восстанет Бог и рассеются враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Стих: Как исчезает дым, да исчезнут, как тает воск пред лицом огня. Стих: Так да погибнут грешники от лица Божия, а праведники да возвеселятся. Пс 67:2–4а На Литургии прокимен, глас 5 Вся земля да поклонится Тебе и да поёт Тебе,/да поёт же имени Твоему, Всевышний. Стих: Воскликните Господу, вся земля, воспойте же имени Его. Пс 65:4, 1–2а Зачало 91. Вместо Аллилуия поем псалом 81, на глас 7 Чтец: Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты получишь удел во всех народах. Хор: Восстань, Боже, суди землю: Стих: Бог стал в сонме богов, и среди богов совершает суд. Хор: Восстань, Боже, суди землю: Стих: Доколе вы судите неправедно и лицеприятствуете к грешным? Хор: Восстань, Боже, суди землю:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Тайна! Страшная Тайна! «Великая благочестия Тайна», – говорит Священное Писание. «Бог явился во плоти…, принят верою в мире» 701 , «раздробляемый и неразделяемый». Да не пожелаем мы нашим скудным умом, ограниченным и греховным, исследовать и понять эти небесные истины. Небесный мир, несмотря на то, что он нетленен, неизменяем, вечен и божественен, к тому же он Благодатью, воздействием и силой Святого Духа, приносится всем нам на Таинстве богослужения. Воплощение Божественного Домостроительства, от сотворения мира до второго Пришествия Христа, справедливого Суда и будущих вечных благ, необыкновенным образом представляется на Божественной литургии. Как это происходит, не рассказать и не объяснить человеческим языком. Евангелист Иоанн свидетельствует о следующем: была Великая пятница, около трех. Господь истекал кровью на Кресте. Раздался громкий крик, он «сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» 702 . И наступила суббота, и был великий день (Пасха), Снятие с креста и Погребение. Пришли воины и начали ломать голени двум распятым разбойникам, чтобы быстрее наступила смерть. Затем они подошли к Христу. Полагая, что он уже мертв, не стали ломать Ему голеней: «Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» – символы двух великих Таинств нашего спасения: Крещения и Божественной Евхаристии – «… да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» 703 О чем нам говорит тот факт, что пресвятые голени и кости Его не были разбиты? Это говорит нам о том, что Тело Господа не подверглось раздроблению, разделению и увечью. Так и теперь святой Хлеб, Тело Господне, Агнец Божий, не разделяется: «раздробляемый и неразделяемый». Мертвое Тело Господа и во Гробе соединено с Божеством и не знает распада и тлена после Его смерти как человека. Поэтому Тело Господа неделимо ни на Кресте, ни во Гробе, ни в Святой Чаше. Итак, Возношение, как говорят святые отцы, показывает дающую жизнь Жертву Господа, а раздробление Хлеба – Заклание Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так закончилась великая, страстная, единственная в истории Пятница . Христос, по смерти Своей, сходил в ад к душам ветхозаветных верующих и праведных для того, чтобы возвести их оттуда к Богу Отцу в Царство небесное. Великая Суббота ( Мф.27:62–66 ). Враги Иисуса, первосвященники и фарисеи, – хотя уже были уверены в том, что Он помер на кресте; однако с пятницы на субботу всю ночь не были покойны. Им все думалось, что их злобе не удастся восторжествовать, что о Распятом ими разнесется, пожалуй, добрая молва, будто Он воскрес. Поэтому они в субботу утром являются к Пилату и говорят ему: «Господин! Мы вспомнили, что этот обманщик, когда был в живых, говорил: «По прошествии трех дней воскресну». И так прикажи охранять гроб до третьего дня. А то (пожалуй) ученики Его, пришедши ночью, украдут Его, и после будут говорить народу: «Воскрес из мертвых»; а тогда последний (новый) обман будет хуже (и опаснее) первого, т. е. того, по их мнению, ложного объявления, будто – Он Иисус и есть обетованный Мессия». Пилат ответил им на это: «У вас есть стража; подите, охраняйте, как умеете». Первосвященники пошли, приложили печать к камню, закрывавшему гроб, поставили свою строгую, самую отборную стражу. Но все их усилия тщетны. ( Лк.23:56 ; Мк.16:1 ). Ученики же и последователи Христовы были в унынии. Сердобольные женщины: Мария Магдалина, Мария, мать Иакова и Саломия, мать Иоанна Богослова, по окончании праздника субботы, хотели отдать последний долг умершему телу Господа, именно: хотели помазать Его ароматами; они уже купили для того дорогих мастей, но так как было время позднее – ночь, то они отложили исполнение своего предпрятия до следующего утра. Воскресение Христово Пребывание воскресшего Христа на земле до Его Вознесения. ( Мф.28:2–4 ) Ночью с субботы на следующий день при гробнице Иисусовой раздались подземные удары; стража вдруг почувствовала землетрясение, и была испугана этим. Но она еще более поражена была, когда увидела пред собою сошедшего с неба светоносного Ангела в белом одеянии, и когда этот небесный вестник отвалил огромный камень от дверей гроба. И в ту же минуту Христос Своею Божественною силою воскрес.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Тело ломимое не означает просто физическое тело. На языке Священного Писания – это плоть, то есть все человеческое существование. И слова «сие творите в Мое воспоминание» означают прежде всего это преломление. Первое слово, которое употребляет Церковь , говоря о Евхаристии, – преломление. В Книге Деяний святых апостолов мы читаем о первых христианах, о том, что они пребывали в учении апостолов, в послушании и в преломлении хлеба. И в другом месте: «Они преломляли хлеб по домам». А в Евангелии от Луки сказано, что апостолы узнали Христа в преломлении хлеба. И есть еще слово апостольское, которое мы слышали сегодня за Божественной литургией. «Всякий раз, – говорит апостол Павел, – когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Мы не сомневаемся, что апостол имеет в виду и Воскресение Христово. Но слово, которое мы слышим здесь, – смерть. Тайная Вечеря – это жертвенное приношение Господа на Кресте, которое Он предлагает Своим ученикам, совершенное явление Его любви к нам, наше спасение. Господь до конца возлюбил Своих учеников, как мы читаем в Евангелии от Иоанна. Христос совершает Пасху вместе со Своими учениками, ту Пасху, которую Он совершит, когда Сам станет Пасхальным Агнцем в Великую Пятницу. И нам открывается, что и в умовении ног, и в Евхаристии – свидетельство одной и той же любви Господа, отдающего Свою жизнь за нас. Возрадуемся о даре Христовом, приносимом Им сегодня Своей Церкви. Но не будем забывать, что Великий Четверг уготовляет Великую Пятницу – с тем чтобы и мы могли праздновать Пасху Христову не только в полноте радости, но и в полноте ответственности, которой требует Пасхальная тайна. Великая Пятница Утреня Евангелия Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа: 1-е. Ин, 46 зач., 13, 31 – 178, 1. 2-е. Ин, 58 зач., 18, 1–28. 3-е. Мф, 109 зач., 26, 57–75. 4-е. Ин. 59 зач., 18, 28 – 19, 16. 5-е. Мф, 111 зач., 27, 3–32. 6-е. Мк, 67 зач., 15, 16–32. 7-е. Мф, 113 зач., 27, 33–54. 8-е. Лк, 111 зач., 23, 32–49. 9-е. Ин, 61 зач., 19, 25–37. 10-е. Мк, 69 зач., 15, 43–47. 11-е. Ин, 62 зач., 19, 38–42. 12-е. Мф, 114 зач., 27, 62–66.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

У нас главными местами погребения умерших служат в настоящее время отдельно устраиваемые кладбища – эти нивы Божии, на которых сеется в тлении то, что имеет востать в нетлении; сеется в уничижении то, что имеет востать в славе; сеется в немощи то, что имеет востать в силе; сеется тело душевное, а востанет тело духовное ( 1Кор.15:42-44 ). Крест – символ спасения – возвышается над могилой всякого христианина, умершего с верой и покаянием. Умерший веровал в Распятого на Кресте, носил крест во время своей земной жизни и покоится сном смерти под сенью креста. «Не знаем, братие, куда ваши мысли склоняются от сей плащаницы, а наши – к нашему собственному гробу. И наша жизнь, думается нам, так пройдет, как прошла теперь Четыредесятница; и для каждого из нас наступит потом Великий Пяток смерти, а за сим Великая Суббота успокоения в недрах земли, – Великая по самому продолжению ее для нас. Господь снисшел во гроб токмо на три дня, а нам долго надобно будет оставаться под землею» 45 . Тих сон и мирен, усопшие братья! Ничто не смущает ваш вечный покой… Земля приняла вас в родные объятая И скрыла навеки от злобы людской! Не страшны вам больше тревоги, волненья! Вы прах отряхнули – и к жизни иной На крыльях надежды, в обитель спасенья К Творцу воспарили бессмертной душой. Там ждет вас награда. Слеза покаянья Вам вновь возвратила утраченный рай. Мы верим: не вечны земные страданья, И дольнему скажем: «Навеки прощай!». Катакомбы – место погребения древних христиан «Я – гражданин двух городов; имя мое – Леонид. Вот что я говорю своим друзьям: будьте веселы, пируйте, живите, потому что некогда вам придётся всё-таки умереть». Такова надпись на одном языческом надгробном камне в Малой Азии. «Здесь покоится в мире Валерия, чтобы некогда воскреснуть во Христе». Вот эпитафия одной галльской христианки IV века. Таков язык двух резко противоположных воззрений – языческого и христианского. Между тем, как для первого порог смерти представляет собой завершительный предел существования человека, последователи второго исповедуют: «Знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на Небесах, дом нерукотворенный, вечный» ( 2Кор.5:1 ).

http://azbyka.ru/pogrebenie-i-pominoveni...

10 . Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа ( Ин. 1:17 ). Стало быть, Тот, Кто возвестил закон, затем, в последние времена, придя от Девы, возвел к совершенству полноту закона, ибо пришел не разрушить закон, но исполнить 555 , и праздновал Пасху в ту седмицу, в которую четырнадцатый день новолуния приходится на пятый день седмицы. В этот самый день, как учит Писание, Он ел пасху с учениками, а на следующий день, то есть в шестой день недели, в пятнадцатый день от новолуния, Он был распят. Великая суббота была в шестнадцатый день, поэтому Он воскрес из мертвых в семнадцатый день от новолуния. 11 . Поэтому мы должны соблюдать этот закон Пасхи: четырнадцатый день считать не днем Воскресения, а днем Страстей, или одним из ближайших предшествующих дней, потому что празднование воскресения совершается в день Господень. В день Господень мы не можем поститься 556 , ведь и манихеев мы справедливо осуждаем за пост в этот день. Если кто считает, что в день воскресения по закону надо поститься, тот не верует в воскресение Христово. Между тем закон говорит, что пасху надо вкушать с горькими травами, то есть с печалью, ибо совершилось неслыханное святотатство и Содетель нашего спасения был убит. В день же Господень надо радоваться, как учит нас пророк, говоря: Сей день сотворил Господь, в этот день возрадуемся и возвеселимся ( Пс. 117:24 ). 12 . Итак, нам следует соблюдать не только день страдания, но и день воскресения, чтобы у нас был и день горечи, и день радости; в тот мы будем поститься, в этот – утешаться. Поэтому, если случится так, как в этом году: четырнадцатый день от новолуния первого месяца приходится на день Господень, – то, поскольку ни в день Господень мы не должны поститься, ни в тринадцатый день от новолуния, приходящийся на день субботний, не должны нарушать пост, так как особенно строго надлежит блюсти его в день Страстей, – празднование Пасхи должно быть перенесено на следующую седмицу. Ведь далее следует пятнадцатый день от новолуния, когда пострадал Христос, и это будет второй день седмицы 557 . Третий день седмицы – это будет шестнадцатый день οт новолуния, когда плоть Господня упокоилась в гробнице, а в четвертый день седмицы или в семнадцатый день οт новолуния Господь воскрес.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010