«Разве не читали» и пр.: чтобы защитить от нарекания и Себя и учеников, Спаситель указывает на один случай с Давидом, рассказанный в священной книге еврейской ( 1Цар.21 ), который, следовательно, они должны были знать и понимать, именно – как Давид, когда был алчен со своими спутниками во время бегства от преследований Саула, с благословения тогдашнего первосвященника, ел хлебы предложения и даже дал их есть своим спутникам. – «В Дом Божий», т.е. в Скинию, которая была тогда в городе Номве. – «Хлебы предложения» и пр.: по закону ( Лев.24:5–9 ) на особом столе во второй части Скинии (а впоследствии храма), называвшейся Святое, священники должны были возлагать 12 чистых пшеничных хлебов, которые назывались хлебами лица, т.е. Божие, положенными пред лицом Господа ( Исх.40:23 ), или хлебами предложения, в том смысле, что полагаемое пред лицом предполагается тому, пред кем положено. По субботам их сменяли новыми хлебами, снятые принадлежали священникам, которые одни должны были есть их на святом месте, так как это великая святыня для них из Господних жертв. Давид, мучимый голодом, по предложению самого первосвященника, ел эти хлебы, – и не только он, но и спутники его, следовательно, по-видимому, явно был нарушен закон. Однако же Давида никто не осудил и не осуждал за это. Следовательно, в случае необходимости, позволительно иногда нарушение закона и – это допущено всеми законодательствами. Такой случаи был теперь с учениками Господа, когда голод принудил их срывать колосья и есть. Следовательно, они не подлежат осуждению за нарушение субботы. Но «как это, скажите, можно приложить к нашему предмету? Давид не нарушал субботы? – Господь... указывает на предмет важнейший, нежели суббота. Ибо нарушить день и приобщиться оной священной трапезе, которой никому нельзя приобщаться, не одинаково важно. Таким образом Христос побеждает, приводя важнейшие примеры». И «не говори мне, что Давид был пророк (а потому нарушение им закона не может оправдывать нарушение субботы учениками Господа). Ибо и сие не давало ему права есть, потому что такое преимущество имели только священники... Ибо хотя Давид был и преславный пророк, но не священник. Если же он был и пророк, то не были таковыми бывшие с ним» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance О чем говорит Евангелие Великой субботы? 3 мин., 15.04.2023 Великая Суббота. День, когда тело Христово покоилось во гробе — пещере неподалеку от Гефсиманского сада, которую член высшего государственного совета Иудеи и тайный христианин Иосиф Аримафейский присмотрел в качестве будущей гробницы для самого себя, но уступил Своему Господу. А человеческая душа Иисуса Христа сошла во ад — «темницу», узники которой веками и тысячелетиями были разлучены с Богом, — и, как говорит апостол Петр, проповедовала находяимся в этой темнице духам (ср.: 1 Пет 3:18, 19). В ту же субботу, совпавшую с ветхозаветной пасхой, первосвященники и фарисеи пришли к Пилату с просьбой выставить стражу у гроба Господня: Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтоб ученики Его, пришедши ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого (Мф 27:63–64). Стражу выставили, пещеру завалили камнем, а к камню приложили печать. Так злейшие враги Господа собственными руками сделали всё для того, чтобы грядущее Воскресение Христово стало засвидетельствованным фактом. Женщины, явившиеся ко гробу в первый день недели помазать тело Господа благовонными маслами, обнаружили, что тяжелый камень отвален в сторону и на нем сидит Ангел, видом как молния (Мф 28:2, 3), а пещера — пуста. О явлении Ангела и исчезновении тела Христова доложили первосвященникам и некоторые из стражи, так что стражников пришлось подкупать и уговаривать солгать, будто они уснули и не заметили, как тело Христа украли Его ученики (Мф 28:11–15). Впрочем, апостолов эти свидетельства уже не могли заинтересовать. Они встретили Самого Христа. Живого. Воскресшего. Что значат слова Христа «Я с вами вся дни до конца века»? Именно они звучат в Евангелии, которое читается сегодня на литургии. И хотя праздновать Воскресение Христово мы начнем только завтра, но над однажды воскресшим Богочеловеком время уже не властно: с момента Его восстания из мертвых Он принадлежит Вечности и потому пребывает с нами всегда — и как Бог, и как Человек.

http://foma.ru/o-chem-govorit-evangelie-...

Священник: Мир тебе. Чтец: И духу твоему. Диакон: Премудрость. Вместо Аллилуия поем псалом 81, повторяя после каждого стиха на 7–й глас: Чтец: Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты получишь удел во всех народах. Хор: Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты получишь удел во всех народах. Стих: Бог стал в сонме богов, среди богов совершает суд. Хор: Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты получишь удел во всех народах. Стих: Доколе вы судите неправедно и лицеприятствуете к грешным? Хор: Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты получишь удел во всех народах. Стих: Судите сироту и бедного, смиренного и нищего оправдайте. Хор: Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты получишь удел во всех народах. Стих: Освободите нищего и бедного, из руки грешника избавьте его. Хор: Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты получишь удел во всех народах. Стих: Не познали они и не поняли, во тьме блуждают, – потрясутся все основания земли. Хор: Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты получишь удел во всех народах. Стих: Я сказал: вы – боги, и все вы – сыны Всевышнего, но вы как люди умираете, и как один из князей падаете. Хор: Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты получишь удел во всех народах. Священнослужители в это время переоблачаются в белые облачения. Диакон: Благослови, владыка, благовестителя святого Апостола и Евангелиста Матфея. Священник, осеняя его крестным знамением, произносит: Бог, по ходатайствам святого, славного, (всехвального) Апостола и Евангелиста Матфея, да даст тебе, благовествующему, слово с силою многою, во исполнение Евангелия возлюбленного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа. Диакон: Аминь. Священник: Премудрость. Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие. Мир всем. Хор: И духу твоему. Диакон: От Матфея святого Евангелия чтение. Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе. Священник: Будем внимать. Евангелие от Матфея, зачало 115 По прошествии субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гробницу. И вот, произошло великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сойдя с неба и подойдя, отвалил камень и сидел на нем.

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

Симеона Богоприимца именем Левкий и Карин. Рассказ воскресших начинается с изображения того, как мрак преисподней озарился светом сошедшего Богочеловека. Бывшие там патриархи, пророки и праведники сразу узнают Того, Кого они ждали и о Ком пророчествовали. Сатана один пытается противостоять Пришедшему. Гремит сотрясающий преисподнюю голос: «Поднимите врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечныя, и войдет Царь Славы» ( Пс.23:7 ). Пророки Давид и Исайя ликуют, узнавая в голосе свои пророчества о победе над смертью, адом и о воскресении мертвых. Уничтоженный и смятенный Сатана спрашивает: «Кто Сей Царь Славы?» ( Пс.23:8 ) и Давид отвечает: «Господь Крепкий и Сильный, Господь сил, Он – Царь Славы» ( Пс.23:8–10 ). При этих словах появляется Спаситель простирает десницу всем, с верою ожидавшим Его. Господь простирает руку Адаму и прочим, и выводит их из преисподней при всеобщем ликовании. Архангел Михаил отверзает освобожденным Рай (Tischendorf Evangelia apocrypha, стр. 312 и сл.). Таково в кратких словах содержание этого замечательного памятника, свидетельствующего о том, что песнопения Великой Субботы, которые говорят о таинственном, страшном и радостном событии сошествия Спасителя во ад, есть древнейшее церковное предание, с самого начала церкви пребывающее в нерасторжимом единстве с благовестием о Воскресении Христовом. Богословско-догматическая сторона этого события с трудом поддается выражению в терминах и понятиях, что до конца вообще, вряд-ли возможно сделать. И здесь остается лишь сказать с апостолом: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» ( Рим.11:33 ). Глава XIII. Святая и великая суббота. Утро Утреня Великой Субботы начинается, как обычно. После шестопсалмия и великой ектении поются (на глас 2-й) Тропарь «Благообразный Иосиф». Слава: «Егда снизшел еси к смерти». И ныне: Мироносицам женам (см. выше). Настояшие песнопения появляются в конце последований вечерни Великого Пятка и выражают основной смысл Великой Субботы: животворящее упокоение Христа плотию во гробе, победоносное сошествие во ад и нетление Пречистого Тела Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Да радуется творение,/да веселятся все, на земле рожденные,/ибо у ада ненавистного отнята добыча;/пусть жены с ароматами Меня встречают;/Я избавляю Адама и Еву со всем их родом,/и в третий день воскресну. Катавасия: Не рыдай надо Мною, Матерь,/видя во гробе Сына,/Которого Ты во чреве без семени зачала,/ибо Я воскресну и буду прославлен,/и во славе вознесу, как Бог,/непрестанно с верою и любовию/Тебя величающих. После девятой песни Трисвятое. Чтец: Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. (3) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради. Господи, помилуй. (3) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Священник возглашает: Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Чтец: Аминь. И поем тропарь, глас 2 Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная,/тогда ад умертвил Ты сиянием Божества./Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил,/все Силы Небесные взывали:/«Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!» Ектения сугубая Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй. Хор: Господи, помилуй. (3) Ещё молимся о Святейшем Патриархе нашем (имя) , и о преосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, или: епископе) нашем (имя) , и о всём во Христе братстве нашем. Хор: Господи, помилуй. (3) Ещё молимся о богохранимой стране нашей Российской, о всём народе и властях её, да тихую и безмятежную жизнь проведём во всяком благочестии и чистоте.

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

Слово 117. О женах-мироносицах. В Великую Субботу (по Евангельскому чтению) Я с вами во все дни до скончания века. ( Мф.28:20 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вот и наступила благословенная Великая Суббота… Сегодня сердца всех верных Господу устремлены навстречу скорому неизреченному торжеству воскресения Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Мир замер в ожидании. Ждем и мы, внимая жизнеутверждающему Слову Божиему… С особым трепетом прозвучало для нас за Божественной Литургией Евангельское чтение (см. Мф.28:1-20 ), рассказывающее о воскресении Возлюбленного Господа. По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб, – повествуется в Святом Евангелии от Матфея. О Марии Магдалине, верной последовательнице Христа, мы знаем довольно много. Другая Мария, вероятно, это Мария Иаковлева , мать Иакова и Иосии, жена Клеопы, которую называет спутницей Марии Магдалины евангелист Марк, упоминающий еще и о Саломии. Итак, на третий день по распятии пришли ко гробу жены-мироносицы. Они несли с собой благовония, чтобы помазать тело своего Учителя, воздать Ему последние погребальные почести. Верные, любящие Господа, безмерно преданные Ему, они, хрупкие и слабые женщины, оказались гораздо сильнее и смелее мужчин. Не убежали, не попрятались, а, не скрываясь от властей, делили со Спасителем самые тяжкие минуты: стояли у креста, присутствовали при положении во гроб. И вот теперь, за любовь и преданность их ждала благословенная награда – они должны были первыми узнать о воскресении Господнем и увидеть Его. Именно они, по Божией милости, возвестят апостолам и всему миру о Величайшем Чуде. В рассветной тишине взволнованные ученицы Христовы остановились перед гробом Божественного Учителя. Из уст явившегося им прекрасного Ангела, блистающего как молния, одетого в белоснежную одежду, мироносицы услышали необыкновенные слова: Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь; Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Сознание непоправимой беды заставляет людей преклонить колена. Диавол овладел душой и телом этого отрока, но кто, кроме Христа может победить диавола? «Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его», – говорит потрясенный отец. «О, род неверный и развращенный!» – восклицает Господь. Эти слова обращены ко всему народу, и в особенности к учителям Закона. За неверие наше Господь не дает другим людям помощи, когда они обращают свой взор к Церкви. Сам Христос не мог совершить многих чудес там, где царствовало неверие. «Доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» Неверие и развращенность тех, кому Господь открывает Свою благодать, – великая печаль для Него. Однако о Боге нельзя сказать, что Он терпелив и милостив, говорят святые отцы, Он – долготерпелив и многомилостив. «Приведите его ко Мне сюда», – говорит Господь. Как бы ни гневался на нас за наши грехи Господь, Его любовь неодолима. Когда надежда на всякую человеческую помощь умирает, мы должны идти ко Христу, и Он не отвергнет нас. Господь сокрушает силу сатаны как власть имеющий. «И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час». Сатана не может противиться слову Господню, как бы ни велика была его сила, и сколь бы долго он ни господствовал над людьми. Это было немедленное и полное исцеление. Во все времена родители должны приводить своих детей ко Христу. И особенно в такое, как наше. Раньше подобное беснование было редчайшим явлением, а теперь это – наша повседневность. Как привести нам наших детей к таинствам Церкви и к просвещению словом Господним? Как научиться по-настоящему молиться за них, когда они отошли от Церкви? Если будет у нас переживание за наших детей, как у этого отца, и такое же, как у него, обращение ко Христу, Господь сокрушит сатану под ногами нашими вскоре. Суббота Мф, 47 зач., 12, 30–37 Сказал Господь: кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Солнце у горла Овна в зените над Палестиной. Луна на чаше Весов в надире над Америкой. Пасха – Исход – Жертвоприношение. Се – Агнец Божий висит на древе – Вземляй грехи мира. По прошествии субботы пришёл и славный час, и уже на заре (осьмаго) дня – 25 марта, день Благовещения, Ангелы благовестили женам мироносицам: Христос воскресе! «Исполнение закона и пророков Сам Сый, Христе Боже наш, исполнивый все отеческое смотрение, исполни радости и веселия сердца наша, всегда, ныне и присно и во веки веков» (из молитвы на Литургии). Предоставляем благочестивому читателю самому судить об истинности предлагаемых исследований. Мы же веруем, что если Богу угодно, то откроются их внешние (исторические) подтверждения. Ко всему, полагаем, что разумнее считать наше летоисчисление от Воскресения Христова, дарующего людям новую жизнь. Мудрецы века сего признают «историческое лицо» Иисуса Христа, но отрицают Его Божество. И принятие летоисчисления именно от Воскресения Христова явилось бы исповеданием не только историчности, то есть, что было Рождество Христово, но и признанием Его Сыном Божиим и Спасителем мира. Чтобы мы все пришли в познание истины и осознали бы наконец слова Апостола: «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» ( 2Кор. 5:15–17 ). Познаем силу Воскресения Господа нашего Иисуса Христа! Церковь постоянно свидетельствует о Воскресшем Спасителе. За каждым воскресным бдением читается Воскресное Евангелие и поётся Воскресная песнь: «Воскресение Христово видевше...» Каждая Божественная Литургия – это Пасхальная весть и радость. g2 Великая Суббота – Воскресение. О времени Воскресения Господа нашего Иисуса Христа Господь наш Иисус Христос воскрес после иудейской субботы, «во едину от суббот», в воскресенье, в третий день по Своём распятии, как благовествуют все евангелисты и предречено Писанием. Это известно всем верующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

Так что рабу Божьему надо заботиться, чтобы в нем было все, и одно видно было в другом, и другое в третьем, и так все во всем. И предела себе тоже не ставить. Потому что не только в том случае, «если это в вас есть», но и если это постоянно «умножается», только тогда вы «не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа». Суббота. О необходимости вопиять к Богу день и ночь Лк.18:2–8 2Тим.2:11–19 Господь Иисус Христос сказал, «что должно всегда молиться и не унывать», и что Бог непременно «защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защитить их». А в подтверждение – рассказал притчу, как некая вдова упорно просила бессовестного судию защитить ее. И так она ему надоела, что он сделал-таки по ее просьбе. А уж что тогда говорить о Боге, о нашем любящем Отце! Однако же обратим внимание, что, согласно этой притче, на прямую помощь Бога может рассчитывать только тот, кто уже исчерпал все данные Богом возможности, и – взывает «к Нему день и ночь»! А иной, отвергая всех врачей, просит, чтобы Бог Сам исцелил его. Иной просит, чтобы Бог дал все необходимое для жизни, вместо того, чтобы самому трудиться. Иной – просит освобождения от гнета врагов, вместо того, чтобы отважно, не щадя себя, встать грудью против них, или – смиренно просить мира, просить пощады, поступившись для этого своей гордостью или частью своего состояния. Бывали в истории такие случаи. Маленькая страна гордо отвергает требование сильного соседа, пусть ущемляющее национальное самолюбие, но вполне справедливое. И что же? В результате начинается мировая война, конечно, с верой, что «с нами Бог»! А в результате – погибли миллионы, рухнула великая империя, заступившаяся за гордого союзника, и в этой бывшей империи воцарился такой режим, от которого погибли еще десятки миллионов людей. А вот – другой пример, из наших дней. Во время межнациональной войны одна группировка была окружена, и ей грозило полное уничтожение. И тогда ее предводитель пришел в стан врагов и смиренно, и даже униженно, на коленях, стал просить пощады для своих людей. И – спас свой народ, и врагов удержал от кровопролития. К сожалению, такие случаи только мелькают, а не ставятся перед властителями, в качестве примера, как надо служить своему народу, как добиваться его блага: не ценой чужой крови, а ценой победы над собой, над своей гордыней.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Тот, кто предал душу Господу Иисусу Христу, всегда помнит, что истина – одна; что нельзя разойтись, не определив ее; что нельзя двоим пребывать в распре и в то же время в истине; и что быть отлученным от истины, это значит быть отлученным от Христа, Который есть не только Истина, но и Жизнь. Суббота. О Боге и богах Ин.10:27–38 Продолжая беседу о Добром Пастыре, Господь сказал: «Овцы Мои слушают голоса Моего, и Я знаю их, и Они идут за Мною». Вообще возможность общения – великая тайна. Мы никогда не могли бы слышать, понимать, сочувствовать друг другу, если бы не вышли из рук единого Творца. «Отец Мой, Который дал их Мне, больше всех», – говорит Господь. Наш Творец дал нас друг другу. Мы можем говорить и слышать, потому что Он дал каждому и уста, и уши. И в наших душах Он как бы натянул одинаковые струны. И когда душа слышит, струны ее звучат, и она соглашается, сочувствует и отвечает. Но это – о людях, о существах одной природы. А разве не справедливо возмутились иудеи, когда услышали: «Я и Отец – одно», где «Я» – видимый человек, а «Отец» – невидимый и Всемогущий Бог ? Что общего у Творца с тварью, и как они-то могут соединиться в одно? Так, «иудеи схватили каменья» и сказали Человеку Иисусу: «Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом». И тогда Иисус не стал защищать Свое Божественное достоинство, но неожиданно заговорил о достоинстве человеческом. Он напомнил восемьдесят первый псалом, где есть такие таинственные слова: «Бог ста в сонме богов, посреде же боги рассудит… Аз рех: бози есте (Я сказал: вы боги) и сынове Вышняго вси»… Иудеи, конечно же, никогда не отрицали, что слово Божие обращено было к их народу. Но ведь надо идти до конца: если струны человеческой души могут откликаться и на Божественные звуки, – значит, в этих струнах – Божественный строй. И если Сам Бог – Бог по естеству, то человек – бог по благодати. Бог и сотворил человека именно «по образу Своему, по образу Божию сотворил его» ( Быт.1:27 ). Человек, пока не согрешил, мог буквально видеть и слышать «Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» ( Быт.3:8 ). И возможности человека безграничны: «верующий в Меня дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» ( Ин.14:12 ). «Не написано ли в законе вашем: «Я сказал: вы боги» ( Пс.81:6 )? И если так велико человеческое достоинство, если Бог «назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, – Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите «богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я Сын Божий»?

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010