Когда на вечери Ты возлежал/с посвящаемыми в Твои тайны, Человеколюбец,/открыв великое таинство Твоего вочеловечения, Ты возгласил:/“Вкусите Хлеб животворный с верою,/пейте Кровь, излившуюся/из раны Божественного ребра!” Сень небесная явися горница,/идеже Пасху Христос соверши./Вечеря безкровная, и словесная служба,/трапеза же тамо совершенных Таин, мысленный жертвенник. Скинией небесной явилась горница,/где Христос Пасху совершил,/вечерю бескровную и разумное служение;/трапеза же там совершенных Таинств/– мысленный жертвенник. Пасха Христос есть великая и всечестная,/снеден быв яко хлеб, заклан же яко овча:/Той бо вознесеся о нас Жертва./Того Тела благочестно, и Того Крове/вси тайно причащаемся. Христос есть Пасха, великая и священная,/съеденный как хлеб и заколотый как овца;/Ибо Он Сам был вознесен за нас как Жертва./Его Тела благоговейно и Его Крови/мы все таинственно причащаемся. Хлеб благословив, Хлеб сый небесный,/благодарив Отцу Родителю,/приемый, и чашу учеником давал еси:/приимите, ядите, вопия,/сие есть Тело Мое, и Кровь нетленныя жизни. Хлеб благословив, Ты, Хлеб Небесный,/благодарение воздав Отцу, Твоему Родителю,/взяв и чашу, ученикам давал, взывая:/“Возьмите, вкусите, это – Тело Мое/и Кровь нетленной жизни!” Аминь глаголя, рече рождиям Лоза,/апостолом Христос истина:/отселе не имам пити от лозы питие,/дондеже пию е новое, во славе Отца Моего,/с вами наследники Моими. Сказала ветвям виноградная Лоза –/апостолам – Христос-истина,/возглашая: “Истинно, отныне Мне пития из винограда не испить,/доколе не выпью его новым/во славе Отца Моего с вами,/наследниками Моими. Продаеши на тридесятих сребреницех Господа,/и не помышляеши Иудо беззаконный/Вечери таинство, или честное умовение./О како поползся падением/в конец света пришел еси, удавление облобызав! Продаешь ты за тридцать сребренников Бесценного/и не помышляешь, Иуда беззаконный,/о Вечере, вводящей в таинства,/или о священном омовении./О как ты, поскользнувшись, пал,/пришел к тому, что лишился света,/удавление избрав в удел!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Великая тайна милосердия Божия 04.07.2015 Рубрика: Перед Пасхальным Судом Слова Метки: Седмица 5-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 5-ю по Пятидесятнице Сегодня мы слышали Евангелие об исцелении Господом двух бесноватых людей в стране Гергесинской. Господь не только имеет всю власть на небе и на земле, но у Него есть и ключи ада. Он — Победитель сатаны с легионами бесов. В сегодняшнем Евангелии Господь показывает нам, до чего может дойти человек, когда он живет так, как ему хочется, без Бога. Мы видим, до чего может дойти все человечество, если все будет продолжаться так, как происходит сейчас. Что случилось с бесноватыми людьми, вышедшими из погребальных пещер навстречу Иисусу? Их уже и людьми-то нельзя назвать, для них естественная среда обитания там, где смерть, где гробы. Они не имеют никакой одежды, они обнажены от всего: и физического, и духовного. Полная незащищенность и страшное безумие, которое терроризирует всех проходящих мимо. Господь говорит, что смысл всей деятельности сатаны заключается в том, чтобы заставить людей ненавидеть друг друга. Сатана достигает этого через наши грехи, страсти, похоти, воюющие в наших членах. Он достигает этого через зависть, злобу, гнев, ненависть, через месть, так что человек становится не только недостойным и непригодным для человеческого общества, но и страшным для общения. А когда во всем обществе грехи возрастут до такой степени, что станут уже естественным явлением, действительно будет «война всех против всех». Бесноватых людей, о которых мы читаем в сегодняшнем Евангелии, как бы уже не существует, потому что у них нет имени. Когда Господь спрашивает одного бесноватого в Евангелии от Марка, описывающем это же событие: «Как тебе имя?» — то за него отвечают бесы: «Легион имя мне, потому что нас много» (Мк. 5, 9). Этот человек полностью потерял самосознание, от его имени отвечают бесы. Глядя на то, что происходит сегодня, мы можем понять, в чем заключается тактика и стратегия диавола. Она заключается в том, чтобы овладеть телом человека, а через него — умом и сердцем, чтобы пожирать ум и сердце человека, как кровожадный зверь, опустошая человека и его душу от Божественной красоты и чистоты, от разумности и праведности, от любви и веры, и даже от желания добра. Замысел сатаны — утвердить грех как норму, то есть создать для себя самую благоприятную среду, чтобы умы и сердца человеческие стали обиталищем бесов. «Иже херувимы тайно образующе», — поем мы за Божественной литургией. Мы, таинственно изображающие, являющие собой небесных ангелов, на которых как на престоле, восседает Бог, должны быть действительно престолом Господним, а не бесовским.

http://moral.ru/nedela-5/

Параекклисиарх же поклон сотворив настоятелю, и благословение взем, идет и звонит. Таже начинает предстоятель: Приидите поклонимся:  трижды, и метания 3. И чтец глаголет псалом: Благослови душе моя Господа:  тихим и кротким гласом. Иерей же глаголет обычныя молитвы вечерния пред святыми враты. По псалме, Слава, и ныне, Аллилуия,  трижды, и поклоны 3. И ектения великая. И стихословим кафисму: Ко Господу внегда скорбети ми:  и по коемждо антифоне, Слава, и ныне, Аллилуия,  трижды. и метания три. Параекклисиарх же, сотворив поклон настоятелю и взяв благословение, идет и звонит. И предстоятель начинает: Придите, поклонимся:  трижды, и малых поклона три. И чтец произносит псалом: Благословляй, душа моя, Господа:  тихим и кротким голосом. Священник же читает обычные вечерние молитвы перед святыми вратами. После псалма, Слава, и ныне, Аллилуия,  трижды, и три поклона. Ектения великая, и читаем 18 кафизму: Ко Господу в скорби моей:  После каждого антифона, Слава, и ныне, Аллилуия,  трижды и малых поклона три. В ПОНЕДЕЛЬНИК, ВЕЧЕР На Господи воззвах,  стихиры, поставим стихов 6. В ПОНЕДЕЛЬНИК НА ВЕЧЕРНЕ На Господи воззвах:  стихиры на 6 Творение господина Иосифа. Глас 2. Подобен: Вся прейду: Господина Иосифа, глас 2 Всякий грех содеях, всех преидох блудом:/аще восхощу покаятися, не имам слез токи!/Аще леностно и ныне поживу, муце повинен есмь./Но даждь ми исправление,/едине благий Боже, и помилуй мя. Всякий грех я соделал,/всех превзошел распутством;/если захочу покаяться,/не имею потоков слез!/Если легкомысленно и ныне буду жить,/я наказанию повинен./Но дай мне исправление, единый благой Боже,/и помилуй меня! Подобен: Тучи ми подаждь Христе слез, в поста красный день,/яко да восплачу, и отмыю скверну яже от сластей,/и явлюся Тебе очищен,/егда Судие с Небеси имаши приити Господи,/судити человеком,/яко Судия, и Праведный един. Струи слез подай мне, Христе,/в прекрасный поста день,/чтобы я скорбел и омыл скверну, происшедшую от наслаждений,/и явился пред Тобою очищенным,/когда Ты, Судия, благоволишь/придти с Небес, Господи, судить людей,/как Судия и единый Праведный.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sedmicza-...

Дата начала Великого поста всегда приходится на отрезок между 15 февраля и 21 марта. В самом конце этого периода — 18 марта — начинается Великий пост 2024 года. Первый день поста получил народное название Чистый понедельник. С одной стороны, в этот день самое время навести порядок после масленичных гуляний, а с другой — отсюда начинается великопостный путь к Пасхе, предполагающий очищение от греховных привычек. Существует традиция в последний день перед началом поста прощать друг друга, чтобы не входить в Четыредесятницу (еще одно название Великого поста) со скрытыми обидами и недоговоренностями. Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит: «Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы и пожать плоды от своего покаяния : простите ближним согрешения их перед вами». Вечером в воскресенье в храмах совершается великая вечерня с особым чином, на котором священнослужители и прихожане просят друг у друга прощения. С этого богослужения начинается Великий пост. Читайте также: Календарь Великого поста Когда заканчивается Великий пост 2024 Строго говоря, Великий пост заканчивается в пятницу перед Вербным воскресеньем, как раз на сороковой день (отсюда и название — Четыредесятница). Однако Страстная седмица, которая следует за Вербным воскресением и является по существу отдельным смысловым периодом, не нарушает общий аскетический настрой Великого поста — все постные ограничения сохраняются и даже в каком-то смысле становятся строже. Поэтому можно сказать, что окончание Великого поста — это канун Пасхи, а она всегда празднуется в период с 4 апреля по 8 мая. В этом году православные верующие встретят Светлое Христово Воскресение 5 мая, соответственно, 4 мая — Великая Суббота — будет днем, которым заканчивается Великий пост в 2024 году. Великую Субботу называют «днем тишины»: позади непростые шесть недель Четыредесятницы и самые трудные и важные дни Страстной седмицы, соединяющие верующих с событиями двухтысячелетней давности. Несмотря на то, что в храмах в этот день обычно шумно и многолюдно (даже далекие от церковной жизни люди заходят освятить куличи и яйца), сохраняется ощущение, будто весь мир замирает в ожидании самых главных для всего человечества слов — «Христос Воскресе!», которые прозвучат в 2024 году в ночь с 4 на 5 мая. Первые дни Великого поста

http://foma.ru/velikij-post-2024.html

От смоковницы научайся кончине, о душа моя!/Когда даст она листья нежные/и побеги пустит,/вскоре жатвы час;/и ты, когда увидишь это,/познай, что конец при дверях. Кто разве Тебе иный Твоего знает Отца?/Или кто кроме Тебе весть час, или день?/У Тебе бо сокровища премудрости вся внутрь суть, Христе Боже. Кто иной, помимо Тебя/Отца Твоего знает?/Или кому, кроме Тебя, ведом час или день?/Ибо в Тебе пребывают все сокровища премудрости,/Христе Боже. Книги убо разгнутся тогда, престолом поставленным,/деяния же обличатся, нагим стоящим всем:/ни свидетелем, ни клеветником присутствующим:/обнажена бо вся Богу. Книги раскроются тогда/и престолы будут поставлены;/деяния же обличатся,/когда нагими предстанут все;/ни свидетелей, ни обвинители не будут присутствовать:/ибо все открыто пред Богом. Грядет всех Судия, изведен быти на суд,/на престоле херувимсте седяй, яко повинный предстати Пилату,/и вся пострадати, да спасется Адам. Идет всех Судия,/чтобы быть приведенным на суд;/на престоле херувимском Сидящий/— чтобы как повинный предстать Пилату,/и все претерпеть, дабы спасен был Адам. Приближися Пасха нам великая и Божественная:/по двою бо днию преднаучает Христос,/страдания прописуя день,/воньже Отцу жертва приведется. Приблизилась Пасха наша,/великая и Божественная;/ибо через два дня она, наставляет Христос,/предначертывая страдания день,/в который Он как жертва Отцу приносится. При Кресте Твоем Спасе предстоящи Мати,/и Твое неправедное зрящи заколение, вопияше:/увы Мне Чадо Мое! Увы Мне незаходимый свете!/Просияй всем Солнце славы свет. При Кресте Твоем, Спаситель, стоя, Матерь Твоя/и видя Твое неправедное заклание,/взывала: “Увы Мне, Чадо Мое, Светоч немеркнущий!/Зажги всем, Солнце, славы свет! Слава:  О единице Святая,/Троице едино Божество, и Троица Единице Боже,/триипостасное Естество, единочестная, и нераздельная славо,/избави от бед души наша! Слава:  О Единица Святая:/Троица, единая Божеством,/и Бог, в Троице Единый,/Естество в Трех Ипостасях,/равная честью и нераздельная слава,/избавь от бед души наши!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

Потом, уже во время трапезы, Иисус еще раз скажет, что среди двенадцати есть один предатель, и каждый с недоумением и страхом будет спрашивать: «Не я ли это?» – так спросит и Иуда, делая вид, что не понимает, о чем речь. Каждый год праздник Ветхозаветной Пасхи отмечался ритуальной трапезой, на которой обязательно были хлеб и вино. Старший за столом разламывал хлеб, вкушал сам и давал младшим, затем поднимал чашу, возблагодарив Бога, отпивал и передавал дальше всем участникам трапезы. И вот, Христос, проводя этот традиционный обряд, добавил к нему нечто новое. Взяв хлеб, Он преломил его и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ешьте, это Тело Мое, за вас на смерть предаваемое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «Пейте из нее все, ибо это Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 28). Так апостолы впервые стали участниками таинства Причащения, в котором под видом хлеба и вина христиане вкушают Тело и Кровь Христа. С тех пор это происходит на каждой литургии, не символически, а реально соединяя нас со Христом. В Великий Четверг, то есть в день установления таинства Причащения, каждый христианин старается причаститься Тела и Крови Христовых. А вечером в этот день на службе читается двенадцать отрывков из Евангелия, повествующих о страданиях Христа и Его смерти на кресте. Но относятся они уже к следующему дню. Великая Пятница Великая Пятница – один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа. Рассказ о дне страданий Спасителя присутствует у каждого из четырех евангелистов, согласно которым все, что произошло в Великую Пятницу, не было случайностью, а являлось важнейшей частью Божественного плана спасения человечества. Все, что произошло в Великую Пятницу, не было случайностью, а являлось важнейшей частью Божественного плана спасения человечества Господь шел на смерть сознательно. Нет более сильного свидетельства о любви Бога к людям, чем крест, на котором был распят воплотившийся Бог. Нет более великой жертвы, которую Бог мог бы принести за человека, чем та, которую Он принес.

http://pravoslavie.ru/159957.html

И не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути, или хракнути: но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбены к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, да молимся о гресех наших, поминающе смерть, и будущую муку, и жизнь вечную. И никто не должен шептаться, или плюнуть, или кашлянуть: но более внимать произносимому чтецом, держа руки сложенными на груди, а головы склоненными, и очи опущенными к земле, сердечными же очами взирая к востоку, молясь о грехах наших, поминая смерть, и будущую муку, и жизнь вечную. В начало же 102-го псалма, глаголет иерей утренния молитвы. По скончании же псалмов, Слава, и ныне, Аллилуия,  трижды. Таже, ектения великая, и возглас. Поет же учиненный монах Аллилуия,  во глас прилучившагося в Октоихе гласа. Стих 1: От нощи утренюет дух мой к Тебе Боже, зане свет повеления Твоя.  Стих 2: Правде научитеся живущии на земли.  Стих 3: Зависть приимет люди ненаказанныя.  Стих 4: Приложи им зла Господи, приложи зла славным земли.  И по коемждо стихе, Аллилуия,  трижды. Таже Троичны гласа. Поем же со умилением велегласно и косно с пением. На 2м стихе, Слава:  а на третием, И ныне: В начале же 102-го псалма иерей начинает читать утренние молитвы. По окончании же псалмов, Слава, и ныне, Аллилуия,  трижды. Также, ектения великая, и возглас. Затем назначенный монах поет Аллилуия,  на текущий глас Октоиха. Стих 1: От ночи с рассвета стремится дух мой к Тебе, Боже, ибо свет повеления Твои на земле.  Стих 2: Правде научитесь, живущие на земле.  Стих 3: Ревность постигнет народ не наставленный.  Стих 4: Прибавь бедствий им, Господи, прибавь бедствий славным земли.  И по каждом стихе, Аллилуия,  трижды. Также Троичны гласа. Поем же с умилением громогласно и неспешно. Перед 2м тропарем, Слава:  а перед третьим, И ныне: Таже стихословим едину кафисму Псалтира. По антифоне же, на Аллилуия  творим поклоны три, вси равно, последующе игумену, или екклисиарху. По первой кафисме седальны умилительныя Осмогласника.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sedmicza-...

далеко не так типичны, как это представляют близорукие люди 515 . Но было уже поздно. Комедия сделала свое дело: она заклеймила печатью пошлости и презрения тех, кто заслуживал этого. Смущенный и встревоженный Гоголь спешит удалиться заграницу, чтобы отдохнуть от треволнений и оправиться от удара, который нанесен был ему его же собственной рукой. Он едет «разгулять свою тоску» и «глубоко обдумать свои обязанности авторские» 516 . Весьма знаменательная и чреватая последствиями цель: Гоголь-моралист впервые резко столкнулся здесь с Гоголем-художником, и они не узнали друг друга; они не только не узнали друг друга, не протянули друг другу руку для братского преследования одной и той же цели, – нет! – они впервые несколько отвернулись друг от друга: Гоголь-моралист задумался над Гоголем-художником и не вполне понял и оценил его, а, не оценивши, взглянул на него несколько искоса. С этих пор в нем начинается заметный поворот на тот путь, который привел его к «Переписке с друзьями», «великий перелом», «великая эпоха его жизни» 517 . Его прежние сочинения начинают казаться ему «тетрадью ученика, в которой на одной странице видно нерадение и лень, на другой – нетерпение и поспешность» 518 ... Он выражает желание, чтобы «появилась такая моль, которая бы съела внезапно все экземпляры «Ревизора», а с ними «Арабески», «Вечера» и всю прочую чепуху» 519 . У него —636— возникает мысль о соединении поэзии с поучением 520 , чтобы приносить своими сочинениями одну пользу, избегая того вреда, какой, – как ему казалось, – они могут приносить неосторожным обличением и осмеянием человеческой пошлости 521 . Он задумывает теперь новое великое произведение, в котором должен быть показан весь русский человек, со всеми своими свойствами, не только отрицательными, но и положительными. Эта мысль о положительных свойствах русского человека была непосредственным порождением того страха, которое испытал Гоголь пред всеуничтожающей силой сатирического смеха своего после представления «Ревизора». В 1842 году появляется первый том «Мертвых душ», где талант Гоголя остается еще верным себе, где Гоголь-художник одерживает еще перевес над Гоголем-моралистом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Седмица 31-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Мк. Зач. 42. (9,42–10,1) О СОБЛАЗНАХ Будем всячески стараться, чтобы не соблазнить ближнего. Хотя бы и жизнь наша была самая праведная, но, если она служит соблазном для других, теряет всю цену. Но как возможно, чтобы и праведная жизнь соблазняла? (Это бывает), когда сообщество с другими людьми навлекает на нее худую славу (39,376). Когда мы, надеясь на себя, обращаемся с людьми порочными, то, если и не терпим вреда, соблазняем других. Пусть я не подозреваю ничего худого, а равно и никто другой из совершенных, но простодушнейший брат терпит вред от твоего совершенства. А надобно обращать внимание и на его немощь (39,376). Если соблазн зависит от нас, то горе нам, если же не от нас, то ничего. Что же будет, скажешь, если я исполняю должное, а другой произносит хулу? Тебе ничего, а ему горе, потому что хула произнесена им (40,404). Когда может произойти какая-нибудь великая польза, и притом превосходящая соблазн, то не нужно обращать внимания на соблазняющихся, а когда не может быть ничего больше, кроме соблазна немощных, то, хотя бы они соблазнились тысячу раз неосновательно, надобно щадить их…. ибо Бог осуждает и наказует тех, которые соблазняют другого и подвергают падению, потому что соблазнять другого без всякой пользы – дело крайне нечестивое… Что говоришь ты? Соблазняющийся немощен? Потому он и достоин пощады, а не поражения. Он имеет раны? (Поэтому и достоин пощады). Поэтому мы не станем растравлять их, а лечить. Он подозревает злобно и безрассудно? Поэтому мы и будем устранять подозрение, а не усиливать, ибо делая вопреки этому, ты грешишь против Самого Христа (32,282). Должно избегать и такого дела и слова, которое дозволено Писанием, когда другие чем-либо подобным располагаются ко греху или к тому, что теряют сколько-нибудь усердия к добру (3,340). (Если страшно соблазнять брата тем, что дозволено нам), то что сказать о соблазняющих тем, что делают или говорят запрещенное? И особенно, когда соблазняющий оказывается или имеющим в преизбытке ведение, или принадлежит к священной степени. Такой обязан служить для других как бы правилом и образом; но, если пренебрег хотя малым чем из написанного, или сделал что запрещенное, или не выполнил предписанного, или вообще умолчал о чем подобном, за сие одно подлежит такому осуждению, что, как сказано, кровь согрешающего от руки его взыщется ( Иез. 33,8 ) (5,209).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Мы, когда веруем от всей души, всесокрушенно каемся, зачиная в сердцах своих Бога Слово, как Дева, имеем и мы души свои девственными и чистыми. И как Пресвятую Деву не опалил огонь Божества, так как Она была пренепорочна, так и нас не опаляет Он, когда имеем сердца свои чистыми и непорочными, но бывает в нас небесною росою, источником воды живой, потоком Жизни Вечной (57,395). ПЯТНИЦА. Мф. Зач. 50. (13,4–9) О ЧТЕНИИ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ Прекрасно иметь ум, отверстый всегда для Божия слова; чрез сие приобретается ведение небесных законов (11,362). Тайное поучение в чтении (Писания) есть дом души, недоступный для врагов, столп неподвижный, пристанище тихое и безмятежное, верно спасающее душу (31,219). Возлюбленный мой, будь как пчела и из Божественного Писания собери себе богатство и некрадомое сокровище и предпошли оное в небо (22,103). Как путнику во время жара дорога чаша холодной воды, так слово Божие орошает душу (22,137). Что сладкий мед устам человека, то словеса Божий душе, боящейся Господа (22,210). Как труба звуком своим во время брани и в юных борцах возбуждает готовность идти на сопротивника, так Божие Писание возбуждает ревность к добру и укрепляет тебя в борьбе со страстями (24,95) Чтение Божественного Писания приводит в собранность ум и дарует ведение о Боге (24,96). Великая мрежа учения Твоего, Господи, распростерта на все множество людей. Мытарям и блудницам поставлена сеть, уловляющая в Небесное Царство (25,137). Прилежно читай Писание, потому что в нем научишься мудрости, удаляйся же чревоугодия, чтобы не утратить тебе всего, что было тобою приобретено (25,354). Не возносись в сердце твоем разумением Писания, дабы не впасть в дух хулы (31,8). Если не возлюбишь блаженных и подлинно Божественных словес Писания, то уподобишься скотам несмысленным и бессловесным (46,14). Как из желания поддержать жизнь обыкновенно едим, пьем, говорим, слушаем, так и к чтению словес Божиих должны мы прилепляться сердцем, не зная в этом сытости (46,15). Мы, волнующиеся как бы среди моря и впадающие во множество грехов, всегда нуждаемся в постоянном утешении от Писания (32,810).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010