Булгаков С. Месяцеслов и Триодион Православной Церкви. Вып. 5. С. 19. 413 См.: Триодь Постная. Седмица Страстная. Великая Суббота. Утреня. Канон. 414 Там же. Ирмос 4–й песни. 415 Abraham S. M. Dans nos enfers Christ est venu//La vie spirit. 1979. Mars-Avr. 631. P. 133. 416 Триодь Постная. Седмица Страстная. Великая Суббота. Утреня. Канон. Ирмос 4–й песни. 417 Там же. Ирмос 5–й песни. 418 Там же. Великая Среда. Утреня. На стиховне, самогласен на Славу, и ныне; Вечерня. На Господи, воззвах, стихира на Славу, и ныне. 419 Минея. Месяц декемврий, 25. На Господи, воззвах, стихира на Славу, и ныне. — Ред. 420 Минея. Месяц ноемврий, 15. Вечерня. На Господи, воззвах, са–моголасен на Славу. — Ред. 421 Триодь Постная. Седмица Страстная. Великая Суббота. Утреня. Канон. Ирмос 1–й песни. 422 Там же. Ирмос 5–й песни. 423 Там же. Великая Среда. Утреня. На стиховне, самогласен на Славу, и ныне. — Ред. 424 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 275. 425 Минея. Месяц декемврий, 13. Утреня. На хвалитех, стихира на Славу. — Ред. 426 Там же. На хвалитех, стихира 4. — Ред. 427 Триодь Постная. Седмица Страстная. Великая Суббота. Утреня. Канон. 428 Там же. Ирмос 1–й песни. 429 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор… С. 273. 430 Минея. Месяц ноемврий, 15. Вечерня. На Господи, воззвах, самогласен на Славу; На стиховне, самогласен на Славу. — Ред. 431 Карабинов И. А. Постная Триодь… С. 184–185. — М. И. Триодь Постная. Неделя мытаря и фарисея. Великая вечерня. На Господи, воззвах, стихира на Славу. — Ред. 432 Минея. Месяц октоврий, 11. Утреня. Канон. Песнь 6, тропарь 3. 433 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 226. 434 Минея. Месяц октоврий, 11. Утреня. Светилен, на Славу. 436 Минея. Месяц септемврий, 22. Повечерие. Канон 2. Песнь 3, тропарь 2. 437 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 226. 438 Там же. С. 227, примеч. 2. 439 См.: Он же. Исторический обзор… С. 262. 440 См.: Там же. С. 268. 441 Там же. С. 266–267. 442

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Преестественным, и еже о нас неисчетным твоим Благоутробием, Христе Боже, помилуй нас, аминь. По вышеестественному и безмерному Твоему милосердию к нам, Христе Боже, помилуй нас. Аминь. Синаксарь во Святую Великую Субботу Стихи: Всуе храниши гроб, кустодие: Не удержит бо рака Самосущую Жизнь. Стихи: Тщетно ты гроб стережешь спечатанный, стража, Ибо в нем нет уж Того, Кто Сам всем дарует жизнь Во святую и Великую Субботу празднуем боготелесное погребение и во ад сошествие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, имиже наш род, от тления воззван быв, к вечней жизни прейде. В святую и Великую субботу празднуем погребение Божественного тела и сошествие в ад Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, благодаря чему род наш, призванный от тления, перешел к вечной жизни. Вся убо дни святая Четыредесятница превосходит: тоя же паки больши есть сия святая и великая седмица: великия же седмицы паки больши есть сия Великая и святая Суббота. Глаголется же великая седмица, не яко больши суть дние сии, или часы. но яко великая и преестественная чудеса и изрядная Спаса нашего дела в ней содеяшася, и наипаче днесь. Якоже бо в первом миротворении, всякое дело соделав Бог, и последи главнейшее, в шестый день создав человека, в седмый почи от всех дел Своих, и освяти его, субботу именовав, яже упокоение толкуется: сице и во умнаго мира делании, изрядно вся соделав, и в шестый день паки возсоздав истлевшаго человека, и обновив живоносным Крестом и смертию, в настоящий седмый день упокоися совершенным от дел упокоением, уснув животворным и спасительным сном. Святая Четыредесятница превосходит все остальные дни в году; но больше ее Великая седмица, а из дней Великой седмицы наибольший — великая сия и Святая суббота. Седмица эта зовется Великой не потому, что дни или часы ее длиннее обычных, но потому, что в течение ее, и особенно сегодня, совершены были великие, естество превосходящие чудеса и небывалые деяния Спасителя нашего. Ибо как при первом миротворении Бог, всякое дело исполнив и напоследок, в день шестой, после того, как создал наиважнейшее, то есть человека, в седьмой день почил от всех дел Своих и освятил его, назвав «субботой» (что в переводе означает «упокоение»), так и при созидании духовного мира, превосходно все исполнив и в шестой день заново воссоздав падшего человека и обновив его Живоносным Крестом и Своею смертью, в нынешний, седьмой день упокоился Он полным упокоением от дел, уснув естественным для всего живого и спасительным сном.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

И этот день отдохновения, кстати, не только духовного, но и физического, был установлен Самим Богом. И заповедь была, что в этот день не должны трудиться не только люди, но и животные тоже не должны трудиться в этот день, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни скот твой, сказано в Писании. Поэтому человек имеет право на заслуженный отдых, ничего предосудительного в этом нет. Другой вопрос, не превратится ли это в какую - то праздность, в леность, в то, что расхолаживает человека. А активный отдых всегда принесет именно Божье благословение. Кстати я, когда езжу куда-нибудь далеко, в тот же Египет, куда- то ещё - я беру с собой книг очень малое количество, но беру самые трудные, которые в обычных ситуациях читать тяжело, и ты их отодвигаешь и берешь что попроще. Поэтому я рекомендую, если в вашей библиотеке  есть  такие серьезные книги -  именно их и берите.  Во время отдыха можно прочитать такую литературу, которую в обычных ситуациях прочитать очень сложно. - Добрый вечер, батюшка Олег! Раба Божья Нина. Вот была сплошная седмица, и будет это масленая  - сплошная седмица. Как готовиться перед причастием, если я буду причащаться на этой неделе, нужно ли соблюдать пост в пище? О.Стеняев: - Лучше воздержаться от причастия, чтобы не выделяться из общего состояния, особенно когда будет масленица. Масленица - это время, когда мы ходим в гости к друзьям, они приходят к нам. Представьте себе, они к вам придут на блины во время масленицы, а вы скажете, что у вас пост. Причастие, конечно, совершается каждый день, за исключением некоторых постных дней, потому что люди могут быть при смерти, у кого-то острая необходимость причаститься. А самое благоприятное время для причастия  - это первая седмица поста и великая Страстная седмица. Такие периоды, которые более будут соответствовать. В.Носов: - Батюшка, я бы хотел вернуться к предыдущему вопросу. Наверное, здесь очевидные вещи для меня, я думаю, можно  добавить, что очень полезно будет сопрягать такие поездки еще и с паломничеством, с посещением святых мест.

http://radonezh.ru/text/kak-otlichit-neo...

417 Там же. Великая Среда. Утреня. На стиховне, самогласен на Славу, и ныне; Вечерня. На Господи, воззвах, стихира на Славу, и ныне. 429 Минея. Месяц ноемврий, 15. Вечерня. На Господи, воззвах, самогласен на Славу; На стиховне, самогласен на Славу. – Ред. 450 Впрочем, в другом своем исследовании преосвященный Филарет указывает, что в славянском Октоихе только канон 6-го гласа относится к творчеству преподобного Феофана. См.: Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 228. 453 Есть указание, что он родился в 778 г. См.: Dimanche, office selon des buttons. Chevetogne, 1972. P. 595. 495 Минея. Месяц ианнуарий, 26. Утреня. Канон. Песнь 8, тропарь 1. – М. И. Выделение в цитате автора. – А. Б. 510 С. С. Аверинцев и соавторы объединяют сочинения Преподобного в следующие группы: а) письма (их свыше 500); б) догматические трактаты; в) руководства для монахов; г) речи и проповеди ( Аверинцев С. С, Сыр-кинА. Я. Литература//История Византии. Т. 2. Ч. 1. Гл. 6: Византийская культура в конце VII – первой половине IX века. С. 89); литургические труды Преподобного выпадают из этой классификации. 522 И. А. Карабинов считает, что труды преподобного Феодора, напечатанные в Постной Триоди, только часть задуманного им цикла, который должен был продолжаться и в дни Страстной седмицы, и далее, вплоть до субботы перед Пятидесятницей (там же, с. 125). Этот вопрос должен составить предмет особых исследований; мы же ограничимся изучением трудов преподобного Феодора в печатных изданиях Постной Триоди. 547 Там же. Седмица 5-я Великого поста. Понедельник. Утреня. Седален по 3-м стихословии; Трипеснец 2. Песнь 9, тропарь 1. 564 Там же. Седмица 5-я Великого поста. Четверток. Утреня. Канон великий. Песнь 1, Троичен. – Ред. 570 Там же. Седмица 1-я Великого поста. Понедельник. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 1, Троичен; Там же. Среда. Трипеснец 2. Песнь 9, Троичен. 578 Авторское словоупотребление монахини Игнатии. Ср.: церк. – слав. возникнути – подняться, встать, разогнуться; оторваться от чего?либо, освободиться, сопоставимое с восклонитися: возникни от земли, душе моя (Канон покаянный «Ныне приступих…». Песнь 3); душе… возникни, зовущи (Триодь Постная. Седмица Страстная. Великий Вторник. Утреня. Икос). – А. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Страстная седмица Се Жених грядет в полунощи… Пост покаяния кончился в пятницу, сейчас мы уже не думаем о себе, наш пост – пост ожидания Жениха, только Он медлит, Он еще должен пройти через смерть и сошествие во ад, а нам сейчас важно не уснуть, не погасить лампаду, дождаться его бодрыми. Великий вторник: Сшествовать, спострадать и сораспяться Господу Пересмотри жизнь свою, и сличи ее с заповедями Евангельскими, отметь все несообразное с ними, сознай виновность свою в том и осуди себя без самооправдания, сокрушись сердцем и оплачь все, чем оскорблен Господь, и исповедуйся во всем без утайки, с твердым намерением не поддаваться более греховным увлечениям Перед Страстями… Какие события происходят между торжественным входом Иисуса в Иерусалим и Страстной пятницей, вернее, тем кануном субботнего дня, когда Он умер на Кресте? Страстная седмица. Великая среда: Если ты Его любил, почему продал, словно беглого раба? Здесь говорится о парадоксе, который можно увидеть и в себе: если ты любишь богатство, то почему ты пришел к Тому, Кто учит о нищете? А если ты Его любил, то почему ты Его продал, да еще так дешево, как беглого раба? Пасха в Калитниках…чувство успокаивающей радости Диакона Алексия Игнатьева мы звали «аэродиаконом», потому что он, служа диаконом, одновременно был инструктором в школе ДОСААФ по дельтапланеризму, прыгал с парашютом, летал на сверхмалых летательных аппаратах, ездил на мотоцикле. Великая Среда: сегодня Господь предается на страдания и смерть крестную Этот день - день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26, 6-17). Здесь в доме Симона прокаженного в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, - некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке. Великая суббота в 2019 году 27 апреля Суббота - воистину есть самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира. Это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы.

http://pravmir.ru/tag/strastnaya-sedmica...

Страстная седмица со стихами Бориса Пастернака. Великая среда. Магдалина 27 апреля, 2016. Дарья Менделеева Мы выбрали одно стихотворение по настроению каждого дня Мы продолжаем чтение стихотворений Бориса Пастернака, в которых он обращается к теме крестной жертвы Спасителя и описывает те евангельские события, что ей предшествовали. Магдалина II У людей пред праздником уборка. В стороне от этой толчеи Обмываю миром из ведерка Я стопы пречистые Твои.  Шарю и не нахожу сандалий. Ничего не вижу из-за слез. На глаза мне пеленой упали Пряди распустившихся волос.  Ноги я Твои в подол уперла, Их слезами облила, Исус, Ниткой бус их обмотала с горла, В волосы зарыла, как в бурнус.  Будущее вижу так подробно, Словно Ты его остановил. Я сейчас предсказывать способна Вещим ясновиденьем сивилл.  Завтра упадет завеса в храме, Мы в кружок собьемся в стороне, И земля качнется под ногами, Может быть, из жалости ко мне.  Перестроятся ряды конвоя, И начнется всадников разъезд. Словно в бурю смерч, над головою Будет к небу рваться этот крест.  Брошусь на землю у ног распятья, Обомру и закушу уста. Слишком многим руки для объятья Ты раскинешь по концам креста.  Для кого на свете столько шири, Столько муки и такая мощь? Есть ли столько душ и жизней в мире? Столько поселений, рек и рощ?  Но пройдут такие трое суток И столкнут в такую пустоту, Что за этот страшный промежуток Я до воскресенья дорасту.  Великая Среда. Христос в Вифании. Мы оставим в стороне мелкие богословские неточности пастернаковского текста – вопрос о том, была ли блудница, омывшая ноги Христу, именно Магдалиной, а также явные накладки со временем. (Завеса в храме упадет в момент смерти Христа, и тогда же, вечером в пятницу, случится землетрясение. То есть, по отношению к среде, это не «завтра», а «послезавтра»). Давайте обратим внимание на настроение этого стихотворения. Страстная подошла к середине, и от воспоминаний поэт обращает нас к предсказаниям. Здесь главные Евангельские события показаны через взгляд женщины – очень эмоциональный, может быть, даже несколько чувственный. Однако и в этом женском рыдании Пастернак создает динамичный зрительный образ, движущийся, словно снятый камерой с крана-стрелки.

http://pravmir.ru/magdalina-velikaya-sre...

Страстная седмица со стихами Бориса Пастернака. Великая Суббота. На Страстной 30 апреля, 2016. Дарья Менделеева Мы выбрали одно стихотворение по настроению каждого дня Мы заканчиваем чтение стихотворений Бориса Пастернака, в которых он обращается к теме крестной жертвы Спасителя и описывает те евангельские события, что ей предшествовали. На Страстной Еще кругом ночная мгла. Еще так рано в мире, Что звездам в небе нет числа, И каждая, как день, светла, И если бы земля могла, Она бы Пасху проспала Под чтение Псалтыри.   Еще кругом ночная мгла. Такая рань на свете, Что площадь вечностью легла От перекрестка до угла, И до рассвета и тепла Еще тысячелетье. Еще земля голым-гола, И ей ночами не в чем Раскачивать колокола И вторить с воли певчим.   И со Страстного четверга Вплоть до Страстной субботы Вода буравит берега И вьет водовороты. И лес раздет и непокрыт, И на Страстях Христовых, Как строй молящихся, стоит Толпой стволов сосновых.   А в городе, на небольшом Пространстве, как на сходке, Деревья смотрят нагишом В церковные решетки.   И взгляд их ужасом объят. Понятна их тревога. Сады выходят из оград, Колеблется земли уклад: Они хоронят Бога. И видят свет у царских врат, И черный плат, и свечек ряд, Заплаканные лица – И вдруг навстречу крестный ход Выходит с плащаницей, И две березы у ворот Должны посторониться.   И шествие обходит двор По краю тротуара, И вносит с улицы в притвор Весну, весенний разговор И воздух с привкусом просфор И вешнего угара. И март разбрасывает снег На паперти толпе калек, Как будто вышел Человек, И вынес, и открыл ковчег, И все до нитки роздал.   И пенье длится до зари, И, нарыдавшись вдосталь, Доходят тише изнутри На пустыри под фонари Псалтирь или Апостол.   Но в полночь смолкнут тварь и плоть, Заслышав слух весенний, Что только-только распогодь, Смерть можно будет побороть Усильем Воскресенья. Великая Суббота. Все самые страшные события этой недели уже случились, и до великой радости нам осталось подождать один день. А он всё тянется и тянется. Такова и зарисовка Бориса Пастернака: то ли ожидание Пасхи, то ли просто ожидание весны.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmitsa-so...

379.  Тогда же, похвала 121. 380.  Вторник ваий, вечерня, на стиховне, крестобогородичен, гл. 1. о том же см. и Пятница ваий, утро, по втором стихослов. седален Господина Иосифа, крестобогородичен, гл. 4. 381.  6 декабря, великая вечерня, на Господи, воззвах, и ныне, гл. 6. 382.  Вторник, 1 седмица, вечерня, на стих. крестобогородичен, гл. 8. 383.  Четверток, 2 седмица, вечерня, на стиховне крестобогородичен, гл. 5. 384.  Пяток, 2 седмица, вечерня, на стиховне крестобогородичен, гл. 8. 385.  Понедельник, 4 седмица, утро, трипеснец господина Иосифа, гл. 8, п. 1, богородичен. 386.  О том же безболезненном рождении говорится и в других песнях, так например: среда, 3 седмица, утро, на стих. крестобогородичен, гл. 2; пяток, 2 седмица, утро, по 3 стихословии, седален, гл. 5; пяток, 4 седмица, утро, канон, гл. 8, п. 1. Канон о Распятии, п. 3; Великая Суббота, похвала 76 и другие. 387.  Среда, 1 седмица, утро, по 2 стихословии, седален, гл. 2, крестобогородичен. 388.  Тогда же, на стиховне, крестобогородичен, гл. 8. 389.  Понедельник, 4 седмица, утро, трипеснец господина Иосифа, гл. 8, п. 8. 390.  Вторник, 4 седмица, утро, трипеснец господина Феодора, гл. 8, п. 9. 391.  Среда, 4 седмица, утро, Канон Кресту, господина Феофана, гл. 4, п. 1. 392.  Тогда же, там же, п. 5. 393.  Тогда же, там же, п. 9. 394.  Пяток, 4 седмица, утро, по 3 стихословии, седален, гл. 4, крестобогородичен. 395.  Среда ваий, утро, по 3 стихословии, седален, господина Феодора, гл. 3. 396.  Святая и Великая Суббота, похвала 89. 397.  Тогда же, похвала 147. 398.  Среда, 4 седмица, утро, ексапостиларий, крестобогородичен. 399.  Канон о Распятии, п. 7. 400.  Вторник, сырная седмица, вечерня на стиховне, крестобогородичен, гл. 1. 401.  Среда, сырная седмица, утро, по 2 стихословии, крестобогородичен, гл. 2. 402.  Среда, 3 седмица, утро, на стиховне, крестобогородичен, гл. 2. 403.  Неделя, 3 седмица, утро, стихира самогласна на поклонение Кресту, слава, гл. 8. творение Льва Деспота, так же поется в среду 4 седмицы на вечерни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Страстная седмица со стихами Бориса Пастернака. Великая Пятница. Гамлет 10 апреля, 2015. Дарья Менделеева Мы выбрали одно стихотворение по настроению каждого дня Мы продолжаем чтение стихотворений Бориса Пастернака, в которых он обращается к теме крестной жертвы Спасителя и описывает те евангельские события, что ей предшествовали. Сегодня перед нами самая личная и лирическая история Страстной седмицы. Гамлет Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку.  На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси.  Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь.  Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти. На первый взгляд, «Гамлет» – вообще не относится к стихотворениям Юрия Живаго на евангельские темы, однако всё не так просто. Обратим особое внимание на два момента. Стихотворение было написано в феврале 1946 года. Тогда Пастернак завершил перевод шекспировской трагедии (состоялось первое её публичное чтение), тогда же (зимой 1945–1946 годов) начал работать над романом. Во всех «евангельских» стихах Христос изображён очень иконично. Можно сказать, что при подробнейшем обращении к евангельскому тексту, в стихах Пастернака нет непосредственно (не глазами других героев) увиденного, чувственно изображенного Спасителя. Чаще всего, поэт говорит просто – Он. Появление образа Гамлета (или актёра, играющего Гамлета), позволяет поэту резко развернуть ситуацию и произнести «я»: Гул затих. Я вышел на подмостки. «Гамлет» словно бы ещё раз повторяет многие мотивы, которые мы уже слышали в «евангельских» стихах. Это и «сумрак ночи», противостоящий герою (как в «Гефсиманском саде» ), и гораздо более подробно, чем там, звучащие слова «Моления о Чаше». Но главная тема здесь звучит по-другому – остро и лично. Вспомним знаменитый монолог Гамлета. Пожалуй, главная идея его выражена в строчках:

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmitsa-so...

Как нам преодолеть это? Преодолеем, когда в наших сердцах воцарится любовь к Богу. Раны излечиваются любовью и долготерпением. Это произойдет тогда, когда ты все поймешь, когда сможешь сказать, как сказал Христос: «Отче, отпусти им, ибо не ведают, что творят!» (Лк 23:34) Но, Господи, ведь эти люди – плохие! – Нет, они не плохие. – Но они распинают Тебя! – Да, распинают, но делают это не потому, что плохие, а потому, что носят все это зло в своем сердце. Помню, я как-то исповедовал человека в больнице за полчаса до его смерти. И он говорил мне такое, что было ясно – даже в преддверии смерти его сердце билось словно посреди пыльной грязи. И я понял: человек – таков. И я внутри себя такой же. Страстная седмица – время, когда мы можем разбить эту витрину, отбросить ложные маски и стать настоящими людьми, снисходительными к окружающим. И в этом нас объединит общая боль, общее стремление ко Христу и общая смерть, ожидающая всех нас. А человек приходит на исповедь и говорит: «У меня все хорошо, все отлично, но я не люблю такого-то человека». Ну что тут сказать? Никого нельзя заставить полюбить насильно. И я могу не любить кого-то – даже если сегодня Страстная Пятница, или Великая Суббота, или Светлое Воскресенье. Потому и говорится, что Воскресенье – это не только праздничный день Пасхи. Воскресением может стать любой миг, в который ты воскресаешь, оживляя все полученные тобой когда-то дары. В тебе оживают возможности – возможность проснуться, возможность стать другим человеком, не прячущим свои таланты. Ведь талант – это не только способность к рисованию, пению, сочинительству. Это еще и способность любить и жить, превозмогая боль, преодолевая страдания своих детей, супруга, самого себя. Страстная седмица – прекрасная возможность, которую дарует нам Всемилостивый Бог, чтобы мы приблизились ко всему этому. И ничего страшного, если в этом году тебе не удалось преуспеть во всем. Все-таки совсем нелегко вместить в сосуд своего сердца океан Благодати. И пусть в этом году сосуд не наполнится до краев, но в него попадет хотя бы что-то.

http://pravmir.ru/myi-ubili-nevinnogo-bo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010