И о ком еще сказать? Не хватит и времени повествовать о всех праведниках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих… (Евр. 11:33–34). За их веру, которую они являли в самых трудных, в самых крайних, в самых безнадежных обстоятельствах, Господь и оправдал их, как и поется в тропаре: “Верою праотцы оправдал еси”. Эту веру их мы и должны себе поставить за образец и постоянно держать в мысли, что эти ветхозаветные праведники были окружены тьмою языческого неверия и нечестия и жили лишь надеждой на пришествие обещанного искупителя; в то время как мы имеем целый облак свидетелей благости Божией в прошлом, имеем ныне Церковь, заботливо ведущую нас ко спасению; наконец, утешаемся несомненною надеждою будущей вечной жизни, которую обещал нам нелживый Бог, так возлюбивший мир, что Сына Своего Единородного дал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Аминь. Брюссель, 1951 г. В неделю Святых Отцов. (Митрополита Филарета Вознесенского) Известно, что к двум величайшим праздникам, Рождеству и светлому Христову Воскресению, Церковь нас начинает готовить задолго для того, чтобы человек приобрел возможность заблаговременно подготовить себя к великим духовным торжествам, какими являются эти праздники. И вот, уже три с лишним недели тому подряд, когда начался пост, который именуется Рождественским постом и готовит нас к этому празднику, и в канун другого великого двунадесятого праздника, Введения во храм Пресвятой Богородицы, в православных храмах уже раздался радостный и торжественный призыв: “Христос раждается — славите, Христос с небес — срящите, Христос на земли — возноситеся “; и потом, в другие праздничные дни этот призыв снова и снова повторяется. Но теперь мы с вами уже близко подошли к светлым, торжественным дням великого Праздника Рождества Христова и Церковь предварительно напоминает нам о тех великих праведниках Ветхого Завета, которые спасались верой в грядущего Мессию-Спасителя — еще только грядущего — рождество Которого мы, Бог даст, будем скоро праздновать.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Когда мы говорим о праздниках Церкви, необходимо помнить, что для нас важным является не только историческая канва событий, но также их богословское осмысление и та духовная реальность, которую они являют. И о духовном смысле вхождения во Святая Святых митрополит Антоний Сурожский рассуждает так: «Речь не идет о том, что Божия Матерь физически была взята, введена в это таинственное место, речь здесь о том. что, когда Она достигла детской зрелости, но такой зрелости, которой мы не знаем, Она вошла во Святая Святых, то есть в область такой глубины богообщения, в которую не мог погрузиться даже первосвященник, даже освященный. Она вошла в эти глубины и пребывала в них – чистотой, молитвой, приобщенностью к Богу, неразлучным единством с Ним. И тут Она дошла до полноты той зрелости, которая сделала возможным Боговоплощение, подарив Богу человеческую плоть, человеческую душу, человечество очищенное и освященное так, что Бог мог соединиться с этим человечеством, и это человечество не сгорело от этой встречи, и Бог не был умален этой встречей» 27 . В Иерусалимском храме, где воспитывалась Дева Мария, приносилась жертва благодарения и жертва за грех . Непорочный агнец становился жертвой, напоминанием о том, что за всяким грехом – отступлением от Бога, Источника жизни, – следует смерть. Только ведь «невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи», – напишет апостол [ Евр. 10:4 ], и потому всё это «были образы для нас» [ 1Кор. 10:6 ]. Ветхозаветная жертва была прообразом той Крестной Жертвы за жизнь мира, которую принес на Голгофе Господь, о Котором Иоанн Креститель сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» [ Ин 1:29 ]. Когда – то Аврааму, ставшему отцом всех верующих, Бог повелел совершить нечто немыслимое – принести в жертву своего любимого сына, и Авраам послушал Бога, потому что верил Ему и «думал, что Бог силен и из мертвых воскресить» [ Евр. 11:19 ]. В самый последний момент Ангел остановил занесенный над Исааком нож. И когда человек мог так Бога возлюбить, что свое самое дорогое решился Богу отдать, то, конечно, Бог не принял человеческого приношения, но Сам «послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» [ 1Ин. 4:9 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Механизм, конечно, можно разрушить, вынув или чуть повредив одну маленькую детальку, но ни один винтик или шпунтик не почувствует вреда. Потому что механизм, будь он хоть какой разсовершенный, но он… даже не мертв, а просто вне жизни – это из другой области бытия. А организм – иное дело: «Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:24–27). Получается, что воцерковление – это процесс врастания в Церковь, через посильное осмысление и осуществление ее свойств: единства, святости, соборности и апостоличности . Причем не в рамках каких-то специфических мероприятий, а во всей своей жизни, начиная от внутренних помыслов и продолжая в межличностых, в частности семейных взаимоотношениях, на работе, в общественном транспорте – да где угодно и с кем угодно надо быть христианином, гражданином Небесного Отечества, сознавая себя здесь странником, не более. Странник не должен, конечно, свинячить в месте своего временного пребывания, обязан соблюдать гигиену и ПДД, но всякий раз, когда правила той или иной местности, которую он проходит, расходятся с законами его Небесного Отечества, он должен оставаться верен последним, чтобы, находясь «в земли чуждей» (Исх. 2:22), не утратить ориентиров и не сбиться с пути к Отчему дому. Т.е. все просто: требованиям начальствующих (церковных или мирских – в данном случае без разницы), законам государственным или обычаям людским следует повиноваться, но только до тех пор, пока они не вступают в противоречие с буквой и духом Нового Завета, ибо «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29). Воцерковление охватывает целиком и человека, и все области, в которых он вращается, но не в том смысле, что он всюду свои правила навязывает и лезет со своими поучениями, придумывая какие-то искусственные квазицерковные модели производственных или, например, семейных отношений, а в том, что он пытается именно жить во Христе и по Христу , оставаясь христианином во всем и постоянно. И тут естественно, что в любой сфере жизни у него возникают вопросы: а как по-христиански? И так же естественно, если ответ на этот вопрос он пытается найти с помощью своего духовника, не полагаясь особо на свой пока еще неокрепший и неукорененный во Христе ум.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-hram-presv...

Ныне вспоминая историческое событие — восшествие на Московский Патриарший престол святителя Тихона — и воздавая должное его исповедническому служению, пришедшемуся на время богоборчества, полагаю справедливым выразить благодарность Церквам-Сестрам за неизменную солидарность с Русской Православной Церковью, претерпевшей в минувшем ХХ веке жесточайшие гонения. Одному Богу ведомо, сколько было сделано и пережито нашей Церковью за это время, исполненное многих скорбей и испытаний. Главным для Неё было и остается — служение Богу и людям. А это значит, что Она и впредь будет сохранять апостольское преемство и иерархический строй, безбоязненно возвещать евангельскую Истину, откликаться на вопрошания современников и давать на них пастырские ответы, сообразуясь с наставлением апостола Петра: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Окидывая ныне мысленным взором минувшее столетие, мы благодарим Пастыреначальника и Совершителя нашего спасения Господа Иисуса Христа за вся, яже о нас бывшее : за годы притеснений и духовного возрождения, за радость пребывания в лоне Святой Церкви и страданий за Имя Христово, за обретение для Царства Небесного ищущих спасения душ человеческих, за дар молитвенного общения и утверждения церковного единства.  Отрадно видеть сколь щедро Господь изливает Свои милости на Русскую Православную Церковь, на всех нас, ее смиренных служителей, вдохновляемых примером славных предшественников и с усердием исполняющих многоразличные послушания, прилагающих усилия к тому, чтобы слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось (Деян. 6:7). Миссия Церкви нелегка и ответственная. Но на протяжении веков она, водительствуемая Святым Духом, неустанно возвещает даже до края земли (Деян.1:8) благую весть о Том, Кто есть Путь, и Истина, и Жизнь (Ин. 14:6) – о Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе. За последние годы, Богу содействующу, в добром сотрудничестве клира и паствы, людей церковных и светских, при поддержке жертвователей и благотворителей немало было сделано для развития религиозной жизни на всем пространстве пастырской ответственности Московского Патриархата. Однако было бы большой ошибкой полагать, что этого уже достаточно. Мы сделали лишь только то, что, по слову Божиему, должны были сделать (Лк. 17:10).

http://patriarchia.ru/db/text/5077630.ht...

Она пригласила Господа и устроила Его встречу со своей сестрой. Но потом она более занята не столько Самим Господом, сколько Его нуждами. И наступает момент, когда она не видит ничего, кроме своего служения, которое всецело совпадает с ее собственными желаниями. Сам Господь как бы совершенно исчезает. Она удаляется от Него. Марфа не понимает состояния своей сестры. Вначале, когда она пригласила Господа в свой дом, и Мария села у Его ног, все было в порядке. Теперь она хочет установить свой собственный порядок, как она сама его определяет. Она обращается ко Господу, но не для того, чтобы обратить внимание на Него, но для того, чтобы Он обратил Свое внимание на нее и на ее дела. Не Он уже решает, а она. Она принуждает Его сказать слова, которые желала бы услышать от Него: «Господи, или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Она не понимает, что заповедь Господня — любовь, и что Мария отвечает этой заповеди. Любовь для нее может быть только деятельной. И она хочет предложить ее всем, согласно своим понятиям. Если Господь присутствует здесь, Он должен оценить значение дел и потребовать, чтобы были дела. Господь говорит, и Мария слушает. Марфа прерывает слово Господа. Она перебивает молитву. Время молитвы должно быть всегда даром Господа. Он определяет меру, продолжительность и глубину молитвы. Слова, которые Он произносит, — слова любви. Они приводят к любви. Кто прерывает беседу Господа с Его избранными учениками, не почитает дело любви. Время, посвященное молитве, — время любви Господней. И Мария — вся слух. Она несома словом Божиим, в ней нет ничего, что требовало бы перерыва для общения с Господом. И Господь сказал ее сестре в ответ: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее». Господь позволяет Марфе вмешаться. Нельзя сказать, что это вмешательство — по воле Господней. Оно — не по Его воле. Но Он употребляет его на пользу, направляя Марфу на истинный путь.

http://pravoslavie.ru/3814.html

Прокимен, глас 4: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое. Стих: Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви. Прокимен, глас 4 Услышь, Дочь, и посмотри,/и склони ухо Твоё. Стих: Излило сердце моё слово благое, я изрекаю дела мои Царю. Пс 44:11А, 2А Евангелие от Луки, зачало 4: Евангелие от Луки, зачало 4 Во дни оны, воставши, Мариам, иде в горняя со тщанием, во град Иудов. И вниде в дом Захариин, и целова Елисавет. И бысть яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец во чреве ея: и исполнися Духа Свята Елисавет. И возопи гласом велиим, и рече: благословена Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего. И откуду мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне? Се бо, яко бысть глас целования Твоего во ушию моею, взыграся младенец радощами во чреве моем. И блаженна Веровавшая, яко будет совершение глаголанным Ей от Господа. И рече Мариам: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. Яко призре на смирение Рабы Своея: се бо, отныне ублажат Мя вси роди. Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребысть же Мариамь с нею яко три месяцы, и возвратися в дом Свой. В те дни Мариам, встав, пошла с поспешностью в горную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии и приветствовала Елисавету. И было: когда услышала Елисавета приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и исполнилась Духа Святого Елисавета, и воскликнула громким голосом, и сказала: “Благословенна Ты между женами, и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо вот, когда прозвучал глас приветствия Твоего в ушах моих, взыграл младенец от радости во чреве моем, и блаженна Уверовавшая, что совершится сказанное Ей от Господа”. И сказала Мариам: “Величает душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды; что сотворил Мне великое Сильный, и свято имя Его”. Пробыла же Мариам с нею около трех месяцев и возвратилась в дом Свой. Лк 1:39–49, 56

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vvedenie-...

Сказал Господь Моисею, говоря: в первый день месяца первого поставишь скинию свидетельства, и положишь ковчег [свидетельства], и закроешь его завесою; и внесешь стол и светильник (его); и поставишь кадильницу золотую для курения пред ковчегом свидетельства, и поместишь покров завесы ко входу скинии свидетельства. И возьмешь елей помазания, и помажешь скинию и всё, что в ней, и освятишь её и всю утварь её, и будет свята. И освятишь жертвенник, и будет жертвенник святое святых. И сотвори Моисей вся, елика заповеда ему Господь Бог Святый Израилев. И покры облак скинию свидения, и славы Господни исполнися скиния. И не можаше Моисей внити в скинию свидения, яко осеняше над нею облак, и славы Господни исполнися скиния. И сделал Моисей всё, что заповедал ему Господь (Бог, Святой Израилев), [так он и сделал]. И покрыло облако скинию свидетельства, и слава Господня наполнила скинию. И не мог Моисей войти в скинию свидетельства, потому что осеняло её облако, и слава Господня наполнила скинию. Исх 40:1–5, 9–10, 16, 34–35 Царств третиих чтение (глава 8): 2. Третьей книги Царств чтение Бысть, яко соверши Соломон еже создати дом Господень. И собра вся старцы Израилевы в Сион вознести кивот завета Господня из града Давидова, сей есть Сион. И взяша священницы кивот завета Господня, и скинию свидения, и вся сосуды святыя, яже в скинии свидения. И царь, и весь Израиль пред кивотом. И внесоша священницы кивот завета Господня на место его, в давир храма, во святая святых, под крила Херувимов. Яко Херувими бяху распростерты крилами над местом кивота, и покрываху Херувими над кивотом и над святая его свышше. Было, когда завершил Соломон сооружение дома Господня, и созвал он всех старейшин Израиля на Сион, чтобы перенести ковчег завета Господня из города Давидова, который есть Сион. И подняли священники ковчег (завета Господня), и скинию свидетельства, и все святые сосуды, которые в скинии свидетельства; и царь и весь Израиль шли пред ковчегом. И внесли священники ковчег завета Господня на место его, в давир храма, во Святое Святых, под крылья Херувимов: ибо Херувимы простирали крылья над местом ковчега, и покрывали Херувимы ковчег и святыни его сверху.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vvedenie-...

Слова пророка Иеремии об установлении Нового Завета св. апостол Павел и приводит полностью в 8-12 стихах, после чего делает свое заключение: " Говоря " новый " (пророк), показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению " (ст. 13). Девятая глава вся посвящена сравнению двух заветов — Ветхого и Нового — и указанию на несравненное превосходство Нового. Рассматривая в первых семи стихах устройство скинии, апостол показывает, что самое ее устройство и совершавшиеся в ней богослужебные обряды с принесением в жертву животных уже внушают мысль о неудовлетворительности и о временном их значении. При описании скинии апостол обращает главное внимание на недоступность Святого Святых не только для народа, но и для самих священнослужителей, из которых только один первосвященник мог вступать туда, да и то однажды в год, " не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа " (ст. 7). Этот отрывок Евр. 9:1-7 читается за Божественной литургией в некоторые Богородичные праздники, как, например, Введение во Храм Пресвятой Богородицы 21 ноября и на Покров 1 октября, так как скиния прообразовала собою Божию Матерь. Устройство скинии показывало, что в Ветхом Завете небо было закрыто для людей и люди были разобщены с Богом; все ветхозаветные обряды имели лишь временное значение (ст. 8-10). Преимущество Нового Завета в том, что в нем священнодействует в нерукотворенной скинии Христос, Первосвященник будущих благ, уже не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Собственною Кровью, Которою Он однажды навсегда приобрел для нас вечное искупление (ст. 11-14). Великое значение Крестной Жертвы Иисуса Христа в том, что Он, принеся в жертву Богу Свою собственную Кровь, сделался Ходатаем Нового Завета (ст. 15). В 16 стихе св. апостол выясняет необходимость смерти Ходатая Нового Завета в таких словах: " где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя " , и в 17 стихе: " потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив " — необходимость смерти Христовой апостол выводит из двух обстоятельств, обозначаемых одним греческим словом: " диафики " .

http://sedmitza.ru/lib/text/430658/

Так внешняя ограда ветхозаветной церкви сузилась, и стала носить название «Иудея». Подчеркиваем: именно Самаряне, хотя их было значительное большинство, являются отпавшими, и даже до такой степени, что впоследствии кому–то из них Самим Господом будет сказано: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» ( Ин. 4:22 ). Хотя, повторяем, оставалось еще много общего: и в единого Бога верили, и отцов своих общих помнили, и Пятикнижие Моисеево обе стороны почитали. Церковь всегда едина, потому что Бог един, и двух церквей быть не может. И именно в единую истинную ветхозаветную Церковь , именно в право–славное место, в единый ковчег, хотя там и, как говорится, «всякой твари по паре», пришел воплотившийся Сын Божий, обещанный пророками Мессия, Христос. Именно в Иудею, к Своему народу, пришел «лев от колена Иудина, корень Давидов» ( Откр. 5:5 ), и в то же время Агнец «Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин. 1:29 ). «Пришел к Своим...» ( Ин. 1:11 ). Но прежде на этом благословенном поле вырос чудный цветок: пресвятая Дева Мария, Которая вобрала в себя все лучшее, что Бог дал Своему народу. Как когда–то в Авеле, в Ное и Аврааме, только несравненно полнее, – в Марии открылся и просиял истинный Человек Церкви, знающий прошлое и устремленный к будущему. Она была Пресвятой, Пречистой и Преблагословенной, и поэтому удостоилась стать Богородицей. И первые праздники годичного круга новозаветной Церкви посвящены Ей. Мы празднуем Ее Рождество, радуемся, что Она, наконец–то, появилась на свет. Празднуем Ее Введение во храм, радуясь, что вот, Она изъята от соблазнов мира, и Ей легче будет сохранить верность Богу. Мы празднуем Ее Благовещение, «главизну» нашего спасения. Архангел Гавриил возвестил Ей то, чего ждал весь Израиль: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим... И Она ответила: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лк. 1:30–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Так исполнилось древнее пророчество царя Давида: «В испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя» ( Пс. 44, 15–16 ). Мария осталась жить при Храме. Там она обучалась Слову Божию и ткацкому ремеслу. Ее сердце очищалось молитвой, и православное Предание сообщает, что именно в Храме Богородица изобрела, руководимая Духом Святым, практику умно-сердечной молитвы, когда человек достигает глубокого внутреннего покоя и получает Откровение от Создателя. Духовным руководителем Марии был Архангел Гавриил, который часто являлся Ей и питал небесным хлебом. И, горя любовью ко Господу, Мария дала Ему обет вечного девства. Когда Ей исполнилось 12 лет, первосвященник сказал, что Она больше не может оставаться при Храме. Родители Богородицы уже умерли, и Ей надлежало выйти замуж. Но, узнав об обете Марии, первосвященник поручил Ее старцу Иосифу, также потомку царя Давида, чтобы тот хранил девство Пречистой. Мария была обручена с ним и стала жить с Иосифом в галилейском городе Назарете. Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы – один из двенадцати главных в Церкви. Он совершается 4 декабря. Зачатие Иоанна Крестителя (Лк. 1, 5–24) Когда приближалось время Рождения Христа, Бог послал пророка Иоанна, который готовил перед Ним путь в сердцах людей. Родители Иоанна, Захария и Елисавета, были праведными, но Бог не давал им детей, и они уже были старыми. Захария был священником, и однажды совершал воскурение ладана на кадильном жертвеннике в Храме Иерусалимском. Войдя в святилище, он увидел с правой стороны жертвенника стоящего Ангела. Захария ужаснулся, Ангел же сказал: – Не бойся, ибо услышана молитва твоя. Жена родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн. И будет тебе радость и веселье, и многие о рождении его возрадуются. Он многих израильтян обратит к Богу и будет проходить перед Ним в духе и силе Илии, чтобы приготовить Господу народ Его. Захария усомнился в словах Ангела, и тот сказал ему: – Я Гавриил, предстоящий перед Богом. И вот, ты будешь молчать, пока не сбудется то, что я предсказал. А все это сбудется в свое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010