Прокимен праздника и благоверному, глас 7 Драгоценна пред Господом смерть святых Его. Пс 115:6 Зачало рядовое и благоверному, зачало 213. Аллилуия праздника и благоверному, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Стих: Сильным на земле будет семя его. Пс 111:1, 2а 24. Великомученицы Екатерины Прокимен праздника и великомученице, глас 4 Дивен Бог во святых Своих; Бог Израилев. Пс 67:36а Зачало рядовое и великомученице, зачало 233. Аллилуия праздника и великомученице, глас 1 Стих: Воззвали праведные — и Господь услышал их. Стих: Много скорбей у праведных — и от всех их избавит их Господь. Пс 33:18а, 20 25. Отдание праздника Введения Богородицы во храм. Священномучеников Климента, Папы Римского, и Петра, архиепископа Александрийского Прокимен праздника, глас 3, Песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Прокимен священномученикам, глас 7 Драгоценна пред Господом смерть святых Его. Пс 115:6 Зачало 320 и священномученикам, зачало 246. Аллилуия праздника, глас 8 Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:11а, 13б Аллилуия священномученикам, глас 2 Стих: Священники Твои облекутся в правду, и святые Твои радостью возрадуются. Стих: Войдём в обители Его, поклонимся месту, где стояли ноги Его. Пс 131:9, 7 27. Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде. Великомученика Иакова Персидского Прокимен, глас 3, Песнь Богородицы Величает душа Моя Господа,/и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём. Стих: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо вот, отныне будут называть Меня блаженной все роды. Лк 1:46–48 Прокимен святому, глас 4 Святым, которые на земле Его, дивно явил Господь все желания Свои среди них. Пс 15:3 Зачало 320 и святому, зачало 233. Аллилуия, глас 8 Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:11а, 13б

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

На стиховне стихиры, глас 5: Подобен: Радуйся: Радуется небо и земля, небо умное грядущее зряще, в Божественный дом воспитатися честно, Деву едину и непорочную, к Нейже дивяся Захариа вопияше, двере Господня, храма отверзаю Тебе двери, радующися в нем ликовствуй: познах бо и веровах, яко уже избавление приидет проявленно Израилево, и родится из Тебе Бог Слово, даруяй мирови велию милость. Стих: Приведутся Царю девы в след Ея: искренния Ея приведутся Тебе. Анна Божественная благодать яве, от благодати данную Чистую Приснодеву приводит с веселием в храм Божий, призвавши ити пред Нею отроковицам свещи носящим, и глаголющи: пойди Чадо, Давшему Тя буди возложение, и благовонный фимиам. Вниди в невходимая, и увеждь тайны, и уготовися быти Иисусово вместилище веселое и красное, подающаго миру велию милость. Стих: Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев. Внутрь в храм Божий, Боговместимый храм возлагается Дева Всесвятая, и отроковицы Ей ныне свещи носяще предходят. Играет родителей сопряжение изрядное, Иоаким же и Анна ликовствующе, яко родиша Творца Рождшую, Яже ликовствующи в Божественных скиниих, и питаема рукою ангеловою Всенепорочная, Христа явися Мати, подающаго миру велию милость. Слава, и ныне, глас 6. [Сергиа Агиополита:] Днесь собори верных сошедшеся, духовне да торжествуим, и Богоотроковицу Деву и Богородицу, в храм Господень приводиму, благочестно восхвалим: предызбранну от всех родов, во обителище всех Царя Христа и Бога: девы свещи носяще предыдите, Приснодевы чтуще честное происхождение: матери печаль всю отложивше, радостно споследствуйте Матери Бога бывающей, и радости мира ходатаице. Вси убо радостно, еже радуйся, со ангелом возопиим Обрадованней, присно молящейся о душах наших. На благословении хлебов, тропарь, глас 4: Днесь благоволения Божия предображение: трижды. [писан на Малей вечерни.] Книга Исхода (XL, 1 – 5, 9 – 10, 16, 34 – 35) И сказал Господь Моисею, говоря: в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания, и поставь в ней ковчег откровения, и закрой ковчег завесою; и внеси стол и расставь на нем все вещи его, и внеси светильник и поставь на нем лампады его; и поставь золотой жертвенник для курения пред ковчегом откровения и повесь завесу у входа в скинию [собрания]. И возьми елея помазания, и помажь скинию и все, что в ней, и освяти ее и все принадлежности ее, и будет свята; помажь жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и освяти жертвенник, и будет жертвенник святыня великая. И сделал Моисей все, как повелел ему Господь, так и сделал. И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию.

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-xram-presv...

Самое освящение храма было обставлено Соломоном с величественною торжественностью. К участию в торжестве этом Соломон пригласил «всех старцев израилевых» – представителей судебной и начальственной власти. Торжество освящения началось перенесением ковчега завета с Сиона в новопостроенный храм. Кивот завета, а также скинию и принадлежности ее несли в священных облачениях священники и левиты; впереди же шли представители народа во главе с царем, принося по пути многочисленные жертвы. Ковчег завета был поставлен под крыльями новоустроенных величественных херувимов. И когда торжество поставления кивота завета было закончено, густое облако, как знамение присутствия самого Господа и славы Его, наполнило храм, так что священники в благоговейном трепете приостановили приношение жертв. В событии торжественного освящения храма Соломонова Св. Церковь видит прообраз торжественного введения Пресв. Девы во святой храм Господень, так как Она трехлетней отроковицей введена в храм, чтобы приготовиться быть жилищем Сына Божия – Царя Небесного, каковым жилищем был в ветхом завете храм, а раньше скиния. Поэтому в церковных песнопениях Пресв. Дева называется именами принадлежностей храма и скинии. III. Иезекииля 43, 27; 44, 1–4 Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго и прочее, сотворят иереи на олтари всесожжения вашего, и яже спасения вашего, и прииму вы, глаголет Адонаи Господь. И обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки, и сия бяху затворена. И рече Господь ко мне: врата сия затворена будут, и не отверзутся. И никтоже пройдет сквозе их, яко Господь Бог израилев пройдет ими, и будут заключена. Яко игумен сядет в них снести хлеб, по пути еламских врат внидет, и по пути его изыдет. И введе мя по пути врат святых сущих к северу, прямо дому, и видех, и се исполнь славы дом Господень. Так говорит Господь: в восьмой день и далее, священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы; и Я буду милостив к вам, говорит Господь Бог . И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены. Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом: войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет. Потом привел меня путем ворот северных перед лице храма, и я видел, и вот, слава Господа наполняла дом Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Это место поклонения Единому Богу по-прежнему считалось доступным только богоизбранному народу Израиля; как сообщали Иосиф Флавий и Тацит, надписи на греческом и латинском языках предупреждали чужеземцев о запрете вступать на территорию храма. В последней четверти XIX века французский археолог Клермон Ганно открыл близ места, занимаемого в прошлом ветхозаветным храмом, камень с греческой надписью. Текст ее гласит: «никакой иноплеменник не имеет доступа внутрь ограды и каменной стены вокруг храма. Кто будет застигнут в нарушении этого правила, пусть сам несет ответственность за смертную казнь, которая за это следует» (приводится по Библейскому словарю, изданному в Торонто в 1980 г., с. 483). Главные ворота храма были на восточной стороне; кроме того, трое ворот было на севере, трое на юге. Первая часть двора носила название двора женщин, откуда переходили во двор мужчин. Затем следовал третий – для священнослужителей. Он заключал в себе жертвенный алтарь и Святая Святых. Таков был храм во время правления Ирода и ко времени рождения Иисуса Христа. Ветхозаветный храм в евангельские времена Согласно древнему общехристианскому преданию, Богоотроковица Мария была введена в храм первосвященником. Многие церковные писатели свидетельствуют, что Пресвятая Дева после введения ее во храм оставалась до своего обручения в самом храме, где особая часть здания была предназначена для жительства женщинам и девам, посвятившим себя служению Богу, подобно Анне пророчице, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь ( Лк 2:37 ). Впоследствии христиане назвали возведенную на этом месте церковь церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы. Здесь старец Симеон принял от Пресвятой Девы Младенца Иисуса и возгласил: Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром ( Лк2:29 ). Здесь Учитель мира наставлял народ, толковал Священное Писание ; Он назвал этот храм домом Отца Своего; из двора этого храма Он изгнал торгующих ( Ин 2:13–22 ). Именно здесь Он похвалил усердие бедной вдовы ( Лк 21:1–4 ). Здесь совершилось то событие, о котором повествует евангелист Матфей: Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога Твоего ( Мф 4:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Елисавета родила сына. На восьмой день, по обычаю, должны были дать имя младенцу и хотели назвать его Захарией в честь отца. На это мать сказала: «Нет, а назвать его Иоанном» ( Лк.1:60 ). Ей ответили: «Никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем» ( Лк.1:61 ). И спрашивали у отца, как бы он хотел назвать его. Тогда Захария взял дощечку и написал: «Иоанн имя ему» ( Лк.1:63 ). И тотчас же прекратилась немота Захарии и он начал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них, и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране. Первыми словами Захарии были пророческие предсказания о великой будущности его новорожденного сына. «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приготовить пути Ему» ( Лк.1:76 ). Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустыне до дня своего явления Израилю. 2. Рождество Богородицы. Введение во храм (по Священному Преданию) Священное Предание говорит, что Пресвятая Дева Мария происходила из потомков рода царя Давида. Родители Ее – святые Иоаким и Анна – жили в Назарете, небольшом городке к западу от Геннисаретского озера. Долгое время у них не было детей и только в глубокой старости, после того как они прожили в супружестве более пятидесяти лет, Бог даровал им дочь Марию . Когда Девочке исполнилось три года, родители по обещанию отвели Ее в Иерусалимский храм, где и оставили на воспитание. Пресвятая Дева поселилась при храме вместе с другими девочками, так же, как и Она, посвященными Богу. Приход Ее в храм был очень торжественным. У входа Ее встретил сам первосвященник и, прозрев в необыкновенной, прекрасной Отроковице будущую Матерь Сына Божия, ввел Ее во Святое Святых храма, куда и сам имел право входить лишь один раз в год . Живя при храме, Дева Мария читала Священное Писание, молилась и занималась рукоделием. Она отличалась необычайным смирением, кротостью души, любовью к труду, тишине и молчанию. Когда же Мария достигла совершеннолетнего возраста, то Ей надлежало оставить храм, так как, по установившемуся обычаю, девицам старше этого возраста не дозволялось жить при храме. Они должны были вступать в брак или возвращаться домой. Но Святая Дева дала обещание Богу не выходить замуж и навсегда остаться Девой. Родители Ее к тому времени умерли. Тогда первосвященник и священники храма, не желая оставить Деву Марию без покровительства, обручили Ее старцу Иосифу, который был дальним родственником Марии и происходил так же, как и Она, из рода царя Давида. Он был бедным плотником, жил и работал в Назарете, куда и взял, после обручения, четырнадцатилетнюю Отроковицу.

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Устрояем ли мы постом и подвигами аскетическими по мере сил из тела своего мощи? Ведь образование святых мощей – это не только результат, но и процесс всей жизни, угодной Богу. Или же, наоборот, лампадка на престоле давно потухла, елей весь высох, окна выбиты, а потолок провалился, засыпав храм мусором. И в нем вместо святых Ангелов крысы и тараканы поселились. Вот какой, мне кажется, вопрос должен задать каждый из нас в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. В каком состоянии находится мой внутренний храм? Да, внешне большинство из нас красивы, ухожены и благообразны. Но таковы ли мы внутренне? Не наполнены ли мы мерзостью и нечистотами? И, скорее всего, наполнены. Тогда нам нужно с Божьей помощью браться за труд подвижнический по очищению души и тела от скверны. Как? Ответ на это дает сама Пресвятая Богородица. Какую жизнь Она вела при Иерусалимском храме? Молитва, труд, пост, участие в богослужениях, добрые дела милосердия. И святой Ангел носил ей пищу. Над нами же склонился не Ангел, но сам Господь. И каждое воскресение отверзаются Царские врата, и Он появляется, чтобы причастить нас Своих Тела и Крови и соединить нас с Собою, даровать нам жизнь. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу Его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и я в Нем» (Ин. 6:53–56). Какие великие и ужасные слова! Как они должны побуждать нас к действию – к участию в Таинстве Евхаристии. Они словно царь-колокол, звучащий по всей Вселенной и призывающий верных на Литургию. Пусть же Господь молитвами Пресвятой Богородицы и всех святых поможет нам правильно войти в Рождественский пост, сделать первый шаг по дороге к храму – заглянуть внутрь и осознать всю глубину падения, разверзающуюся пропасть греха. Это осознание поможет душе, как маленькой девочке, вспорхнуть и поспешить к Богу – в Его любящие и широко раскрытые объятия!

http://pravoslavie.ru/99139.html

Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы мы слышим Евангелие о Марии, которая села у ног Господа и слушала слово Его. Точно так же другая Мария, трехлетняя Отроковица, входит во Святое Святых, чтобы быть всегда в присутствии Божием. Это первое, что мы узнаем о Ней, это то, что определяет Ее. Евангельская Мария вся устремлена к Богу, ее взор обращен к Нему. Она у ног Господа, чтобы лучше слушать слово Его. Он — Сам Слово, и она хочет не просто слушать Слово, но, слушая, принимать Господа в Себя. Она принимает Его в доме видимом, чтобы принять Его в доме, который есть она сама. Она исполнена любви, для нее естественно сидеть у ног Его. И Господь говорит в ответ на ее любовь. Чтобы стать зримой, любовь, исходящая от Господа, должна иметь любовь приемлющего ее. Его любовь подобна светильнику, который Он доверяет ее хранению. Она — хранительница Его любви, потому что она уже любит. Господь дает Ей, потому что она уже имеет. Как Он Сам говорит: «Имеющему будет дано». Она слушает слова — в их совершенстве и новизне. Каждое слово отмечено тем, что оно Господне. Каждое слово исполнено вечного значения, оно всегда совершенно, и всегда исходит из своего источника. Господь открывает Себя любовью. Он без конца дает людям новое выражение любви, которое они могут понять. Его слово будет хранить это сияние до скончания мира. Потому что Господь — в том, что Он говорит. Она восприемлет в слове Господа Его Самого. Через слово она питает свою душу Господом. Точно так же Пречистая Дева «входит воспитатися во Святое Святых». Ее жизнь и Ее помыслы — в Господе. Она будет жить у ног Господа, внимая Его словам, рядом с Его Божеством. Как удивительно это событие, происходящее в доме Марфы, где сестра ее Мария являет для нас прообраз другой Марии — Божией Матери! Марфа тоже действует любовью. И она все делает ради служения Господу.

http://pravoslavie.ru/3814.html

Мы снова узнаём сегодня, что такое богородичные праздники. Где Божия Матерь — там легкость и кротость, и там огонь. Но этот огонь спешит, у него нет времени сжигать нас, потому что это искра, которая скачет, летит и переходит от одного к другому. И Божия Матерь соединяет нас всех в единой радости, в которой присутствует радость Бога. Но чтобы этот огонь, всегда стремящийся передать себя, с такой же легкостью переходил от одних к другим, — зависит от нас! Церковь пророчески свидетельствует об этом в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Еще много что имеет Церковь сегодня нам сказать. И прежде всего может быть, о том, что Божия Матерь показывает на этом пути всех самых меньших — на этом пути детства. Чтобы и мы всю жизнь учились в простоте и смирении, и в детском доверии Богу восходить во Святое Святых. В истории святости много святых, которые были облагодатствованы присутствием Божией Матери, когда они чувствовали, что Она рядом с ними, не видя Ее и не слыша Ее. Это уже — величайший дар. Будем стараться так жить, чтобы ничем не опечалить Духа Святого, чтобы Божия Матерь была с нами. Но то, о чем пророчествует этот праздник и что уже исполняется в нем, — больше чем дар Ее присутствия с нами. Нам дается узнать, что мы едины с Ней, что Бог совершает это чудо нашего ради спасения. Это принадлежит нам. Только через такое единение узнаем мы волю Божию о нас. Мы призваны быть причастниками Нового Завета, который Бог заключил с нашей человеческой природой через Нее. Она вся принадлежит Богу, и потому — Она наша Мать. И все, что у Нее есть, Она спешит дать нам. Литургия Лк, 54 зач., 10, 38—42; 11, 27—28 Тогда пришел Иисус в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

http://pravoslavie.ru/3814.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы — дети Божии 30.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Введение во храм Пресвятой Богородицы Сегодня царство детей на земле. Все, что делают, — делают для детей. И дети заставляют все делать, как если бы они держали нас за руку. Самое малое — и самое великое и прекрасное. Что бы мы стали делать, что бы стало с миром без детей? Откуда эта уверенность в их открытом взоре, прямом и кротком, идущем прямо из рая? В их взоре, в их голосе, во всех их движениях, в их царственном, благоговейном и внушающим благоговение существе — блаженство и неподражаемая невинность. Мы знаем, почему они все — наши лучшие учителя, почему они так распоряжаются нами. Все младенцы — от Богомладенца Христа. А Христос рождается, потому что Младенец Пречистая Божия Матерь входит во Святое Святых. Мы не видели Богомладенца Христа, но мы видели младенцев, принявших крещение. Мы помним в Евангелии, как приносили ко Господу детей, чтобы Он прикоснулся к ним. Но ученики не допускали их. За этими детьми стояли их матери, которые нежно подталкивали их вперед или просто несли на руках. Господь создавал вокруг Себя особенную атмосферу доброты и простоты. Эти женщины были бесконечно счастливы, когда Он благословлял их детей. Им так хотелось, чтобы они были рядом с Ним! Увидев строгость учеников, заботившихся о поддержании в толпе порядка, Господь вознегодовал и сказал им: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие». Истинно говорю вам: кто не примет Царствие Божие как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Мк. 10, 13-16). В праздник Введения во Храм трехлетней Отроковицы Пресвятой Богородицы Церковь впервые воспевает ирмосы «Христос раждается» и приглашает нас восходить к Вифлеему с расположением ребенка, с его простотой, открытостью и доверчивостью. Более того! Нам надо самим стать как дети, чтобы войти в Царство Небесное. «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное», — скажет Господь еще раз, поставив дитя перед всеми людьми (Мф.

http://moral.ru/сегодня-царство-детей-на...

А если бы Она сказала: «Я не хочу ни в какой храм идти»? Этот праздник – рассказ о том, как ставить главное выше второстепенного 4 декабря, 2018 Этот праздник – рассказ о том, как ставить главное выше второстепенного Мы так многое строим в своей христианской судьбе на запретах. Только и делаем, что волнуемся вокруг них: ах, вот что-то не успел вычитать, не то съел, не туда посмотрел. И вовсе не потому мы хлопочем, что таким способом хотим стать более угодными Богу. А потому, что хотим свой огородик нетронутым сохранить. Проповедь протоиерея Александра Абрамова в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее. Лк. 10: 38—42 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Лк. 11: 27—28 Протоиерей Александр Абрамов Божия Матерь сегодня ясно в храме является и всем предвозвещает Христа. И накануне за всенощным бдением впервые в Рождественском посту поется: «Христос раждается — славите» . Событие праздника так хорошо известно, что мы его собственным размышлением нечасто охватываем. В самом деле, рождается у бездетных Девочка. Нам знакомы такие случаи. И Эта Девочка вводится в храм, чтобы быть посвященной Богу. Но первосвященник изумляется тому, что Она входит не в храм, а в главное святилище, в алтарь, во Святая святых. И мы задним умом понимаем, что это будущая Божия Матерь, Она окружена чудесами с самого начала Своей жизни, и нам надлежит воздать Ей поклонение.

http://pravmir.ru/a-esli-byi-ona-skazala...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010