Разве я носил во чреве весь народ сей и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка? Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня» (Книга Чисел, гл. 11, стихи 11–14). Отныне и на меня возлагается попечение о всех церквах российских и предстоит умирание за них во все дни. А к сим кто доволен, даже и из креплих мене! 612 Но да будет воля Божия! Нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал, и оно пришло помимо меня и даже помимо человеков, по избранию Божию» 613 . В день Введения во храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Кремля состоялось возведение на патриарший престол патриарха. Ввели его в алтарь и усадили на патриаршее место митрополит Киевский Владимир и митрополит Тифлисский Платон, экзарх Грузии. Здесь же ему передали и патриаршие облачения – накануне из патриаршей ризницы удалось выхлопотать мантию и крест патриарха Никона и рясу святителя Гермогена. После литургии, когда митрополит Владимир вручил ему с приветственным словом жезл святителя Петра, митрополита Московского , святейший патриарх ответил: «...патриаршество восстанавливается на Руси в грозные дни, среди огня и смертоносной орудийной пальбы. Вероятно, и само оно принуждено будет не раз прибегать к мерам запрещения для вразумления непокорных и для восстановления порядка церковного. Но как в древности пророку явился Господь не в буре, не в трусе, не в огне, а в прохладе, в веянии тихого ветерка, так и ныне слышится веяние словес Твоих: «Еще семь тысяч мужей не преклонили колена пред современным ваалом и не изменили Богу истинному». И Господь как бы говорит мне так: «Иди и разыщи тех, ради коих еще пока стоит и держится русская земля. Но не оставляй и заблудших овец, обреченных на погибель, на заклание, овец, поистине жалких. Паси их и для сего возьми жезл сей, жезл благоволения. С ним потерявшуюся – отыщи, угнанную – возврати, пораженную – перевяжи, больную – укрепи, разжиревшую и буйную – истреби. Паси их по правде». В сем да поможет мне Сам Пастыреначальник, молитвами Пресвятые Богородицы и святителей Московских...» 614

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Стих: Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё. Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:11А, 13Б Евангелие Луки, зачало 54: Евангелие от Луки, зачало 54 Во время оно, вниде Иисус в весь некую: жена же некая именем Марфа прият Его в дом свой. И сестра ей бе нарицаемая Мария, яже и седши при ногу Иисусову, слышаше слово Его. Марфа же молвяше о мнозе службе, ставши же рече: Господи, не брежеши ли, яко сестра моя едину мя остави служити; рцы убо ей, да ми поможет. Отвещав же Иисус, рече ей: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе. Едино же есть на потребу. Мария же благую часть избра, яже не отымется от нея. В то время вошел Иисус в одно селение. И женщина некая, по имени Марфа, приняла Его в дом свой. И у нее была сестра, звавшаяся Марией, которая, сев у ног Господа, слушала слово Его. Марфа же хлопотала о большом угощении и, подойдя, сказала: “Господи, Тебе дела нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы она помогла мне”. В ответ же сказал ей Господь: “Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно: Мария же благую долю избрала, которая не отнимется у нее”. Бысть же егда глаголаше сия, воздвигши некая жена глас от народа, рече Ему: блажено чрево носившее Тя, и сосца, яже еси ссал. Он же рече: темже убо блажени слышащии слово Божие, и хранящии е. Было же, когда говорил Он это, некая женщина, возвысив голос из толпы, сказала Ему: “Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, что Тебя вскормили!” Он же сказал: “Поистине блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его!” Лк 10:38–42; 11:27–28 Вместо Достойно: поем: Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишася,/како Дева вниде во святая святых. Вместо “Достойно” Ангелы, вхождение Всечистой видя, поражались тому,/как Дева вошла во Святое Святых. Ирмос, глас 4: Яко одушевленному Божию кивоту/да никакоже коснется рука скверных,/устне же верных Богородице немолчно,/глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют:/истинно вышши всех еси, Дево Чистая. Ирмос, глас 4: Пусть одушевленного Божия Ковчега/отнюдь не касается рука непосвященных,/но уста верных не умолкая,/воспевая возглас Ангела,/в радости Богородице да взывают:/“Истинно выше всех Ты, Дева чистая!”

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vvedenie-...

«Господин мой! ничего нет сильнее обличений совести и ничего нет дерзновенней ея одобрений» (Св. Максим Исповедник на допросе). 84. Когда и как два естества Иисуса Христа, Божеское и человеческое, пришли в соединение? Божеское и человеческое естества Иисуса Христа были уже в соединении при зачатии Девы Марии, что явилось после Ея ответа Архангелу Гавриилу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ... ( Лyk. I, 38 ). Когда Пречистая Богоматерь родила Младенца, то в Нем уже пребывали Бог и человек . Поэтому Пресвятая достойно наречена Богородицей. 85. Кто была Пресвятая Дева Мария? 1) Она была той Девою, о Которой предсказывали в Священном Писании св. пророки. 2) Она происходила из семени праведно верующого патриарха Авраама и пророка царя Давида, от которых надлежало, по обетованию Божию, произойти Спасителю. 3) Она была посвящена Богу с детства, а в юности, дала обет девства, что навсегда сохранила. 4) Пречистая жила при Иерусалимском храме, предаваясь молитве, трудам и богомыслию; такою жизнью и смирением она достигла превысшей святости. 5) Дева Мария была Богом удостоена Благовестия о Ея великочудесном зачатии от сошествия на Нее Святого Духа и о предстоящем рождении Ею Спасителя мира. 6) Ради охранения Пресвятой Девы, по Промыслу Божию, Ее обручили праведному старцу Иосифу того же племени Авраамова и Давидова. 7) Действием Святого Духа, безмужно, в Деве Марии соткался святой плод и Она родила Богочеловека. 86. Какие тексты Писания и Предания все это утверждают? 1 . " Итак Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит – с нами Бог« ( Uc. VII, 14 ; Mф. I, 23 ). 2 . " И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» ( Быm. XXII, 18 ). Обещание св. пророку Давиду см. Uc. IX, 7 и 2 Царств VII, 12, 28 и 29. 3 . «По Божественному изволению я имею чистую, доблестную по душе Отроковицу, приими и введи Ее в храм Зиждителя» (Канон предпраздн. Введения, песнь 8, троп. 1). Историческия данныя сообщают, что по достижении девического возраста Дева Мария пребывала в здании для дев, посвятивших свою жизнь Богу и давших обет безбрачия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Стихи 14–16: «Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; в испещренной одежде ведется она к царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя». Эти слова указывают на великие добродетели Божьей Матери, в особенности «внутренние, то есть духовные». В них усматривают также пророчество о введении Пресвятой Девы во Храм. Стих 18 также относят к Пресвятой Богородице: «Помяну имя Твое во всяком роде и роде». Эти слова псалмопевца пророчествуют об Ее грядущей славе. Богослужебное их употребление также всем известно. Христологическое толкование Есть и иное толкование 44 псалма – христологическое. Согласно этому толкованию, – изображенная в псалме царица (невеста) – пречистая плоть Спасителя. Дева Прокилла в творении св. Мефодия Патарского (Олимпийского) «Пир десяти дев» рассуждая о соответствующем толковании «Песни Песней», приводит слова 44 псалма. «Описанная в сорок четвертом псалме царица, из многих (одна) ставшая одесную Бога, облаченная в золотое украшение добродетели, которой красоты возжелал Царь, есть, как я сказала, та пречистая и блаженная плоть, которую само Слово, вознесши на небеса, посадило одесную Отца, облеченную в золотую одежду, то есть в нетленные свойства, которые символически названы золотым украшением ( Пс. 44, 14 ); ибо эта одежда составляется и сплетается из различных совершенств (как то: девства, мудрости, веры, любви, терпения, и прочих добродетелей), которые, прикрывая неблаговидность плоти, украшают человека золотым украшением». 192 Псалом 45 Надписание псалма: «Начальнику хора. Сынов Кореевых. На музыкальном орудии Аламоф. Песнь». «Аламоф» – возможно от евр. слова «альма» (девица), означает, что псалом следует исполнять тонким голосом. Славянское надписание: «В конец, о сынех Кореовых, о тайных, псалом». «Этот псалом имеет надпись: в конец, потому что содержащиеся в нем пророчества относятся к концу. Он пророчествует о восстаниях, о гонениях, делаемых правителями на церковь в начале проповеди Апостолов, как говорит Феодорит, также о показанном церковью терпении и о последовавшем за сим для нее мире… .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

В это время из нас, троих детей, во младенчестве была крещена только сестра, а брата и меня не крестили, помня террор конца 1930-х годов. Мои сестра и брат, который крестился взрослым, были выдающимися личностями, имевшими ясное представление о Боге, о мире и о грехе. Я ходил в храм, еще будучи некрещеным, и ощущал себя в малом Донском соборе закрытого в то время Донского монастыря как дома. Впоследствии, когда знакомый священник стал настойчиво уговаривать меня креститься, я отговаривался тем, что к крещению надо подготовиться. Это продолжалось до тех пор, пока не наступил момент, что мне уже нечего было возразить. И тогда я крестился. Маленькое чудо Чудеса бывают большими и малыми, как бы показывающими нам, что Господь всегда с нами, во всем — до мелочей нашей жизни. Однажды знакомый священник дал мне почитать довольно редкую тогда книгу о преподобном Серафиме Саровском. Это было на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Эта книга была очень дорога для давшего ее мне человека. Я стоял на остановке, повесив сумку с книгой на поручи. Заговорившись со спутниками, я вошел в подъехавший троллейбус, а сумка осталась на остановке. Конечно, через некоторое время я вспомнил об оставленной сумке и вернулся, но ее на остановке не было, и казалось, что книга была безнадежно утрачена.      На следующий день в дверь моей квартиры позвонил человек — он оказался паломником, приехавшим вместе с сыном помолиться у московских святынь. Увидев сумку, оставленную на остановке, где кроме него не было ни одного человека, он забрал ее и, найдя в ней книгу о драгоценном для верующего человека подвижнике и паспорт, привез ее по адресу. Для преподобного Серафима, по молитвам которого совершались чудеса исцелений, не представляло сложности вернуть написанную о нем книгу владельцу. Это было одно из тех многих знамений, благодаря которым я постоянно чувствовал в своей жизни присутствие Божие. «Что я скажу Богу в оправдание?» Учась в Литературном институте имени А.М. Горького, я был уже достаточно церковным человеком. И учился я среди хороших людей, которые оставили в моей памяти самое отрадное воспоминание. Некоторые из них впоследствии стали священниками. У меня нет претензий и к преподавателям. Несмотря на повышенную идеологизированность этого учебного заведения, я этого почти не замечал.

http://pravoslavie.ru/126697.html

И большинство так и делают, потому что это проще. А Господь сказал: «От дней Иоанна Крестителя», то есть с тех пор, как впервые проповедано Царствие Божие и покаяние, «Царствие Божие силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» – те, кто будет трудиться, заставлять себя молиться, заставлять себя поститься, заставлять себя добрые дела делать, заставлять себя ходить в храм, заставлять себя готовиться к причастию, заставлять себя посещать больных. Те, кто будет заставлять себя отказываться от того, что мешает войти в Царствие Небесное, будет рассуждать: вот я собираюсь нечто сделать – это меня приблизит к Царствию Небесному или отдалит? Если приблизит, то, значит, я это буду делать. Если отдалит, я не буду делать. Потому что Господь как сказал? «Ищите прежде Царства Божия», а остальное «все приложится вам». Если хочется мне этого вечного блаженства, то, значит, я буду себя понуждать. Если не хочется, значит, буду как все. Хочешь быть как все? Пожалуйста, будь кошкой и собакой, это дело твоего добровольного выбора. Это не Бог тебя накажет, когда ты в аду окажешься, нет, это ты сам добровольно выбрал. Церковь -то открыта, вот оно, Царствие Небесное: здесь и слово Божие мы слышим непосредственно, слово в слово – как Он сказал, то мы и слышим; и Телом Своим Бог здесь присутствует в Святых Тайнах; и Духом Своим присутствует. Господь же сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» – значит, Он здесь. Так что же нам мешает к Нему приблизиться, с Ним вступить в общение и остаться с Ним навсегда? Только наше нежелание хранить слово Божие в своем сердце, нежелание этого блаженства. Нам что-то на стороне дороже – некий плод, который все время нас соблазняет. И вместо того, чтобы покаяться в этом, мы еще начинаем Бога обвинять, людей, ищем себе всякие оправдания. Поэтому, к великому сожалению, не все из нас спасутся. И это не только мое сожаление, Сам Господь об этом сожалеет. Он говорит: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного», только тот. А остальные? Остальные все погибнут люто: «смерть грешников люта», потому что за ней только мрак и ужас и никакой надежды. Надежда есть, только пока мы здесь, на земле, живем и сознательно выбираем Царствие Небесное. Помоги нам, Господи, сделать этот выбор и в этом выборе остаться. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

И не бе в кивоте, кроме двух скрижалей завета, яже положи тамо Моисей в Хориве, яже завеща Господь. И бысть, яко изыдоша священницы от святаго, и облак исполни дом. И не возмогоша священницы стати служити от лица облака,/яко исполнися славы дом Господа Бога Вседержителя. И не было ничего в ковчеге, кроме двух [скрижалей каменных,] скрижалей Завета, которые положил туда Моисей на Хориве, что заповедал Господь. И было, когда вышли священники из святилища: и облако наполнило дом [Господень]; и не могли священники стоять на служении по причине облака, ибо слава [Господня] наполнила дом Господа (Бога Вседержителя). 3 Цар 7:51; 8:1, 3–7, 9–11 Пророчества Иезекиилева чтение (главы 43 и 44): 3. Пророчества Иезекииля чтение Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго и прочее, сотворят иереи на олтари всесожжения вашего и яже спасения вашего, и прииму вы, глаголет Адонаи Господь. И обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки, и сия бяху затворена. И рече Господь ко мне: врата сия затворена будут и не отверзутся, и никтоже пройдет сквозе их; яко Господь Бог Израилев пройдет ими, и будут затворена. Яко Игумен сядет в них снести хлеб, по пути Еламских врат внидет и по пути его изыдет. И введе мя по пути врат святых, сущих к северу, прямо храму, и видех, и се исполнь славы храм Господень. [Так говорит Господь:] со дня восьмого и далее будут приносить священники на жертвеннике всесожжения ваши и жертвы о спасении вашем; и Я благосклонно приму вас, говорит Господь. И возвратил он меня на путь ко внешним вратам святилища, обращенным на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: “Врата эти будут затворены, и не отворятся, и никто не пройдет через них, ибо Господь, Бог Израилев, пройдет через них, и они будут затворены. Потому правитель – он сядет в них, чтобы вкусить хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет”. И ввел меня по пути к воротам святилища, тем, что к северу напротив храма, и я увидел: и вот, полон славы дом Господень. Иез 43:27; 44:1–4

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vvedenie-...

Но когда надлежало исчезнуть тьме ночной обладавшей землёю, и благодатное солнце – Христос готов был воссиять миру; тогда долженствовал явиться и предтеча солнца, блестящая утренняя денница, Предтеча Христов Иоанн, чтобы приготовить путь Господу. В это время, во дни Ирода, Царя Иудейского, жил от племени Авии сын Священника Варахии, Священник Захария. Он имел и жену из племени же Ааронова Елисавету, внучку Священника Матфана, сестру Анны, Матери Пресвятой Богородицы. Захария и Елисавета были оба праведны пред Богом, во всём беспорочно поступали по заповедям и уставам Господним. Но Господь посетил Елисавету неплодством. Супруги не имели детей, и пламенно моля Господа даровать им детище, состарились бездетными. Захария с Елисаветою жили в городе Хевроне и, как думают иные, кроме городского дома имели ещё дом загородный в расстоянии полчаса езды от города. Родилась в мир та Жена, Семя Которой должно стереть главу змия; исполнилось Марии три года и Праведные Родители Ея Иоаким и Анна, выполняя обет свой, ввели Пречистую Отроковицу в Храм; в то время Захария (говорят писатели почитающие Захарию Первосвященником), как Пророк восхваляя Отроковицу, ввёл Её во Святая Святых, куда не позволялось входить не только женщинам, но и Священникам; один только Архиерей вступал туда, и то раз в год, а Захария позволил Деве Марии во всякий час входить молиться во Святая Святых. Пребывая во Храме, Мария день ото дня росла и укреплялась духом. Захария, исправляя своё служение во Святилище, видал Её в беседе с Ангелом, приносящем Ей пищу. Так прошло от дня введения во Храм Девы Марии одиннадцать лет, когда однажды Захария по обычаю отправляя во Храме седмицу чреды своей в то время, как множество народа молилось вне Храма, вошёл во Храм Господень окадить алтарь фимиамом; вдруг явился ему Ангел Господень, стоящий по правую сторону алтаря кадильного. Захария узрев Ангела, смутился и пришёл в страх. Но Ангел глаголал ему «не бойся Захария; услышана молитва твоя; жена твоя Елисавета родит сына, и наречешь ему имя: Иоанн 2 . И будет тебе радость и веселие, и о рождении его возрадуются многие; потому что он будет велик пред Богом, не будет пить вина и никакого напитка; и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей. И многих из сынов Израилевых обратит ко Господу Богу их. И предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцев детям, и непокорным образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ готовый ( Лук.1:13 –17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отверг, опять отверг Израиль Божие и принял человеческое, отверг Христа Спасителя, осудив Его на смерть и испросив себе Варавву-убийцу. И последний плач, стон об ослеплении избранного народа, слышит мир: " Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст " (Мф. 23, 37-38). " Се, оставляется вам дом ваш пуст " - страшные слова совершившиеся, потому что люди опять не захотели быть Божиими. В одно и то же время Иерусалимский храм воспитал Ту, Которая Святая Святых большая, и последователей Христа, но в нем же жили своей далекой от Бога жизнью и те, кто убил первосвященника Захарию между храмом и жертвенником, кто убил Предтечу Христова Иоанна, кто распял Христа Спасителя. Не видим ли мы, что человек становится или соработником у Бога, или разорителем того, что Господь созидает. Смотрите, дорогие мои, како опасно ходим. Можно быть в храме, но без Бога. И Бог наказывает людей за непочитание Себя, за отвержение храма. Десятилетиями длятся спасительные Божии наказания людям, призванные вернуть сердце человеческое Богу. И как последнее предупреждение нам звучат слова притчи о виноградарях: " ...сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его... " (Мф. 21, 43). Будем же особенно внимательны, дорогие мои, созидая и восстанавливая теперь в большом количестве рукотворенные храмы, не забудем главного новозаветного храма Божия - своего сердца, призванного служить Богу в Духе и истине. Не забудем, что мы возвращаемся из плена у иноплеменников и единоплеменников, воюющих на нас и веру нашу Православную, больные, увечные, истощенные духовно. Что мы долго, очень долго, были без Бога и сейчас только-только стоим на пороге Храма, который освятит нас, но при одном условии: если мы этого захотим сами. И приведу вам, дорогие мои, слова Господни, которые сейчас особенно должны помочь нам осознать критический момент нынешней жизни нашей. " ... Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф... Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею " .

http://ruskline.ru/analitika/2012/12/04/...

Рассказывают, что когда преподобный Антоний молился, то был к нему голос с неба: «Антоний, ты еще не дошел в меру духовного роста, которого достиг один ремесленник в Александрии». Великий святой и глубокий старец Антоний оставляет пустыню и идет в город. Разыскав в городе ремесленника, о котором поведал ему Бог, преподобный спросил его: «Повеждь мне, брат, как ты спасаешься, в чем состоит твой подвиг?» Видя перед собой великого угодника Божия, ремесленник прослезился и смиренно отвечал: «Прости меня, отче святой, я не знаю за собой никаких добрых дел и по этой причине утром и вечером и во время работы я говорю сам себе: “Все жители этого города войдут в Царство Божие за свои добродетели, один я пойду в вечную муку за грехи свои; прости, помилуй и пощади мя, Господи”». И прославил великий Антоний Бога и сказал: «Дивны дела Твои, Господи! Везде, не только в пустынном уединении, но и среди шумного города можно стяжать смирение и спастись!» Однажды к некоторому старцу в Фиваиде пришли посетители, они имели с собою беснующегося, которого привели с тем, чтобы старец исцелил его. Долго упрашивали они старца, и наконец он сказал демону: «Выйди из создания Божия!» Демон отвечал: «Выйду, но прежде дай ответ на мой вопрос: «Кто — козлища, и кто — агнцы?» Старец отвечал: «Козлища — такие, как я, а кто — овцы, о том знает Бог». Демон, услышав это, воскликнул громким голосом: «Выхожу по причине твоего смирения!» И вышел немедленно. Вот что значит смирение и какова его благодатная сила. Смирение дается нелегко. Порой требуется большое напряжение духовных сил, чтобы сохранить его. И тут без помощи свыше, без благодати Божией не обойтись. Вот почему, ублажая Матерь Божию за Ее великое смирение, будем просить у Нее помощи, чтобы и нам приобрести дух смирения, которым обладает Она. Аминь. На Введение во Храм Пресвятой Богородицы Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать (святый) храм Его.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010