A 130, 1713 г.; A 170; S 3269; 1720 г. Л. 171-177; Рухадзе. 1949. С. 248-267; Григорий (Вахвахишвили). 1989). Сведения об авторе довольно скудные: он был сыном «Вахваха, главного сокольничего… был человек ученый, в монашестве совершенный, сочинил гимны о некоторых грузинских святых красноречивые, и он же описал житие святой царицы Кетеван и ее мучения от безбожного Шах-Аббаса, и он подвижничал в монастыре Додо пощением и молитвами» ( Иоанн Батонишвили. 1948. Т. 2. С. 181). Мон. Григорий был представителем гареджийской лит. школы (см. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ), которая занимала в жизни позднефеодальной Грузии одно из ведущих мест. Произведение написано архаическим для того времени языком и строго выдержано в грузинском агиографическом каноне, оно богато исторически верными фактами о жизни К., точно передает политическую обстановку того времени в Грузии и Иране. Оно стало источником для грузинских летописей XVIII в.: т. н. «Парижской хроники» (Парижская хроника. 1991), «Новой Картлис Цховреба» Бери Эгнаташвили ( Бери Эгнаташвили. 1959), «Истории царства Грузинского» Вахушти Багратиони ( Вахушти Багратиони. 1973). В гимнографическом труде «Аколотиа» ( - церковная служба) мон. Григорий также воспел героизм К. ( Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 343). К 1-й пол. XVIII в. относится служба К., написанная анонимным автором ( Кавтария. 1977. С. 157-158, 164-171). Кондак и ямбы, посвященные К., сочинил еп. Руисский Николай (Орбелиани) (1715-1726) (Там же. С. 346-347; Антоний I (Багратиони). 1980. С. 33). В 1769 г. католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний I (Багратиони) (1744-1755, 1764-1788) составил агиографический сб. «Мартирика», куда включил Жития и Мученичества 29 груз. святых, в т. ч. метафрастическое соч. «Хвала и повествование о подвигах и мучениях святой великомученицы царицы Кетеван» (НЦРГ. Q 78; S 1272 - Антоний I (Багратиони). 1980. С. 12-33). Синаксарные редакции Мученичества К. дошли в 3 вариантах (агиографический сб.: НЦРГ.

http://pravenc.ru/text/1684283.html

В 1-й трети XVI в. Драндскую и Моквскую кафедры занимал еп. Илия, его имя помещено на вышитом в это время в мон-ре Мокви омофоре ( Жордания. 1902. С. 3; Хорава. 2001. С. 18-27). Митр. Филипп представлял Д. е. на Церковном Соборе (между 1543-1549), созванном царем Имерети Багратом III. Этот Собор принял «Законы католикосов» ГПЦ ( Вахушти Багратиони. 1973. Т. 4. С. 824; ПГП. 1963. Т. 1. С. 393-397). В 1630 г. некий Драндский архиепископ - по описанию итал. миссионера доминиканца Джованни да Лука, «замечательная личность в одеянии священнослужителя» - встречал путешественника у устья р. Кодори, когда тот прибыл на судне из Цхуми (Сухуми) в мегрельский порт Скурча. Драндели пригласил его в храм св. Андрея Первозванного (храм не идентифицирован), «довольно красивый, даже прекрасный, старой формы, украшенный цинковыми канделябрами. В колокольне есть украшенные золотом капеллы» ( Джованни да Лука. 1987. С. 160-161). Архиепископ присутствовал при встрече итал. миссионера с одишским кн. Леваном II Дадиани. 29 июня миссионер был на литургии в соборе Дранды (Там же. С. 166). Правящим архиереем в этот период мог быть архиеп. Евдемон (Джаиани), упомянутый в памятной записи (составленной между 1643-1649) Крестового мон-ря, позднее перешедший на Цаленджихскую кафедру ( Метревели. 1962. С. 87). В 1639 г. послы рус. царя Михаила Феодоровича свящ. Павел Захарьев и дьяк Федот Ельчин побывали почти во всех храмах Одишского княжества, в т. ч. и в с. Дранда ( Белокуров. 1888. С. 324, 351-352). В 60-х гг. XVII в. в Одиши начался приток горских языческих племен, активизировались турки, княжество потеряло почти всю северо-зап. часть своих территорий - от р. Анакопия (совр. Псырцха) до р. Келасури. Мн. церкви и мон-ри были опустошены и разорены. В нач. 80-х гг. XVII в. Абхазское княжество полностью овладело сев.-зап. частью Мегрелии до р. Эгрисцкали (совр. Галидзга), местное христ. население переселялось на юг; по словам Вахушти Багратиони, «и в Дранде, и в Мокви более не было епископов» ( Вахушти Багратиони. 1973. Т. 4. С. 845).

http://pravenc.ru/text/180409.html

В КЦ помещено приписываемое Леонтию Мровели соч. «Обращение царя Мириана и вместе с ним всей Картли святой Ниной» ( Леонти Мровели. 1955. Т. 1. С. 72-196). Предположительно оно объединяет более древние сведения и предания разных веков о М. Значительными считаются созданное мон. Арсением в XII в. метафрастическое Житие равноап. Нины (ПДГАЛ. 1971. Т. 3), сочинения католикоса-патриарха Грузии Николая I (Гулаберисдзе) и др. авторов (ПДГАЛ. 1968. Т. 4; 1971. Т. 3), а также посвященная М. часть сочинения Вахушти Багратиони «История царства Грузинского» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 71-94). О принятии христианства Иберией (Картли) в эпоху М. упоминают почти современники описываемых событий - римские, византийские и армянские историки IV-V вв. Геласий , еп. Кесарии Палестинской (Георгика. 1961. Т. 1. С. 194, 207), Руфин Аквилейский ( Rufin. Hist. eccl. X 10), Сократ Схоластик , Созомен , Феодорит , еп. Кирский ( Theodoret. Hist. eccl. I 24), Мовсес Хоренаци ( Moses of Khoren. History. 1978. Сар. 86) и др. Житие До Крещения Картли Согласно МК, М. был сыном Леви из грузинского царского рода Парнавазиани. В КЦ указано, что М.- сын персидского царя Хосрова (Касре), правителя гос-ва Сасанидов. Когда умер груз. царь Аспагур (последний представитель рода Парнавазиани), не имевший сыновей, Хосров вторгся в Грузию и заключил с эриставами мир, одним из условий к-рого было бракосочетание дочери Аспагура Абешуры и 7-летнего М., что т. о. легитимировало М. на престоле Картли. М. должен был сохранить древнегруз. обычаи и принять древнегруз. «веру отцов». Шах посадил М. в древней столице Грузии Мцхете и передал ему во владение Картли, Армению, Ран, Мовакан и Эрети ( Леонти Мровели. 1955. С. 63-64; Он же. 2008. С. 40-41). Согласно сведениям Вахушти Багратиони, М. царствовал в Картли 47 лет. По таблице Леонтия Мровели, М. был 24-м царем Картли (по его исследованиям, 1-м картлийским царем был Парнаваз). Сведения о персид. происхождении М. были подвергнуты критике на рубеже XIX и XX вв. Горгадзе указывал на тенденцию КЦ «подыскать» всем знатным грузинам, тем более царям, знаменитых и великих предков негруз. происхождения. МК, по его мнению, лишена этой тенденции и поэтому заслуживает большего доверия как источник ( Горгадзе. 1905. С. 25). Мнение о персидском происхождении М. отрицают почти все совр. груз. историки (Джанашиа, Богверадзе, Меликишвили, Н. Ю. Ломоури и др.).

http://pravenc.ru/text/2563312.html

«Георгий Илорский» считался целителем, освободителем пленных, покровителем бедных, помощником во время войн, приносящим мир. Илорскую икону вмч. Георгия призывали в качестве судии на спорах: посреди церкви висели весы, истец и ответчик молились до тех пор, пока одна из чаш не склонится над головой того, кто прав. В Мегрелии существует обычай «гиночама» (мегр.- передача), согласно к-рому на суде должен присутствовать список Илорской иконы, к-рый переносит из села в село мехатули (иконник, прислужник иконы, от груз. «хати» - икона). Ламберти описывает, что на большие ярмарки возле церкви съезжались жители со всех уголков Зап. Грузии. В 1962 г. в километре к югу от И. экспедиция Абхазского совета Грузинского об-ва охраны памятников культуры обнаружила участок древней, мощенной булыжником дороги, связывавшей прибрежные районы Абхазии и Мегрелии с предгорными зонами. И. находилась на пересечении торговых путей ( Пачулиа. 1968. С. 63-64). Историк XVIII в. Вахушти Багратиони ( Вахушти Багратиони. 1973. Т. 4. С. 27-28, 34, 36, 257-260, 284, 292, 383, 779) много раз упоминает И. Так, в «Истории царства Грузинского» он дает точное описание местоположения церкви: «Севернее этой Дадисцкали [р. Ингури] течет Эгрисцкали [р. Галидзга], названная из-за Эгроса, сына Таргамоса. Берет начало у Кавказа, течет к западу и впадает в [Чёрное] море у Илори. А на берегу моря, на западном берегу этой реки, стоит Илорская церковь святого Георгия. Восточнее от нее протекает Эгриси, к западу - река Мокви, с юга - море, а с севера - равнина». Историк так характеризует И.: «На краю моря есть Илорская церковь святого Георгия... без купола, маленькая, богатая и украшенная». В другом месте Вахушти описывает, как в 1730 г. турки заняли Одиши и «вступили... в Илори, однако кресты и иконы и церковное имущество были упрятаны в укрытиях. Подожгли, сожгли церковь и сняли свинцовую крышу и уничтожили роспись, а затем ушли и вступили в Абхазети». Позже, как передает историк, абхазы «ушли» от турок и в решающей битве с ними одержали победу благодаря «чуду святого Георгия Илорского, ибо в ту ночь направил их в поход и укреплял их в бою». Историк уточняет, что с тех пор мн. абхазы «отказались от мусульманства и вернулись к своей вере» ( Он же. 1976. С. 287).

http://pravenc.ru/text/389441.html

Топоним «Метехи» впервые упоминается в связи с событиями 1-й пол. XII в.: по приказу царя Грузии Димитрия I (1125-1155/56) крупный сановник Иване Абулетисдзе был обезглавлен и погребен в М. (Летопись времен Лаша Георгия //КЦ. 1955. Т. 1. С. 367; То же. 2008. С. 214). С древности в храме хранилась Метехская икона Божией Матери, поэтому в источниках М. часто называют Метехской Богоматерью. М. находилась рядом с царскими палатами и служила придворной церковью ( Беридзе. 1969. С. 9, 11). В «Жизнеописании царицы цариц Тамар» сказано, что царица св. Тамара , отправив войско против вторгнувшегося в подвластные Грузии территории Абу Бакра Ильдегиза (1195), молилась здесь перед Шамхорской битвой: «...сама сняла обувь и пешком, босая, прибыла в храм Богоматери в Метехи и, пав ниц перед святой иконой, не переставала молиться со слезами, пока не исполнил Бог ее просьбы» - царица оставалась в церкви до тех пор, пока ей не принесли весть о победе над врагом ( Басилий Эзосмодзгвари. Жизнь царицы цариц Тамар//КЦ. 1959. Т. 2. С. 126; То же. 2008. С. 309). Метехская икона Богородицы, наряду с Хахульской и Вардзийской, считалась «споспешествующей царствованию», «оплотом и славою скипетра и царского венца» дома Багратиони (Корпус груз. ист. док-тов. 2013. Т. 2. С. 61, 124, 128; 2014. Т. 3. С. 38, 242, 246, 279). Церковь Метехи в Тбилиси. V–XII вв. Церковь Метехи в Тбилиси. V–XII вв. М. сильно пострадала во время нашествий хорезмийцев (1126) и особенно монголов (1235), когда защитники Тбилиси сожгли «город сполна и даже дворец и Исани» (Столетняя летопись //КЦ. 1959. Т. 2. С. 187; То же. 2008. С. 345). Несмотря на бедствия, церковь продолжала действовать. По сведению груз. историка XVIII в. царевича Вахушти Багратиони , возвратившиеся в 1248/49 г. из Каракорума в Грузию цари Давид VI Нарин (1245/47-1293) и Давид VII Улу (1247-1270) «вошли в Тбилиси, в церковь Метехи, и воссели оба на престол... и короновались в Тбилиси» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 212). Во время монг. владычества Всесвятая Метехская Богородица оставалась одной из самых почитаемых святынь Грузии (Столетняя летопись//КЦ.

http://pravenc.ru/text/2563070.html

В горной Грузии культ быка был прочно связан с почитанием вмч. Георгия (подробнее см. в статьях Георгий , вмч., Илори ); образ быка присутствует во мн. преданиях, связанных с основанием святилищ и церквей. По мнению исследователей, присутствие быка в такой мифологеме указывает на особую сакральность места, к-рую верующие соотносят с явлением Креста (груз. джварчена): святой, или по традиции горских грузин гвтишвили (сын Бога), «при помощи» быка обозначал место, где сакмо (община) должна выстроить для него святилище (в традиции горцев Вост. Грузии именуемое джвари (крест)). В случае большой нужды или в виде благодарности святому в таких местах закалывали жертвенного быка (груз. курати, берзвар), считавшегося кормильцем семьи, мерилом благополучия. Истребление языческих капищ груз. горцы связывали именно с вмч. Георгием, помощником во всех делах, в первую очередь - военных, поэтому посвященные ему церкви строили на местах древних святилищ на вершинах гор, на горных склонах, как знак победы Креста над язычеством; вмч. Георгия именовали батони (от - господин) - покровителем, хранителем. Интерьер ц. во имя вмч. Георгия в млетском мон-ре Ломиси Интерьер ц. во имя вмч. Георгия в млетском мон-ре Ломиси Считается, что гора Ломиси в древности была посвящена луне, и здесь находилось языческое капище. Со временем в результате инверсии стали думать, что наименование мон-ря дало название горе, а не наоборот: груз. историк царевич Вахушти Багратиони (XVIII в.) писал: «На гребне горы Ломиси есть некупольная церковь святого Георгия, именуемая Ломиси, поэтому и называется эта гора так. Хранится там множество золотых и серебряных икон и крестов» ( Вахушти Багратиони. 1976. С. 355-356). Гора с аналогичным названием находилась также на Месхетском хребте, разделяющем исторические области Тори (ныне муниципалитет Боржоми) и Аргвети (муниципалитет Харагаули). Церковь Л. являлась главной святыней Мтиулети (исторические общины Хада-Цхавати) и Цхрадзмисхеви (Ксанское ущелье); так же как и др. святыни груз.

http://pravenc.ru/text/2110681.html

Мон-рь Мартвили Мон-рь Мартвили Согласно грузинским летописям, в сер. X в. царь Абхазии (Зап. Грузии) Георгий II (922-957) обновил М., основал здесь епископскую кафедру, выстроил кафоликон и украсил его множеством мощей св. мучеников (Список царицы Анны//Картлис Цховреба. 1942. С. 167; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 776). На фреске XVI в. в сев.-вост. апсиде кафоликона сохранилось изображение 2 царей с моделями церквей в руках и подписью «Царь Константин воздвиг Чкондиди» ( Brosset. 1849. 1. P. 15-16). Считается, что изображены царь Абхазии (Зап. Грузии) Константин (893-922) и его сын царь Георгий II ( Такаишвили. 1913/1914. С. 119-120; Каухчишвили. 2004. С. 123-124). Однако архитектурный анализ позволяет датировать кафоликон М. более ранним периодом, нач. VII в. Очевидно, при Георгии II были проведены восстановительные работы, пристроен западный портик, основана епархиальная кафедра ( Такаишвили. 1913/1914. С. 40-41; Чубинашвили. 1948. С. 117-121). Работы продолжались и при царе единой Грузии Баграте III (978-1014), на что указывала утраченная в сер. XIX в. изданная М. И. Броссе лапидарная надпись 996 г., в к-рой, в частности, было сказано, что центральная часть западного притвора служила крестильней ( Brosset. 1849. P. 12-13; Силогава. 2006. С. 49-51). Особое значение М. в Грузии в XI в. отмечено фактом погребения в мон-ре царя Грузии Баграта IV (1027-1072) (Картлис Цховреба. 1942. С. 197; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 776; Чубинашвили. 1948. С. 118). В следующие века, и особенно во время правления царя Грузии св. Давида IV Строителя (1089-1125), власть и влияние Чкондидского епископа (чкондидели) возросли, в период с 10-х гг. XII в. до сер. XIII в. чкондидели одновременно занимали также и должность мцигнобартухуцеси (главного визиря) при царском дворе ( Бердзенишвили. 1966. С. 7-12). Возросло и значение М.: с X в. монастырь стал одним из наиболее значимых духовных и культурных центров Грузии.

http://pravenc.ru/text/2562406.html

Н. е. в древности Основание Н. е. связано с именем царя Грузии св. Вахтанга Горгасали . В сочинении историка XI в. Джуаншера Джуаншериани «Житие Вахтанга Горгасали» сказано, что царь основал 13 епархий, в т. ч. «посадил одного епископа... в Ниноцминде у подступов построенной Горгасалом Уджармы» ( Джуаншер Джуаншериани. 1955. С. 199; Он же. 2008. С. 100). Акад. И. Джавахишвили считал, что в этом месте речь идет о 3 епархиях: Уджармской, Карийской и Н. е. ( Джавахишвили. История народа. 1960. Т. 1. С. 339). Сведения об основании Н. е. св. Вахтангом также повторяет Вахушти Багратиони ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 529). Очевидно, кафедра ниноцминдели находилась в Уджарме до того момента, когда была основана Кацаретская епархия (до 506/7) - в источниках позднего времени Уджарма везде упоминается как кафедра Кацаретского (Самебского) архиерея. Уджарма при св. Вахтанге имела значение важного политико-административного центра, здесь находилась резиденция царя, что указывает на значение Н. е. в то время. В письме 607 г. католикоса Картли Кириона I арм. католикосу Аврааму I Албатанеци указано, что в ГПЦ того времени существовало 35 епархий. Их названия известны из ответного письма Авраама I того же года, где упоминаются участники Двинского Собора 505/6 г. (письмо вошло в сочинение арм. историка Ухтанеса, еп. Севастии, «История отделения грузин от армян»), однако они дошли в искаженном виде (Книга посланий. 1968. С. 97-98). В «Распорядке царского двора» среди 35 груз. архиереев имя ниноцминдели занимает 9-е место между Кумурдойским и Ишханским епископами (ПГП. 1970. Т. 3. С. 48). В грамоте 1597 г. царя Кахети Александра II (1574-1605) сказано, что царь Кахети Леван (1520-1574) заново отстроил и украсил кафоликон мон-ря Ниноцминда и «назначил епископа, и пожертвовал села и дома» ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 429; Какабадзе. 1913. Т. 3. С. 90). Возможно, разрушение кафоликона и упразднение Н. е. связаны с походами в Грузию в XIV в. Тамерлана . Известен ниноцминдели кон. X - нач. XI в. свт. Арсений Ниноцминдский - переводчик, книжник и каллиграф, который оставил архиерейскую деятельность и сначала удалился в мон-рь Отхтаэклесиа в Кларджетской пустыни , затем в груз. Иверский монастырь на Афоне (Хаханашвили. 1901. С. 21-22). Два ниноцминдели X-XI вв., Иоанн (или Иаков) и Стефан, очевидно внесшие особый вклад в восстановление мон-ря и имевшие особое значение в истории Н. е., упоминаются в 2 надписях на кафоликоне Ниноцминды ( Ингороква. 1927. 15, 249; Какабадзе. 1928. С. 67; Шанидзе. 1938. С. 24, 54, 56; Надписи ист. памятников Кахети. 1961. С. 118, 121; Кератишвили. 1969. С. 54; КГН. 1980. Т. 1. С. 316; Муравьёв. 1981. С. 222, 235; Каухчишвили. 1999. Т. 1. С. 33, 34. 2000. Т. 2. С. 299, 300).

http://pravenc.ru/text/2577677.html

Некресская епархия менее чем через 100 лет после основания приобрела статус одной из наиболее важных в Церкви (Там же. С. 199). В VI в. на склоне прилегающей к городу Некреси горы был заложен мон-рь (ОИГ. 1988. Т. 2. С. 514). По сведениям источников, основатель монастыря Н. сщмч. Авив Некресский нек-рое время возглавлял Некресскую епархию и проповедовал против язычников, за утверждение христианства и его распространение на Кавказе ( Абуладзе. 1955. С. 67-84). По-видимому, процветанию г. Некреси помешали нашествия персов в V в. и дальнейшие разрушительные походы арабов. Согласно источникам и в соответствии с археологическими исследованиями начиная с VII-VIII вв. город постепенно превращался в сельское поселение, затем опустел. По мнению Вахушти Багратиони, город просуществовал до походов Тамерлана ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 546), однако археологические данные подтверждают, что на этом месте в течение средневековья были только село или неск. сел. Сведений по истории Н. и Некресской епархии с VI в. до позднего средневековья в груз. исторических источниках нет. Их отсутствие восполняет анализ памятников зодчества, составляющих данный архитектурный ансамбль, и результаты археологических изысканий на территории мон-ря ( Чубинашвили. 1959. С. 173-178; Бахтадзе. Некреси. 2010. С. 19-38). Так, археологический материал свидетельствует о весьма интенсивной духовной деятельности и крупном строительстве в мон-ре Н. как в VII-IX вв., так и на протяжении всего развитого средневековья. Несмотря на то что эта часть Грузии и, вероятно, также и Н. испытали на себе опустошительные набеги арабов в 1-й пол. VIII в., ничто не указывает на длительное нарушение или спад жизнедеятельности обители. Более того, судя по фактическим данным, здесь, так же как и в нек-рых др. провинциях Грузии (напр., в Самцхе-Джавахети и Тао-Кларджети), в IX-X вв. произошел еще один мощный всплеск монастырской жизнедеятельности: на территории Н. были выстроены купольная ц. во имя св. Архангелов и внушительный архиерейский дворец. Существует большая вероятность того, что в Н. в течение всего развитого средневековья находилась кафедра Некресского архиерея.

http://pravenc.ru/text/2564850.html

Ангел из композиции «Вознесение Креста Господня ангелами». Роспись купола кафоликона мон-ря Манглиси. 20-е гг. XI в. Ангел из композиции «Вознесение Креста Господня ангелами». Роспись купола кафоликона мон-ря Манглиси. 20-е гг. XI в. В М. е. строились церкви, на вершинах гор возводились кресты, развивалось монашество. Известны раннехрист. памятники в Манглисском ущелье и Триалети: Манглиси, Едзани, Лакви, Пантиани и др. Освящались древние культовые сооружения (менхири, вишапы), при этом сохранялись связанные с ними языческие обряды. Один из них описывает царевич Вахушти: «Ниже Пативана в Ваке (юго-восточнее Манглиси.- Авт.) есть большой камень: если перевернешь его во время засухи и обольешь водою, то пойдет дождь, но во время непрерывных дождей если осыплешь золою и перевернешь, наступит бездождие» ( Вахушти Багратиони. 1904. С. 40; Он же. 1973. С. 326). Языческие воззрения прослеживаются и в обрядах захоронений: в с. Едзани (ныне затоплено Цалкским водохранилищем) был обнаружен могильник V-VII вв., в котором люди похоронены на левом боку головой на юго-запад ( Куфтин. 1941. С. 21). Противостояние христиан и язычников в Квемо-Картли завершилось триумфом христианства. В сер. VII в. в Вост. Грузию вошли арабы, они выдали мирную грамоту «жителям Тбилиси (и собравшимся) из Манджалиса (Манглиси.- Авт.), из Красного Джурзана (Квемо-Картли.- Авт.)», гарантируя «безопасность их церквей и келий, молитв и религии» ( Баладзори. 1927. С. 12). Господство арабов не приостановило развитие христ. культуры в Квемо-Картли и, в частности, в М. е., примером может служить строительство Самшвилдского Сиони во 2-й пол. VIII в. С кон. IX в. Триалети и Манглисское ущелье, а также регионы Атени и Сквирети (ущелье р. Вере) перешли под власть клдекарских эриставов Багваши (Матиане Картлиса//КЦ. 1955. Т. 1. С. 276; То же. 2008. С. 148). Политическим центром новой сеньории служила крепость Клдекари (близ совр. Гедаклари), а религиозным - Манглиси. Кон. X-XI в. характеризуются культурным и экономическим подъемом М.

http://pravenc.ru/text/2561816.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010