Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВАГРИЙ [груз. ], католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (ок. 1488-1492; 1500/03). Е. упоминается в грамоте (1488) царя Картли Константина II (1478/79-1505). В ней сказано, что царь во имя сына Давида (впосл. Давид Х, царь Картли (1505-1525) и Кахети (1513-1520)) жалует Патриаршему престолу Светицховели иконы, крестьян и вотчины и освобождает от пошлин товар из Светицховели, а «все Мцхетские вотчины» - от податей ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 306). Время Патриаршества Е. пришлось на один из переломных этапов истории Грузии: Константин II всеми усилиями пытался объединить гос-во и ок. 1490 г. созвал «дарбази [Собор] католикоса, епископов и князей своих на вече, и судили они о распавшейся стране, как воссоединить ее вновь в единое царство» ( Вахушти Багратиони//КЦ. Т. 4. 1973. С. 390). В 1500 (или 1503) г. Е. получил грамоту верности от Герасима, рукоположенного католикосом во епископа Кумурдойского: «С сего дня и до самой моей смерти,- писал еп. Герасим,- буду предан Вашему престолу и молитвенником за царя [буду] и на каждой Божественной литургии поминать стану» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 238). Грамота дает представление о существовавших в нач. XVI в. церковных связях между Вост. и Юж. Грузией. Оттуда же известно, что кн. Самцхе Мзечабук, который «пожаловал Кумурдойскую кафедру» еп. Герасиму, впосл. проводник активной сепаратистской политики, на начальном этапе правления был вполне лоялен к центральному духовному и мирскому руководству. Лит.: Шарашидзе К. Мат-лы истории Юж. Грузии (XV-XVI вв.). Тбилиси, 1961. С. 27-28 (на груз. яз.); Ломинадзе Б. XV в. в истории хронологии Грузии//Вопросы истории народов Кавказа: Сб. ст. Тбилиси, 1966. С. 279 (на груз. яз.); Качарава Э. Евагре//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 79-81 (на груз. яз.). Э. Качарава Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/180859.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН VIII католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1505-1509). Упоминается в грамоте верности архиеп. Ацкурского Николая. Исследователи, опубликовавшие документ, датируют его по-разному: Д. Бакрадзе - XIV в., Ф. Жордания и составитель Аннотированного словаря - 1505-1509 гг., К. Шарашидзе - 1505-1515 гг., И. Долидзе - 1346-1360 гг. Совр. исследователи наиболее вероятным считают появление источника в период ок. 1505 г., что позволяет судить о времени вступления И. на Патриарший престол. Архиеп. Николай в документе указывает, что подписал адресованную Церкви и И. грамоту «в час, когда установил Господь крепкое и всесильное царствование царя царей Давида (царя Картли Давида X (1505-1525).- Э. К.); милостив был Господь ко мне и подал мне престол Ацкурский». Датировку также подтверждает и время возведения архиеп. Николая на Ацкурскую кафедру, известное по другим источникам,- подобные грамоты верности подписывали либо готовящиеся к епископской хиротонии, либо недавно хиротонисанные архиереи. Архиеп. Николай благодарит И. за свое возведение на престол: «При Вашей поддержке и Вашими стараниями, будто воспитанного в руках Ваших и милостью Вашей,- подобной теплотой и любовью благословили меня, и я в ответ Вашего добра и любви, как велит порядок, преподнес Вам сие послание...» Принесение клятвы верности Мцхетскому католикосу-патриарху архиереем Ацкурской епархии, входившей в княжество Самцхе-Саатабаго, где были сильны сепаратистские устремления, указывает на то, что Церковь на территории княжества в этот период признавала юрисдикцию Мцхетского Католикосата. Ист.: Вахушти Багратиони. История царства Грузинского/Ред.: Д. Бакрадзе. Тифлис, 1885. С. 286 (на груз. яз.); Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 330; Мат-лы по истории Юж. Грузии, XV-XVI вв./Исслед., текст, указ.: К. Шарашидзе. Тбилиси, 1961. С. 28-29 (на груз. яз.); ПГП. 1970. Т. 3. С. 181; Аннотированный словарь личных имен по груз. ист. док-там, XI-XVII вв./Ред.: Д. Клдиашвили, М. Сургуладзе. Тбилиси, 1993. Т. 2. С. 442 (на груз. яз.). Лит.: Качарава Э. Иоане VIII//Католикосы-патриархи Грузии. Тбилиси, 2000. С. 85-86 (на груз. яз.). Э. Качарава Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/469662.html

О церковных деятелях М. известно мало. По сведениям Вахушти Багратиони, настоятелем мон-ря был архимандрит ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 337). В грамоте 1619 г. о вступлении некоего Мхитара в крепостную зависимость к еп. Тбилисскому Николаю среди свидетелей акта упомянут метехский прот. Евстафий ( Какабадзе. 1913. Т. 4. С. 11). Из приписок к рукописи 146 иерусалимского Крестового монастыря известен Никифор, сын Омана Чолакадзе, «бывший настоятель Метехи в Тбилиси и нынешний иеромонах Крестового монастыря» ( Цагарели. 1888. С. 188-189). Никифор Ирбах (Ирубакидзе-Чолокашвили) был настоятелем монастыря М. в 1629-1640 гг. ( Беридзе и др. 1969. С. 15). С восшествием на престол Картли омусульманенных Багратиони положение мон-ря М. резко ухудшилось. Царь Ростом (1632-1658) обнес М. стеной, превратил церковь в укрепленную крепость и в Исани поставил иранский гарнизон ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 439). Одновременно дарственной грамотой 1658 г. он подтвердил имущественные и иммунные права Светицховели на М. и принадлежащее ей с. Крцаниси (ныне район Тбилиси) ( Жордания. Хроники . 1897. Т. 2. С. 472-473). Вскоре М. пострадала от удара молнии. Царь Картли Вахтанг V (Шах-Наваз) (1658-1676) отремонтировал церковь и преобразовал ее в пороховой склад ( Dubois de Montp é reux. 1839. P. 228; Шарден. 1975. С. 320). Царь Картли Ираклий I (1688-1703) передал М. персам, богослужение в М. прекратилось, и мон-рь пришел в полное запустение ( Dubois de Montp é reux. 1839. P. 228; Вахушти Багратиони. 1973. С. 337; Шарден. 1975. С. 320). Католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Доментий IV (Багратиони) (1705-1741) преподнес в дар М. образ Божией Матери; на иконе был изображен сам католикос-патриарх в коленопреклоненной молитве перед Богоматерью ( Иоселиани. 1936. С. 27). По-видимому, он же пожертвовал М. кипарисовую доску, исполнявшую роль клише для изготовления просфор; согласно надписи, доска была сделана в 1740 г. «трудом и иждивением» Иасе, сына ксанского эристава, «по приказу святого и блаженнейшего патриарха всей Грузии Доментия». На доске были изображены фигуры Спасителя, Пресв. Богородицы, жен-мироносиц, равноап. Марии Магдалины, прав. Иосифа Аримафейского, прав. Никодима, а также 4 евангелистов, «все надписи и рисунки рельефные и притом вырезаны обратно, как это бывает на печатях» ( Такаишвили. 1897. С. 213-216). Несмотря на попытки католикоса-патриараха Доментия IV, богослужение в М. в этот период так и не было возобновлено.

http://pravenc.ru/text/2563070.html

До кон. XVI в. О. сохранял статус 1-го из 12 кларджетских мон-рей, славившегося богатством и отличавшегося строгими порядками, где подвизалось много схимников (приписка к Параклитику 1093 г.//НЦРГ. A 93. Л. 206-206 об.; Вахушти Багратиони. 1904. С. 175; Он же. 1973. С. 678; Столетняя летопись//КЦ. 1959. Т. 2. С. 259; То же//Картлис Цховреба. Тб., 2008. С. 376-377; Описание груз. рукописей Церк. музея. 1973. Т. 1. Ч. 1. С. 346). Также он имел значение культурного центра, связанного и с зарубежными груз. монастырями. Цари Грузии высоко ценили ученость и мастерство насельников О., часто приглашая их ко двору (напр., духовником царя Давида VI Нарина (1245/47-1293) был мон. Иларион (Сопромис-дзе) из О.) (приписки к Минее и к Толкованию на Евангелие, 1049: Цагарели. 1888. С. 180-181, 183; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. 1908. С. 393; Blake. 1922/1923. P. 398; Такаишвили. 2017. С. 371-372). В период единой Грузии (XI-XV вв.) настоятели О. и др. кларджетских мон-рей участвовали в заседаниях дарбази (совещательного органа при царском дворе) (Распорядок царского двора. 1993. С. 62). Однако с возвышением Джакели и усилением их сепаратистских устремлений политическая роль О. и др. мон-рей снизилась; вместе с некоторыми кларджетскими мон-рями О. перешел в юрисдикцию Тбетской епархии (ПГП. 1970. Т. 3. С. 245). В сер. XVI в. турки завоевали Тао-Кларджети, население стало принимать ислам: так, если в 1573/74 г. в селении Опизчала проживало 21 семейство и все были христианами, то к кон. XVI в. население сократилось почти вдвое, мн. жители стали мусульманами ( Шашикадзе. 2016. С. 34). Постепенно О. пришел в упадок ( Вахушти Багратиони. 1904. С. 175; Он же. 1973. С. 678). В кон. XIX в. была разрушена ограда О., после чего местные жители стали активно селиться на территории мон-ря. В 1965 г., во время проведения шоссе, был взорван кафоликон, уничтожены купол и алтарь; сохранились юж. рукав, сев. стена и часть зап. стены зап. рукава, большая часть стен сев. рукава. Святыни Согласно источникам, в О. покоилась гортань () св. Иоанна Предтечи ( Вахушти Багратиони. 1904. С. 174-175; Он же. 1973. С. 678; Столетняя летопись//КЦ. 1959. Т. 2. С. 259; То же//Картлис Цховреба. Тб., 2008. С. 376). В XVII в. она находилась в мон-ре Цаленджиха в Мегрелии (Зап. Грузия), ныне утрачена ( Макарий Антиохийский. 1982. С. 12; Мат-лы к истории Грузии. 1973. С. 72). Рукописи

http://pravenc.ru/text/2581431.html

Hd 1638; ПГП. 1970. Т. 3. С. 792). Алавердская паства оказалась покинутой. В одном из документов Н. писал о том, что укрылся «в поместье Ксанского эристава» ( Бердзенишвили. 1973. Т. 6. С. 318). В «Памятниках грузинского права» этот источник датирован 1695-1746 гг.; однако, учитывая исторический контекст, его следует отнести к периоду после 1725 - до 1732 г. (времени кончины Н.). Вскоре кахетинские крестьяне восстали против лезгин; царь, дворяне и духовенство во главе с Н. вернулись в Кахети, началось восстановление царства и Церкви (Там же. С. 319). Константин был вынужден заключить с турками мир и выплачивать им дань. В 1731 г. сын тбилисского паши Исака, Юсуф-паша, пригласил Константина к себе. Подозревая пашу в коварстве, Константин вновь бежал в Пшави. Н. вел переговоры между царем Кахети и Юсуфом-пашой и уговорил Константина принять предложение паши. Вахушти Багратиони писал о том, что Н. в довольно категоричной форме вынудил царя сделать этот шаг, считая, что в противном случае Кахети грозит новое нашествие лезгин и турок. Константин был казнен сразу после приезда к паше. Представителей сопровождавшей его знати, в т. ч. и Н., взяли в плен, затем обезглавили, головы послали тур. султану ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 624-625). В поздних источниках Н. неоднократно упоминается как «Великий господин Николоз Алавердели»: напр., в жалованной грамоте его преемника, архиеп. Алавердского Николая, сына моурави Пааты (НА Грузии. Ф. 1449. Д. 2626), в документе 1775 г. «Распоряжение об имуществе Тамаза Бакрадзе» (ПГП. 1972. Т. 4. С. 680-681) и др., что говорит о высокой оценке деятельности Н. его современниками и преемниками. Ист.: Жордания Ф. Исторические документы мон-рей и церквей Картли-Кахети. Поти, 1903 (на груз. яз.); Какабадзе С. Исторические документы. Тифлис, 1913. Т. 4 (на груз. яз.); Документы из соц. истории Грузии. Тб., 1940. Т. 1/Сост.: Н. Бердзенишвили (на груз. яз.); Климиашвили А. Материалы XV-XVIII вв. по истории садрошо Кахети и Картли//Несколько груз. ист.

http://pravenc.ru/text/2566022.html

Завещания были составлены по приказу Д. С. мон. Арсением, которого мн. исследователи отождествляют со свт. Арсением Икалтойским. Завещание Шиомгвимской лавре (1123-1124) было написано перед походом в Ширван. Д. С. извиняется за поспешность, связанную с походом, благодарит монахов монастыря за оказанную ему помощь в борьбе с феодалом-сепаратистом, владетелем Зедазени и Мухрани Дзаганом, сообщает о том, что жертвует мон-рю обширные земли с крестьянами, а также освобождает монастырь от любых гос. и церковных налогов «на веки вечные». Шиомгвимский мон-рь как царский пользовался особым положением и расположением груз. царей до нач. XIX в. Завещание Гелатскому мон-рю (1125) называют предсмертным, в нем речь идет о наследниках. Старшему сыну, царевичу Деметре (см. Дамиану-Димитрий ), поручается закончить строительство гелатского Успенского собора, начатое в 1106 г. и доведенное до купола, и освятить храм. Ист.: Вардан Великий. Всеобщая история. М., 1861; Жизнь царя царей Давида//КЦ. Т. 1. С. 318-363 (на груз. яз.) (рус. пер.: Житие царя царей Давида/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Символ. 1989. 40. С. 273-300); Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского//КЦ. Т. 4. С. 155-165 (на груз. яз.) (рус. пер.: Вахушти Багратиони. История царства Грузинского/Пер.: Н. Т. Накашидзе. Тбилиси, 1976); Давид Агмашенебели. Покаянные песнопения/Изд.: С. И. Кубанеишвили//Наше сокровище. Тбилиси, 1960. С. 518-521 (на груз. яз.) (рус. пер.: Давид Строитель. Покаянный канон/Предисл.: Л. Григолашвили. Тбилиси, 1989); Мухаммад-ал-Хамави. Мансурова хроника/Изд., предисл.: П. А. Грязневич. М., 1960; Давид Агмашенебели//ПДГАЛ. 1968. Т. 1. С. 271-284, 426-429 (на груз. яз.); Уложения Руис-Урбнисского Собора/Изд.: Э. П. Габидзашвили. Тбилиси, 1978. С. 178-196 (на груз. яз.); Завещание царя Давида Мгвимскому мон-рю (1123-1124)//Корпус груз. 1984. Т. 1. С. 52-59 (на груз. яз.); Завещание царя царей Давида Агмашенебели Гелатскому мон-рю//Там же. С. 61-63 (на груз. яз.) (рус. пер.: Завещание царя царей Давида Строителя/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Символ. 1998. 40. С. 313); Сведения средневек. зап. писателей о Давиде Строителе/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Символ. 1998. 40. С. 314-318; Столпописание святого и богособранного собора, к-рый собрался по велению благочестивого и богохранимого царя нашего Давида, абхазов и грузин, ранов и кахов царя, ради причин, что упомянуты ниже/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Там же. С. 301-312; Царю Давиду - монах Арсени/Пер.: свящ. И. Зетеишвили//Там же. С. 319-320; Типикон Шиомгвимского мон-ря/Изд.: Е. Кочламазишвили. Тбилиси, 2005 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/168512.html

Проведя текстологический анализ, исследователь Э. Габидзашвили вполне уместно предположил, что указанные синаксарные редакции, базирующиеся на каких-то не дошедших до нас источниках, возможно, и есть те " старые сведения " , на которые ссылается метафраст [Там же. С. 160] . Еще Вахушти Багратиони, писавший в Москве на основании старых источников, указал в Имерети (родине Давида и Константина) на " Мотцамета хеви " - " Ущелье святых мучеников " [Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского. Тбилиси, 1973. С. 753 (на груз. яз.)] , к которому грузинское население до сих пор относится с особым религиозным пиететом. Грузинская церковь отмечает день памяти святых Давида и Константина 2(15) октября. Трудно представить форму первоначального текста (архетипа) " Мученичества Давида и " Константина " . Можно лишь полагать, что это были несложный мартирологический акт и получившие распространение среди монахов вскоре после гибели " мтаваров " устные рассказы. Большинство упомянутых в самом произведении письменных памятников на грузинском языке известны с X в. Ввиду этого можно не сомневаться, что они использованы уже самим метафрастом. Вместе с тем, мы не можем быть твердо уверены в том, что анонимный метафраст пользовался сочинением автора XI в. Джуаншера Джуаншериани " История Вахтанга Горгасала " , точнее, той его частью, которую мы называем " Исторической хроникой " псевдо-Джуаншера [Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала/Перевод, введение и примечания Г. В. Цулая. С. 95 и сл.] , созданной не позднее X в., откуда он якобы " извлек рассказ о нашествии Мервана Глухого со всеми его деталями " [Кекелидзе К. С.Указ. раб.] . Это не может соответствовать действительности, в чем нас убеждает сопоставление текстов обоих произведений. " Мученичество Давида и Константина " : " Когда узрел Мурван Глухой все, что постигло его, стал весьма винить себя и советников своих, предложивших ему вступить в эту узкую и лесистую страну, и поднялся и стал лагерем в Питиоте, в приморском городе, который именуют Цхуми " .

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В 2005 году после 30-летней реставрации вошел в строй Дмитровский собор (1194–1197) – шедевр культуры XII века. Я присутствовала на этой акции. И в тот же день имела беседу с сотрудниками Владимирского музея-заповедника и настаивала на ненаучности их позиции в характеристике особенностей пластической выразительности декора этого храма. Ошибочно считать своеобразие резьбы готическим стилем, как это высказала в своем выступлении директор музея перед собравшейся публикой на торжестве. А надо, необходимо квалифицировать его как скифский звериный стиль. На эту особенность обратил внимание выдающийся исследователь русского искусства и незаурядный художник Н. Рерих в своей работе «Аланские дружины в домонгольскую эпоху». Скифы – протоаланы. А аланы – предки осетин. Мне тогда, 17 мая 2005 года, до и позже приходилось неоднократно напоминать, что барсы, часто повторяемые на рельефе белокаменного Дмитровского собора, – геральдический знак алан. Об осетинской геральдике писал в 1735 году грузинский географ и историк Вахушти Багратиони, анализируя изображение на знамени вассалов Картли – князей Мачабели. Он упомянул в «Картлис Цховреба», что герб Осетии представляет изображение барса на фоне гор на красном полотнище. Именно Вахушти подписал по-грузински эту иллюстрацию – «Овсэтиса», что означало знамя/герб Осетии. Кстати сказать, грузины алан называли овсами, отсюда и произошло название народа осетины. (Замечу, что Борисоглебск – бывшее дворянское имение Мусина-Пушкина, затопленное перед II Мировой войной в рукотворном Рыбинском водохранилище, раньше называлось « Осетин»). Как повествует история, в тотальной битве 1238 года русичей, фино-угорских племен веси и ёгны с татаро-монгольским отрядом Бурундая почти все войско и население погибли, и начался первый демографический кризис на севере Владимиро-Суздальского княжества. В этом сражении погибло много народу, в том числе и сын Марии-Ясыни Георгий – Владимирский князь, а также отважный красавец Василько – сын её сына Константина, Ростовского князя, то есть Мариин внук.

http://bogoslov.ru/article/4285532

Мон-рь дважды обновлялся при католикосе-патриархе Вост. Грузии Доментии IV (Багратиони ; 1705-1741). Историк XVIII в. Вахушти Багратиони писал, что из-под фундамента церкви З. «струится вода, которая собирается в каменном бассейне, чтобы она не проливалась... и этой водой лечат недуги». К 1849 г. З. был отреставрирован, но затем вновь подвергся разрушению. М.-Г. Сабинин в «Рае Грузии» писал, что во 2-й пол. XIX в. ц. во имя св. Иоанна Крестителя в З. находилась «в плачевном состоянии». Он также сообщал, что с древности в день памяти прп. Иоанна Зедазнели случается «дивное знамение Божие - течение воды со всего храма в небрежно устроенный бассейн, находящийся на северной стороне внутри храма, в трех саженях от гроба святого». Зедазноба (престольный праздник З.) часто посещали прав. Илия Чавчавадзе, совершавший из своего поместья в Сагурамо пешие прогулки до З., а также гостивший у него нем. литератор Артур Лейст, познакомивший западноевроп. читателя с нек-рыми произведениями груз. лит-ры. В 1885-1889 гг. настоятель мон-ря Шиомгвиме свт. Александр (Окропиридзе) реставрировал З. на личные средства (11 тыс. р.), 10 янв. 1888 г. он «принял монастырь Иоанна Зедазенского» (Иверия. 1888. Янв.) по благословению экзарха Грузии архиеп. Палладия (Раева) . Монашеская жизнь возобновилась, но ввиду труднопроходимости зедазенских лесов, ставших прибежищем для разбойников, З. редко посещали богомольцы. Поскольку мон-рь не владел ни земельными угодьями, ни иными источниками дохода, насельники вскоре вновь покинули обитель. С 1929 по 1944 г. З. стал убежищем для исп. Евфимия (Кереселидзе) , к-рый хранил здесь ценные нотные рукописи Ф. И. Коридзе , продолжая писать музыку для духовных песнопений и работать над церковным календарем. В годы Великой Отечественной войны он был единственным насельником мон-ря; здесь же святой преставился и похоронен у вост. стены церкви. Архим. Рафаил (Карелин) в соч. «Тайны спасения: Беседы о духовной жизни» приводит рассказ одного гурийца, к-рый «во время гонений» встретил в заброшенном З. подвизавшегося там в подвиге молчания архим. Парфения (Апциаури); после Великой Отечественной войны Католикос-Патриарх Грузии Каллистрат (Цинцадзе) перевел архим. Парфения из З. в Светицховели (погребен в мцхетском жен. монастыре Самтавро). В 1946 г. гора Зедазени и окрестные леса общей площадью 500 га были объявлены гос. заповедником, крепость и мон-рь - историческими памятниками.

http://pravenc.ru/text/199695.html

Мощи Особую известность М. приобрел благодаря тому, что в обители находились нетленные чудотворные мощи великомучеников Давида и Константина ( Вахушти Багратиони. 1904. С. 204; Он же. 1973. С. 753). С древности мощи покоились в раке, находившейся в сев. приделе церкви в честь Нерукотворного образа Спасителя. В нач. 40-х гг. XIX в. была изготовлена новая деревянная рака, поставленная на вырезанных из дерева 2 львов; на ней была сделана надпись на груз. языке: «В 749 г. были замучены святые сии мученики Давид и Константин». Согласно сведениям Муравьёва, раку изготовил Султанов, надзиратель над больницами в Кутаисе, погребенный в обители; по данным М. Броссе - тифлисский мастер Сулханов ( Муравьёв. 1848. Ч. 3. С. 154-155; Brosset. 1851. Vol. 3. P. 48). Известно, что в XIX в. раку открывали для И. Авалишвили (1819) и для Муравьёва и владетельного князя Абхазии М. Шарвашидзе со свитой (1846). По описанию Муравьёва, «оба мученика лежат в одной раке, под общим покровом, который осенен большим крестом и не подымается с их нетленного лика; но ясно обозначены их честные главы и все тело» ( Муравьёв. 1848. Ч. 3. С. 155-156; Авалишвили. 1984. С. 605). В окт. 1895 г. мощи святых были переложены в новую бронзовую раку, изготовленную по инициативе прот. Давида Гамбашидзе на частные пожертвования. Рака была покрыта серебряными и золотыми пластинами с изображениями великомучеников Давида и Константина, герба правящей груз. династии Багратиони и хитона Господня. Совр. рака с мощами (изготовлена в нач. XXI в. из орехового дерева, в серебряном окладе с позолотой, украшена эмалью) находится в юж. приделе храма, она поставлена на 5-ступенчатую платформу, под к-рой сделано отверстие, для того чтобы молящиеся на коленях могли пройти под ракой с мощами. Камни великомучеников Давида и Константина Хранились в пещере близ старого моста, служившего входом в М. (Муравьёв упом. 2, Авилишвили - 1), по форме они напоминали жернова. Согласно местному преданию, это были те самые глыбы, к-рые возложили на спины великомучеников Давида и Константина, чтобы утопить их. Камни считались святынями, перед ними зажигали свечи и преклонялись. В 40-х гг. XIX в. камни лежали под землей, над ними был воздвигнут крест. Во время антирелиг. кампании, в 20-х гг. XX в., камни выбросили в реку около колокольни. По в ночь на моцаметоба верующие могли видеть сияние над этим местом. Недалеко от пещеры, на скалах, местные жители показывали Муравьёву и Авалишвили следы крови великомучеников ( Муравьёв. 1848. Ч. 3. С. 158; Авалишвили. 1984. С. 605-606). Иконы и кресты

http://pravenc.ru/text/2564254.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010