1970. Т. 3. С. 196-197, 238-240, 251-252). Резной крест в медальоне. Рельеф фасада храма Кумурдо Резной крест в медальоне. Рельеф фасада храма Кумурдо Из последних кумурдоели известны свт. Зосим Кумурдойский и еп. Серапион. Свт. Зосим был воспитанником Кетеон, дочери последнего царя единой Грузии Георгия VIII. Он ездил в Иерусалим устанавливать агапы (поминания) для Кетеон (в монашестве Кристина) и ее детей Иоатама и Гулкан. Вместе с Бееной Чолокашвили отстаивал права грузин на Голгофу и пожертвовал 400 флоринов, чтобы «защитить» ее от притязаний «франгов» (католиков) ( Метревели. 1962. С. 81, 122, 123). До пострига переписал сборник молитв и гомилий (НЦРГ. A 1737). Свт. Зосим осуществил реставрационные работы в Кумурдо, сведения о чем сохранились в строительной надписи у зап. входа церкви ( Силогава. 1994. С. 76, 87, 112; Табл. XXIX). Имя еп. Серапиона упоминается в приписках иерусалимских рукописей и в агапах иерусалимского Крестового мон-ря , он восстановил «трапезу» мон-ря и ц. во имя Иоанна Богослова ( Метревели. 1962. С. 81, 124). В документах XV-XVI вв. кумурдоели названы архиепископами. Во 2-й пол. XVI в. турки завоевали Самцхе-Саатабаго. Большая часть бывш. княжества была преобразована в Гюрджистанский вилайет Ахалцихского пашалыка Османской империи. С распространением ислама и усилением социального гнета часть Джавахети пришла в запустение, сократилась паства. Точная дата упразднения К. е. неизвестна. Очевидно, она прекратила существование не раньше, чем Ишханская епархия (2-я пол. XVII в.), и не позже 40-х гг. XVIII в., когда, согласно сведениям Вахушти Багратиони, последние кафедры Самцхе-Саатабаго были упразднены, а оставшихся священнослужителей перевели в епархии Картли. Однако, согласно эпиграфическим данным, некоторые груз. священники, несмотря на притеснения со стороны мусульман, продолжали служить в селах Мурджахети, Баралети и др. В 1829 г. по Адрианопольскому мирному договору Самцхе-Джавахети отошла Российской империи и вошла в состав Тифлисской губернии.

http://pravenc.ru/text/2462249.html

XV в. («Памятник эриставов», «Документ поступлений Самтависской паствы»), Л. в это время находился в юрисдикции самтавнели - епископа Самтависского. В кон. XVI - нач. XVII в. резиденция ксанских эриставов была перенесена из Квенипневи в Ахалгори, а усыпальница - из Л. в мон-рь Икорта . О судьбе Л. на протяжении XVI-XVII вв. почти ничего не известно. В сер. XVI в. эристав Иесе (I) пожертвовал Л. общину Куртай и с. Цихиа (у истоков р. Чурта, к северу от с. Велиса) ( Такаишвили. Древности. 1910. Т. 3. С. 562-563), а его сын и преемник Квенипневели (II) (1607-1614) в 1607 г. вернул храму Цветную Триодь, к-рая была утеряна вслед. нападения хевсуров на Ксанское эриставство в 1545 г. Из духовных лиц того времени упоминается свящ. Захария из Л. ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 20). В нач. XVIII в. настоятелем мон-ря был Гавриил: из купчих грамот, приписанных к Ларгвисскому Четвероевангелию, известно, что он приобрел сельскохозяйственные угодья для Л. ( Джанашвили. 1900. С. 4). Его современником был эристав Шанше (1720-1741, 1747-1753); между 1721-1741 гг. он воздвиг в Л. крепость, пожертвовал храму икону вмч. Георгия (1732), заказал оклад для иконы вмч. Феодора Тирона (1750) ( Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 208-209), вернул мон-рю утраченные земли ( Джанашвили. 1900. С. 4). Л. жертвовали и вассалы эриставов: в 1738 г. назири (дворецкий) ксанского эристава Гиорги Гундисшвили выкупил у татар Ларгвисский Параклитик и возвратил храму, а местумре (смотритель за столом) Китеса подарил церкви т. наз. крест вмч. Георгия (очевидно, крест с изображением святого) ( Хаханов. 1898. С. 51). В 1723 г. из-за нашествия турок на Вост. Грузию в Л. были спрятаны сокровища патриаршего кафедрального собора Светицховели: венец, 3 иконы, в т. ч. Анчийский Спас , 6 саккосов, книги и гуджары ( Жордания. Хроники. 1967. Т. 3. С. 89-90). Набеги турок, иранцев и лезгин в 30-40-х гг. XVIII в. привели мон-рь в упадок ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 359); впосл. обрушился главный храм. В 1759 г. ксанский эристав Давид (III) (1753-1774) и его мать Кетеван при деятельном участии настоятеля Л.

http://pravenc.ru/text/2463127.html

В нач. XIV в. «К. Ц.» перестала пополняться новыми сочинениями, что было связано с тяжелым политическим и экономическим положением в Грузии (нашествием монголов, персов, лезгинских племен, междоусобицей, раздробленностью единого царства, экспансией Турции и Ирана и др.). В кон. XVII - нач. XVIII в. временная стабилизация политического положения в царстве Картли создала благоприятные условия для возрождения груз. культуры. Царь Картли Вахтанг VI (1716-1724) провел ряд преобразований, проявив особый интерес к «К. Ц.». Одной из основных и неотложных задач он считал восполнение пробелов в летописном своде «К. Ц.». С этой целью царь создал комиссию «Ученых мужей» ( ) во главе с историком Бери Эгнаташвили. Члены комиссии должны были написать историю Грузии с нач. XIV до нач. XVIII в. и отредактировать весь текст «К. Ц.». Этот свод летописей получил название «Новая Картлис Цховреба». Комиссией были собраны и сверены все известные к тому времени рукописи, содержащие «К. Ц.», выявлены разночтения, возникшие в результате ошибок переписчиков. При написании новой истории были использованы доступные к изучению груз. исторические документы, а также армянские и персидские источники, содержащие много сведений по истории Грузии. Исторические сочинения, написанные в XVII-XVIII вв., назывались также «Продолжением Картлис Цховреба». Это «История царства Грузинского» и «География» царевича Вахушти Багратиони ; «История Грузии» Парсадана Горгиджанидзе (события с древнейших времен до кон. XVII в.); «История (жизнь) царей» Сехнии Чхеидзе (1653-1739); «События (Деяния) Картли» Папуны Орбелиани (1739-1758); «Царствование Ираклия II» Омана Херхеулидзе (1722 - 80-е гг. XVIII в.) и др. «Новая Картлис Цховреба» была оформлена согласно требованиям времени: текст был разделен и озаглавлен по периодам правления царей. Кроме того, комиссия «Ученых мужей» пришла к выводу, что в «Древней Картлис Цховреба» не было уделено достаточно внимания истории Грузинской Православной Церкви и деятельности ее отдельных представителей: свт. Петра Ивера , сирийских отцов, великомучеников Давида и Константина Аргветских , мч. Гоброна-Михаила , преподобных Евфимия Святогорца , Иоанна Святогорца , Георгия Святогорца и др. Для восполнения этого пробела были написаны специальные тексты. Также было переработано соч. «История и повествование о Багратионах» автора XI в. Сумбата Давитис-дзе. Поскольку этот источник, расположенный в «К. Ц.» после «Жизни царя царей Давида», нарушал хронологическую последовательность, «Ученые мужи» убрали 1-ю часть сочинения, воспроизведенную по библейской схеме, а остальной текст, повествующий об истории рода Багратиони начиная с VI в., включили в соответствующие хронологические участки свода.

http://pravenc.ru/text/1681189.html

До кон. XIX в. в М. хранился крест (по описанию католикоса-патриарха сщмч. Кириона III (II), длиной 2 вершка (8,89 см), шириной вершок и 3 дюйма (ок. 12,06 см), толщиной 3 дюйма (ок. 7,62 см)), который, по преданию, был выполнен из части Животворящего Креста Господня. Крест был помещен в складной серебряный кивот, «на лицевой его стороне вырезан Саваоф и по сторонам Пресв. Богородица и Иоанн Богослов. На оборотной стороне хотя и есть изображения святых, но трудно их угадать. По местам края креста отбиты для частиц» ( Садзагелов-Ивериели. 1891. С. 42). Ист.: Бакрадзе Д. З. Кавказ в древних памятниках христианства//ЗОЛКА. 1875. Кн. 1. С. 19-178; Внутренняя хроника//Дроеба (Времена). Тифлис, 1884. 193. С. 1-2 (на груз. яз.); Садзагелов-Ивериели Г. [Кирион III (II) (Садзаглишвили), католикос-патриарх]. Историко-археол. очерк Метехского храма. Кутаис, 1891; он же [Садзагелов Г.]. Описание Метехского Четвероевангелия 1049 г.//ДВГЭ. 1892. 10. С. 13-18; Джанашвили М. Четвероевангелие 1049 г. из с. Метехи//Иверия. Тифлис, 1892. 76. С. 2-3; 79. С. 2-3; 80. С. 2-3 (на груз. яз.); Село Метехи//Иверия. 1898. 172 (на груз. яз.); Село Метехи и его руины//Могзаури (Путешественник). Тифлис, 1902. 9/10. С. 683-686 (на груз. яз.); Какабадзе С. Ист. док-ты. Тифлис, 1913. Т. 2, 3 (на груз. яз.); Дондуа В. Писанье о вкладе Кахи Торели в Рконский мон-рь: Введ., пер., коммент.//Груз. источниковедение. Тб., 1968. Т. 3. С. 50-76; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4); Корпус груз. ист. док-тов. Тб., 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв./Сост.: Т. Енукидзе, Н. Шошиашвили, В. Силогава. 2013. Т. 2: Груз. ист. док-ты XIV-XV вв./Сост.: Т. Енукидзе, Н. Тархнишвили, Б. Ломинадзе; 2014. Т. 3: Груз. ист. док-ты 2-й пол. XV в./Сост.: Т. Енукидзе, Д. Клдиашвили, М. Сургуладзе (на груз. яз.); Аннотированный словарь личных имен по груз. ист. док-там XI-XVII вв. Тб., 1991. Т. 1 (на груз. яз.); Отхмезури Г. Надписи из с. Метехи//Клио: Ист. альм. Тб., 2003. 18. С. 3-12 (на груз. яз.); Бочоридзе Г. Церкви и мон-ри Шида-Картли. Тб., 2011 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2563072.html

е. был только действующий кафедральный собор Дманисский Сиони. В наст. время открыты еще 8 храмов: во имя вмч. Георгия в с. Диди-Гомарети; во имя свт. Василия Великого в с. Саркинети; во имя св. Димитрия Солунского в с. Велиспири; во имя вмч. Георгия в г. Дманиси; в честь Воздвижения Креста Господня в с. Гантиади; во имя вмч. Георгия в с. Джавахи; во имя мц. Марины в древнем городище Дманиси; во имя вмч. Георгия в с. Мшвера. Действуют 2 муж. мон-ря: Дманисский Сиони, в честь Успения Пресв. Богородицы (основан в 2005), и Чечес Сакдари, в честь Рождества Пресв. Богородицы (в ущелье р. Храми), основанный в V в. и возобновленный в 2006 г. Ист.: Жордания. Хроники. 1897. Т. 2; Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4 (на груз. яз.); Яков Хуцеси. Мученичество св. царицы Шушаник// Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1 (на груз. яз.); Книга посланий/Арм. текст с груз. пер., исслед., коммент.: З. Н. Алексидзе. Тбилиси, 1968. С. 1 (на груз. яз.); Ухтанес, еп. История отделения грузин от армян/Арм. текст с груз. пер., исслед., коммент.: З. Н. Алексидзе. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.); Док-ты по социальной истории Грузии. Тбилиси, 1940. Т. 1. С. 49 (на груз. яз.); ПГП. 1965. Т. 2. С. 49; 1970. Т. 3. С. 234; 1971. Т. 4. С. 549; Орбелиани П. История Грузии/Ред.: Е. Цагареишвили. Тбилиси, 1981 (на груз. яз.). Лит.: Цагарели А. Сведения о памятниках груз. письменности. Тифлис, 1889. Т. 1. Вып. 2. С. 11; Мусхелишвили Л. Дманиси//Памятники эпохи Руставели. Л., 1938; он же. Исторические остатки Укангори//Моамбе: Сер. языка и лит-ры. Тбилиси, 1941. Вып. 10; Такаишвили Е. Надписи из Сомхит-Саорбело//Шромеби (Труды ТГУ). Тбилиси, 1951. Вып. 43 (на груз. яз.); Бердзенишвили Д. Квемо Картли. Тбилиси, 1979 (на груз. яз.); он же. Дманисхеви//Дманиси: Сб. Тбилиси, 2000. Т. 2 (на груз. яз.); Джавахишвили И. А. История груз. народа// Он же. Соч. Тбилиси, 1979. Т. 1 (на груз. яз.); КГН. 1980. Т. 1. С. 255; Джапаридзе В. Раннесредневек. археол. памятники Квемо Картли. Тбилиси, 1982 (на груз.

http://pravenc.ru/text/178576.html

императора ( Джуаншер Джуаншериани. 2008. С. 100). Католикос-патриарх Илия II, предстоятель Грузинской Православной Церкви Католикос-патриарх Илия II, предстоятель Грузинской Православной Церкви По мнению акад. И. Джавахишвили , «католикос означал главного (архи)епископа и предстоятеля независимой Церкви» ( Джавахишвили. 1979. С. 383). Акад. К. Кекелидзе считал, что титул «католикос» применялся к главам как независимых, так и зависимых церковных структур и означал епископа, верховную власть к-рого на определенной территории признавали др. епископы, и что присвоение этого титула не вносило изменения в правовой статус Церкви ( Кекелидзе. 1957. С. 335-336). По мнению большинства историков (Б. Ломинадзе, Н. Джанашия, В. Гоиладзе, митр. Анания (Джапаридзе), Н. Ломоури), учреждение правления К. в Картлийской Церкви означало де-факто признание ее автокефального статуса Антиохийской и К-польской Церквами. Совр. канонисты определяют правление К. того времени как «полу-» или «почти» патриаршее, а его власть по отношению к местным архиереям считают аналогичной власти патриарха ( Faris. 1992. P. 368; Pospishil. 1993. P. 151). Кафедра К. была устроена в соборе Светицховели в Мцхете. Картлийскую Церковь этого периода в историографии называют Картлийским (Восточногрузинским, Мцхетским) Католикосатом. Под началом К. в царстве Картли в кон. V в. находилось 14 епископов, он возглавлял Синод Картлийской Церкви. В 30-х гг. VI в., при визант. имп. Юстиниане, ГПЦ получила право избирать К. из представителей груз. иерархии. Первым из них стал Савва I ( Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. Т. 4. С. 96). К. Картли утверждал Антиохийский патриарх в Антиохии. В сер. VIII в. Антиохийский патриарх Феофилакт бар Канбара (744-750), ввиду того что сообщение между Грузией и Антиохией было нарушено из-за арабских завоеваний в М. Азии, даровал К. Картли протрептикон (разрешительную грамоту), предоставлявший право избираться без утверждения Антиохийского первоиерарха ( Ефрем Мцире.

http://pravenc.ru/text/1683903.html

Ист.: Шакро. Заметки путника//Иверия. 1889. 188. 6 сент. С. 2-3; Карбелашвили П., свящ. Кахтубанский древний мон-рь Пресв. Богородицы//ДВГЭ. 1897. 11. С. 5-10; Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского/Сост.: Т. Ломоури, Н. Бердзенишвили. Тбилиси, 1941. С. 341 (на груз. яз.). Лит.: Северов Н. П. Памятники груз. зодчества. М., 1947. С. 201-202; Цицишвили И. Истоки груз. зодчества. Тбилиси, 1955. С. 48-49. Табл. 16; он же. История груз. искусства. Тбилиси, 1995. С. 65. Табл. 15-16 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. Архитектура Кахетии: Исследование развития архитектуры в вост. провинции Грузии в IV-XVIII вв. Тбилиси, 1956. Т. 2: Альбом. Илл. 190-204; 1959. Т. 1: Текст. С. 273-286; Беридзе В. В. Древнегруз. архитектура. Тбилиси, 1974. С. 42. Илл. 70-72. Табл. 56-57 (на груз. яз.); Alpago-Novello A., Beridze W. Art and Architecture in Medieval Georgia. Lovain-La-Neuve, 1980. Р. 338. Abb. 372-378; Beridze W., Neubauer E. Die Baukunst des Mittelalters in Georgien. W., 1981. Р. 80-83. Abb. 53-57; Закарая П. Памятники Вост. Грузии. М., 1983. С. 258-259. Илл. 163-164; Аннотированный словарь личных имен/Сост.: Д. Клдиашвили и др. Тбилиси, 1993. Т. 2. С. 212 (на груз. яз.); Джанберидзе Н., Цицишвили И. Архитектурные памятники Грузии. М., 1996. C. 107-110; Velmans T. Miroir de L " invisible. Mil., 1996. Р. 194, 196, 270; Джабуа Н. Архит. сущность гурджаанской Квелацминды//Дзеглебис мегобари (Друзья памятников культуры). Тбилиси, 1996. С. 23-25 (на груз. яз.); Гуния И. Мон-ри Грузии. Тбилиси, 2005. С. 45-46 (на груз. яз.). Н. Читишвили Рубрики: Ключевые слова: КЛАРДЖЕТСКАЯ ПУСТЫНЬ (Двенадцать пустыней Кларджети) комплекс древних мон-рей, большинство из которых были основаны прп. Григорием Хандзтийским (Ханцтели) и его учениками ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении

http://pravenc.ru/text/1684037.html

К концу царствования св. Вахтанга были сформированы все 6 епархий Шида-Картли: Самтаврская, Самтависская, Цилканская, Урбнисская, Руисская и Никозская, которые просуществовали до упразднения автокефалии ГПЦ в 1811 г. Все кафедральные соборы были построены в непосредственной близости от древнейшего транскавказского транзитного пути в экономически развитых городских (Урбниси, Самтависи ) или сельских районах и располагались севернее р. Куры. Во мн. случаях христ. кафедры заменяли языческие капища: напр., Урбниси - храм Хизанаантгора (III-I вв. до Р. Х.), Руисский собор - храм Арадети (Дедоплис-Миндори, II-I вв. до Р. Х.). Сведения о границах епархий сохранились в соч. «Описание царства Грузинского» (1-я пол. XVIII в.) царевича Вахушти Багратиони . Архиепископ Самтаврский был пастырем земель «выше Рехули до Большой Лиахви» (КЦ. 1973. Т. 4. С. 348-349), епископ Цилканский - «пастырь Мухрани, обеих Арагви и Базалети» (Там же. С. 351), епископ Самтависский - «пастырь ущелий Ксани и Лехура» (Там же. С. 365), епископ Никозский - «пастырь кавкасианцев, двалов, ныне именуемых овсами, Глола и Геби» (Там же. С. 370), епископ Урбнисский - «пастырь Большой Лиахви и земель, орошаемых Лиахви», еп. Руисский - «пастырь Картли, лежащей выше Руиси, до Лихи и Ташискари. А ныне подвластны ему Хеоба и Садгери, так как вдовствует Ацкурская кафедра» (Там же. С. 373). Документы и эпиграфические источники позволяют уточнить эти данные. Так, Цилканская епархия включала и левобережье р. Ксани до Авлеви («Документ поступлений Самтависской паствы», XIV в.; «Грамота паствы Цилканской Богородицы», 1669 г.: ПГП. 1970. Т. 3. С. 198-206, 542-564); Никозская епархия охватывала также часть Лиахвского ущелья (Эредвская надпись, 914 г.: КГН. 1980. Т. 1. С. 171-172). Нек-рые епархии владели селениями и по правому берегу р. Куры. География и юрисдикция епархий не всегда совпадали друг с другом: напр., власть Самтависского епископа простиралась на селения хребта Квернаки, расположенного на территории Самтаврской епархии; архиепископ Самтаврский владел Руиси и селениями в ущелье Пца, географически относящимися к Руисской епархии; селения ущелья Проне подлежали юрисдикции Урбнисской епархии, в то время как находились на территории Руисской.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

Н. е. являлась духовным и культурным центром региона, владела большими территориями, имела крепостных крестьян. В Никорцминде хранилось множество ценных икон и предметов церковной утвари, имелись образцы груз. чеканного искусства, ценные рукописи ( Берадзе. 2004. С. 14). Никорцминдские архиереи заботились об увеличении земельных владений и укреплении Н. е. Ктиторская композиция. Роспись сев. стены ц. во имя св. Архангелов в с. Земо-Крихи. Сер. XI в. Ктиторская композиция. Роспись сев. стены ц. во имя св. Архангелов в с. Земо-Крихи. Сер. XI в. Известны имена 16 архиереев, управлявших епархией до ее упразднения в 1822 г. После того как Баграт III присоединил к Грузии отколовшуюся до этого южногруз. историческую провинцию Самцхе, он поставил преданного ему еп. Мануила на главную Самцхийскую кафедру - Ацкурскую (между 1538 и 1545), а его преемником на Никорцминдской кафедре сделал еп. Иоакима, о к-ром известно, что он принимал участие в созванном по инициативе Баграта III в 50-х гг. XVI в. церковном Соборе ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 824). В грамоте пожертвований за 1559 г. упоминается никорцминдели Давид (Сакварелидзе). Какабадзе датировал грамоту 1659 г. и отождествил упомянутого в ней еп. Давида с митр. Никорцминдским Давидом, к-рый встречался с рус. послами дьяком А. Иевлевым и стольником Н. Толочановым и имя к-рого приводится в письме 1669 г. царя Имерети Баграта IV рус. царю Алексею Михайловичу ( Какабадзе. 1912. С. 63). Ок. 1565 г. никорцминдели стал еп. Мелхиседек (Сакварелидзе), известный как строитель мон-ря Челиши, сведения о чем сохранились в лапидарной надписи на сев. части зап. стены кафоликона мон-ря Никорцминда. Очевидно, до этого он был 1-м Гелатским епископом при царе Георгии II (1565-1583), переведен на Никорцминдскую кафедру. Еп. Амвросий (Бакрадзе) дважды был никорцминдели: в нач. 60-х гг. XVI в. (очевидно, в конце царствования Баграта III) и после кончины Георгия II, при его сыне царе Леване (1583-1590). Никорцминдели Николай упомянут в грамоте пожертвований Никорцминде кн.

http://pravenc.ru/text/2577595.html

С. 34; Такаишвили. 1951. С. 165). С именем прп. Давида связана и пещерная церковь на горе Кечути ( Вахушти Багратиони. 1973. Т. 4. С. 314). Наиболее почитаемой святыней Д. е. считалась чудотворная Дманисская икона Божией Матери, находившаяся в Дманисском Сиони (утеряна). По преданию, молитва перед ней спасла от смерти тяжелобольного царевича Георгия, сына груз. царя Давида VII Улу (1247-1270), после чего последний перевез икону в Тбилиси (Там же. С. 224). В грамоте 1586 г. царя Симеона I сохранилось изображение иконы, с которого в 2005 г. был сделан живописный список. Почитался чудотворный крест вмч. Георгия из с. Коранти с частицей мощей (лопатка) святого. В средневековье крест с торжественными крестными ходами носили в разные части Грузии (Садгери, Атоци, Чхари) (Там же. С. 756). Во 2-й пол. XVIII в. была учреждена Ахтальская епархия, куда наряду с территориями Агаракской, Цалкской и Болнисской епархий вошли и территории Д. е. После упразднения в 1811 г. автокефалии Церкви Вост. Грузии (Мцхетского Католикосата) территории Д. е. находились в составе Мцхетско-Карталинской (с 1818 Карталинско-Кахетинская (Грузинская)) епархии Грузинского Экзархата РПЦ . В 1917 г., после восстановления автокефалии ГПЦ, территории Агаракской, Цалкской, Болнисской епархий и Д. е. вошли в состав Тифлисской (1917-1920), затем Тифлисско-Мцхетской (1920-1927) епархии. В июне 1927 г. на IV Поместном Соборе ГПЦ эти территории вместе с Лоре-Ташири были включены в состав восстановленной древней Ахтальско-Пентелитарской (Бешташенской) епархии, с 50-х гг. XX в.- Агарак-Цалкской епархии. В сент. 1995 г. на XIII Поместном Соборе ГПЦ на основе Манглисской и Агарак-Цалкской епархий были созданы Манглисско-Цалкская и Болнисско-Дманисская епархии. В авг. 2003 г. на заседании Синода ГПЦ было решено разделить Болнисско-Дманисскую епархию на Болнисскую и Д. е., правящим архиереем последней стал еп. Зенон (Иараджули). 6 февр. 2006 г. Д. е. была переименована в Дманисско-Агарак-Таширскую епархию. К 2003 г. на территории Д.

http://pravenc.ru/text/178576.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010