Забытый храм в Цроми HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Наталья Крашенинникова Забытый храм в Цроми Как выглядел ныне полуразрушенный храм в селении Цроми в Восточной Грузии? Некогда он был изобилен красотами и дивил посетителей редкими орнаментами, росписями, изображениями святых. Теперь посетители сами расписали его стены так, что своды остается только оштукатурить. Но кое-что еще доступно взгляду. Реконструкция восточного фасада / Цроми (626-634/635) – полуразрушенный храм в одноименном селении Юго-Восточной Грузии вблизи от районного центра Хашури. Он является самым ранним для грузинского зодчества образцом центрально-купольного храма с опорой на четыре свободно стоящих столба, а также примером оформления восточного фасада двумя глубокими, треугольными в плане нишами – мотив, впоследствии широко распространенный в грузинской архитектуре. Сведения о Цроми содержатся лишь в относительно поздних письменных источниках и весьма скудны. Само место упоминается в жизнеописании грузинского первомученика Раждена – первого святого, канонизированного Грузинской Церковью. Перс по происхождению и приверженец зороастризма, он был наставником дочери персидского царя Йездигерда II, вышедшей замуж за грузинского царя святого Вахтанга Горгасали. Вместе с ней будущий первомученик прибыл в Картли, где принял Святое Крещение, и когда вновь вспыхнула война с персидским царем Перозом (457 год), святой Ражден возглавил грузинское войско в столице и в близлежащих крепостях. Персы схватили единоплеменника, и, не сумев склонить его к огнепоклонству, распяли на кресте в местечке Цроми. Цромскую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы описывает Вахушти Багратиони (XVIII в.), называя ее «прекрасной» и останавливаясь на строении ее купола и живописи, «сделанной мозаикой». Оттуда же известно, что 24 сентября 1731 года на Цроми напал отряд лезгин и сильно повредил церковь. Вопрос о датировке храма проясняет цромская эпиграфика. На южном фасаде церкви, слева от среднего окна, содержится надпись в три строки. Т. Жордания в середине XIX века прочел ее следующим образом: «Святая церковь, помилуй ипатоса Стефаноза». Жордания отождествил упоминаемое в надписи лицо с эрисмтаваром Картли Стефанозом II, определяя дату постройки церкви промежутком между 626 и 634-635 гг. Уточнение даты постройки Цроми находит свою опору и в искусствоведческом анализе – в дате трех строений такого же типа (30-е гг. VII века): это церковь св. Гаяне в Вагаршапате (Эчмиадзин), церковь св. Карапета в Багаване, собор в Мрене (все – в Армении).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Монастырь св. Нины Самтавро (версия для печати)/Православие.Ru Монастырь св. Нины Самтавро Православие.Ru , 4 апреля 2005 г. Самтавро-Преображенская церковь и женский монастырь св. Нино расположен при слиянии Мтквари и Арагви. Монастырь находится в ведении католикос-патриарха всея Грузии, архиепископа Мцхетского и Тбилисского Илии II. Мцхета в старых источниках называли вторым Иерусалимом. Обращение Грузии (Иберии) тесно связано с равноапостольной, каппадокийской девой св. Нино, собравшей грузинский народ и приведшей его к Богу. В этих местах находится " ежевичник " (Маквловани), где св. Нино проповедовала христианство, свет которого озарил всю Грузию, в связи с чем в 324 году христианство было объявлено государственной религией во времена святых царей Мириана и Наны. Ежевичник св. Нино, как источник духовной благодати, находит аналог в Библии, в " неопалимой купине " Моисея. По выражению Святейшего и Блаженнейшего Патриарха всея Грузии Илии: " По Божественному пути Андрея Первозванного и Симеона Кананита, следующий путь св. Нино, или дорога дорог каждого грузина и путь этот есть Свет Христов " . Известно, что на протяжении веков Самтавро был центром христианской церковной жизни и духовного подвига. " Картлис цховреба " , словами св. царя Мириана говорит: " и построил церковь на этом " ежевичнике " (подразумевается малая церковь в Маквловани), и построил верхнюю церковь (Самтавро) для себя и народа Грузинского, потому, что нижняя церковь (Светицховели) назывались Святая святых и не дерзал всегда прикасаться к дверям её " . После преставления св. Нино, вернувшийся из Бодбе равноапостольный царь Мириан пожелал выстроить храм Самтавро: " пошли царь и весь народ, и строили верхнюю церковь из камня и закончили на четвёртом году. " Участие " всего народа " , желание царя и четыре года строительства это признак того, что храм был довольно масштабный. По свидетельству Вахушти Багратиони " Мириан построил церковь с каменным куполом, великолепную и сам был там похоронен " Церковь Самтавро стала усыпальницей " и похоронен был Мириан к югу от среднего столпа, и на четвёртый год умерла царица Нана и похоронена к западу от того же столпа, где был похоронен царь. "

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Народные художники Табакини HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Наталия Крашенинникова Народные художники Табакини В Табакинском монастыре Западной Грузии сохраняются росписи, сделанные «народными художниками» средневековья: наивная выразительность жестов, широко открытые глаза, непосредственность и живость, даже своеобразная детскость рисунка. Порой для большей выразительности художник меняет пропорции отдельных частей тела: в Тайной Вечере благословляющая рука Христа подчеркнуто выделяется среди маленьких, протянутых к Нему рук апостолов. Южный фасад церкви св. Георгия Победоносца до реставрации / Табакини – монастырь в Западной Грузии VI-VII вв. с храмом во имя св. Георгия Победоносца, где представлены уникальные росписи XVI века, выполненные в так называемом народном стиле и вместе с тем сохранившие многие черты палеологовской манеры письма. Табакинский монастырь расположен в живописном ущелье в 2-3 км от с. Табакини возле р. Аджамура, в 8 км от районного центра Западной Грузии Зестафони. О красоте местоположения монастыря упоминал еще грузинский историк XVII века Вахушти Багратиони. Однако никаких конкретных сведений, помимо того, что «монастырь ныне пустует», он не дает. Сравнительный анализ архитектурных форм позволил исследователям Табакинской церкви Н. Г. Чубинашвили и Г. М. Гаприндашвили установить два этапа ее строительства: возведение сооружения и основание монастыря они относят к VI-VII вв., второй этап строительства – к X веку, а поновление и украшение росписью – к XVI. Вторичное поновление церкви было произведено уже после украшения ее живописным слоем. Южный фасад после реставрации Церковь во имя св. Георгия Победоносца отличает стройность пропорций: она представляет собой двухнефное сооружение с криптой и приделом. Снаружи высокий центральный неф перекрыт двухскатной кровлей, а более низкий и узкий северный неф и примыкающий к церкви с юга придел имеют собственное перекрытие. Совершенно самостоятельным является южный придел, оформленный по южному фасаду массивной аркатурой.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Шио Отарашвили. Традиции празднования Пасхи в Грузии (версия для печати)/Православие.Ru Традиции празднования Пасхи в Грузии Православие.Ru , 5 мая 2013 г. Шио Отарашвили                ! Христос воскресе! Праздник Воскресения Христова всегда отмечали в Грузии с особой торжественностью. Подготовка к Пасхе начиналась, как и везде, после праздника Входа Господня в Иерусалим . Страстную седмицу христиане Грузии проводят в посте и молитвах, семьями посещая все уставные богослужения. В некоторых регионах страны до сих пор сохранилась традиция «очищения огнем». В Великую среду вечером зажигают большой костер и прыгают через него, воспринимая это как символ очищения. В этот день все стараются исповедаться, чтобы причаститься в Великий четверг . Великий четверг особо осознается народом как день установления Евхаристии. Великую пятницу православные Грузии глубоко переживают как самый скорбный и важный день года. В этот день не только не принимают пищу, но и не работают, весь день проводят в церкви. По окончании чина погребения Святой Плащаницы, вернувшись вечером домой, начинают готовиться к празднику. В Великую субботу , рано утром, вокруг церкви обносят Плащаницу, после чего помещают ее в центре храма. В Великую субботу верующие обязательно соблюдают строгий пост; те, кто готовится к причастию на Пасхальной службе, не должны принимать пищу после 6 часов вечера. В ночь Великой субботы, после 12 часов, совершается литания. Прихожане поздравляют друг друга фразой « !» – «Христе агдга!», на что отвечают « !» – «Чешмаритад агдга!» Историк Вахушти Багратиони так описывает празднование Пасхи в древнем Грузинском царстве. После Пасхальной службы грузины поздравляли друг друга с великим праздником и устраивали малую трапезу с мясом и вином. Немного подкрепившись, они выходили во двор, и начинались различные игры-соревнования: стрельба из лука, игра с мячом, конные состязания. После этих игр католикос-патриарх, епископы, духовенство и народ по приглашению царя садились за великую трапезу. Во время праздника особая группа людей – «чона» () – ходила по домам и пела разные веселые песни, прославляя воскресшего Спасителя, подобно « алило » – колядующим на Рождество. Их награждали красными яйцами, съестным, вином и деньгами.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАХУШТИ БАГРАТИОНИ [груз. ] (1696, Тбилиси - 1757, Москва), груз. историк, географ и картограф; сын царя Картли Вахтанга VI Багратиони . Получил традиц. духовное и светское образование при дворе, у миссионеров-католиков изучал латынь и европ. языки, математику, астрономию, историю, географию и др., много путешествовал. В. Б. знал сочинения не только средневек. вост. (мусульм.) летописцев, но и античных мыслителей (Платона, Цицерона), средневек. историков Церкви (Цезаря Барония) и совр. ему европ. историографию. Карта, составленная Вахушти Багратиони (Кекел. А–717. Л. 4v — 5r) Карта, составленная Вахушти Багратиони (Кекел. А–717. Л. 4v — 5r) В 1717-1721 гг. В. Б. командовал войском, посланным против мятежного ксанского эристава, неоднократно участвовал в сражениях с персами. В 1721 г. был назначен воеводой Картли, где по поручению царя провел перепись населения. В 1722 г., когда Вахтанг VI находился в Гяндже, временно управлял страной. Был хорошо знаком с экономическим положением Грузии, устройством чиновничьего аппарата, делопроизводством и документами гос. секретариата. В. Б. собирал материалы по истории и географии страны, составлял карты. Во время пребывания вместе с Вахтангом VI в России (1724) изучал труды российских и европ. историков, много переводил. Наряду с М. В. Ломоносовым В. Б. считался одним из основателей Московского ун-та (до нач. XX в. его имя было указано на мемориальной доске на стене здания ун-та, по нек-рым сведениям, в актовом зале стоял его бюст). В. Б. был похоронен в московском Донском мон-ре, в наст. время место, где находится его могила, неизвестно (последним ее видел в 1929 поэт Г. Леонидзе). Проведенные в 80-х гг. археологические раскопки результатов не дали. Основным фундаментальным сочинением В. Б., написанным в Москве в 1742-1745 гг. на основе собранных ранее материалов, является описание царства Грузинского, включающее исторические события «от сотворения мира» до 1745 г. и подробное описание географии страны.

http://pravenc.ru/text/149959.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КВАТАХЕВСКИЕ МУЧЕНИКИ Кватахевские мученики. Икона. ХХ в. (Кафоликон мон-ря Кватахеви) Кватахевские мученики. Икона. ХХ в. (Кафоликон мон-ря Кватахеви) (Квабтахевского мон-ря мученики) [груз. ( ) ] (пам. груз. 10 апр.), пострадавшие в 1393 г. в груз. мон-ре Кватахеви от руки Тамерлана . Сведения о К. м. содержатся в сочинениях историков XVIII в. Бери Эгнаташвили «Новая Картлис Цховреба» и царевича Вахушти Багратиони «История царства Грузинского». На основе этих данных груз. гимнограф и церковный писатель католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) (1744-1755; 1764-1788) написал агиографическо-гомилетическое сочинение - метафрастическую версию Жития К. м. «Восхваление и повествование о подвигах и страданиях великих мучеников, которые по приказу безбожного Демурланга воинами его были сожжены в церкви Богоматери монастыря Квабтахеви» и внес ее 17-й в свой сб. «Мартирика» (НЦРГ. S 1272, 1768-1769 гг.; Q 78, 1769 г.). В 1386 г. в Грузию вторгся Тамерлан (в груз. источниках Демурланг). Он захватил Тбилиси и взял в плен царя Грузии Баграта V (1360-1395) и его семью, потребовав, чтобы тот принял ислам. Когда монголы расположились на зимовку в Карабахе, Баграт V притворно согласился стать мусульманином и попросил Тамерлана дать ему 12-тысячное войско для обращения Грузии в ислам. Царь тайно предупредил своего сына Георгия, и тот, точно исполнив указания отца, полностью уничтожил монг. войско. Разгневанный Тамерлан предпринял новый поход и разорил почти всю Вост. Грузию, с особой жестокостью расправлялся с насельниками правосл. мон-рей. В 1393 г. в мон-ре Кватахеви монголы «пленили находившихся там мужчин и женщин, священников, диаконов и монахов» и заживо сожгли их. По сведениям Бери Эгнаташвили, на стенах и полу церкви можно было видеть «сожженные лица их». Вахушти Багратиони писал, что ради забавы монг. воины вешали мученикам на руки и ноги бубенчики и заставляли танцевать. Также Вахушти указывал, что существовала традиция из уважения к памяти мучеников не входить в церковь в обуви.

http://pravenc.ru/text/1684023.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИШХАНСКАЯ ЕПАРХИЯ [груз. ] (IX-XVII вв.), Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) с кафедрой ишхнели (Ишханского архиерея) в монастыре Ишхани (в с. Ишхан, иль Артвин, Сев. Турция). Географическое положение Вид на кафоликон мон-ря Ишхани Вид на кафоликон мон-ря Ишхани Сохранилось позднее историческое описание территории И. е. В источнике нач. XVI в. «Подвластные католикосу первосвященники и паства в Самцхе-Саатабаго» территории И. е. определены так: «По эту сторону Гурджибогази, весь Тортоми, ниже Таоскари, по эту сторону верхней части Артануджи называвшийся Сакрулави; а по ту сторону (р. Чорохи.- Авт.) по эту сторону горы Орджохи, все Сакавкасидзо, по эту сторону Испир-Трапезундского хребта» (ПГП. 1970. Т. 3. С. 245; Бакрадзе. 1878. С. 83). Груз. историк XVIII в. Вахушти Багратиони в соч. «История царства Грузинского», в главе «Описание выдающихся мест Самцхе-Саатабаго», опираясь, вероятно, на документ «Подвластные католикосу...», описывает территории И. е. следующим образом: «Выше Артвин соединяется с Чорохи ущельем, выходящим с горы Тортом-Испири, и идет к востоку. На берегу стоит Ишханская крепость, довольно твердая, огромный и прекрасно выстроенный купольный храм. Здесь восседал епископ, пастырь Испири, Тортоми, Байбурди, до Трапезундской горы, а ныне пустует» ( Вахушти Багратиони. 1973. Т. 4. С. 681). Ишханская епархия Ишханская епархия Гурджи-Богаз (Гюрджюбогазы), или «Грузинский проход», находился у истоков р. Евфрат (Карасу); «весь Тортоми» (совр. Тортум) занимал территории ущелья р. Тортум в Имиер-Тао; «ниже Таоскари» - земли по нижнему течению р. Олту, сев.-вост. часть Амиер-Тао. Таоскари (совр. Тавскер на р. Салачур, правом притоке р. Олту) и его окрестности принадлежали Банской епархии . На севере И. е. включала часть Кларджети («по эту сторону верхней части Артануджи называвшийся Сакрулави») до области Артануджи. «Горой Орджохи» назывался хребет между реками Бархал и Мургул. «Сакавкасидзо» - феодальное владение рода Кавкасидзе с центром в Отхтаэклесиа . Т. о., земли в среднем течении р. Чорохи (Чорух) и ее правом притоке Бархал (провинции Пархали и Асиспори в Имиер-Тао) также входили в состав И. е. На юго-западе территория И. е. охватывала провинцию Спери (Испир и Байбурт, лежащие «по эту сторону Испир-Трапезундского», т. е. Лазистанского хребта) в верхнем течении р. Чорохи ( Мусхелишвили. 1980. Т. 2. С. 165-168; Атлас истории Грузии. 2003. С. 55).

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Кафоликон мон-ря Ниноцминда. VI в. [Груз. - св. Нина], жен. мон-рь во имя св. Нины, кафедра Ниноцминдской епархии (ныне Сагареджойско-Ниноцминдской) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Находится в одноименном селе (муниципалитет Сагареджо, Кахети, Грузия) на берегу р. Твалт-Хеви (левый приток р. Иори), в предгорьях юго-зап. склона Гомборского хребта, в 50 км от Тбилиси. История Согласно источникам, кафоликон Н. в честь Успения Пресв. Богородицы был построен царем Грузии св. Вахтангом Горгасали в VI в. Как «церковь больших размеров, купольную, которую построил Горгасал», Н. упоминает историк XVIII в. царевич Вахушти Багратиони ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 529). По мнению П. Иоселиани , храм Н. был построен на месте, где раньше стоял языческий идол ( Иоселиани. 1846. С. 133). С. Н. Какабадзе считал, что храм был построен царем Грузии св. Мирианом в сер. IV в. на том месте, где скончалась св. Нина. По его мнению, Бодиси, упоминаемое в источниках как место кончины святой,- это древнее название сел. Ниноцминда, к-рое после постройки здесь храма было переименовано и посвящено св. Нине ( Какабадзе. 1928. С. 6). Это мнение признано ошибочным: установлено, что речь в источниках идет о месте, где сейчас находится мон-рь Бодбе и где покоятся мощи святой. План кафоликона мон-ря Ниноцминда План кафоликона мон-ря Ниноцминда По исследованиям Г. Н. Чубинашвили , храм неоднократно реставрировали. Первая крупная переделка, к-рая коснулась всей верхней части церкви (арок и купола), датируется IX-XI вв. В XIII-XIV вв. к углам опор части купола были приделаны специальные контрфорсы. Храм также ремонтировали в XVI, XVII вв. и во 2-й пол. XVIII в. ( Чубинашвили. 1926. С. 102). В грамоте 1597 г. царя Кахети Александра II (1574-1605) говорится о том, что «в течение времени храм был разрушен и уничтожен и наш царь Леон (царь Кахети Леван (1520-1574).- Авт.) заново отстроил и украсил его» ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 429; Какабадзе. 1913. Т. 3. С. 90). В 1671 г. еп. Ниноцминдский Николай (Андроникашвили) отреставрировал фасад храма, по его поручению был устроен иконостас, построены ворота ( Ростомашвили. 1901. С. 532; Меликсет-Бег. 1920. С. 3).

http://pravenc.ru/text/2577675.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КВЕЛАЦМИНДА [груз. - Всех святых] (Кахтубанский), муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Гурджаанско-Велисцихской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), кафедра епископа. Расположен в лесном массиве Кахтубанского ущелья в 2 км от г. Гурджаани (историческая пров. Кахети, Вост. Грузия). На основании художественно-стилистического анализа дата постройки кафоликона К. определяется VIII-IX вв. ( Цицишвили. 1955. С. 48-49; Чубинашвили. 1959. Т. 1. С. 273; 1995. С. 65; Беридзе. 1974. С. 42; Джанберидзе, Цицишвили. 1996. С. 107). Кафоликон мон-ря Квелацминда. VIII — нач. IX в. Кафоликон мон-ря Квелацминда. VIII — нач. IX в. По сведениям историка XVIII в. царевича Вахушти Багратиони , со времени правления царицы всей Грузии Тамары (1184-1213) храмом владели моурави пров. Энисели, устроившие здесь родовую усыпальницу ( Вахушти Багратиони. 1941. С. 341). Точное время основания монастыря не установлено, в древности это была жен. обитель. Место особо почиталось женщинами: по преданию, стены церкви источали молоко, и матери, к-рые не могли кормить, приносили детей к храму и питали их. В XVII в. этот регион вместе с К. принадлежал кн. Джано Андроникашвили, погибшему в 1640 г. во время кампании царя Кахети Теймураза I (1606-1616; 1634-1648) против дидойцев. Земли Андроникашвили в благодарность за преданность царь подарил кн. Нодару Джорджадзе, брату католикоса-патриарха Вост. Грузии Захарии I (Джорджадзе) (1623-1632). При кн. Нодаре кафоликон К. был отреставрирован: основные изменения коснулись центральной декоративной арки вост. фасада, барабана зап. главы, карниза и перекрытий. Считается, что в это же время храм был расписан. В церкви сохранились 3 могилы, в одной похоронен кн. Ростом Джорджадзе († 1832) - очевидно, Джорджадзе владели К. до XIX в. ( Карбелашвили. 1897. С. 6-7; Аннотированный словарь личных имен. 1993. С. 212). Сохранилось историческое предание, связанное с Квелацминдской иконой Божией Матери и персид. шахом Аббасом I. Осенью 1615 г. в Кахети стало известно, что Аббас I в очередной раз намеревается напасть на Вост. Грузию. Настоятель К. мон. Иоанн и братия решили не покидать мон-рь, а святыни и церковную утварь укрыть в потайной комнате под храмом. Во сне мон. Иоанну предстала Пресв. Богородица и повелела отнести список с ее Иверской иконы, хранящийся в К., в ц. во имя вмч. Георгия в Цамебули (в 1-2 км от К.), сделать в церковном столбе нишу и спрятать святыню там. Братия исполнили повеление Божией Матери. Шах Аббас I опустошил восточногруз. земли, все монахи были замучены. 200 лет в К. не было насельников.

http://pravenc.ru/text/1684037.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КВЕТЕРА [груз. ], архитектурный ансамбль, крепость (не позже VIII-XIII вв.) (Ахметский муниципалитет, историческая пров. Кахети, Вост. Грузия). Расположен в 12 км от г. Ахмета, в ущелье р. Илто. История Археологический анализ строений К. позволяет установить, что в эпоху раннего средневековья здесь была малая зальная церковь. По сведениям историка XVIII в. царевича Вахушти Багратиони , в VIII в. в К. существовала крепость, к-рая имела выгодное географическое расположение: через нее проходили дороги, связывающие Кахети и историческая пров. Тианети, отсюда легко было контролировать верхний пояс Иорского ущелья в исторической пров. Мтианети, а также ущелья и долину р. Илто. Город-крепость Кветера. Общий вид Город-крепость Кветера. Общий вид Возможно, в 1-й пол. X в. была возведена купольная ц. во имя вмч. Георгия, в X-XI вв. построили 2-этажный дворец и др. помещения, провели водопровод. Царь Кахети Квирике III Великий, правивший в 1014-1037(1039) гг., разделил Кахети на 7 эриставств, среди них было Кветерское ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 561; Мусхелишвили. 1980. Т. 2. С. 100; Мосулишвили. 2002/2003. С. 140-141, 158-163; Кветера. 2004. С. 97-100). К. считалась одной из самых надежных крепостей Грузии: в 1040-1043 гг. груз. царь Баграт IV подчинил и включил Кахети в состав единого груз. гос-ва, но К. покорить не смог (Матиане Картлисай//КЦ. 1955. Т. 1. С. 306). По-видимому, городская жизнь в К. продолжалась до XIII в., впосл. упоминания о К. исчезли из исторических источников. Считается, что причиной упадка стало нашествие монголов. В XV-XVI вв. царство Кахети усилилось. К. возродилась, но прежнее значение вернуть уже не смогла. Сохранился документ местных дворян Омана и Кайхосро Чолокашвили (1775), в к-ром описаны их фамильные земли и среди них - «замок Кветера» (ПГП. 1981. Т. 7. С. 315-317). В 50-х гг. XX в. К. привлекла внимание Г. Чубинашвили , к-рый подробно изучил архитектуру разрушающихся главной ц. во имя вмч. Георгия и дворца, выявил архитектурные особенности и художественную ценность памятников. В 1968-1970 гг. Г. Ломтатидзе и Р. Рамишвили провели археологические работы в К. и осуществили реставрацию церкви. На территории крепости были найдены глазурованная и неглазурованная посуда, глазурованная черепица, осколки фаянса, стеклянные посуда и браслеты, медные монеты и др. материалы IX-XVII вв.; храм перекрыли новой глазурованной черепицей бирюзового цвета (в 1980, 1990 и 2002 черепицу, быстро повреждавшуюся из-за технологических сложностей изготовления, полностью обновляли). Во время работ, проведенных в К. в 70-х гг. XX в., здание церкви было расчищено от растительного покрова, стены укреплены. Последние реставрационные работы были проведены И. Мосулишвили в 2002 г. ( Мосулишвили. 2002/2003. С. 145-147; Миндорашвили. 2010. Реставрация архитектуры в Грузии. 2012. С. 114-115). Архитектурный комплекс

http://pravenc.ru/text/1684043.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010