Толпы разоренных стекались за пищею в обитель Григория, и он помогал им, сколько мог. Одушевляясь любовью к Отечеству, он решился сказать правду Шемяке. «Князь Димитрий, – говорил пустынник, – ты творишь дела не христианские; ступай лучше в страны языческие к людям поганым и не знающим Бога; вдовы и сироты христианские вопиют против тебя пред Богом. Сколько людей гибнет от тебя голодом и стужею, и если вскоре не прекратишь междоусобия, кровопролития и насильства, то сам скоро лишишься и славы и княжения!» Шемяка, рассерженный правдою, приказал сбросить Григория с высокого моста на лед реки. Сильно разбитый, преподобный несколько часов лежал без чувств; наконец он пришел в себя и, с трудом встав с места, сказал окружавшим его: «У немилостивого князя и слуги немилостивы, но скоро погибнут они, несчастные». Как ни был черств Шемяка, но опомнился, уступил обличениям Григория и оставил Вологду. Это мужественное ходатайство святого за несчастных усилило в народе уважение к преподобному и его обители. Пятнадцать лет подвизался преподобный Григорий на Пельшме, в своей пустынной обители. Несмотря на свою старость и неразлучные с ней недуги и немощи, преподобный не изменил своего правила до гроба; пребывая всегда в посте и молитве, он соединял в себе глубокое смирение с полным самоотвержением, с подвигами любви к Богу и ближним. Достигнув 85-ти лет, старец почувствовал приближение кончины. Причастившись святых таин и простившись с братией, преподобный Григорий мирно почил 30 сентября 1442 года. Мощи преподобного Григория положены были в обители его близ церкви Собора Богородицы, по правую сторону алтаря. Над гробом его поставлены были иконы Спасителя и Божией Матери для поклонения приходящим, ибо много совершалось тут исцелений. Ныне мощи преподобного Григория почивают под спудом в каменной церкви его имени близ северной стены. Рака над ними обложена медными чеканными посеребренными листами; на раке положен образ преподобного в серебряной ризе, осененный балдахином. Тут же хранятся железные вериги, железная полумантия и железная кольчатая рубашка преподобного, в которых он совершал свои всенощные бдения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тридцать лет таким образом подвизался преподобный в своем затворе. Неизвестно, сколько было всех лет его жизни, кроме только того одного, что, достигнувши уже преклонных лет и украсившись уже сединами, он предузнал свою кончину, пригласил духовника, причастился от него святых таин, простился с ним и, сказавши: «Господи, в руце Твои предаю дух мой», в радости предал Богу чистую свою душу 12 сентября 1624 года при царе Михаиле Феодоровиче, в пятый год патриаршества Филарета. Тело его погребено в десяти саженях от церкви. Только при погребении узнали, какими тяжестями смирял он тело свое. Скоро Господь начал прославлять Своего угодника. Некоторые из окрестных крестьян, пользовавшиеся духовными беседами и наставлениями преподобного Вассиана и уверенные в святости его жизни, из любви и уважения к его памяти, построили над гробом его часовню и поставили в ней образ Живоначальной Троицы, принесенный им из монастыря, а как памятник его трудов и терпения возложили на гроб все его тяжести, многие из них стали призывать его в молитвах и при гробе его получали исцеления. Почитание его началось с моровой язвы 1647 года, когда у гроба его совершилось много чудесных исцелений. Чрез несколько лет на месте, прославленном его подвигами, составилась иноческая обитель, существовавшая до 1764 года. Ныне мощи преподобного Вассиана почивают под спудом в каменной приходской церкви, память его совершается в день его преставления. 24-й день. Преподобный Галактион Затворник Когда грозный царь лишил жизни боярина князя Ивана Бельского, семилетний сын убиенного, Гавриил, был укрыт родственниками и друзьями отца, которые отправили ребенка в город Старицу, чтобы спасти его от ярости царской. Там юный князь скрывался в неизвестности и кормился сапожным мастерством; а пришедши в зрелый возраст, пришел в Вологду. Вступив в супружество, он недолго утешался семейной жизнью: супруга умерла, оставив на руках его дочь. Огорченный превратностию жизни, Гавриил отдал младенца на воспитание родственникам жены, выпросил у жителей местечко для келлии на берегу ручья Соденки и наложил на себя тяжкий подвиг затворничества в оковах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Христофор Сольвычегодский Преподобный Афанасий Свирский Преподобный Иона Яшезерский XVI-XVII Праведный Афанасий Наволоцкий XVI-XVII Праведный Прокопий Усьянский (Устьянский) До XVII XVII век Праведный Василий (мученик), Мангазейский, Туруханский Борис Феодорович Годунов (1598 – 1605) Преподобный Мартирий Зеленецкий Праведная Иулиания Лазаревская Святитель Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси Василий Иоаннович Шуйский (1606 – 1610) Преподобномученица Анастасия, игумения Угличская и с нею 35 сестер-монахинь Преподобный Сергий Шухтовский Преподобный Леонтий Леохновский Междуцарствие 1610 – 1613 Преподобный Серапион Кожеезерский Святитель Ермоген священномученик, Патриарх Московский и всея Руси Преподобномученик Галактион Вологодский Преподобный Иосиф Заоникиевский Преподобный Трифон, архимандрит Вятский Преподобномученик Евфросин Синоезерский Праведный Иоанн (затворник), Псковский Михаил Феодорович Романов (1613 – 1645) Преподобный Иринарх, затворник Ростовский Праведная София, кн. Слуцкая Преподобный Адриан Монзенский Преподобный Поликарп Брянский Блаженный Киприан, Христа ради юродивый, Суздальский чудотворец Преподобный Макарий Жабынский, Белевский Преподобный Вассиан Тиксненский Блаженный Прокопий Вятский, Христа ради юродивый Преподобный Иов Ущельский Преподобный Иринарх, игумен Соловецкий Преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский Преподобный Дионисий Радонежский, архимандрит Троице-Сергиевой лавры Преподобный Никодим Хозыогский, Кожезерский Преподобномученик Симон Воломский Праведный Симеон Верхотурский Преподобномученик Афанасий Брестский Алексий Михайлович (1645 – 1676) Праведный Максим, иерей Тотемский, Христа ради юродивый Преподобный Иов, игумен Почаевский Святитель Аффоний, митрополит Новгородский Святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский Преподобный Леонид Устьнедумский Преподобный Лукиан Александровский Святитель Афанасий, Патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец Преподобный Елеазар Анзерский Преподобный Филипп Янковский, Сухонский Преподобный

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

Явление Св. Троицы прп. Александру Свирскому. Икона. Кон. XVIII — нач. XIX в. (ГИМ) Явление Св. Троицы прп. Александру Свирскому. Икона. Кон. XVIII — нач. XIX в. (ГИМ) В период развития монашества в XIV-XV вв. и продвижения его на север Руси устав мон-рей был по преимуществу общежительным. О З. в данный период сохранились лишь фрагментарные сведения, к-рые говорят только о существовании самого подвига. Напр., известно, что прп. Павел Обнорский († 1429) еще до основания своего мон-ря, подражая древним сир. затворникам, прожил 3 года в дупле старой липы, а прп. Кирилл Белозерский († 1427), уже будучи настоятелем Симонова мон-ря, на время затворился в своей келье. Косвенно о З. свидетельствует и наличие пещер во вновь образуемых обителях (напр., Печерский мон-рь в Н. Новгороде, основанный свт. Дионисием Суздальским († 1385)). Сведения о развитии подвижничества в XVI-XVII вв. весьма скудны, хотя данный период характерен тяготением рус. подвижничества к З. ( Смолич. С. 186-187). О З. в этот период можно узнать из житий отдельных святых: преподобных Корнилия Комельского († 1537), Александра Свирского († 1533), прпмч. Галактиона Вологодского († 1612) и др., к-рые суровостью подвига не уступали древним аскетам. Прп. Иринарх († 1616), затворник Борисоглебского мон-ря, прожил более 30 лет привязанный к скамье, а прп. Вассиан Тиксненский († 1623/24) 13 лет находился в келье прикованный к стене цепью и выходил только на богослужение. Особый период развития З. совпал с расцветом рус. монашества в кон. XVIII-XIX в. Подвиг получил распространение и чрезвычайное почитание в народе благодаря широкой известности св. затворников. Прп. Серафим Саровский († 1833) провел в затворе с 1810 по 1825 г. Известно его установление жизни в этот период - прочитывать в течение недели весь НЗ, а также наизусть совершать келейное молитвенное правило и богослужения суточного круга. Нарушить затвор преподобный отказался даже ради посетившего Саров еп. Тамбовского Ионы: «Старец не отпер ему двери и ничего не отвечал» ( Поселянин Е.

http://pravenc.ru/text/182645.html

Вассиан на это сказал: «Я Госпожу Богородицу не хулю; верно, писец описался». Подобно тому указано было на житие св. Богородицы Метафраста, переведенное Максимом Греком , где также от неисправности в переписке оказались такие ошибки, которые давали еретический смысл написанному. Поставленный на очную ставку монах (Вассиан Рушанин) обличал Вассиана, будто он, вместе с Максимом Греком , об этих ошибках сказал: «так и надобно». Вассиан на это сказал: «я этого не говорил; он лжет на меня». «Ты, – продолжал митрополит, – живучи в Симонове, в разговоре с одним старцем, назвал Христа тварию, а когда тебе старец сказал: святые отцы на всех соборах Святым Духом писали, ты ответил: диавольским духом они писали, а не святым». «Никогда этого я не говорил – сказал Вассиан – покажи мне того старца, который на меня наговаривает». «Ты говорил со старцем Иосифова монастыря» – сказал Даниил. «У меня, – отвечал на это Вассиан, – не бывали в келье старцы Иосифова монастыря: я их к себе не пускаю; мне до них дела нет». Тут митрополит указал на одного старца, по имени Досифея. «Досифей старец великий, добрый; он у меня в келье бывал не раз», – сказал Вассиан. Этот «великий, добрый старец» явился обличителем Вассиана, показывал, будто Вассиан называл Христа тварию и говорил: святые отцы писали не Святым Духом, а диавольским. «Я ничего этого не говорил, – сказал Вассиан, – душа твоя пусть подымет (это). Бог меня с тобой рассудит». «Ты, Вассиан, – продолжал Даниил, – говорил про Макария Колязинского: что это за чудотворцы? Макар чудеса творит, а мужик был сельской!» «Я его знал, – сказал Вассиан, – простой был человек: а если он чудотворец, – пусть будет как вам любо. Чудотворец ли он или не чудотворец – не знаю». Митрополит объяснил бывшему боярину, что могут быть святые мужи и из рабов, из самаго низкого звания, что следует уважать не телесное благородие, а духовное. «Про то знает Бог да ты со своими, чудотворцами», – сказал Вассиан. Митрополит далее продолжал: «Все православные поклоняются гробу и честным мощам митрополита Ионы, а ты не поклоняешься ему и не почитаешь его».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

" Меня, - отвечал Вассиан, - побудил на это митрополит Варлаам с освященным собором " . Он сослался на трех свидетелей архиереев, из которых двух уже не было на свете а третий, крутицкий епископ Досифей, спрошенный митрополитом, показал, что Вассиан лжет: митрополит ему не приказывал, и епископы не были ему советниками. " Волен Бог, да ты, господин митрополит! " - сказал тогда Вассиан. " Ты, - говорил митрополит, - в своих сотворениях написал, что в правилах есть противное Евангелию, Апостолу и Святых отец жительству; ты писал и говорил, что правила писаны от дьявола, а не от Святого Духа, называл правило - кривилом, а чудотворцев - смутотворцами за то, что они дозволяли монастырям владеть селами и людьми " . " Я, - сказал Вассиан, - писал о селах: в Евангелии не велено держать сел монастырям " . Митрополит велел ему прочитать ряд доводов и примеров, свидетельствующих о том, что дозволялось монастырям держать села, и святые мужи их держали. Вассиан сказал: " Если они и держали, то пристрастия к ним не имели. " " А почему же ты нынешних чудотворцев считаешь пристрастными? " - спросил митрополит. " Я не знаю, были ли они чудотворцы " , - отвечал Вассиан. Митрополит продолжал: " От семи соборов и доныне не бывало в священных правилах еллинского учения, а ты написал в своих правилах еллинских мудрецов: Омира, Аристотеля, Филиппа, Александра, Платона " . " Я этого не помню - зачем написал, - сказал Вассиан, - если что не гораздо, исправь " . Митрополит укорял его за то, что он писал, будто божественное писание и священные правила называют отступниками тех, которые, будучи иноками, не хранят своего обещания не держать сел и не владеть ими. " Ты, - говорил митрополит, - оболгал тем божественное писание и священные правила " . " Я писал себе, на воспоминание своей душе, - сказал Вассиан, - но тех не похваливаю, что села держат " . После того митрополит стал придираться к разным опискам, чтоб обвинить Вассиана в явно еретических мнениях. «У тебя, - говорил митрополит, - в правилах приведено правило Кирилла Александрийского: Аще кто не нарицает Пречистую Деву Марию, да будет проклят и вместо: не нарицает, сказано: нарицает». Вассиан на это сказал:

http://sedmitza.ru/lib/text/435597/

Преданный великим князем митрополиту и подвергнутый от последнего соборному суду, Вассиан обвиняем был на соборе в следующем 1488 : 1) Он – Вассиан дерзнул сделать дело, которого от века не бывало: посягнул на великую книгу священных правил апостольских, соборных и отеческих, малую некую часть, угодную его малоумию, выписав из неё, а иное всё разметав. Митрополит разумеет то, что Вассиан исключил из своей Кормчей книги законы греческих императоров, относящиеся к церкви, которые по его – митрополита представлениям внесены в Кормчую святыми отцами и соборами и имеют одинаковое значение авторитета и нерушимости с самыми правилами каноническими. Вассиан в своё оправдание говорил, будто составить новую Кормчую его понудил митрополит Варлаам со священным собором. 2) Он – Вассиан написал в своей Кормчей: «есть в святых правилах супротивное евангелию и апостолу и святых отец жительству», а также написал в ней и много другого блазненного, – говорил о правилах, что они писаны от довода, а не от Св. Духа, и называл их кривилами, а не правилами. Признавая неверным славянский перевод правил, Вассиан действительно написал в своей Кормчей об этом именно переводе: «есть в святых правилех» и пр., т. е. по нашему славянскому их переводу. Касательно отзыва Вассиана о правилах, что они суть не правила, а кривила, лица, доносившие на него, прямо показывали, что отзыв относился к славянскому переводу 1489 . Об этом последнем необузданный на язык Вассиан действительно мог произносить подобный отзыв, и, как уверяет запись о суде над ним, он даже повторял его и перед митрополитом с епископами 1490 . Справедливости обвинения на себя, будто говорил о правилах, что они писаны от дьявола, а не от Св. Духа, Вассиан не признавал, и должно со всей вероятностью думать, что оно было клеветой на него: он полагал, что греческий подлинник правил не противоречит его образу мыслей, а подтверждает его; а следовательно, не имел и побуждений восставать против правил в их подлиннике. 3) Чудотворцев, владевших сёлами и крестьянами, называл смутотворцами и в частности не хотел почитать новых, всеми почитавшихся, чудотворцев: Макария Колязинского и митрополита Ионы. Вассиан дал ответ в таком смысле, что то и другое справедливо 1491 . Почему он не хотел почитать митрополита Ионы, когда тот был не монах, а епископ, и когда по его собственному мнению епископам дозволено было владеть вотчинами, это в записи о соборе не объясняется.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Вассиан пришёл к пр. Паисию (см. выше в его Покровский близ г. Углича монастырь, имея от рода 33 года, и через несколько времени был пострижен в монашество. «Жил Вассиан, как повествует о нём житие пр. Паисия, в послушании велицем, и в воздержании, и в трудах монастырских пребывая без роптания, и во смирении, и в кротости, и в терпении, во всём повинуясь наставнику и отцу своему, пр. Паисию, подвизался богоугодно всяким добродетельным житием. В 1482 г. «священноинок» Вассиан участвовал в крестном ходе при обретении чудотворной иконы Покрова Пресвятой Богородицы, главной святыни Углического Покровского монастыря. Поживши в Паисиевой обители, Вассиан возжелал безмолвного жития и пр. Паисий благословил его на этот подвиг. «Иди, чадо Христовожделенное, – сказал ему пр. Паисий, – со благим игом Господним и благоугождай Господеви, имаши бо поставити не по мнозе времени свой монастырь и собрати стадо во славу имени св. Троицы». Оставив в 1492 г. Паисьеву обитель, пр. Вассиан прожил несколько времени в Николо-Улейминском монастыре (который и ныне существует в 12 вёрстах от г. Углича), и отправился далее на юг в уединённую Рябовскую местность. Это глухое пустынное место понравилось пр. Вассиану, и он устроил себе келью. Но вскоре окрестные жители, узнав об отшельнике, стали приходить к нему и селиться близ его кельи. Владетели бояре также стали посещать его и, узнав об его подвигах, подарили Вассиану землю для основания монастыря, который вскоре и был открыт; и при помощи благотворителей, преимущественно родственников Вассиана, построена была церковь в честь Пресвятой Троицы. Вассиан не прерывал общения со своим духовным отцом пр. Паисием и участвовал в 1504 г. в его погребении (в числе бывших при отпевании его был «Вассиан блаженный, Рябовский начальник»). О дальнейшей жизни пр. Вассиана в житии пр. Паисия сказано: «И тако добре и богоугодне подвизався блаженный отец наш Вассиан со всем своим Христоизбранным, словесным иноческим стадом во обители Свято-Троицкой седьмнадесять лет и вконец угоди Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

лубинский полагает, что это был расчет, так как и сам кн. был противником монастыр. землевладения и ин. Вассиан был известен за такового; приближая последнего, вел. кн. как бы хотел им обороняться от «иосифлян» и держать их в страхе. Инок Вассиан, в качестве человека близкого ко двору Василия III, старался играть роль советника и нет ничего неправдоподобного в том, что инок Вассиан старался влиять на вел. кн. в духе своих убеждений. Одновременно инок Вассиан ведет литературную пропаганду своих идей, и на соборе, судившем Вассиана, было выставлено обвинение, что он старался «научить» вел. кн. и «вся благородныя человеки иже у монастырей и мирских церквей сел отъимати». Мы не можем не согласиться с доводами исследователей относительно молчания кн. Вассиана на соборе 1503 г.; боярин, попавший в опалу, естественно, был далек от литературы св. Писания и житий, в момент собора, едва ли он мог выступить с серьезными аргументами. Но завязавшаяся литературная полемика вовлекла и инока Вассиана в спор и, по вполне понятным причинам, он должен был владеть оружием слова и аргументации, чтобы защищаться от противников. Втянувшись в полемику с «Иосифлянами», инок Вассиан обратил внимание на кормчую книгу, к которой прибегали стяжатели для защиты своих взглядов. Просмотрев эту книгу, кн. Вассиан предрешил вопрос, что канонические правила, допускающие монастырское землевладение, подложны; а придя к такому решению, кн. Вассиан решил восстановить подлинную кормчую и с этой целью составил свою редакцию Кормчей. Кормчая Вассиана была окончена в 1517 г. Эта новая редакция кормчей была поставлена в особую вину кн. Вассиану на суде 1531 г. В борьбе по поводу монастырского землевладения стяжатели одержали победу и первой жертвой победной был М. Грек, осужденный на соборе 1525 г. и подвергшийся заключению в Иосифов Волоколамский монастырь до 1531 г. когда он вновь фигурировал на суде 1531 г. над Вассианом. Правда, М. Грек, как и кн. Вассиан обвинялись в склонности к еретическому мышлению; однако, главным мотивом обвинения явилась их приверженность идее нестяжания. Собор 1531 г., судивший кн. Вассиана, поставил ему в осо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Меня, – отвечал Вассиан, – побудил на это митрополит Варлаам с освященным собором». Он сослался на трех свидетелей архиереев, из которых двух уже не было на свете 4 , а третий, Крутицкий епископ Досифей, спрошенный митрополитом, показал, что Вассиан лжет: митрополит ему не приказывал, и епископы не были ему советниками. «Волен Бог , да ты, господин митрополит», сказал тогда Вассиан. «Ты, – говорил митрополит, – в своих сотворениях написал, что в правилах есть противное Евангелию, Апостолу и святых отец жительству: ты писал и говорил, что правила писаны от диавола, а не от Святаго Духа, называл правило – кривилом, а чудотворцев – смутотворцами за то, что они дозволяли монастырям владеть селами и людьми». «Я, – сказал Вассиан, – писал о селах: в Евангелии не велено держать сел монастырям». Митрополит велел ему прочитать ряд доводов и примеров, свидетельствующих о том, что дозволялось монастырям держать села, и святые мужи их держали. Вассиан сказал: «если они и держали, то пристрастия к ним не имели». «А почему же ты нынешних чудотворцев считаешь пристрастными?» – спросил митрополит. «Я не знаю, были ли они чудотворцы», – отвечал Вассиан. Митрополит продолжал: «от семи соборов и до ныне не бывало в священных правилах эллинского учения; а ты написал в своих правилах эллинских мудрецов: Омира, Аристотеля, Филиппа, Александра, Платона». «Я этого не помню, зачем написал, – сказал Вассиан: – если что не гораздо, исправь». Митрополит укорял его за то, что он писал, будто божественное писание и священные правила называют отступниками тех, которые, будучи иноками, не хранят своего обещания не держать сел и не владеть ими. «Ты, – говорил митрополит, – оболгал тем божественное писание и священные правила». «Я писал себе, на воспоминание своей душе, – сказал Вассиан, – но тех не похваливаю, что села держат». После того митрополит стал придираться к разным опискам, чтобы обвинить Вассиана в явно еретических мнениях. «У тебя, – говорил митрополит, – в правилах приведено правило Кирилла Александрийского : „Аще кто не нарицает Пречистую Деву Марию, да будет проклят“ и вместо: не нарицает, сказано: нарицает».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010