В среду мы поехали в Тотьму, и выехали отсюда в среду же 17 числа, в половине 3 часа пополудни. Погода и на обратном пути нам благоприятствовала: когда мы останавливались для отдыха, случался дождь и только на это время. По большей части мы останавливались у священников (в одну ночь крепко заснул я на сеновале под овчинным тулупом) и осматривали сельские церкви. В Тиксненской Преображенской, прежде монастырской, а ныне приходской церкви, в 50 верст, от Тотьмы, мощи преп. Вассиана, современника и, как говорят, ученика преп. Феодосия, почивают под спудом. Память его 12 сентября. Он был родом из земледельцев села Бурцева, тотемского уезда, принял монашество в Спасо-Суморином монастыре и, с благословения своего игумена, основал в 1594 г. пустынь, названную от р. Тиксны Тиксненскою, соорудил здесь и храм. Вассиан проводил жизнь почти затворническую. Показывают пещеру, где он был погребен (около 1624 г.), и железные вериги его. В субботу, в конце 10 часа ночи, мы прибыли в Лопотов монастырь, откуда на другой день после обеда ездили за 8 верст посмотреть на рыбную монастырскую ловлю на р. Сухоне. При нас брошены одна после другой две тони: в первую поймано 89 больших лещей, во вторую 150 раков, что бывает весьма редко, и перед нашим отъездом лов был неудачный. Из Лопотова, где проведен остаток воскресного дня, мы повезли с собой в Вологду столько лещей, сколько их могло вместиться в заднем ящике нашего тарантаса, обложенном, по распоряжению о. строителя, крапивой и льдом. В добром здоровье и с отрадными воспоминаниями мы возвратились домой во вторник, 22 августа, в 9 часов вечера. VII. Игумения Олимпиада, настоятельница Коломенского Успенско-Брусенского монастыря 81 В 1870 году, вследствие предписания духовного начальства, заведена церковная летопись при Коломенском девичьем монастыре, содержащая подробные сведения о внешнем благоустройстве монастыря в настоятельство игумении Олимпиады. Эти сведения изложены, впрочем, без помощи официальных бумаг, единственно по рассказам (изустным) самой Олимпиады, весьма пригодным для ее биографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Валаамский монастырь с древних времен часто подвергался разорениям от шведов, поэтому мощи преподобных Сергия и Германа не раз были переносимы из обители в Новгород и обратно. Одно из таких перенесений и празднуется 11 сентября. Написание иконы преподобных Сергия и Германа последовало около 1401 года. После шведского разорения мощи в начале XVIII века, когда по Нейштатскому миру Валаам снова отошел к России, они были перенесены на остров и почивают под спудом в храме Преображения Господня. В XVIII веке митрополит Санкт–Петербургский Гавриил (Петров) вызвал, по благословению Святейшего Синода, старца Назария и назначил его игуменом Валаамского монастыря. Были устроены уединенные скиты на небольших островках, разбросанных вокруг Преображенского монастыря. В результате его пастырской деятельности было возрождено старчество, на острове процвела особо духовная жизнь по завету преподобных Сергия и Германа Валаамских. Служба Валаамским чудотворцам ранее совершалась по Общей Минее. Строитель Коневского монастыря (впоследствии Тихвинский архимандрит) Иларион составил им особую службу, которая, по рассмотрении Святейшим Синодом, в 1817 году была напечатана. В 1819 году, 20 октября, Св. Синод определил день памяти 28 июня/11 июля и день перенесения мощей прпп. Сергия и Германа 11/24 сентября внести во все печатные месяцесловы. Сентябрь 12 Вассиан Тиксненский, преподобный В XVI столетии в деревне Бурцево жил благочестивый крестьянин Василий. Кроме землепашества Василий знал еще мастерство портного и каждый год, окончив полевые работы, ходил шить по ближним и дальним селам и деревням. Мастерство давало Василию хорошие доходы, и небольшое семейство его, состоявшее из жены и двух сыновей, не терпело нужды ни в чем. Это же мастерство, заставлявшее Василия много узнать и перевидать, содействовало и его духовному развитию. От природы он обладал богатыми способностями, горячим, отзывчивым сердцем и светлым, наблюдательным умом. И вот, переходя из селения в селение, знакомясь с разными людьми, он мог многому научиться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Возвратившись с архипастырским благословением в свою пустыню, преподобный немедленно приступил к построению церкви, трапезы и разных необходимых для общежития служб. Благоговейный и богатый поселянин Мартин пожертвовал землю и лес для новой обители. При единодушном старании братии вскоре все было окончено. Преподобный Дионисий, услышав об устроении обители, посетил своего друга, похвалил избранное Григорием место, найдя его весьма удобным для иноческой жизни, и принес для новоустроенной церкви иконы праздников Господних и книгу Пролог. Несказанно рад был Григорий посещению своего учителя и упросил его совершить освящение церкви, что тот охотно и исполнил. Церковь была освящена в 1426 году в честь Собора Богородицы, празднуемого на другой день Рождества Христова. Преподобный Григорий был искусный каллиграф. Он списывал для своей обители разные священные книги, которые долго сохранялись в ней и после его кончины. Списывание книг было для преподобного, как и вообще для иноков того времени, священным долгом; они служили чрез это делу религиозного просвещения жителей в пределах вологодских в то время, когда здесь не существовало еще никаких школ. Много пришлось преподобному потерпеть и неприятностей ради обители. Раз ночью были похищены разные хозяйственные орудия обители. Братия сильно опечалились; но преподобный, утешая их, сказал, что все возвращено будет, и действительно, скоро у пойманных воров все было отобрано. Чья душа полна была любовью к Богу и ближним, тот не мог быть равнодушен к тревогам и бедам родной земли. В 1433 году преподобный Григорий отправлялся в Москву, где тогда князь Юрий Димитриевич управлял великим княжеством, выгнав Василия Васильевича из Москвы. Преподобный убеждал Юрия возвратить Василию наследственную его собственность к общему покою, и Юрий возвратился в Галич. В следующем году сын Юрия, князь Димитрий Шемяка, опустошил страну Вологодскую; несчастные жители бежали из жилищ своих и скитались в лесах, не зная, где приклонить голову, многие умирали с голоду.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Господь чудесно являл Свою помощь ищущим места для святого жития. В Патерике повествуется, как преподобный Григорий Пельшемский пришёл через леса и болота к реке Пельшма. «Ночью сквозь сон он услышал за рекою как бы звон колокола и, тотчас же пробудившись, начал усердно молиться Господу и его Пречистой Матери, чтобы указано было ему то вожделенное место, где ему предназначено пребывать. Пробыв в молитве до рассвета, преподобный Григорий переправился на другой берег реки, откуда слышен был звон, ... дошёл до реки Пельшмы», где и остановился (46). Преподобному Кириллу Новоезерскому указано было место для подвигов заступничеством Самой Божией Матери после усердной молитвы к Ней. «Угодник Пресвятой Троицы, – сказала Она, – раб Мой Кирилл, иди на восточную сторону Белоозера, и явит тебе Господь и Сын Мой место упокоения для твоей старости» (159). И что ещё примечательно? Всё служение угодников Божиих проникнуто послушанием. Когда Патерик свидетельствует о величайшем подвижнике Северного края преподобном Савватии, то, упомянув о неизвестности «откуда пришёл» он в Белоезерскую обитель «и кто был родом», отмечает самое главное в его подвиге – «безответное послушание игумену» (225). «В совершенном послушании, привыкая к иноческому порядку подвижнического жития», пребывал и один из первых учеников преподобного Сергия, преподобный Савва Сторожевский (96). Подобные подвиги длились десятилетия, или всю трудовую жизнь. Преподобный Павел Обнорский провёл в разных монастырях пятьдесят лет «и сорок лет в пустыне Обнорской» (прожил сто двенадцать лет. – 59). Преподобный Кирилл Белоезерский тридцать лет труженической жизни не ложился для отдыха – «засыпал стоя и несколько прислоняясь к стене» (316). Столько же лет провёл в затворе преподобный Вассиан Тиксненский, «облекшись весь в железо, как воин в броню» (37). (Подобное см. и о преподобном Варнаве Ветлужском. – 329). Как видимый знак Богоугодности выходцев «от Святыя Троицы» были их светлые лица. Подвижник предавался суровому житию, «чтобы увяла тленная красота; но чем более подвизался, тем более просвещалось лицо его, процветая самим постом, как некогда у трёх отроков Вавилонских» (171).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Забудем о прелестях мира, мы тем облегчим себя. Простимся с миром, с заботами и суетами земли и скроемся от них. Покаемся всем сердцем и скажем: вот мы все оставили и идем за Тобою; отказались от всего из страха пред Тобою. Пусть покаяние наше дойдет до облаков и стенание приблизится к небу. Молитвы и милостыня да придут пред Бога! Послужим Ему со страхом и трепетом. Заповеди Божии – свет и жизнь; в твоей воле выполнять их или пренебрегать ими. Изучай их непрестанно и пребывай в них; напиши это слово на твоем сердце, обвяжи им шею твою. Оно вводит в жизнь. Этим желанным путем ходили все святые Ветхого и Нового Завета, в подвиге поста, в скорбях и нуждах, постнически и мученически угодили Богу; Ему единому служили и ликуют с ангелами в лике вечном и нерушимом. Аминь» 16 . Вот еще прекрасное наставление Преподобного о молитве общественной: «Если имеет силу молитва одного человека, тем более имеет она силу, когда возносится в собрании верующих. Что холоднее камня? Но когда будем ударять камень о камень, посыплются искры. Когда души наши совокупятся в молитве, она будет сильна и пламенна. Можно молиться дома, но нельзя так молиться, как в церкви, где возносится единодушно пение, где единомыслие, согласие, союз любви... Здесь возносятся молитвы священников. Для того и предстоят священники, чтобы немощные молитвы народа, придерживаясь за их более сильные, взошли вместе с ними на небо» 17 . 12-й день. Преподобный Афанасий Серпуховской По просьбе Серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, преподобный Сергий Радонежский в 1373 году ходил в Серпухов, основал там монастырь в честь Зачатия Богородицы и дал этой новой обители нового игумена, ученика своего Афанасия, который был сыном священника из Обонежской пятины, и, слыша о пустынных подвигах игумена Радонежского, пришел к нему из отдаленного края, и принял пострижение в Троицкой обители. С помощью благочестивого князя новый игумен Афанасий построил в новом городе Серпухове храм и келлии монастыря, прозванного Высоцким по высокому берегу реки Нары, на котором он стоит вблизи реки Оки, в версте от города.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Избрав место, преподобный Григорий прежде всего поставил для себя малую хижину и стал день и ночь подвизаться в молитве и псалмопении в совершенном уединении и безмолвии. Понемногу и исподволь он заботился и о том, что было необходимо для устройства обители: очищал место от леса и кустарника, осушал его канавами, рубил лес на постройку и запасал другие, нужные к тому материалы. Спустя несколько времени пришел к нему один вдовый священник по имени Алексей, желая с ним сожительствовать и прося себе пострижения. Почитая прибытие его знаком благоволения Божия и началом исполнения своего сердечного желания, преподобный с великой радостью, как ангела Божия, принял пришельца и назвал его при пострижении Александром. Он рассказал ему о своем намерении построить на избранном им месте общежительный монастырь. «Брат Александр, – говорил преподобный своему сподвижнику, – Бог нам прибежище и сила и помощник в скорбях наших; будем заботиться о духовном, а Пречистая Богородица Сама попечется об устроении Своего дома и снабдит нас Своею милостию». Вместе, в убогой и тесной своей хижине, они стали совершать молитвословия, проводя ночи в пении и псалмопении, а дни в трудах. Чрез несколько времени стали приходить к ним когда один, когда два, желающие с ними сожительствовать. Мало-помалу собралось порядочное число иноков и составилось общежитие. Как отец, преподобный с любовию принимал каждого и убеждал не страшиться трудности места и скорбей пустынных, обнадеживая помощию Божией Матери. Оставалось еще испросить благословение архиерея на построение и освящение храма, чтобы исполнилось сердечное желание преподобного и избранное им место сделалось обителью иноческой. С этой целью преподобный Григорий немедленно отправился в Ростов. Там он не застал уже в живых знакомого ему архиепископа Дионисия; Ростовскую кафедру занимал тогда уже новый архиепископ Ефрем II, владыка заботливый и учительный. Святитель благословил устроение храма и обители и поручил Григорию настоятельство в ней, но с тем вместе потребовал, чтобы Григорий учредил общежитие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К приведённым нами выше святым в нашем списке последних на основании списка Евгениева должно быть прибавлено ещё значительное количество местных Вологодских святых. В хронологическом порядке жизни эти святые суть следующие. Александр Куштский, основатель упразднённого Александрова (по его имени) Успенского Куштского монастыря, который находился в Кадниковском уезде, в 40 верстах к северу от Вологды, скончавшийся 9-го Июня 1439-го года. Филипп Рабанский, основатель упразднённого Рабанского Спасопреображенского монастыря, который находился в Вологодском уезде, на реке Сухоне, в 32-х верстах к северо-востоку от Вологды, живший в середине XV столетия (память 15-го Ноября). Леонтий, юродивый Устюжский, живший в XV столетии (память 18-го Июня). Харитон Сянжемский, игумен упразднённого Спасо-Евфимиева Сянжемского монастыря, который находился в Кадниковском уезде, в 120 верстах к северу от Вологды, скончавшийся 11-го Апреля 1509-го года. Иннокентий Охлебинин, ученик преп. Нила Сорского , основатель упразднённого Иннокентиева (по его имени) Спасопреображенского монастыря, который находился в Грязовецком уезде, в 12-ти верстах от Грязовца, скончавшийся 19-го Марта 1511-го года 1779 . —8— Иоанн, в монашестве Игнатий, сын Угличского князя Андрея Васильевича, заточённый дядей вел. кн. Иваном Васильевичем в Вологодский Прилуцкий монастырь и скончавшийся здесь 19-го Мая 1522-го года. Лаврентий, ученик Корнилия Комельского и второй преемник его на игуменстве в Комельском монастыре, скончавшийся 1й-го Мая 1547-го года. Симон Сойгинский, основатель упразднённой Спасопреображенской Сойгинской пустыни, которая находилась в Сольвычегодском уезде, в 75-ти верстах вверх от Сольвычегодска по реке Вычегде, скончавшийся 24-го Ноября 1562-го года. Антоний, епископ Вологодский, поставленный из игуменов Дорогобужского Болдина монастыря в 1586-м году, скончавшийся 26-го Октября 1588-го года. Вассиан Тиксненский, основатель упразднённой Тиксненской Спаса Нерукотворенного пустыни, которая находилась в Тотемском уезде, в 50-ти верстах к западу от Тотьмы, скончавшийся 12-го Сентября 1633-го года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О преподобном Афанасии сказано в летописных святцах: «Преподобный Афанасий-пустынник, зовомый железный посох, ученик бысть святаго Сергия чудотворца; преставися в лето 6900 (1392)». Череповский Воскресенский монастырь был разорен до основания во время нашествия Литвы, а потому не сохранилось сведений о блаженных его основателях, кроме одной надписи на вкладной книге 1568 года: «Сия книга святой обители Воскресения Христова и Живоначальныя Троицы и начальников преподобных отец наших Феодосия и Афанасия». Мощи преподобного Афанасия и Феодосия почивают под спудом, и память совершается местно 25 сентября и 26 ноября. В 1764 году монастырь упразднен и обращен в приходскую церковь бывшей около него Подмонастырской слободы; в 1780 году, при учерждении города Череповца из Подмонастырской слободы и села Федосьева, Воскресенская церковь сделана собором. Воскресенский собор стоит на крутом высоком мысу, образуемом при впадении реки Ягорбы в Шексну, откуда открывается превосходный вид на окрестности. 27 сентября празднуется память преподобного Савватия, Соловецкого чудотворца; житие его изложено под 17 апреля вместе с житием преподобного Зосимы, Соловецкого чудотворца. 30-й день. Преподобный Григорий Пельшемский В половине XIV века в семействе Галичских дворян Лопотовых родился сын. Родители младенца возлагали на него все свои надежды. Они утешались мыслью, что он будет наследником их многочисленных и богатых поместий, продолжит род и верной службой князю поддержит добрую славу семейства Лопотовых. С этой целью, нежно любя сына, они воспитали его в строгом благочестии и, как богатые люди, старались дать ему возможно лучшее по тогдашнему времени образование. Едва отрок достиг пятнадцатилетнего возраста, родители начали помышлять о его женитьбе и приискивать ему невесту. Но чистое сердце отрока рано возгорелось любовью к Богу. С самых юных лет избегая мира и чуждаясь всех его удовольствий, он начал думать единственно о спасении души своей. Предполагаемая женитьба поставила его в самое затруднительное положение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он приковал себя к стене цепью и разделял время между трудом и молитвою; что получал от мастерства своего, все делил на три части: одну посылал в церкви Божии, другую раздавал нищим, а третьей питался сам. Богобоязненные люди подавали ему в окошко пищу; когда склонял его сон, он становился на колени и, держась за цепь, засыпал сном легким и прерывистым, пищей его был только сухой хлеб с водою. Тайно приняв пострижение с именем Галактиона, он не имел ничего в своей келлии, кроме одной рогожки и бывшей на плечах его бедной одежды. К затворнику стали приходить за советами, и он принимал всех одинаково, богатого и бедного; его слово исполнено было силы, утешало печальных и вразумляло беспечных. Молитва его была сильна у Бога. Раз в Вологодской стране была засуха; епископ крестным ходом пришел к церкви Святой Троицы, стоявшей вблизи келлии Галактионовой, и послал просить затворника помолиться вместе со всеми о бедствии общем. Послушный слову святителя, Галактион, вопреки своему правилу, оставил келлию и пришел в храм на всенародную молитву, и Господь послал обильный дождь жаждущей земле. Подвижнику Божию открыто было о наступающих для Вологды бедствиях. Он вышел из келлии в цепях своих, явился в земскую избу и объявил: «Грехи призвали на нас ляхов и Литву. Пусть начнут пост и молитву и поспешат построить храм Знамения Богоматери вблизи моего уединения. Царица небесная избавит Вологду, как некогда Новгород, от гнева Божия». Но один из именитых граждан Нечай Проскуров или Щелкунов сказал: «Не о нас, а о себе хлопочет старец: ему хочется только иметь храм вблизи себя; а что будет с храмом, – прибавил он с насмешкою, – когда умрешь ты, старец?» Старец отвечал строго: «Гнев близок к Вологде; что же до меня, то на моем месте прославится Бог: построена будет обитель». Затем объявил, что Троицкий храм, построенный Нечаем, будет сожжен и дом Нечая запустеет. Проходя мимо храма Димитрия Прилуцкого, он громко сказал: «Чудотворец Димитрий молил Спасителя за город, но его оскорбили тем, что вокруг его храма настроили лавок и завели шум торговый; вот увидите, что и этот храм разорен будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Повсеместное церковное празднование памяти преподобного Григория установлено соборным определением 1549 года. Лопотов Богородицкий монастырь находится в семи верстах от города Кадникова (Вологодской губернии) при речке Пельшме. 13 Блаженный Паисий Ярославов, постриженник Спасокаменский, старец Кириллова монастыря, потом игумен Сергиевой Лавры, отказавшийся от престола митрополии, почил в той обители, где принял иночество. Он был наставником одного из великих отцов Русской Церкви, преподобного Нила Сорского , и других подвижников и занимал первое место в числе пустынных старцев, считавших неполезным для монастырей обладание селами. 14 Иосиф говорил на соборе: «Аще у монастырей сел не будет, како честному и благородному человеку пострищися? И аще не будет честных старцев, отколе взяти на митрополию или архиепископа, или епископа на всякия честныя власти?» 15 Житие, написанное Саввою, епископом Крутицким, издано К. И. Невоструевым в приложении к Чтениям в Московском обществе любителей духовного просвещения за 1865 г. Им же издано житие преподобного Иосифа, составленное неизвестным, и надгробное слово, написанное учеником и сродником Иосифа, Досифеем Топорковым (Барсуков. С. 279–280). О преподобном Иосифе в нашей литературе написаны целые книги, в которых подробно изложены жизнь, деяния и сочинения его. 18 Один из учеников Афанасия, списавший в Царьграде в 1392 г. сборник, говорит в послесловии: «Сию книгу писал я по благословению и совету моего старца, священночестнейшего между иноками кир Афанасия, бывшего прежде начальником общежития и братии в монастыре на Высоцком. Рассмотрев жизнь рассудительным умом своим, оставил он монастырь и все, что было дорого ему: родных, знатных знакомых, – и удалился в Константинополь; здесь пребывает он, как один из убогих, забывая все земное, печется только о будущем». В Румянцевском музее есть копия этого послесловия в сборнике XVI века под 360, лист 42. 19 О преподобном Афанасии сказано в летописи: «Бога ради остави (Афанасий) игуменство и отьще в Царьград, и купи себе тамо келлию, и поживе в молчании со святыми старцы, и тако в старости глубоце преставися ко Господу» (Никоновская летопись. IV, 39). 20 Этот монастырь основан в XIII веке княгиней Марией, дочерью святого мученика князя Михаила Черниговского и вдовою другого мученика князя Василька Ростовского. Теперь эта обитель находится в ограде Иаковлевского монастыря, отчего последний зовется Спасо-Иаковлевским. Читать далее Источник: Троицкий Патерик : или Сказания о святых угодниках божиих, под благодатным водительством преподобного Сергия в его Троицкой и других обителях подвигом просиявших. - [Репринт. воспроизведение изд. 1896 г.]. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 383 с. ISBN 5-85280-137-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010