Поистине, «чья душа полна была любовью к Богу и ближним, тот не мог быть равнодушен к тревогам и бедам родной земли» (48). И так служили земному Отечеству те, которые отверглись мира и всего житейского, «яже в нем». «Можете ли терпеть скудость этого места? – спрашивал преподобный Сергий Радонежский желавших разделить с ним житие вне мирской суеты. – Вас ждёт здесь и голод, и жажда, и всякие недостатки». – «Всё готовы мы понести, честный отче, – отвечали пришельцы. – Всё понесём, при помощи Божией, за твои святые молитвы; только об одном просим: не удаляй нас от себя, не гони прочь от этого святого и достолюбезного места» (10). Чтобы поселиться на «достолюбезном месте», жаждущие святого жития оставляли в миру всё: богатство, славу, почёт, родную сторону – друзей, близких...с посохом простых странников приходили к Великому авве и на всю жизнь оставались с ним (см.: 13–14, 43...). Об одном из ближайших учеников Богоносного Сергия преподобном Савве Сторожевском в Патерике сказано: «...Достиг глубокой старости, никогда не изменив своего уставного правила и, отвергшись однажды мира, о мирском и суетном уже более не заботился; тесный и скорбный путь предпочёл пространному, возлюбил нищету и был образцом трудолюбия и смирения для братии» (100). Не удовлетворяясь великим, подвижники искали большего – уходили в места уединённые, болотистые, лесные, насколько возможно – недоступные (преподобный Григорий Пелъшемский. – 44–45), возлагали на себя вериги – на плечи цепи, на чресла обруч, на руки и ноги оковы, на голову – под куколь – тяжёлую железную шапку... (преподобный Вассиан Тиксненский. – 37). В одном из сборников XVII века, где называются ученики блаженного затворника Иринарха, сказано: «Сии вси един образ жизни имуще, железа тяжкая на себе ношаху и к стене цепями приковани бяху, пищею сухою питахуся, рыбе ж и масла, ни скорому, и мягких яств не прикасахуся. И житие их единому Богу ведомо» (142). Нельзя забывать, что в Северной Руси (или, как её называют, Северной Фиваиде) сами климатические условия требовали от подвижников величайшего мужества. На Соловках совсем не то, что «в жарких пустынях Востока; на крайнем Севере нельзя было круглый год находить себе растительную пищу; нельзя было обойтись в суровые зимние холода без тёплой одежды и жилища – всё это нужно было доставать себе с великим трудом. И старцы Божии терпеливо переносили все перемены климата в своих убогих хижинах, согреваясь любовью ко Господу» (227).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Предсказание труженика скоро исполнилось: 22 сентября 1612 года ляхи напали на Вологду, и, по сказанию современника, «город взяли, и людей всяких побили, и церкви Божии поругали, и город и посады выжгли до основания». Злодеи не пощадили и келлии Галактиона, а его самого жестоко избили и истерзали, так что он через три дня скончался мучеником. Вологжане погребли тело страдальца в бывшей его келлии. Спустя несколько лет граждане Вологды, видя различные чудеса, при гробе страдальца совершавшиеся, вспомнили его совет построить храм Знамения Богоматери близ места его подвигов и построили над самою его могилою деревянный храм в честь Матери Божией; около храма потом возник монастырь, называемый Духовым по соборному храму Сошествия Святого Духа, построенному в 1654 году. Здесь почивают под спудом мощи преподобного Галактиона. При раке преподобномученика находится шапка, сделанная из двух железных полос, крестообразно сложенных, с обручем вокруг головы и железные вериги, соединенные с одной стороны таким же аналавом, а с другой крестом. На аналаве вырезана надпись: «Раб Божий Гавриил во имя Отца и Сына и Святаго Духа обещал терпети до конца». Духова-Спасо-Каменная Галактионова пустынь 3-го класса в губернском городе Вологде. По писцовым книгам 1627 года Галактионова пустынь значилась на речке Соденке, и в ней находилась часовня с мощами преподобного Галактиона и две келлии с тремя старцами. При издании штатов в 1764 году оставлена на своем иждивении, а в 1775 году сюда переведен штат третьеклассного Спасо-Каменного монастыря, ныне Белавинская пустынь, причем перенесены и мощи преподобного Иоасафа, в мире князя Андрея Димитриевича Вологодского. 25-й день. Преподобный Афанасий и Феодосий Череповецкие Ученики преподобного Сергия, отшельники Афанасий, по прозванию «железный посох», и Феодосий, поселились в Новгородском краю на Череповском урочище, в весьма красивой местности, при впадении речки Ягорбы в реку Шексну, среди непроходимых дремучих лесов. Там поставили они церковь в честь Святой Троицы и устроили монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Сергий Шухтовский (Шухтомский). Май, 19 1609 Преподобный Серапион Кожеезерский. Июнь, 27 1611 Преподобный Иосиф Заоникиевский. Сентябрь, 21 1612 Священномученик Ермоген (Гермоген), Патриарх Московский и всея России, чудотворец. Февраль, 17 1612 Преподобномученик Галактион Вологодский. Сентябрь, 24 1612 Преподобный Евфросин Синозерский, или Новгородский. Март, 20 1612 Преподобный Трифон, архимандрит Вятский. Октябрь, 8 1612 Преподобный Антоний Леохновский. Октябрь, 17 ок.1613 Преподобный Иоанн, затворник Псковский. Октябрь, 24 1616 Преподобный Иринарх, затворник Ростовский. Январь, 13 1616 Праведная София, княгиня Слуцкая. Март, 19 1617 Преподобный Адриан Монзенский. Май, 5 1619 Преподобный Поликарп Брянский. Февраль, 23 1620 Блаженный Киприан, Христа ради юродивый, Суздальский чудотворец. Октябрь, 2 1622 Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец. Январь, 22 1623 Преподобный Вассиан Тиксненский. Сентябрь, 12 1624 Блаженный Прокопий Вятский, Христа ради юродивый. Декабрь, 21 1628 Преподобный Иринарх, игумен Соловецкий. Июль, 17 1628 Преподобный Иов Ущельский. Август, 5 1628 Преподобный Дионисий Радонежский, Архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Май, 12 1633 Преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский. Ноябрь, 27 1633 Преподобный Никодим Хозьюгский, или Кожеезерский. Июль, 3 1640 Преподобномученик Симон Воломский. Июль, 12 1641 Праведныи Симеон Верхотурский. Сентябрь, 12 1642 Преподобномученик Афанасий Брестский. Сентябрь, 5 1648 Праведный Максим, Христа ради юродивый, иерей Тотемский. Январь, 16 1650 Преподобный Иов, игумен Почаевский. Октябрь, 28 1651 Святитель Серапион, Митрополит Сарский и Подонский. Май, 2 1652 Святитель Аффоний (Афоний), митрополит Новгородский. Апрель, 6 1652 Святитель Афанасий, Патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец. Май, 2 1654 Преподобный Лукиан Александровский. Сентябрь, 8 1654 Преподобный Леонид Устьнедумский. Июль, 17 1654 Преподобный Елеазар Анзерский. Январь, 13 1656 Преподобный Филипп Янковский, Сухонский. Август, 17 1662

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Приняв начальство, новый настоятель ввел в своем монастыре самый строгий порядок и общежительный устав, стараясь назидать братию не только словом, но и собственным примером и прилагая труды к трудам. При заботах о возвышении и улучшении своего монастыря, при подвигах поста и молитвы преподобный Григорий не оставил мысли своей о пустынножительстве. Он снова начал тяготиться повсюду следующей за ним славой, опасаясь из-за нее лишиться славы будущей; сердце его стало опять стремиться к уединению и безмолвию. Не в силах будучи побороть своего желания и зная, что братия будут упрашивать его остаться и архиепископ никогда не согласится отпустить, он решился тайно оставить монастырь. Дождавшись ночи, никем не видимый, преподобный Григорий вышел из своего монастыря и направился к северу, в страну для него неизвестную, усердно моля Матерь Божию быть ему путеводительницей и возлагая на Нее всю свою надежду. Пришедши в Вологду, он долго ходил по окрестным лесам и пустыням, отыскивая себе место, где бы поселиться и работать Богу. Скитаясь по непроходимым дебрям и болотам, он дошел до монастыря преподобного Дионисия Глушицкого, где утомленного путника приняли как дорогого гостя. Пробывши в Глушицком монастыре несколько времени и присмотревшись к жизни братии и уставу монастыря, преподобный Григорий решился навсегда остаться в нем и стал просить себе келлию у преподобного Дионисия. Пустынный авва поместил пришельца в своем любимом Сосновце, при церкви Иоанна Крестителя, где и сам проводил большую часть времени. Узнавши ближе друг друга, они скоро сделались самыми искренними друзьями; целые дни и ночи проводили они вместе то в совокупной молитве, то в собеседовании духовном. Дионисий, провидя в Григории будущего пастыря и наставника пустынножителей, старался непрестанно назидать его и наставлениями отеческими, и наблюдениями собственного опыта. «Смирение всего необходимее иноку, – говорил старец, – потому надобно стараться с корнем исторгать из сердца всякое превозношение и со страхом и трепетом служить Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С одной стороны, он опасался, что любовь к жене будет охлаждать в его сердце любовь к Богу, что супружеские узы привяжут его к миру; с другой, как послушный сын, он не желал противиться воле родителей и тем навлечь на себя их негодование. Не отказываясь явно от исполнения воли родительской, он стал отговариваться то тем, то другим и откладывать женитьбу от времени до времени. А между тем Господь призвал к Себе родителей отрока прежде, нежели они успели женить своего сына. С честью похоронив родителей, молодой боярин скоро распорядился своим наследством: наделивши рабов и рабынь землей и имением, отпустил на волю, деньги раздал нищим, а сам, не оставив себе ничего, пошел в монастырь Богоматери, находившийся близ Галичского озера. Здесь прошел он первоначальный искус, здесь был пострижен и за святую жизнь свою удостоился священного сана. Подвиги искреннего благочестия доставили ему уважение многих, так что детям Галичского князя он был восприемным отцом. Но через несколько лет, тяготясь этой известностью и близостью родных, он перешел в Ростов и там поселился в монастыре святого Григория, именуемом Затвором. Всегда кроткий и молчаливый, ко всем имея любовь, он старался услужить каждому. Когда не было другого дела, усердно читал отеческие книги, стараясь вникать в их смысл и на самом деле исполнять написанное. Постоянно пребывал он в посте и молитве, так что все смотрели на него как на ангела Божия и дивились подвигам молодого инока Григория. Общее уважение тяготило смиренного подвижника – он хотел уже удалиться в пустыню. Но промысл Божий готовил ему иной жребий: владыка Ростовский, блаженный Дионисий Святогорец, узнав пустыннолюбивого Григория, предложил ему настоятельство в Ростовской Спасской обители, что на Песках 20 . Долго отрекался Григорий от такой высокой чести, указывая на свое недостоинство, но архиепископ Дионисий сказал ему: «Чадо, лучше повиноваться и исполнять волю нашу в послушании, нежели ослушаться нашего смирения и лишиться благословения». Не смел долее отказываться и прекословить владыке преподобный и, обливаясь слезами, смиренно повергся к ногам его, прося себе молитв и благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сидоровой Едомы крестьянская жена Феодосия пришедши ко гробу иерея Петра заявила священникам Никольской церкви, что она 40 дней находилась в столь сильном расслаблении, что не могла поднести к устам куска хлеба. Во время болезни ей явился иерей Петр в виде престарелого священника не во сне, а на яву, и подошедши к ее постели, сказал: «Феодосия, иди в Черевковскую волость ко гробу новоявленного Петра чудотворца и поведай священникам явление мое, помолись Господу Богу, пресвятой Богородице, святителю Николаю и мене Петра призови на помощь и тамо узриши славу Божию и получишь вскоре здравие». Услышавши эти слова от святого она стала обещаться идти к его гробу, после чего он вдруг стал ей невидим, а она почувствовала себя здоровою. После того целый месяц она провела дома не подумав об исполнении своего обещания, как вдруг без всякой видимой причины у нее отнялась правая рука и нога. Тогда она сознала свой грех пред угодником Божиим и начала со слезами умолять его о помиловании, обещаясь немедленно по выздоровлении исполнить свой обет и вскоре по молитвамг угодника получила исцеление. Преподобный Вассиан Тиксненский В деревне Бурцево, тотемского уезда стрелицкой волости, жил крестьянин Василий. Кроме обыкновенных трудов земледельческих, он занимался еще портным мастерством и каждый год, окончивши полевые работы, уходил на несколько времени в окрестные волости и селения для заработков. Это занятие весьма много способствовало как безбедному содержанию его семейства – жены и двух сыновей, – так и собственному его развитию и образованию. Наделенный от природы блестящими способностями и по ремеслу своему переходя из селения в селение, постоянно встречаясь и обращаясь с новыми лицами, он и не учась грамоте мог научиться многому только следя и наблюдая за теми, где жил и работал. Кроме того он был весьма усерден к божественной службе, во все воскресенья и праздничные дни постоянно ходил в церковь , внимательно слушал, что в ней поют и читают, любил беседовать о законе Божием и о спасении души с людьми знающими и набожными и таким образом круг его понятий все более и более расширялся, назначение человека, его обязанности к Богу, ближнему и самому себе сделались для него ясными и понятными.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скоро собрались к нему ученики. Первый из них был преподобный Никон, будущий игумен Лавры Сергиевой, присланный сюда самим Сергием, а второй – Амос, сын знатных родителей из Ярославской области, который при пострижении назван Афанасием. Блаженный игумен ревностно заботился о душевной пользе учеников своих, советовал им остерегаться праздности и как можно чаще заниматься чтением книг. Преподобный Афанасий был другом святого митрополита Киприана, и, когда Киприан, по неудовольствию великого князя Димитрия, вынужден был удалиться из Москвы в Киев и потом в Царьград, Афанасий, оставив игуменство, добровольно последовал за ним в изгнание. В Царьграде, в Предтеченской обители, старец купил себе келлию и жил с несколькими учениками, занимаясь то молитвою, то списыванием книг 18 , то делами благотворения. Святитель Киприан, возвращаясь в Москву по приглашению преемника Димитриева, сильно упрашивал Афанасия возвратиться с ним вместе и обещал ему почести. Но смиренный старец отказался. «Келлия моя мне дороже всех почестей», – сказал он. Святитель отвечал ему: «О ум рассудительный! О взор светлый! Возлюбил ты горькое и скорбное, зная, что, по слову пророка, эта горечь слаще меда. Дивлюсь твоему подвижническому житию; скорблю, что и я не могу наслаждаться им». Таким образом, он остался в Константинополе, но и там трудился для блага Церкви Русской. В 1401 году преподобный Афанасий прислал в свою обитель списанный (а может быть, и переведенный им) церковный устав, с которого снято потом много списков в России. Этот устав он назвал «оком церковным». Он прислал также несколько икон византийского искусства, которые и теперь целы в Высоцком монастыре. Там, в Константинополе, он и скончался в глубокой старости в первых годах XV века. Между тем основанная им обитель находилась под управлением ученика его Афанасия, который вел жизнь богоугодную и скончался 12 сентября 1395 года 19 . Высоцкий, или Высокий, Богородицкий Зачатиевский монастырь 3-го класса (с 1764 г.) Московской губернии, Серпуховского уезда, в одной версте от Серпухова по дороге в Тулу, на возвышенном берегу реки Нары, против Владычнего женского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сотвори, чадо, ум твой со всяцем тщанием единаго Бога искати и прилежати к молитве, паче же подвигнися помогати нищим, сиротам и вдовицам». Преподобный Григорий, забыв свой прежний настоятельский сан, как ученик, смиренно внимал поучениям великого своего наставника, обещаясь всегда неотложно и всецело исполнять их. Приятна ему была тишина уединенной келлии пустыни Сосновецкой: он нашел здесь желаемый покой. Дороги для его сердца были внимание и любовь к нему Дионисия, в частых беседах с которым приобрел он немало духовной опытности, и разлука с ним должна была казаться ему тягостной. Но, пробыв в Сосновце несколько лет, как пловец в тихой пристани, он почувствовал в сердце своем новое, неизвестное прежде ему желание – трудиться не для себя только, но послужить спасению и других. С великим смирением он открыл помысл свой старцу, прося его совета и вразумления. Духовный друг и наставник одобрил его намерение, и, когда Григорий пал ему в ноги, прося благословения на подвиг, пустынный авва сказал: «Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля; послет ти помощь от святаго и от Сиона заступит тя; даст ти Господь по сердцу твоему и весь совет твой исполнит» 21 . С крестом на плечах и молитвою на устах вышел преподобный Григорий из Сосновца и направил путь свой к восточной стороне от Глушицкого монастыря, в места, ему совершенно неизвестные. Идя лесами и болотами, к вечеру он достиг пустынных берегов великой реки Сухоны и, утружденный путешествием, расположился тут ночевать, непрестанно думая о том, как найти ему место, удобное для пребывания иноческого. Ночью сквозь сон он услышал за рекою как бы звон колокола и, тотчас же пробудившись, начал усердно молиться Господу и Его Пречистой Матери, чтобы указано было ему то вожделенное место, где ему предназначено пребывать. Пробыв в молитве до рассвета, преподобный Григорий переправился на другой берег реки, откуда слышен был звон, и чрез леса и болота дошел до реки Пельшмы, впадающей в Сухону. Здесь преподобный останавливается, обозревает местность и, походив немного по лесу, водружает крест на левом берегу Пельшмы, преклоняет пред ним колена и возносит усердную молитву к Богу, чтобы Он благословил его на этом месте основать храм и обитель иноческую в прославление имени Божией Матери и для спасения душ христианских.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Спасо-Суморин, заштатный (с 1764 г.), монастырь находится в Вологодской губ., Тотемского у., в 1 версте к сев.-зап. от Тотьмы, на мысу, между реками Ковдою и Песьей Деньгою, впадающими слева в р. Сухону. В церкви Вознесения находится чудотворная икона Бож. Матери, принесенная сюда преп. Феодосием, против образа, на возвышении, покоятся открыто мощи его в кипарисной раке, обложенной серебром. При раке сохраняются: железная шапка из двух полос, сложенных крестообразно с обручем вокруг головы, железные четки и три железные вериги. 95. Преп. Вассиан Тиксненский, крестьянин деревни Бурцова, Тотемского уезда, по имени Василий, ремеслом портной, постригся в Суморинской обители. Проведя несколько лет в трудах и послушании, он перешел, с благословения своего духовного отца, для безмолвия, на р. Тиксну и там поселился при церквах Спаса и св. Николая, отделенных от селений реками и озером Семенковым. Сперва жил он здесь на паперти храма, потом упросил причт и окрестных жителей уступить ему место в 20 саженях от храма для хижины. Ему поставили келлию и он начал уединенно подвизаться в посте и молитве. Это было в 1594 году. Он приходил в храм на каждую службу его, а в келье совершал иноческое правило. По благословению наставника своего возложил он на тело свое вериги, на плечи – цепь, на чресла – железный обруч, на голову – под куколем железную шапку. В таком одеянии подвизался он 13 лет. Скончался 12 сентября 1624 года. По кончине его, на месте его подвигов, устроилась обитель в честь нерукотворной иконы Спасителя. Почитание преп. Вассиана началось с моровой язвы 1647 года, когда у гроба его многие получили исцеление. Обитель преп. Вассиана, в 50 верстах от Тотьмы к западу, давно закрыта. Мощи его почивают под спудом, в бывшей монастырской, а ныне приходской церкви села Спасского-Тиксненского. Глава X. Ветвь Суздальская 96. Дионисий Суздальский , в мире Давид, с молодых лет посвятил себя на служение Богу. Он пришел в Нижний Новгород из Киева, принес с собою список с Печерской иконы Божией Матери и по примеру Киевских подвижников выкопал себе пещеру на берегу р. Волги, в 3 верстах от Нижнего Новгорода. Сначала он жил здесь один отшельником, а потом, когда собрались к нему искатели безмолвия (около 1335 г.) основал здесь монастырь в честь Вознесения Господня. Обширным знанием правил веры и строгою подвижническою жизнию, Дионисий приобрел себе всеобщее уважение. Современники видели в нем мужа кроткого, рассудительного, знающего Святое Писание, учительного, славного постничеством и исполненного любви ко всем. Под опытным его руководством воспитались в иноческой жизни великие подвижники: Евфимий Суздальский и Макарий Унженский.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Тем же убо толик имуще облежащ нас облак свидетелей веры и благочестия в приснопамятных предках наших, святых угодниках Вологодских, терпением да течем и мы на предлежащий нам подвиг спасения, взирающе на скончание жительства и подражающе вере их. Алфавитный указатель святых Авксентий преподобный Перцевский Аврамий пр. Печенский Агапит пр. Маркушевский Александр пр. Куштский Амфилохий пр. Глушицкий Андрей праведный Тотемский Антоний епископ Вологодский Антоний пр. Заоникиевский Арсений пр. Комельский Василий Христа ради юродивый Каменьский Василий Христа ради юродивый Сольвычегодский Вассиан пр. Тиксненский Галактион преподобно-мученик Вологодский Герасим пр. Вологодский Герасим епископ Великопермский Григорий пр. Пельшемский Григорий пр. Авнежский Димитрий князь Углйчский Димитрий пр. Прилуцкий Димитрий пр. Цылибинский Дионисий пр. Глушицкий Евфимий пр Сямженский Игнатий пр. Прилуцкий (князь Иоанн) Иннокентий пр. Комельский Иродион Христа ради юродивый Сольвычегодский, Иоанникий пр. Заоникиевский Иоанн Христа ради юродивой Устюжский Иоанн Христа ради юродивый Сольвычегодский Иоанн праведный Устюжский Иона епископ Великопермский Иоасаф пр. Каменский Иосиф пр. Заоникиевский Кассиан игумен Комельский Кассиан пр. Авнежский Кассиан пр. Каменский (в житии Иоасафа) Киприан пр. Устюжский Кирилл праведный Вельский (Важеский) Кирилл пр. пустынник Коприй пр. Печенгский Корнилий пр. Комельский Лаврентий пр. игумен Комельский Леонид пр. Устьнедумский Логгин пр. Коряжемский Макарий пр. Глушицкий Максим праведный Тотемский Марко пр. Белавинский Мария праведная Устюжская Михаил Христа ради юродивый Сольвычегодский Нифонт пр. Телеговсккий Онуфрий пр. Катромский Онуфрий пр. Перцевский Павел пр. Обнорский Пахомий пр. иже на езерЬ Петр чудотворец Каменский (в житии Иоасафа) Петр иерей Черевковский Питирим епископ Великопермский Прокопий Христа ради юродивый Устюжский Прокопий праведный Устьянский Сергий пр. Нуромский Сергий пр. Малопинежский Симон пр. Воломский Симон пр. Сойгинский Стефан епископ Великопермский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010